Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Повышение самооценки младших школьников

Тип Курсовая
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
3224884

500 руб.

Просмотров
1411
Размер файла
198.36 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические особенности повышения самооценки младших школьников…………………………………………………………………. 6
1.1 Определение самооценки и ее место в структуре личности………… 6
1.2 Формирование самооценки в младшем школьном возрасте………… 11
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….. 17
Глава 2. Экспериментальная работа по повышению самооценки младших школьников………………………………………………………. 19
2.1 Диагностика самооценки младших школьников……………………... 19
2.2 Способы повышения самооценки младших школьников……………. 24
Выводы по главе 2………………………………………………………….. 29
Заключение …………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы……………………………………… 32
Приложения…………………………………………………………………. 35

Введение
Актуальность исследования. Формирование адекватной самооценки-самый важный фактор развития личности ребёнка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребёнка и самостоятельной оценки его результатов.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования самооценки. Это обусловлено включением ребёнка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круги общения.
Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет значительную роль в овладении ребёнком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.
Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личностной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребёнка, ведёт к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитие личности ребёнка. Поэтому важно проводить работу и оказывать влияние на повышение самооценки младших школьников.
Проблема низкой самооценки и ее влияние на обучающихся начальной школы анализировали в своих трудах такие выдающиеся педагоги и психологи Р. Бернс, Л. Пепло, М. Целли, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.А. Захарова, А.М. Прихожан, К.Р. Роджерс, И.И. Чеснокова, А.Ю. Худобина, Т.А. Полозова, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Т.В. Драгунова, Л.С. Выготский, В.А. Татенко, А.И. Липкина, А.Г. Солодухова и др.
Для того, чтобы достичь максимальной эффективности в образовательном процессе педагоги должны идти «в ногу» с последними достижениями учёных. На пути к европейским подходам в образовании, актуальным становится исследование трудов зарубежного передового педагогического опыта.
Одним из таких популярных педагогов является австралийский учёный Дж. Хетти (J. Hattiе), совершившего революцию в теме успеваемости и неуспеваемости, учащихся в европейских школах. В своих трудах учёный рассматривает проблему эффективного обучения в контексте кооперации, учащихся между собой, сотрудничества учащихся и учителя, предоставлении большей свободы школьникам.
Проблема исследования: описать проблему низкой самооценки младших школьников и предложить варианты решения данной проблемы.
Объект исследования – самооценка младших школьников.
Предмет исследования – способы повышения самооценки младших школьников.
Цель исследования – изучить особенности самооценки и ее влияние на младших школьников и предложить способы ее повышения.
Задачи исследования:
Определение самооценки и ее место в структуре личности.
Изучить особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Провести диагностику самооценки младших школьников.
Предложить способы повышения самооценки младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, классификация понятий,
- эмпирические: беседа, оценка продуктов деятельности, проектирование.
Новизна исследования: исследование данной темы даёт возможность улучшить успешность учебной деятельности младшего школьника и укрепить положительное отношение ученика к себе и к своим достижениям.
Практическая значимость: данное исследование позволяет лучше раскрыть проблему низкой самооценки младших школьников. Предложенные способы повышения самооценки позволят педагогам повысить успеваемость школьников, их коммуникативные способности.
Структура исследования: введение, теоретическая и практическая глава, выводы, заключение, список использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические особенности повышения самооценки младших школьников
1.1 Определение самооценки и ее место в структуре личности
Термин «самооценка» хоть является одним из ключевых в психологии и широко используется для описания поведения, до сих пор вызывает споры в кругу учёных. На первый взгляд, трудностей в определении этого феномена не должно быть, ведь его сущность вытекает из самого названия и ассоциируется с оценкой человека самого себя по какой-либо отдельной характерной черте или же с оценкой себя в целом. Существует много подходов в объяснении явления самооценки.
Проблемы возникают, когда возникает потребность в определении соотношение самооценки с понятиями «Я-концепция», «самосознание», «образ-Я», «отношение к себе», «самопринятия» и другими, которые довольно часто используются [25].
Например, в трудах И.С. Кона самооценка приближается к «Я-образу»: «Я-концепция» составляет ядро личности в отличие от парциальных самооценок». Самооценку в значении «Я-образа» использует и Б. Цирков, в значении представления о себе самом [12].
А.В. Захарова не разводит самооценку и представления о себе. В «Я-концепции» выделяются описательный компонент (когнитивная составляющая) – «Я-образ», эмоционально-ценностное отношение человека к себе, получившее название «самоотношение» и поведенческий компонент, который является производным от первых двух. Самооценка в основном отождествляется с эмоциональным ценностным отношением к себе [9].
Как отмечает А.Б. Зайцев, «одно и то же оценочное суждение может воплощать в себе как самооценку, так и эмоционально-ценностное самоутверждение и вместе составляют единство самоутверждения как процесса» [7, с. 10-25].
Недопустимость возведения самооценки в феномен самоутверждения и их отождествление подтверждается установленным в последнее время несовпадением уровней самооценки и самоутверждения. В частности, в ходе изучения самооценки в период взрослости и особенно в старости учёные установили определённые различия высоты самооценки и индекса самоутверждения.
Если обратиться к предложенному Ю.Б. Гиппенрейтер пониманию самовосприятия, которое является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся путём осознанных усилий, то приобретают смысл утверждения ряда зарубежных авторов, что обобщённая самооценка, полученная как сумма частичных самооценок, и общее самоуважение-различные конструкты, за которыми скрывается различный психологический смысл [6].
Значительно реже самооценка идентифицируется с «образом-Я». Например, Б. Литвак, используя два понятия самооценки и «образ-я», последний термин применяет как первый: во время эксперимента описание «образа я» осуществлялось путём оценки себя по определённым свойствам. Самооценка также может идентифицироваться в целом с «Я - концепцией» [16].
Немало зарубежных исследователей установили, что не существует достаточно обоснованных аргументов теоретического и эмпирического характера на пользу разведения когнитивной оценочной составляющей «Я – концепции», поэтому «Я-концепция и обобщённая самооценка является одним и тем же. При таком подходе самооценка как отдельный предмет анализа теряет свою значимость и может привести к полной или частичной потери важного личностного образования, которое в жизни человека, по мнению Б. Литвака, трудно переоценить. Самооценка не может быть сведена ни к одному из названных выше понятия, таких как самооценка, самоутверждение и «образ Я» [16].
Сущность личности заключается в осознании человеком себя и в определённом отношении к самому себе. Личность является структурой жизненных смыслов субъекта; она - результат работы сознания, которое создаёт путём отбора и синтеза культурных ценностей общества собственные смыслы жизнедеятельности. Самосознание, благодаря которому человек познает себя, оценивает и отрабатывает определённое отношение к себе, позволяет вносить в процесс построения личности коррективы в процессе адаптации жизненных смыслов к собственным особенностям [16].
Одним из важных факторов, которые раскрывают многогранность самосознания и самооценки. Понимание ее, как основного компонента самосознания свойственно многим исследователям. О.Н. Молчанова отмечает, например, что «самооценка представляет собой степень в развитии самосознания и проявляется в способности относиться к себе критически, соотносить свои возможности и результатам деятельности не только согласно мнению окружения, но и на уровне собственных требований к себе» [17, с. 9-13].
А.А. Реан отмечает, что самооценка является очень важным, если не ключевым компонентом самосознания и обеспечивает наличие не только критической позиции индивида относительно того, чем он обладает, но и оценки с точки зрения определённой системы ценностей [22].
М.К. Тутушкина понимает самооценку как «особую степень в развитии самосознания, предпосылкой которой с осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей собственного поведения, своего отношения к окружающим к себе, своим силам и возможностям в достижении конкретных целей» [24].
О.Г. Холодкова определяет самооценку как конкретное проявление самосознания, которое позволяет оценивать себя и включает определённые знания и отношение. И. Кон говорить, что из всех элементов самосознания самооценка с важнейшей, и показывает, как индивид оценивает себя применительно к определённой специфической ценности [26].
По мнению Г.А. Широковой «самооценка - это не только познание самого себя, но и определённое отношение к себе; к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовных сил, то есть - самосознание» [29].
В.Г. Щур отмечает, что «самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, собственных способностей, нравственных черт и поступков» [30, с. 10-19].
Для А.С. Обуховой самооценка с особым образованием самосознания, возникающего в результате интегрированной работы в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношение к себе [20].
Самооценка как ключевой компонент самосознания не может сводиться к «Я образу» или самосознания. «Я-образ» фиксирует знание субъекта о себе и объясняет, что я имею и чем владею. Под самооценкой понимаем критическую позицию индивида относительно того, чем он владеет. Это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка точки зрения определённой системы ценностей.
По итогам самооценки формируется положительное или отрицательное отношение к себя - с чертами отрицания или принятия.
Знание о себе является необходимым материалом для самооценки. На что, кстати, обращает внимание Л.В. Ижойкина, отмечая, что с содержательной стороной самооценки связано развитие особой группы психологических качеств: самоуважения, совести, гордости [10]. В более общей форме этого мнения придерживается и И.С. Кон - самоуважение является производным от процесса самооценивания [12].
Самооценка порождается двумя разными по своей природе психологическими образованиями, которые определяются как общая самооценка и частичная (парциальная, конкретная) самооценка. Парциальные самооценки возникают из развития конкретных видов деятельности и отражают оценку субъектом собственных поступков, действий.
Природа общей самооценки рассматривается под углом эмоционально-ценностного отношение к собственному «Я». Общую самооценку понимают, как одномерную переменную, что отражает принятие или неприятие субъектом себя: то есть, как положительное или негативное отношение ко всему, что принадлежит к сфере «я»; не ощущение собственной ценности, которое закладывает основу формирования личности и составляет ее центральное ядро.
На недопустимость такой односторонней трактовки сути общей самооценки указывает ряд известных психологов (И.С. Кон, А.С. Обухова, В.Г. Щур, Г.А. Широкова и др.).
Самооценка, как и самопознание, является компонентом самостановления и по мнению А.К. Болотовой. Она имеет два уровня: осознанный, который включает, прежде всего, знание, и не осознанный - преимущественно эмоциональный. Эмоциональная самооценка достоверно выше когнитивной. Кроме того, выделяется эмоциональное самоуважение с ретро - и антроспективними проекциями, которые отражают прошлое и будущую жизнь человека и спектр локально-ситуационных самооценок. Общее самоуважение соответствует неосознанному уровню самооценки. Спектр локально - ситуационных самооценок составляет содержание осознанного уровня самооценки, который соответствует самопознанию, а неосознанный уровень является, собственно, эмоционально-смысловой самооценкой [4].
По мнению Е.З. Басиной структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени сформированной и обобщения; эмоциональный компонент - отношение человека к себе - так называемый «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворения действиями и результатами реализации намеченных целей [3].
В основу когнитивного компонента самооценки положено сравнение себя с другими людьми, сопоставление собственных качеств с внутренним эталоном или результатами деятельности других, оценка меры различия этих двух величин. Развитие когнитивного компонента зависит от сформированности гностических способностей.
Общая самооценка создаётся через структуру парциальных самооценок. В ней сочетаются и отражаются в определённом порядке парциальные самооценки, приобретённые в различных вилах деятельности. Согласно Е.З. Басиной, единая целостная самооценка формируется на основе самооценок отдельных сторон психического мира личности. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью ее особенностей и отношения к ним [3].
Таким образом, учёные отмечают, что формирование и развитие конкретной самооценки необходимо изучать на фоне действия общей самооценки, признавая тот факт, что самооценка как системное образование, предстаёт в единстве двух своих форм.
1.2 Формирование самооценки в младшем школьном возрасте
Психическое и личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте обусловливается особенностью социальной ситуации развития-обучением в начальной школе. На этом возрастном этапе ведущей деятельностью становится обучение, основой которого является познавательный интерес и новая социальная позиция. Младший школьный возраст, как известно, охватывает период жизни ребёнка от 6-7 до 10-11 лет. Основой для его определения является время обучения детей в начальных классах.
В школе возникает новая структура отношений, система «ребёнок взрослый» дифференцируется: ребёнок-учитель; ребёнок-родители. Учебная деятельность становится ведущей, она сохраняет своё ведущее значение и в социальном плане, как соответствующая социальному и меняет социальную позицию ребёнка. В то же время при существующих форм обучения ребёнка не может найти место субъекта: его учат, его контролируют, ее оценивают. Ее реальное место в школе - место объекта обучение [1].
Всякая учебная деятельность начинается с оценивания. Оценка - определена форма оценивания. Через оценивание проходит выделение себя как предмету изменений в учебной деятельности. Поэтому проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, школьная адаптация и формирование самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих товарищей «отличниками», «двоечниками», хорошими или не очень хорошими учениками, наделяя представителей каждой группы определёнными качествами. Оценка школьной успеваемости в начале школьного обучения, по сути, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка [13].
У отличников и хорошо успевающих детей в основном формируется завышенная самооценка. У неуспевающих и очень слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают уверенность в себе. Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучавшая динамику самооценки младших школьников, выявила такую тенденцию: сначала дети не соглашаются с позицией отстающего, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство из них оценит ее высшим баллом, чем она заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «надоело получать двойки. Учительница никогда не ставит мне четвёрку, поэтому я сам себе поставил четыре», «Я же не хуже всех, у меня также могут быть четвёрки» [15, c.135].
Большинство неуспевающих детей в первом-втором классах переоценивают результаты своей учебной деятельности. До четвёртого класса появляется значительный контингент отстающих детей с заниженной самооценкой, и прослеживается, растущая из класса в класс, тенденция растущих учеников к недооцениванию своих, и так очень ограниченных успехов.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадёжности. Понижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация-направленность не учебную, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для неё видах деятельности, ребёнок поддерживает неадекватно завышенную самооценку компенсаторного характера. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успешность успехами в других областях, чувство неполноценности, принятие позиции отстающего ведут к негативным последствиям [20].
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки, ибо самооценка в младшем школьном возрасте основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа.
Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей, слабоподготовленных, или с низкими способностями, может появиться горький опыт плохих оценок, тогда меняется мотивация - отношение к школе и учёбе становится отрицательным, а большие трудности в учёбе понижают самооценку [25].
Нарушение адекватной самооценки может быть и у детей, хорошо подготовленных к школе. Хорошая подготовка позволяет им хорошо учиться в начальных классах, не прикладывая больших усилий. На фоне лёгких успехов в них закрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в старшие классы, когда возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут потерять своё «величество» в отношении с товарищами, и, вследствие этого, у них редко падает самооценка. Если педагогическая оценка учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки [27].
Самооценка младшего школьника может в одном виде деятельности отличаться от самооценки в другом. Младший школьник может адекватно оценивать свои успехи в овладении грамотой, а успехи в овладении математикой недооценивать, или переоценивать.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокую цель, чем те дети, у которых самооценка занижена [10].
Популярность ребёнка в группе, и общая самооценка зависят в первую очередь от успеха в совместной деятельности. Поэтому содействие успеху в учебной деятельности ведёт к нормализации отношений, повышение самооценки, уверенности в себе. Познание себя наряду с познанием окружающего мира-необходима условие для полноценного развития ребёнка. Центральная регулирующая функция самосознания-осознание своего желания и действия, как осуществления этого желания связано с формулированием ребёнком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и реализовать ее [18].
Представление младшего школьника о себе достаточно адекватно отражает и ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают свой выбор и ценность отношения к себе окружающих, общения, деятельности, реально практического функционирования. Самый низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (им нравится помогать кому-то, выполнять поручения, дежурить и тому подобное).
Дети определяют своё я через деятельность, резко завышают самооценку. У детей, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка есть или заниженной, или (редко) адекватной [9].
Дети младшего школьного возраста чётко осознают себя как субъекта общение. В них конструируется концептуальный образ я – субъект общение; и именно этот образ доминирует в актуальном слое самосознания. Младший школьный возраст-начало новой жизни. Вступая в него, ребёнок принимает внутреннюю позицию школьника. Учебная деятельность становится ведущей, она сохраняет своё ведущее значение и в социальном плане, как такая, что соответствует социальному заказу и меняет социальную позицию ребёнка. В то же время при существующих формах обучения ребёнок не может занять место субъекта и ее учат, ее контролируют, ее оценивают. Ее реальное место в школе-место объекта обучения [18].
Другая ситуация складывается для младшего школьника в общении: переход ребёнка в школу означает для него поступление в совокупность различных взаимоотношений, в которых ребёнок принадлежит сам себе, и функция контроля и оценки тоже принадлежит ей, становится ее собственной функцией. Под конец младшего школьного возраста концептуальный образ субъекта общения по отношению к себе и ровеснику сконструирован в самосознании ребёнка, что обеспечивает и готовность к переходу в подростковый возраст. Самооценка становится более адекватной и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными [7].
Отношение к ребёнку, состоящему у родителей, предшествует развитию собственного образа я и отношения к себе. Свой образ и отношение родители транслируют ребёнку либо в прямой словесной форме, либо в опосредованной форме-примером своего поведения. Это они делают или сознательно, с воспитательной целью, или неосознанно.
Образ и самооценка, внушаемые ребёнку, могут быть положительными (ребёнку говорится, что он добрый, ответственный, умный, способный и тому подобное) и отрицательными (чёрствый, неспособный, злой и т.д.) Часто родители прибегают ещё к одной разновидности внушения - мистификации. Мистификация-это внушение родителями того, что им необходимо, во что они верят. Одна из форм мистификации-приписывания, которые могут быть положительными и отрицательными [16].
Конечно, отрицательные суждения родителей о своих детях могут иметь под собой реальную почву в поведении или чертах ребёнка, однако, транслируясь в ее сознании, в виде называния вещей своими именами, отцовских приговоров, эти родительские оценки начинают определять самосознание ребёнка изнутри. Ребёнок либо соглашается с этим мнением сознательно или неосознанно, или начинает борьбу против неё.
Приемлемое, внимательное, любящее поведение родителей в отношениях с ребёнком порождает положительное самовосприятие; невосприимчива, неуважительное, равнодушное поведение ведёт к неприятию самого себя, переживание своей малоценности и ненужности [9].
Большую роль в формировании самооценки младшего школьника играет установка учителя. Американский психолог Розенталь и Якобсон провели такой эксперимент: в начале учебного года убедили учителей в потому, что от отдельных учеников следует ждать больших успехов лишь в конце учебного года. На самом же деле ученики выбирались случайно. Проверка, проведённая после эксперимента, обнаружила, что указанные ученики действительно улучшили свои успехи в учёбе в большей степени, чем другие дети.
Эти улучшения объясняются ожиданиями учителей, которые, сами этого не подозревая, реализовали в отношении указанных учеников определённые установки, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, манерах, в всему тому, что могло передать их позитивные ожидания ученикам [7].
Итак, если у учителя сформирована установка на низкие результаты обучения, то невольно реализуя и сочетая с нетерпеливостью в общении с учеником, учитель способствует понижению самооценки и реальному ухудшению успеваемости ученика. Большое влияние на формирование самооценки имеет оценочная деятельность учителя: оценка в журнале и вербальная оценка.
Самооценка младшего школьника в основном ориентирована на оценки, что выставляются в журнал. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки. Это связано с лабильностью, эмоциональной окрашенностью, доходчивостью речи учителя.
Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать учеников (не просто поставить оценку, важно дать свободу учащимся, возможность проявить самостоятельность, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой, оценке. Они оценивают лишь конкретную работу ребёнка, а не его личность. Не сравнивают детей между собой, не призывают всех брать пример с отличников, ориентирующих учеников на индивидуальные достижения-чтобы завтрашняя работа была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатов без особых трудностей, без приложения волевых усилий. И, наоборот, поощряют малейшие положительные сдвиги в обучении [3].
От оценки учителя в значительной мере зависит самочувствие школьника в классе. У ученика с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с классом, при чем будет наблюдаться деформация поведения. Некоторые из учеников с низкой самооценкой всеми силами тянутся за другими детьми, любой ценой пытаются привлечь внимание, но большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, ощущая одиночество. Такие дети становятся замкнутыми, конфликтными, ищут общения вне школы.
Таким образом, низкая самооценка младших школьников может привести к неуспеваемости, повышенной тревожности, зависимости от чужого мнения, замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому необходимо проводить работу по повышению самооценки младших школьников.
Выводы по главе 1
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были сделаны следующие выводы:
Самооценка-оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки осуществляется саморегуляция поведения личности. Человек в процессе общения постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки, остаётся доволен, или недоволен собой.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Это особый период в жизни ребёнка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадёжности. Понижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация-направленность не на учебную, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для неё видах деятельности, ребёнок поддерживает неадекватно завышенную самооценку компенсаторного характера. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успешность успехами в других областях, чувство неполноценности, принятие позиции отстающего ведут к негативным последствиям.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки, ибо самооценка в младшем школьном возрасте основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа.
Таким образом, мы видим, что проблема низкой самооценки младших школьников стоит очень остро, поэтому необходимо предложить способы решения данной проблемы.

Глава 2. Экспериментальная работа по повышению самооценки младших школьников
2.1 Диагностика самооценки младших школьников
Для того, чтобы предложить способы повышения самооценка младших школьников мы провели экспериментальную работу и выявили ее особенности.
Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 31. В исследовании приняли участие 15 учеников 4 класса в возрасте 10 лет.
Мы считаем, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Низкая самооценка оказывает прямое воздействие на успешность учебной деятельности школьников. Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников мы использовали три методики:
- методику А. И. Липкиной «Три оценки»;
- методику «Самооценка» Б.А. Сосновского;
- проективная методика «Что мне нравится в школе?».
Ученикам предлагалось выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем даёт работе учеников три оценки: адекватную, завышенную и заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось своё мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выяснялись ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя расстроит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующих показателях:
- совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументирование, направленное на качество выполненной работы;
б) любое другое аргументирование.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Второе исследование определения психологических особенностей самооценки младших школьников проводилось по методике «Самооценка» Б.А. Сосновского. Исследование проводилось в два этапа. Перед проведением исследования предлагалась такая инструкция: «Каждый человек имеет определённые представления об идеале самых ценных свойств лица. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания.
Какие качества вы превыше всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления про идеал есть у вас?».
На первом этапе исследуемым предлагалось разобраться в своих представлениях о себе. Для этого нужно было прочитать четыре набора утверждений и выбрать изначально те, которые исследуемые больше всего ценят у других людях (Прил. 1). Но сначала нужно было отметить уровень собственной самооценки по предложенной шкале (прил. 2)
На втором этапе из выбранных утверждений предлагалось выделить те, которые присутствуют у исследуемых.
Обобщённые результаты исследования психологических особенностей самооценки младших школьников по методике «Самооценка» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования самооценки младших школьников
Класс
Самооценка Кол-во человек
Собственная По оценочной шкале 4 Адекватная Адекватная 2
Среднезавышенная Завышенная 3
Адекватно низкая Низкая 8
Низкая Ниже среднего 7
Анализируя результаты исследования самооценки, мы видим, что большинство исследуемых имеют низкий уровень самооценки (80%), адекватная самооценка у 10% исследуемых, среднезавышенная и завышенная самооценка у 5% исследуемых. Такое же количество имеет адекватно низкую самооценку.
Сопоставляя эти результаты с оценочной шкалой мы видим, что 60% исследуемых имеют низкую самооценку, 35% имеют адекватную самооценку, высокая самооценка лишь у 5% исследуемых.
Таким образом, можно сделать вывод, что у исследуемых образ идеального и реального я не совпадают. Идеальное Я имеет более высокие показатели, чем реальное. Представим соотношение образа реального и идеального я младших школьников (рис.1)

Рисунок 1. Соотношение образа реального и идеального я младших школьников
Анализируя данные, представленные на рис. 1. мы можем сделать вывод, что у большинства учеников 4 класса преобладает низкий уровень самооценки, причём образ реального я в несколько ниже по сравнению с идеальным я младших школьников.
Таким образом, образ реального и идеального я младших школьников не совпадает. А это, по нашему мнению, влияет на самооценку младших школьников и может вызвать школьную неуспеваемость.
Для подтверждения предварительно полученных результатов психологических особенностей младших школьников мы провели исследование самооценки по методикой А.И. Липкиной.
На I этапе мы выявили успешность обучения учеников 4 класса.
На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.
Показателями успешности обучения являются оценки, выставленные учителем, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Анализ успеваемости младших школьников
№ Имя ребёнка Средний балл успеваемости
1 Анна Г. 4,2
2 Антон В. 4,6
3 Борис В. 4,1
4 Виктория В. 4,4
5 Григорий С. 3,8
6 Дарья М. 3,9
7 Елисей Я. 4,0
8 Кирилл Ш. 3,7
9 Максим П. 4,6
10 Марина В. 4,4
11 Никита Р. 3,9
12 Ольга В. 3,7
13 Руслан А. 4,3
14 Юлия В. 4,0
15 Яна Ч. 4.1
Используя математические статистические данные, мы вычислили средний балл успеваемости обучения для каждого ученика. К слабым ученикам мы отнесли детей, которые имеют средний балл от 2,5 до 3,5. На среднем уровне находились дети имеют средний балл от 3,5 до 4,5. К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.
Обобщённые результаты исследования мы представили в виде рис.3.

Рисунок 3. Особенности самооценки младших школьников
В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты представлены в таблице 3
Таблица 3. Уровень самооценки у четвероклассников
№ Имя ребёнка Оценка педагога Выбор оценки учителем 1 Анна Г. 4 3 Заниженная
2 Антон В. 4 4 Адекватная
3 Борис В. 5 5 Адекватная
4 Виктория В. 4 5 Завышенная
5 Григорий С. 4 3 Заниженная
6 Дарья М. 5 4 Заниженная
7 Елисей Я. 4 5 Завышенная
8 Кирилл Ш. 4 4 Адекватная
9 Максим П. 4 3 Заниженная
10 Марина В. 5 4 Заниженная
11 Никита Р. 4 4 Адекватная
12 Ольга В. 4 3 Заниженная
13 Руслан А. 5 4 Заниженная
14 Юлия В. 4 5 Завышенная
15 Яна Ч. 4 3 Заниженная
Анализируя результаты, полученные при исследовании учащихся четвёртого класса мы получили, что только 27% детей имеют адекватную самооценку и 73% - неадекватную самооценку. Из них 20% имеют завышенную самооценку, 60% - заниженную. По нашему мнению, это свидетельствует о зависимости самооценки от оценки окружающих, в частности учителя: постоянное оценивание учебных достижений учащихся, иногда несоответствующее их возможностям, приводит к формированию заниженной самооценки учащихся.
Анализируя результаты исследования детей четвёртого класса мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой наблюдается низкий уровень притязаний, что негативно влияет на успешность обучения.
Большинство же детей четвёртого класса радовалась пятёркам и четвёркам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.
На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 73% - «нет», 26% - «да».
Таким образом мы видим, что низкая самооценка влияет на успеваемость обучения, также мы отметили, что самооценка младших школьников зависит от социального окружение ребёнка, а именно оценивание достижений учителем. Кроме этого она может выступать причиной школьной неуспеваемости младших школьников. Поэтому важно проводить работу по повышению самооценки младших школьников.
2.2 Способы повышения самооценки младших школьников
Исходя из проведённой диагностики мы выявили, что низкая самооценка влияет на учебную деятельность. В немецкой педагогике последнего десятилетия с выходом значительного количества научных работ получили одобрение и заняли видное место учёные «Хэтти-студии» («Hattie Studie») под руководством Дж. Хэтти, профессора и директора Научно-исследовательского Института образования в Университете Мельбурна (Австралия).
Главной целью учёных «Hattie-Studie» является анализ современных факторов в образовании, влияющих на процесс обучения и выявления степени положительного или негативного эффекта для учащихся и их успеваемости в учёбе. Нам импонирует подход Дж. Хэтти, поскольку его исследования направлены на выявление условий, при которых образовательный процесс можно сделать наиболее эффективным для учащихся на интегрированных началах. Кроме того, в своём труде «сделать обучение «видимым» автор отмечает, что ведущей основой обучения должно стать умение учителя увидеть обучение «глазами школьника» [27]. Это может эффективно сказаться на повышении самооценки младших школьников.
По нашему мнению, опираясь на результаты исследований, учителю начальной школы можно в полной мере сориентироваться в выборе методов обучения, учитывая конкретные обстоятельства, сложившиеся с конкретным учеником. Для улучшение восприятия информации результаты исследований Дж. Хэтти решил интерпретировать в форме диаграммы, которую назвал «Хетти-барометр» (рис. 3). На рисунке в секторах представлены различные эффекты от факторов, влияющих на успех обучения, эти факторы могут сказаться на повышении самооценки младших школьников.

Рисунок 3. Хетти барометр [27]
Одним из ключевых условий выбора учебных методов учёный считает зависимость ученика от обстоятельств, факторов, непосредственно влияющих на него под время урока и опосредованно за его пределами. Исследователь также отмечает, что при выборе учебных методов должны быть учтены возрастные особенности физического, психического и умственного развития детей.
К негативным факторам, которые вредят обучению, по исследованиям Дж. Хетти, принадлежат мобильность (переезды семьи), заболевания, телевидение, родители-одиночки, пребывание в состоянии сидения, летние каникулы. Факторы, создающие развивающий эффект, это – открытые уроки, внеклассное обучение, работа в группах по уровню сложности, внутренняя дифференциация задач, web-ориентированное обучение [27].
По мнению Дж. Хетти, В. Бейвла, (W. Beywl), Ц. Клауса (Z. Klaus), факторы, имеют незначительный эффект «посещения школы», - это уменьшение размера класса, индивидуальное обучение, Обучение в тестовой форме, финансовое обеспечение школы, инклюзия, посильное домашнее задание, внешняя дифференциация для повышение результата, познавательная мотивация, индуктивное обучение, регулярный контроль успеваемости, предотвращение отвлечения, привлечение руководства школы, компьютеризированное обучение, повышение квалификации учителей, билингвальное обучение, тайм-менеджмент, календарно-тематическое планирование, дополнительные предложения для повышения результата [27, с. 48].
К положительным факторам, способствующим желаемому эффекту, учёные относят снижение тревожности, обучение в кооперации, высокая самооценка учащихся, обучение в небольших группах, управление классом, коллегиальные открытые уроки, постановка сложных целей, работа с примерами решений, прямые инструкции. Также выделены факторы, имеющие наибольший эффект: проблемно-поисковый урок, регулярные тесты с обратной связью, распределённое и общее обучение (сначала сам, потом вместе), отношения учитель-ученик, обратная связь, чёткие, ясные инструкции, развивающее обучение, оценка компетентности и личностных черт ученика (использование привычной информации для того, чтобы в процессе подготовки к учению и обучение приспособить учебные результаты к ученику) [27, с. 53].
Учёба, по Дж. Хэтти, должна быть «видимой», то есть полностью удовлетворять европейские стандарты в области образования, быть эффективным и качественным.
Этот подход несколько переплетается с научными работами немецкого профессора Г. Майера (H. Meyer). Под термином «видимое обучение» следует понимать прозрачность процесса обучения, обеспечиваемого созданием благоприятной среды для ученика и подбором методов обучения «под ученика». Это способствует повышению самооценки младших школьников [4]. Учёные студии Дж. Хэтти не концентрируются лишь на факторах успеваемости, а утверждают, что успеваемость и самооценка учащихся в значительной мере зависит и от личности учителя [27].
Мы считаем, что для повышения самооценки четвероклассников необходимо предоставить им свободу выбора, дать возможность проявить самостоятельность.
Рекомендации для учителей (повышение уровня самооценки и учебной деятельности).
1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, владеющих примерно одинаковыми способностями, но достигающими в учебной деятельности различных результаты из-за разного отношения к учению.
3) необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирование робота возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) предлагать слабо успешному ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь младшему школьнику, который не является успешным.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, что ставят перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращённости ребёнка на собственные способы действия.
6) необходимо вводить тетради «моё обучение», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
7) необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того, как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.
8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
9) необходимо предоставить младшим школьникам свободу выбора, давать ученикам возможность проявить самостоятельность.
Итак, мы считаем, что проблему низкой самооценки необходимо решать. Взаимодействие и взаимосвязь методов обучения выявляются при единстве задач и содержания обучения. Ведущая роль в обучении принадлежит учителю, а успешность образовательного процесса и самооценка учащихся зависит от того, насколько аргументировано, целесообразно и мастерски учитель применяет конкретные методы обучения. Мы считаем, что повышение самооценки младших школьников возможно, если предоставить ученикам свободу и самостоятельность действий.
Выводы по главе 2
В ходе проведённого эксперимента мы исследовали самооценку четвероклассников и выявили, что у большинства младших школьников заниженная самооценка. Низкая самооценка оказывает влияние на успешность учебной деятельности. Мы выявили, что четвероклассники очень критично относятся к оцениванию своей деятельности, поэтому педагог должен осознавать проблему низкой самооценки.
Мы изучили факторы, оказывающие влияние на учебную деятельность и самооценку. Рассмотрев труды Дж. Хэтти мы выявили факторы, влияющие на младших школьников, а также методы и средства повышения самооценки и учебной деятельности. На основании выявленных способов, мы предложили методические рекомендации для педагогов по повышению самооценки младших школьников.

Заключение
В ходе проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы:
В процессе формирования самосознания формируется Я-концепция индивида. Формируется представление о собственном я, которое может быть правильным или неправильным, искажённым. При изучении самооценки личности определяется степень адекватности я образу. Самооценка-важное психологическое измерение я - концепции, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка не является постоянной, она меняется смотря по обстоятельствам. Определяют следующие показатели уровня развития самооценки: высота, степень адекватности, степень постоянства, автономность, мера критичности и мера обобщённости.
Младший школьный возраст- особенный период в жизни ребёнка. С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью и самим собой. В этот период рождается социальное я личности, формируется самооценка и уровень притязаний школьника.
Образ Я младшего школьника - представление ребёнка о себе, как об ученике. Наряду с учебной сферой значимой становится сфера общения, ведь именно в сфере общения ребёнок чувствует себя равноправным субъектом процесса. Под влиянием изменений, происходящих в жизни ребёнка (деятельности, общении, отношениях со взрослыми и ровесниками), формируется я - концепция младшего школьника.
Формирование самооценки продолжается в школьные годы: конкретные оценки учителей и окружения, успехи в учёбе должны способствовать формированию адекватной самооценки. Успеваемость становится не главным критерием оценивания личности школьника. Вместе с оценкой учителя и родительским отношением, учебная успеваемость является весомым фактором формирования самооценки школьника и его социального статуса.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадёжности. Понижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация-направленность не учебную, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для неё видах деятельности, ребёнок поддерживает неадекватно завышенную самооценку компенсаторного характера. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успешность успехами в других областях, чувство неполноценности, принятие позиции отстающего ведут к негативным последствиям.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки, ибо самооценка в младшем школьном возрасте основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа.
В ходе проведённого эксперимента мы исследовали самооценку четвероклассников и выявили, что у большинства младших школьников заниженная самооценка. Низкая самооценка оказывает влияние на успешность учебной деятельности. Мы выявили, что четвероклассники очень критично относятся к оцениванию своей деятельности, поэтому педагог должен осознавать проблему низкой самооценки.
Мы изучили факторы, оказывающие влияние на учебную деятельность и самооценку. Рассмотрев труды Дж. Хэтти мы выявили факторы, влияющие на младших школьников, а также методы и средства повышения самооценки и учебной деятельности. На основании выявленных способов, мы предложили методические рекомендации для педагогов по повышению самооценки младших школьников.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.

Список использованной литературы
Акудинова Н.Э. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4кл. // Вопросы психологии. – 1968. - №3-5. – С. 9-13
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Наука, 2001. – 121 с.
Басина Е.З. Психология самосознани. - Самара: БАХРАХ – М, 2017. – 334 с.
Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2018. - № 2. - С. 16 – 125.
Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией // // Вестник Московского университета. – 2017. - № 1. - С. 54-65.
Гиппенрейтер Ю.Б. О чувстве самоценности ребенка // Семейная психология и семейная терапия. – 2018. - № 3. - С. 20-23.
Зайцев А.Б. Самосознание как структура и процесс становлення личности школьников / А.Б. Зайцев // Вопросы психологии. – 2021. – № 7. – С. 9-13
Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности / Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 10-15
Захарова А.В. Уровень притязания как показатель самооценки / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1989.- с.42-47,137.
Ижойкина Л.В. Формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию / Диссертю на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, Омский государственный педагогический университет, 2015. – 212 с. 
Козубовский В.М. Самооценка личности. – Минск, Амалфея, 2016. – С. 311 – 317.
Кон И. С. Психическое развитие и формирование личности. – М.: Академия, 2003. - 368 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 464 с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. — 64 с.
Липкина А. И. Как формировать и изменять самооценку. – М.: Академия, 2003. - 368 с.
Литвак Борис. Как понять себя. Введение в стабильную самооценку. - М.: АСТ, 2019. — 120 с. 
Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 391 с.
Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - 213 с.
Некрасова Т.Ю. Особенности реагирования в ситуации угрозы Я в зависимости от типа самооценки / Диссерт.на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: Юрайт, 2015. - 178 с.
Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста / Учебник. — М.: Юрайт, 2014. — 583 с.
Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Т. 12 . — №5 (2). — С. 460 – 462.
Реан А.А. Я – концепция личности. – СПб., Знанио, 2018. – С. 125 – 129.
Солодухова О. Г. становление самооценки в младшем школьном возрасте // Психологические аспекты педагогикии образования. - Севастополь, 2011. - С. 169-171.
Тутушкина М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия. – М.: Изд. Центр Академия, 2019. – С. 180 – 187.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Владос, 2004. – 480 с
Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. — 192 с. 
Хэтти Джон А. С.: Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 мил. Школьников. – М.: Национальное обучение, 2017. – 496 с.
Чайкина С. В. Особенности формирования самооценки младших школьников / / Теоретические и прикладные проблемы психологии. - 2013. - № 2 (31). - С. 222-228
Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2016. – 143 с.
Щур В.Г. Методика изучения представлений ребёнка об отношениях к нему других людей. - М.: Наука, 2018. – 123 с.

Приложение 1
Набор качеств, которые младшие школьники ценят в других больше всего


Приложение 2
Шкала самооценки младших школьников
 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.