это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3241805
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в России привели к снижению уровня жизни значительной части населения, изменению образа жизни и морально-ценностных ориентаций, ухудшению психологической среды семьи и ослаблению образовательного потенциала, что привело к росту социального сиротства и безнадзорности.
Современные социальные отношения органично связаны с историческим прошлым. Опираясь на знания, традиции и навыки, накопленные в прошлые времена, история помогает современному поколению не повторять одних и тех же ошибок и находить оптимальные решения проблем современного общества. Продолжающийся процесс реформирования российского общества дает исторические знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они являются важными условиями успешной трансформации страны.
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивалось с проблемами, которые не могли обеспечить полноценное существование детей, пожилых больных, людей с физическими и умственными недостатками и других. Отношение к этим людям различно в разных обществах и странах на разных этапах их развития - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до их полной интеграции в общество, что, в свою очередь, обусловлено ценностными установками этого общества.
В нашей истории, как и в истории многих стран, было много мрачных происшествий. Однако ни одна страна в мире не знала в 20 веке таких социальных потрясений, как Россия. С 1914 года и до конца 1940-х годов погибло около 70 миллионов человек. За этими жертвами стояли миллионы детей-сирот, сотни тысяч юных жизней, прерванных голодом, болезнями, насилием.
Нелегкая судьба детей была и в конце ХХ века. В 1998 году, по данным Детского фонда, в нашей стране было 1 миллион 850 тысяч детей, считающихся сиротами, хотя у 90% из них живы родители, бросившие своих детей.
До недавнего времени у большинства людей не возникало вопроса о том, как должна организовываться система социального обеспечения детей – все было просто и понятно: государство заботилось о детях через систему различных учреждений. Поиск наиболее эффективных путей развития социальной работы идет сегодня по двум направлениям: через заимствование современного опыта развитых зарубежных стран и через изучение традиций собственного призрения детей.
Анализируя и обобщая накопленный поколениями опыт в деле призрения детей в России стоит обратить внимание на его положительную сторону. Сегодня важно на деле применить опыт попечительских семей. В большей степени в этом плане подходят семейные детские дома.
Для оказания помощи социальным сиротам отказывающихся жить в интернатных учреждениях следует предусмотреть центры помощи детям. Но, нельзя на сегодняшний день отказываться и от сложившейся системы детских учреждений – домов ребенка, школ – интернатов, детских домов.
Объект работы – призрение детей.
Предмет – история призрения детей в дореволюционной России.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе история призрения детей в дореволюционной России. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие и функции призрения;
2. Рассмотреть историю становления детского призрения до 1917 года;
3. Оценить состояние призрения детей до 19 века;
4. Проанализировать историю призрения детей в первые годы Советской власти;
5. Изучить состояние призрения детей 20 века и современной России.
Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о практической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнему дню, в деле призрения детей.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ПРИЗРЕНИЕ В РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ1.1 Понятие и функции призренияВ словаре Ожегова понятие призрения понимается как дать кому-нибудь приют и пропитание [26, с. 31-43].
В педагогической энциклопедии под призрением понимается:
1. Призирать – бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно.
2. Призирать – приложить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего.
Современные исследователи понимают под призрением детей следующие понятия:
а) помощь детям инвалидам;
б) социальным сиротам;
в) детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей;
г) беспризорных;
д) детей, бежавших от войны;
е) детей с девиантным поведением
Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.
Проблемы в развитии ребенка и его социализации можно разделить на 4 группы. Рассмотрим их.
Физические проблемы связаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями. К отклонениям в физическом развитии могут быть отнесены: болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
На начало 90-х годов в России, по статистическим данным каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8 % - с наследственными патологиями и 1-2 % с врожденными аномалиями в развитии.
Психические проблемы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе относятся: задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой - дебильности до глубокой - идиотии.
Педагогические проблемы. В социально-педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего, это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которых стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие [3, c. 56-72].
Социальные проблемы связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Формы работы с детьми сиротами:
а) детские дома;
б) школы-интернаты;
в) приюты;
г) временные приюты;
д) семейные детские дома;
е) защита детей на государственной основе.
В качестве основных функций призрения понимают:
1. Воспитательная функция предполагает включение ребенка в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания;
2. Правовая функция означает заботу государства о детях, их правовую защиту [11, c. 56-72];
3. Реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми – инвалидами, физическими или психически неполноценными бывшими беспризорниками, где основные социальные функции выполняет педагог.
1.2 История становления детского призрения в России до 1917 годаСовременные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социальной благотворительности в отношении детей в России.
1 этап - этап социальной помощи, зарождение благотворительности в древнеславянской общине.
Внутри племенной общины существовало «приймачество» - усыновление. Взять сироту в семью, как правило, могли пожилые люди, когда им трудно было справиться с работой по дому или когда у них не было наследников. Еще одной формой поддержки сирот была общественная помощь, светская, когда детей кормили от двери до двери.
Таким образом, в древнейший период славянской истории зародились формы помощи и поддержки, которые в будущем легли в основу христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.
На втором этапе, начиная с десятого века, на Руси были разрушены племенные отношения. Нынешняя культурно-историческая ситуация требовала других форм поддержки и защиты нуждающихся детей.
Основные тенденции в оказании помощи в это время были связаны с княжеской защитой и опекой, которая в своем развитии прошла два этапа становления.
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, которое условно определялось с периода крещения Владимира и второй половины XII века - образованием особого княжества и распространением христианства на восточнославянских землях [8, c. 56-72].
И второй период - со второй половины XII по XIII век, когда благотворительные функции князя постепенно слились с благотворительностью в виде монастырей-церквей.
Третьим этапом была Реформация с начала XVII века по 1861 год.
В этот период происходило зарождение формы государственной благотворительности, открытие первых социальных учреждений. История детской благотворительности в России была связана с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682), в котором говорилось о необходимости учить детей читать и писать.
Но самое главное, история знает имя великого реформатора Петра I, который при своем правлении создал национальную систему благотворительности для нуждающихся, определил категории нуждающихся, ввел систему обороны и создал национальную систему благотворительности для нуждающихся.
При Петре I детство и сироты впервые стали предметом государственной заботы.
В 1706 году был открыт приют для детей, куда было приказано принимать незаконнорожденных детей, соблюдать анонимность происхождения, а за уничтожение детей грозила смертная казнь. Младенцев обеспечивало государство, а казначейство выделяло средства на образование детей и на людей, которые их обслуживали. Количество таких малышей постоянно росло. Так, в 1742 году в одной Московской губернии насчитывалось 865 человек не старше 8 лет. Потрачен был 4731 рубль. Ребенка кормили 218 медсестер. В то же время в указе оговаривалось, что, когда дети вырастут, мальчика отправят к какому-нибудь мастеру учиться или он станет моряком, девочку отдадут на службу и, конечно, если появится шанс, выдадут замуж. Если впоследствии они будут страдать от болезни или травмы или впадают в безумие, они могут вернуться в приют, как в дом своих родителей.
Екатерина Великая реализовала идею Петра Великого, построив Императорский воспитательный институт для детей сначала в Москве (1763), а затем в Санкт-Петербурге (1772) [6, c. 56-72].
Благотворительная деятельность российского императорского двора, особенно половины его женщин, в этот период приобрела устойчивую традиционную форму. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр милосердия, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она написала императору доклад о приюте и работе приюта, в котором, в частности, представила отдать детей (сирот) в Государево село для воспитания крестьян о хорошем поведении. Но только тогда, когда ребенок из приемной семьи окрепнет, а главное - после прививки от оспы. Мальчики могли жить в приемных семьях до 18 лет, а девочки до 15 лет. Это было начало системы семейного воспитания детей-сирот.
Четвертый этап продолжается с XIX века до начала XX века.
После времен Петра I и Екатерины II известной вехой в развитии общественной благотворительности стали благотворительные организации и профсоюзы, общественные благотворительные организации. Среди них особое место занимало учреждение императрицы Марии Федоровны, в котором концентрировались благотворительные денежные пожертвования частных лиц, в том числе членов царской семьи.
Королева, поддерживая Образовательное общество и школы среднего класса, взяла, согласно воле императора, главное командование учебным корпусом, сохранившимся Министерством финансов и Коммерческим училищем, которое заложило основу для департамента, который впоследствии был назван в ее честь.
После вступления в правительство королева назначала из своих средств 9 тысяч рублей в год на содержание младенцев с кормилицами.
Особое внимание Мария Федоровна уделяла детским домам. За 30 лет из 65 тысяч госпитализированных младенцев. Королева пришла к выводу, что уровень смертности детей был шокирующим, в основном из-за близости комнат. В целях улучшения условий в Санкт-Петербурге обширная усадьба графа Разумовского на Мойке была передана Дому просвещения. Для этого здания был также приобретен дом соседнего графа Бобринского. Детский дом располагался в этих зданиях до 1917 года. Королева реорганизовала Совет опекунов таким образом, чтобы каждый член благородной семьи мог управлять отдельным органом или частью учреждения, а также участвовать в главном управлении и без какого-либо вознаграждения, ради родины и человечества [2, c. 56-72].
Заботясь о существующих, королева также открыла новые образовательные и благотворительные учреждения. В 1802 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты женские учебные заведения имени святителя Николая. Екатерина в 1807 году основала Павловскую военную академию, а в 1817 году Харьковский институт аристократических девушек. Кроме того, властям было поручено не только позаботиться о трудоустройстве выпускников, в первую очередь в качестве губернаторов, разрешить их разногласия с семьей, в которой они будут жить, позаботиться об их браке, но и заступиться за дела студентов после их ухода из школы.
Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений, создавались и совершенствовались благотворительные механизмы, охватывающие детей со все более широким спектром социальных проблем: заболеваниями или нарушениями развития, сиротами, бродяжничеством, бездомностью, проституцией, алкоголизмом и т.д. Благотворительность также распространялась на детей с ограниченными физическими возможностями. Были созданы приюты для глухих, слепых и детей-инвалидов, где их обучали и обучали различным ремеслам в зависимости от их болезней.
Пятый этап-с 1917 по 1990 год [9, c. 56-72].
Таким образом, переходный характер развития общества в настоящее время, углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках. В дореволюционной России накоплен богатейший опыт в этой области. Десятилетиями апробировались формы и методы социального призрения детей и подростков.
2. ИСТОРИЯ ПРИЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ В ХIХ И В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
2.1 Призрение детей в России во второй половине XIX векаСоциальная политика в России 19 века в значительной мере отражает ее историческое развитие. Это век бурного роста всех отраслей хозяйства, развитие промышленности, средств связи, путей сообщения, массового применения техники, промышленного переворота [7, с. 6-18]
Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране. Чтобы разрушить искаженную устоявшуюся картину безграмотности России, надо отметить, что приходские училища открывались при каждой церкви – и в городах, и в селах.
В 1882 году была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школ работающим подросткам. С 1884 году обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами.
Преобладающую долю призрения неимущих имели общественная и частная благотворительность. В 1889 году в Москве насчитывалось 489 благотворительных учреждений, из них 225 оказывали помощь взрослым, 198 – детям, 66 оказывали медицинскую помощь.
Из 198 заведений для детей 42 составляли детские приюты, 28 – заведений смешанного типа (с предельным количеством интернированных детей) и 128 – училища и школы для приходящих.
Следует отметить, что не все дети получали полностью бесплатную помощь: 60,5 % постоянно живущих и 33,6% приходящих. Примерно 1/3 живущих в приютах детей и 2/3 приходящих вносили за пользование благотворительными заведениями более или менее значительную плату. Но эта оплата лишь частично покрывала расходы на содержание и обучение детей.
Но российское общество заботилось не только о том, чтобы дети были сыты, одеты и получали начальное образование. Детей надлежало подготовить к самостоятельной жизни, а следовательно, дать им профессию, научить трудиться, чтобы по окончании заведении они могли начать самостоятельную жизнь.
В благотворительных заведениях обучали различным ремеслам, которые должны были дать им возможность обеспечить себя в будущем. Как правило, дети получали навыки шитья и рукоделия, столярно-токарного, сапожно-башмачного ремесел, переплетного дела, слесарно-кузнечного мастерства, корзиночного промысла, учились ведению сельского хозяйства, ткачеству и т.д. [3, с. 52-60]
В России были организованы Ольгинские детские приюты трудолюбия, один из которых находился в Москве. Эти приюты предназначались исключительно или преимущественно для подготовки детей к трудовой жизни. «Основною задачей приютов является призрение и воспитание остающихся без присмотра и пристанища детей обоего пола, с целью подготовки к самостоятельной трудовой жизни».
Но практически все Московские приюты ставили себе такую цель. Каждое общество, содержащее благотворительные заведения для детей, отмечало это в своих документах.
Например, в документах Московского совета детских приютов записано: «В приютах, содержимых Советом, обращается особое внимание на то, чтобы воспитанники и воспитанницы, кроме усвоения знаний по установленной учебной программе, могли получить практическую подготовку, которая по возможности облегчала бы поступление на места: учительниц, закройщиц, мастериц, комнатных девушек, чертежников, слесарей».
Елизоветинским благотворительным обществом в Москве и Московской губернии, принимавшим детей с грудного возраста, предусматривалось « дальнейшее попечение о таких детях, доставление им первоначального образования и приготовление их к самостоятельному труду.» Таких примеров можно привести множество.
При приеме детей в различные благотворительные заведения учитывались (или не учитывались) пол, возраст, физические и умственные данные детей, сословное происхождение, законорожденность, вероисповедание, необходимость в специальном воспитании. В соответствии с этим составлялась программа воспитания, образования и обучения детей трудовым навыкам, определялись ремесла.
Сиротский приют имени братьев А. И В. Бахрушиных принимал мальчиков в возрасте от 4 до 8 лет.
Он ставил целью «бесплатно давать религиозное, нравственное и физическое воспитание и практическое ремесленное образование бедным детям мужского пола, покинутыми родителями, и сиротам преимущественно московских жителей» [1, c. 56-72].
Детский приют имени великого князя Сергея Александровича, находившийся в ведении Московского совета детских приютов, призревал мальчиков. Школа при приюте представляла собой низшее техническое училище с соответствующим курсом для подготовки мастеров, мантеров, слесарей, чертежников.
Другой приют, находившийся также в ведении Московского совета детских приютов (имени великой княгини Ксении), принимал девочек, которые выпускались учительницами начального училища и мастерами портного дела. Для этого при приюте были организованы школа и мастерская.
Школа для бедных детей и сирот евангелического исповедания (детский приют) определяла своих воспитанниц после окончания в няни, а воспитанников на фабрики, в ремесленные заведения и торговые фирмы.
Однако нельзя не отметить, что трудовая подготовка все же носила сословный характер. В приютах принимавших нищих детей или детей без учета их сословия, давали подготовку в основном ремеслам, которыми владели обычно низшие сословия.
А училища святой Екатерины и Николаевский сиротский институт (детские приюты), находившиеся в ведении ведомства учреждений императрицы Марии, принимал девочек - дворянок и соответственно давали им профессию домашней учительницы, обучали изящным рукоделием и т.д. Примерно тому же обучались и воспитанницы Мариинского женского епархиального училища [1, с. 124-157]
Существовала и особая категория детей, нуждающихся также в специальном воспитании, но не в силу каких-то физических или умственных недостатков, а из - за педагогической запущенности.
Говоря современным языком, это были дети с девиантным поведением, дети из семей «группы риска». Такие дети содержались в особых заведениях, которые отличались от большинства детских приютов лишь усиленной педагогической направленностью в воспитании, а также некоторыми особенностями условий содержания.
Приют цесаревны Марии, Общества попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь, принимал детей из семей осужденных, «не следующих за родителями к местам заключения». Мальчики обучались сапожному, портновскому, столярному, слесарному ремеслам, девочки портновскому мастерству и разным рукоделиям. Приют сам обеспечивал себя обувью и одеждой.
Убежище св. Марии Магдалины, находившееся в ведении Дамского попечительства о бедных в Москве, принимало «впавших в разврат» девушек, желающих вернуться к честной, трудовой жизни, от 13 до 25 лет. Девушки обучались шитью, работе на чулочновязальной машине, прачечному мастерству.
Большевистский ремесленно-исправительный приют для нищих девочек Общества поощрения трудолюбия в Москве принимал девочек 6-14 лет. Воспитанницы обучались портновскому и белошвейному мастерству, домашней работе, огородничеству, уходу за птицей и домашним скотом.
Руковишниковский исправительный приют для малолетних, занимавшийся исправлением мальчиков, направляемых в заведение Московским тюремным комитетом, был известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Одну из самых важных ролей в исправлении воспитанников играло трудовое воспитание.
Согласно уставу приюта, все воспитание направлялось, «к возбуждению и развитию религиозного и нравственного чувства, любви к труду и сознания обязанностей».
Одной из важнейших задач приюта является обучение воспитанников ремесла, знание которых могло бы послужить им источником заработка по выходе из приюта [13, с. 32-41]
Воспитанники регулярно занимались сомообслуживанием. Прежде чем поступить в какую - либо мастерскую, воспитанник должен был учиться от 2 недель до 1,5 месяцев починке белья и платья.
Приют патронировал своих воспитанников и после его окончания. Выпуск мальчиков производился только после подыскания мест в разных ремесленных заведениях.
Если же они отдавались на попечение родителям, то последние обязаны были представить удостоверение об устройстве сына. 31 мая 1904г. при приюте открылась земледельческая колония получившая название Фидлеровского отделения Руковишниковского приюта, Обучение к труду этого отделения было приспособлено к особенностям проживания в сельской местности.
Главным занятием в земледельческой колонии была работа по сельскому хозяйству. Из ремесел давались лишь те, которые имеют связь с сельским хозяйством: столярно-плотницкое, сапожно-шорное, кузнечное и тележное.
Например, в Руковишниковском приюте средний процент рецидива в 1879-1888 гг. составлял 10%, в 1889-1904гг. - 9,2% (против обычных 80-90% после содержания подростков в учреждениях тюремного типа). Итак, трудовая помощь в России составляла важную часть социального вспомоществования детям.
Подготовка детей к самостоятельной жизни уделялось много внимания, эта область призрения признавалась особо значимой. Обращаясь к опыту прошлого, нужно использовать лучшее, что выработала практика русской социальной работы, то что проверено временем [2, с. 52-67].
В дореволюционной России существовало довольно много периодических изданий, которые наряду с другими уделяли внимание социальному призрению.
Широко развивающаяся благотворительность потребовала создания специальной литературы, посвященной вопросам вспомоществования. Одним из таких изданий был журнал «Детская помощь». На его страницах отражалась широкая картина государственной, частной и общественной благотворительности в России и за рубежом.
Журнал «Детская помощь» издавался в Москве в 1885-1894гг. Обществом попечения о неимущих детях. Его редактором - издателем был протоирей Г.П. Смирнов - Платонов. Выпускался журнал в типографии Л.Ф. Снегирева, живо интересующегося вопросами благотворительности и впоследствии неоднократно печатавшего в журнале статьи, посвященные помощи неимущим в Европе.
Журнал печатался два раза в месяц, в год -24 журнала. В №1 за 1885 год в обращении к читателям редактора - издателя журнала говорилось о том, что новое издание не только посвящено вопросам помощи нуждающимся детям, но предоставляется свои страницы всем благотворительным обществам, заинтересованным в обмене знаниями, опытом, информацией. Количество экземпляров журнала составляло 1000-1200, из которых примерно половина расходилась по подписке.
Авторы, публиковавшиеся в журнале, делали это на началах благотворительности. Тем не менее множество интереснейших статей на различные темы сделали этот заметным в ряду подобных изданий.
Материалы журнала распределялись по нескольким рубрикам.
В рубрике «Распоряжения правительства» публиковались важнейшие правительственные акты по вопросам социальной защиты детей.
В рубрике «Отдел Общества» содержались отчеты, материалы заседаний и другие документы Общества попечения о неимущих детях, издававшего журнал.
В рубрике «Проект» публиковались проекты новых благотворительных заведений, обществ.
2.2 История призрения детей в первые годы Советской ВластиИз всех учебных заведений, созданных в первые годы Советской власти, основной формой сиротской благотворительности являлся детский дом. Чаще всего они были смешанные, потому что в них росли дети-дошкольники и школьники.
Дома, созданные в первые годы советской власти, были расположены в хороших особняках, с большими участками земли, с садами и огородами. Здесь было мастерские по шитью, столярному делу, изготовлению обуви и вязанию. В приюте был хор и духовой оркестр, клуб и библиотека.
В 1917 году в детских домах росло около 30 тысяч детей, в 1918 80 тысяч, в 1919 125 тысяч, в 1920 400 тысяч, в 1922 540 тысяч [18, с. 193-194].
С октября 1917 года в период становления новой политической и социально-экономической системы в стране был предложен экспериментальный поиск новых моделей социальной активности. Государственный комитет РСФСР по благотворительности Российской Федерации, созданный в ноябре того же года, отвечал за все вопросы, имущество и средства бывшего благотворительного сектора и учреждений социальной солидарности, основными функциями которых являлись:
1. Социальное обеспечение всех инвалидов;
2. Защита матерей и младенцев;
3. Уход за инвалидами, престарелыми и несовершеннолетними.
Все благотворительные и частные учреждения ликвидировались. Следующие три года - один из наиболее приемлемых периодов для исследований и испытаний.
Новое правительство, которое было в октябре 1917 года, включило в свою доктрину самые радикальные из существовавших тогда предложений по организации социального обеспечения детей. Она включала в себя передачу государству всей ответственности по уходу за маленькими детьми. Стала материализовываться идея о том, что социальное обеспечение детей, возникшее в конце XIX века, должно было быть полностью передано государству. Стоит отметить, что новое советское правительство пыталось воплотить эти идеи в жизнь, заботясь о детях. Прежде всего, это существующие детские дома. Но условия жизни были очень тяжелыми, к примеру, питание детей было очень плохим [10, c. 56-72].
Первый этап формирования новой системы социального обеспечения детей произошел во время Гражданской войны в 1918-1920 гг., когда главной проблемой было массовое выселение детей. Уже в декабре 1918 года был обнародован декрет СНК о комиссии по делам несовершеннолетних, который привел к разработке и осуществлению конкретных мер в отношении беспризорных детей, а именно к отказу государства принимать репрессивные меры в отношении детей. Этот период характеризовался довольно организованным хаосом: создавались новые отделы, упразднялись старые.
Было право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей:
1. Снабжение продовольствием, жильем, топливом и одеждой;
2. Учреждения, ответственные за защиту жизни и здоровья детей, в частности беспризорных детей;
3. Поднимать вопросы в рамках своего мандата и на основе существующих законов и положений о защите жизни и здоровья детей;
4. Представить центральным органам власти предложения по разработке новых законов и нормативных актов, касающихся сферы деятельности Комиссии.
Голод 1917 года внес коррективы в план детского труда. В дополнение к существующим пяти миллионам беспризорных детей, было восемь миллионов голодных детей, многие из которых потеряли своих родителей. В этих условиях был найден единственно правильный путь - массовое открытие детских домов с медицинским наблюдением за детьми, где дети могли бы получать питание. По рекомендации комитета была также организована крупномасштабная перевозка детей из регионов, пострадавших от голода, в другие регионы, и в этих регионах были созданы новые детские дома [5, c. 56-72].
Несмотря на это, бездомность все еще была широко распространена, и в 1917 году, по официальным данным, было до семи миллионов беспризорных детей. К этому времени в детском доме насчитывалось более 540 тысяч детей. Масштабы этой работы намного выше, но масштаб детских проблем совсем другой. Более того, новый детский дом имел трагическое существование, фактически в нем не велось никакой педагогической работы, не говоря уже о профессиональном обучении. Отправляясь в детские дома вообще, вся работа сводилась к своеобразному реагированию на «стихийное бедствие».
2.3 Состояние призрения детей в конце ХХ века и в современной РоссииВ 1985 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, школах-интернатах». Резолюция позволяла не только укрепить эти учреждения, но и улучшить положение детей. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) «О создании детского дома семейного типа» забота о детях-сиротах стала более персонализированной.
В 1990 году в России насчитывалось 347 семейных детских домов, из которых 3 500 были детьми. Такие семьи финансировались из государственного бюджета с учетом заработной платы родителей-воспитателей, оплачивающих их отпуск.
В 1990-е годы существовали государственные детские дома, в том числе школы-интернаты и государственные школы. Во вторую группу входили семьи отдыха и приемные семьи, семейные детские дома Российского детского фонда и детские деревни [7, c. 56-72].
Новыми формами образования для детей-сирот являлись детские дома, средние школы и материальные дома для детей.
Социальные сироты - это социальное явление, обусловленное существованием детей в обществе, в связи со смертью их родителей, детей, лишенных родительских прав и не имеющих родительской опеки, признанием недееспособности родителей, исчезновением и т.д. Это также дети, чьи родители не лишены права голоса, но которые, по сути, не заботятся о своих детях.
Сироты усыновляются иностранными гражданами. С 1992 года иностранцы усыновили в России 12 тысяч детей. Разрушение детских домов и создание школ-интернатов, перевод сирот в школы-интернаты усугубили их положение. Большинство школ-интернатов переполнены и плохо обслуживаются. Детские дома маленькие, и их учителя стараются достучаться до каждого ученика. Школы-интернаты не могут решить социальные проблемы детей-сирот. Безработные, без жилья, загнанные в профессиональные училища, не подготовленные к самостоятельной жизни, выпускники школ-интернатов встают на путь, нарушающий закон.
Сегодня в России насчитывается 4 миллиона бездомных, 6 тысяч преступлений, совершенных подростками, 2 тысячи детей-самоубийц и 573 тысячи сирот.
Комиссия по делам семьи и населения, возглавляемая президентом Российской Федерации, установила, что с 1990 года число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.
Причины социального сиротства:
1. Растет число родителей, не имеющих права на получение пособия;
2. Взрослые дети, идущие по стопам своих родителей, как и они, лишаются родительских прав;
3. Обнищание населения и рост злоупотребления наркотиками и алкоголем;
4. Увеличилось число семей, родители которых физически и умственно не в состоянии воспитывать своих детей по состоянию здоровья, большинство из которых умственно отсталые;
5. Увеличилось число семей, не имеющих нормальных условий жизни;
6. Молодые матери бросают своих детей.
Число детей, получающих лечение, резко сократилось. По сравнению с 1994 годом число усыновлений в 2018 году сократилось на 50%, что означало необходимость увеличения числа детских домов [16, с. 154-162].
В 2018 году насчитывалось 422 детских дома, обслуживающих 35 000 детей, 745 детских домов, обслуживающих 84 000 детей, и 237 школ-интернатов, обслуживающих 71 000 детей.
В России ежегодно выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в уходе. Дети, осиротевшие или брошенные родителями, попадают в детские дома (от рождения до 3 лет), а затем в детские дома и школы-интернаты.
Из числа учащихся школ-интернатов 68% детей были родителей, лишенными прав, 8% - родителями-одиночками, 7% - родители сами бросили своих детей.
Бездомные дети и подростки являются результатом семейных кризисов, а также невнимательных детей, большинство из которых больны и плохо образованы.
В последние годы Национальная политика включает в себя:
1. Выплата ежемесячного пособия на одного ребенка;
2. Создание новых учреждений по защите детей;
3. Обеспечение государственных гарантий в области образования.
В 2018 году правительство разработало и приняло ряд документов, направленных на улучшение положения семей и детей.
В петербургском приюте «Дом Астрид» практиковалось создание семейных групп. В приютах сейчас есть условия для семейной группы. Дети идут в семью с большим желанием не разрывать контакт с приютом. Подростки ремонтируют квартиру вместе со взрослыми в приюте, выбирают обои, делают светильники, шьют шторы [16, с. 20-21].
В Санкт-Петербурге существует приют «Синяя птица», в котором 30 детей находят приют, питание и уход.
В Москве созданы различные приюты, реабилитационные центры, фонды и объединения, задачей которых является социальная реабилитация детей и подростков. Был открыт ряд консультационных центров, а также приютов для молодых людей, нуждающихся в защите и помощи в течение короткого периода времени. В Петрозаводске приют был создан на той же территории, что и принимающий дистрибьютор. Дети могут находиться на стойке регистрации до 15 дней, а приют обеспечивает уход за их здоровьем, кров, питание и отдых. Дети имеют право на бесплатный доступ в приюты, получение консультаций и денежный грант для получения билетов на возвращение домой [7, с. 313-319].
Исходя из вышеизложенного, хотелось бы подчеркнуть, что растет интерес не только со стороны государства, но и со стороны общественных организаций и частных лиц, занимающихся проблемой сирот.
Взгляд российских детей сейчас несколько отличается от того, что было до революции и в первые годы советской власти.
Сегодня все чаще говорят о детях, родители которых лишены родительских прав, брошенных детях и детях-инвалидах. В контексте всех этих событий возросли детская преступность, алкоголизм, злоупотребление психоактивными веществами, наркомания и проституция. Это награда за безразличие и невнимание к проблемам детства.
Государство обратило внимание на эти проблемы в середине 1990-х годов. Открывались приюты для беспризорных детей, Центры для несовершеннолетних матерей и распределительные центры.
ЮНИСЕФ проделал хорошую работу в области благотворительности для детей. По его инициативе были созданы семейные детские дома. Самое главное, это дает возможность для личного образования, внимания к каждому ребенку и возможность по-настоящему определить судьбу сироты.
В этом благородном деле много камней. По желанию чиновников, которые по своему желанию искажают закон, некоторые семейные детские дома вот-вот закроются. Нужен серьезный подход к развитию семейных детских домов. Сегодня есть большой положительный опыт работы с детьми-сиротами. Его нужно поддерживать и развивать.
Необходимо обратить внимание на положительный опыт детской благотворительности, накопленный в России, привлечь к его реализации все государственные общественные организации, а также привлечь частных лиц.
Опыт детских домов по 100-150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах: воспитателю на группе 25 человек трудно дойти до каждого ребенка, его интересов, задатков и способностей.
Решить эту проблему пытаются возникающие семейные детские дома, где несколько лет, до совершеннолетия, ребенок находит –приют. Чаще это форма защиты ребенка от родителей, лишенных родительских прав.
В таких домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни, здесь воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕЗащита прав детей на жизнь и развитие - это задача, объединяющая устремления и усилия всех здоровых сил общества, независимо от идеологических, культурных, религиозных и других установок различных социальных групп. Возможность достижения социальной гармонии, экологического равновесия и всеобщего благополучия в будущем напрямую зависит от ценностей, которые будут прививаться детям, и от условий, в которых они будут жить и расти.
Социальная защита детства невозможна без изучения и критического осмысления исторического опыта детской благотворительности. Однако для того, чтобы проследить эволюцию системы социальной помощи и поддержки детей, необходимо учитывать многие факторы. Во-первых, на каждом историческом этапе в процессе социального взаимодействия с детьми первый обладает определенным чувством истории, что отражено в довольно широком спектре источников. Во-вторых, должна быть достаточно высокая профессиональная культура исторических исследований.
Современное положение в деле социального призрения своеобразно в том плане, что в настоящее время происходит переход от чисто государственной системы к системе, включающей общественную благотворительность. В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время элементы, выработанные в период советской власти.
На пути воссоздания системы российского призрения детей неизбежны противоречия и трудности роста. Избежать многих ошибок поможет изучение не только современного зарубежного опыта, но и имеющегося исторического опыта своего Отечества.
После крушения самодержавия временное правительство, несмотря на тяжкое материальное положение предприняло попытку реформирования идеи социальной помощи нуждающимся детям.
Пришедшая на смену самодержавия и временного правительства Советская власть оказалась перед лицом огромнейшей проблемы. На фоне голода, разрухи, гражданской войны государство взяло на себя ответственность за призрение малолетних детей.
Изучая предпосылки становления и развития детского призрения в России во-второй половине 19 века следует отметить огромный положительный опыт, накопленный в эти годы. Это и ограничения в трудовом законодательстве, в частности запрещение ночной работы детей до 12 лет. И обязательное посещение школ работающими подростками. Это и открытие государственных и частных приютов для детей-сирот. Особую роль в это время получила такая форма призрения детей как попечительство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бадя, Л.В. Исторический опыт социальной работы в России / Л.В. Бадя. - М., 2019. – 82 с.
2. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России / В.В. Беляков. – М., 2019. – 157 с.
3. Беляков, В.В. Забота о детях в годы войны / В.В. Беляков. – М., 2018. – 254 с.
4. Безленкина, Л.Ф. Семья нуждается в поддержке / Л.Ф. Безленкина. – СПб., 2019. – 236 с.
5. Боханов, А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / А. Боханов. - М.: Проспект, 1985. - 203 c.
6. Бузескул, В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века / В.П. Бузескул. - М.: КД Либроком, 2013. - 224 c.
7. Васильев, А.В. История России / А.В. Васильев. - М.: Ленанд, 2015. - 136 c.
8. Васильев, В.И. Повторяется ли история? О периодических процессах в политической истории России / В.И. Васильев. - М.: ЛКИ, 2016. - 160 c.
9. Василькова, Ю.Т. Социальная педагогика в России / Ю.Т. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 313 с.
10. Драган, Г. Н. Всемирная история: Учебное пособие / Г.Н. Драган. - М.: Профиздат, 1997. - 208 c.
11. Вахитов, К.И. Кооператоры России: история кооперации в лицах / К.И. Вахитов. - М.: Дашков и К, 2016. - 568 c.
12. Вахитов, К.И. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. - М.: Дашков и К, 2015. - 400 c.
13. Заводилкина, О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи / О.В. Заводилкина. – М., 2019. – 102 с.
14. Заводилкина, О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи / О.В. Заводилкина. – М., 2019. – 104 с.
15. Иващенко, Г.М., Плоткин, М.М., Ширинский, В.И. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков / Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин, В.И. Ширинский. – М., 2019. – 221 с.
16. Князев, В. Сыны полка / В. Князев. – СПб., 2018. – 327 с.
17. Козлов, И.В. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.В. Козлов. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.
18. Лапин, Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России / Ю.В. Лапин. – М., 2019. – 145 с.
19. Лиханов, А.А. Возвысим голос и дела / А.А. Лиханов. – М., 2019. – 306 с.
20. Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. – М., 2018. – 189 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!