это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3230786
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc75507253 \h 21. Теоретические аспекты изучения технологии критического мышления PAGEREF _Toc75507254 \h 41.1.Понятие и сущность критического мышления PAGEREF _Toc75507255 \h 41.2.Место технологии развития критического мышления в нормативно-правовой базе по предмету «История» PAGEREF _Toc75507256 \h 122.Практическое применение технологии критического мышления на уроках истории PAGEREF _Toc75507257 \h 17Заключение PAGEREF _Toc75507258 \h 23Список литературы PAGEREF _Toc75507259 \h 25Приложение PAGEREF _Toc75507260 \h 29
ВведениеВ современном мире, построенном на принципах всеобъемлющей информатизации, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), особые требования предъявляются и к образовательному процессу. Большое значение приобретают приемы формирования познавательной активности обучающихся, развитие универсальных учебных действий, которые формируют умение адаптироваться к меняющимся условиям, находить способы решения проблемных ситуаций. Вместе с тем меняются и цели общего образования, происходит поиск новых приемов в изучении предметов, в основе которых лежит деятельностный подход. Он создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых видов и способов деятельности, умения анализировать информацию, выражать свое отношение к ней.
Одной из эффективных технологий, активизирующей познавательную деятельность, формирующей универсальные учебные действия на уроках истории, является технология критического мышления, которая рассматривается как одна из наиболее перспективных в совершенствовании процесса обучения на уроках истории.
Актуальность темы состоит в том, что одна из важных задач стоящих перед школой - вооружение учащихся не только основами наук, но и формирование у них познавательных потребностей, планомерное и целенаправленное развитие мышления и творческих способностей, способность обучающегося определять собственные приоритеты в различных сферах жизни. Именно поэтому изучение данной технологии не теряет актуальности в современном мире.
Степень изученности проблемы. В основу технологии развития критического мышления положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; К.Мередит, Ч. Темпла и Д. Стилл, которые «переложили» положения теории на язык практики и вывели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Объект исследования - технология критического мышления на уроке истории.
Предмет исследования: понятие о критическом мышлении учащихся и педагогические способы его формирования в процессе изучения истории.
Целью исследования является выявление особенностей реализации критического мышления на уроках истории.
Исходя из поставленной цели, были опр.еделены следующие задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- проанализировать, как технология развития критического мышления отражена в нормативно-правовой базе по истории;
-рассмотреть пр.актическое пр.именение технологии на ур.оках истор.ии.
Практическая значимость работы заключается в разработке педагогических рекомендаций по устранению некомпетентности навыков обучения посредством использования технологии развития критического мышления на уроках истории. Предполагаемые методы и конкретные приемы позволяют также реализовать ряд задач по экспериментально - исследовательской деятельности направленные на повышение активации и эффективности деятельности школьников на уроке; обеспечивают педагогов теоретическими и практическими навыками, обоснованной методикой.
Результаты исследования позволяют усовершенствовать процесс его эффективность.
Стр.уктур.а р.аботы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литер.атур.ы, приложения.
1. Теоретические аспекты изучения технологии критического мышления1.1.Понятие и сущность критического мышленияОсновная задача современного образования состоит в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества состоит прежде всего из открытия нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Следовательно, проблемное обучение как творческий процесс,является решением нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи даются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то задачи, направленные на развитие критического мышления предназначаются для поиска нового способа решения.
Рассмотрим, как понятие «мышление» интерпретировалось в разных научных областях.
В исторической науке понятие «мышление» тесно связано с понятием «разум». Так, в трудах греческих ученых Анаксагора и Аристотеля оно рассматривается в контексте «мирового разума».
В педагогической науке понятие «мышление» рассматривается как деятельность обучающихся, которая направлена на решение познавательной задачи и достижение поставленных целей. Мышление – это мыслительная деятельность, которая осуществляется через интеллектуальные умения.
В психологии работа с таким понятием, как "мышление" начинается в XX веке. До этого времени существовала ассоциативная психология, в которой главную роль занимал метод ассоциаций, делающий упор на чувственную составляющую.
Пристальное внимание развитию мышления уделял швейцарский психолог Жан Пиаже, который в своих работах выделил три этапа его развития:
-Дооперационная, на которой происходит познание мира детьми посредством игровой деятельности. Именно на данном этапе, на первый взгляд таким простым, происходит овладение логическими процессами и восприятием.
- Стадия конкретных операций. На этой стадии дети думают уже более логично, но отсутствует гибкостью мышления.
-Стадия формальных операций. На этом этапе у детей формируется логическое мышление.
Пиаже писал, что «к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Однако, это не означает, что у каждого ребенка данный этап наступит одновременно, должна учитываться степень развития навыков у каждого подростка.
Советский психолог Л.С. Выготский в своих работах проанализировал труды Ж. Пиаже и пришел к выводу, что «речь не является выражением готовой мысли, а наоборот, мысль превращается в речь и в речи она уже видоизменяется. Мысль завершается в слове».
«Мысль - это еще не последняя инстанция во всем этом процессе. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления».
Доктора педагогических наук Махмутов М.И. утверждает, что «наиболее ценным в педагогике считаются такие виды мышления, как: логическое, творческое и критическое, отражающие высший уровень интеллектуальных способностей человека». Кроме того, должен быть установление приоритета мышления над усвоением объема информации. М.И. Махмутов своей статье предлагает законодательно закрепить в системе образования парадигму проблемно-развивающего обучения в широком смысле слова – от ментальности и духовности до развития критического и творческого мышления.
В своих работах о мышлении отечественный психолог А. М. Матюшкин особое внимание выделяет рассудочному аспекту: умению анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать, делать заключения. По его мнению, обеспечение возможностей развития мышления характеризует процесс формирования способностей ребенка в обучении. Процесс мышления не может быть вызван с помощью тех или иных непосредственно действующих стимулов. Он вызывается с помощью сложного комплекса условий, приводящих к возникновению познавательной потребности и обеспечивающих возможности ее «удовлетворения» с помощью процессов мышления.
В философии понятие «мышление» трактуется как познавательная деятельность, активный процесс целенаправленного отражения в сознании человека объективной реальности, путем создания новых идей.
Важную роль в трактовке данного термина играет понимание, как людьми друг друга, так и предметов их совместной деятельности.
Отечественный педагог И.В. Муштавинская в своей работе «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя», утверждает, что данная технология должна строиться на основе трех последовательных стадий:
- Стадия «вызова», на которой происходит мотивация обучающегося к учебной деятельности, используется метод ассоциаций по ранее изученной теме, прием «уже изучено -еще предстоит изучить».
-Стадия осмысления. На ней идет плотная работа ребенка с информацией, причем приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
-Стадия рефлексии. Здесь происходит творческий процесс переработки информации, ее детальный анализ.
Чтобы качественно освоить историю, важно обладать историческим мышлением. Отечественный ученый Н.Е. Копосов в своих трудах дает следующее определение исторического мышления: это система интеллектуальных действий, которые связаны с языковыми практиками, пространственным воображением, и направлены на воссоздание человеком исторической реальности, осмысление прошлого человечества. Важно осознавать себя как участника всемирного исторического процесса, активно участвующего в реализации созидательного потенциала человека.
Для жизни в современном мире, ориентироваться в информационном потоке и быть успешным помогает развитие социально-критического мышления. Социально-критическое мышление – это проектирование социальной реальности, которое включает в себя взаимодействие человека с обществом, видение социальной реальности и готовность пересматривать представление об обществе. А также социально – критическое мышление – это умение понять общественную реальность и видение выхода из сложившейся ситуации, принятие обоснованного решения в важных жизненных вопросах.
В отечественной педагогической науке технология критического мышления появилась в 1997 году. Ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования.
Главной целью технологии является активное участие обучающихся в образовательном процессе посредством заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Отечественный педагог Б.С. Гершунский в своих работах делает упор на развитие личностных качеств ребенка, аналитического мышления. По его мнению, это и есть главные цели использования данной технологии в обучении.
В настоящее время в многочисленных научных трудах понятие критического мышления интерпретируется по-разному. Дж. Браус и Д. Вуд определяют его как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на основе того, во что верить и что делать». Критическое мышление, по их мнению, это «поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений».
Американский психолог Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления», выделяет ряд качеств, который должен развить обучающийся, чтобы воспользоваться критическим мышлением: «Готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений».
Соотечественник Д. Халперна, Д.Клустер, делает упор на то, что критическое мышление, это, в первую очередь, мышление самостоятельное, носящее индивидуальный характер. Начинается оно с постановки проблемы, которую необходимо решить. Немаловажным фактором успешного использования данной технологии является убедительная аргументация, которое должно подкрепляться обоснованными выводами и его социальная направленность (в ходе взаимодействия с другими людьми).
Преподаватель факультета психологии высшего петербургского педагогического училища И.О. Загашев, говорит, что критическое мышление способствует формированию у обучающихся исследовательской культуры, помогает формировать думающую личность. Причем важно воспринимать данную технологию с точки зрения ориентира, на которую будут направлен учебный процесс, не рассматривая ее с позиции цели.
В своих трудах И.О. Загашев большое внимание уделяет технологии применения различных видов вопросительных заданий, посредством которых происходит всестороннее воздействие на мыслительный процесс обучающихся. Используя всестороннюю форму работы с вопросами, целесообразно будет провести конкурс на самый интересный вопрос.
Педагог Хоруженко Е.В. акцентирует внимание на работу школьника с информацией, ее осмысление, оценивание, утверждая, что развивать критическое мышление нужно как можно раньше, постепенно сформировав у обучающегося систему работы с информацией.
Таким образом, проанализировав понятие «мышление» в психологии, педагогике и философии можно выделить такие функции мышления в обучении как:
- продуктивное мышление, через получение и преобразование полученной новой информации на уроках, которая накладывается на уже имеющийся опыт;
- умение анализировать свою деятельность;
- умение прогнозировать результат своей деятельности.
Технология критического мышления - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
1.2.Место технологии развития критического мышления в нормативно-правовой базе по предмету «История»Задачами отечественного образования на современном этапе является целенаправленное воспитание и обучение ребенка, которое осуществляется в интересах семьи, общества и государства. Именно поэтому главными условием обучения является развитие нравственной, интеллектуальной, творческой составляющей человека, то есть личностно-ориентированный характер обучения. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек.
Этим требованиям отвечает Федеральный государственный образовательный стандарт, основанный на деятельностном подходе в обучении. При данном подходе традиционные методы обучения в виде знаний, умений, навыков уступают место разнообразным формам деятельности человека.
Документ определяет требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
-метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Эти показатели достаточно тесно связаны с личностно-ориентированным обучением, на которое сейчас ориентировано большинство современных образовательных технологий. Одной из них является технология развития критического мышления, которая позволяет удовлетворять требования регулятора и общественные запросы.
Как известно, важными составляющими критического мышления является оценочный компонент, готовность и открытость к получению новых знаний, способность рефлексировать свою работу на уроке. Все вышеперечисленные факторы нашли отражение во ФГОС, так как результаты, предъявляемые к обучающимся в документе, несут в себе компонент развития критического мышления. Следовательно, технология развития критического мышления соответствует в полной мере требованиям личностного, метапредметного и предметного характера к результатам освоения учебного материала, прописанных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.
Рассматривая историко-культурный стандарт как ключевой нормативно-правового акт по истории, можно сделать вывод, что роль учебника как основного источника получения знаний, здесь приобретает совершенно новый статус. Учебник не только дает информацию, предлагает различные интерпретации, но мотивирует ребенка к самостоятельному рассуждению, анализу исторических документов, умении делать выводы. Немаловажным требованием к современному учебнику является и то, что он должен побуждать обучающихся к поиску новой информации в других источниках. Стандарт определяет и роль учителя как координатора, который должен помочь ребенку овладеть исследовательскими приемами, помочь развитию у них критического мышления, обучить анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.
Историческое образование играет немаловажную роль в процессе социализации и личностного развития обучающихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях выделяет ряд задач, направленных на развитии у обучающихся критического мышления:
-формирование исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое - настоящее - будущее»;
-расширение ценностного характера полученных знаний и опыта оценочной деятельности (умение сопоставлять разные версии, оценки исторических фактов, высказывание своей точки зрения по дискуссионным историческим темам).
Изучение курса истории в общеобразовательной школе нацелено на использование проблемно-хронологического подхода с акцентом на
социализацию учащихся. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Современные учебно-методические комплексы по истории призваны реализовать в полной мере как деятельностный подход, так и личностно-ориентированный. По завершении обучения школьник должен владеть различными компетентностями, разнообразными видами деятельности, приобретенными им в процессе учебного процесса. К такой деятельности относится умение работать с проблемным заданием, строить гипотезы по трудным историческим вопросам, направлять и оценивать свою деятельность. Что является составной частью развития критического мышления на уроке.
Рассмотрим, как отражена технология развития критического мышления в УМК по истории под редакцией А.В Торкунова. Издательства «Просвещение».
Анализируя историю в 9 классе в контексте блока «Российская империя в XIX-начале XX века», автор четко выделяет способы развития у обучающегося критического мышления. Такими способами является:
-самостоятельный анализ условий достижения цели на основе тех ориентиров, которые обозначил педагог;
-оценивание правильности выполнения своих действий. Внесение корректив (при необходимости);
-выявление различных точек зрения, их сравнение перед принятием окончательного решения;
- аргументация своей позиции, делать умозаключения на ее основе.
Благодаря активным методам обучения, а также систематическому применению данной технологии на уроке у школьников сформируется особый склад мышления и познавательной деятельности.
Таким образом, на основе вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы: критическое мышление является одним из видов интеллектуальной деятельности человека, отличительной чертой которого является высокий уровень восприятия информации. Кроме того, оно включает в себя личностно-ориентированный компонент обучения, а также познавательную и мотивационную область. Нормативно-правовой комплекс по истории, в основе которого лежит историко-культурный стандарт, немаловажную роль отводит развитию на уроке критического мышления, которое не только повышает уровень восприятия информации, но и повышает мотивацию к изучению новой темы и предмета целом.
2.Практическое применение технологии критического мышления на уроках истории
Изучив опыт применения различных педагогических технологий, мы отобрали, на наш взгляд, наиболее результативные и действенные в современной школе. Среди них - технология формирования критического мышления, применение которой мы предлагаем проанализировать на примере уроков истории в 9 классе.
Изучая тему «АлександрI: начало правления.Реформы М.М. Сперанского» на уроке применялась технология критического мышления.
Цель урока: формирование первоначальных представлений о внутренней политике АлександраI, знакомство с деятельностью М.М. Сперанского.Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории России.
Актуализация опорных знаний по ранее изученной теме " Россия и мир на рубеже XVIII-XIX веков" проводилась посредством организации беседы по данной теме, работы со схемой «Сословия Российской империи в начале XIX века».
Целеполагание и планирование деятельности (фаза вызова в технологии критического мышления) осуществлялось совместно с учащимися. Было организовано знакомство с главным вопросом урока, просмотр видеофрагмента об Александре I, после чего произошел выход на тему урока, когда учащиеся самостоятельно ее сформулировали и поставили цели на ближайшее занятие.
Этап усвоения новых знаний и способов действий (фаза осмысления в технологии критического мышления) начался со знакомства с личностью императора, с деятельностью Негласного комитета, посредством работы с материалом учебника. На данном этапе происходит знакомство с термином «либеральный», организована беседа по начальному периоду правления императора.
Организована работа в парах с положениями главных реформ Александра I, с документами. После этого были подведены итоги, составлен кластер в тетради.
Этап закрепления знаний и способов действий был организован в форме работы с вопросами по изученной теме, а также с эпиграммой, посвященной М.М.Сперанскому. Обучающимся было предложено высказать свое мнение.
Рефлексия была организована в форме работы с вопросами, по которым обучающиеся должны были оценить свою работу на уроке.
Домашнее задание было конкретизировано и разъяснено.Задание носит альтернативный характер, когда кроме обязательного предполагается выполнение задания по выбору.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты в полном объеме. Урок был построен в соответствии с технологией формирования на уроке критического мышления (использовался прием составления кластера), когда происходило развитие мыслительных навыков учащихся, посредством предложенных на уроке заданий.
Далее проанализируем урок по теме "Внешняя политика Александра II.Русско-турецкая война 1877-1878 гг.".
Цель урока была определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории России.
Основная цель урока: знакомство обучающихся с внешней политикой Александра II.
Структура урока выстроена с учетом требований деятельностного подхода.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
Актуализация опорных знаний по ранее изученной теме "Национальная и религиозная политика Александра II" проводилась посредством использования приема "Верные-неверные утверждения".
"Целеполагание и планирование деятельности (фаза вызова в технологии критического мышления) осуществлялось совместно с учащимися. Учащимся было предложено подобрать ассоциации к термину "внешняя политика", после чего произошло определение темы урока, постановка целей урока.
Этап усвоения новых знаний и способов действий (фаза осмысления в технологии критического мышления) также был выстроен в соответствии с намеченным планом.
После выступления ученика с опережающим заданием, была организована работа в парах по вопросам "Политика России В Средней Азии и на Дальнем Востоке",с дальнейшим составлением кластеров в тетради. Вопрос о продаже Аляски изучался посредством просмотра небольшого видеофрагмента, таким образом происходит смена деятельности обучающихся.Далее была организована парная работа по заполнению недостающих элементов таблицы "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." на основе материала учебника, сделаны соответствующие выводы.
"Этап закрепления знаний и способов действий был организован в форме работы с заданиями в рабочей тетради, после чего проведена проверка правильности выполнения.
Рефлексия была организована в форме работы с таблицей, в которой дети должны были оценить свою работу на уроке.
Домашнее задание было конкретизировано и разъяснено.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты в полном объеме. Развитие критического мышления на данном уроке осуществлялось посредством использования приемом ассоциаций, определения верных и неверных утверждений, составление кластеров
Технология формирования критического мышления на уроке истории при изучении темы «Александр III: особенности внутренней политики", научит школьников нестандартно решать поставленные на уроке задачи,впоследствии применяя их на практике.
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории России.
Основная цель урока: формирование представлений обучающихся о характере внутренней политики Александра III.
Структура урока выстроена с учетом требований деятельностного подхода.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
Актуализация опорных знаний по ранее изученной теме " Правление Александра II" проводилась посредством организации беседы по данной теме.
Целеполагание и планирование деятельности (фаза вызова в технологии критического мышления) осуществлялось совместно с учащимися.
Этап усвоения новых знаний и способов действий (фаза осмысления в технологии критического мышления) начался с опережающего задания - выступления учащегося по теме "Александр III: воспитание, черты характера".
После этого учащимся было предложено поработать с текстом учебника, рассказать о взглядах императора на управление страной, сформулировать главную задачу будущего правления.
Была организована работа по группам с положениями главных реформ Александра III, учащиеся готовили небольшие выступления по своим реформам. По ходу выступлений заполнялась схема в тетради "Внутренняя политика Александра III", где были отражены основные реформы в экономической и политической сфере. После этого были подведены итоги, организована беседа по вопросу: "В чем главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?".
Этап закрепления знаний и способов действий был организован в форме работы с мнениями современных историков по теме урока, а также в форме работы с тестовыми заданиями.
Рефлексия была организована в форме работы с вопросами, по которым обучающиеся должны были оценить свою работу на уроке.
Домашнее задание было конкретизировано и разъяснено.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты в полном объеме. Урок был построен в соответствии с технологией формирования на уроке критического мышления, когда происходило развитие мыслительных навыков учащихся, посредством предложенных на уроке заданий.
Рассмотрим урок истории по теме " Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения российской науки и образования".
Урок был построен в соответствии с деятельностным подходом и ФГОС.
На этапе актуализации опорных знаний обучающимся было предложено вспомнить, ,как развивалось образование и наука в первой половине XIXвека, под каким названием этот период вошел в историю; предложено дать определение понятию "культура".
Целеполагание и планирование деятельности (фаза вызова в технологии критического мышления) осуществлялось совместно с учащимися. Учитель нацеливает школьников на тему, предлагая им поставить цели на предстоящий урок. Именно на данном этапе нашла свое применение технология формирования критического мышления, посредством приема «Знаю – Хочу узнать – Узнал".
Этап усвоения новых знаний и способов действий (фаза осмысления в технологии критического мышления) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. Обучающиеся были разделены на группы, каждая из которых работала над отдельной областью культурного развития России во второй половине XIX века. По ходу выступлений групп школьники задавали вопросы (требующие односложного ответа и выводящие на более высокий уровень мышления). Так был использован еще один прием технологии критического мышления "Толстые и тонкие вопросы".
"Этап закрепления знаний и способов действий был организован в форме самостоятельной работы с заданиями в рабочей тетради, после чего проведена фронтальная проверка.
На этапе рефлексии обучающимся было предложено заполнить последнюю колонку таблицы («Узнал на уроке»).
Домашнее задание было конкретизировано и разъяснено. Альтернативность домашнего задания заключается в том, что кроме основного обучающимся было предложено дополнительное задание, которое выполнялось по выбору.
Таким образом, заявленная цель урока была достигнута в полном объеме. Урок был построен в соответствии с технологией формирования на уроке критического мышления, когда присутствовал компонент самостоятельной исследовательской деятельности, без чего реализация данной технологии невозможна.
Таким образом, использовать технологию развития критического мышления на уроке можно посредством разнообразных приемов, подбирая их под тот или иной этап занятия.
ЗаключениеС внедрением новых стандартов в образовании повышаются
требования к уровню развития мышления учащихся, поскольку именно
мышление как высшая форма познавательной деятельности человека,
позволяет отражать окружающую действительность, обобщенно,
опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и
явлениями.
Нами была рассмотрена технология развития критического мышления.
Специфика этой образовательной технологии заключается в следующем:
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации;
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия)
инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть
максимально гибким на каждом этапе урока;
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на
основе принципов сотрудничества, совместного планирования.
В ходе выполнения данной работы была достигнута цель: выявлены особенности реализации технологии критического мышления на уроках истории.
Реализованы следующие задачи:
-Проанализированы теоретические аспекты критического мышления на основе анализа психолого-педагогической, философской литературы по данной теме;
- На основе анализа исторического комплекса (Историко-культурного стандарта, Концепции преподавания учебного курса «История России») изучения ФГОС показано, как данная технология отражена в данном комплексе.
- Показана практическая составляющая использования технологии развития критического мышления на уроках истории в 9 классе.
Реализация исследования позволило выявить особенности применения данной технологии на уроках истории в 9 классе, основанные на высокой познавательной активности учащихся в этом возрасте. Именно поэтому применение технологии формирования критического мышления на уроках истории может проходить посредством использования различных приемов ( толстые и тонкие вопросы, знаю-хочу узнать-узнал, верные-неверные утверждения, кластер и т.д) и на любом этапе урока (стадия вызова, осмысления, рефлексии).
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное - повышается мотивация ребят к обучению. Важно соблюдать принцип системности, тогда будет достигнут рост положительной динамики и познавательного интереса школьников.
Список литературыБраус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу / Д. Браус.Д. Вуд; пер с англ. Спб.: NAAEF , 1994.-499 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , 1999 - 352 с.
Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999. -119 с.
Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.-432 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 220 с.
Загашев И.О. Умение задавать вопросы. М.: Перемена, 2001. №4. –с.62.
Копосов Н. Е. Как думают историки. / Н.Е. Копосов - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 326 с.
Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ, 2003.-718 с.
Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. -190с.
М.И. Махмутов. Интеллектуальный потенциал россиян: причины и следствия. //Журнал Георесурсы.2001. №3(7).-С.116.
Муштавинская И.В.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие.:КАРО; Санкт-Петербург; 2009.-25 с.
Петухов В.В. Психология мышления // Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. М: Издательство московского университета.1987.-145 с.
Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. - М. : Гардарики, 2001. - 622 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие. М. Академия, 2003. -409 с.
Прямикова Е. В. Теория и практика изучения обществознания в школе : учебно-методическое пособие / Е. В. Прямикова, Н. В. Ершова ; Урал. гос. пед. ун-т. - [2-е изд.]. – Екатеринбург, 2006. - 278 с.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2020. - 128 с.
Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.-259 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К.Селевко.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
Фостер, К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления / К.К. Фостер // М.: Перемена. 2004. № 4.- 115 с.
Халперн Д.Психология критического мышления. - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 512 с.
Ягудина Т. А. Мышление обучающихся в информационно- педагогическом процессе // Журнал Педагогическое образование и наука. 2009. № 2.- 106 с.
Библиографическое описание электронных ресурсов
Гончарова А. И. Диспут на уроке истории. / Преподавание истории в школе, 1998.-URL: https://pish.ru/application/historymethod/historylessonelement/40723 (дата обращения: 11.06.2021).
Историко-культурный стандарт.// URLhttp://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08(дата обращения: 20.05.2021).
КлустерД. Что такое критическое мышление //Журнал Русский язык. № 29.-2002.-URL:https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202902(дата обращения: 19.05.2021).
Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы//URL:https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii.html(дата обращения: 19.05.2021).
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.-URL:http://www.gumer.info/. (дата обращения: 01.06.2021).
Образовательные технологии по ФГОС [Электронный ресурс] // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2020.- 13 ноября.- URL:https://www.menobr.ru/article/65461-qqq-18-m5-obrazovatelnye-tehnologii-po-fgos, свободный. - ( дата обращения 25.11.2020)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».- URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902// (дата обращения: 15.06.2021).
Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. - // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. – 122 с. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения: 10.06.2021).
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования//Директор школы. -2000.-№7.-с.17.// URL:https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/akimanskaa-i-s-tehnologia-licnostno-orientirovannogo-obucenia-v-sovremennoj-skole/(дата обращения: 14.06.2021).
ПриложениеТехнологическая карта урока истории "«Александр I: начало правления.Реформы М.М. Сперанского»
Класс: 9.
Учебник: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, часть 1.
Цель урока: формирование первоначальных представлений о внутренней политике Александра I, знакомство с деятельностью М.М. Сперанского.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с применением технологии развития критического мышления.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
Определять направления первых реформ императора; давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра II, М.М. Сперанского; характеризовать внутреннюю политику Александра I, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие; излагать различные оценки деятельности императора Александра I, высказывать и аргументировать свою оценку.
Работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, Владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности
Организационная структура урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
характеристикаосновных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм
II. Актуализация знаний Предлагает учащимся вспомнить ранее изученный материал: на основе схемы «Сословия Российской империи в начале XIX века» охарактеризовать правовое положение сословий. Отвечают на вопросы учителя, характеризуют правовое положение сословий в начале XIX века. Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования
III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока (стадия вызова).
Предлагает учащимся познакомиться с главным вопросом урока: «Почему в начале XIX века правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?».
Предлагает охарактеризовать императоров, оставивших заметный след в истории страны (Петр I, Екатерина II и др.).
Просмотр видеофрагмента об Александре I.
Организует беседу по вопросу:
-Как вы думаете, о ком сегодня на уроке пойдет речь?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Знакомятся с главным вопросом урока, формулируют новую тему, ставят цели.
Записывают тему в тетрадь.
Формулируют тему урока, ставят цели. Регулятивные:
-принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
I.Организует работу учащихся с текстом учебника ( пункт §2), беседу по вопросам:
–Какими личными качествами обладал император? В чем была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
С первых же дней молодой император взялся за государственные дела.
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало».
Александр 1 полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.
С деятельностью Негласного комитета учащиеся могут познакомиться самостоятельно (на основе текста учебника).
Организует беседу по вопросам:
-С какой целью был создан Негласный комитет?
-Чем был обусловлен выбор императора членов комитета?
- Каково значение реформаторской деятельности молодого царя в первые годы правления для экономического и политического развития страны? Задание: Докажите, что первые реформы носили либеральный характер.
(Внимание учащихся обращается на определение этого термина).
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?
Работа с материалами § 2 пункт 3,4,5,с документом (в парах).
На доске: Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.
Решение крестьянского вопроса
-1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
-1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
-1801 г. - право не дворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
- 1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
- 1802—1811 гг. - созданы министерства, заменявшие коллегии.
-установлено единоначалие.
Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения? (Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.)
Какой же возникает вопрос?( почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?)
Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ еще на один вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.
Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся, стр. учебника 17.
Задание 1
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Задание 2
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Среди вопросов, подготовленных учащимися, должен прозвучать и такой: «Кого не устраивал предложенный вариант реформ?».
Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (с. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
В результате Александр был вынужден прекратить осуществление реформ. В обществу началась резкая критика М.М. Сперанского. В марте 1812г. Сперанский был выслан в Н.Новгород, а затем в Пермь. Реформы так и не были реализованы.
Изучают материал параграфа, отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с реформами Александра I (п.3,4,5), записывают в тетрадь главные преобразования.
Работают с документом ( стр. 20)
«Из указа Александра I от 20 февраля 1803 г.»(Приложение 3).
анализируют, делают вывод
Читают стр. 17
Выполняют задания, работают с материалом учебника
Делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.
Работают с историческим документом стр. 21(Приложение 4).
Работают с дополнительным источником, делают вывод о личности Александра 1
Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
V. Закрепление знаний и способов действий Организует беседу по вопросам:
- С какой целью Александр I провел административную реформу 1802 г. и 1810 г.? Можно ли считать, что в основе этой реформы лежал принцип разделения властей, столь популярный в то время в Европе?
Организует работу с эпиграммой. Прочитайте эпиграмму неизвестного автора на М. М. Сперанского, написанную в 1809 г. Как вы думаете, что вызывало раздражение автора? Какие действия Сперанского вызывали неприятие в российском высшем обществе?
Велики чудеса Сперанский нам явил,
Науками он вдруг дворян всех задавил.
Сперанский выдумал учить и стариков,
И хочет делать он из мухи пауков. Велик он стал теперь, хотя и сын поповский;
Но, к сожалению, в нем разум не отцовский:
Громаду света он возмнил переменить,
Чтоб в хаосе таком навек себя затмить. Читают материал, высказывают свою точку зрения. Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Организует рефлексию по вопросам:
-Что Вы поняли по данной теме?
-Какие вопросы у Вас остались, что осталось непонятным?
-Какой этап урока понравился вам больше всего? Оценивают свою работу на уроке. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.
VII. Информация о домашнем задании Конкретизирует домашнее задание.
-Параграф 2, работа с документами (Приложение 4), ответить на вопросы.
Дополнительные вопросы: подготовка проекта на тему «Негласный комитет: реформы и последствия».
По желанию учащиеся могут подготовить сообщения о М. Б. Барклае де Толли, М. И. Кутузове, П. И. Багратионе.
Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение
Приложение 1
Цели царствования Александра I:
ликвидация последствий
правления Павла I; отмена крепостного права;
Цели Александра I
развитие образования в стране
введение конституции;
усовершенствование государственного аппарата,
создание парламента
Приложение 2
Задание 1
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Задание 2
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Приложение 3
Приложение 4
Технологическая карта урока истории "Внешняя политика Александра II.Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Класс: 9.
Учебник: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, часть 1.
Цель урока: знакомство обучающихся с внешней политикой Александра II.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с применением технологии развития критического мышления.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
Умение определять тему и главную мысль урока анализировать основные направления внешней политики Александра II, выделять особенности внешней политики по сравнению с предшествующим периодом; высказывать и аргументировать свою точку зрения по основным вопросам урока. Умение самостоятельно определять цель своего обучения, пути достижения целей, развивать мотивы своей деятельности; осуществлять контроль своей деятельности; умение работать с учебной информацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Формирование внутренней позиции обучающегося, уважительного отношения к историческому наследию; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
характеристикаосновных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм
II. Актуализация знаний Организует работу по ранее изученной теме "Национальная и религиозная политика Александра II" посредством использования приема "Верные-неверные утверждения" (Приложение 1).
Работают с положениями по ранее изученной теме, определяют верные и неверные.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, высказывают свою точку зрения.
III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
Предлагает учащимся поработать с понятием "внешняя политика", записать в столбик (какие ассоциации возникают с данным понятием".
Задает вопрос:
-Какова тема нашего сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить на уроке?
Предлагает учащимся сформулировать цели урока.
Называют слова-ассоциации, записывают их в столбик.
Формулируют цели урока совместно с учителем.
Ставят цели.
Записывают тему в тетрадь.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: высказывают предположения;
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
I.Предлагает учащимся вспомнить, каков результат Крымской войны, как она повлияла на международное положение России.
Вызывает к доске ученика (опережающее задание "Лондонская конвенция 1871 года, ее значение").
II. Организует работу в парах по вопросу "Политика России В Средней Азии и на Дальнем Востоке".
Предлагает составить кластеры по данным вопросам.
Предлагает учащимся сделать выводы по результатам внешней политики в данном направлении.
III. Организует просмотр видеофрагмента о продаже Александром II Аляски (https://www.youtube.com/watch?v=jy2y6JYL1OY).
IV. Проводит беседу по вопросам: с чего мы начинаем изучать любую войну? (с причин).
Назовите, пожалуйста, причины русско-турецкой войны, изучив абзацы1,2 пункта 5.
Организует работу в парах по заполнению таблицы (Приложение 3).
Изучите пункт 5, параграфа 21 и историческую карту, вставьте пропуски в таблицу.
Предлагает сделать вывод. Вспоминают результаты Крымской войны, отвечают на вопросы учителя.
Выступление ученика с опережающим заданием, краткая запись в тетради.
Работают в паре с текстом параграфа 21 (пункты 2,3), составляют кластеры в тетради.
Делают выводы.
Смотрят видеофрагмент, записывают в тетрадь дату продажи Аляски.
Называют причины русско-турецкой войны 1877-1878 гг, записывают их в тетрадь.
Работают с текстом учебника, знакомятся с картой (стр.158),заполняют пропуски в таблице.
Делают вывод по вопросу. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
V. Закрепление знаний и способов действий Организует самостоятельную работу учащихся с заданиями3,4 в рабочей тетради (Приложение 4).
Проверка правильности выполнения. Самостоятельно выполняют задания в тетради. Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке – соотнесите цель и полученный результат.
Предлагает заполнить в паре таблицу:
Устные ответы на вопросы Работа в паре Поставь себе оценку за урок
«+» «- / +» « - » «+» «- / +» « - » Твоя оценка + оценка учителя = итоговая оценка
Оценивают свою работу на уроке, заполняют таблицу. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
VII. Информация о домашнем задании Конкретизирует домашнее задание.
Параграф 21,заполнить контурную карту (задание 13, стр.111 в рабочей тетради).
Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение
Приложение 1.
1. Одним из самых острых политических вопросов в Европе в конце XIX века был национальный вопрос (верно).
2.В 1871 году, благодаря росту национального самосознания немцев, была образована Германская империя (верно).
3. Либеральные реформы Александра II не повлияли на рост самосознания в Царстве Польском (неверно).
4.В 1863 году в Царстве Польском вспыхнуло восстание, которое было подавлено правительственными войсками в 1864 году (верно).
5.После подавления восстания Польша сохранила свою автономию (неверно).
6.В правление Александра II на Кавказе продолжалась затяжная Кавказская война (верно).
7.Политика правительства по отношению к еврейскому народу ознаменовалась небольшим послаблением (верно).
8. В отношении белорусов и малороссов правительство Александра II берет курс на сохранение части "исконно русского народа"( верно).
9.Либеральные реформы затронули и церковь, которая пользовалась некоторыми привилегиями (верно).
10. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешалось регистрировать браки, совершать обряд крещения и т.д. (верно).
Приложение 2(таблица для учителя).
Основные события, участники Мирный договор Условия мирного договора
12 апреля 1877 - манифест об объявлении войны Турции.
Июнь 1877 - первый прорыв русских войск за Балканы, отряд под командованием генерала В.И. Гурко овладел Тырново . 8 8 июля - 28 декабря 1877 - героическая оборона Шипкинского перевала (В. И. Гурко)
сентябрь - декабрь - осада Плевны .
28 ноября - сдача Плевны турками (участие героя Крымской войны инженера Э.И. Тотлебена) .
Декабрь 1877 - вторичный прорыв русских войск за Балканы.
23 декабря 1877 — войска под командованием И. О. Гурко вступили в Софию.
27-28 декабря - капитуляция 20-ти тысячной турецкой группировки в результате боёв у Шипки-Шейново, выведенной из борьбы войсками под командованием М. Д. Скобелева.
8 января 1878 - русские войска вступили в Адрианополь, отряд под командованием Скобелева занял местечко Сан-Стефано, в нескольких км от Константинополя.
Закавказский театр военных действий:
взятие Ардагана,
6 ноября 1877 г. взятие Карса. (М. Т. Лорис-Меликов) 19 февраля 1878 г. -Сан-Стефанский мирный договор.
1 июля 1878-Берлинский трактат Болгария получила статус автономного княжества.
Сербия, Черногория и Румыния обрели полную независимость и значительные территориальные приращения.
Россия возвращала Южную Бессарабию, отторгнутую по Парижскому договору. Ей также передавалась Карская область на Кавказе, крепости Ардаган, Батум, Баязет
Болгария разделялась на две части: северной представлялась автономия, южная становилась вновь турецкой провинцией. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину
Территория Сербии и Черногории была значительно урезана.
Приложение 3 (таблица для обучающихся).
Вставьте пропуски в тексте.
Основные события, участники Мирный договор Условия мирного договора
12 апреля 1877 - манифест об объявлении войны Турции.
Июнь 1877 - первый прорыв русских войск за Балканы, отряд под командованием генерала _______овладел Тырново . 8 июля - 28 декабря 1877 - героическая оборона ________перевала.
сентябрь - декабрь -осада Плевны . 28 ноября - сдача Плевны турками (участие героя Крымской войны инженера Э.И. Тотлебена) .
Декабрь 1877 — вторичный прорыв русских войск за Балканы.
23 декабря 1877 - войска под командованием И. О. Гурко вступили в Софию.
27-28 декабря — капитуляция 20-ти тысячной турецкой группировки в результате боёв у____________, выведенной из борьбы войсками под командованием ___________8 января 1878 - русские войска вступили в Адрианополь, отряд под командованием Скобелева занял местечко ________________в нескольких км от Константинополя.
Закавказский театр военных действий:
взятие Ардагана,
6 ноября 1877 г. взятие Карса. (М. Т. Лорис-Меликов) _______________мирный договор.
____________Берлинский трактат _________получила статус автономного княжества.
_________________________обрели полную независимость и значительные территориальные приращения.
Россия возвращала ________________отторгнутую по Парижскому договору. Ей также передавалась К______________ на Кавказе, крепости _____________________
__________________разделялась на две части: северной представлялась автономия, южная становилась вновь турецкой провинцией. __________________________получила право оккупировать Боснию и Герцеговину
Территория Сербии и _______________была значительно урезана.
Приложение 4.
Технологическая карта урока истории " Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения российской науки и образования".
Класс: 9.
Учебник: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, часть 2.
Цель урока: формирование представлений о значении развития культуры России во второй половине XIX века
Оборудование урока: Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с применением технологии развития критического мышления.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
Умение определять тему и
главную мысль урока;
выделять особенности развития
культуры во второй половине
XIX века по сравнению с
предшествующим периодом;
характеризовать систему
просвещения в указанный
период времени; называть
последствия развития
естественных наук для жизни
людей того времени;
высказывать и аргументировать
свою точку зрения по
основным вопросам урока. Умение самостоятельно определять цель своего обучения, пути достижения целей, развивать мотивы своей деятельности; умение работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Формирование внутренней позиции обучающегося, уважительного отношения к историческому наследию; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
характеристикаосновных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм
II. Актуализация знаний Предлагает учащимся вспомнить, как развивалось образование и наука в первой половине XIX века, под каким названием этот период вошел в историю («Золотой век русской культуры»).
Дайте определение понятию «культура».
Сегодня мы продолжим вести разговор о культурных достижениях XIX века и познакомимся со второй его половиной.
Отвечают на вопросы учителя.
Дают определение понятию «культура».
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, высказывают свою точку зрения.
III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
Используя Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ), предлагает учащимся начать заполнение таблицы (Приложение 1), заполняют 1 и 2 колонку.
Предлагает учащимся сформулировать цели урока.
Начинают заполнять таблицу, учатся соотносить известное и новое.
Формулируют цели урока совместно с учителем.
Ставят цели.
Записывают тему в тетрадь.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: высказывают предположения;
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Организует работу учащихся по группам с текстом учебника:
1 группа – Просвещение
2 группа- Печать, библиотеки, музеи
3 Группа- Наука
4 группа - Русские первооткрыватели
Координирует работу групп.
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы».
Подведение итогов выступлений.
-Какой вывод мы можем сделать?
Работают в группах с текстом учебника, готовят краткие выступления по своим вопросам.
Обучающиеся задают выступающим «толстые» (сложные вопросы, предполагающие анализ) и «тонкие» (простые вопросы по теме).
Подводят итог выступлений.
Отечественная наука во второй половине XIX века внесла значительный вклад в мировую науку.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
Высказывают предположения, обсуждают проблемные
вопросы; постановка
вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации;
управление поведением
партнёра — контроль,
коррекция, оценка его
действий.
V. Закрепление знаний и способов действий Организует самостоятельную работу
учащихся с заданиями 1-4 в рабочей тетради
(Приложение 2).
Проверка правильности выполнения. Самостоятельно
выполняют задания в
тетради. Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предлагает учащимся заполнить последнюю
колонку таблицы («Узнал на уроке»). Заполняют последнюю колонку таблицы.
Оценивают свою работу на уроке. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
VII. Информация о домашнем задании Конкретизирует домашнее задание.
Задание 7,8 в рабочей тетради (стр.36-37)-Приложение 3.
Дополнительное задание: подготовка выставки книг, созданных во второй половине XIX в. Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение
Приложение 1
Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
Знаю Хочу узнать Узнал
Приложение 2
Приложение 3
Технологическая карта урока истории " Александр III: особенности внутренней политики".
Цель урока
Цель урока: формирование представлений обучающихся о характере внутренней политики Александра III.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
Объяснять суть процесса индустриализации, называть особенности промышленного переворота в России, перечислять внешние причины, стимулирующие техническую модернизацию
Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III.
Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие.
Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку.
Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III
Работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, Владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
характеристикаосновных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм
II. Актуализация знаний Предлагает обучающимся вспомнить, какие указы были приняты по развитию образования Отвечают на вопросы учителя. Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования
III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
Предлагает познакомиться с эпиграфом к уроку «…с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны
утверждать и охранять…».
-Дайте определение понятию "реформа".
Организует беседу по вопросу:
-О чем мы сегодня будет говорить на уроке?
Предлагает сформулировать тему урока,цели урока.
-Что можем узнать по данной теме?
Знакомятся с эпиграфом, формулируют новую тему, ставят цели.
Записывают тему в тетрадь.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
I. Координирует выступление учащегося заранее приготовленному заданию.
II.Организует работу с текстом параграфа (пункт 1§1), беседу по вопросам:
-Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Сформулируйте главную задачу внутренней политики императора.Какова судьба проекта конституции М.Т. Лорис-Меликова?
III.Организует работу в группах с материалом "Реформы Александра III".
1 группа – Судебная реформа;
2 группа – Реформа в области просвещения;
3 группа – Земская реформа;
4 группа – Национальная и религиозная политика.
Координирует работу каждой группы.
Организует работу по заполнению схемы "Внутренняя политика Александра III"
Экономическая сфера Политическая сфера
Беседа по вопросам:
-В чем главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора? I.Выступление учащегося с сообщением об Александре III.
Ученики слушают сообщение, в конце задают вопросы.
II. Изучают текст, отвечают на вопросы учителя.
III.Работают в группах с текстом учебника, готовят краткое выступление "Основные положения реформы".
По ходу выступления записывают в тетрадь определения: "реформа, контрреформа";
заполняют схему
в тетради.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
V. Закрепление знаний и способов действий -Предлагает учащимся прокомментировать мнение современных ученых (Приложение 1).
-Организует работу с тестовым заданием -задания 16, 17, 18 в рабочей тетради.
(Приложение 2) Читают материал, высказывают свою точку зрения. Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Организует рефлексию по вопросам:
-Что Вы поняли при изучений данной темы?
-Какие вопросы у Вас остались, что осталось непонятным?
-Какой этап урока понравился вам больше всего? Оценивают свою работу на уроке. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
VII. Информация о домашнем задании Конкретизирует домашнее задание.
-Параграф 1, задание 19 в рабочей тетради, стр.9 (Приложение 3).
-Работа с документом (стр.10 в учебнике)-Приложение 4. Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение
Приложение 1
Прокомментируйте мнение современных ученых.
А. Полунов: «Преобразования 60-х и 80-х гг. XIX в. находились в одной плоскости и были противоположны по смыслу. Полной отмены предшествующих реформ не было, а вот отход назад — явный, и говорить о том, что реформирование при Александре III было всего лишь препарировано и обеднено, нельзя. Планировался решительный прорыв в прошлое: предполагалось не просто уничтожить университетскую автономию, но и поручить прием экзаменов государственным чиновникам (чтобы контролировать не только благонамеренность студентов, но и благонадежность профессорских лекций). Собирались постепенно ликвидировать суд присяжных, публичность и независимость суда, лишить земства исполнительных органов и превратить их в безвластные консультации при губернаторах. Сделать удалось меньше, но и то, что удалось, впечатляет…»
Д. Шиммельпеннинк (США): «Говоря о смысле терминов «реформа» и «контрреформа», не стоит забывать, что в эпоху 80-х гг. наряду с такими деятелями, как Д. Толстой и К. П. Победоносцев, во всем блеске проявили себя Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте. При Александре III Россия переживает существенный экономический подъем, что было вплотную связано с усилением позиций частного сектора и проникновением в Россию западных идей о свободе предпринимательства. И говорить о времени Александра III только как об эпохе контрреформ неправильно — это был замечательный период в развитии российского общества».
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!