это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3231017
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В курсовой работе будет рассмотрена тема – правовой статус индивидуальных предпринимателей.
Актуальность темы в том, что в настоящее время предпринимательская деятельность без образования юридического лица получила широкое распространение. Индивидуальные предприниматели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности. Выбор гражданами непосредственной формы осуществления предпринимательской деятельности обусловлен большим количеством факторов юридического, экономического и производственно-технического порядка.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица строится на использовании правовых средств, которые включают в себя систему правового и экономического стимулирования. На индивидуальную предпринимательскую деятельность оказывают влияние частноправовые и публично-правовые факторы, которые выражаются в обеспечении государственной поддержки, применении специальных налоговых режимов, использовании более простых (по сравнению с юридическими лицами) форм отчетности и т.д. Кроме того, зачастую деятельность индивидуального предпринимателя предшествует образованию юридического лица или осуществлению совместной деятельности.
Можно подчеркнуть, что существенная роль предпринимательской деятельности без образования юридического лица в отечественной экономике сегодня признается на всех уровнях. В то же время констатируется и наличие соответствующих проблем, требующих разрешения, - создание эффективной системы правовых средств гражданско-правового регулирования, необходимость дебюрократизации экономики, проблема защиты прав индивидуальных предпринимателей, стимулирования их деятельности и др. Индивидуальное предпринимательство должно преодолеть рамки торговой сферы и получить активное развитие в области промышленности, строительства, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д.
В связи с этим четкое научное представление о системе правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица и существующих здесь межотраслевых связях гражданского права выступает одним из инструментов для достижения цели обеспечения стабильности гражданского законодательства России.
Целью курсовой работы является исследование особенностей правового статуса индивидуальных предпринимателей.
Объект исследования – правоотношения в сфере предпринимательской деятельности.
Предмет индивидуальный предприниматель как субъект гражданского права
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать индивидуальных предпринимателей как субъектов гражданского права;
2. Рассмотреть приобретение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;
3. Рассмотреть прекращение предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа заключения, списка использованных источников и литературы.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, аналитический. Эмпирическим методом является изучение нормативных актов и судебной практики по вопросам правового статуса индивидуальных предпринимателей.
1. Индивидуальные предприниматели как субъекты гражданского права, их правовой статус
1.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.
Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию. Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ).
Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности). Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.
Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.
Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.
Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами. Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Виды субъектов российского предпринимательского права: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы; индивидуальные предприниматели; юридические лица; хозяйственные объединения
1.2. Правовое полежение индивидуальных предпринимателей как субъектов гражданского права
В юридической литературе под предпринимательской деятельностью гражданина понимается самостоятельная деятельность, осуществляемая непосредственно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг без образования в этих целях юридического лица.
Право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано Конституцией РФ, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать в равной мере как граждане РФ, так и иностранные граждане, и лица без гражданства (апатриды). Следует отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей только при условии их легального временного или постоянного проживании на территории РФ ( HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=37432CD4C77007AB1D67C7CE85CC23CCE5AA0038BBE79F02A32A38ECE751DA5AF8B30FD101789272r8P9F" абз. "е" п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность, граждане должны обладать необходимым объемом гражданской правосубъектности, т.е. правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - это способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). Дееспособность - это способность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).
Гражданская дееспособность в полном объеме наступает у физического лица в трех случаях: по достижении им 18-летнего возраста; в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста и вступивший в брак, приобретает полную дееспособность; несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация). Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Перечисленные категории физических лиц, обладающие дееспособностью в полном объеме, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако мнение, в соответствии с которым "стать индивидуальным предпринимателем может... лицо, обладающее полной дееспособностью", не вполне адекватно отражает положения действующего законодательства.
На основании этого Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" допускает возможность государственной регистрации в качестве предпринимателей частично дееспособных лиц от 14 до 18 лет при наличии нотариально заверенного согласия законных представителей на осуществление предпринимательской деятельности.
Лица, ограниченные судом в дееспособности вследствие того, что они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставят свою семью в тяжелое материальное положение, также не обладают дееспособностью в полном объеме. Такой гражданин вправе совершать мелкие бытовые сделки самостоятельно, а все остальные - только с согласия попечителя. Что же касается его деликтоспособности, то он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред (ст. 30 ГК РФ). Исходя из этого, формально-юридически такой гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с согласия попечителя. Следует отметить, что на практике реализовать такую возможность гражданину, ограниченному в дееспособности по решению суда, весьма проблематично.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Тем не менее индивидуальные предприниматели не всегда соблюдают правила о государственной регистрации, поэтому в ст. 23 ГК предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им хозяйственных сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применять нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществляет предпринимательскую деятельность, выступая под своим именем, так же как коммерческая организация - под своим собственным фирменным наименованием, содержащим указание на ее организационно-правовую форму. Таким образом, он выступает в качестве такого же самостоятельного субъекта предпринимательского права, каким является, например, коммерческая организация. Законодатель допускает, что без появления предпринимателя, т.е. лица, зарегистрированного в установленном порядке, договор может рассматриваться как обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности. Пленум Верховного Суда РФ в абз. 2 п. 21 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения ГК РФ о предпринимательской деятельности распространяются на приносящую доход деятельность некоммерческих организаций, т.е. субъективный критерий выделения предпринимательских договоров не является превалирующим в российском праве.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правовые нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Индивидуальные предприниматели вправе заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом. Лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, могут быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества). Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом "Об инвестиционном товариществе".
Дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, наряду с иными экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами (п. 2 ст. 27 АПК РФ).
По своим обязательствам индивидуальные предприниматели отвечают всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Это означает, что взыскание по долгам индивидуального предпринимателя может быть наложено и на его личное имущество, и на долю в общем имуществе, не принимающие участия в хозяйственном обороте. Перечень имущества, на которое по обязательствам гражданина, в том числе и индивидуального предпринимателя, не может быть обращено взыскание, содержится в ст. 446 ГПК РФ: "Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания; семена, необходимые для очередного посева; продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении; топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник".
Гражданин-предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность своим трудом. Но деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться с применением наемного труда. Особенности регулирования труда граждан, работающих у работодателей - физических лиц, установлены отдельной гл. 48 Трудового кодекса РФ.
Можно сделать вывод, что особенность предпринимательской деятельности заключается в том, что при ее осуществлении приобретают существенное значение не только правовые, но также и деловые, морально-этические, репутационные институты, требующие непосредственного применения основных идей не только правового, но и иного социального содержания. Законодательная модель индивидуального предпринимателя должна представлять собой последовательное отделение правосубъектности индивидуального предпринимателя от правосубъектности физического лица в гражданском праве.
2. Государственная регистраци индивидуального предпринимателя
2.1. Приобретение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя
Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица является одной из наиболее значимых процедур, непосредственно влияющих на экономику государства. Действительно, уровень экономического развития страны в некотором роде зависит от характерных для этой страны требований к субъекту хозяйственной деятельности, наличия административных барьеров, призванных упорядочивать их организацию.
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя представляет собой, во-первых, законодательно определенную процедуру признания его индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, государственная регистрация - это необходимое условие осуществления гражданами права на предпринимательскую деятельность. С.М. Чаплыгина подчеркивает, что "государственную регистрацию следует рассматривать как юридически обязательное условие реализации субъектом предпринимательства своего права на ведение предпринимательства в результате общего конституционного дозволения". В-третьих, государственная регистрация представляет собой юридический факт, влекущий возникновение у гражданина субъективных прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Так, К. Тотьев указывает, что гражданин должен приобрести субъективное право на предпринимательскую деятельность, которое возникает только при наличии особого юридического факта - государственной регистрации.
Очевидно, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в большинстве случаев происходит в рамках определенного юридического процесса или юридических процедур. Это позволяет предпринимателю иметь четкое представление о том, какие действия, в какое время и в какой последовательности он может совершать.
Установленное в ч. 3 ст. 23 ГК РФ положение о распространении на индивидуального предпринимателя норм о юридических лицах не привело к объединению процедурных средств формирования правового статуса.
Процедурные средства обеспечения, связанные с возникновением и прекращением статуса индивидуального предпринимателя, носят более упрощенный характер.
Гражданам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, закон пока не разрешает заниматься предпринимательской деятельностью, и хотя так называемые самозанятые лица фактически иногда ею занимаются, в том числе и на вполне законной основе (например, нотариусы), споры, возникшие при ее осуществлении и имеющие экономическое содержание, рассматриваются судами общей юрисдикции.
Однако, летом 2017 г. в ст. 2 ГК РФ были внесены изменения, и формулировка, в отношении регистрации ранее звучавшая безапелляционно, ("лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке"), была смягчена за счет добавления "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом"; одновременно в ст. 23 появляется оговорка - "В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". Все это воспринимается как подготовка почвы для "выманивания из тени" так называемых самозанятых граждан (п. 70 ст. 217 НК РФ установил для некоторых из них налоговые каникулы). Речь о тех, чьими клиентами являются физические лица, кто не прибегает к наемному труду (репетиторы, няни, сиделки, домработницы); им не надо регистрироваться как индивидуальным предпринимателям, достаточно уведомления о своей деятельности.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится по месту его жительства. Это предусмотрено в п. 3 ст. 8 Закона о госрегистрации. Регистрирующим органом является налоговая инспекция.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины. При государственной регистрации же физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются документы в соответствии с п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Фактически перечень документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, больше, чем для регистрации при создании юридического лица. Однако если физическое лицо является гражданином Российской Федерации и совершеннолетним, ему необходимо предоставить в регистрирующий орган лишь заявление, паспорт и документ об уплате государственной пошлины.
Что касается срока государственной регистрации, то он является общим как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц (не более пяти рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган). Следовательно, упрощенный характер процедурных средств выражается на предрегистрационном этапе, где для приобретения статуса индивидуального предпринимателя установлено меньшее количество необходимых документов, а также отсутствуют требования о подтверждении в необходимых случаях согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяемого при создании юридического лица.
Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности представляет собой комплекс сложных последовательных процедур, сочетающих как частноправовые, так и публично-правовые рычаги воздействия. Получение статуса индивидуального предпринимателя гражданином условно можно представить, как две последовательные стадии. Первая стадия - выражение частной воли независимого субъекта. Данная стадия является во многом определяющей для гражданина, но практически никак не регламентируется законодателем. Ко второй стадии можно отнести непосредственно саму государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.
Таким образом, государственная регистрация предстает стадией, на которой наиболее характерно проявляется публичное воздействие. При этом в случае государственной регистрации индивидуального предпринимателя речь идет не о приобретении гражданином таких прав, которыми он не обладал, а о начале реализации имевшегося у него с рождения права.
Право заниматься предпринимательской деятельностью - это не просто еще одна возможность, приобретенная гражданами. Содержание этого права, пожалуй, богаче содержания всех иных прав, известных из ст. 18 ГК РФ. Гражданская правоспособность и дееспособность ограничиваются публично-правовыми нормами, в частности нормами административного права. Поэтому для устранения этих ограничений гражданин вынужден вступать в административные и иные публично-властные отношения: регистрироваться в качестве предпринимателя, получать лицензии и т.д.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые органы.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены предпринимателем места жительства, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Предприниматель, с одной стороны, является субъектом гражданского права; с другой - приобретение статуса предпринимателя происходит в результате осуществления ряда императивно предписанных действий, которые имеют явно выраженный публичный характер.
Оборотной стороной обязанности пройти государственную регистрацию служит пассивная обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без такой регистрации. Эта обязанность возникает непосредственно из закона одновременно с правом на предпринимательскую деятельность (элемент правоспособности) и существует в рамках общерегулятивных правоотношений. Такая обязанность в случае ее нарушения служит основой для возникновения охранительного правоотношения по поводу пресечения нарушения и наказания за его совершение. Так как правовой статус предпринимателя включает в себя гражданскую, трудовую, процессуальную, административно-правовую правосубъектность, гражданин, приобретая статус индивидуального предпринимателя, становится субъектом не только гражданских, но и налоговых, финансовых, административных правоотношений. То есть становится участником как частноправовых, так и публично-правовых отношений. Таким образом, процедурные средства легализации субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица - это сфера взаимодействия разнородных общественных отношений (частных и публичных), которая оказывает значительное влияние на особенности правового регулирования.
Можно сделать вывод о том, что процедура государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в настоящее время максимально упрощена, что является положительным моментом для обеспечения конституционного права гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность.
2.2. Прекращение предпринимательской деятельности без образования юридического лица
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя представляет собой юридическую процедуру, посредством которой индивидуальный предприниматель лишается своего статуса индивидуального предпринимателя. В ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечислено пять общих оснований для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: принятие физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; смерть индивидуального предпринимателя; принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); решение суда о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
Для государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает дополнительное основание - аннулирование документа, подтверждающего право данных лиц временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.
Выраженная в законной форме воля самого индивидуального предпринимателя является наиболее распространенным основанием прекращения гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель фиксирует свое желание о прекращении предпринимательской деятельности в соответствующем заявлении, которое подается в налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию предпринимателей, после чего в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а предпринимателю выдается свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установленного образца.
Независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели должны сдать декларацию в налоговую инспекцию. То есть не имеет значения, получил бизнесмен доходы или нет, налоговая база равна нулю (расходы превышают доходы). Если предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность до конца налогового периода, он обязан в пятидневный срок со дня прекращения этой деятельности представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Необходимость надлежащего оформления прекращения предпринимательской деятельности подчеркивается и материалами судебной практики.
Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица. В науке высказывалось мнение, что к основаниям прекращения деятельности индивидуального предпринимателя следует отнести и решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.
В процессе прекращения статуса индивидуального предпринимателя можно выделить две группы самостоятельных процедурных средств обеспечения: средства добровольного прекращения правового статуса индивидуального предпринимателя и средства принудительного прекращения.
Следует отметить, что процесс принудительного прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности тесно связан с институтом ответственности в предпринимательских правоотношениях.
Лишение права в основном носит имущественный характер и выражается в изъятии имущества в доход государства (например, в случае, если сделка совершена с целью, противной основам правопорядка и нравственности), уплате денежных средств в виде штрафа, убытков, неустойки, лишении права собственности на имущество и иных вещных прав. Однако возможно также применение мер ответственности в виде ограничения или лишения иных прав, которые ведут в первую очередь к ограничению или прекращению правосубъектности предпринимателя, хотя затрагивают и имущественные интересы предпринимателя, привлекаемого к ответственности. К ним, в частности, относятся: приостановление действия лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий; аннулирование лицензии по решению суда в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий не было устранено в установленный срок или повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан; применение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок; например, в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии, когда получение лицензии обязательно, гражданин может быть лишен свободы на срок до трех лет, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо если она была сопряжена с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ); ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций, например, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, в частности несоблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производственная деятельность может быть приостановлена или прекращена по решению суда (ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1065 ГК РФ).
Таким образом, вышеперечисленные меры ответственности в первую очередь носят организационный характер. Вместе с тем так или иначе подобное воздействие ограничивает имущественные права предпринимателя либо существенно меняет имущественную базу предпринимательской деятельности.
В отношении ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств следует отметить, что нормы ст. 61 ГК РФ о ликвидации юридического лица к крестьянскому хозяйству не применяются. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано либо самим индивидуальным предпринимателем-должником, либо кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности уполномоченными органами.
Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом, как определено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51, указанное положение устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем; в связи с этим предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. Следовательно, п. 1 ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в этой части при банкротстве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, не применяется.
Принудительное прекращение деятельности физического лица в качестве предпринимателя по решению суда.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вступления в силу указанного приговора суда.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.
Аннулирование документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ, или окончание срока указанного документа.
В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.
Можно сделать вывод, что что законодательная модель индивидуального предпринимателя должна представлять собой последовательное отделение правосубъектности индивидуального предпринимателя от правосубъектности физического лица в гражданском праве. Правосубъектность индивидуального предпринимателя включает публично-правовые и частноправовые элементы, носит самостоятельный характер. Правосубъектность индивидуального предпринимателя не отделена от его гражданской правосубъектности как физического лица. Отсутствие специального регулирования деятельности индивидуального предпринимателя приводит к применению норм гражданского права, касающихся физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя по отношению к индивидуальным предпринимателям, без учета специфики предпринимательской деятельности и метода правового регулирования предпринимательских отношений. Исходя из изложенного правосубъектность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательского права должна быть отделена от правосубъектности физического лица как субъекта гражданского права.
Самостоятельность правосубъектности индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательского права по отношению к его правосубъектности как физического лица в гражданском праве может быть утверждена путем принятия специальных норм, регулирующих деятельность индивидуального предпринимателя и вопросы его правосубъектности. Индивидуальный предприниматель является субъектом предпринимательского права в силу придания ему свойства правосубъектности законом.
Заключение
Основными элементами правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица являются: 1) гражданско-правовые процедурные средства обеспечения, которые включают в себя средства приобретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя и прекращения предпринимательской деятельности без образования юридического лица; 2) правовые средства, обеспечивающие осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица (договорные и внедоговорные средства).
Система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица имеет следующие основные цели: 1) достижение эффективности правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности; 2) удовлетворение совокупности взаимосвязанных публичных и частных интересов в данной области предпринимательского права.
Итак, в структуре дееспособности индивидуального предпринимателя можно выделить следующие основные элементы: способность определять при заключении предпринимательского договора объем и оптимальное соотношение предоставляемых прав и возможных обязанностей, обеспечивающих качественную и эффективную реализацию интересов индивидуального предпринимателя и общества (или с учетом содержания социальных функций его деятельности); способность приобретать предпринимательские права и реализовывать законные интересы; способность нести предпринимательские обязанности и требовать их исполнения; способность защищать предпринимательские права и законные интересы.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица должно строиться с учетом баланса правостимулирующих средств, направленных на правовое побуждение предпринимателя к законопослушному поведению, и правоограничивающих средств с целью создания условий для удовлетворения интересов контрсубъекта, защиты прав потребителей, общественных и государственных интересов. Можно предположить, что частноправовые и публично-правовые стимулы и ограничения в основе системы правовых средств обеспечения индивидуальной предпринимательской деятельности должны сочетаться при приоритете правостимулирующей составляющей.
Законодатель, практически приравнивая правоспособность индивидуального предпринимателя к правоспособности юридических лиц, вместе с тем допускает возможность иного существа правоотношения, где изменение субъекта оказывает соответствующее влияние на содержание правоотношения. Фактически это доказывает нормативное признание существования относительно самостоятельной системы правовых средств осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Существование относительно самостоятельной системы правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица также выражается в названиях отдельных федеральных законов или их частей.
Система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица основывается на определенных принципах: законность; единство и дифференциация гражданско-правовых отношений; ограничение гражданских прав возможно только на основании федерального закона; свобода средств осуществления предпринимательской деятельности и др. Основным принципом в системе правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица является принцип сбалансированности частноправового и публично-правового стимулирования и правового ограничения.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – (25 декабря). // Российская газета. – 2020. – (04 июля).
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431
Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об инвестиционном товариществе" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7013
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 28.12.2020) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // Собрание законодательства РФ, 04.10.2004, N 40, ст. 3961
Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (ред. от 06.11.2020) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.09.2020
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2015
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 (ред. от 25.12.2018) "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" // Вестник ВАС РФ, N 9, сентябрь, 2011. С. 8
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2008 N 73-В08-2 // СПС «Консультант-Плюс»
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.05.1996 N 7298/95 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 8
Учебная и научная литература
Анищенко А.В. Индивидуальный предприниматель: от создания до закрытия. Москва: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 21. С. 30
Бажина М.А., Туктамышев В.Д. Общая характеристика организационно-правовых форм ведения бизнеса в России, Германии и Словении // Безопасность бизнеса. 2020. N 5. С. 4
Бычков А.И. Правовое регулирование экономики совместного потребления. М.: Инфотропик Медиа, 2019. С. 53
Богданов Е.В. Договоры в сфере предпринимательства: монография. М.: Проспект, 2018. С. 53
Белых В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности: Коллективная монография. М.: Проспект, 2015. С. 48
Гутников О.В. Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. С. 71
Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2014. С. 26
Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики: монография. М.: РГУП, 2017. С. 82
Лаптев В.А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем: монография. М.: Проспект, 2019. С. 63
Надежин Н.Н. Предпринимательская деятельность в России как предмет правового регулирования // Российская юстиция. 2019. N 10. С. 2
Надежин Н.Н. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России. Москва: Статут, 2019. С. 104
Предпринимательское право: современный взгляд: монография / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Е.Г. Афанасьева и др.; отв. ред. С.А. Карелина, П.Г. Лахно, И.С. Шиткина. М.: Юстицинформ, 2019. С. 64
Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, Статут, 2015. С. 103
Свищева Е.И. Коммерческое обозначение: актуальные вопросы индивидуализации // Вестник арбитражной практики. 2020. N 2. С. 4
Титов Г.А. Правовой статус самозанятых граждан: гражданско-правовой и налоговый аспект // Финансовое право. 2020. N 1. С. 8
Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III. Москва: Редакция "Российской газеты", 2020. Вып. 2. С. 93
Чаплыгина С.М. Правовое положение индивидуального предпринимателя: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 64
Шапсугова М.Д. Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя / М.Д. Шапсугова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 1. С. 7
Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 33
Якимова Е.М. Конституционные права в сфере предпринимательской деятельности и особенности их субъектов-носителей // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 1. С. 6
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!