Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологическая безопасность личности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3220900

500 руб.

Просмотров
1094
Размер файла
1.62 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Тема курсовой работы «Психологическая безопасность личности»
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных
научных подходов рассматриваются психологическая безопасность личности
что очень важно в современных условиях мира наполненного стрессовыми
ситуациями.
Актуальность работы состоит в том что безопасность - состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз. Она включает в себя
соблюдение гражданских прав и свобод человека и, в частности, ребенка,
среди которых есть право на жизнь и ее защиту, на безопасность и получение
образования. Недостаточное удовлетворение потребности в безопасности
(как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по
предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного
воздействия
Актуальность работы состоит в том что безопасность включает в себя
жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение
которых надежно обеспечивает существование и возможности
прогрессивного развития личности ребенка.
Актуальность работы состоит в том что безопасность косновным
объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство,
осуществляющее функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей.
Целью работы было рассмотреть психологическую безопасность
личности, отметить её роль в развитии школьников нашей страны.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного
решения исследовательских задач, включающих в себя:
- общая характеристика понятия «психологическая безопасность»
- определение основных направлений и особенностей подходов к понятию
«психологическая безопасность»;
- изучение функций и компонентов психологической безопасности;
- рассмотрение видов психологической безопасности;
- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о
психологической безопасности личности в условиях образовательного
процесса
- исследование психологической безопасности образовательной среды;
- выявление особенностей психологической безопасности педагога и
школьника;
- осмысление условий обеспечения психологической безопасности личности
в условиях образовательного процесса.
Объектом исследования является – психологическая безопасность.
Предметом исследования является психологическая безопасность
личности.
При комплексном изучении темы автором были использованы такие
методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение.
Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и
источников по исследуемой проблеме.
Практическая значимость работы состоит в создании научно-
достоверной картины психологической безопасности личности. В работе
рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств,
которые имеют отношение к возможностям выявить закономерности ее
развития и совершенствования.
Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из
двух разделов раскрывающих тему исследования, введения заключения,
списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика понятия «психологическая

безопасность»

1.1. Основные подходы к понятию «психологическая безопасность»

Содержание понятия «психологическая безопасность» в общем видео
можно обозначиться как состояние защищенности индивидуальной,
групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных
субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и
функциональной организации ото воздействия информационных факторов,
вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами,
речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или
препятствуют оптимальному функционированию государственных и
социальных институтов российского общества и человека какао
полноправного и свободного гражданина
Писарь О.В. в своей статье пишет про то, что психологическую безопасность
личности можно рассматривать какао состояние защищенности ее психики,
ото действия многообразных информационных факторов, препятствующих
или затрудняющих формирование и функционирование адекватной
ориентировочной основный социального поведения человека (и в целом,
жизнедеятельности в обществе, а также адекватной системный его
субъективных (личностных, субъективность-личностных) отношений к
окружающему миру и самому себе [11].
В более общем видео психологическая безопасность личности - этот
состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность какао
активного социального субъекта и возможностей развития в условиях
информационного взаимодействия с окружающей средой.
Выделение психологической безопасности личности (в данном случаем
понятие личность употребляется в общем видео в качественно
синонимичного понятия человека какао самостоятельного активного
социального субъекта) изо общей проблематики информационной и
психологической безопасности в качественно самостоятельного направления
определяется следующими основными причинами
Воз-первых, в связист с переходом к информационному обществу
(информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением
содержания и структурный информационных потоковый и всей
информационной среды многократно усиливается ее влияние над психику
человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Этот определяет
необходимость формирования новых механизмов и средство выживания
человека какао личности и активного социального субъекта в современном
обществе;
Воз-вторых, взаимодействие психики человека с информационной
средой отличается качественной спецификой и нет имеет адекватных
аналоговый в информационном взаимодействии других биологических
структура, технических, социальных и социотехнических система;
В-третьих, основной и центральной "мишенью" информационного
воздействия является человек, егоза психика. Именной от отдельных
личностей, ихний взаимосвязей и отношений зависит нормальное
функционирование социальных субъектов различного уровнять сложности,
любых общностей и социальных организаций - ото малой группы дог
населения страдный в целом.
Смык Ю.В. пишет про то, что источником психологической
безопасности развивающейся личности выступает среда, в которой взрослый,
с одной стороны, является «организатором и управителем», а с другой –
частью этой среды [14]. С его точки зрения взрослый также является
единственно возможным носителем социальных образцов поведения,
передача которых ребенку может произойти только в реальных жизненных
связях и отношениях. И. А. Баева отмечает среду и ближайшее окружение
как важные условия и источники устойчивого развития ребенка. Только
полностью удовлетворенная потребность ребенка в зависимости, заботе и
помощи со стороны взрослого, в конечном итоге, приводит к независимости
и к способности обходиться без помощи.
Можно констатировать, что для Российской Федерации ХХI века
характерно акцентирование внимания на значимых позициях взрослого в
обеспечении защищенного развития ребенка.

1.2. Функции и компоненты психологической безопасности

Психологическая безопасность личности складывается из мер
непосредственной защиты психики личности и поддержания нормальных
социально-психологических отношений между людьми. Психологическая
безопасность человека охватывает не только внутренние, психические
процессы личности, но и иные, внешние условия, обеспечивающие
безопасность психики
К структурным компонентам психологической безопасности личности
обучающихся относятся устойчивость, сопротивляемость, переживание
защищенности и эффективность деятельности.
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска,
так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически
здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о
психологической безопасности или культуре психологической безопасности
во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим
основанием для выявления сущности функций психологической
безопасности в образовательной среде является характеристика
психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.
Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда
взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия,
имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов,
характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации 
участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и
коммуникативных характеристиках ее субъектов.
Современное развитие общества предусматривает повышение качества
образования за счёт формирования здоровья, социального благополучия,
психологической защищённости, защиты прав личности. В связи с этим
психологическая служба образования выступает гарантом обеспечения
психологической безопасности всех участников образовательного процесса.
Субботина Л.Ю.пишет про то, что психологическая безопасность
рассматривается как состояние образовательной среды, свободное от
психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей
в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость
среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё
участников. К психологическая безопасность также относятся состояние
психологической защищённости, способность человека и среды отражать
неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [13].
Психологическая безопасность является составной частью понятия
«качество жизни», детерминированного информационными, экономическими
и психологическими воздействиями внешней среды. Выделяют низкий и
высокий уровни психологическая безопасность. Психологическая
безопасность также рассматривается в виде целостной системы процессов,
результатом протекания которых является соответствие потребностей,
ценностей, возможностей субъекта отражённым характеристикам реальной
действительности. При этом различные компоненты системы (процессы,
образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант её развития
в целом и выполнять на разных этапах формирования психологическая
безопасность подчинённую или ведущую функции. представляет собой
сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой
выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными
требованиями к субъекту и его жизненными ориентациям
На наш взгляд, целесообразно выделять внешние и внутренние угрозы
психологической безопасности школьников.
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Физические:
1) неблагоприятные погодные условия;
2) недооценка значения закаливания, сокращение длительности
пребывания ребенка на свежем воздухе;
3) нерациональность и скудность питания, его однообразие и
плохая организация;
4) несоблюдение гигиенических требований к содержанию
помещений, и в первую очередь - отсутствие режима
проветривания;
5) враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к
игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление
пространства, необоснованные запреты на потребность в
движении и псевдозабота о безопасности ребенка;
Социальные:
1) манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб
позитивному развитию личности;
2) межличностные отношения детей с другими детьми. У
отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с
микросоциума;
3) интеллектуально-физическое и психоэмоциональные перегрузки
из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;
4) неправильная организация общения - преобладание
авторитарного стиля;
5) отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его
поведение в детском обществе.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА МОГУТ БЫТЬ:
1) привычки негативного поведения;
2) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
3) отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от
взрослого;
4) индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость
или привычка быть в центре внимания);
5) патология физического развития, например нарушение зрения,
слуха и т.д.
            Общим же источником угроз психологической безопасности
ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий
его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий - проще говоря, когда
взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому
взрыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в
состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его
психологической безопасности могут проявляться:
–         в трудностях засыпания и беспокойном сне;
–         в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не
утомляла;
–         в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот,
повышенной агрессивности;
–         в рассеянности, невнимательности;
–         в беспокойстве и непоседливости;
–         в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что
ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним;
–         в проявлении упрямства;
–         в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь,
слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда,
наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
–         в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе
участвовать в играх сверстников;
–         в игре с половыми органами;
–         в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
–         в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться
симптомах ожирения;
–         в повышенной тревожности.
Анализ и обобщение научных источников, рассматривающих разные
аспекты ПБ, позволяет расширить перечень внешних угроз. Описывая их,
соотнесём выявленные нами составляющие феномена ПБ с последствиями её
нарушения: 
1) последствия нарушений информационной составляющей ПБ:
информационная неадекватность в поведении, познавательной активности и
профессиональной деятельности человека; информационные стрессы и
дистрессы, информационные перегрузки; 
2) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ: потеря
трудоспособности, формирование внутренней картины болезни (ВКБ), уход в
болезнь, депрессия; 
3) последствия нарушений социальной составляющей ПБ: социальная
дезадаптация, социопатия, фобии: русофобия, ксенофобия и др.; 
4) последствия нарушений технической составляющей ПБ: снижение
производительности труда, несчастные случаи, производственный
травматизм, техногенные катастрофы; 
5) последствия нарушений экономической составляющей ПБ:
изменение социального статуса личности в обществе (безработица, потеря
смысла жизни, девальвация профессии); 
6) последствия нарушений политической составляющей ПБ: изменение
социальной ценности личности и независимости её жизнедеятельности; 
7) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ:
дидактогении, дидактопатии, школьная дезадаптация участников
образовательного процесса;
 8) последствия нарушений экологической составляющей ПБ: фобии:
радиофобия, онкофобия и др.;
 9) последствия нарушений юридической составляющей ПБ: потеря
доверия к государству, правоохранительным органам, криминализация
общества, чувство беззащитности, агрессивность, насилие над личностью; 
10) последствия нарушений личностной составляющей ПБ:
деиндивидуализация и саморазрушаемость личности, деградация.  
И. А. Баевой считает, что психологическая безопасность – важнейшее
условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его
психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, -
основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и
отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни:
овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить,
работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать
систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и
строить образ «Я» [4].
Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности
и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни
педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

1.3. Виды психологической безопасности

Психология безопасности личности – это новая и важная отрасль
психологической науки. Она сформировалась как отклик на потребности
современного общества, которое находится в состоянии нестабильных
социально-экономических условий, политических, демографических,
экономических кризисов, катастроф природного и техногенного характера.
Психология безопасности личности находится на этапе своего
методологического и содержательного становления, определяя свой предмет,
основные проблемы и направления развития.
Среди ее отраслей можно выделить следующие: безопасность
образовательной среды, личная безопасность, безопасный труд,
экономическая и информационная безопасность, безопасность
военнослужащих граждан и сотрудников высшей школы, безопасность
психологов и др.
Матяш Н.В. указывает что психология безопасности личности –
разнонаправленная, структурно сложная отрасль, ее следует рассматривать
как междисциплинарную область научного знания, имеющую признаки
полидетерминированности [8].
Под психологической безопасностью понимают состояние
образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия
во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в
личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость
среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее
участников.
В целях сохранения и укрепления психологической безопасности
образовательной среды необходимо создавать безопасные условия труда и
обучения при взаимодействии участников образовательного процесса.
Таким образом, можно выделить виды психологической безопасности в
образовательной среде:
1. Психологическая безопасность педагогического коллектива (в данном
аспекте осуществляется взаимодействие на уровне Взрослый----Взрослый).
2. Психологическая безопасность обучающихся (студентов) (в данном случае
взаимодействие строится на уровне Ученик-----Ученик).
3. Психологическая безопасность образовательного процесса (в данном
случае взаимодействуют как Взрослый----Ученик, так и Ученик-----
Взрослый).
Психологическая безопасность личности в образовательной среде
определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее
поколение (обучающихся) и взрослых
(педагогический коллектив) способны строить свою локальную (частную)
систему
безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач
развития
Психологическая безопасность неразрывно связана с определенными
характеристиками личности, которые формируют жизнестойкость и
способствуют ее развитию. К ним можно отнести личностную зрелость,
способность к рефлексии, адаптивность, навыки саморегуляции,
коммуникативные способности (умение взаимодействовать в коллективе,
тактичность, внимательность, уважительное отношение к другим, умение
оказывать и принимать помощь и др.).
Таким образом, в ходе изучения характеристики понятия
«психологическая безопасность» было установлено, что содержание понятия
«психологическая безопасность» в общем видео можно обозначить как
состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной
психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней
общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации
ото воздействия информационных факторов, вызывающих
дисфункциональные социальные процессы. К структурным компонентам
психологической безопасности личности обучающихся относятся
устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности и
эффективность деятельности.
Глава 2. Психологическая безопасность личности в условиях

образовательного процесса

2.1. Психологическая безопасность образовательной среды

Важное в развитии ребенка - необходимость безопасности (ощущение
желательности, любви к себе, защищенности от опасностей мира), если эта
потребность не будет удовлетворена, у ребенка может развиться
враждебность, которая проявится в чувстве беспомощности, страха, вины.
Безопасность относится к различным сферам жизни, включая
государственное образование. Значимы здесь процессы воспитания,
организация досуга, здоровья и отдыха, непосредственное нахождение в
образовательных учреждениях и так далее.
Обратимся к автору концепции психологической безопасности в
образовании Н.А. Баевой она выделяет два аспекта в структуре безопасной
образовательной среды [1].
- психологическая безопасность – образовательная среда, свободная от
проявлений психологического насилия в коммуникации участников.
Личность в ней реализует свои основные потребности личностно-
доверительного общения. Оно в свою очередь и обеспечивает
психологическую защищенность участников обучения и определяет
референтную значимость среды – делает ценным общение и образование для
личности;
- психологическая безопасность — это способность человека сохранять
устойчивость в среде с различным воздействием, сопротивляемость
разрушительным, негативным внутренним и внешним проявлениям.
Психологическая безопасность личности определяется через переживание,
субъективное ощущение защищенности или незащищенности в конкретной
жизненной ситуации.
На сегодняшний день в образовательном пространстве сохраняется
риск конфликтного взаимодействия, как и в любом виде общения, в любой
среде, не обходится без конфликтов. У каждого участника общения свои
собственные характерологические особенности, различается и не совпадает
актуальное психофизиологическое состояние. Левицкая Т.Е. указывает что в
зависимости от событий, случившихся в течение дня, от состояния здоровья
и самочувствия, ребенок приходит на занятия в определенном состоянии и с
разной степенью готовности воспринимать новую информацию от педагога.
Педагоги, имеющие достаточную психологическую подготовку, знания, опыт
и высокую степень эмпатийности, анализируют актуальное состояние
учебной группы перед началом занятия [5].
Задача – вывести детей на примерный единый уровень готовности к
занятиям, стабилизировать раздражение, гиперактивность и
гиперэмоциональность, повысить жизненный тонус замкнутых и
застенчивых детей, подбодрить, рассмешить, замотивировать провести это
занятие продуктивно, с удовольствием, научиться новому.
Состояние учебной группы можно представить в виде звукового поля –
если кто-то находится в резонансе, он выбивает из равновесия и созвучия
всех остальных. Педагог со своей директивной позиции, как дирижер,
управляет созвучием всего коллектива. Быть «на одной волне» с коллективом
– важное условие для ощущения себя частью социальной общности, это
определяет социальную принадлежность к группе. Учащемуся становится
легко и комфортно, когда он «в своей тарелке».
Еще один немаловажный фактор ощущения образовательной среды как
безопасной, это определённость и коллективные ритуалы. Чувство
тревожности снижается, когда ребенок знает, что его ждёт, куда он идёт, кто
там будет, как будет проходить занятие, как оно строится. Будь это танцы,
пение, музыка, художественное творчество или спорт – психологи равно
рекомендуют педагогам сформировать ритуалы в группе учащихся.
Например, необычное приветствие, прощание, обсуждение новостей,
приветствие учителя, придумать традиции празднования событий, дней
рождений, побед в конкурсах и т.д. В учебной группе проявление
неуважения, агрессии, пренебрежения, преуменьшения чужих успехов,
хвастовство должны пресекаться радикально. Запрет должен быть понятным,
т.е. не просто «нельзя», а «мы так не делаем, не ведем себя, не говорим,
потому что…». Учащийся в любом возрасте должен понимать причину
«наказания», общественного порицания. Например, младшей группе можно
объяснить «девочка с тобой не общается, потому что на прошлом занятии ты
толкнул её и не извинился, ей было больно и обидно твоё безразличие. Такой
поступок неприличен, поэтому сегодня дети не хотят с тобой сидеть рядом»
и т.п. То есть любая конфликтная ситуация может быть разобрана в группе,
прощена и забыта благодаря грамотным действиям и чуткости педагога.
Субботина Л.Ю. указывает что психологизация образовательной среды, цель
которой – сохранение и укрепление здоровья, создание безопасных условий
труда и учебы, а также защита практически от всех форм дискриминации –
это альтернатива агрессивной социальной среде» [13]. Занятия в
учреждении дополнительного образования должны стать для детей и
подростков лучшей альтернативой деструктивного времяпрепровождения,
пагубных привычек и маргинальных занятий. Именно поэтому задачей
педагогов, педагога-психолога становится сегодня обеспечение комфортного
нахождения учащегося в образовательном учреждении, в которое ему
захочется возвращаться снова и снова, общаться, заводить друзей,
реализовываться в творчестве, самосовершенствоваться и расти.
Субботина Л.Ю. Психология безопасности

2.2. Психологическая безопасность педагога и школьника

Психологическая безопасность педагога и школьника в отечественной
психологии и педагогике раскрывается через безопасность которой обладает
образовательная среда.
Марчукова С.Ф. указывает что о бразовательная среда определяется
как совокупность психолого-педагогического и пространственно-
предметного окружения, выступающая в качестве эффективного условия для
формирования и развития личности. При этом, психологическую сущность
приведенного выше понятия составляет «совокупность деятельностно-
коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-
воспитательного процесса» [6].
Направление личностной и социальной самоидентификации ребёнка
зависит от качества социального окружения. Важным критерием качествен-
ной образовательной среды, с позиций развития ребенка и реализации его
прав, является обеспечение психологической безопасности обучающихся.
Значительный уровень обеспечения психологической безопасности
развития личности обуславливается высоким качеством психолого-педаго-
гических условий, для реализации которых необходимо придерживаться
следующих правил: 1) педагог принимает во внимание права, свободы
обучающихся, помогает детям в реализации их потребностей; 2) функцио-
нирование системы отношений «учитель-ученик» строится на основе диа-
логической формы общения, в рамках достижения личностно-доверитель-
ных, равноправных и «помогающих» отношений в указанной системе
взаимодействия; 3) взаимодействие субъектов образовательного процесса
должно строится с точки зрения педагогической эмпатии, доброжелатель-
ности и искренности в общении с целью повышения и сохранения положи-
тельной самооценки воспитанников.
Все вышесказанное «порождает» чувство защищенности у школьника,
способствует реализации потребности в безопасности и эффективном
развитии.
В противном случае, образовательная среда предстает в качестве
локализованной социальной опасности. Школа может стать источником
депривации, что связано с появлением ситуации напряжения в системе
отношений «учитель-ученик». В качестве проявлений психологического
насилия могут выступать следующие действия педагога / школьного
товарища относительно воспитанника / сотоварища: «публичное унижение,
оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение
сделать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отно-
шение, недоброжелательное отношение».
Поведская Е. В. отмечает что ребенок вынужден переживать
длительную ситуацию несправедливости, что может привести к развитию
дидактогении, отказу от посещения школы или нахождения в классном
коллективе, а также к появлению проблемы отчуждения по отношению к
образовательному учреждению и, как следствие, к развитию социальной
пассивности в будущем [10].
Психологическую безопасность педагога и школьника мы
рассматривали по следующим диагностическим показателям: отношение к
образовательной среде, защищенность от психологического насилия,
удовлетворенность образовательной средой, психологическая безопасность
(в качестве итогового показателя).
Школьники позитивно настроены по отношению к образовательному
учреждению, в целом удовлетворены образовательной средой, большая их
определяет образовательную среду школы как защищенную от
психологического насилия со стороны учителей / одноклассников.
Положительная оценка позволяет сделать вывод о психологической
безопасности образовательной среды, ее комфортности для психического,
физического и социального развития обучающихся.
Можно сделать вывод, что школы в России реализуют все требования
по обеспечению и защите прав ребенка психологическая безопасность как
школьника обеспечивается педагогом. Личность школьника востребована и
свободна, все субъекты этой среды чувствовали защищенность и
удовлетворенность основных потребностей, является важным условием
функционирования «доброжелательной» школы.

2.3. Условия обеспечения психологической безопасности личности в

условиях образовательного процесса

В гуманистической психологии человеческая сущность определена как
изначально позитивная система, строящаяся на позициях психологического
здоровья и стремления к самосовершенствованию. Нормальное развитие
человека сопряжено с наличием зависимости между уровнем
удовлетворенности первичных потребностей и более высоким уровнем
реализации вторичных потребностей.
Первичной потребностью человека, удовлетворение которой
необходимо для достижения цели самореализации, является безопасность.
Испытывая чувство защищенности, человек концентрирует все силы на
достижении результативных показателей в процессе развития. В противном
случае, социальная и биологическая сущности человека сконцентрированы
на противостоянии ситуации напряжения, имеющей характер некой угрозы.
В связи с этим обеспечение физической, социальной и
психологической безопасности ребенка, развитие которого является
первостепенным вкладом в становление полноценной личности будущего
взрослого, является ключевым требованием системы нормативно-правовых
актов: Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка,
Конституции РФ, Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» и других официальных документов/
Писарь О.В. определяет то что психологическая защищённость -
устойчивое, эмоциональное, положительное состояние, основанное на
осознании личностью стабильной возможности удовлетворения своих
базовых потребностей; обеспечивается чувством принадлежности к
устойчивой социальной группе, личностными возможностями, реалистичным
уровнем притязаний [11].
Школа как социальный институт, производящий «сверхсложный
продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать
стабильные условия его производства и использовать технологии, которые
содержат минимальный риск нанесения вреда процессу формирования и
развития личности;
Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность
и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно
удовлетворять потребности развития, социализации и культурной
идентификации детей при обязательном соблюдении их безопасности.
Образовательная среда отражает особенности социальной, в которой
она формируется и развивается, но, в то же время, образовательная среда
определяется наличием специально организованных условий для развития
личности и становления профессионала. Эти условия представляют собой
совокупность конструктивных взаимоотношений участников
образовательного процесса, обеспечивающих позитивное развитие и
формирование их личности. Такие условия являются признаком
благоприятной среды, и один из ее значимых факторов – психологическая
безопасность.
Условия психологической безопасности, которым должна отвечать
система образования, направленная на обеспечение психологической
безопасности, следующие:
Развивающее образование, опора на него предполагает, что одной из
главных целей обучения является не личностное развитие, а развитие
физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер
сознания.
Психологической защищенности личности каждого участника
образовательной среды уделяется максимальное влияние. Применение этого
принципа предполагает устранение психологического насилия во
взаимодействии, а также развитие способности уважать права других,
одновременно отстаивая свои собственные. Каждый имеет доступный ресурс
психологической поддержки и защиту прав на безопасное взаимодействие.
Развития коммуникативных навыков, в частности ассертивных
(навыков уверенного поведения): умения утверждать свою точку зрения, не
ущемляя свободы и достоинства другого; достигать поставленных целей, не
проявляя агрессии; находить взаимовыгодные варианты решения проблем.
Развития умений, позволяющих личности осознанно выбирать свой
жизненный путь и самостоятельно решать появляющиеся задачи.
Создание этих условий позволяет создать положительный
эмоциональный фон во время занятий, поддерживать конструктивный стиль
общения преподавателей и учащихся, уважение и взаимную поддержку в
течение всего периода обучения.
Таким образом, анализируя проблему психологической безопасности
личности в условиях образовательного процесса, мы установили, что
психологическая безопасность личности в условиях образовательного
процесса обеспечивается системой психологической безопасности школы.
Это состояние, при котором всеми участниками образовательного процесса
обеспечивается:
1) комплексная системная защита каждого человека, как
обучающегося, так и работающего или контактирующего со школой в рамках
учебно-воспитательного процесса;
2) надежность функционирования и устойчивость развития школы;
3) защита ценностей, норм школы, достоинства обучающихся и
педагогов;

4) защита от любых видов психологического насилия.
Можно констатировать, что психологическая безопасность педагога и
школьника предполагает развитую психологическую культуру
обучающихся, значимость и ценность среды, в которой происходит общение,
отсутствие психологического насилия.

 

Заключение

В ходе изучения характеристики понятия «психологическая
безопасность» было установлено, что содержание понятия «психологическая
безопасность» в общем видео можно обозначить как состояние
защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и,
соответственно, социальных субъектов различных уровней общности,
масштаба, системно-структурной и функциональной организации ото
воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные
социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных
процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному
функционированию государственных и социальных институтов российского
общества и человека какао полноправного и свободного гражданина К
структурным компонентам психологической безопасности личности
обучающихся относятся устойчивость, сопротивляемость, переживание
защищенности и эффективность деятельности.
Можно констатировать, что человек чувствует себя в безопасности в
том случае, если ситуация безопасна объективно, а также у него есть личное
представление об отсутствии угрозы. Это отмечают все основные подходы к
понятию «психологическая безопасность». Современные ученые считают ее
обеспечение одним из главных компонентов в обеспечении безопасности
жизни человека и образовательного процесса в школе.
Практика показывает, что к структурным компонентам
психологической безопасности личности обучающихся относятся
устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности и
эффективность деятельности.
По материалам данного раздела работы можно сделать вывод, что
общая характеристика понятия «психологическая безопасность»
подразумевает что на практике психологическая безопасность для школьника
ощущается как: эмоциональный комфорт; возможность высказать свою точку
зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства;
возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений;
внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного
решения.
Анализируя проблему психологической безопасности личности в
условиях образовательного процесса, мы установили, что
психологическая безопасность личности в условиях образовательного
процесса обеспечивается системой психологической безопасности школы.
Это состояние, при котором всеми участниками образовательного процесса
обеспечивается:
1) комплексная системная защита каждого человека, как
обучающегося, так и работающего или контактирующего со школой в рамках
учебно-воспитательного процесса;
2) надежность функционирования и устойчивость развития школы;
3) защита ценностей, норм школы, достоинства обучающихся и
педагогов;
4) защита от любых видов психологического насилия.
Можно констатировать, что психологическая безопасность педагога и
школьника предполагает развитую психологическую культуру
обучающихся, значимость и ценность среды, в которой происходит общение,
отсутствие психологического насилия.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.

 

Список использованных источников и литературы

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды /
И.А. Баева.- СПб.: Алетейя, 2014. – 386 с.
2. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности / Г.Г. Вербина //
Вестник Чувашского университета. – 2013. – №4. – С. 196–202.
3. Кимберг А.Н. Психология безопасности личности: предмет и проблемы
в перспективе субъектного подхода / А.Н. Кимберг // Человек,
сообщество, управление. – 2020. – №1. – С. 72–82.
4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном
учреждении: практ. руководство / под ред. И. А. Баевой. – СПб.: Нева,
2006. 433 с.
5. Левицкая Т.Е. Безопасность в структуре ценностей молодежи,
проживающей в городской среде / Т.Е. Левицкая, Н.А. Тренькаева,
Н.В. Козлова [и др.] // Психология и право. – 2018. – Т. 8, №4. –
С. 20–33.
6. Марчукова С.Ф. Психология безопасности / С.Ф. Марчукова. –
Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. С. 244 – 245.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / СПб: Евразия, 2014. – 478 c.
8. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения:
учеб. пособие / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова.– М.: Академия, 2020. – 198
с.
9. Орёл В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт
психологии РАН, 2020. - С. 24 – 26.
10. Поведская Е. В. Человек и новые информационные технологии / Е.В.
Поведская, Д.М. Агустин. - СПб.: Речь, 2017. - С. 253–275.
11. Писарь О.В. Исследования информационно- психологической
безопасности личности в зарубежной и отечественной психологии /
О.В. Писарь, Э.Ю. Ребрик // Альманах современной науки и
образования. – 2012. – №2. – С. 104–109.
12. Психология безопасности: учебное пособие для вузов / А.И. Донцов,
Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова [и др.]. – М.: Юрайт, 2020. 344 с.
13. Субботина Л.Ю. Психология безопасности личности / Л.Ю. Субботина
// Методология современной психологии. – 2017. – №7. – С. 359–375.
14. Смык Ю.В. Потенциал психологической безопасности педагога как
условие психологической безопасности школьника / Ю.В. Смык //
Вестник НГПУ. 2021. №1. С.44-46.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.