это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3222423
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В экономике любого государства важную роль играет финансовая система. Именно она влияет на основные экономические процессы, регулирует их и соединяет в единое целое. Развитие привычной нам экономической системы началось в Российской Федерации около 30 лет назад после распада СССР и перехода к рыночной экономике. Перед государством стояла сложная задача, имея свой опыт и опыт западных государств создать систему, которая бы позволила государству полноценно функционировать, расширять свои торговые границы, улучшать уровень жизни населения, повышать позиции на мировой арене и много другое. В настоящее время финансовая система приобрела устойчивый вид, однако по-прежнему не стоит на месте, имеет свои проблемы и требует их решения.
Тема курсовой работы является актуальной, поскольку в настоящее время необходимо выбрать эффективное направление для развития экономической сфера государства, которое будет актуально и полностью соответствовать экономическим и политическим тенденциям на мировом уровне. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Теоретические и практические аспекты, связанные со строением, развитием и улучшением финансовой системы в настоящее время обширно изучены. Имеется множество научных работ, монографий, пособий и другой учебной литературы, которая отображает разные стороны финансов, финансовой политики и финансовой системы. Известные экономисты прошлых столетий, приверженцы разных экономических теорий, такие как Кенэ Ф., Смит А., Риккардо Д. и другие изучали этот вопрос. В своих работах экономисты затрагивали проблемы воспроизводства экономического роста инновационного развития и институционального регулирования рыночной экономики денежно-кредитной системы.
На всем этапе формирования и развития финансовой системы многие известные отечественные и зарубежные экономисты следили за всеми характерными чертами в процессе каких-либо изменений и влияний из вне.
В качестве основной цели данной курсовой работы выбрано аналитическое изучение и наблюдение за полноценным функционированием действующей финансовой системы Российской Федерации в условиях мировой экономики.
Для достижения поставленной цели и раскрытия смысла заявленной темы мы рассмотрим следующие задачи:
— теоретический анализ основных понятий в сфере финансов, строения финансовой системы в государстве и выявления значения финансов, финансовой политики и финансовой системы на экономику государства на отечественном рынке и за рубежом;
— анализ состояния финансовой системы Российской Федерации в настоящее время, выявление ее особенностей и насущных проблем, возникающих в процессе функционирования;
— произвести аналитику российского опыта реформирования финансовой системы государства;
— обозначить пути развития и совершенствования финансовой системы Российской Федерации.
Объектом работы выступает финансовая система государства.Предметом работы является механизм взаимодействия элементов финансовой системы Российской Федерации.
В качестве теоретической базы для исследования финансовой системы Российской Федерации и входящих в нее элементов использованы труды отечественных авторов, ученых, экономистов, докторов наук. В своих работах они поднимали вопросы эволюции финансовой системы, ее особенности, проблемы и пути решения имеющихся вопросов.
Для выполнения курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, а также использован системный подход. Также в курсовой работе использованы актуальные статистические данные вплоть до августа 2020 года.
В качестве информационной основы для написания курсовой работы использовались ежегодные доклады Президента Российской Федерации, федеральные законы и нормативные акты, а также прогнозы экономистов о состоянии и перспективах развития экономической и финансовых систем государства.
Значимость исследования для теоретического применения заключается в потенциале использования комплексного подхода к совершенствованию финансовой системы России.
Структура работы составлена аналогично поставленным цели и задачам. Она состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь раскрывают теоретические аспекты, аналитическую часть и способы решения имеющихся проблем в текущее время. Итог курсовой работы описан в заключении, далее приведен библиографический список.
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы РФ
1.1 Понятие финансов и их функции
Для того чтобы разобраться в понятии финансовой системы, ее устройстве, функциях и проблемах нужно начать с самых азов. В современном мире товарно-денежные отношения развиты в глобальных масштабах. Малые предприятия, ведущие государственные и мировые производства, национальная экономика – все это образует денежные фонды. Причем форма денежных средств может быть абсолютно разной: бумажные наличные знаки, кредитные карты или не имеющие никакой формы средства, хранящиеся на банковских счетах.
Категория финансов является одной из самых сложных и спорных категорий в экономике. Так же же такое финансы?
Термин «финансы» появился от латинского finansia, что в переводе означает «денежный платеж». Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами, которые является обязательно частью их существования. Однако между финансами и деньги есть принципиальные различия. Деньги принято считать всеобщим эквивалентом. Это экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями. Финансы – это экономические отношения, возникающие во время движения денежных средств.
Финансы — это потоки средств которые регулируются специальными методами приемами и инструментами в правовом поле которые имеют эквивалентность в денежном измерении которые циркулируют в национальной экономике через создаваемые централизованные и децентрализованные фонды и обеспечивают процесс формирования ВВП национального дохода и национального богатства а также их распределения и перераспределения. Финансы сопровождаются экономическими отношениями между всеми участниками экономического процесса.
В процессе формирования и использования денежных средств у субъектов финансы представляют из себя систему распределения денежных отношений.
Финансы имеют следующие характерные признаки:
Однонаправленный (односторонний) характер движения средств
Распределительный характер отношений, основывающийся на правовых нормах, связан с движением реальных денежных средств
Создание централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Централизованные и децентрализованные денежные фонды различаются способом образования денежных средств в фондах. Централизованные фонды создаются путем распределения и перераспределения национального дохода. Децентрализованные создаются из собственных накоплений и денежных доходов предприятий и населения.
Полноценно раскрыть сущность финансов позволяют их функции. К основным функциям в современной экономической теории относят следующие функции: контрольная, регулирующая и распределительная.
Контрольная функция заключается в контроле при распределении ВВП по соответствующим фондам и дальнейшие ее распределением и расходом согласно запланированной цели. В основе данной функции лежит движение денежных ресурсов. Объем денежных потоков, их состав и структура дают возможность сделать общую характеристику всех хозяйствующих субъектов и государства в целом. Экономика государства складывается из деятельности всех хозяйствующих субьектов, поэтому контролирующая функция позволяет с помощью финансовых ресурсов регулярно отслеживать соблюдение финансовой дисциплины.
Регулирующая функция наглядно отображает, каким образом, в каком направлении осуществляется перераспределение, как происходит формирование отраслевых и территориальных пропорций, как развиваются темпы экономического роста.
Распределительная функция реализует назначение финансов. В основе данной функции лежит цель обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государства необходимыми для их деятельности финансовыми ресурсами.
Все вышеупомянутые функции в совокупности полноценно раскрывают смысл финансов и подводят нас к более обширному понятию – финансовая система.
1.2 Понятие и структура финансовой системы
Совокупность финансовых отношений сформированных по определенному признаку образует финансовую систему. Каждой конкретной финансовой группе соответствуют денежные фонды. А соответствующие органы осуществляют управление за этими отношениями и фондами.
Исходя из общего положения и опираясь на совокупность ранее вышеперечисленных и упомянутых фактов, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Основная задача системы объединять элементы и создавать единый механизм, который дает положительный эффект.
Финансовая система Российской Федерации – это объединение основных финансово-правовых институтов страны, которые необходимы для осуществления правильной работы экономики и выполнения конкретно закрепленных функций, которые способствуют мобилизации денежных средств в бюджеты разных уровней, а также осуществлению контроля за расходованием денежных средств из них на закрепленные цели в интересах общества и государства.
К элементам финансовой системы относят (6):
- денежная система
- бюджетная система
- налоговая система
- банковская система
- система государственного и муниципального кредита долга
- имущественное и личное страхование
- финансы хозяйствующих субъектов
- финансы населения.
Каждый из вышеперечисленных элементов в свою очередь является самостоятельной системой и выполняет закрепленную функцию. Либо функцию фонда денежных средств к ним относят бюджеты всех уровней системы и финансы предприятия, либо функцию способствующую эффективной и правильной работе финансовой системы Российской Федерации.
Финансовая система отображает состояние развития государства в условиях перехода к рынку и его развитию.
Финансовая систему Российской Федерации складывается из следующих денежных фондов и соответствующих им правовым институтам:
- Бюджетная система, в ее состав входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.
- Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).
- Фонды страхования.
- Государственный кредит.
- Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
- Фондовый рынок.
Российская федерация – федеративное государство, имеющее трехуровневую бюджетную систему, основывающуюся на административно-территориальном делении государства, и включает в себя:
- федеральный бюджет
- бюджеты субъектов Российской Федерации
- муниципальные бюджеты.
1.3 Государственный бюджет
Государственный бюджет необходимо государству для реализации деятельности всех сфер жизни государства и общества.
Согласно Бюджетному кодексу РФ ФЗ от 24.07.1998 г. 125-ФЗ бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет – это система перераспределенных денежных отношений, которые регламентируются государством и связаны с созданием, существованием и использованием общественных денежных фондов.
Государственным финансам характерны следующие три основных признака:
- существование денежных отношений
- отношения возникают по причине существования государства, отношения осуществляются согласно регламенту
- отношения связаны с перераспределением валового внутреннего продукта.
Исходя из вышесказанного, фонды государственных денежных средств можно поделить на две группы: централизованные и децентрализованные.
В состав централизованных фондов входят налоги, различного вида сборы, пошлины и прочие обязательные платежи. Все перечисленные финансовые средства поступают в собственность государства, оно в праве самостоятельно перераспределять их на основные нужны. Также существуют финансовые потоки, которые являются временными. К таким средствам, поступившим во временное пользование в современной теории относят государственный кредит, государственное страхование, банковский кредит (в данном ситуации государство принимает на себя роль заемщика) и заемные средства.
Децентрализованные денежные средства государства включают денежные потоки предприятий и различных организаций исключительно государственной собственности.
Для эффективного создания, распределения и использования денежных средств, находящихся в собственности, основываясь на собственном большом экономическом опыте и опыте развитых европейских стран, была разработана финансовая политика.
Финансовая политика – это совокупность мер государства с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации.
К основным задачам финансовой политики можно отнести обеспечение условий для формирование максимально возможных финансовых ресурсов и рациональное распределение и использование финансовых ресурсов. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами также является одной из важных задач. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии, создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна лежать необходимость формирования оптимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.
Глава 2. Анализ современной финансовой системы РФ
2.1 Специфика Российской финансовой системыВ 1991г. государство претерпело глобальные изменения в финансовой системе страны и в экономике в целом. Во времена существования СССР финансовая система включала в себя общегосударственные финансы, финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы. К общегосударственным финансам относились госбюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, а также государственный кредит. Понятие государственного бюджета тоже являлось обширным и включало в себя союзный бюджет, государственные бюджеты всех республик, входящих в состав союза, и государственный бюджет социального страхования. На долю союзного бюджета приходилось более 50% общего количества денежных средств государственного бюджета. В республиканские бюджеты отводилось около 35% средств, и лишь в местные бюджеты всего 15%.
Современная финансовая система представлена трехуровневой системой: федеральный уровень, региональный и муниципальный. В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность более двадцати внебюджетных социальных и экономических фондов, таких как: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и многие другие.
С периода распада СССР экономическая система активно развивалась, переживала кризисы, вновь набирала темпы роста. Многолетний опыт Российской Федерации и заимствования у европейских государств сформировали финансовую систему в привычном для нас сейчас виде.
Развитие современной российской экономики после общемирового финансового кризиса характеризуется устойчивыми темпами роста основных показателей (в связи с ростом цен мирового рынка на нефть и прочие сырьевые ресурсы), а также девальвацией национальной валюты и сравнительно низкими ценами на продукцию естественных монополий. В результате были достигнуты положительные темпы роста произведенного ВВП и выпуска промышленной продукции, объема капитальных инвестиций, роста реальных доходов населения и улучшение прочих экономических показателей.
В 2020 году экономика Российской Федерации и мировая экономика в целом потерпела неожиданный для экономистов обвал. Пандемия потребовала больших незапланированных в государственном бюджете расходов. Уровень доходов для пополнения госбюджета также сократился. Сейчас можно лишь сделать предположения, как именно повлияет эта ситуация на экономику в будущем и как скажется на благосостоянии Российской Федерации.
2.2 Состояние и использование государственного бюджета за 2017-2020 гг.Рассмотрим состояние и использование государственного бюджета за 2017-2020 гг. (2020 год по август включительно) с помощью статистических данных, опубликованных на официальном сайте Министерства Финансов Российской Федерации.
Ежегодно Министерство Финансов публикует информацию об исполнении федерального бюджета с 2006г. Всего краткая информация расходов и доходов включает в себя 4 раздела. Сравним общую характеристику этих разделов.
Первый раздел отображает количество ежегодных доходов. Общий доход государства складывается их доходов разных сфер: нефтегазовые доходы, не нефтегазовые доходы, НДС, акцизы, налог на прибыль, доходы связанные с импортом, акцизы на ввозимые товары, ввозные пошлины и прочие доходы. В 2017 год общий доход составил 15 088,9 млрд. руб. Не нефтегазовые доходы составили большую часть прибыли, на их долю приходится 9 117,0 млрд. руб. Это составляет 60,4% ежегодного дохода.
В 2018 году общий доход составил 19 454,4 млрд. руб., в 2019 - 20 188,8 млдр. руб. Ежегодно наблюдался значительный прирост доходной части, однако 2020 год не прогнозирует таких показателей. По состоянию на август 2020 года доход за текущий период составляет 11 688,3 млрд. руб. Для сравнения в августе 2019 года показатель составлял 13 256,7 млдр. руб.
Для большей наглядности отобразим показатели в таблице 1:
Год 2017 2018 2019 2020 (по состоянию на август)
Доход, всего (млрд. руб) 15 088, 9 19 454,4 20 188,8 11 688,3
Таб. 1 Доход в федеральный бюджет за 2017-2020г.
Рассмотрим раздел связанный с расходами государства согласно федеральному бюджету. Понятие расходы аналогично доходам складываются из определенных элементов: общегосударственные вопросы (в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга); национальная оборота; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование, культура, кинематография и средства массовой информации; культура, кинематография; здравоохранение и спорт; социальная политика, физическая культура и спорт; средства массовой информации; обслуживание государственного муниципального долга; межбюджетные трансферты.
В 2017 году расходы государства составили 16 420,3 млрд. руб. Дороже всего государству обходится обеспечение социальной политики – 4 992,0 млрд. руб. и национальная оборона – 2 852,3 млдр. руб. В 2018 году из бюджетных средств использовано 16 713,0 млдр. руб., а в 2019 году потрачено 18 214,5 млрд. руб. По состоянию на август 2020 года уже израсходовано 14 994,0. По сравнению с августом 2019 года расходы возросли на 4 411,6 млдр. руб. Уже сейчас расходы превышают доход, что ведет к дефициту бюджетных средств. Однако по заявлению Министерства Финансов такой показатель выше того, который прогнозировали на протяжении второго квартала. Осуществление социальной политики и национальной обороны в 2020 году по-прежнему составляют значительную часть расходов из федерального бюджета.
На основании имеющихся данных о доходах и расходах за период с 2017 года по август 2020 мы можем сделать вывод о дефиците или профиците федерального бюджета.
В 2017 году наблюдался дефицит федерального бюджета. В 2018 и 2019 доходы превысили расходы, профицит в федеральном бюджете соответственно составил 2 741,4 млрд. руб. и 1 974,3 млрд. руб.
Четвертый раздел посвящен источникам финансирования дефицита федерального бюджета. Их составляют источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита.
К внутренним источникам относятся сальдо внутреннего долга, бюджетные кредиты, поступления от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности, курсовая разница, изменение остатков на счетах и прочее.
В 2017 году внутренние источники составили 1 331,4 млдр. руб., в 2018 году -2 741,4 млдр. руб., а в 2019 году -1 974,3 млрд. руб.
К источникам внешнего финансирования относятся привлечение кредитов и размещение ценных бумаг; погашение внешнего долга и другие внешние источники.
В 2017 году источники внешнего финансирования составили -126,3 млдр. руб., в 2018 году -135,5 млдр. руб., в 2019 году 289,3 млдр. руб.
Исходя из совокупности всех вышеперечисленных факторов можно сделать о том, что за рассмотренный период финансовая система и федеральный бюджет показывают значительные улучшения.
2.3 Проблемы функционирования современной финансовой системыВ настоящее время бюджетная система Российской Федерации значительно развилась и определенным образом приблизилась к бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство.
Однако, финансовая система Российской Федерации все еще крайне противоречива, имеет ряд конкретных проблем и требует упорного продолжения в работе над ее развитием.
К ключевым проблемам финансовой системы можно отнести следующие положения:
Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
Отсутствие концепции управления государственным долгом, отсутствие нормативной базы по решению этой проблемы;
Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
На развитие финансовой системы влияет множественное количество факторов, исходя из этого даже при высоких темпах роста производственной сферы, стремительном развитии банковской сферы, рынка ценных бумаг и инвестиций финансовая система в целом может расти медленно, нерационально и не всегда эффективно меняться под все экономические изменения.
К основным факторам, негативно влияющим на развитие финансовой системы можно отнести высокий уровень инфляции и размеры «теневой экономики». Однако, если инфляция уменьшает ВВП ежегодно минимум на 10%, то «теневая экономика» развивается на ровне с официальной экономикой, а иногда и опережает ее в некоторых секторах. Это приводит к дополнительному уменьшению ВВП еще на 10-30%.
Факторы, негативно влияющие на развитие и формирование финансовой системы в Российской Федерации:
- «утечка» денежных средств за пределы государства;
- неуплата налогов, таможенных пошлин, акцизов и т.п.;
- обналичивание и «отмывает» денежных средств, полученных незаконным путем;
- хищение и нецелевое использование средств из бюджета;
-недооценка стоимости национального богатства;
- экспансия «дешевых» кредитных средств из-за рубежа;
-вытеснение отечественных компаний и отраслей в целом иностранными предприятиями;
-нерациональное и неэффективное использование резервов золото-валютных фондов и средств различных общегосударственных финансовых фондов.
В настоящее время в период развития рыночной экономики одна из основных целей государственной экономической политики – обеспечение эффективного и долговременного развития страны и расширение потенциала и компетентности экономики и экономических условий Российской Федерации в непростых условиях повышенной подвижности внешней конъюнктуры.
Для осуществления поставленной цели по развитию финансовой системы потребуется проведение серьезной экономической политики, которая одновременно будет обеспечивать следующие элементы:
- макроэкономическое равновесие, которое характеризуется невысокой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры постоянством и возможностью делать прогнозы об изменении внутренних экономических показателей, таких как устойчивая низкая инфляция и низкие долгосрочные процентные ставки, стабильные налоговое условия
- устранение на микроуровне структурных дисбалансов и препятствий для развития связанных , в том числе с демографическими вызовами конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.
Последние пять лет на решение этих задач активно нацелена финансовая политика.
Постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета создаст основу для выстраивания бюджетной политики в соответствии с новыми основополагающими долгосрочными принципами новая конструкция бюджетных правил направленными на кардинальное снижение зависимости внутренних экономических параметров от внешнеэкономической конъюнктуры. Консолидация бюджета и проведение бюджетной политики в соответствии с новыми долгосрочными принципами также будут способствовать постепенному снижению не нефтегазового дефицита федерального бюджета до 66 ВВП в 2019 году по сравнению с 49 ВВП которые необходимо обеспечить в 2020- 2022 гг. согласно поставленной Президентом Российской Федерации цели по сокращению не нефтегазового дефицита как минимум вдвое в ближайшие 5-7 лет .Бюджет не должен вытеснять частную экономику ни в части расходов ни в части конкуренции за ресурсы на финансовых рынках поэтому необходимо сворачивание разовых антикризисных мер которые в текущем году реализуются как реакция на внешнеэкономические шоки уточнение механизма индексации расходов на исполнение социальных обязательств активное стимулирование импортозамещения в России и формирование целостной системы управления инвестициями.Учитывая сложившиеся экономические условия будет продолжено формирование структуры бюджетных расходов в наибольшей степени соответствующей решению базовых задач государства – созданию условий для экономического роста оказанию качественных государственных услуг обеспечению социальной стабильности безопасности общества и государства.
Обобщая сказанное можно говорить о том что сохранение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации является неизменным приоритетом бюджетной политики. Достижение этой цели зависит от ряда факторов и условий. Существенным фактором влияющим на устойчивость бюджетной системы является инерционность структуры расходов которая определяет возможности для перераспределения бюджетных ресурсов в пользу расходов способствующих поддержке необходимых темпов и качества экономического роста. В конечном счете от гибкости структуры бюджетных расходов напрямую зависит готовность всей бюджетной системы оперативно адаптироваться к новым экономическим условиям.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что для поддержания финансовой и бюджетной стабильности необходимо наличие несколько факторов:
— обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
— возможность бюджетов самостоятельно справляться с временными макроэкономическими колебаниями;
— повышение гибкости структуры расходов.
Глава 3 Основные направления совершенствования финансовой системы России3.1 Реформирование финансовой системы РФДля осуществления стабильной, эффективной и растущей экономики любому государству необходимо хорошо сбалансированная, развития национальная финансовая система. В нашей стране высокий уровень развития финансовой системы возможен только на основе собственной конкурентоспособной.
В условиях глобализации высокий уровень финансового развития нашей страны может быть достигнут только на основе собственной конкурентоспособной финансовой системы наличие которой является одним из признаков великой державы важнейшим фактором обеспечения полноценного национального суверенитета.Глобализация означает что ключевым фактором национальной экономической динамики роста национального богатства и повышения качества жизни населения стала национальная конкурентоспособность.Исходя из этого необходимо определить целевые критерии развития российской финансовой системы. Учитывая что эффективность финансовой системы имеет как макроэкономический так и глобальный аспекты они должны описываться как со стороны макроэкономических параметров так и со стороны показателей глобальной конкуренции. Такие критерии могут не иметь четко определенных количественных показателей но их определение по крайней мере на качественном уровне представляется совершенно необходимым. При этом установление целей не означает максимизации количественных значений любой ценой. Принципиально важно находиться в рамках поступательного тренда по каждому из установленных критериев— соотношения емкости финансового рынка и емкости экономики устойчивый долгосрочный рост т.е. опережающее развитие финансового сектора по сравнению с общеэкономической динамикой— доли России на мировом рынке капитала по показателям емкости секторов финансового рынка устойчивый долгосрочный рост— уровня процентных ставок доступность капитала устойчивое долгосрочное снижение при сохранении минимально положительного значения реальных процентных ставок— соотношения объема долгосрочных инвестиций привлекаемых предприятиями на финансовых рынках и совокупного объема инвестиций в основной капитал российских предприятий устойчивый долгосрочный рост— соотношения рыночной оценки активов и финансовых результатов максимальная стабильность при тенденции к росту— курса национальной валюты по отношению к корзине резервных валют стабильность при тенденции к росту [12].Отсюда следует подчеркнуть что предложенная методология формирования программы развития финансового сектора не претендует на прогнозирование реального поведения рынка – это попытка выстроить план оптимального развития. Задача эта между тем к настоящему времени не только не выполнена но и не поставлена на политическом уровне.На современном этапе финансовой глобализации значительно возросла конкуренция национальных регулятивных институтов regulatory competition. Возможность «регулятивного арбитража» то есть минимизация издержек инвесторов и других участников рынка связанных с теми или иными нормами и практиками финансового в широком смысле регулирования прямо влияет на рентабельность отдельных сделок и оценку «выбираемого» инвестиционного климата. Поэтому повышение качества финансовых институтов необходимое для укрепления национальной конкурентоспособности одновременно выступает главной целью структурных трансформаций в финансовой сфере критически важной для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста.Существующие в настоящее время «отраслевые» программы развития отдельных сегментов финансового рынка не обеспечивают комплексного и сбалансированного развития финансовой системы в целом. Кроме того развитие финансового рынка должно быть тесно увязано с изменением ряда регулятивных практик и совершенствованием правовых основ предпринимательства и инвестирования. Все это требует перехода от «отраслевых» проектировок к разработке и реализации программы структурной модернизации финансовой системы. В ее рамках как представляется должны быть предусмотрены не только меры относящиеся к компетенции собственно финансовых регуляторов но и действия направленные на оптимизацию параметров финансовой системы за счет иных факторов. В качестве примера можно назвать налоговое стимулирование и повышение квалификации персонала без которых невозможно сохранение суверенного национального финансового рынка так как именно они определяют наиболее значительное отставание России от других стран в глобальной конкуренции на рынках капитала по соответствующим направлениям.В Российской Федерации общемировой тренд к мегарегулированию обусловленный ростом системных рисков финансовой системы часто воспринимается упрощенно — как переход функций регулирования всех сегментов финансового рынка к мегарегулятору специально созданному либо сформированному на основе какого-либо уже существующего органа.В нашей стране внедрению мегарегулирования препятствует регулятивная среда. Специфическая проблема России в данном случае состоит в одновременном сосуществовании необходимости внедрения мегарегулирования и невозможности сделать это в рамках имеющейся регулятивной среды. Необходимость внедрения мегарегулирования обусловлена ростом системных рисков вследствие интеграции финансового рынка России создающей комфортные условия для «мгновенной» трансляции рисков между различными секторами финансового рынка а также для чрезвычайно интенсивной концентрации рисков в рамках отдельных финансовых институтов. И конечно программа модернизации финансового сектора предполагает значительную активизацию деятельности населения на финансовом рынке. Предлагаемые инвестиционные продукты должны быть понятны а риски — стандартизированы как и инструменты управлениями. Важно повысить уровень финансовой грамотности населения для чего требуется специальная комплексная национальная программа. Она должна быть направлена не столько на пропаганду современных финансовых инструментов с этой задачей может эффективно справиться бизнес сколько на создание системы информационной безопасности для снижения рисков неплатежеспособности домохозяйств.Интеграция рынка наглядно проявляется в том что крупные финансовые организации начинают проводить операции на всех его сегментах [5]. В основе этого лежит усложнение инструментов технологий продуктов и услуг финансового сектора когда в рамках одной «синтетической» производной оказываются соединены инструменты и продукты различных сегментов финансового рынка при этом риски различной природы.Нельзя не сказать о том что модернизация должна позволить нашей стране соответствовать требованиям экономического роста в ближайшие 50 лет то есть эффективно развиваться в условиях нового технологического уклада нового «кондратьевского цикла». Другими словами речь идет о полном обновлении всей инфраструктуры всего основного капитала о создании принципиально новых знаний и технологий. Для этого необходимы ресурсы не сопоставимые по объему с имеющимися ресурсами предприятий государства и населения вместе взятых. Наиболее крупным потенциальным источником долгосрочных финансовых ресурсов в ближайшее десятилетие останется иностранный инвестор. Но важно изменить структуру иностранных инвестиций повысить долю прямых и портфельных долгосрочных вложений снизив удельный вес займов и краткосрочных портфельных инвестиций. Для этого надо кардинально улучшить инвестиционный климат. Кроме того потребуется активизировать работу среди глобальных инвесторов для преодоления информационной асимметрии и поддержания инвестиционного имиджа России а также повысить уровень обеспеченности российских активов. Главное — необходимо преодолеть страх перед иностранным капиталом.
В ближайшие годы масштабным потенциальным ресурсом «длинных» денег останутся государственные средства. Но следует принципиально изменить характер их использования перейти от практики «раздачи» государственных средств и попыток их инвестирования к более эффективным и цивилизованным формам когда государственные деньги выполняют функцию «страхования» частных инвестиций. В частности за счет средств Фонда национального благосостояния можно создать гарантийный фонд поручительства которого будут распространяться на займы в форме кредитов и облигационных займов частных предприятий в целях финансирования модернизации производственных мощностей а также государственный компенсационный фонд средства которого могут использоваться как гарантии по обязательствам частных компенсационных систем что привлечет консервативных частных инвесторов. В перспективе основным источником долгосрочных инвестиций должны стать средства населения.
Следовательно для усиления межсекторального регулирования и надзора на финансовом рынке необходимо усилить роль Совета по финансовым рынкам при Президенте Российской Федерации. Только при условии координации регулятивной и надзорной деятельности на финансовом рынке министерств и ведомств Правительства Российской Федерации с одной стороны и Центрального Банка с другой стороны возможно достижение их эффективного взаимодействия. В роли такого координатора может успешно выступить в настоящее время только Совет по финансовым рынкам при Президенте Российской Федерации. Ему же должна принадлежать ведущая роль в разработке а затем в контроле над реализацией программ структурной модернизации финансовой системы в России.
3.2 Перспективы развития финансовой системы России.В настоящее время российский рынок активно выходит на мировые площадки и расширяет сферу своего влияния. Именно по этой причине Российская Федерация активно перенимает западные тенденции развития и является чувствительной к изменениям. Ориентировка на экспорт российской экономики усиливает влияние сырьевых рынков на динамику рынка РФ. Изменение ценовой политики на мировом уровне на энергетические ресурсы и металлы в существенной мере оказывает влияние на предприятия, связанные с данными отраслями и на экономический рынок в целом. Такие изменения имеют прямо пропорциональную зависимость. Увеличение цен на нефтяной продукт и металлы провоцирует рост котировок соответствующих бумаг и рынка в целом. Понижение цены на те же ресурсы вызывает противоположный негативный эффект.
В текущий период времени существенные изменения в финансовой системе Российской Федерации взаимосвязаны с различными направлениями, такими как:
— развитие двухуровневой системы местного управления финансами;
— формирование финансовых потоков индивидуальных предпринимателей;
— способствование формирований и роста некоммерческих организаций как частной структуры;
— доработка и устранение недочетов законодательной базы, которая позволит сделать работу финансовой системы государства эффективной, рациональной и качественной.
В настоящее время перед финансовой системой стоят цели, которые затрагивают следующие вопросы:
— социальная ориентация финансовой системы
— уровень государственного вмешательства в деятельность как государственных финансовых институтов так и в деятельность частных
— степень прозрачности деятельности финансовых институтов
— необходимость общественного контроля над финансовыми институтами государственного и частного секторов.
В среднесрочной перспективе развития финансовой системы страны можно выделить такие направления как
— разработка такой финансовой политики которая способна решить задачи в масштабах страны способствуя реализации экономической и социальной стратегии развития России. Это возможно в рамках единой стратегии рассчитанной на срок реализации на 10-15 лет
— предотвращение вывоза капитала путем развития системы управления национальной валютой и мер направленных на сохранение капитала в стране
— способствовать развитию социально-ориентированных отраслей которые характеризуются высоким оборотом капитала и при этом повлекут за собой развитие производства и в других отраслях
— формирование благоприятных условий для реализации возможностей и стимулирования роста производства за счет создания конкурентоспособной среды в которой малые предприятия смогут себя реализовать.
Для достижения данной цели необходимо направить силы на реформирование налоговой и бюджетной систем.
— осуществление финансовой помощи для развития социальной сферы в области экономики
— развитие бюджетного федерализма с одновременным проведением мер по укрепления финансового положения субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Для решения краткосрочных задач экономической и социальной стратегий развития страны можно отметить реализацию таких мер как
— усиление контроля над финансовым рынком
— Увеличение полномочий действующего Центрального Банка Российской Федерации, в том числе связанных с контролем над деятельностью подопечных коммерческих банков
- развитие инвестирования с учетом долгосрочных периодов путем создания государственного инвестиционного банка, деятельность которого была бы нацелена на осуществление государственных программ.
Современная тенденция развития финансовой системы отражает развитие инвестирования в сферу производства связанного с развитием высокотехнологичных процессов. В основном это связано с экономическими санкциями по которым Россия не может закупать технологии за рубежом.
Так как основой финансовой системы России является бюджетная система, то одним из направлений трансформации финансовой системы следует отметить тенденцию смещения структуры дохода бюджета выраженной в снижении доли нефтегазовых доходов и повышения дохода от торгового ненефтегазового рынка. Для поддержания концепции ненефтегазового баланса бюджета планируется снижение нефтегазовых доходов до уровня 4 ВВП к 2025 году, а упущенные доходы компенсировать путем повышения уровня собираемости налогов. В связи с этим эксперты прогнозируют
— снижение доходной части федерального бюджета на 45 ВВП
— увеличение налогового бремени
— значительное увеличение государственного долга.
Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных и упомянутых фактов развитие финансовой системы напрямую влияет на всю экономическую систему Российской Федерации в целом. По этой причине активно используется жесткий контроль со стороны государства, основной задачей которого является достижение полного баланса в финансовой системе, при котором экономика будет рационально и эффективно существовать, соответствовать основным запросам государства и удовлетворять потребности населения этого государства.
ЗаключениеФинансовая система - это совокупность форм финансовых отношений, которые можно охарактеризовать различными ролями в общественном воспроизводстве, особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.
Финансы представляют собой часть общественного производства, без которого неосуществимо обеспечение общественного и индивидуального кругооборота производственных фондов, регулирование экономической структуры, стимулирование быстрого внедрения научно-технических достижений, удовлетворение прочих потребности общества.
Потребности формируют необходимость в возникновении различных видов финансовых отношений. Виды финансовых отношений имеют несколько видов и могут возникать: между государством, юридическими и физическими лицами; несколькими юридическими лицами; физическими и юридическими лицами.
Классификацией финансовых отношений является роль субъекта финансовых отношений в общественном производстве. Классификация также является признаком, в котором все финансовые отношения делятся на две группы, которые называются сферами финансовой системы - финансы предприятий (субъектов хозяйствования), а также общегосударственные финансы.
В любом обществе присутствуют субъекты хозяйствования, которые обеспечивают рынок услугами и товарами. Финансовые ресурсы необходимы любому государству для осуществления функций. В связи с этим наличие сфер объективно обусловлено.
Имеются две подсистемы финансов: общегосударственные финансы, которые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом, а также финансы предприятий, использующиеся на уровне отдельных предприятий для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами.
Различием подсистем являются методы использования и формирования фондов денежных средств. Фонды общегосударственных финансов централизованы, создаются методом распределения и перераспределения национального дохода, который был создан в отраслях материального производства. Выполнение роли государства в области экономического и социального развития страны вызывает необходимость концентрации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.
Бюджетные и внебюджетные фонды обеспечивают потребности любого государства при решении различных задач, как внешних, так и внутренних. Такое обеспечение называется формой использования. Финансы предприятий имеют децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из доходов и накоплений самих же предприятий.
Библиографический списокАврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Т. Аврамчикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 174 с.
Романовский М. В. Финансы в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под редакцией М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 305 с.
Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
Шимширт Н.Д. Управление государственными и муниципальными финансами учебник Н.Д. Шимширт Н.В. Крашенникова.- М. Альфа-М ИНФРА-М2014.- 352 с.
Шитов В.Н. История финансов России учебное пособие В.Н. Шитов – 3-е изд. стер. – М. КНОРУС 2017.
Анькина А. А. Бойко И. О. Анализ финансовой системы России А.А.Анькина Молодой ученый. — 2016. — 10. — С. 603-607.
Завгородняя В.В. Методологические подходы к определению стабильности финансовой системы В.В. Завгородняя Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2. 10 10. С. 115-117.
Финансовая и банковская деятельность на современном этапе экономического развития в России и за рубежом сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 января 2017г. Москва НОО «Профессиональная наука» 2017. 147 с.
Чернецов С.А. Деньги,кредит, банки / С.А. Чернецов. – М.: Магистр, 2009. – 494 с.
Финансы и кредит [Текст] : учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. - М.: Кнорус, 2008. - 384 с.
Путин, В.В. Эффективная экономика – достойная жизнь // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления – 2005.-№5- С.6-18
www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
www.minfin.ru (официальный сайт министерства финансов РФ)
Туруев, И.Б. Особенности современных финансовых систем развитых стран- М.:МАКС Пресс, 2005.-212с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!