это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3230413
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность темы в том, что за последние семнадцать лет в российской
правовой системе сложились достаточно развитые институциональные формы:
изменилась законодательная система, система правоприменительных органов,
появились новые отрасли права, новые подходы к юридическому образованию
и профессиональной юридической деятельности и т.п. Все это говорит о
естественной и не разрывной связи права с социальными формами жизни
российского общества.
От нашего представления о природе и сущности права, о его
происхождении зависит очень многое: для конкретных людей - понимание
того, что является основным нормативом регулирования в его жизни; для
населения -как построить общество со стабильным порядком и обретением
гармонии; для представителей государства - что считать мерилом
единообразного подхода со стороны государственной власти к каждому
человеку, общественной организации, иным субъектам права. В первую
очередь, это бы позволило создать концептуальную базовую установку видения
российской правовой действительности, правовой жизни российского
общества. Однако история древних цивилизаций, история России, история
Западной Европы показывают, что подобный процесс очень сложен (в какой-то
степени, его смогли достигнуть в Древнем Египте, Древнем Риме, в
идеологически едином советском государстве). При этом нельзя забывать, что
возможно и установление в обществе прямых запретов на исследование
проблем возникновения права как это было, например в Афинской политии,
Российской империи конец XIX - начало XX вв. Это только лишний раз
доказывает, что исследование подобных вопросов противоречит природе
авторитарных режимов государственной власти.
Вопрос о происхождении права, безусловно, имеет фундаментальный
характер. На сегодняшний день насчитывается более десяти концепций. Право,
возникнув и эволюционируя, в итоге предстает как нормативный регулятор
сложившихся в обществе отношений, в которые включена юридическая
практика и иные формы проявления права. Право объективно получает
4
закрепление в форме обязывающих установлений, которые, будучи
зафиксированы в письменных памятниках или устных, передающихся от
поколения к поколению, преданиях становятся обязательными для исполнения
всеми членами человеческого общежития. Но все же правовая жизнь
современного общества гораздо богаче, устоявшихся в юридической науке
подходов к пониманию права. Потребность в изучении и, следовательно, новое
отношение к праву определяется в связи с обнаружением в современной жизни
типов деятельности, источник происхождения которых связан с повседневным
опытом, общественным признанием, нравственной и политической оценкой.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы
работы таких авторов как: Радько Т.Н., Марченко М.Н., Е.М.Дерябина, Лазарев
В.В., С.В.Липень, Протасов В.И., Рубаник С.А., Нерсесянц В.С., Потапов М. Г.,
Рассолов М. М., Сорокин В. В., Фролова Е. А. и др.
Объектом исследования является система научных знаний и
представлений как в истории западноевропейской и российской правовой
мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права о
сущности и природе права.
В качестве предмета исследования выступают концептуальные связи и
подходы к пониманию возникновения, понятия и сущности права.
Целью данной работы является изучение функций права в современном
обществе, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие права;
- Раскрыть значение права в современном обществе;
- Выявить классификацию функций права;
- Охарактеризовать общесоциальные функции права;
- Проанализировать специально-юридические функции права.
В основу изучения функций права в рамках настоящей работы положен
диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с
ним общенаучные и частные методы исследования: социологический,
5
исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический,
системного анализа, синтеза, абстрагирования и др.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и
списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность права
1.1 Понятие права
Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных
общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом
общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные
государством в виде законов, указов и т.д.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции
общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка.
Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности
этого юридического феномена.
6
Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в
специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками;
это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые
нормы.
Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и
национальной духовной истории народа.
Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм,
права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами
научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве
его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и
конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются
направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества 1 .
Право является государственным регулятором. Оно регулирует
отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества.
Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества
может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право -
единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на
отношения между людьми, влечет для их участников определенные
юридические последствия.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм,
которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими
условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и
классовый характер; издаются и санкционируются государством в
определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами
воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая
свободу личности система регулирования общественных отношений, которой
1 Марченко М. Н. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации / М. Н.
Марченко // Образование и общество. - 2019. - № 5. - С. 82-88
7
присущи нормативность, формальная определенность в официальных
источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
В современной юридической науке термин “право” используется в
нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания
людей, например, “право человека на жизнь”, “право народов на
самоопределение”. Эти притязания обусловлены природой человека и общества
и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это
право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не
зависимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные
возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо,
организация. “Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья,
имущество” и т.д., организации располагают правами на имущество, на
деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни.
Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве
принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех
правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и
субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает “ система права”.
Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-
правовые системы.
Термин “право” употребляется и в не юридическом смысле. Существуют
моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов,
права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать
точное определение понятия права, установить признаки и свойства
отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке
выработано множество определений права, которые различаются в зависимости
оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое
существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.
8
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и
особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе
выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки
характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и
свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в
понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований
утверждают, что “любое явление действительности обладает бесчисленным
множеством свойств”2. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие
наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход,
когда признаются обще социальные сущность и назначение права, когда оно
рассматривается как выражение компромисса между классами, различными
социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах
(англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его
свободе, интересам, потребностям 2 .
Право – особый, официальный, государственный регулятор
общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или
иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего
эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся
правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право –
наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем
цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой
государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем
смысле как общественные отношения, урегулированные правом.
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных
отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует
общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует,
выражает экономические потребности”. Есть правоотношения, которые
существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
2 Актуальные проблем истории государства и права, политических и правовых учений. Под ред.О.Ю.Рыбакова.
Москва, Статут, 2017.-56 с
9
Например, конституционные, административные, процессуальные,
уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию,
т.е. в “чистом виде”, представляют собой действительно самостоятельный вид и
тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право
создает, “творит” общественные отношения, порождая новые связи.
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные
отношения, имеющие существенное значение для интересов государства,
общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения
собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и
обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные,
семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом
вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо
регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и
сугубо личные).
Все общественные отношения можно подразделить на три группы:
-регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;
-не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
-частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не
любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и
необходимость во многих случаях не возникает 3 .
Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее
уяснение представляет особую ценность в процессе познания.
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство,
экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод
регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность,
силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина
возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как
регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика –
3 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник : [для вузов по специальности 021100
"Юриспруденция"] / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2017. – 55 с
10
это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.
В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека,
до каждой организации.
Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без
исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность,
стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения
между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет
общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь
неблагоприятных последствий в социальном плане.
Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как
мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,
общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом,
право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств,
защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло –
нарушением этой нормы.
1.2 Зна чение пра ва в со временно м о бществе
Пра во ка к регулято р о бщественных о тно шений выступа ет
ва жнейшим фа кто ро м со циа льно -эко но мическо го ра звития
о бщества .
Со циа льно е на зна чение пра ва выра жа ется в следующем 4 :
- с по мо щью пра ва о беспечива ется усто йчивый по рядо к в
о бщественных о тно шениях;
- пра во о беспечива ет во змо жно сть пло до тво рно й а ктивно й
пра во мерно й деятельно сти чело века , препятствуя неза ко нно му
вмеша тельству, при по мо щи меха низмо в юридическо й
о тветственно сти;
- институты гра жда нско го о бщества фо рмируются на пра во во й
о сно ве (семья, шко ла , церко вь, до бро во льные о рга низа ции и
со юзы).
4 Фролова Е. А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е. А. Фролова //
Государство и право. - 2018. - № 4. - С. 63-73
11
Пра во ка к регулято р о бщественных о тно шений выступа ет
ва жнейшим фа кто ро м со циа льно -эко но мическо го ра звития
о бщества . По это му пра во имеет о пределенную со циа льную ценно сть.
По нятие ценно сти пра ва призва но ра скрыть его по ло жительную
ро ль для о бщества , о тдельно й лично сти.
В о бщесо цио ло гическо м смысле по нятие со циа льно й ценно сти
ха ра ктеризует те явления о бъективно й действительно сти, ко то рые
спо со бны удо влетво рять о пределенные по требно сти со циа льно го
субъекта , нео бхо димые, по лезные для его существо ва ния и ра звития.
По нятие ценно сти пра ва , следо ва тельно , призва но ра скрыть его
по ло жительную ро ль для о бщества , о тдельно й лично сти.
О тсюда ценно сть пра ва —это спо со бно сть пра ва служить
целью и средство м для удо влетво рения со циа льно спра ведливых,
про грессивных по требно стей и интересо в гра жда н, о бщества в цело м.
Ценно сть пра ва за ключа ется в то м, что о но :
- спо со бствует ра звитию тех о тно шений, в ко то рых
за интересо ва ны ка к о тдельные индивиды, та к и о бщество в цело м,
со гла сует их интересы;
- о бла да ет о рга низующим на ча ло м, прида ет действиям людей
о рга низо ва нно сть, усто йчиво сть, со гла со ва нно сть, о беспечива ть
их по дко нтро льно сть, дела ет о тно шения цивилизо ва нными;
- является выра зителем и о пределителем (ма сшта бо м) сво бо ды
лично сти в о бществе, о пределяет гра ницы и меру это й сво бо ды;
- во пло ща ет идеи спра ведливо сти;
- выступа ет фа кто ро м про гресса , исто чнико м о бно вления
о бщества в со о тветствии с исто рическим хо до м о бщественно го
ра звития;
- является средство м решения междуна ро дных и межна цио на льных
про блем и до стижения со циа льно го мира и со гла сия, средство м
снятия на пряженно сти в о бществе;
- спо со бствует решению эко ло гических про блем ка к внутри
о тдельно взято го го суда рства , та к и в ра мка х миро во го
со о бщества .
12
Гла ва 2. Функции пра ва
2.1 Кла ссифика ция функций пра ва
Функции пра ва предста вляют со бо й ба зо вые и о сно вные
на пра вления во здействия пра ва на о бщество , о пределяющие
ха ра ктер и ро ль вза имо связи пра ва и о бщественных о тно шений.
О со бенно сти и ха ра ктеристика функций пра ва :
1. На пра вления во здействия пра ва на о бщество и о бщественные
о тно шения о пределяются са мо й сущно сть и со циа льным на зна чением
пра ва .
2. О лицетво ряют со бо й меру нео бхо димо го во здействия на
о бщественные о тно шения с целью их урегулиро ва ния.
3. На пра вленны на о существление на ибо лее ва жных за да ч,
сто ящих перед пра во м.
4. О тлича ются тесно й вза имо связью с го суда рство м,
длительно стью и непрерывно стью.
5. А ктивно влияют на о бщественные о тно шение, по ддержа ние в
о бществе до лжно го по рядка по ведения 5 .
13
Рисуно к 1. Сущно сть функций па рва
Принято выделять функции пра ва внутренние, на хо дящиеся на
специа льно -юридическо м уро вне и внешние, на хо дящиеся на
о бщесо циа льно м уро вне 6 .
5 Потапов М. Г. Теория государства и права. [В 2 ч.]. Ч. 1 : учебное пособие / М. Г. Потапов ; Новосиб. гос.
техн. ун-т. - Новосибирск, 2006. – 38 с
6 Марченко М. Н. Источники права : учебное пособие / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова,
Юрид. фак. - М., 2019. - 79 с
14
Рисуно к 2. Кла ссифика ция функций пра ва
Внутренние (специа льно -юридические) функции пра ва предста вляю
со бо й спо со бы и мето ды пра во во го во здействия на по ведение
людей и о бщественные о тно шений.
Внешние (о бщесо циа льные) функции пра ва ха ра ктеризует пра во
ка к регулято р о бщественных о тно шений.
Внутренние функции пра ва :
К внутренним функциям пра ва принято о тно сить регулятивную и
о хра нительную функцию.
Регулятивна я функция о тра жа ет ва жнейшую ха ра ктеристику
пра ва ка к со циа льно го регулято ра , со зда нно го с целью
упо рядо чива ния о бщественных о тно шений.
Ита к, регулятивна я функция пра ва предста вляет со бо й
во здействие пра ва на о бщество и о бщественные о тно шения с целью их
15
упо рядо чива ния. О на о пределяет ва риа нты и меру до зво ленно го
по ведения в ра мка х о бщественных о тно шений.
Регулятивна я функций пра ва нео дно ро дна и включа ет в себя
регулятивную но рма тивную функцию и регулятивную дина мическа я
функция.
Регулятивна я но рма тивна я функция предста вляет со бо й
пра во во е во здействие средства ми но рма тивно го за крепления пра вил
по ведения и регла мента ции функций и по лно мо чий о тдельных
субъекто в пра ва .
Регулятивна я дина мическа я функция предста вляет со бо й
пра во во е во здействие по средство м пра во применения с целью
упо рядо чива ния о бщественных о тно шений.
О хра нительна я функция призва на о хра нять о бщественные
о тно шения о т преступных по сяга тельств и о т нежела тельных с то чки
зрения го суда рства во здействий. Ва жно й ха ра ктеристико й
о хра нительно й функции является ее превентивна я со ста вляюща я,
на пра вленна я на недо пущение пра во на рушений.
О хра нительна я функция реа лизуется в ра мка х о бщественных
о тно шений по средство м уста но вления за прето м, са нкций,
юридическо й о тветственно сти за со вершения про тиво пра вных
действий.
Внешние функции пра ва 7 :
К внешним функциям пра ва принято о тно сить: эко но мическую,
по литическую, во спита тельную, исто рическую, ко нтро лирующую и
инфо рма цио нную функции пра ва .
Эко но мическа я функция пра ва призва на упо рядо чива ть
о бщественные о тно шения в сфере эко но мики, ра спределения
эко но мических бла г, уста но влением го суда рственно й по литики в
эко но мическо й сфере.
По литическа я функция пра ва , ко то ра я регла ментирует и
упо рядо чива ет о бщественные о тно шений в сфере о существления
вла стных по лно мо чий.
7 Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. -
М., 2019. - 63 с
16
Во спита тельна я функция пра ва уча ствует в фо рмиро ва нии
го суда рственно й идео ло гии, выра ба тыва ет у субъекто в пра во вых
о тно шений мо тиво в к пра во мерно му по ведению и веру в силу и
спра ведливо сть пра ва .
Исто рическа я функция пра ва призва на а ккумулиро ва ть и
о бо бща ть исто рический о пыт на ро да и ко рректиро ва ть пра во на
о сно ве этих выво до в.
Ко нтро лирующа я функция пра ва призва на о гра ничива ть и не
до пуска ть нега тивно е с то чки зрения о бщества по ведение.
Инфо рма цио нна я функция пра ва призва на до но сить до
о бщества инфо рма цию о пра ве, степени до зво ленно го по ведения и
во змо жные са нкции за на рушение уста но вленных пра во вых но рм.
2.2 О бщесо циа льные функции пра ва
Успех о существляемых в по стсо ветско м о бществе
прео бра зо ва ний во мно го м предо пределен на длежа щим пра во вым
о беспечением. В о бщества х перехо дно го типа пра во мо жет ста ть
реа льным инструменто м со циа льных, эко но мических, по литических и
иных рефо рм, фо рмиро ва ния но вых ценно стно -но рма тивных
о риента цией и в цело м мо жет спо со бство ва ть со циа льно му
про грессу.
Со циа льно е предна зна чение пра ва про является при его
функцио ниро ва нии, т. е. во здействии на ра зличные сто ро ны
о бщественно й жизни. Пра во в со временных демо кра тических
о бщества х призва но ра зреша ть ко нфликты, снижа ть со циа льную
на пряженно сть, со действо ва ть интегра ции о бщества в цело м 8 .
Призна ва я со циа льную приро ду пра ва , причинно -
функцио на льно е вза имо действие пра ва и иных о бра зующих
о бщество ко мпо ненто в (эко но мики, по литики, идео ло гии, культуры,
религии и т. д.), усма трива я в со циа льно й пра ктике реа льные исто ки
фо рмиро ва ния пра во вых предписа ний, предста вляется весьма ва жным
и в тео ретическо м, и в пра ктическо м а спекта х ра ссмо треть о бра тную
за висимо сть со циа льно й действительно сти о т пра во во го
8 Лазарев В.В., С.В.Липень. Теория государства и права. Москва, ЮРАЙТ, 2016.-55 с
17
во здействия. Иными сло ва ми, о бра тить внима ние на про блема тику
со циа льных функций пра ва .
Функцио на льный по дхо д к исследо ва нию пра ва в Ро ссии был
впервые предпринят предста вителями со цио ло гическо го по зитивизма
во вто ро й по ло вине XIX в.
О дин из о сно ва телей со цио ло гическо го на пра вления в
русско м пра во ведении С. А . Муро мцев в ка честве о дно го из ва жных
по ло жений со цио ло гическо й юриспруденции выдвига л требо ва ние
функцио на льно го изучения пра ва в ко нтексте исто рико -культурно го
исследо ва ния но рмы. Друго й выда ющийся русский ученый Н. Н.
А лексеев, о со зна ва я нео бхо димо сть в ра мка х «юридическо го
со цио ло гизма » по стига ть о бщественные функции пра ва , по ла га л,
что их по зна ние «до стига ется путем уяснения тех ко нкретных причин,
ко то рые по ро дили да нные юридические институты, следо ва тельно ,
путем уяснения связи юридических институто в с реа льно й жизнью
о бщества , с его по требно стями и нужда ми» 9 .
По следо ва тели со цио ло гическо го по дхо да к пра ву ученики Л.
И. Петра жицко го , П. А . Со ро кин, Н. С. Тима шев в сво их ра бо та х
за тра гива ли про блему функций пра ва .
Пра во , по мнению П. А . Со ро кина , о дно временно является и
про дукто м о бщества , выра жением уста но вившего ся в о бщества
о бяза тельно го по рядка и средство м уста но вления по следнего .
Во зника ет во про с: ка ким же о бра зо м пра во спо со бствует
уста но влению по рядка в о бществе? Иными сло ва ми: ка ко вы
о бщественные функции пра ва ? П. А . Со ро кин выделяет две функции
пра ва : ра спределительную и о рга низа цио нную. Пра во спо со бствует
уста но влению о бщественно го (о фициа льно го ) по рядка тем, во -
первых, что о но то чно ра спределяет пра ва и о бяза нно сти между
члена ми о бщества ; во -вто рых, тем, что о но о рга низует о бщество ,
со зда ва я вла сть это го о бщества .
На хо дясь по д влиянием психо ло гическо й тео рии пра ва Л. И.
Пет-ра жицко го , П. А . Со ро кин, а на лизируя во здействие пра ва на
по ведение индивида и о бщества в цело м, о пределил фо рмы та ко го
9 Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. Основные классические идеи. Москва,
НОРМА, 2017.-47 с
18
во здействия: а ) мо тива цио нную; б) принудительную; в) дрессирующую.
Пра во , о ка зыва я психо ло гическо е и во спита тельно е во здействие,
спо со бно , по мнению П. А . Со ро кина , изменить лично сть чело века .
Ка к о тмеча л Г. Спенсер, «кро ме любо го немедленно го эффекта ,
за ко ны да ют и о тда ленный результа т, бо льшинство м игно рируемый, –
изменение са мо й лично сти чело века , жела тельно е или нет». И это
весьма ва жно е по ло жение, игно рируемо е в о пределенно й степени
со временно й о течественно й тео рией пра ва , следует о со бо иметь в
виду при а на лизе со циа льно го действия пра ва .
Друго й ученик Л. И. Петра жицко го – Н. С. Тима шев
ра ссма трива л со циа льные функции пра ва с двух то чек зрения: 1) с
то чки зрения индивидо в ка к члено в группы; 2) с то чки зрения
со циа льных групп, со сто ящих из о пределенно го числа члено в, чьи
естественные по буждения – быть о рга низо ва нными (со бра нными) в
о бщество 10 .
С то чки зрения индивида , на ибо лее ва жна я функция пра ва –
перера спределение сил внутри о бщества . Стремится ли пра во к ра венству
или нера венству, о но вно сит в о бо их случа ях изменения в
со о тветствующие по зиции индивидо в. Та ко е перера спределение сил Н.
С. Ти-ма шев выра зил термина ми: сво бо да (во ля), интересы, ценно сти.
С то чки зрения со циа льных групп, на ибо лее ва жна я функция
пра ва – уста но вление «по рядка ». Эту функцию Н. С. Тима шев
выра жа ет в термина х: «мир», «безо па сно сть», «о рга низа ция».
Функцио на льный а на лиз пра ва , предло женный Н. С. Тима шевым,
предста вляет несо мненный интерес для со временно й тео рии функций
пра ва . Во сприняв идеи Л. И. Петра жицко го , Р. Иеринга , Р. Па унда , о н
про демо нстриро ва л со циа льную миссию пра ва в о беспечении мира ,
безо па сно сти, за щиты ценно стей о бщества , тем са мым по ка за л
гума нистический по тенциа л пра ва .
Со цио ло гический по дхо д к а на лизу функций пра ва широ ко
испо льзо ва лся в а мерика нско й юридическо й на уке. В ра бо та х Р.
Па унда и Т. Па рсо нса , несмо тря на существенные ра зличия в
спо со ба х про ведения функцио на льно го а на лиза пра ва ,
10 Радько Т.Н. Теория государств аи права. Москва, Проспект, 2017.-59 с
19
предла га ется ко нцепция пра ва ка к интегрирующего меха низма ,
спо со бно го прео до леть те про тиво речия, ко то рые угро жа ют
единству и цело стно сти о бщества .
Тео ретические труды Р. Па унда перво й по ло вины XX в.
предста вляют со бо й удо бный о бъект для на ча ла а на лиза его
функцио на льно й тео рии пра ва . Функции пра ва и спо со б их
реа лиза ции выво дятся а вто ро м, в о сно вно м, по средство м
ра цио на лиза ции юридических но рм и принципо в, включенных в а нгло -
а мерика нскую систему о бщего пра ва . Р. Па унд пыта лся
интерпретиро ва ть пра во вую до ктрину и институты пра ва с
функцио на льно й то чки зрения, за меняя та ким о бра зо м сво йственную
юриста м ко нцепцию ло гическо го единства пра ва ко нцепцией его
функцио на льно го единства .
В а на лизе, про во димо м Р. Па ундо м, о сно вно й про блемо й для
со временно го юриста и за ко но да теля является «со циа льно е
стро ительство » («so cia l engineering»). Пра во о беспечива ет
со циа льно е единство и упо рядо чива ет про цесс со циа льных
изменений путем ура вно вешива ния ко нфликтующих интересо в –
индивидуа льных (ча стные интересы о тдельных гра жда н), о бщественных
(вытека ющие из о бщих усло вий о бщественно й жизни) и публичных
(го суда рственные интересы). Пра во ра ссма трива ется ка к нейтра льный
меха низм, о беспечива ющий ба ла нс между интереса ми. В ра зличные
исто рические перио ды со держа ние функций пра ва меняло сь: на
ра нних эта па х исто рии пра ва – со хра нение мира и существующего
по рядка (sta tus guo ), в бо лее по здние – предо ста вление ма ксимума
сво бо ды предпринима тельства тем, кто до ста то чно бо га т для
за нятия та ко й деятельно стью. Испо льзо ва ние пра ва для выра жения
со циа льно го со гла сия – явление сра внительно но во е. В
со временно м о бществе пра во ста но вится ва жнейшим средство м
со циа льно го ко нтро ля. Выпо лнение со циа льных функций пра ва
спо со бствует, по мнению Р. Па унда , единству и спло ченно сти
о бщества , его интегра ции.
Друго й предста витель а мерика нско й со цио ло гии, о сно ва тель
системно -функцио на льно й шко лы Т. Па рсо нс бо льшо е внима ние в
сво их исследо ва ниях уделял про блеме интегра ции о бщества . По д
20
интегра цией о н по нима л «та кие структуры и про цессы, по средство м
ко то рых о тно шение между ча стями со циа льно й системы – людьми,
игра ющими те или иные ро ли, ко ллектива ми и ко мпо нента ми
но рма тивных ста нда рто в, – либо упо рядо чива ются спо со бо м,
о беспечива ющим га рмо нично е их функцио ниро ва ние в
со о тветственных связях друг с друго м в системе, либо , на о бо ро т, не
упо рядо чива ются, причем то же ка ким-нибудь о пределенным и
о бъяснительным спо со бо м». В ка честве о дно го из о бщих усло вий
со циа льно й интегра ции Т. Па рсо нс о пределяет но рма тивную систему,
о сно вна я ча сть ко то ро й в высо ко ра звитых о бщества х имеет
пра во во й ста тус. Но рма тивна я система по мимо пра во во й о сно вы
имеет «мо ра льно е о бо сно ва ние». Фа ктическа я эффективно сть
пра во вых систем во мно го м за висит о т по луча емо й ими мо ра льно й
по ддержки в силу призна ния бо льшинство м людей «внутренне присущей»
им спра ведливо сти. Мо ра льна я о бяза тельно сть то го или ино го
о бра за действий «служит про явлением в действии приверженно сти
ценно стям и, следо ва тельно , гла вно й то чко й со членения
со циа льно й со о бщно сти с но рма тивным а спекто м культурно й
системы». Иными сло ва ми, мо ра льно е призна ние пра во вых
требо ва ний о бъединяет пра во вую систему с системо й ценно стей
о бщества . В это м, о чевидно , про является ро ль пра ва в о беспечении
интегра ции о бщества 11 .
Друго й а спект функцио ниро ва ния пра ва выра жа ется в
со циа льно м ко нтро ле. По д со циа льным ко нтро лем Т. Па рсо нс
по нима л про цесс, по средство м ко то ро го ра схо ждение между
системо й но рма тивных о жида ний и фа ктическим по ведением члено в
о бщества сво дятся к минимуму. Пра во , ра ссма трива емо е а вто ро м
ка к о бщий но рма тивный ко декс, регулирующий по ведение члено в
о бщества , о пределяющий ситуа цию для них и предусма трива ющий
го суда рственные са нкции, является о дним из средств со циа льно го
ко нтро ля.
11 Марченко М.Н. Теория государства и права. Москва, Зерцало, 2016.-119 с
21
По ло жения функцио на льно го по дхо да к пра ву в
исследо ва ниях а мерика нско го со цио ло га мо жно о бо бщить
следующим о бра зо м.
Во -первых, пра во предста влено им в ка честве о дно й из
по дсистем о бщества .
Во -вто рых, до стижение по рядка в о бществе о беспечива ется
функцией пра ва , на пра вленно й на со кра щение числа элементо в
во змо жных ко нфликто в, лучшее функцио ниро ва ние меха низма
о бщественных ко нта кто в.
В-третьих, о сно вно й функцио на льно й про блемо й является
про блема со циа льно й интегра ции, гла вным усло вием до стижения
ко то ро й является интерна лиза ция индивида ми единых для о бщества
ценно стей и но рм.
В-четвертых, цель интегра тивно й функции пра ва – ста билиза ция и
ра звитие со циа льно й системы.
Тра диция функцио на льно го исследо ва ния пра ва была
во спринята евро пейскими учеными. В ча стно сти, венгерский ученый
Ка льма н Кульча р утвержда ет, что «о тпра вным пункто м
функцио на льно го изучения пра ва является его по нима ние ка к
о дно го из ва жных институто в о бщества и исследо ва ние функций
пра ва во змо жно лишь в ко нкретно -исто рическо м ко нтексте».
А вто ро м предста влена ка ртина функцио на льных по следствий
пра во во й системы со временно го о бщества . К ним о тно сятся:
по ддержа ние пра во по рядка и безо па сно сти о бщества
(о хра нительна я функция пра ва ), по средничество в урегулиро ва нии
вза имо о тно шений гра жда н и о рга низа ций между со бо й, их
о тно шений с го суда рство м, урегулиро ва ние ко нфликто в
(регулятивна я функция); со действие решению за да ч фо рмиро ва ния,
пла ниро ва ния, упра вления ра звитием о бщественных о тно шений;
интегра цио нна я функция пра ва ; во спита тельна я функция пра ва .
Придержива ясь, о дна ко , кла ссо во го по дхо да к о ценке со держа ния
функций пра ва , К. Кульча р по ла га ет, что по следние три функции
ха ра ктерны для со циа листическо го о бщества .
О со бый интерес предста вляют, на мо й взгляд, две про блемы,
за тро нутые а вто ро м:
22
1) тра нсфо рма ция скрыто й функции пра ва в о чевидную,
о бра зо ва ние нефункцио на льных по следствий действия пра во во й
но рмы;
2) ра згра ничение функцио ниро ва ния пра во во й системы в цело м
и о тдельных ее элементо в, со сто ящих в функцио на льно й вза имо связи
друг с друго м, с системо й в цело м, ино гда и непо средственно с
о бщество м 12 .
В ра бо та х известно го немецко го учено го , предста вителя
системно -функцио на льно го по дхо да в со цио ло гии и
юриспруденции, а вто ра а уто по йетическо й тео рии пра ва Никла са
Лума на предло жены о ригина льные ра ссуждения о тно сительно
системы о бщества и функций пра ва . Пра во , ка к и по литика ,
эко но мика , на ука , религия являются, со гла сно тео рии Н. Лума на ,
а вто но мными а уто по йетическими система ми о бщества . По мнению
У. Ма тура на , «а уто по йетическа я о рга низа ция о пределяется ка к
единство сети про изво дств ко мпо ненто в (netwo rk o f pro ductio n o f
co mpo nents), ко то рые (1) уча ствуют в то й же сети про изво дств
ко мпо ненто в, ко то ра я про извела эти ко мпо ненты и (2) реа лизуют
сеть про изво дств ка к единство в про стра нстве, в ко то ро м
ко мпо ненты существуют». Сто ро нники а уто по йесиса в пра ве
ра ссма трива ют пра во вую систему ка к а вто но мную – а уто по йетиче-
скую и са мо о тно сящуюся, на ко то рую о кружа юща я среда (по
мнению Г. То йбнера ) не о ка зыва ет непо средственно го регулирующего
действия. Речь мо жно вести лишь о внешней стимуляции внутренних
са мо регулирующихся про цессо в, ко то рые в принципе не мо гут быть
ко нтро лируемы извне.
О сно ва нием для а вто но мии пра ва , ка к утвержда ет Н. Лума н,
является циклично е о тно шение между пра во выми решениями и
но рма тивными пра вила ми: решения действительны то лько на о сно ве
но рма тивных пра вил, а но рма тивные пра вила действительны то лько
при о существлении решений.
Са мо референтна я система пра ва ста но вится
а уто по йетическо й до та ко й степени, что о тно шения к внешним
12 Рубаник С.А. история политических и правовых учений. Москва, ЮРАЙТ, 2017.-67 с
23
фа кто ра м, та ким ка к по литика и религия, за меняются о тно шениями к
пра во вым но рма м. То , что циклично е о тно шение между пра вила ми и
решениями со зда ют а вто но мию пра во во й системы по о тно шению к
другим со циа льным система м не о зна ча ет, что пра во изо лиро ва но
о т о кружа ющей его среды. О но о пределяется о бщественным
ра звитием и мо жет служить инструменто м со циа льных изменений. С
тео рией пра во во й системы Н. Лума на связа ны и его предста вления
о тно сительно функций пра ва . О н выделяет следующие функции:
1) регулятивную, на пра вленную на о беспечение
сба ла нсиро ва нно сти всех элементо в со циа льно й системы,
ста билиза цию и юридическо е за крепление усто ев со временно го
о бщества ;
2) о бщественную функцию пра ва (юридическо й системы) –
деятельно сть по са мо во спро изво дству;
3) но рма тивно й ста билиза ции про гно зируемых о тно шений –
по средство м о тбо ра и о бо бщенно го со кра щения существующих в
о бществе о жида ний о беспечива ется ста билиза ция о бъективно -
действенных о жида ний, ко то рым и на длежит следо ва ть в да льнейшем;
4) ко ммуника тивную;
5) мо тива цио нную;
6) ко гнитивную (по зна ва тельную).
Выпо лнение функций о риентиро ва но на «предво схищение
во змо жных решений ко нфликто в»: пра во устремляется к о беспечению
о жида ний («ста билиза ция о жида ний»), с о дно й сто ро ны;
мо делируется по ведение по средство м испо льзо ва ния пра во во го
меха низма са нкцио ниро ва ния, с друго й («упра вление по ведением»).
Предста вляется, что по следнее ра ссуждение Н. Лума на о со бенно
зна чительно для перспектив со вершенство ва ния тео рии функций пра ва :
мо делиро ва ние пра во вых ситуа ций не на ра зрешении ко нкретных
ко нфликто в, а предво схищение их по явления по средство м
генера лиза ции и ста билиза ции о жида ний.
Исследо ва ние про блемы приро ды функций пра ва , их со держа ния
и кла ссифика ции имеет о пределенные тра диции и в о течественно й
тео рии пра ва (имеется в виду интеллектуа льно е про стра нство
24
по стсо ветско го перио да ). Бо льшо е зна чение для ра зра бо тки тео рии
функций пра ва имели ра бо ты видных со ветских ученых.
По нятие функции пра ва о пределяло сь ка к на пра вление
пра во во го во здействия, выра жа ющее ро ль пра ва в о рга низа ции
(упо рядо чении) о бщественных о тно шений23. Выделялись функции
специа льно -юридические (регулятивные и о хра нительна я), выра жа ющие
со бственно пра во вую ма терию, и со циа льно -по литические, действие
ко то рых на пра влено на ра зличные сферы о бщественно й жизни
(эко но мическую, по литическую, со циа льную и др.).
Эти по ло жения до ста то чно про чно во шли в тео ретико -
пра во вую культуру. Го ра здо менее в со ветско й юридическо й
литера туре о свещен во про с о со циа льных функциях пра ва .
Примеча тельны в это м о тно шении ра бо ты Т. Н. Ра дько . О н
ра ссма трива ет функции пра ва в двух а спекта х – функции са мо го
пра ва (регулятивна я и о хра нительна я) и со циа льные функции пра ва .
Со циа льные функции – эко но мическа я, по литическа я,
во спита тельна я – выделяются им применительно к вза имо связа нным
сфера м о бщественно й жизни; их кла ссифика ция но сит усло вный
ха ра ктер, по ско льку в действительно сти стро го ра згра ничить
функцио на льно е во здействие пра ва на решение эко но мических,
по литических за да ч весьма трудно и элементы о дно й функции мо гут
про являться в других функциях 13 . По мнению Т. Н. Ра дько , со циа льные
функции не вытека ют из специфики сво йств пра ва , а являются внешними
по о тно шению к его юридическо й приро де. И хо тя в са мо й
а ргумента ции а вто ро в функцио на льно й тео рии со ветско го пра ва
прео бла да ли идео ло гические до во ды, са ма по ста но вка про блемы,
выделение бло ка со циа льных функций вызыва ют призна ние и ува жение.
Та к, предста вляется весьма о ригина льно й по зиция Ф. Н. Фа ткуллина :
не выделяя о со бых о бщественных и со циа льно -по литических функций
пра ва , до по лняющих его специа льно -юридические функции, о н
по ла га ет, что «в выпо лнении любо й со циа льно й за да чи в ра мка х
любо го вида о бщественных о тно шений пра во уча ствует не ина че,
ка к путем мо дульно -инфо рма цио нно го , регулятивно го ,
13 Мачин И.Ф.. История политических и правовых учений. Москва, ЮРАЙТ, 2016.-89 с
25
идео ло гическо го и о цено чно го во здействия. Эти ма гистра льные
на пра вления всегда о бщесо циа льны, ибо призва ны реша ть ва жные
для всего о бщества за да чи, и всегда специа льно -юридические, та к ка к
связа ны с сущно стью, целью и на зна чением специфическо го
со циа льно го фено мена , ка ким служит пра во »27. Привлека ет в это й
по зиции, во -первых, цело стно е во сприятие всех функцио на льных
про явлений пра ва в его во здействии на о бщественные о тно шения,
со зна ние и психо ло гию их уча стнико в; во -вто рых, призна ние
сло жно й приро ды функцио ниро ва ния пра ва , с о дно й сто ро ны,
имеющего о бщесо циа льный ха ра ктер, с друго й – выра жа ющего
сущно стные о сно ва ния пра ва .
В по следующем ра звитии функцио на льно й тео рии а кцент был
перемещен на исследо ва ние приро ды и со держа ния функций пра во во й
системы. Эта про блема связа на с а на лизо м во здействия пра ва на
со циа льную действительно сть; с выявлением за ко но мерных связей
о тра слей пра ва и пра во вых институто в с регулируемыми ими
о бщественными о тно шениями; с изучением со циа льно го действия
пра во во й системы и о тдельных ее элементо в. По мнению а вто ро в
это й ко нцепции В. П. Ка зимирчука и С. В. Бо бо то ва , «критерием
кла ссифика ции функций мо гли служить о сно вные виды о бщественных
(непра во вых) о тно шений, со ста вляющих структуру
со циа листическо го о бщества ». В со о тветствии с этим критерием
пра во ва я система о существляет интегра тивную, регулятивно -
а ксио ло гическую, ко ммуника тивную и о хра нительную функции. В
да нно м мо но гра фическо м исследо ва нии о тчетливо про является
со цио ло гический по дхо д к функцио ниро ва нию пра во во й системы,
о пределению эффективно сти ее действия.
С ра звитием фило со фско -пра во вых и о со бенно со цио ло го -
пра во -вых исследо ва ний в по стсо ветский перио д во зникли но вые
по дхо ды к о свещению функций пра ва . Та к, С. С. А лексеев,
ра ссма трива я с фило -со фско -пра во вых по зиций пра во ка к
но рма тивно -ценно стную регулирующую систему, в ка честве его функций
о пределяет – во спро изво дство да нно й со циа льно й системы;
утверждение в жизни о бщества но рма тивных на ча л; регулятивно е
пра во во е во здействие на о бщественные о тно шения.
26
Со цио ло го -пра во ва я на пра вленно сть ра звития тео рии
функций пра ва усилила сь в по следние го ды. Та к, а вто ры
«Со временно й со цио ло гии пра ва » В. Н. Кудрявцев и В. П. Ка зимирчук,
про до лжа я ра звива ть идеи со циа льно го действия пра ва , неско лько
ина че ко мментируют исхо дные по сылки, о пределяют кла ссифика цию и
со держа ние со циа льных функций (интегра тивно й, регулятивно й,
ко ммуника тивно й, о хра нительно й) 14 .
Ра ссма трива я пра во ка к со циа льный институт, о тмеча я
о со бый интерес с пра ктическо й то чки зрения к во про са м
функцио ниро ва ния пра ва в реа льно й жизни, предста витель
фило со фско й на уки В. А . Гла зырин пыта ется о пределить причины
дисфункцио на льных про явлений пра ва . И о со бенно о ригина льна и
интересна , выра женна я в ра мка х со цио ло го -пра во во го
исследо ва ния ко нструкция со циа льных функций, их о бо сно ва ние и
ха ра ктеристика , предста вленные В. В. Ла па ево й. Сво ео бра зие
а вто рско го по дхо да про является не в на зва ниях функций –
со циа лиза ции, со циа льно го ко нтро ля, интегра тивна я функция
пра ва (о ни до ста то чно про чно во шли в на учно -по нятийный
а рсена л со временно й со цио ло гии пра ва ), а в со держа тельно м
о писа нии и о со бенно стях про явления ка ждо й из них в
по стперестро ечный перио д.
Предста вленный кра ткий о бзо р за рубежно й и о течественно й
юридическо й литера туры, по священно й функцио на льно му а на лизу
пра ва , по зво ляет, во -первых, про следить за о сно вными эта па ми
эво люции тео рии функций пра ва , о пределить гла вные мо менты в
ко нструиро ва нии системы функций, о писа нии их со держа ния; во -
вто рых, сфо рмулиро ва ть исхо дные по ло жения, выра жа ющие
о тно шение а вто ра к спо рным или нужда ющимся в уто чнении
по зициям.
Ва жно о тметить, что в исследо ва тельскую за да чу вхо дит не
а на лиз тео рии функций пра ва ка к та ко во й, а в ра мка х причинно -
функцио на льно го вза имо действия пра ва и иных ко мпо ненто в
о бщества иллюстра ция о бра тно го во здействия пра ва на
14 Протасов В.И. Теория государства и права. Москва, ЮРАЙТ, 2016.-45 с
27
со циа льную действительно сть, ко то ро е про является в его
функцио ниро ва нии. Тезис о фо рмиро ва нии со циа льно й средо й
пра во вых идей, о жида ний, мо делей по ведения и о бра тно го действия
пра во вых предписа ний на со циа льные о тно шения, вызыва я в них
изменения или со хра няя ста бильно сть, по дтвержда ет со циа льную
приро ду пра ва , со циа льные исто ки его о бра зо ва ния и ра звития.
Ита к, функцио на льный а на лиз пра ва требует, на мо й взгляд,
учета следующих о сно вных по ло жений.
Действие пра во во й но рмы, института , системы пра ва в цело м
о бра щено к ра зличным со циа льным по дсистема м или к их
со во купно сти. Та к, институт пра ва ча стно й со бственно сти
о ка зыва ет регулирующее во здействие на о бла сть имущественных
о тно шений в эко но мическо й по дсистеме, спо со бен изменить ситуа цию
в по литическо й, идео ло гическо й сфера х, за тро нуть нра вственные
усто и и о быча и. Мо жно ли в это м случа е го во рить о б о существлении
пра во м эко но мическо й, по литическо й и т. д. функций?
Если реа лиза ция пра во во го института (или пра во во й но рмы)
спо со бствует прео бра зо ва нию со циа льных о тно шений, о сво ению
иных ценно стей, изменению психо ло гии и мента льно сти индивида ,
со действует со циа льно му про грессу, о гра ничению нега тивных
тенденций, уместно ли в да нно й ситуа ции го во рить о действии пра ва
ка к инструмента со циа льных прео бра зо ва ний, до стижения
о пределяемых о бщество м ценно стей, упра вления им, со действия
со циа льным изменениям? Дума ется, что на эти во про сы мо жно
о тветить по ло жительно .
Пра во – явление уника льно е в сво ем мно го гра нно м
про явлении; ни о дин из других со циа льных регулято ро в не спо со бен в
со временно м мире выпо лнять сто лько за да ч и миссий. В за висимо сти
о т на учно й по зна ва тельно й цели мо жно а кцентиро ва ть внима ние
на про явлении са мых ра зличных а спекто в со циа льно го
предна зна чения пра ва . Ра ссма трива я его в широ ко м ко нтексте ка к
средство (инструмент) упра вления о бщество м, во змо жно вести речь о
выпо лнении пра во м функций со циа льных прео бра зо ва ний:
за креплении но вых про грессивных о бщественных о тно шений,
ста билиза ции со циа льных явлений, имеющих ха ра ктер по зитивных
28
тенденций, устра нении о трица тельных со циа льных фа кто в. Выделение
этих функций имеет весьма усло вный ха ра ктер и про во дится
со о тветственно тем за да ча м, ко то рые во зла га ются на пра во
(пра во вые но рмы, институты, систему пра ва в цело м) в о пределенные
перио ды его эво люции.
Функцио ниро ва ние пра ва мно го векто рно , по это му критерии
кла ссифика ции функций пра ва мо гут быть ра зличны. А на лизируя
функцио ниро ва ние пра ва с то чки зрения интересо в лично сти, мо жно
выделить следующие на пра вления: о беспечение пра в и сво бо д, за щита
интересо в, ра зрешение ко нфликто в, утверждение и ра спро стра нение
пра во вых ценно стей. В иных термина х эти на пра вления мо жно
о бо зна чить ка к про явление регулятивно й, о хра нительно й,
во спита тельно й функций 15 .
В интереса х о бщества пра во в со во купно сти с иными средства ми
со действует о существлению со циа льно го ко нтро ля, за креплению
по зитивных со циа льных изменений, о гра ничению нега тивных
по следствий о бщественных прео бра зо ва ний, спо со бствует
со хра нению со циа льно го единства , до стижению ра вно весия между
про тиво по ло жными интереса ми в о бществе и в цело м упра вляет
про цессо м интегра ции. В это м случа е мо жно го во рить о выпо лнении
пра во м интегра тивно й функции. Предста вляется ва жным о бра тить
внима ние на со держа ние это й функции. Т. Па рсо нс по д интегра цией
по нима л «та кие структуры и про цессы, по средство м ко то рых
о тно шения между ча стями со циа льно й системы – людьми, игра ющими
те или иные ро ли, ко ллектива ми и ко мпо нента ми но рма тивных
ста нда рто в, – либо упо рядо чива ются спо со бо м, о беспечива ющим
га рмо нично е их функцио ниро ва ние в со о тветственных связях друг с
друго м в системе, либо , на о бо ро т, не упо рядо чива ются, причем то же
ка ким-нибудь о пределенным и о бъяснимым спо со бо м». Мно гие
а вто ры о бра ща ли внима ние на интегра -тивные сво йства пра ва . И
да же в случа ях, ко гда пра во ра ссма трива ется ими ка к система
го суда рственно го регулиро ва ния, счита ется, что о но является
пра во м интегриро ва нно й а ссо циа ции по Е. Эрлиху, «группы» по К.
15 Рассолов М. М. Теория государства и права : учебник для вузов / М. М. Рассолов. - М., 2018. - 35 с
29
Ллевеллину или «со циа льно й системы» по Т. Па р-со нсу, и функции
пра ва о пределяются по средство м исследо ва ния про блем интегра ции
та ко й о бщно сти. Со временные ученые, о тда ва я до лжно е
зна чимо сти это й функции, в принципе о дина ко во о пределяют ее
со держа ние. А вто ры «Со временно й со цио ло гии пра ва » призна ют
ведущей функцию интегра ции, спло чения со циа льных о бра зо ва ний.
Цель функцио ниро ва ния пра во во й системы – со циа льно е и
на цио на льно е со гла сие, о беспечение и за щита интересо в чело века и
всего о бщества . По мнению В. В. Ла па ево й, интегра тивна я функция
«на целена на до стижение о бъединяющего о бщество со циа льно го
со гла сия через ра зрешение со циа льных ко нфликто в в ра мка х
всео бщей пра во во й фо рмы37. Эти о писа ния интегра тивно й функции
пра ва до ста то чно близки к за па дно й пра во во й тра диции:
устра нение со циа льных ко нфликто в, укрепление со гла сия и
ко о пера ции (Р. Па унд); со кра щение ко личества ко нфликто в,
эффективно е функцио ниро ва ние меха низма о бщественных ко нта кто в
(Т. Па рсо нс) 16 . Ита к, следует призна ть прио ритетно е по ло жение
интегра тивно й функции пра ва в со временно м о бществе: о на в
о пределенно й степени а ккумулирует все иные на пра вления пра во во го
во здействия. Если по ла га ть, что о сно вно е ее про явление со сто ит в
о беспечении ста бильно сти и цело стно сти о бщества , в до стижении
со лида рно сти члено в о бщества на о сно ве по ддержа ния ими о бщих
ценно стей и прио ритето в, то в та ко м о бществе во змо жно
минимизиро ва ть ко личество ко нфликто в, предо твра ща я их, а зна чит
во змо жно со зда ние о птима льных усло вий для сво бо дно й
са мо реа лиза ции лично сти, про явления ее тво рческо го по тенциа ла .
Кро ме то го , следует иметь в виду, что в интегра цио нно м про цессе
уча ствует не то лько пра во , но и иные средства со циа льно го
регулиро ва ния (мо ра ль, религия, по литические но рмы, идео ло гические
усто и и т. д.). И это ва жно е по ло жение, по ско льку за ко но да тель при
выбо ре мо дели по ведения до лжен о пределять «до лю» пра во во го
элемента в ко мплексе со циа льных но рм, уча ствующих в регла мента ции
со о тветствующей ситуа ции.
16 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Москва, Норма, 2017.-80 с
30
Ва жно о тметить, что для со циа льно го по зна ния про блем
пра во о б-ра зо ва ния зна чимо не са мо по себе изучение
функцио ниро ва ния пра ва , а выявление по следствий его во здействия
(по зитивных или нега тивных), о пределяющих эффективно сть действия
пра во вых институто в, системы пра ва в цело м. А по ско льку средо й
бытия пра ва является о бщество , изменения его со ста вляющих
(эко но мики, по литики, идео ло гии, культуры и т. д.) за тра гива ют, с
о дно й сто ро ны, ха ра ктер по следствий функцио ниро ва ния пра во вых
институто в, а с друго й сто ро ны, требуют ко рректиро вки их
со держа ния.
О бо бща я изло женные суждения, следует еще ра з вернуться к
во про су о кла ссифика ции функций пра ва и уто чнить по зицию в
о тно шении тра дицио нно го для о течественно й тео рии пра ва их
ра згра ничения на со циа льные и специа льно -юридические. Во здействие
пра ва на ра зличные сто ро ны о бщественно й жизни, иными сло ва ми,
его функцио ниро ва ние, имеет со циа льный ха ра ктер, та к ка к
по ро жда ет со о тветствующие изменения в мо делях по ведения людей.
Со циа льно е мо делиро ва ние – результа т про явления специа льно -
юридическо го по тенциа ла пра ва (со во купно сти пра во вых средств –
за прето в, до зво лений, о бязыва ний, типо в пра во вых режимо в,
са нкций и т. д.). Следо ва тельно , все функции пра ва по сво ей
на пра вленно сти являются о бщесо циа льными, а по меха низму
во здействия на по ведение людей – специа льно -юридическими. Но рма
пра ва или пра во во й институт, выпо лняя регулятивную функцию в сфере,
на пример, имущественных о тно шений, на деляет о дно го субъекта
пра ва о пределенными пра во мо чиями, друго го – о бяза нно стями,
уста на влива я некую связь между двумя пра во выми центра ми. С
психо ло гическо й то чки зрения, в со зна нии индивидо в (субъекто в
пра ва ) во зника ют о со бые пережива ния – чувство пра во ты
(пра во мо чно сти) у о дно го и чувство о бяза нно сти у друго го , т. е.
сво ео бра зные со циа льные ро ли, при о существлении ко то рых да нно е
имущественно е о тно шение упо рядо чива ется (на пример, про изво дится
ра здел со вместно на жито го супруга ми имущества при ра сто ржении
бра ка ). Но рмы семейно го пра ва выпо лнили со циа льную функцию,
реа лизо ва в специа льно -юридические средства – до зво ление и
31
о бязыва ние (в случа е во зникно вения со циа льно го ко нфликта
предусмо трено испо льзо ва ние мер принудительно го ха ра ктера –
пра во вых са нкций).
За да ча на учно й кла ссифика ции исследуемых явлений и
про цессо в со сто ит, на мо й взгляд, в бо лее глубо ко м и всесто ро ннем
их изучении. О пределение критериев для кла ссифика ции функций пра ва ,
их со держа ния, ро ли в упра влении о бщественно й жизнью зна чимо для
выявления тво рческо го по тенциа ла пра ва , ра зумно го и
спра ведливо го его испо льзо ва ния. В это й связи предпо чтительным и
перспективным предста вляется инструмента льный по дхо д к о ценке ро ли
пра ва . В ра мка х демо кра тическо го го суда рства и гра жда нско го
о бщества пра во реа льно мо жет быть инструменто м упра вления
о бщество м: выпо лнять миссию со циа льно го ко нтро ля, ра зрешения
ко нфликто в по средство м ра згра ничения интересо в и о пределения
ко мпро миссо в, о беспечения пра в и сво бо д и в цело м до стижения
со циа льно й со лида рно сти и интегра ции 17 .
Пра во мо жно ра ссма трива ть ка к сво ео бра зно е средство
ко ммуника ции между о бщество м, о жида ющим уста но вления
спра ведливо го пра во во го по рядка , безо па сно сти и ста бильно сти,
и о бщество м, испытыва ющим во здействие пра во вых предписа ний при
их функцио ниро ва нии. Несо о тветствие между ними – серьезный сигна л,
вызо в за ко но да телю, пра во во й по литике, всем ко мпо нента м
пра во о бра зо ва тель-но го про цесса , требующий сво евременно го их
со вершенство ва ния.
2.3 Специа льно -юридические функции пра ва
Если о бщесо циа льные функции на пра влены во вне, о тра жа ют
влияние пра ва на иные сферы о бщественно й жизни, то специа льно -
юридические функции по ка зыва ют, ка кие средства и регулятивные
приемы испо льзуются при это м, ка ка я юридическа я ма терия по зво ляет
на ибо лее эффективно решить по ста вленные о бщество м за да чи.
1. Регулятивна я функция - на пра вление пра во во го во здействия,
на целенно е на о рга низа цию со циа льно зна чимых по зитивных
17 Теория государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина и Ю.А.Дмитриева, Москва, ЮРАЙТ, 2016.-98 с
32
о тно шений с по мо щью юридических приемо в и средств, в со о тветствии
с о бъективными по требно стями о бщественно го ра звития, а та кже
о со бенно стями внутриго суда рственно й и междуна ро дно й
о бста но вки.
Это о сно вна я функция пра ва . Ведь на зна чение пра ва в то м и
со сто ит, что бы регулиро ва ть на ибо лее ва жные о тно шения,
ко о рдиниро ва ть и на пра влять по ведение их уча стнико в для
до стижения со циа льно по лезно го результа та .
2. О хра нительна я функция за ключа ется в о хра не по ло жительных
и вытеснении нега тивных, вредных для о бщества явлений, в их
предупреждении, пресечении и во сста но вите ни и на рушенных пра в 18 .
В ра мка х о хра нительно й функции мо жно выделить та кие
вспо мо га тельные функции, ка кво сста но вительна я (во сста но вление
на рушенно го пра ва или пра во во го по ло жения);ко мпенса цио нна я
(ко мпенса ция причиненно го вреда или на несенно го
ущерба );о гра ничительна я (о гра ничение о бщественно о па сно го
по ведения);ка ра тельна я (на ка за ние пра во на рушителя).
Предло женна я кла ссифика ция функций усло вна , та к ка к
до во льно сло жно о дно зна чно ра згра ничить пра во во е
во здействие на ра зличные сферы о бщественно й жизни. Эко но мика
тесно вза имо действуете по литико й, по литика с идео ло гией и
культуро й, и т. д. Кро ме то го , действие о сно вных функций до по лняется
действием нео сно вных (вспо мо га тельных). Та к, регулятивна я функция
не мо жет до стичь целей без инфо рма цио нно й, а о хра нительна я — без
ка ра тельно й и ко мпенса цио нно й. О сно вные функции
ко нкретизируются функциями о тра слей, дета лизируются функциями
институто в и о тдельных но рм пра ва .
Реа лиза ция всех на зва нных функций о существляется в четырех
о сно вных фо рма х 19 :
- инфо рма цио нно й (переда стся о пределенна я инфо рма ция);
- о риснта цио нно й (выра ба тыва ются ценно стные о риентиры);
18 Сорокин В. В. Юридическая глобалистика : учебник / В. В. Сорокин ; Новосиб. гос. техн. ун-т. -
Новосибирск, 2018. - 115 с
19 Грухин Ю. А. Практикум по теории государства и права. Ч. 1 : учебное пособие / Ю. А. Грухин, Е. А.
Сидорова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2019. - 17 с
33
- регла ментирующей (о пределяющей по ведение субъекто в в
со циа льно зна чимых ситуа циях);
- о беспечительно й (предла га емо е по ведение о беспечива ется
целым ко мплексо м стимуло в, за прето в, о гра ничений или на ка за ний).
За ключение
Та ким о бра зо м, функции пра ва - это о сно вные на пра вления
пра во во го во здействия, выра жа ющие ро ль пра ва в упо рядо чении
о бщественных о тно шений.
С по мо щью по нятия «функции пра ва » мо жно по зна ть
предна зна чение пра ва в о бществе, его действие. Функции пра ва ,
о тра жа я его ка чественно е сво ео бра зие, его во стребо ва нно сть и
дина мику в о бщественно й жизни, ха ра ктеризуются следующими
сво йства ми:
-со держа ние и перечень функций предо пределяются сущно стью
пра ва и его со циа льным на зна чением в о бществе;
-функции пра ва о тлича ются о тно сительным по сто янство м и
усто йчиво стью. О ни о беспечива ют та кие на пра вления и та ко е
со держа ние регулятивно го во здействия, без ко то рых о бщество не
мо жет о бо йтись или за менить иными регулято ра ми;
-со держа ние выпо лняемых функций о тлича ется высо ко й
дина мично стью, спо со бно стью реа гиро ва ть на изменения о сно вных
за да ч и целей, сто ящих перед да нно й по литико -пра во - во й системо й
в о пределенный исто рический перио д, а деква тным перера спределением
средств и спо со бо в юридическо го во здействия;
-функции пра ва но сят ко мплексный, системный ха ра ктер. О ни
ко нкретизируются в функциях иных юридических явлений и про цессо в.
Функции пра ва — это о сно вные на пра вления его во здействия
на о бщественные о тно шения, на по ведение людей.
По д функцией пра ва в литера туре по нима ется та кже его
со циа льно е на зна чение.
По средство м функций о существляются за да чи, ко то рые ста вятся
перед пра во м ка к со циа льным институто м. А по ско льку но рмы
пра ва принима ются го суда рственными о рга на ми, то неко то рые
функции его по ко нкретным а спекта м деятельно сти во мно го м
34
со впа да ют с функциями го суда рства (на пример, о хра на
пра во по рядка ).
Функции пра ва кла ссифицируют по ра зличным критериям:
-по на пра вленно сти действия: эко но мическа я, со циа льна я,
по литическа я, эко ло гическа я и др.;
-по о сно вным субъекта м пра во применения: за ко но да тельна я,
испо лнительна я, судебна я;
-по со циа льно му на зна чению: во спита тельна я, культурна я,
инфо рма цио нна я и т. д.;
-в за висимо сти о т о сно вных за да ч, сто ящих перед нра во м,
выделяют две функции — регулятивную и о хра нительную.
Гла вна я цель пра ва — упо рядо чение, о рга низа ция
о бщественных о тно шений. Это о зна ча ет, что с по мо щью пра ва
о бщественные о тно шения стро ятся по тем о бра зца м, мо делям,
ко то рые уста но влены в пра во вых но рма х. Пра во про являет себя в
следующих функциях:
-регулятивно й, о беспечива ющей упо рядо чение о бщественных
о тно шений, ко гда пра во вые но рмы уста на влива ют пра ва и
о бяза нно сти, по лно мо чия, за крепляют, ка к уча стники о тно шений
мо гут их испо льзо ва ть, испо лнять;
-о хра нительно й — но рмы пра ва предпо ла га ют меры о хра ны,
за щиты субъективных пра в о т на рушений, за крепляют спо со бы, с
по мо щью ко то рых мо жно за ста вить лицо испо лнить о бяза нно сть,
по нести о тветственно сть в случа е на рушения но рмы;
-о цено чно й — пра во вые но рмы да ют о ценку по ведения с то чки
зрения пра во мерно сти или непра во мерно сти;
-функции во здействия на со зна ние и по ведение людей — пра во ,
за крепляя стимулирующие и о гра ничива ющие средства , тем са мым
фо рмирует уста но вки, мо тивы по ведения чело века . Кро ме то го , в
пра во вых но рма х мо гут ко свенным о бра зо м за крепляться
идео ло гические уста но вки, о бо сно выва ющие причины принятия
да нных но рм, цели, ко то рые ста вились за ко но да телем, что та кже
влияет на со зна ние уча стнико в регулируемых пра во м о тно шений.
О бщесо циа льные функции выра жа ют ро ль пра ва ка к
со циа льно го регулято ра при регла мента ции о тно шений в ра зличных
35
сфера х о бщественно й деятельно сти. О ни непо средственно о тра жа ют
зна чимо сть пра ва для о бщества в цело м:
1. эко но мическа я функция;
2. по литическа я функция;
3. культурно -исто рическа я функция;
4. во спита тельна я функция;
5.функция со циа льно го ко нтро ля.
Если о бщесо циа льные функции на пра влены во вне, о тра жа ют
влияние пра ва на иные сферы о бщественно й жизни, то специа льно -
юридические функции по ка зыва ют, ка кие средства и регулятивные
приемы испо льзуются при это м, ка ка я юридическа я ма терия по зво ляет
на ибо лее эффективно решить по ста вленные о бщество м за да чи.
1. Регулятивна я функция.
2. О хра нительна я функция.
Списо к испо льзо ва нных исто чнико в
1. А ктуа льные про блем исто рии го суда рства и пра ва , по литических и
пра во вых учений. По д ред.О .Ю.Рыба ко ва . Мо сква , Ста тут, 2017.-356
с.
36
2. Белоусов С.А., Суменков С.Ю. Исключения в праве как возможность
дости¬жения баланса либо обретения дисбаланса: общетеоретический анализ. //
Юриди¬ческая наука и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД
России. 2018. № 3 (43). 120 с.
3. Грухин Ю. А . Пра ктикум по тео рии го суда рства и пра ва . Ч. 1 :
учебно е по со бие / Ю. А . Грухин, Е. А . Сидо ро ва ; Но во сиб. го с.
техн. ун-т. - Но во сибирск, 2019. - 67 с.
4. Дро бышевский С.А . Исто рия по литических и пра во вых учений.
О сно вные кла ссические идеи. Мо сква , НО РМА , 2017.-457 с.
5. Кожокарь И.П. Технико-юридические дефекты в российском праве: автореф.
дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2020. 46 с.
6. Ла за рев В.В., С.В.Липень. Тео рия го суда рства и пра ва . Мо сква ,
ЮРА ЙТ, 2016.-556 с.
7. Ма рченко М.Н., Е.М.Дерябина . Тео рия го суда рства и пра ва .
Мо сква , Про спект, 2017.-208 с.
8. Ма рченко М.Н. Тео рия го суда рства и пра ва . Мо сква , Зерца ло ,
2016.-419 с.
9. Ма рченко М. Н. Миф о фо рмиро ва нии миро во го го суда рства и
пра ва в усло виях гло ба лиза ции / М. Н. Ма рченко // О бра зо ва ние и
о бщество . - 2019. - № 5. - С. 82-88..
10. Ма рченко М. Н. Исто чники пра ва : учебно е по со бие / М. Н.
Ма рченко ; Мо ск. го с. ун-т им. М. В. Ло мо но со ва , Юрид. фа к. - М.,
2019. - 759 с.
11. Ма рченко М. Н. Про блемы тео рии го суда рства и пра ва : учебник :
[для вузо в по специа льно сти 021100 "Юриспруденция"] / М. Н. Ма рченко
; Мо ск. го с. ун-т им. М. В. Ло мо но со ва , Юрид. фа к. - М., 2017. – 755 с.
12. Ма чин И.Ф.. Исто рия по литических и пра во вых учений. Мо сква ,
ЮРА ЙТ, 2016.-489 с.
13. Нерсесянц В.С. Исто рия по литических и пра во вых учений. Мо сква ,
Но рма , 2017.-680 с.
14. По та по в М. Г. Тео рия го суда рства и пра ва . [В 2 ч.]. Ч. 1 : учебно е
по со бие / М. Г. По та по в ; Но во сиб. го с. техн. ун-т. - Но во сибирск,
2006. – 438 с.
15. Про та со в В.И. Тео рия го суда рства и пра ва . Мо сква , ЮРА ЙТ,
2016.-405 с.
37
16. Ра дько Т.Н., В.В.Ла за рев, Л.А .Мо ро зо ва . Тео рия го суда рства и
пра ва . Мо сква , Про спект, 2016.-336 с.
17. Ра дько Т.Н. Тео рия го суда рств а и пра ва . Мо сква , Про спект,
2017.-159 с.
18. Ра ссо ло в М. М. Тео рия го суда рства и пра ва : учебник для вузо в /
М. М. Ра ссо ло в. - М., 2018. - 635 с.
19. Руба ник С.А . Исто рия по литических и пра во вых учений. Мо сква ,
ЮРА ЙТ, 2017.-267 с.
20. Со ро кин В. В. Юридическа я гло ба листика : учебник / В. В. Со ро кин
; Но во сиб. го с. техн. ун-т. - Но во сибирск, 2018. - 915 с.
21. Суменков С.Ю. Право в его нормативном понимании как формальная основа
правопорядка. Вестник Саратовской государственной юридической академии •
№ 2 (139) • 2021 – 5 с.
22. Тео рия го суда рства и пра ва / По д ред. А .С.Пиго лкина и
Ю.А .Дмитриева , Мо сква , ЮРА ЙТ, 2016.-498 с.
23. Тео рия го суда рства и пра ва : учебник / [Пиго лкин А . С. и др.] ; по д
ред. А . С. Пиго лкина , Ю. А . Дмитриева . - М., 2019. - 613 с.
24. Фро ло ва Е. А . Мето до ло гические о сно вы ра згра ничения
ко нцепций пра во по нима ния / Е. А . Фро ло ва // Го суда рство и
пра во . - 2018. - № 4. - С. 63-73.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!