это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3250556
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение..………….……...………..……………..………………………………3
1. Терроризм как преступление………….……………………………….5
1.1. Терроризм и борьба с ним……………………………….……………………..5
1.2. Понятие террористической деятельности и террористического акта, отличие от смежных составов………………………………………………...….…8
2. Теоретический акт вопросы квалификации………..…………15
2.1. Ответственность за совершение террористического акта…………………..15
2.2. Квалифицированные виды терроризма………………………………………21
Заключение……………………………...………………..………….....………35
Список использованных источников и литературы.................37Введение
Актуальность, цели и задачи настоящего исследования будут обусловлены следующими положениями. Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
За последние годы феномен терроризма значительно изменился, став более масштабным и жестоким. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству, как во внутренней, так и во внешней политике. В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба с таким явлением, как терроризм. Это явление носит международный характер, который в нашей стране в том числе выражается в финансировании террористических группировок из-за рубежа, попытках насаждения и распространения в России чуждых для нашей цивилизации человеконенавистнических взглядов и идеологий. Методы противодействия терроризму закреплены на законодательном уровне. Рассмотрим правовые основы антитеррористической деятельности в Российской Федерации. Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним. Конечно, практически все официальные лица публично осуждают терроризм. Но это не должно успокаивать, поскольку слова и дела часто расходятся.
Одна из современных тенденций заключается в том, что политические, религиозные, националистические (сепаратистские) террористы прибегают к криминальному террору, в основном движимые корыстной выгодой, а криминальные террористы - к политическому. Их еще большее сближение, а тем более слияние представляет огромную опасность для общества, которое, впрочем, уже давно должно было убедиться в том, что некоторые политики очень мало отличаются от уголовников, а уголовники рвутся в политику.
Вместе с тем, положение с терроризмом ухудшается на сегодняшний день. Подтверждением этому могут служить широко известные трагические события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и 23-26 октября 2002 г. в Москве на мюзикле «Норд-Ост».
В связи с чем, необходимо, более обширно подходить как правовому изучению терроризма.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, возникающие в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Предметом работы выступают правовые основы, регламентирующие ответственность за терроризм.
Целью курсовой работы является исследование и системный анализ терроризма, понятие состав и виды, отличие от смежных составов.
В исследовании поставлены следующие задачи:
Проанализировать понятие терроризма как преступления;
Изучить особенности террористического акта, вопросы квалификации;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, аналитический. Эмпирическую базу исследования составили действующее федеральное законодательство, ведомственные нормативные правовые акты, научные издания и учебные пособия, судебная практика по вопросам терроризма.
1. Терроризм как преступление
1.1. Терроризм и борьба с ним
Террористические преступления направлены в целом на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь, а также на подрыв демократических устоев общества и государства. Террор - это «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». М.П. Киреев отмечает, что «терроризм сегодня - это, бесспорно, форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие».
Борьба с проявлениями терроризма была начата с его изучения в научном и идеологическом плане еще в начале прошлого века. Так, в 1930 году в Брюсселе состоялась III Международная конференция по унификации уголовного законодательства. В рамках этой конференции была дана характеристика терроризма как международного преступления и особенностей его проявления и развития. Эти положения были закреплены в ст. 1 проекта резолюции конференции; терроризм был определен как «умышленное употребление средств, способных породить общую опасность».
Такое размытое определение, конечно, не могло удовлетворить участников конференции. На последующих конференциях, которые проводились ежегодно, делались безуспешные попытки дать более четкое определение терроризма.
Убийство в Марселе короля Югославии Александра I и министра иностранных дел Франции Л. Барту 9 октября 1934 г. побудило Совет Лиги Наций заняться вопросом борьбы с терроризмом вплотную. Советом был образован комитет в составе представителей 11 государств, в который вошел и Советский Союз. Комитет разработал проект международной конвенции по борьбе с терроризмом, однако его подписали лишь несколько государств, поэтому он так и не вступил в силу. Определение понятия «терроризм» было в этом документе также весьма расплывчатым.
К проблеме борьбы с терроризмом международное сообщество вернулось только после создания Организации Объединенных Наций. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН организовала Комиссию международного права, которая приступила к разработке проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.
В его основу легли Нюрнбергские принципы, разработанные для суда над фашистскими преступниками и закрепленные в Уставе международного военного трибунала. К преступлениям против мира и безопасности человечества, наряду с агрессией, Генеральная Ассамблея ООН отнесла ведение или поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности в другом государстве или допущение организованной деятельности, рассчитанной на совершение террористических актов в другом государстве. Однако и этот проект остался нереализованным из-за разногласий, особенно после выступления премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Наступила эпоха холодной войны.
Работа по противодействию терроризму на международном уровне возобновилась в 1960-х годах; во второй половине XX века и в начале текущего столетия был принят целый ряд конвенций и договоров, прямо или косвенно направленных на борьбу с терроризмом как комплексным криминальным и социальным явлением.
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма провозглашает, что ее цель - «крепить международное сотрудничество между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц».
Члены Шанхайской организации сотрудничества также заключили Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, 2006 года и подписали Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества против терроризма 2009 года.
Таким образом, терроризм превратился в одну из самых опасных проблем человечества. Российская Федерация не исключение. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма, правовой нигилизм отдельных граждан увеличивают степень воздействия этой угрозы в государстве.
В заключение можно отметить, что основными направлениями борьбы с терроризмом на национальном уровне являются проведение разъяснительной работы в обществе, совершенствование правовой базы, укрепление правоохранительной системы и вооруженных сил страны. В то же время, как представляется, международное право в новых условиях могло бы играть более важную роль, в частности в координации усилий различных государств в борьбе с терроризмом и даже в установлении международно-правовой ответственности тех государств, которые своим финансовым или иным участием в терроризме могут воздействовать на политику других государств.
1.2. Понятие террористической деятельности и террористического акта, отличие от смежных составов
Терроризм обладает публичным характером. Как отмечает В.П. Емельянов, «другие преступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Терроризм сегодня - это форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие»
Основным нормативным правовым актом, регулирующим борьбу с рассматриваемым явлением, является Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В нем устанавливаются правовая основа противодействия терроризму, его основные принципы, а также разъясняются важные понятия в этой сфере.
В частности, согласно п. 1 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Как следует из п. 2 указанной статьи, под террористической понимается деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст. 208 УК РФ, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации)); вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Можно обратить внимание на то, что в ст. 205 УК РФ содержится следующее определение: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями».
Санкции за совершение террористического акта предусматривают ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы. Данное определение является практически полностью аналогичным определению, содержащемуся в Законе о противодействии терроризму.
За разъяснением понятий, содержащихся в указанном определении, следует обратиться к Постановлению Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности.
Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Отграничение террористического акта от убийства при отягчающих обстоятельствах. Наиболее сложным представляется разграничение террористического акта с убийством лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенным общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.
Отграничение террористического акта от захвата заложников. На практике определенные трудности представляет разграничение террористического акта и захвата заложников, двух самостоятельных составов преступлений. Для квалификации деяния как террористического акта необходимо, помимо прочих указанных в ст. 205 УК РФ обстоятельств, наличие одной из следующих целей: 1) нарушение общественной безопасности; 2) устрашение населения; 3) оказание воздействия на принятие решения органами власти.
Определенные трудности вызывает и разграничение таких очень схожих по многим признакам преступлений, как террористический акт и бандитизм.
Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или совершаемых ими нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность.
Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.
Обязательный признак объективной стороны бандитизма - создание организованной устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды). При террористическом акте создание террористической группировки лишь подготовление к квалифицированному теракту, а теракт, совершенный организованной группой, - квалифицированный теракт.
Нападение - основное общественно опасное действие бандформирований. Террористический акт не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой рассеянную угрозу или опасность для населения и общества. Вооруженность - обязательный признак бандитизма, в то время как при террористическом акте возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия.
Главное различие - в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и обложение данью предпринимателей и т.п.
Цель террористического акта - устрашение населения, оказание воздействия на органы власти, т.е. это скорее идеологические цели.
По законодательной обрисовке действия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации) диверсия почти полностью совпадает с террористическим актом. Но, если в ст. 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к террористическому акту, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия.
Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является причинение материального ущерба; терроризм не окончен в момент создания опасности наступления общественно опасных последствий.
Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме. Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства - общественная безопасность при терракте и экономическая безопасность России при диверсии.
Разграничение теракта (ст. 205 УК РФ) и посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) следует проводить как по субъективным признакам (целям действия), так и объективным: объекту и самим действиям (объективной стороне). Цель политического убийства - так называемого селективного террора - стремление добиться прекращения государственной или общественной деятельности конкретного лица путем его убийства. Целью теракта является воздействие на принятие решения органом власти в пользу террористов путем запугивания населения. Теракт - это своеобразная, с высокой степенью общественной опасности угроза, которая иногда может реализовываться в реальную гибель людей, причем, случайных, не причастных к принятию решений и удовлетворению требований террористов.
Если для преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, убийство - цель преступления, то для терроризма убийство - средство достижения других целей.
Объективная сторона сравниваемых преступлений может выражаться как во внешних совпадающих, так и в различных действиях. С учетом оценки различий законодатель поместил преступления в различные разделы и главы УК РФ, отразив тем самым, что объектом теракта является общественная безопасность, а объектом индивидуального террористического посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля является конституционный строй, государственная безопасность и жизнь человека.
Несмотря на то, что сообщение об акте терроризма ложное и за ним не стоит реальная опасность наступления ущерба общественной безопасности, характерная для истинного терроризма, тем не менее, такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений - все это создает тот же психологический дискомфорт, ощущение незащищенности, которые являются составными общественной безопасности при самом теракте. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (проверка заминированности объекта, эвакуация людей и прочее).
Необходимый признак, характеризующий объективную сторону преступления - ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (как правило, эта информация плод его вымысла). Ложное сообщение об акте терроризма - это умышленное преступление, мотивы которого могут быть не только террористической направленности, но и иные (хулиганские, месть, даже корысть). Таким образом, необходимо проводить разграничение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ и ст. 207 УК РФ.
Итак, при квалификации преступления необходимо правильно установить тождество признаков состава преступления и совершенного деяния.
2. Теоретический акт вопросы квалификации
2.1. Ответственность за совершение террористического акта
В п. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, указано, что основными угрозами государственной и общественной безопасности является в том числе деятельность террористических и экстремистских организаций.
С самого начала появления в уголовном законодательстве составов преступлений, имеющих признаки прообразов современного состава террористического акта, эти деяния имели характер государственных преступлений (например, ст. 126 Уложения о наказаниях уголовных и исполнительных 1903 г.). Правда, в период развития советского уголовного законодательства террористическая деятельность сводилась только к посягательствам на государственных, общественных деятелей и представителей власти, но наличие политических целей террористов в диспозициях статей было обязательным условием, и данные составы также располагались в разделах уголовных кодексов, посвященных опасным (или даже особо опасным) государственным преступлениям.
Только в 1994 г. традиция первоочередности политической цели была нарушена: в Уголовный кодекс РСФСР была введена ст. 213.3 «Терроризм», сходная с ныне действующей ст. 205 УК РФ по способу совершения преступления, но в числе первой цели была обозначена такая цель, как нарушение общественной безопасности, а затем уже цель оказания воздействия на принятие решений органами власти. Естественно, при такой трактовке размещение состава «Терроризм» в главе десятой «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» и определение объекта данного преступления в виде общественной безопасности были вполне оправданными. В таком виде состав «перекочевал» в УК РФ 1996 г. в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» в виде ст. 205 УК РФ. В 2006 г. диспозиция ст. 205 УК РФ была изменена: в основном составе террористического акта цель нарушения общественной безопасности была исключена, террористический акт вновь стал определяться как преступление, совершаемое в первую очередь с политическими целями, но ст. 205 осталась в главе, посвященной преступлениям против общественной безопасности. При этом политическая направленность посягательства террористического акта была в 2014 г. усилена добавлением в диспозицию ст. 205 УК РФ цели «дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций».
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое именовалось террористическим актом, в ходе указанных выше преобразований сначала потеряло терминологическую связь с терроризмом в названии статьи, а затем, в 2006 г., и в диспозиции. При этом ст. 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» по-прежнему относится к комплексу преступлений террористической направленности, но сохраняет свое место в гл. 29 УК РФ, посвященной преступлениям против безопасности государства.
Как следует из преамбулы Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
На основании ч. 1 ст. 205 УК РФ совершение террористического акта влечет ответственность в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
Первой группой квалифицирующих признаков указанного преступления являются:
совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
последствия теракта в виде причинения по неосторожности смерти человека;
причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
Статьей 205 УК РФ террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Терроризм относится к числу так называемых конвенционных преступлений. Как преступление, к примеру, терроризм расценивается Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.).
В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
Вопросы квалификации террористического акта и других преступлений террористической направленности разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».
Обязательным признаком террористического акта является специальная цель - дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями. О цели оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями может свидетельствовать побуждение соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения, содержание требований участников преступления.
Террористы для этого могут требовать, напр., выплаты значительных денежных сумм, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д. Если же указанные в законе действия (взрывы, поджоги и т.д.) совершены виновными лицами с другой целью, напр. ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны, то содеянное квалифицируется по ст. 281 УК (диверсия); если по другим мотивам, напр. уничтожение имущества с целью мести, то содеянное квалифицируется по ст. 167 УК. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. 277 УК.
Основной объект преступления - общественная безопасность.
Факультативный объект - отношения по охране здоровья и жизни человека, собственности.
Объективная сторона террористического акта включает следующие альтернативные действия: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.
Взрыв - сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.
Поджог - намеренное воспламенение чего-либо.
Под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в ст. 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Состав преступления формальный. При совершении акта терроризма в виде производства взрыва, поджога, иных действий преступление является оконченным с момента их совершения. Однако состав преступления будет иметь место только в том случае, если указанные выше действия создавали реальную угрозу наступления общественно опасных последствий, указанных в законе. Поэтому, например, производство взрыва в безлюдной местности, когда отсутствовала опасность гибели людей и т.д., не может быть расценено как террористический акт.
Фактическое причинение значительного имущественного ущерба, иных тяжких последствий квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ. Неосторожное причинение смерти образует состав преступления по п. «б» ч. 2 ст. 205 УК РФ, умышленное причинение смерти охватывается п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ.
Террористический акт в виде угрозы совершения названных действий также является формальным составом преступления. В этом случае деяние будет окончено с момента доведения содержания угрозы до других лиц. Способ выражения угрозы может быть различным: письмо, сообщение по телефону, по Интернету, лично высказанная угроза и т.д. Однако, как и ранее, состав преступления в виде угрозы будет только тогда, когда виновный имел возможность ее реально осуществить. В противном случае при наличии к тому оснований речь может идти не о террористическом акте, а о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что совершает взрыв, поджог и т.д., и желает совершить эти действия. Целью террористического акта является оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, т.е. намерение виновного понудить их к совершению незаконных или невыгодных действий либо принять решение, выгодное для террориста. Следует иметь в виду, что указанное воздействие может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения (например, в требовании освободить участников террористической организации, содержащихся в исправительных учреждениях). Отсутствие специальной цели исключает наличие состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Так, например, совершение поджога автомашины из чувства мести следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК РФ.
Следует иметь в виду, что указанное воздействие может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения (например, в требовании освободить участников террористической организации, содержащихся в исправительных учреждениях) (п. 1 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).
Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
2.2. Квалифицированные виды терроризма
На основании ч. 2 ст. 205 УК совершение теракта с указанными квалифицирующими признаками влечет лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Второй группой квалифицирующих признаков для рассматриваемого деяния являются:
сопряжение с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
последствия теракта, повлекшие умышленное причинение смерти человеку.
На основании ч. 3 ст. 205 УК совершение теракта с указанными квалифицирующими признаками влечет лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненное лишение свободы.
Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 205 УК РФ).
Пункт «а» ч. 2 - совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два или более лица, обладающих признаками субъекта преступления, заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий либо угрозы совершения таких действий) договорившихся о совместном совершении преступления. Каждый из участников полностью или частично выполняет объективную сторону состава преступления.
При квалификации террористического акта по п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность и распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).
В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части ст. 205 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ.
Пункт «б» ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, повлекшего по неосторожности смерть человека. Террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека, является материальным составом преступления с двумя формами вины. В отличие от ч. 1 ст. 205 УК РФ преступление окончено только при наступлении указанного последствия. Отношение к смерти потерпевшего должно характеризоваться преступным легкомыслием или небрежностью.
Пункт «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, повлекшего причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Значительный имущественный ущерб - оценочная категория.
Решая вопрос о том, является ли ущерб значительным (п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ), следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например в зависимости от рода его деятельности или материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества.
Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ не требует.
К иным тяжким последствиям применительно к п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы; существенное ухудшение экологической обстановки (например, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).
При решении вопроса о том, явилось ли нарушение работы предприятия или учреждения длительным, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая при этом специфику их деятельности, общую продолжительность приостановления работы, размер причиненных им убытков и т.д.
В 2016 году Пленум ВС РФ обобщил актуальную практику по уголовным делам о преступлениях террористической направленности, в том числе об организации деятельности террористической организации и участии в ней. Результатом стало принятие Постановления Пленума ВС РФ от 03.11.2016 N 41, которое содержит изменения, внесенные в два предыдущих постановления по вопросам уголовной ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности (2011 и 2012 годов соответственно).
Ответственность за особо квалифицированные виды террористического акта установлена ч. 3 ст. 205 УК РФ.
Пункт «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.
Под объектами использования атомной энергии в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» понимаются объекты, эксплуатирующие атомную (ядерную) энергию в штатном режиме, например атомные ледоколы, электростанции, космические аппараты, а также объекты хранения, производства, переработки радиоактивных материалов (склады ядерного оружия, научно-производственные объединения, например, такие как «Маяк»). Посягательство на объекты использования атомной энергии означает совершение действий, имеющих целью их уничтожение или выведение из строя, независимо от того, достигнута эта цель или нет.
Совершение террористического акта с использованием ядерных материалов может означать эксплуатацию поражающих факторов ядерного взрыва при применении портативного ядерного боеприпаса малой мощности. Возможно также использование так называемой грязной бомбы, что может привести к радиоактивному заражению местности.
При применении радиоактивных веществ (например, полония, прометия, радия) возможно причинение смерти или вреда здоровью как одному, так и множеству лиц, радиоактивное заражение местности.
Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ и соответственно ст. ст. 220, 222 или 223 УК РФ.
В последние годы для совершения террористических актов стали использовать высокотоксичные химические вещества, в частности вещества, относящиеся к химическому оружию. Среди этих отравляющих веществ такие сильнейшие отравляющие вещества, как зарин, зоман, иприт, люизит и смесь иприта с люизитом, ви-газы и другие.
Масштабы последствий террористических актов с использованием ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности использованного при террористическом акте химического вещества и его количества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и др. условий, а также количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и других факторов. При этом количество пораженных в толпе, например, находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться сотнями человек, что показал террористический акт в японском метрополитене.
Под использованием ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ следует понимать применение указанных предметов для поражения людей или химического заражения материальных объектов, а также угрозу таким их использованием, если обстоятельства дела свидетельствуют о намерении нападающего использовать эти предметы при тех или иных обстоятельствах.
Незаконное приобретение либо хищение таких предметов для совершения террористического акта квалифицируется самостоятельно, например как преступление против собственности либо по ч. 2 ст. 188 УК РФ, ст. 234 УК РФ, ч. 2 ст. 226 УК РФ.
Пункт «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку, - квалифицирующий признак, включенный Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ. Ранее такие действия подлежали квалификации по совокупности со ст. 105 УК РФ.
В случае если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ не требует.
Посягательство на жизнь и здоровье другого человека путем производства взрыва, поджога или иных действий подобного характера, совершенное по мотиву мести или личных неприязненных взаимоотношений и не преследующее цель воздействовать на принятие решения органами власти или международными организациями, не образует состав преступления, предусмотренный ст. 205 УК РФ, и квалифицируется по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 205 УК РФ.
Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по ст. 277 УК РФ.
Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по ст. 295 УК РФ или ст. 317 УК РФ.
Статья 205 УК РФ содержит норму-примечание, предусматривающую возможность освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.
Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 и соответственно ст. ст. 220, 221, 222, 222.1, 223, 223.1 или 226 УК.
Действия участников террористического сообщества, террористической организации, незаконного вооруженного формирования, совершивших террористический акт, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 и соответственно ст. ст. 205.4, 205.5, 208 УК.
Первое условие освобождения от уголовной ответственности - предотвращение террористического акта. Это условие означает, что предупреждение, сведения, предоставленные лицом, участвовавшим в подготовке террористического акта, оказались полезными и позволили не допустить совершение указанного акта.
Таким образом, предотвращение террористического акта следует понимать не как процесс, а как положительный результат действий лица. В противном случае, если, несмотря на усилия лица, террористический акт был совершен, речь могла бы идти лишь о смягчении наказания. Освобождение от уголовной ответственности возможно при одновременном наличии и второго условия - в действиях лица не должно быть иного состава преступления.
Иное способствование предотвращению террористического акта может быть выражено в других действиях или бездействии лица: недоставление в условленное место взрывного устройства, передача информации участникам террористического акта о его отмене, разоружение участников террористического акта и т.п.
На национальном законодательном уровне термины «ядерный терроризм» и «биологический терроризм» не закреплены. В юридической науке существует точка зрения, что под биологическим терроризмом следует понимать использование в террористической деятельности различных бактериологических культур (бактерий, вирусов, токсинов и т.д.) в целях возбуждения эпидемий и эпизоотии - массовых заболеваний людей или животных. В свою очередь, ядерный терроризм представляет собой использование или угрозу использования в террористической деятельности ядерных взрывных устройств, а также радиоактивных материалов в целях радиоактивного заражения объектов, местности, водоемов, воздуха, а равно разрушение (повреждение, захват) ядерных объектов.
Недостатком приведенных дефиниций является отсутствие в них указания на существенные признаки терроризма как преступного деяния (в частности, не упоминается цель совершения теракта и наступление возможных общественно опасных последствий), что представляется недопустимым.
Международное сообщество относится к проблеме потенциальной опасности ядерного и биологического терроризма со всей серьезностью, о чем свидетельствуют многочисленные документы, принятые на соответствующем уровне.
Первым значимым актом стала Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в 1979 году и ратифицированная СССР в 1983 году.
Во исполнение предусмотренных Конвенцией 1979 года договоренностей в России в настоящее время действуют утвержденные Правительством РФ Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
Можно отметить, что разделение на международно-правовом уровне понятий ядерного и радиоактивного материала, которое впервые было закреплено Международной конвенцией о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года, не замедлило сказаться на отечественной науке уголовного права.
Включение актов ядерного и биологического терроризма в особо квалифицированный состав, предусмотренный п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ, вызывает определенные нарекания со стороны ряда юристов. Так, В.Т. Корниенко признает формулировку закона «крайне проблемной для правоприменителя», поскольку при предъявлении обвинения в теракте, совершенном, к примеру, организованной группой, формулу обвинения, если следовать букве закона, придется выстраивать таким образом, что квалифицирующие признаки преступления окажутся в середине (и только после этого правоприменителю надлежит указывать, с посягательством на какие определенные законом особые объекты был совершен террористический акт). В этом исследователь видит серьезную проблему, которую в его понимании не способна снивелировать даже разница в санкциях ч. ч. 2 и 3 ст. 205 УК РФ.
В отличие от аргументации этой не вполне ясной проблемы, предложение ученого относительно внесения в Уголовный кодекс самостоятельного состава преступления, касающегося ядерной угрозы со стороны террористов, выглядит достаточно обоснованным.
Отдельная статья позволила бы не только в полной мере соблюсти требования Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года в части закрепления всей необходимой терминологии и видов посягательств. Она также дала бы возможность выделить квалифицированные составы этого деяния с учетом возможного соучастия в преступлении и в зависимости от тяжести наступивших последствий (угроза совершения подобных действий и деяние, повлекшее гибель людей, должны оцениваться и наказываться по-разному).
Подводя итог рассмотрению вышеозначенных проблем, можно сделать вывод о том, что предотвращение угрозы ядерного и биологического терроризма должно стать одним из приоритетных направлений уголовно-правовой политики России. Это объясняется общественной опасностью и широким спектром возможных негативных последствий, которые могут повлечь за собой указанные явления. Развитие технологий и модернизация общества создают не только научный и информационный потенциал страны, но и обусловливают совершенствование процесса совершения преступных деяний, в том числе и террористических.
В последнее время особым интересом со стороны террористов в качестве места совершения террористических атак пользуется транспорт.
Популярность транспорта в качестве места совершения террористических актов объясняется тем, что эта инфраструктура замыкает на себе массу ресурсов - от людских и материальных до технических и информационных.
В связи с высоким уровнем потенциальной опасности терроризм на транспорте требует адекватного противодействия со стороны компетентных органов и разработки эффективных мер его предупреждения.
Недостаточное противодействие совершению терактов на транспорте со стороны компетентных органов некоторые исследователи видят также в отсутствии в стране четкой правовой базы и собственного опыта борьбы с таким видом терроризма.
Уголовный кодекс РФ не закрепляет в ст. 205 в качестве квалифицирующего обстоятельства совершение террористического акта на транспорте, ограничиваясь в этом вопросе лишь основным составом преступления (ч. 1).
Если говорить о других объектах повышенной опасности, то, к примеру, уголовную ответственность за совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии, предусматривает п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ. Тем самым законодатель особо отмечает потенциальную опасность подобных действий и возможность наступления в результате них более разрушительных последствий.
Однако не поддается объяснению отказ от включения в тот же п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ положения о совершении террористического акта, связанного с посягательством на объекты транспортной инфраструктуры, несмотря на то что объекты транспорта являются местами массового скопления людей, обладают большой уязвимостью для террористических атак, а их разрушение или уничтожение может повлечь за собой не менее тяжкие последствия.
Российские специалисты и раньше говорили о неадекватной уголовной политике в отношении актов криминального вторжения в сферу технологий, обладающих высоким разрушительным потенциалом, к которым, безусловно, относится и транспортная инфраструктура. В настоящее время эта дискуссия обрела еще большие масштабы. В законодательной и правоприменительной действительности эти идеи, однако, если и находят свое выражение, то исключительно в рамках усиления контроля и разработки новых организационных мер противодействия совершению терактов. Уголовно-правовые последствия для преступников, совершивших такого рода деяния, остаются без изменений.
В связи с этим в рамках повышения эффективности уголовно-правовой борьбы с терроризмом можно сделать выводы о необходимости урегулировать вопрос о привлечении к повышенной уголовной ответственности за совершение теракта, сопряженного с посягательством на объекты транспортной инфраструктуры. Сделать это проще всего можно путем добавления указанного положения в п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ. Терроризм на транспорте должен быть квалифицированным составом, а лица, его совершившие, должны нести повышенную ответственность за свои деяния.
В целом недостатки в области обеспечения безопасности транспортных объектов, способны создать высокий уровень опасности совершения терактов на них. Возможность наступления разрушительных последствий террористического акта на транспорте должна активизировать государства к разработке эффективных мер по борьбе с этим явлением и международному сотрудничеству в этой сфере. Особенно это касается преодоления условий, потенциально способствующих появлению транспортного терроризма, а не только и не столько реагирования на уже совершенные террористические акты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия терроризму в настоящее время совершенствуется. Однако, существуют проблемы, требующие внимания.
Особое внимание следует уделить формированию и дальнейшему развитию правовой базы профилактики терроризма и минимизации и (или) ликвидации его последствий как самостоятельного направления противодействия терроризму. В этой области актуальными представляются следующие два направления:
Разработка стратегии и тактики профилактики в области противодействия терроризму и экстремизму, что может быть выражено в форме федеральной целевой программы с соответствующим нормативно-правовым обеспечением и следующими основными целями: создание общефедеральной системы прогнозирования и моделирования кризисных ситуаций (в том числе путей их преодоления), которые потенциально способны породить террористическую угрозу; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению таких кризисных ситуаций; в) формирование федерального и региональных механизмов своевременного реагирования и урегулирования кризисно-конфликтных ситуаций на ранних стадиях.
Построение системы обеспечения безопасности наиболее вероятных объектов возможных террористических посягательств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью защиты жизни и здоровья граждан, лишения террористов доступа к средствам и объектам совершения террористических актов.
Тенденция к росту числа преступлений террористического характера в современной России есть прежде всего следствие активизации деятельности международных террористических организаций, направленной на социально-политическую дестабилизацию в обществе. Это делает террористическую угрозу для современной России крайне реальной, ввиду того что она является активным участником борьбы с международным терроризмом, многонациональным и многоконфессиональным государством.
В интересах формирования эффективного механизма противодействия терроризму, профилактики и преступлений террористического характера, необходимо особое внимание уделить мерам упреждающего характера. В качестве основных направлений, во-первых, активную информационную работу государственных общественных и религиозных организаций по развенчанию идеологической основы терроризма, во-вторых, активизацию антитеррористической профилактики правоохранительными органами в молодежной среде, в-третьих, совершенствование законодательной основы противодействия терроризму.
Представляется правильным, что в целях восстановления социальной справедливости, а не исправления лиц, совершивших террористический акт, необходимо возобновить смертную казнь в Российской Федерации в качестве адекватной меры наказания за преступления террористического характера, сопряженные с умышленным причинением смерти другим лицам, для чего, разумеется, нужны новое решение Конституционного Суда РФ и политическая воля руководства государства.
Учитывая изложенное в курсовой работе, можно предположить, что основным непосредственным объектом посягательства террористического акта и террористической деятельности в целом является безопасность государства, и, исходя из этого, более последовательным является размещение состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, в гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», равно как и остальных уголовных статей, охватывающих систему деяний террористической деятельности.
Можно предположить, что предложенные меры позволят гармонизировать уголовное законодательство антитеррористического направления, улучшить структурное построение Уголовного кодекса РФ.
Список использованных источников и литературы
Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Принят в г. Лондоне 08.08.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М., 1955. С. 165
Конвенция о физической защите ядерного материала (Заключена в г. Вене 26.10.1979) (с изм. от 08.07.2005) // Ведомости ВС СССР. 6 мая 1987 г. N 18. Ст. 239.
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // Бюллетень международных договоров», N 5, 2003
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – (25 декабря). // Российская газета. – 2020. – (04 июля).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3031
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об использовании атомной энергии" // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4552
Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212
Постановление Правительства РФ от 19.07.2007 N 456 (ред. от 05.07.2018) «Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4081.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, апрель, 2012
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2017
Габидуллин Э.С. Об основном непосредственном объекте посягательства террористического акта и террористической деятельности // Российский следователь. 2019. N 1. С. 42
Грачева Ю.В. Незаконное вооруженное формирование: состояние и перспективы уголовно-правового регулирования // Lex russica. 2018. N 7. С. 8
Габдрахманов Р.Л. Квалификация террористического акта по УК РФ // Российский следователь. 2015. N 4. С. 16
Дубовик О.Л. Криминологические и уголовно-правовые предпосылки борьбы с экологическим терроризмом и экологическим экстремизмом в России // Lex russica. 2018. N 9. С. 75
Епхиев О.М., Брциева З.Г., Моисеев А.В. Преступления террористического характера: состояние, динамика и особенности проявления в современной России // Российский следователь. 2017. N 16. С. 28
Емельянов В.П. Терроризм как явление и как состав преступления. Харьков, 1999. С. 26
Корниенко В.Т. Проблемы квалификации ядерного терроризма // Российский следователь. 2013. N 14. С. 36
Киреев М.П. Криминологические и социально-психологические причины возникновения терроризма на воздушном транспорте // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью: Мат-лы науч.-практ. конф. Калининград, 1997. С. 76.
Майстренко Г.А. Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного и российского права // Современное право. 2018. N 9. С. 11
Некишев В.Л., Некишев А.В. О некоторых проблемах противодействия технологическому терроризму на транспорте // Транспортное право. 2006. N 4. С. 5
Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема (к истории развития) // Общественные науки и современность. 1994. N 6. С. 15
Потапкин С.Н. Современное состояние правовой основы противодействия терроризму и направления ее дальнейшего совершенствования (информационно-аналитический материал) // Юстиция. 2017. N 3. С. 19
Руева Е.О., Вражнов А.С. Проблемы формулирования дефиниций в преступлениях экстремистской направленности // Российский следователь. 2019. N 4. С. 36
Рарог А.И. Уголовный кодекс России против терроризма // Lex russica. 2017. N 4. С. 15
Серебренникова А.В., Лебедев М.В. Уголовно-правовая характеристика террористического акта // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 2. С. 13
Степанов-Егиянц В.Г. Некоторые вопросы квалификации содействия террористической деятельности // Российский следователь. 2018. N 2. С. 4
Савинкова Е.Н. Особенности преступности террористической направленности на транспорте // Транспортное право. 2012. N 3. С. 3
Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. С. 192
Федоров А.В., Сергеев Д.Н. Глобальный терроризм: национальные и международные возможности противодействия // Российский следователь. 2017. N 14. С. 4
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!