это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3223875
Ознакомительный фрагмент работы:
Либерализм в России имел существенные особенности, что
объясняется рядом обстоятельств. На Западе идеи свободы зарождались из
борьбы королевской власти с сильной, самостоятельной аристократией и
могуществом церкви. В России же все сословия (включая дворянство) были
подмяты под себя абсолютистским государством. Отличительная
особенность русского либерализма состоит в том, что либеральные идеи
развивали и отстаивали представители небуржуазных слоев: дворяне,
государственные чиновники, университетская профессура, журналисты,
литераторы, разночинная интеллигенция.
Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться в 20-30-е
гг. XIX в. Одними из первых в России с либеральными требованиями
наделения общества правами и свободами и закрепления их в Конституции
выступали декабристы.
Этап дворянского либерализма начинается примерно со смертью
Николая I (1855), когда дворянство было основным носителем либеральной
идеологии и важнейшей силой проведения реформ. Главными формами
деятельности либерального дворянства были официальные послания
(«адреса») царю от губернских дворянских собраний с просьбами о
проведении реформ и выступления в печати.
Решить задачу создания российской либеральной доктрины было по
силам только людям европейски образованным, подготовленным не только к
восприятию, развитию, но и адаптации идей либерализма к российской
действительности. Такие люди имелись, прежде всего, в университетской
среде. Среди них по праву основную роль в формировании российской
либерально-правовой доктрины играли научные исследования и
публицистические выступления таких университетских профессоров как К.Д.
Кавелин (1818–1885) и Б.Н. Чичерин (1828-1904).
Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885) является одним из
основателей, идеологов русской разновидности либерализма. Тем не менее,
это достаточно простое суждение, почти аксиома, нуждается не только в
обстоятельном разъяснении, но и, возможно, доказательстве. Причем сразу
по нескольким направлениям: во-первых, что именно он действительно был
либералом, во-вторых, именно он стоял у истоков российской разновидности
либерализма, в-третьих, его философские, либеральные, философско-
правовые идеи до сих пор не нашли достаточно глубокого, объективного
осмысления.
Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй
половины XIX века был Борис Николаевич Чичерин – русский правовед,
один из основоположников конституционного права России, философ,
историк, публицист и педагог, профессор Московского университета. Б. Н.
Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу
применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может
вести народ громадными шагами по пути гражданственности и
просвещения». Важную роль он отводил образованному дворянству, которое
должно быть не только опорой престола, но и «защитником свободы»
Либералы желали скорейшей европеизации России, ликвидации
крепостного права, развития промышленности и торговли, ограничения
сословных привилегий дворянства, выступали за введение представительных
органов власти (без ограничения самодержавия), установление
законодательных начал в деятельности государства, равный для всех суд и
ответственность должностных лиц.
Но, в отличие от западного либерализма, у либеральных дворян
отсутствовали четкие требования свободы промышленности и торговли,
взамен предлагался принцип отеческой опеки над национальной
промышленностью. Дворянские либералы, боясь революции, являлись
сторонниками постепенного приобщения народа к демократическим
процедурам, делали ставку на монархию как институт, для которого
характерна сильная исполнительная власть.
Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин)
исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути –
единственно возможному для цивилизованной страны. Россия вступила на
этот путь с опозданием, только в нач. XVIII в., в результате реформ Петра
Великого. Естественно, что по уровню развития она значительно отставала
от передовых стран Западной Европы. Однако движение «в западном
направлении» неизбежно должно привести к таким же переменам в русской
жизни, какие в свое время уже пережили эти страны, – к замене
подневольного, крепостного труда свободным и преобразованию
деспотического государственного строя в конституционный.
Движение либералов-западников было неоднородным, западники часто
расходились во мнениях по различным вопросам. Однако можно составить
систему ценностей, которых придерживалось большинство представителей
западного движения. Западники поддерживали Петра Великого и видели в
нем монарха реформатора, открывшего России дорогу в путь просвещенной
Европы. Либералы западники, как и славянофилы, выступали с критикой
крепостного права и желали его скорейшей отмены, они, как и славянофилы,
были за снижение цензуры, за свободу слова, собраний и печати. Основным
объектом критики западных либералов стал монархо-феодальный строй в
России, а как альтернативу они предлагали перенять практику Англии и
Франции, установить в России парламентскую монархию.
Западники считали Европу центром мирового прогресса, предполагали
что, Россия должна ровняться в некоторых пунктах на европейские державы.
Либералы западники выступали за индустриализацию, развитие торгово-
рыночных отношений и налаживание политических и экономических связей
со странами западного мира. Достичь цели либералы западники пытались
исключительно путем реформ, отвергая насилие и идеи революции или
переворота, так же они негативно отнеслись к идеям социализма. Главный
вопрос, по которому западники не сходились во взглядах – вопрос
крестьянских общин. В этой проблеме западники поделились на западников
либералов и западников социалистов. Социалисты западники видели в
общинах возможность привить крестьянам культуру коллективизма, а
либералы западники считали крестьянские общины таким же пережитком
прошлого, как и крепостное право.
Славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья
К. С. и И.С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев) предлагали свою
оригинальную концепцию развития России. С их точки зрения, Россия
долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа.
История последней определялась постоянной борьбой эгоистических
личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови
построенных государств. В основе же русской истории была община, все
члены которой были связаны общими интересами.
Либералы-славянофилы были сторонниками развития России по
своему особому «Третьему пути». Славянофилы были убеждены в
исключительности русского общества и российской государственности, ее
кардинального отличия от всего остального мира. Славянофилы
избирательно придерживались принципов классического либерализма и
философии гуманизма, но все же взгляды славянофилов были более похожи
на либеральный консерватизм и православный консерватизм, чем на идеи
классического либерализма. Славянофилы часто положительно отзывались о
идеи монархического самодержавия и критиковали демократические и
парламентарные принципы. Движение славянофилов жестко выступало за
отмену крепостного права, ибо даже при их консервативности они считали
крепостничество мерзким пережитком прошлых лет. Либералы-
славянофилы выступали за свободу слова и мысли. В вопросах устройства
государства они придерживались теории официальной народности. Эта
теория представляла из себя ряд политических, религиозных, социальных
догматов, которые базировались на трех постулатах: православие,
народность, самодержавие.
Следующий этап развития либерализма связан с деятельностью земств
(органов местного самоуправления), образованный после принятия
«Положения о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) и
«Городового положения» (1870). В отличие от дворянского этапа земский
либерализм включал в себя значительное число разночинных интеллигентов.
Помимо традиционных «адресов» земские либералы созывали легальные и
полулегальные съезды, более активно использовали печать.
Представителями земского этапа либерализма являются К. К.
Арсеньев; Д. Н. Шипов; В. А. Гольцев, С. А. Муромцев и др. Земские
либералы говорили о необходимости единения царя с народом на основе
развитого местного самоуправления, выступали за представительство земств
в Государственном совете, боролись за расширение прав земских органов,
усматривая в них ростки будущего парламентаризма.
Требования земских либералов сводились к расширению гласности,
ослаблению цензуры, отмене телесных наказаний, ликвидации полицейского
режима, отстаивалась идея сохранения общинного землевладения как
средства против обезземеливания крестьян, предлагались меры по передаче
земли в крестьянское владение, организации мелкого поземельного кредита,
выдвигались предложения о снятии ограничений паспортной системы и др.
Земский либерализм выступал идеологией дворян-землевладельцев,
стремившихся в условиях развивающегося капитализма сохранить
помещичье хозяйство и расширить свои политические права, снизить
уровень социальной напряженности путем предоставления некоторых прав
трудящимся.
Итак, либерализм – идеология, отстаивающая жизненно необходимый
минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь,
свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность.
В Российской Империи влиятельная часть общества придерживались
мнения, что для разрешения внутриполитических проблем и преодоления
экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их
опыт и проводить либеральные реформы.
При этом отдельные течения русского либерализма придерживались
довольно различных идей в части применения опыта ведущих западных
государств.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!