это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3206250
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Роль системы государственного управления транспортом в России 4
2. Состав Министерства управления транспортом 5
3. История управления транспортной системы России 6
4. Развитие системы управления отечественным транспортом 8
5. Особенность управления транспортной системы России 10
6. Развитие транспортной системы России 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйства и
играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном
строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность
промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие
товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К
транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии и
картографии.
Для большинства видов транспорта характерна высокая степень
централизации управления, что обусловлено значением и особенностями
деятельности управляемых объектов.
Правительство РФ решает узловые вопросы развития транспортного
комплекса и его отдельных отраслей, технической оснащенности
административно-организационной базы функционирования транспорта
федерального значения. В субъектах Российской Федерации вопросы
регионального транспорта отнесены к ведению правительств, губернаторов
или глав администраций.
Цель работы изучение истории развития системы управления
автомобильным транспортом в России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть роль и состав системы государственного управления
транспортом в России.
2. Рассмотреть историю управления транспортной системы России.
3. Изучить аспекты развития системы управления отечественным
транспортом.
4. Изучить особенность управления транспортной системы России.
5. Изучить историю развития транспортной системы России.
1. Роль системы государственного управления транспортом в России
Транспорт является одной из важнейших отраслей народного
хозяйства, обеспечивающих основополагающие условия жизнедеятельности
общества. Она играет роль цементирующего фактора различных сфер
хозяйства, обеспечивая производство и обращение продукции
промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства,
потребности населения в перевозках.
Транспорт представляет собой достаточно сложную
структурированную систему, в рамках которой функционируют шесть видов
транспорта и дорожное хозяйство. Каждый из них обладает существенными
особенностями, которые не могли не сказаться на организации управления
всей системой. Система государственного управления транспортом является
одной из подсистем управления обществом, обладающая внутренней
организацией, функциями, свойствами и связью с другими системами.
Государственное управление транспортом можно определить, как
планомерную, непрерывную деятельность органов государственной власти,
направленную на создание и обеспечение своевременности и качества
морских, речных, воздушных, железнодорожных и автомобильных
перевозок. Эта деятельность проявляется в исполнительно-распорядительном
по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые
хозяйствующие объекты.
Рассматривая систему государственного управления в области
транспорта, можно отметить, что она является трехуровневой. В
соответствии с Конституцией РФ, федеральные пути сообщения находятся в
ведении Российской Федерации, т.е. на уровне правительства РФ происходит
организация государственного управления транспортом. На следующем
уровне организация управления транспортом осуществляется органами
исполнительной власти субъектов РФ, здесь можно выделить департаменты
или министерства транспорта соответствующих субъектов Федерации. А на
муниципальном уровне совершается не государственное управление, а
местное, выраженное в транспортном обслуживании населения
муниципального образования.
Современная система государственного управления транспортом в
России построена с учетом основных направлений административной
реформы и осуществляет свою деятельность с помощью специальных
федеральных органов исполнительной власти:
Министерства транспорта РФ;
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
федеральных агентств.
Перечисленные федеральные органы исполнительной власти
выполняют свои специфические функции. Министерство транспорта РФ
вырабатывает государственную политику в области транспорта и регулирует
транспортную деятельность нормативно-правовыми актами. Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор в
своей сфере деятельности. Федеральные агентства оказывают
государственные услуги, касающиеся транспортной деятельности и
управления государственным имуществом в сфере соответствующих видов
транспорта.
2. Состав Министерства управления транспортом
В состав Министерства транспорта в России входят различные органы
государственного управления, такие как службы, департаменты и инспекции.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в
ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет
свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
Федеральные агентства находятся в ведении Министерства транспорта
Российской Федерации и осуществляют свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
До появления этих трех звеньев, государственное управление
транспортом осуществляло Министерство путей сообщения Российской
Федерации, которое Указом Президента Российской Федерации от 9 марта
2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» было упразднено. Функции упраздненного министерства были
переданы вышеперечисленным федеральным органам исполнительной
власти.
3. История управления транспортной системы России
Министерство путей сообщения насчитывает 150-летнюю историю
своего существования: 15 июня 1865 г. Император Александр II издал Указ
об учреждении Министерства путей сообщения России (МПС). После
Октябрьской революции на смену МПС пришел Народный комиссариат
путей сообщения (НКПС), а в 1946 г. он был преобразован в Министерство
путей сообщения СССР, которое просуществовало до 1992 г.
Следует отметить, что все значимые исторические перемены в
развитии России связаны с различными вехами в развитии транспорта:
водного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного. Однако при
этом главная функция транспортной системы заключена в обеспечении
единства федеральных и региональных рынков, формировании единого
экономического пространства, обеспечении внутренней миграции населения.
Без хорошо развитой транспортной инфраструктуры возникают сложности в
обеспечении структурной перестройки экономики и выхода на траекторию
экономического роста.
В разных странах, вследствие природно-географических особенностей
и экономических возможностей, по-разному формируется структура
транспортных перевозок.
Автомобильный транспорт России занимает существенный удельный
вес в перевозке пассажиров и грузов, он обеспечивает 68% перевозимых
грузов и 71% пассажиров. Дальнейшее развитие автомобильных перевозок во
многом определяется состоянием дорожной сети, в частности,
автомобильных дорог. Автомобильные дороги относятся к тем звеньям
транспортной сети, без необходимого количества и качества которых
невозможно функционирование (за редким исключением) ни одной отрасли
народного хозяйства. Наличие дорог оказывает комплексное влияние на
экономическое развитие за счет снижения издержек и на социальную
устойчивость как отдельных регионов, так и страны в целом.
Дорожная сеть России - это ее национальное богатство, которое
необходимо беречь, развивать и эффективно использовать. Однако в целом в
России до сих пор нет сети федеральных дорог, связывающих все регионы
страны. Нормативным требованиям по качеству соответствует около 38%
автодорог федерального значения. Как подчеркивается в «Транспортной
стратегии РФ на период до 2030 года», федеральные автомобильные дороги
исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной
загрузки эксплуатируется почти 27% дорог федерального значения. Местная
дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных
перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение
автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту
объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт
автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При
увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог
общего пользования на 15% автомобильный парк вырос почти более чем в
1,7 раза.
4. Развитие системы управления отечественным транспортом
Систематическая деятельность правительства в области путей
сообщения началась при Петре I. В 1718 г. была создана Коммерц-коллегия,
которая наряду с торговлей занималась водными путями и грунтовыми
дорогами. Первый самостоятельный орган государственного управления
транспортом России - Департамент водяных коммуникаций при Сенате - был
учреждён в 1798 г.
Централизация в области руководства транспортом страны была
окончательно закреплена в 1829 г. указом о преобразовании Управления
водяными и сухопутными сообщениями в Главное управление путей
сообщения.
После многократных изменений структур управления транспортом в
1921 г. было принято важное правительственное постановление об
объединении всех железнодорожных, внутренних водных и морских путей
сообщения на территории РСФСР в общую всероссийскую сеть путей
сообщения и создании единого Народного комиссариата путей сообщения
РСФСР. В состав НКПС вошли четыре центральных управления:
1. центральное управление железнодорожного транспорта;
2. центральное управление речного транспорта;
3. центральное управление морского транспорта;
4. Центральное управление местного транспорта, ведающее
автомобильным, гужевым и трамвайным транспортом, а также всеми
погрузочно-разгрузочными работами и экспедиционным обслуживанием
клиентуры.
В 1931 году реорганизация была продолжена, из НКПС был выделен
морской и речной транспорт и все портовые хозяйства. Образовался
самостоятельный общесоюзный Народный комиссариат водного транспорта.
С началом Великой Отечественной войны система управления
транспортом страны была перестроена в соответствии с нуждами военного
времени. Руководящую роль в использовании транспортных мощностей стал
играть Государственный комитет обороны, в составе которого в феврале
1942 г. был создан специальный орган Транспортный комитет во главе со
И.В.Сталиным. Железные дороги были переведены на военное положение.
В 1956 г. союзное Министерство речного флота было реорганизовано в
Министерство речного флота РСФСР, а в других союзных республиках в
управления при Совете министров СССР.
Реструктуризация экономики в период 1990 - 2000 гг. сопровождалась
серьёзными изменениями в организации управления транспортной системой.
Государственное управление транспортом оказалось в ведении двух органов
- Министерства транспорта и Министерства путей сообщения СССР.
Очередная реорганизация Минтранса России была проведена в 1996 г.
Из структуры Минтранса был выведен воздушный транспорт с образованием
Федеральной авиационной службы, и дорожное хозяйство с образованием
Федеральной дорожной службы. Была образована также Федеральная служба
России по регулированию естественных монополий на транспорте.
В 2001 г. Правительством РФ была одобрена Концепция развития
структурной реформы железнодорожного транспорта.
В 2004 году принципиально изменилась система государственного
управления на всех видах транспорта и в целом по всей стране. С выходом
Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти» страна вступила в полосу
реформирования и формирования новых структур управления. В
соответствии с Указом образована Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта, которой переданы функции по контролю и надзору
упразднённых Министерства путей сообщения РФ и Министерства
транспорта РФ.
Приказом Минтранса России от 31.12.2020 г. № 585 утверждена новая
структура центрального аппарата Министерства транспорта РФ.
5. Особенность управления транспортной системы России
Спецификой транспорта является нематериальный характер
производимой продукции, поэтому основная задача транспорта - оказание
услуг по перевозке грузов и пассажиров при обеспечении непрерывного
процесса их перемещения. В рыночных условиях для качественного
осуществления перевозочного процесса по автодорожной сети недостаточно
наличия автодорог, необходима и развитая дорожная инфраструктура.
Условием формирования дорожной сети выступает спрос и
предложение. Предложение формирует спрос за счет ассортимента
произведенных товаров (и уровня цен). В свою очередь спрос, как
общественная потребность, определяет объем и структуру товарного
предложения. Пропускные возможности дорожных сетей формируют в
значительной мере предложение, а спрос формирует потоки товарных
поставок, и все это происходит на инфраструктурном автотранспортном
рынке. Этот рынок связан наличием сети автодорог, автокомпаниями и
грузоотправителями, хорошо отработанной логистикой, налаженной
системой обслуживающей дорожной инфраструктуры.
Характеристики технических и эксплуатационных параметров
автодорог, искусственных сооружений, объектов дорожного сервиса
обусловливают качество дорожной инфраструктуры. Развитая дорожная
инфраструктура кроме искусственных сооружений, предназначенных для
движения транспортных средств, подразумевает наличие объектов
дорожного сервиса. Российская автодорожная сеть обеспечена объектами
дорожного сервиса хуже, чем дорожные сети зарубежных стран. Это
уменьшает скорость доставки грузов, следовательно, снижает
конкурентоспособность автомобильных дорог.
6. Развитие транспортной системы России
На Первой всемирной конференции по безопасности дорожного
движения отмечалось что, несмотря на то что развитие транспорта оказывает
благоприятное влияние на общественное благосостояние, транспорт также
создает многочисленные риски, связанные со здоровьем населения и
экономическим ущербом. Как отмечают эксперты Всемирного банка (ВБ),
такие факторы, как ухудшение качества дорожного покрытия, аварийное
состояние транспортных средств, равно как и плохое поведение водителей,
стало причиной угрожающего темпа роста травматизма и смертности в
результате ДТП.
Следует отметить, что правительство РФ предпринимает существенные
меры по решению транспортных проблем России и, в частности, проблем
автомобильных дорог. Их строительство ведется в соответствии с ФЦП
«Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.), подпрограмма
«Автомобильные дороги». Срок существовавшей программы «Модернизация
транспортной системы России (2002-2010 гг.)» продлен на период до 2020 г.,
а также изменено ее название на «Развитие транспортной системы России
(2010-2020 Гг.)».
ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2020 гг.) следует
рассматривать как важнейший этап реализации более общего и
долгосрочного документа - «Транспортной стратегии России до 2030 г.».
Согласно Транспортной стратегии, за годы ее реализации общий объем
капитальных вложений с учетом налога на добавленную стоимость
оценивается в 89,2-106,5 трлн руб. по инновационному варианту и в 63,6-72,8
трлн руб. по базовому (консервативному) варианту. В Транспортной
стратегии на период до 2030 г. обозначены задачи обеспечения граждан и
экономики современными транспортными услугами. Транспортная стратегия
определяет позицию государства по созданию условий для социально-
экономического развития, прежде всего в целях повышения качества
транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих
от транспорта, усиления инновационной, социальной и экологической
направленности развития транспортной отрасли.
Реализация мероприятий по развитию дорожного хозяйства в 2010-
2030 гг. позволит достичь следующих результатов:
увеличения плотности дорожной сети общего пользования с 54,9
км в 2011 г. до 80,1 км на 1000 км 2 территории в 2030 г.;
увеличения протяженности автомобильных дорог общего
пользования с 928 тыс. км в 2012 г. до 1385,8 тыс. км в 2030 г.;
увеличения ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего
пользования (нарастающим итогом) с 0,3 тыс. км в 2011 г. до 62 тыс. км в
2030 г.
Важной составляющей системы государственного управления
транспортом является нормативная база, закрепляющая структуру
федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и
организацию управления транспортной деятельностью. Ее основу
составляют Конституция РФ, транспортные кодексы и уставы, федеральные
законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
В то же время анализ таких элементов государственного управления
транспортом, как программ, имеющихся стратегических разработок, а также
правовой базы, показал, что все они слабо взаимосвязаны друг с другом.
Государству в сфере управления и регулирования транспортом
необходимо ориентироваться на такую стратегическую цель, как содействие
экономическому росту и повышению благосостояния населения страны через
доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение
географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.
Для реализации данной стратегической цели необходимо решение
следующих задач:
Развитие эффективно функционирующей транспортной
инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное движение потоков, снижение
транспортных издержек.
Повышение доступности услуг транспортного комплекса для
всех слоев населения в разных регионах страны.
Реализация транзитного потенциала страны.
Повышение безопасности и устойчивости транспортной системы.
Улучшение инвестиционного климата.
На решение этих главных задач и должно быть ориентировано
государственное управление транспортом.
В стратегии обеспечения России дорогами, их строительство и
формирование также следует увязывать не только с перспективной схемой
развития производства и направлением миграционных потоков внутри
страны, но и со стратегией развития автопрома до 2030 г., которая
определяет емкость внутреннего рынка автомобилей и, естественно, с
реальными возможностями бюджетов всех уровней: федерального,
регионального и муниципального.
Заключение
С учетом масштабов России и географической удаленности отдельных
ее территорий от политических и экономических центров страны развитие
транспортной инфраструктуры - это больше, чем экономическая задача. Ее
решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но и в целом
на обеспечение единства страны, как отметил Президент РФ в своем
Послании Федеральному Собранию РФ. Оптимизация транспортной системы
России является общегосударственной задачей. Принятые законодательные
акты прямо указывают на это. Послание определяет пути модернизации
важнейших элементов транспортной инфраструктуры. Направлениями
совершенствования становятся: строительство новых и совершенствование
существующих транспортных объектов (трубопроводы, дороги, порты),
разработка механизма государственного контроля за строительством в этой
сфере, предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня. Таким
образом, можно заметить, что задачи эти решаются и проблем в
функционировании транспортной системы становится меньше.
Список использованной литературы
1. Ковалев, Н.Р. Закономерности развития транспортной
инфраструктуры / Н.Р. Ковалев //Системные исследования региональных
транспортных проблем, 2019. - № 13. - 112 с.
2. Лившиц, В.Н. Транспорт за 100 лет / В.Н. Лившиц// Россия в
окружающем мире, 2020. - № 8. - С. 51-109.
3. Максимов, А.Б. Транспортная инфраструктура регионов / А.Б.
Максимов // Известия Иркутской государственной экономической академии,
2019. - № 1. - С. 30-33.
4. Рубец, А.Д. История автомобильного транспорта России / А.Д.
Рубец. - М.: Эксмо, 2018. - 89-183с.
5. Халтурин, Р.А. Система государственного управления
транспортом в России / Р.А. Халтурин // Вестник Института экономики РАН,
2020. - № 3. - С.64-72.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!