это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3245485
Ознакомительный фрагмент работы:
Организация психолого-педагогической помощи детям с
интеллектуальными нарушениями, перенесшим утрату родителя
Введение. Смерть всегда сопутствует людям, она неразрывно связана с
жизнью. Испытывая страх за свое будущее, люди часто избегают важнейших
вопросов, касающихся прекращения жизни. Эти страхи и опасения не
позволяют говорить о смерти и с детьми.
Рассмотрение темы смерти — одна из форм подготовки к взрослой
жизни. Обучение в контексте смерти — это, прежде всего, формирование
понятия смерти и развитие умения решать связанные с ней сложные ситуации.
Первое, что стоит отметить, это важность открытой коммуникация,
благодаря которой ребенок с интеллектуальными нарушениями, по мере своих
возможностей сможет выразить свои опасения и отреагировать на связанные с
ними эмоции.
Независимо от уровня понимания, каждый исходя из своих возможностей
переживает потерю родителя, что может выражаться в следующих моментах:
- ощущение отсутствия активности родителя,
- изменение распорядка дня (ритуалы),
- разрыв эмоциональных уз (печаль, отсутствие чувств безопасности),
- ощущение напряжения в ближайшем окружении,
- различные комментарии со стороны,
- изменение жизненной ситуации (смена места жительства, опекун),
- ощущение угрозы.
Реакции ребенка, непосредственно столкнувшегося со смертью родителя
сложны и разнообразны. Наиболее часто появляется грусть, страх и неверие.
Дети становятся плаксивыми, могут отказываться от общения. Некоторые дети
начинают испытывать сильную тревогу в связи с ощущением, что остальные
члены семьи также могут его покинуть. Иногда этому может сопутствовать
чувство вины за смерть родителя, когда дети считают, что причиной были их
негативные мысли об умершем или сказанные им слова. Могут также
проявляться различные соматические расстройства, такие как нарушение сна,
потеря аппетита, болезни.
Итак, как же в этом случае помочь умственно неполноценному ребенку,
столкнувшемуся со смертью?
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что в разговоре следует
избегать метафор, использовать понятные ребенку слова и четкие определения,
означающие прекращение функционирования тела, например, «сердце
перестало работать», «он умер» и т. п. Такие слова как «заснул» или «уехал»
лишь провоцируют нежелательное беспокойство и надежду.
Кроме правдивой информации, ребенку важно дать чувство безопасности.
Открытость на разговор и принятие всех эмоций дают ребенку возможность
чувствовать себя в безопасности и позволяют полностью выразить все чувства,
связанные с утратой.
Необходимо помнить, что нельзя принуждать ребенка к переживанию
чувств,которых он не испытывает, а также наказывать за неподходящие эмоции.
Во время разговора важно не скрывать от ребенка собственных эмоций.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение и поддержка
Итак, любой человек, а в особенности, ребенок с нарушением интеллекта,
переживающий горе, нуждается в психологической поддержке не только
родственников, но и квалифицированных специалистов. В первую очередь,
целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с
интеллектуальными нарушениями, переживающего потерю родителя, является
помощь в понимании происходящего в его жизненном пространстве и
достижение поставленных целей при разрешении проблем.
Большинство специалистов в таких случаях используют стратегию, смысл
которой заключается в решении четырех психологических задач:
- признать факт потери,
- пережить боль потери,
- организовать окружение, в котором ощущается отсутствие значимой
потери,
- выстроить новое отношение к потере и продолжать жить.
Одним из основных методов работы с детьми с интеллектуальными
нарушениями, перенесшим утрату родителя, становится Арт-терапия. При
такой терапии, не раскрывая психотравмирующего обстоятельства, ребенок
может получать положительные эффекты благодаря работе с изобразительными
материалами. К основным методам арт-терапии, основанным на использовании
разнообразных изобразительных средств, относятся рисование, лепка, создание
коллажей.
Также, одним из наиболее часто используемых методов арт-терапии,
используемых в работе с детьми, становится куклотерапия. Это объясняется
тем, что в процессе игры, ребенок непроизвольно раскрывает свои
травматические переживания, связанные с утратой близкого человека.
Итак, при психолого-педагогической работе с детьми (индивидуально или
в группе) над проблемой смерти, можно использовать следующие формы:
- беседа, рисунок, драма — формы выражения того, что человек может
делать после смерти, то,что он не делал на земле, представления о небе и т. п.;
- можно написать письмо в форме извинения, благодарности или
прощания с умершим человеком(затем письма сжечь, то есть «отправить» их с
дымом);
- посещение кладбища в день поминовения усопших и посещение могил
близких людей;
- воспоминания — просмотр фильмов, фотографий, предметов,
оставшихся после умершего и т. п.;
- молитва, свечи, минута молчания, отказ от музыки перед занятиями;
- участие в похоронах и других мероприятиях (при условии, что сами дети
этого хотят. Это дает им чувство сопричастности, важности, уменьшает чувство
одиночества и изоляции от того, что происходит. Такое отношение позволяет
считать смерть частью жизни и подготавливает к ней в будущем);
- драма, рисунок — как форма выражения того, что я чувствую в связи с
чьей-либо смертью или описание умершего человека;
- «дерево жизни» — можно посадить деревце или цветок, которые
позволят помнить об умершем человеке.
Сложность примириться с потерей родителя заключается не только в
потере уз, но и, часто, в утрате безопасного дома. Страх перед этим моментом
проявляется у детей уже в момент осознания своей зависимости от семьи.
Поддержка ребенка с умственной отсталостью в тот трудный момент,
когда он должен покинуть свой безопасный дом и поселиться в центр
социальной опеки, очень важна. Он должен научиться действовать там
самостоятельно (распоряжаться свободным временем, планировать каникулы)
и, насколько это возможно, бороться за свои права (право иметь собственные
вещи, одежду,право на надлежащую свободу). С защитой своих прав связано
много навыков, которым необходимо его научить.
- просьба о помощи — телефонные разговоры, перемещение с места на
место;
- поиски общества других людей в свободное время;
- умение добиваться помощи.
Сопровождение ребенка в эти сложные моменты борьбы за свои права и
адаптации к новым условиям важно, поскольку психолог или педагог часто
является единственным человеком, кто хочет его выслушать и может помочь.
Ребенку легче смириться с такой ситуацией, если он получает поддержку.
Итак, работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения,
столкнувшимися со смертью родителя, производится на двух уровнях:
- во-первых, необходимо помочь им понять, что именно произошло
(признать факт и пережить боль потери);
- во-вторых, дети нуждаются в сопровождении и поддержке, помощи
примириться с действительностью.
Необходимо также отметить, что работа специалистов, работающих с
детьми с нарушениями интеллекта, перенесшими утрату родителя требует
эмоциональных, интеллектуальных, временных затрат, специальной
подготовки, поэтому следует уделять особое внимание подбору и обучению
персонала, работающего в данной сфере.
Список спользованной литературы:
1. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное
пособие/ Науч. ред. М. Пишчек/ Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с.
2. Формы и методы работы с детьми, переживающими горе: методическое
пособие/ авт.-сост. Н. А. Разнадежина, Ю. А. Якушева. — Сургут:
«Методический центр социального обслуживания, 2013. — 60 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!