это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3204087
Ознакомительный фрагмент работы:
- Разработчики
Начало морфологической классификации положил Фридрих Шлегель
(1772-1829). Сопоставив санскрит, древнегреческий, латынь и современные
тюркские языки, он выделил два языковых типа – флективные и
аффиксирующие (сейчас аффиксирующие называются агглютинирующими).
Разделение языков на флективные и аффиксирующие Ф. Шлегель делал,
исходя из наличия или отсутствия изменения корня.
Брат Ф. Шлегеля Август-Вильгельм Шлегель (1767–1845) добавил в
классификацию аморфный тип, а во флективных языках показал
синтетический и аналитический подтипы. В. Гумбольдт (1767-1835) описал
четвертый тип – инкорпорирующий. Важным открытием Гумбольдта стало
указание того, что чистых типов не существует. Все языки используют
разную технику, отдавая преимущественное предпочтение одной.
В 1860-х гг. А.Шлейхер, выделявший в целом те же классы языков,
рассматривал их как исторические этапы развития языкового строя от
изоляции к флексии. Шлейхер разделил языковые элементы на выражающие
значение (корни) и выражающие отношение (последние он считал наиболее
существенными для определения места языка в типологической
классификаци.
Типологическая/морфологическая классификация делит все языки мира
по способу выражения формообразующих и словоизменительных значений
на четыре класса – изолирующие (аморфные), агглютинативные,
инкорпорирующие (полисинтетические) и флективные.
- Флективные языки
(название произошло от латинского слова «flexio», которое
переводится как «сгибание»). Их отличительными чертами являются
выполнение морфемами нескольких функций, большое число типов
спряжений и склонений, наличие фузии (способ соединения морфем, при
котором фонетические изменения на стыке морфем делают неочевидным
место морфемной границы; так, русское слово «мужицкий» образовалось
посредством соединения основы «мужик», суффикса «ск» и окончания «ий»,
но сегментация на отдельные морфемы вызывает затруднения: либо «мужиц-
к-ий», либо «мужи-цк-нй»), фонетических чередований.
К данной категории относится большинство афразийских и
индоевропейских языков (в частности, русский язык). Для них характерны
полифункциональность грамматических морфем, фонетически не
обусловленных изменений корня.
Например, прилагательное «красивый» имеет окончание «ый»,
которое указывает нам на мужской род, именительный падеж и
множественное число одновременно. Таким образом, одна морфема – три
значения. Возьмем другой пример: существительное «книга», окончание
«а» несет значение женского рода, единственного числа и именительного
падежа. Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык является
флективным. Другими примерами языков флективного типа может быть
немецкий или латинский, а так же большинство известных нам языков
индоевропейской семьи, в частности, все языки славянской группы.
- агглютинативные языки
характеризуются таким языковым явлением, как агглютинация. Это
понятие произошло от латинского слова «agglutinatio», которое по-русски
означает «приклеивание, склеивание». Таким образом, агглютинация
представляет собой способ словообразования и словоизменения, при котором
к корню (основе) слова присоединяются («приклеиваются») грамматически
однозначные аффиксы, выражающие падежные, числовые и другие значения.
В агглютинативных языках один аффикс выражает одно грамматическое
значение. При необходимости употребить форму с несколькими
грамматическими значениями происходит последовательное приклеивание
аффиксов: турец. at ‘лошадь’, atlar ‘лошади’, где lar – аффикс множественной
числа, atlarda ‘на лошадях’, где da – падежный аффикс.
Кроме слово- и формообразовательной системы, агглютинативные
языки отличаются единым типом спряжения и склонения, отсутствие
значимых чередований и фонетически не обусловленного алломорфизма.
Языками этой категории, в частности, являются языки тюркской языковой
семьи.
Для них характерны развитая система словообразовательной и
словоизменительной аффиксации, отсутствие фонетически не
обусловленного алломорфизма (вариантная фонетическая форма морфемы ,
или единица значения, которая изменяется по звучанию и написанию без
изменения значения), единый тип склонения и спряжения, грамматическая
однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований; например
тюркские и банту языки.
Ярким примером языков данной группы является японский,
башкирский или татарский. Разберем на примере: татарское слово «
хатларында», что в переводе значит «в его письмах» состоит из данных
морфем: «хат» – «письмо», «лар» – морфема со значением множественного
числа, «ын» – морфема третьего лица, «да» имеет значение местного
падежа. То есть, каждая морфема имеет лишь одно значение. Другой яркий
пример из башкирского языка: слова «баш», которое переводится как
«голова» имеет значение именительного падежа, единственного числа.
Добавляем к нему морфему «лар» – «баш-лар» и теперь это значит
«головы», то есть морфема «лар» имеет единственного значение –
множественное число.
-аморфные/изолирующие языки
называются аморфными, что произошло от греческого слова
«amorphos», которое переводится как «бесформенный». Характерными
чертами этих языков являются отсутствие словоизменения (то есть
парадигмы словоформ конкретного слова), грамматическая значимость
порядка слов в предложение (то есть изменение мест слов изменит значение
высказывания), незначительное противопоставление знаменательных
(самостоятельных) и служебных частей речи.
Изолирующие (аморфные) языки – языки без служебных морфем, с
чистыми корнями. На этом основании такие языки сначала назвали
аморфными, т.е. бесформенными. В. Гумбольдт отверг данный термин.
Формы (грамматики) у языка не может не быть. Просто слова изолирующего
языка не имеют привычных европейскому сознанию грамматических форм.
Без контекста невозможно определить, какой частью речи является слово. В
китайском языке слово ta может быть существительным (величина),
прилагательным (великий), глаголом (увеличивать) и наречием (очень).
Грамматические значения в китайском выражаются интонацией, порядком
слов.
К изолирующим относятся практически все языки юго-восточной
Азии, кроме агглютинативного малайского: китайский (классический, или
древнекитайский), вьетнамский, лаосский, бирманский. Обычно называют
изолирующим тибетский язык, но и в письменных памятниках всех эпох, и в
современном тибетском наблюдаются черты агглютинации. Значительную
степень изолированности приобрели имена существительные и
прилагательные в современном английском языке, однако разветвленная
система глагольных времен делает его флективным.
- инкорпорирующие /полисинтетические языки
Характеризуются таким способом синтаксической связи, как
инкорпорация (произошло от латинского слова «incorporatio», которое
переводится как «включение в свой состав»). Она представляет собой
отсутствие формальных признаков взаимосвязи слов в предложении –
определяющее значение имеет количество и порядок слов.
Инкорпорирующие языки называют еще полисинтетическими, потому
что в них всё грамматическое содержание предложение иногда оформляется
на базе одной глагольной основы. К ней в определенном порядке
присоединяются агглютинативные глагольные аффиксы, т.е. каждый аффикс
выражает лишь одно грамматическое значение.
Примерами этих языков являются чукотско-камчатские языки и языки
индейцев Северной Америки. На чукотском языке ты- нмы-ркын означает
‘убиваю’, где основа нмы ‘убивать’, ты – глагольный префикс 1-го лица,
ркын – глагольный постфикс настоящего времени. о еще не инкорпорация.
В такое слово могут вставляться грамматически неоформленные корни:
ты-ата-каа-нмы-ркын ‘я жирных оленей убиваю’, Здесь глагол разорван
вставками (инкорпорациями) других слов: ата ‘жир’, каа ‘олень’.
Буквально на русский язык это можно перевести так: Я-жир-олень-
убиваю. На ацтекском языке (нуатль) предложение ‘Я ем мясо’ звучит Ни-
нака-ква, где ни ‘я’, накатль ‘мясо’, ква ‘есть’. Буквально это нечто вроде Я-
мяс-ем.
Инкорпорирование может быть практически без грамматического
оформления. Например, фраза на юкагирском языке аса-мидьул-соромох
означает буквально «олень-взятие-человек». Единственным грамматическим
аффиксом здесь является показатель определенности предмета в слове
соромо-х ‘человек’.
Для них характерна возможность включения в состав глагола-
сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения),
иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ, глагол
может согласоваться одновременно с несколькими членами предложения.
Список литературы
1.Баранникова, Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Л.И.
Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.
2. Гумбольдт, В. О различии организмов человеческого языка и о
влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода:
Введение во всеобщее языкознание. Пер. с нем. / В.фон Гумбольдт. - М.: КД
Либроком, 2019. - 376 c.
3. Кодухов, В.И. Общее языкознание: Учебник / В.И. Кодухов;
Предисл. И.А. Цыганова. - М.: КД Либроком, 2013. - 304 c.
4.Поливанов, Е.Д. Введение в языкознание / Е.Д. Поливанов. - М.: КД
Либроком, 2015. - 232 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!