это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3239634
Ознакомительный фрагмент работы:
Важную роль в сфере семейных отношений занимает нотариус, на
которого государством возложена функция удостоверения различных
семейных соглашений. На протяжении большого периода истории не только
России, но и Европы деятельность нотариата тесно связана с семейными
отношениями"
В нотариальной практике нередко возникают ситуации, когда
участники семейных правоотношений находятся в состоянии конфликта, они
не могут достичь консенсуса в вопросе совместной реализации своих
семейных прав и интересов, или же стремятся заключить брачный договор.
В этом отношении грамотное юридическое консультирование нотариуса,
совершение нотариального действия позволят избежать ненужных
психологических травм членам семьи, разрешить семейно-правовой спор о
праве.
В Российской Федерации признается только брак, заключенный в
органах ЗАГС. На этом подходе стоит судебная практика. В одном из
решений указано, что как «установил суд, в соответствии с п. 2 ст. 1
Семейного кодекса РФ на территории Российской Федерации признается
брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Поскольку фактическое совместное проживание граждан браком не является,
оно в силу положений п. 2 ст. 10 Семейного кодекса РФ не порождает
правовых последствий, установленных для заключенных в органах записи
актов гражданского состояния браков. Таким образом, суд отказал в
признании автомобиля общим имуществом, разделе общего имущества и
выплате денежной компенсации, указав, что обстоятельство совместного
проживания истца и ответчика, использование транспортного средства
только истцом сами по себе достаточными основаниями для выводов о
возникновении у сторон режима общей собственности на спорное имущество
не являются. Наличие какого-либо соглашения о приобретении
транспортного средства в общую собственность истца и ответчика
отрицается».
Тем не менее, в Российской Федерации существуют разные дискуссии
по поводу изменения данного положения.
Законопроект сенатора Антона Белякова о приравнивании
сожительства (гражданского брака) к официальному браку уже с момента его
внесения в Государственную Думу в 2018 г. вызвал много вопросов.
Автор инициативы предложил ввести в России на законодательном
уровне новое понятие - "фактические брачные отношения". Распространяться
оно будет на бездетные пары, которые прожили вместе пять лет и больше. В
случае если у пары есть общий ребенок, то минимальный срок совместного
проживания сократится до двух лет.
Причиной инициативы служит тот факт, что россияне все реже
вступают в официальный брак, а чаще всего вообще не видят разницы между
совместной жизнью со штампом в паспорте и без него. Плюс опыт
зарубежных государств: Германии, Швеции, Норвегии и прочих стран,
которые, конечно, имеют свой индивидуальный путь развития.
Заметим, что термин "фактические брачные отношения" был впервые
введен в юридическое употребление с принятием ВЦИК 19 ноября 1926 г.
Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, причем именно как антоним
гражданского брака. И до 1944 г. ведение совместного хозяйства и общее
проживание считались достаточным условием для признания фактического
брака настоящим со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Фактические брачные отношения в настоящее время не являются
юридическим фактом. Такое положение дел существует с середины
прошлого века, поскольку уже длительное время законодатель не допускает
возможность признания как юридического факта: ни в особом, ни в исковом
производстве.
Тем не менее, отметим, что Постановление Пленума ВС СССР от
21.06.1985 г. допускает в некоторых случаях возможность установления
фактических брачных отношений. Однако, для реализации этой
возможности, они должны возникнуть до 08.07.1944 г.
В современном понимании термин "фактические брачные отношения"
является по сути синонимом термину "гражданский брак", который
применим в обыденной жизни. Мы согласны с А.А. Давыдовой,
утверждающей, что термин "гражданский брак" довольно эфемерный. Такого
понятия ни в одном нормативном акте не существует, и им не оперируют
суды. Более понятной для определения правовой природы отношений
сожителей является формулировка "фактические брачные отношения"
Значение признания фактических брачных отношений будет иметь
место лишь при возникновении вопроса раздела так называемого совместно
нажитого имущества сожителей. В результате установления фактических
брачных отношений все, что было нажито в период сожительства, будет
считаться совместной собственностью.
Еще одно правовое значение мы можем усмотреть из положений ЖК
РФ. Согласно ст. 69 ЖК РФ в исключительных случаях иные лица могут
быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма в судебном порядке
В приведенной норме законодатель сохранил возможность для
придания правового значения фактическому сожительству граждан. Эта
возможность нашла развитие в соответствующих разъяснениях высшей
судебной инстанции, а именно в Постановлении Пленума Верховного Суда
РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной
практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в п.
25 которого указывается на то, что, решая вопрос о возможности признания
иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего
совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо
выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена
семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее
хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении,
имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое
право.
Можно сказать, что приведенный подход соответствует подходам,
выработанным Конституционным Судом РФ, указавшим, что "основным (но
не единственным. - Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N
162-О) юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности
супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах
записи актов гражданского состояния (п.2 ст. 10 СК РФ), а не факт их
совместного проживания. Содержание этих прав и обязанностей должно
определяться с учетом принципа, сформулированного в п.2 ст. 1 данного
Кодекса, который предполагает построение семейных отношений на основе
взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов".
Мы согласны с Н.Ф. Звенигородской, утверждающей, что "хоть
имущественные отношения в семье имеют большое значение, но они носят
производный характер, поскольку возникают лишь при наличии личных
неимущественных отношений и обслуживают их". Поэтому представляется
как минимум циничным акцентирование внимания автора законодательной
инициативы именно на имущественных последствиях при определении цели,
ради чего, собственно, должны устанавливаться фактические брачные
отношения с участием государства.
Кроме того, из самого факта появления обсуждаемой законодательной
инициативы очевидно следует, что заявительного порядка общения граждан
с государством недостаточно и последнему необходимо активно
вмешиваться в межличностные отношения людей. Данное же вмешательство
якобы нужно гражданам и может быть воспринято, судя по всему, как
государственная услуга.
Полагаем, что от такой "прекрасной" законодательной инициативы, как
приравнивание сожительства к официальному браку, люди станут с
опасением относиться к фактическим брачным отношениям, возможно, до
истечения пяти лет их прекращать, не регистрируя при этом брак, а детей,
рожденных в таких отношениях, в большинстве случаев перестанут
записывать на обоих родителей, что поможет скрыть фактические брачные
отношения.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в период фактических
брачных отношений в принципе невозможен брачный договор. Ведь брачный
договор без регистрации брака невозможен. Получается, что при регистрации
официального брака у супругов есть возможность защитить свои
имущественные права, а при фактических брачных отношениях это сделать
невозможно, что ставит сожителей в заведомо неравное правовое положение
по сравнению с супругами.
Немало вопросов вызывает сама процедура установления фактических
брачных отношений. Например, какой орган власти будет
специализироваться на установлении фактических брачных отношений?
Должен ли быть добровольный порядок установления или только
принудительный? По заявлению каких заинтересованных лиц допустимо
установление фактических брачных отношений? Ведь помимо сожителей это
могут быть и их совместные дети? Наконец, какие доказательства
фактических брачных отношений могут повлиять на их установление для
приравнивания их к брачным?
Выявление фактических брачных отношений у сожителей
представляется весьма проблематичным на практике в силу ряда причин:
- стремление скрыть существующие отношения обоими сожителями;
- нежелание трактовать сожителями их отношения именно как
брачные;
- наличие у сожителей или сожителя одновременно нескольких
фактических брачных отношений без определения приоритетных отношений,
которые стоило бы выделить и приравнять к брачным;
- невозможность обнаружить брачный договор между сожителями,
заключение которого просто невозможно вне брака, который косвенно мог
бы "выдать" наличие фактических брачных отношений;
- практически отсутствующая доказательная база о факте брачных
отношений. Зачастую доказательствами могут послужить лишь собственные
показания сожителей либо показания их родственников, которые являются
заинтересованными лицами.
Представляется, что установление фактических брачных отношений
будет во всех случаях делом спорным и требующим привлечения внимания
судей, которые, заметим, и без того загружены. Ведь если гражданам надо
быть в юридически зарегистрированном браке со всеми юридическими
последствиями, то они узнают о месте нахождения органов записи актов
гражданского состояния и регистрируют брак. Если граждане не желают
иметь юридические последствия зарегистрированного брака, то они живут
фактически, добровольно и согласованно, не желая для себя последствий
зарегистрированного брака, в том числе и последствий в виде раздела
имущества, появившегося у сожителей по отдельности во время совместного
проживания. Заинтересованными в разделе имущества, заработанного
сожителями как главного последствия фактических брачных отношений
могут оказаться, к сожалению, личности, возможно изначально настроенные
с момента возникновения сожительства на раздел чужого имущества.
Установление фактических брачных отношений, судя по характеру
осуществляемой государством деятельности в лице компетентных органов
власти, должно относиться к государственной услуге.
Таким образом, установление фактических брачных отношений по
аналогии с государственной услугой по регистрации брака органами записи
актов гражданского состояния должно происходить специальными
субъектами (услугодателями) в пределах их полномочий исключительно по
запросу заявителей. То есть в законе необходимо будет прописать, что
органы записи актов гражданского состояния производят установление
фактических брачных отношений в целях их отождествления с браком по
запросу заявителей.
Осуществляя приравнивание сожительства к официальному браку,
законодатель нарушит действующие на сегодняшний день принципы права и
важнейшие права личности, регламентируемые нормами как семейного, так и
конституционного права. В частности, нарушится важнейший принцип
семейного права, закрепленный в п.3 ст. 1 Семейного кодекса РФ, о том, что
"регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с
принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины". Более
того, придется изменить норму п.2 ст. 1 Семейного кодекса РФ о признании
браком союза мужчины и женщины, которые зарегистрированы в органах
записи актов гражданского состояния. Заметим, что последняя норма
ключевая в понимании брака и под нее подстраиваются все остальные нормы
Семейного кодекса РФ. Соответственно, семейное законодательство
придется серьезно изменить, что, очевидно, с первой попытки произвести
качественно не удастся и будет долгая и кропотливая работа над вполне
действующим Семейным кодексом РФ, которая, очевидно, себя не оправдает.
Более того, надо омтетить, что инициатива о признании фактических
брачных отношений, подразумевающая отождествление их с
зарегистрированным браком, якобы спровоцирована низкой статистикой
официальных браков в 2016 г. и поэтому по идее должна быть направлена на
увеличение статистики зарегистрированных браков. А не будет ли обратного
эффекта в виде отказа от официального брака, если фактические брачные
отношения — это уже брак. И получится, что уже забываемые традиции
официальных брачных отношений будут безвозвратно потеряны в связи с
приравниванием на законодательном уровне фактических брачных
отношений к официальному браку.
Представляется, что предложение о приравнивании сожительства к
официальному браку так и останется лишь предложением и не обретет
воплощение в нормах семейного законодательства. П.В. Крашенинников
верно заметил, что "такого рода меры едва ли приведут к укреплению и
стабильности института семьи, а при наличии фактической связи
одновременно с брачными отношениями, зарегистрированными в органах
загса, могут создать конкуренцию в наследственных, жилищных, земельных
и других отношениях.
В целях увеличения процента официальных браков как добровольного
союза мужчины и женщины по отношению к фактическим брачным
отношениям в современном государстве не следует прибегать к
принудительному установлению фактических брачных отношений.
Государство может, например, пропагандировать ценность брака через
средства массовой информации; поощрять людей, проживающих в браке,
например, льготными кредитами; выплачивать единовременное пособие
лицам, заключающим брак; организовать ускоренное изменение фамилии
супруга во всех требующих того документах гражданина через МФЦ путем
их единовременной подачи; предоставлять дополнительные дни отпуска
работникам, находящимся в браке, внеся соответствующие изменения в
трудовое законодательство, и прочие меры, которые представляются
несущественными на первый взгляд, но при их массовом применении
окажутся действенными, и государству постепенно удастся восстановить
ценность официального брака, сделать его привлекательной формой
совместного проживания.
Возможна и кардинальная законодательная мера в отношении
правового регулирования статуса совместной собственности супругов. Ни
для кого не секрет, что зачастую режим "совместной собственности"
супругов останавливает сожителей вступить в официальный брак, а
составление брачного договора - процедура сложная и непонятная, да и
подрывает доверие между будущими супругами для большей части
населения. Зачастую сожители думают, что "проще брак не заключать", для
того чтобы избежать именно имущественных последствий. Может,
государству следует упростить подход к имущественным вопросам в
брачных отношениях, раз обществу "совместная собственность" не по душе,
что подтверждается статистикой официальных браков. Например, установив
правило, что супруги, планирующие иметь общую фамилию, будут иметь и
совместное имущество, а супруги, которые не меняют фамилию при
регистрации брака, будут иметь раздельное имущество, по фамилии на кого
из супругов оно приобретено, а если необходимо, будут применять режим
долевой собственности, находясь в официальном браке и без брачного
договора. Если при вступлении в брак у супругов одинаковые фамилии, то в
свидетельстве о браке будет пометка, что оставлена девичья фамилия.
Предлагаемые законодательные изменения избавят от необходимости
заключать, изменять и прекращать брачные договоры, требующие
соблюдения процедуры их применения; исключат или минимизируют
спорные моменты по разделу имущества между супругами; повысят
привлекательность официального брака как формы совместного проживания
мужчины и женщины, особенно для той части населения, которая находится
в фактических брачных отношениях.
При заключении брака важное значение имеет осведомленность
потенциальных супругов о состоянии здоровья друг друга. Представляется,
что при подаче заявления о вступлении в брак (супружество) наряду с
прочими документами лицами, намеревающимися вступить в брак, должен
быть представлен документ об осведомленности о состоянии здоровья друг
друга, а также об отсутствии препятствий к вступлению в брак
(супружество).
Полагаем, что возможно установление нотариальной формы такого
документа в России. Это целесообразно ввиду особой значимости роли
нотариуса при оформлении и удостоверении документов. Несомненно, что
нотариус перед удостоверением данного документа должен обязательно
установить личности обратившихся, проверить дееспособность, соответствие
воли и волеизъявления брачующихся лиц.
Еще одной дискуссией последних лет выступает вопрос, связанный с
наделением полномочий по государственной регистрации брака нотариусов.
Пару лет назад в лентах информационных агентств появилась новость о том,
что Федеральная нотариальная палата выступила с инициативой
предоставить право государственной регистрации заключения брака
нотариальным конторам.
Существует аргумент в пользу передачи полномочий нотариату,
который, на мой взгляд, является самым сильным и логически верным. Это
возможность правового консультирования и разъяснения прав и
обязанностей будущим супругам. Действительно, это колоссальная
проблема. Граждане не знают о правовых последствиях подобного шага.
Нотариусы будут объяснять общие вопросы изменения статуса лиц и их
имущественных прав, с которыми чаще всего возникают проблемы в
дальнейшем, например такие, как общая совместная собственность супругов,
ответственность по долгам. Предлагаемое положение сделает возможным
одновременное заключение брака с заключением брачного договора, что
позволит обеспечить быстроту и легкость процедуры, подтверждение
подлинности изъявления воли сторон, а также реализовать право граждан на
квалифицированную юридическую помощь, защитить субъективные
гражданские права, предупредить нарушение законодательства. Кроме того,
расширение полномочий нотариусов позволит сделать реальностью
регистрацию заключения брака лицами, находящимися в разных населенных
пунктах.
В заключение хотелось бы сказать, что институт регистрации брака в
нотариальных конторах имеет огромные перспективы только в том случае,
если компетенция нотариусов по государственной регистрации брака не
будет полностью копировать деятельность органов ЗАГС, поскольку здесь
они стоят в заведомо проигрышном положении. Здравая доля новаторства
при реализации переданных полномочий и предложение новых и удобных
форм заключения брака при соблюдении принципов законности, доступности
правовой помощи и равенства и охраны прав и свобод человека и гражданина
обеспечат успешный вектор развития института нотариата в заданном
направлении
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!