это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3242704
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc75473935 \h 2Глава 1. Теоретические аспекты таможенной процедуры таможенного транзита PAGEREF _Toc75473936 \h 31.1 Сущность и особенности проведения таможенной процедуры таможенного транзита PAGEREF _Toc75473937 \h 31.2 Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита PAGEREF _Toc75473938 \h 4Глава 2. Анализ практики применения таможенной процедуры таможенного транзита и совершенствование правового регулирования PAGEREF _Toc75473939 \h 82.1 Практика применения таможенной процедуры таможенного транзита PAGEREF _Toc75473940 \h 82.2 Совершенствование применения таможенной процедуры таможенного транзита PAGEREF _Toc75473941 \h 10Заключение PAGEREF _Toc75473942 \h 15
ВведениеВ настоящее время мировая экономика претерпевает изменения, которые заключаются в объединении государств и создании союзов. Неоспоримо острое положение в настоящее время занимают вопросы развития потенциала таможенного контроля товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита. В этой сфере таможенные органы занимают основное положение, так как именно они осуществляют таможенное регулирование, в том числе и при помещении товаров под таможенный транзит.
Объектом исследования является таможенная процедура таможенного транзита.
Предметом исследования является процесс применения мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита.
Целью данной работы – анализ порядка проведения таможенной процедуры таможенного транзита.
Степень изученности темы исследования. Говоря о степени разработанности тематики таможенного транзита в научной литературе необходимо отметить, что данная тема имеет место не только в исследованиях отечественных ученых, но также и в зарубежных исследованиях. В трудах зарубежных исследователей таможенный транзит чаще всего рассматривается в разрезе отраслевых дисциплин: таможенного, налогового и административного права. Российские же исследователи в своих научных работах рассматривают таможенный транзит исключительно в разрезе таможенного права. Среди российских исследователей, рассматривающих вопросы таможенного транзита можно выделить М.В. Воробьева, который в своей диссертации подробно рассмотрел таможенный транзит в рамках Европейского Сообщества и проанализировал перспективы применения европейского опыта в Российской Федерации. Особый практический интерес представляет собой научная статья Г.И. Бякина, который предлагает собственный вариант осуществления контроля за таможенным транзитом на основе системы глобального позиционирования. В свою очередь, А. С. Дюкарева и Р.А. Лаптев рассматривают возможность применения электронных технологий при осуществлении таможенного контроля за таможенным транзитом. Научные труды В.А. Расколенко, О.И. Солодухиной, С.А. Старых и М.А. Чаплыгиной описывают сущность самой таможенной процедуры таможенного транзита и дают характеристику практики применения данной таможенной процедуры в рамках Евразийского экономического союза.В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, которые были изложены в научных трудах Д. А. Курчавовой, Н.В. Матвеевой, А. В. Седос. Анализ работ перечисленных авторов позволил разобраться в сущности таможенной процедуры таможенного транзита, изучить механизм помещения товаров под данную таможенную процедуру и применяемые таможенными органами меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Важную роль в проведении исследования играли методы теоретического и эмпирического исследования, такие как анализ, моделирование, опрос, наблюдение, а также различные статистические методы исследования.
Данную цель можно решить за счет выполнения следующих задач:
1. Понять основу таможенной процедуры таможенного транзита;
2. Проанализировать нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита;
3. Провести анализ и овладеть таможенными операциями таможенной процедуры таможенного транзита;
4. Предложить меры, которые будут направлены на совершенствование применения таможенной процедуры таможенного транзита.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты таможенной процедуры таможенного транзита1.1 Сущность и особенности проведения таможенной процедуры таможенного транзитаСогласно статье 142 ТК ЕАЭС, вступившего в силу с 1 января 2018 года, под таможенным транзитом понимается «таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру» [1]. Таможенная процедура таможенного транзита входит в группу основных таможенных процедур и применяется достаточно часто, о чем свидетельствуют статистические данные, регулярно публикуемые Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее – ФТС России). Это неудивительно, ведь данная таможенная процедура используется не только при перемещении товаров транзитом в иное государство по территории России, но и при любом перемещении товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.
Важно знать, что таможенный транзит регулируется международными договорами между странами-членами транзитного соглашения, а также законодательством этих стран. Транзитными перевозками затрагиваются основополагающие интересы стран, по территории которых они осуществляются, в том числе экономические, политические и социальные аспекты. Данные перевозки являются доходными для государств, являющихся транзитными, так как они способствуют развитию транспортных систем и их инфраструктуры, но также следует принять во внимание их недостатки: вопросы национальной безопасности, состояние окружающей среды и конкуренция транспортных услуг на международном рынке. Одним из отличительных признаков осуществления таможенной процедуры таможенного транзита определяется то, что товары, транспортируемые в соответствии с данной процедурой, не облагаются таможенными пошлинами и налогами, а также специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами. Однако, в таком случае, декларант должен предъявить в таможенный орган места прибытия товаров документы, которые подтверждают обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в случае если они предусмотрены [1]. Иной особенностью таможенной процедуры таможенного транзита является возможность перемещения товаров только транспортными средствами международного перевозчика. Деятельность таких компаний основывается на свидетельстве о допуске к международным перевозкам, а также требовании иметь в автопарке грузовые автомобили, соответствующие требованиям, установленным в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и правилам международной перевозки грузов [1]. Таможенная процедура таможенного транзита, кроме обеспечения уплаты таможенных платежей и пошлин, предполагает также выполнение и других условий. Она подчиняется специально установленному порядку, о котором необходимо знать для того, чтобы являться полноправным участником внешнеэкономической деятельности и соблюдать закон.
Кроме того, одним из условий является предоставление соответствующих документов, которые подтверждают соблюдение ограничений при перемещении по территории Российской Федерации товаров, перемещение которых ограничено. После того, как таможенные органы совершили проверку соблюдения всех требуемых для помещения товаров под таможенной процедурой условий, которые были перечислены мной выше, таможенный орган должен внести номер зарегистрированной декларации в базу данных, а также определить сроки транзита, то есть максимальное время, которое транспортное средство может затратить на перемещение товара под данной таможенной процедурой. По истечении этого срока транспортное средство точно должно прибыть в таможню назначения. Итогом совершения всех необходимых процедур является то, что транспортное средство может начать движение. Срок доставки товаров до таможенного органа назначения определяется таможенным органом отправления. Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает максимальный срок транзитной перевозки товаров, который составляет 2000 километров за 2 месяца, но не менее 7 календарных дней. Но, в то же время, существует возможность изменения данного срока перевозки товаров, которая основывается на решениях Евразийской экономической комиссии, если присутствуют особенности перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита [1].
Все грузовые операции, в том числе перегрузка, разгрузка, перевалка, перегрузка и иные, возможные во время транзита, должны осуществляться по разрешению и с уведомлением таможенных органов. В случае, если в пути с транспортным средством произошла авария или иные непредвиденные обстоятельства, и автомобиль не может далее продолжать движение, то водитель обязан уведомить ближайший таможенный орган о сложившейся ситуации, а данный таможенный орган, в свою очередь, должен сообщить об этой аварии и о месте нахождения товаров в таможенные органы отправления и назначения, а также составляется специальные акт об аварии.
Завершение таможенной процедуры таможенного транзита происходит тогда, когда транспортное средство прибывает в таможенный орган назначения. Водитель должен в течение трех часов с момента его прибытия в таможенный орган сообщить о том, что товары находятся в зоне таможенного контроля, а также представить таможенному органу все необходимые документы, в том числе транзитную декларацию.
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзитаПри подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) таможенной процедуре таможенного транзита было уделено особое внимание. Основные подходы к применению таможенной процедуры таможенного транзита определяет глава 22 ТК ЕАЭС [1]. В развитие отсылочных норм ТК ЕАЭС 13 декабря 2017 года было принято Решение Коллегии ЕЭК № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита», в котором были утверждены порядки продления срока транзита, изменения места доставки, совершения грузовых операций, действий при аварии и иных форс-мажорных обстоятельствах, а также завершения и прекращения таможенной процедуры [2]. В документе можно отметить следующие нововведения: допускается возможность направления заявлений в таможенный орган о продлении срока транзита или об изменении места доставки любым удобным для участников внешнеэкономической деятельности способом, в том числе и по электронной почте. При этом не требуется обязательное прибытие лица в таможенный орган. Также обозначены конкретные сроки совершения таможенных операций, что позволит сделать предсказуемой работу как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности. Определен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлениях, а также документы, которые должны быть представлены одновременно с заявлениями. Регламентируется порядок и по электронному обеспечению транзита, когда таможенные операции не совершаются с использованием бумажных документов, а все осуществляется только с использованием информационных систем. Учитывая специфику перевозки товаров Союза через территории иностранных государств, предусмотрена возможность получения генерального разрешения на совершение таможенных операций или направления генерального уведомления о совершении таможенных операций, которые будут действовать в течение календарного года. Таким образом, при условии однотипных поставок в течение года предоставляется возможность получить одно разрешение или направить одно уведомление, которое будет применяться в течение всех поставок в рамках одного года.
В актах, составляющих право ЕАЭС, реализована возможность использования предварительной информации, представленной однократно в виде электронного документа, при совершении шести видов таможенных операций, связанных, в том числе с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, декларированием транспортных средств международной перевозки и т.д.Перечислим документы, регламентирующие таможенную процедуру таможенный транзит:
◼ Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза, глава 22
◼ Федеральный закон № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», глава 19
◼ Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 289
◼ Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 438
◼ Распоряжение ФТС России от 21 октября 2015 г. № 321-р
◼ Письмо ФТС России от 19 января 2018 г. № 04-30/02689 «О направлении информации»
◼ Информация ФТС России от 6 февраля 2018 г. «Перечень лиц, которые выступают поручителями перед таможенными органами Российской Федерации при таможенной процедуре таможенного транзита»
◼ Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 21 сентября 2018 года № 28/16.
Перечислим условия помещения под таможенную процедуру
Обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 146 Кодекса – в отношении иностранных товаров
Обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 146 Кодекса в отношении иностранных товаров
Обеспечение возможности идентификации товаров - статья 341 Кодекса.
Соответствие транспортного средства международной перевозки требованиям, указанным в статье 364 Кодекса, если товары перевозятся в грузовых помещениях (отсеках) транспортного средства, на которые налагаются таможенные пломбы и печати
Соблюдение запретов и ограничений – статья 7 Кодекса
В ТК ЕАЭС появились новые аспекты по прекращению действия таможенной процедуры таможенного транзита. Предусмотрено, что транзит будет прекращаться, в том числе тогда, когда товары не доставлены в течение 10 дней после истечения установленного срока таможенного транзита. Данная норма введена для того, чтобы перевозчик, в случае если он по каким-то объективным причинам не смог связаться с таможенным органом или не смог продлить срок транзита, по прибытию остался в рамках правового поля и не подвергался санкциям со стороны таможенных органов. При этом если по истечении 10 дней после окончания срока транзита и после прекращения действия таможенной процедуры товары будут доставлены, сведения о них обязательно будут внесены в информационные системы таможенных органов. В таком случае возобновление процедуры транзита уже не может быть осуществлено, процедура будет прекращена. В развитие положений ТК ЕАЭС принято Решение коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 г. № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза». Это решение касается случаев, когда товар Союза перевозится с одной части территории Союза на другую часть территории Союза через территорию третьих государств. В этом решении определены те документы, которые должны быть представлены таможенному органу при помещении товаров под процедуру транзита для подтверждения статуса товаров Союза и для соблюдения законодательства при ввозе товаров на территорию Союза [4]. Например, если товар будет перевозиться с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации через Республику Грузия, то в качестве документов, определяющих статус товара, будет достаточно предоставить CMR-накладную, в которую будет внесена запись «товары Евразийского экономического союза», заверенная печатью отправителя или перевозчика. Во исполнение положений ТК ЕАЭС принято Решение Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 г. № 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров». Основные положения по перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров в несобранном или разобранном виде содержатся в ТК ЕАЭС в различных разделах. Однако в своем решении Комиссия определила некоторые особенности. Например, возможность декларирования компонентов товара несколькими партиями с подачей нескольких транзитных деклараций. Также определен подход к расчету обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов [4]. Его суть заключается в том, что в отношении компонентов товара будут применяться ставки, которые установлены в отношении готового товара. Единственным ограничением для применения этих особенностей является наличие у перевозчика, у декларанта решения о классификации товара, предварительного решения о классификации товара, в которых будут указаны сведения о фактически перемещаемых компонентах. Следует отметить, что Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» будет продолжать действовать в части, не противоречащей положениям нового кодекса и упомянутым выше решениям Коллегии ЕЭК. В ТК ЕАЭС закреплено, что минимальный срок транзита при перевозке товаров железнодорожным транспортом составляет 7 дней. ЕЭК вправе определять, когда предельный срок транзита может быть увеличен. Это право реализовано в Решении № 170 и оно касается тех случаев, когда товары 27 группы (нефть или нефтепродукты) перемещаются через территорию иностранного государства водным транспортом с последующей перегрузкой на территории иностранного государства на иной вид транспорта для доставки получателю. Для завершения действия процедуры транзита при перевозках автотранспортом документы в таможенный орган должны быть представлены в течение 3 часов (в ТК Таможенного союза эта норма составляла 1 час). ТК ЕАЭС определено, что товары Союза перевозятся через территорию третьих стран для убытия без процедуры транзита.
Эта норма может быть применена в том случае, если в экспортной декларации будет указано, что место убытия расположено на территории Союза, и оно отделено от фактического нахождения товаров территорией третьего государства. Порядок совершения таможенных операций в таком случае определен Решением Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 г. № 134. Срок помещения на временное хранение или под таможенную процедуру после регистрации подачи документов таможенным органом при автоперевозках увеличен до 8 часов (ранее – 3 часа). Для завершения действия процедуры таможенного транзита при железнодорожных перевозках документы в таможенные органы может представить представитель перевозчика. Это сделано для тех случаев, когда станция назначения и таможенный орган находятся на значительном удалении друг от друга (чтобы уложиться в сроки и не нести дополнительные издержки). Учитывая минимальный риск при перевозках товаров воздушным транспортом, в ТК ЕАЭС закреплена норма об отсутствии необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при авиаперевозках. Также закреплены подходы к осуществлению мультимодальных перевозок, когда декларантом выступает экспедитор и перевозка осуществляется с использованием двух и более видов транспорта. В настоящее время проводится работа по детальной регламентации мультимодальной перевозки как таковой.
Глава 2. Анализ практики применения таможенной процедуры таможенного транзита и совершенствование правового регулирования2.1 Практика применения таможенной процедуры таможенного транзитаМеры обеспечения соблюдения таможенного транзита являются немаловажным элементом всей таможенной процедуры в целом. Данные меры имеют ярко выраженный профилактический характер и позволяют таможенным органам контролировать (в том числе удаленно) выполнение декларантом или перевозчиком своих обязанностей по доставке товаров в указанное в таможенных документах место доставки. Таким образом, данные меры направлены на предупреждение правонарушений. Одновременно с этим можно говорить о принудительном характере мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, который заключается в односторонней реализации юридических властных полномочий со стороны таможенных органов.
Структурное подразделение, которое занимается вопросами применения таможенной процедуры таможенного транзита и осуществления различных контрольных мероприятий в данной сфере таможенного регулирования. Указанные функции возложены на отдел контроля за таможенным транзитом (далее – ОКТТ). ОКТТ относится к группе отделов, на которые возложены функции таможенного контроля. Именно поэтому организационное и методическое руководство работой ОКТТ осуществляет служба организации таможенного контроля ЦТУ (далее – СОТК ЦТУ), а начальник ОКТТ подчиняется непосредственно первому заместителю начальника Белгородской таможни по таможенному контролю. Согласно положению, на ОКТТ возложены следующие основные задачи: 1. «Реализация таможенной политики и защита экономических интересов Российской Федерации и Евразийского экономического союза. 2. Принятие мер по защите прав и интересов граждан (предприятий, учреждений и организаций) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и при контроле и учете автотранспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. 3. Обеспечение контроля за соблюдением декларантами и перевозчиками обязанностей при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. 4. Принятие мер, направленных на сокращение и предотвращение случаев недоставки товаров при таможенном транзите (данная задача напрямую относится к применению мер обеспечения соблюдения таможенного транзита). 5. Внедрение в деятельность таможенных органов (в пределах своей компетенции) современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом». Необходимо отметить, что ОКТТ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через аналогичные отделы подконтрольных таможенных постов или структурных подразделений таможни.
Эффективность работы любого отдела принято оценивать посредством анализа выполнения разработанных и утвержденных целевых показателей на конкретный период времени. При рассмотрении практики применения таможенной процедуры таможенного транзита и мер ее обеспечения в Белгородской таможне, особый интерес представляет рассмотрение статистических показателей деятельности таможенного органа в данной сфере. Это позволит в дальнейшем выявить существующие проблемы и предложить рекомендации для их дальнейшего устранения и совершенствования деятельности таможенного органа в целом в данной сфере деятельности. Ключевыми показателями, характеризующими транзитные потоки через территорию, является общее количество партий товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также количество товарных партий.
Данная практика реализуется на базе отдельно существующей таможни.
Проанализируем практику применения таможенного транзита на примере ОАО «РЖД». Партия товара помещается под процедуру таможенного транзита таможенным органом на основании заявления декларанта и после предоставления соответствующих документов. При реализации процедуры таможенного транзита таможенные органы и железнодорожные органы также тесно сотрудничают. В начале процедуры начальник железнодорожной станции берет на себя обязательство в течение 12 часов предоставить документы, полученные от декларанта, в пост прибытия груза [3]. Начальник станции, в свою очередь, незамедлительно связывается с таможенным органом с помощью письма через АИСЭВ. Далее должностное лицо станции назначения организует предоставление документов в таможенный орган назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Железнодорожная станция назначения в оперативном порядке взаимодействует с таможенным органом назначения в целях завершения таможенной процедуры таможенного транзита в электронном виде (с использованием АИСЭВ). Начальник станции назначения в то же время организует представление документов в таможенный орган назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита [Там же]. Таким образом, на сегодняшний день таможенные органы и ОАО «РЖД» активно сотрудничают с помощью средств информационных технологий по нескольким направлениям, включая работу на приграничных станциях и таможенный транзит.
Помимо этого, таможенные органы и ОАО «РЖД» сотрудничают рамках процедуры таможенного транзита. Таможенная процедура таможенного транзита — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру [5].
Деятельность таможенных постов фактического контроля регламентируется Приказом ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне». К их полномочиям следует отнести сверку информации, полученную в ходе проведения таможенного контроля с данными, указанными в декларации на товары, проведение таможенного осмотра и досмотра, открытие и закрытие процедуры таможенного транзита. Согласно Приказу ФТС России № 845 порядок действий таможенного органа, в который подается электронная декларация, и внешнего таможенного органа, где размещен декларируемый товар, выглядит следующим образом [2]:
1) Инспектор внутреннего таможенного органа анализирует сведения, заявленные в электронной декларации на товары. 2) Инспектор внутреннего таможенного органа формирует запрос о нахождении товара на СВХ или в зоне таможенного контроля. 3) Внешний таможенный орган проверяет факт размещения товара на СВХ: а) в случае, если факт нахождения товаров на СВХ не подтвержден, внутренним таможенным органом формируется отказ в регистрации декларации на товары; б) в случае, если подтвержден факт нахождения товаров на СВХ, электронной декларации на товары присваивается регистрационный номер, во внешний таможенный орган направляется запрос на сопоставление сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, указанных в товаросопроводительных документах; в) в рамках системы управления рисками таможенный орган в ходе проверки вправе потребовать предоставления документов, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары. Можно заключить, что взаимодействие ЦЭД и таможенного органа фактического контроля реализуется по технологии удаленного выпуска товаров (распределение документального и фактического контроля) (рис. 2), что приводит к сокращению времени при принятии решения о выпуске и исключает коррупционную составляющую при совершении таможенных операций [2]. Кроме этого, можно выделить ещё одну отличительную особенность. К концу 2020 г., в соответствии со Стратегией развития таможенной службы РФ, планируется завершить создание Центров электронного декларирования, регионом деятельности которых станет территория всей Российской Федерации. Иными словами, участник внешнеэкономической деятельности сможет подать электронную декларацию на товары в Уральский таможенный пост (Центр электронного декларирования), при этом имея возможность разместить товары как на складе временного хранения а/п Кольцово (грузовой), так и на других СВХ Российской Федерации. На данном этапе развития системы таможенных органов уже существующие ЦЭД взаимодействуют между собой с использованием штатных программных средств.
Необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование таможенного администрирования в пунктах пропуска, в том числе – в части внедрения информационных технологий, также будет осуществляется путём:
– развития электронного транзита;
– применения механизмов предварительного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита.
2.2 Совершенствование применения таможенной процедуры таможенного транзитаВ ТК ЕАЭС закреплено существенное изменение сроков совершения таможенных операций и, соответственно, времени проведения действий по таможенному контролю. Сократить сроки стало возможным во многом благодаря внедрению информационной технологии электронного декларирования таможенного транзита. Электронное декларирование процедуры таможенного транзита позволяет значительно уменьшить сроки совершения таможенных операций, поднять на новый уровень информационное взаимодействие таможенных органов и декларантов таможенной процедуры таможенного транзита, обеспечить автоматизированную обработку информации и сведений, содержащихся в предоставленных представителем перевозчика или декларанта документах, и, как следствие, повысить оперативность принятия решения. Немаловажным является и тот факт, что снижаются административные барьеры и сокращаются временные и финансовые затраты участников ВЭД. Одним из инструментов реализации данных технологий является электронное представление сведений. Разработка и внедрение инновационных таможенных технологий – это очень важный, своевременный и однозначно необходимый процесс, который повышает качество и оперативность совершения таможенных операций. В 2017 году таможенными органами было оформлено в электронной форме 614,9 тыс. транзитных деклараций, что составило 60,8% от общего объёма транзитных деклараций, оформленных российскими таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых по территории Российской Федерации (в 2016 году – 126 тыс. электронных деклараций (рис. 1), или 12,8% от общего объема деклараций) (рис. 1) [6].
Рис. 1. Динамика оформления процедуры таможенного транзита в электронной форме
Рис. 2. Изменение процентного соотношения деклараций, оформленных при процедуре таможенного транзита, в электронной форме
В 2018 году было продолжено внедрение технологии декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме и было оформлено 939,3 тыс. ЭТД (98,77% от общего количества), а в 2019 году - более 940,6 тыс. ЭТД (рис. 2.3), что составило 99,12% от общего количества оформленных транзитных деклараций [6]. В 2019 году была внедрена технология автоматической регистрации транзитных деклараций и автоматизированного выпуска транзитных товаров. Для этих целей были разработаны алгоритмы автоматической проверки соблюдения условий регистрации транзитных деклараций и помещения товаров под процедуру транзита, а также обеспечена необходимая доработка информационно-программных средств таможенных органов. Всего в 2019 году автоматически зарегистрировано более 43 тыс. электронных транзитных деклараций, из них более 5 тыс. выпущены с применением технологии автоматизированного выпуска [7]. Единое таможенное пространство создает конкурентные преимущества для всех маршрутов на территории ЕАЭС, поскольку единые таможенные правила облегчают транзит товаров и позволяют сократить сроки доставки, поэтому возникающие при применении таможенного транзита проблемы и пути его совершенствования, являются одним из главных вопросов таможенного администрирования. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [6] отмечено, что ФТС России необходимо разработать и ввести локальную таможенную систему, охватывающую все таможенные процедуры. На данном этапе информационное взаимодействие таможенных органов при контроле за транзитными перевозками по территории ЕАЭС обеспечивается путем использования национальных программных средств контроля таможенного транзита. В ФТС России - автоматизированная система контроля таможенного транзита (далее - АСКТТ-2), подсистема контроля общих процессов (далее - ПКОП), одновременно функционирующая в ФТС России Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее - ЦИТТУ), в ГТК Республики Беларусь Минская центральная таможня и в Представительстве таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан, а также интегрированная информационная система ЕАЭС, функционирующая в Евразийской экономической комиссии для взаимодействия с национальными транзитными системами Республики Армения и Кыргызской Республики. Целесообразно создание единой компьютеризированной транзитной системы (далее - ЕКТС) ЕАЭС, аналогичной транзитной системе Европейского Союза (далее - ЕС), развиваемой одновременно с единой системой гарантий, с последующей интеграцией (сопряжением) этих двух систем при обоюдной заинтересованности. ЕКТС ЕАЭС сможет значительно упростить осуществление соответствующих операций. При этом система может обеспечить согласованные действия таможенных органов и других органов исполнительной власти. То есть она должна обеспечивать не только упрощение формальностей и увеличение эффективности таможенного контроля, но также иметь управленческое (административное) значение, повышая эффективность управления таможенными органами со стороны ФТС России. В свой состав ЕКТС ЕАЭС должна включать: 1) подсистему формирования банка данных, охватывающую информацию о подлинных, утерянных, украденных и фальшивых таможенных печатях, и пломбах, оформленных уведомлениях о перевозке груза и поручительских свидетельствах; 2) подсистему предупреждения, позволяющую передавать сведения о перевозке товара, а также товара с повышенных риском контрабандных действий от таможни пункта отправления на таможенные транзитные пункты и таможню пункта назначения; 3) подсистему обозначения и кодирования товаров; 4) подсистему формирования и передачи данных в формате единого административного извещения; 5) подсистему регистрации перевозки (номер перевозки MRN - Movement Reference Number). Одноразовый номер MRN будет способствовать ускорению идентификации данных на перегрузку груза на всех этапах транспортировки; 6) подсистему информационного взаимодействия контролирующих органов [3]. Для сокращения времени простоя на пунктах пропуска и уменьшения очередей на границе ФТС России можно внедрить информационную систему – GoSwift – систему предварительного бронирования очереди. Водитель заранее определяет, когда он хочет пересечь границу, после чего бронирует время одним из доступных ему способов: через интернет-сайт, через терминал самообслуживания, расположенный в зоне ожидания или по телефону круглосуточно работающего колл центра до прибытия на границу [5]. Данная система позволила бы вести контроль в области транзита и в случае необходимости вносить коррективы. Система GoSwift пригодна для использования таможенной службой, но требует оптимизации для работы на территории ЕАЭС, а также создания технических регламентов и стандартов. Для обеспечения прослеживаемости транзитных грузов, а также минимизации случаев их несанкционированного вскрытия целесообразно внедрение электронных навигационных пломб. Благодаря своему географическому и геоэкономическому положению ЕАЭС обладает значительным транзитным потенциалом, который, по оценкам экспертов, в 2020 г. должен достигнуть 400 млн. т грузов, транзит из государств ЕАЭС в третьи страны - 290 млн. тонн [2]. В настоящее время основными транспортными коридорами, проходящими по территории ЕАЭС, являются МТК «Север – Юг» и МТК «Восток – Запад». Формируется маршрут «Европа – Западный Китай». Создание и функционирование безбарьерных коридоров для транзита обеспечит увеличение степени безопасности перевозок, рост экономик государств-членов Евразийского экономического союза, а также повысит транзитный потенциал ЕАЭС. Для внедрения единого стандарта цифровых транспортных коридоров (далее – ЦТК) был разработан сервис – электронная навигационная пломба (далее - ЭНП). ЭНП является основой для внедрения электронного документооборота, а также автоматизации процессов на всех этапах международной цепи поставок (далее – МЦП). Основными задачами Концепции создания экосистемы ЦТК являются развития транспортного потенциала, внедрение в ЦТК. Ожидаемым экономическим эффектом от экосистемы ЦТК является оптимизация процессов доставки, декларирования, минимизация административных барьеров, повышение конкурентоспособности участников ВЭД за счёт оптимизации маршрутов и условий международной перевозки, использования электронного документооборота, оптимизации деятельности государственных контролирующих органов. Таким образом, сократятся административные и временные затраты участников ВЭД и увеличится объем грузооборота [5]. Наиболее приоритетным развитием навигационно-информационного обеспечения является внедрение в перевозку ЭНП, являющейся средством идентификации, работу которой обеспечивает система глобального позиционирования ГЛОНАСС, GPS и BeiDou [2]. Применение ЭНП направлено на сокращение сроков трансграничных перевозок, обеспечение прозрачности перевозки, повышение транзитного потенциала ЕАЭС, создание системы прослеживаемости, гарантию уплаты таможенных платежей. Переход к функционированию ЦТК позволит снизить нагрузку на бизнес-сообщество и раскрыть географический потенциал ЕАЭС. Географические преимущества местоположения Евразийского экономического союза в ближайшее время необходимо и следует дополнить «цифровыми». В случае успешной реализации всех направлений совершенствования таможенной процедуры таможенного транзита увеличится прозрачность транзитных перевозок, минимизируется время досмотра грузов на границе и, как следствие, ускорится товарооборот. Кроме того, снизятся финансовые затраты участников ВЭД, связанные с хранением грузов на складе временного хранения, а также будут обеспечены гарантированные таможенные платежи за транзит в бюджет стран-участниц ЕАЭС. Дополнительным преимуществом для участников ВЭД является снижение стоимости договоров страхования за счёт наличия команд быстрого реагирования. Таможенный контроль, согласно установленным требованиям, начинается с момента пересечения таможенной границы, поэтому первостепенное значение необходимо уделять совершенствованию таможенного администрирования, в том числе – в части внедрения перспективных информационных технологий в местах прибытия товаров на таможенную территорию. Дело в том, что именно с пунктов пропуска начинается государственный контроль. При этом, с одной стороны, он должен быть направлен на эффективное выявление товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, с другой – на принятие мер по ускорению международного товарооборота. Одним из значимых документов, направленных на совершенствование таможенного контроля через применение современных информационных технологий и внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, является Стратегия развития таможенной службы России до 2030 года [2]. Целесообразно отметить, что положения проекта Стратегии во многом пересекаются с предложениями бизнес-сообщества, в частности с модернизацией инфраструктуры пунктов пропуска. ФТС уже приступила к разработке модели «интеллектуального» пункта пропуска, в основе которой лежит максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов «искусственного интеллекта». Также рекомендовано: законодательно закрепить статус электронного документа и его юридические свойства; внедрить информационную систему – GoSwift; внедрение электронных навигационных пломб; поддержать системы е-CMR и eTIR. Для повышения эффективности функционирования прослеживаемой ЭНП рекомендовано: формирование единого информационного пространства с помощью открытого доступа к системе контроля и мониторинга грузов оператора пломбирования для представителей стран; реализация единого «сквозного» процесса транзита грузов через территорию ЕАЭС с организацией «зелёных коридоров»; организация списания таможенных платежей в автоматическом режиме; организация команд быстрого реагирования для оперативной отработки ситуаций со вскрытием объектов перевозки или ситуаций с отклонением от маршрута. Все перечисленные предложения помогут ФТС России решить ряд проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, информационных технологий и средств контроля в области транзита товаров как по территории ЕАЭС, так и через территории третьих стран, а также направленных на унификацию регулирования и облегчения условий транзита товаров.
ЗаключениеТаможенный транзит является в настоящее время одной из самых распространенных таможенных процедур, так как стимулирует развитие внешней торговли и международных товарных перевозок. Данная процедура обладает особой практической значимостью, так как обеспечивает загрузку транспортных артерий государства, способствует созданию дополнительных рабочих мест, поднимает деловую активность в области услуг по транспортировке и обработке грузов [5]. Как форма международного товародвижения, таможенный транзит является катализатором развития взаимовыгодных экономических отношений между государствами. Характерными признаками таможенной процедуры таможенного транзита можно признать: - таможенная процедура таможенного транзита – есть разновидность таможенных процедур, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения; - товары перевозятся (транспортируются) без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; - перевозка (транспортировка) осуществляется при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру; 2. Сложилось 3-х уровневое регулирование таможенной процедуры «таможенный транзит». Правовое регулирование производится правовыми нормами на: - на международном уровне – ГАТТ, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур; - на наднациональном уровне – ТК ЕАЭС, Комиссией (решениями ЕЭК); - на национальном уровне – административно-правовыми актами (законами, подзаконными актами (инструкциями, письмами)).В курсовой работе выделена практика проведения таможенной процедуры таможенный транзит на примере отдельно существующей таможни. Так, структурное подразделение, которое занимается вопросами применения таможенной процедуры таможенного транзита и осуществления различных контрольных мероприятий в данной сфере таможенного регулирования. Указанные функции возложены на отдел контроля за таможенным транзитом (далее – ОКТТ). А также, таможенный транзит осуществляется и на железнодорожных постах, в частности, на ОАО «РЖД». На сегодняшний день таможенные органы и ОАО «РЖД» активно сотрудничают с помощью средств информационных технологий по нескольким направлениям, включая работу на приграничных станциях и таможенный транзит.
В итоге, приведены меры, направленные на совершенствование применения таможенной процедуры таможенного транзита.
Для стремления участников ВЭД совершать внешнеэкономические операции и использовать таможенный транзит в своей деятельности необходимо совершенствование таможенного транзита, включая вопросы упрощения совершения таможенных операций, обеспечения уплаты таможенных платежей, информационного взаимодействия между таможенными органами и участниками таможенного транзита. Также крайне важно создавать все необходимые удобства для проведения транзитных операций, внедрять новые технологии их проведения. Перед ФТС России стоит задача модернизации механизма таможенного контроля и регулирования транзита товаров, обеспечивающего достоверность контроля, соответствующего требованиям к его простоте, прозрачности и гибкости применения. Данные рекомендации помогут ФТС России решить ряд проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, информационных технологий и средств контроля в области транзита товаров как по территории ЕАЭС, так и через территории третьих стран, а также направленных на унификацию регулирования и облегчения условий транзита товаров.
Список использованных источников
Таможенные чтения – 2020. Стратегия развития 2030. Вызовы времени. Наука и инновации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции. В 2-х тт. Том I / Под общ. ред. профессор а С.Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2020. 216 с.
«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» URL: http://consultant.ru (дата обращения: 25.09.2021).
Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела в условиях международной экономической интеграции [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 20 марта 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Шадурский (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2019.
1.2
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. – Москва: Проспект, 2018. 512 с.
О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита [Электронный ресурс] : Решение Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2017 г. № 170 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=F91700363 (дата обращения: 12.03.2019).
О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: Решение Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 г. № 139 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск, 2017. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=F91700308 (дата обращения: 12.03.2019).
Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров [Электронный ресурс]: Решение Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 г. № 138 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск, 2017. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=F91700307 (дата обращения: 12.03.2019).
2.2
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2013. - № 2.
Деревцов С.И. Понятие таможенного транзита, его виды и процедура // Синергия наук. 2017. № 18.
Дмитриева О.А. Рекомендации по совершенствованию применения таможенной процедуры таможенного транзита в Российской Федерации при перевозках товаров автомобильным транспортом // Транспортное право и безопасность. - 2019. - № 1(19).
Сеничев В.А., Шевцов А.В. Новации права ЕАЭС: особенности организации и проведения таможенного контроля транзитных товаров // Адемический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2018. - № 2(31).
Рудакова Е.Н., Решетько Н.И., Фролов Н.В. А-модальная логистика грузовых перевозок// Материалы XV Международной научно-практической конференции: «Логистика - Евразийский мост», Красноярск, Издательство: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. – С. 151-153.
Степанян Т.М. Развитие международных транспортных коридоров на Евразийском пространстве // WSCHODNIOEUROPEJSKIE CZASOPISMO NAUKOWE. – 2019. - № 4-7.
Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году [Электрон. ресурс] // Сайт ФТС. Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezultatax-deyatel-nosti/document/229693
Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018.
Агамагомедова, С. С. Административная процедура и таможенная процедура: проблема соотношения понятий [Текст] / С. А. Агамагомедова // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 6. – С. 27-34.
Антонов, А. Ю. Совершенствование помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита [Текст] / А. Ю. Антонов // Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. – 2017. – № 1. – С. 194-200.
Бахтина, В. М. Развитие института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру [Текст] / В. М. Бахтина В.М. // Молодой ученый. – 2017. – № 13-1 (147). – С. 9-12.
Дюкарева, А. С. Осуществление таможенного контроля за таможенным транзитом в рамках электронных технологий с введением системы слежения за товарами [Текст] / А. С. Дюкарева, Р. А. Лаптев // Вопросы экономики и управления. – 2016. – № 3 (5). – С. 95-97. 64
Ермакова, А. А. Таможенный транзит и его потенциал [Текст] / А. А. Ермакова // Актуальные проблемы развития таможенного дела. – 2016. – № 1. – С. 23-26.
Зинченко, В. В. Совершенствование таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру [Текст] / В. В. Зинченко // Современные аспекты развития таможенного администрирования. – 2016. – № 1 (2). – С. 133-140.
Курчавова, Д. А. Особенности осуществления процедуры «таможенный транзит» в ЕАЭС [Текст] / Д. А. Курчавова // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития (материалы международной научно-практической конференции). – 2017. – С. 71-74.
Мансурова, А. О. Использование информационных таможенных технологий при помещении товаров под таможенную процедуру и их совершенствование в ЕАЭС [Текст] / А. О. Мансурова // Научный журнал Дискурс. – 2017. – № 1 (3). – С. 277-284.
Чепик, А. А. Таможенная процедура как один из важнейших институтов таможенного права [Текст] / А. А. Чепик // Беларусь в современном мире: материалы XVI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета. – 2017. – С. 302-304.
Чеботарь, Е. Е. Изменения в таможенной процедуре таможенного транзита по таможенному кодексу Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] / Е. Е. Чеботарь // Теория и практика современной науки. – 2018. – № 5 (35). – Режим доступа: http://modernj.ru/domains_data/files/35/Chebotar%20statya%20izmeneniya%20v%20TPTT%20 .pdf.
Центр развития цифровых платформ [Электрон. ресурс] // Сайт ЦРЦП. Режим доступа: https://crcp.ru/principles.html.
О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита [Электронный ресурс] : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 // Официальный сайт Евразийского экономического союза: [сайт]. – Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01215575/clcd_15122017_170.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!