это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3252599
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ...................................................................................................6
Понятие и признаки юридической нормы права.............................................6
Классификация нормы права............................................................................9
Структура нормы права и способы ее изложения в статье нормативно-правового акта..................................................................................................14
ГЛАВА 2. РОЛЬ НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА........................................................................................................................22
2.1. Конституционное право как ведущая отрасль российского права..................22
2.2. Основные подходы к определению конституционно-правовых норм...........25
ГЛАВА 3. НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................37
ВВЕДЕНИЕ
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года (далее – Конституция РФ) произошли кардинальные изменения в системе правового регулирования Российской Федерации. В Конституции РФ были закреплены концептуально иные по сравнению с советским периодом основы - признание естественного характера прав человека, парламентаризм, политическое и идеологическое многообразие, что отразилось как на нормах, содержащихся непосредственно в Конституции РФ, так и вызвало к жизни большое число правовых актов, содержащих принципиально иные подходы к правовому регулированию в конституционно-правовой сфере. Изменилась в сторону усложнения социальных связей и социальная реальность, подлежащая регулированию конституционно-правовыми нормами. Постсоветское конституционно-правовое регулирование приобрело черты, которые требуют теоретического обобщения и научного осмысления. Новые тенденции, проявляющиеся в развитии норм конституционного права, являются объективным отражением общественных вызовов, происходящих общественно-политических процессов, изменяющегося менталитета общества.
Нормы конституционного права - одна из основополагающих теоретических категорий науки, к исследованию которой обращались выдающиеся конституционалисты. Учеными рассматривались особенности правовой природы и сущность конституционных норм, проблемы их реализации, специфика структуры. Однако, в большей степени вышеуказанные аспекты данной темы исследовались в основном учеными советского периода либо были посвящены исключительно нормам Конституции. В настоящее время практически нет комплексных работ, посвященных теории норм конституционного права в целом. Что же касается изучения особенностей отдельных норм конституционного права и их регулирующего воздействия, то следует отметить, что в науке они изучаются фрагментарно, зачастую в рамках исследований, посвященных традиционным темам конституционно-правовой науки (например, в работах по народовластию, федерализму). Поэтому в настоящее время актуальным представляется комплексный подход к исследованию конституционно-правовых норм, охватывающий основные теоретические конструкции в этой сфере с учетом современного развития как теории государства и права, так и конституционного права, а также с учетом научных концепций норм права, представленных иными отраслевыми юридическими науками.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в результате действия норм конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации.
Предметом исследования совокупность норм конституционного права, практика их реализации, проблемы сущности, структуры, назначения норм, придающих стабильность и обеспечивающих динамичность системе правового регулирования Российской Федерации.
Цель исследования - выявление сущности, особенностей и тенденций развития норм конституционного права, их места и роли в системе правового регулирования Российской Федерации.
Достижению указанной цели служит решение следующих задач:
1. Раскрытие понятия, особенностей и тенденций развития норм конституционного права на современном этапе; выявление специфики их структуры, в том числе - своеобразия отдельных структурных элементов;
2. Определение места и роли норм конституционного права в системе правового регулирования России через призму стабильности и динамизма как основных свойств данной системы;
3. Исследование функциональных особенностей норм Конституции РФ как системообразующего фактора системы правового регулирования Российской Федерации; анализ сущности и значения прямого действия норм Конституции РФ;
4. Установление и анализ особенностей норм-принципов, норм-дефиниций и коллизионных норм конституционного права, выявление их системостабилизирующей роли при осуществлении правового регулирования;
5. Изучение отдельных видов конституционно-правовых норм, обеспечивающих динамичность системы правового регулирования России, их сущности, специфики, особенностей регулирующего воздействия;
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых юристов как С.А. Авакьян, Т.А. Антоненко, Ю.В. Милявская, М.Б. Смоленский.
П.А. Астафичев, А.В. Безруков и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специально-юридические методы научного познания. Сравнительно-правовой метод позволил показать общее и особенное в нормах конституционного права
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе выводы, могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных исследованию понятия нормы права и изложения её элементов в статьях нормативных правовых актов.
Структурно курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных материалов и литературы.
Первая глава раскрывает понятие, структуру, виды нормы права. Вторая глава посвящена определению места, роли конституционного права и ее норм в системе российского права. Третья глава анализирует особенности и виды конституционных норм. В заключении делаются выводы по всему исследованию.
ГЛАВА 1. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ
Понятие и признаки юридической нормы права
Для понимания конституционно-правовой нормы, как разновидности нормы права, необходимо, прежде всего, уяснить, что представляет собой сама норма права в современных условиях развития Российской Федерации.
Норма права - это мельчайшее подразделение правовой материи. Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, «клеточкой» права. И это действительно так. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.
С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании. Именно нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе. Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.
Анализ приведенных определений позволяет выявить тенденцию наделения правила поведения разнообразными признаками нормы. В теории права принято выделять следующие признаки нормы права.
1. Государственно-властный характер норм права. Норма как правило поведения всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.
2. Норма представляет собой правило, т. е. образец, масштаб, эталон поведения людей, их коллективов. В норме права заложена некая модель поведения, и она призвана направлять поведение людей в соответствии с этой типовой моделью. Иными словами, норма права выполняет функцию моделирования общественных отношений. К тому же норма имеет и еще один аспект: она выражает нормативность в значении нормальности, социальной оправданности поведения.
3. Юридическая норма - это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание. Норма - это масштаб поведения, который извне регулирует поведение людей (этим норма права отличается от норм нравственности). Норма права исходит от государства, поддерживается его силой, поэтому юридическая норма - это особое предписание, которое характеризуется властностью.
В строгом смысле государство предписывает что-либо только в обязывающих нормах. В запрещающих нормах определяются рамки возможного поведения, исключаются те или иные варианты поведения. В управомочивающих нормах вообще нет предписывания какого-либо поведения, так как они предоставляют возможность самостоятельного, инициативного поведения.
4. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т. е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы. Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте. Однако норма - это частица права в целом. Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:
- нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);
- международно-правовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);
- правовые обычаи;
- нормативные договоры;
- нормы, принятые в результате референдума.
5. Предоставительно-обязывающий характер нормы права означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности. Однако не все нормы права напрямую обладают таким качеством. Существуют нормы специального действия (нормы-понятия, или нормы, разрешающие противоречия в действии правовых норм), которые сами по себе не предоставляют субъективных прав и не налагают юридических обязанностей. Эти нормы имеют предоставительно-обязывающий характер только в сочетании с другими нормами.
6. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы.
7. Абстрактный, обобщенный характер правовой нормы. Нормы направляют поведение людей постепенно, непрерывно, во многих заранее не фиксированных случаях. Этим нормы отличаются от индивидуальных предписаний.
8. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе.
Все признаки правовых норм можно разделить на две группы:
1) признаки, общие для всех социальных норм;
2) признаки, специфичные для норм права.
Например, тот факт, что норма является моделью поведения, обладает обобщенным, абстрактным характером и др., относятся к признакам первой группы. Государственно-властный характер, формальная определенность, общеобязательность, представительно-обязывающий и предписывающий характер нормы права и др. - это признаки второй группы.
Рассмотрев признаки правовой нормы, можно вывести определение нормы права. Норма права - это обязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства.
Классификация нормы права
Согласно теории права, норма права классифицируется по пяти основаниям.
1.По функциям норм права в правовом регулировании нормы делятся на:
- Регулятивные - это нормы, специально направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Например, ч.2. ст. 228 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) «Приобретение права собственности на находку» предусматривает, что, если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, то она поступает в муниципальную собственность. Регулятивные нормы являются основой правового регулирования, все иные нормы права необходимы, чтобы в той или иной мере обеспечивать или обслуживать действие регулятивных норм.
- Охранительные - это нормы, которые регламентируют меры юридической ответственности (а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав, обобщенно - санкций). Они фиксируют меры государственного принуждения, а также, по мнению некоторых авторов, определяют условия и порядок освобождения от наказания. Примерами таких норм являются все нормы Особенной части уголовного права; нормы административного права, говорящие об административных проступках и др.
- Нормы специального действия (или специализированные) - это предписания, имеющие дополнительный характер. Они самостоятельно, сами по себе не регулируют общественные отношения, не предоставляют прав и не налагают обязанностей, т.е. на их основе напрямую не возникают правоотношения. Специализированные нормы имеют дополнительный характер, они действуют совместно с регулятивными и охранительными нормами, присоединяются к ним. В литературе они были названы «нормами о нормах», эта метафора прекрасно раскрывает смысл данной категории норм: эти нормы говорят о действии других норм, устанавливают общие положения, зная которые, можно оперировать прочими нормами. В зависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в правовом регулировании, специализированные нормы делятся на:
- Общие (общезакрепительные) - это предписания, которые направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Например, ст. 1 Семейном кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ): «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
- Дефинитивные - предписания, которые в обобщенном виде закрепляют признаки данной правовой категории. Название происходит от слова «дефиниция», т.е. определение. Иными словами, это нормы, которые дают определения правовых понятий. Например, ст. 40 СК РФ: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения»,
- Декларативные - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности юридических норм (иначе - нормы-принципы, нормы-задачи). Например, ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) «Задачи УК РФ», ст. 3 УК «Принцип законности», ст. 4 «Принцип равенства граждан перед законом», ст. 6 «Принцип справедливости» и др.
- Оперативные - предписания, которые говорят о действии других норм, а именно: о введении в действие юридических норм, об отмене действующих нормативных положений, о пролонгации норм, о распространении действующих норм на новый круг отношений и т. д. Например, нормы, содержащиеся в статьях Федерального закона Российской Федерации (далее – ФЗ РФ) «О введении в действие части первой гражданского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 года.
Коллизионные - предписания, регулирующие выбор между нормами. Название происходит от слова «коллизия» - противоречие. Это нормы, призванные разрешать противоречия в действии других норм, они указывают, какой нормой, правовой системой надлежит руководствоваться в случае несогласованности юридических норм, противоречия одних предписаний другим. Например, ст. 6 СК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора».
2.В зависимости от характера прав и обязанностей нормы права подразделяются на три вида:
- Обязывающие - это нормы, которые возлагают на лицо обязанность совершить активные положительные действия. Например, ст.57 Конституции РФ «Каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законом».
- Запрещающие - это нормы, которые обязывают лиц воздерживаться от совершения определенных действий. Например, ст.13 Конституции РФ «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни».
- Управомочивающие - это нормы, которые предоставляют гражданам субъективные права. Например, ст. 32 Конституция РФ «Граждане имеют право быть избранными и избирать».
3.По субъектам правотворчества нормы права делятся на:
- нормы, исходящие от государства;
- нормы, исходящие от общества (принятые путем референдума).
4. По методу правового регулирования нормы права делятся на:
- Императивные - это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений о предписанного. Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний. Например, ст. 70 СК РФ: «Лишение родительских прав производится в судебном порядке».
Диспозитивные - это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил. Внешними отличительными признаками таких норм являются фразы типа «если договором или соглашением сторон не установлено иное», «при отсутствии соглашения», «если стороны не договорятся об ином» и др. Например, ч.2 ст. 464 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
- Рекомендательные - это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения. Примеры можно найти в указах Президента.
5. По сфере действия нормы права делятся на:
- нормы общего действия (конституция, кодексы),
- нормы ограниченного действия (Закон о прокуратуре, законы о льготах для лиц, пострадавших от аварии на чернобыльской АЭС, о районах крайнего Севера и др.).
- нормы локального действия - действуют в рамках одного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).
1.3. Структура нормы права и способы ее изложения в статье нормативно-правового акта
Структура правовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя 3 элемента:
- гипотеза;
- диспозиция;
- санкция.
Гипотеза - эта часть нормы права, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие. Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма.
Диспозиция - это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения. Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лиц-участников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле.
Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы. Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания. Однако, по мнению некоторых авторов, санкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социально-полезном поведении лиц.Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.
С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на:- логические нормы
- нормы-предписания.
Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. Логическая норма обладает полной структурой, т. е. включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее:
1) что нужно делать, т. е. само правило поведения,
2) когда это нужно делать, т.е. условия выполнения правила поведения и
3) чем это обеспечено, т.е. последствия невыполнения правила.
Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.
Структура логической нормы выражается формулой если - то - иначе, где если - это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе – это начало санкции правовой нормы. Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение. Ст. 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия. Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая: если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным. Данные положения содержатся в нескольких предписаниях, которые составляют части 1-ю, 2-ю, 3-ю статьи 560 ГК РФ. Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК РФ, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.
Норма-предписание - это нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части. Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК РФ: «Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью». Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм.
Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормы-предписания выражается формулой если - то.Например, структура, уже упоминавшейся ст. 16 СК РФ, такова: «Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается.» Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если...) и диспозиция (то...). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.....).
В свою очередь, гипотезы правовой нормы можно подразделить на простые, сложные и альтернативные.
Простая гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного обстоятельства. Например, для расторжения трудового договора по инициативе работника необходимо только наличие письменного заявления работника.
Сложная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от нескольких обстоятельств, существующих одновременно. Например, для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, добровольность вступления в брак обеих сторон, достижение ими необходимого брачного возраста, дееспособность обеих сторон и т.д.
Альтернативная гипотеза ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких возможных обстоятельств. Например, брак расторгается в одном из следующих случаев: в случае надлежаще оформленного развода, или в случае смерти одного из супругов, или в случае признания судом одного из супругов умершим в установленном законодательством порядке, или в случае признании одного из супругов недееспособным и т.д.
Диспозиции нормы также подразделяются на простые, сложные и альтернативные.
Простая диспозиция содержит одно правило поведения. Например, ст. 10 СК РФ: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния».
Сложная диспозиция содержит одновременно несколько правил поведения. Например, в ч. 1 ст. 141 УК РФ отмечается: «Воспрепятствование осуществлению гражданином ϲʙᴏих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума...» приводит к применению соответстʙующей санкции к нарушителю.
Альтернативная диспозиция предполагает выбор одного из возможных правил поведения. Например, согласно п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.98, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать: замены на товар аналогичной марки;замены на аналогичный товар другой марки с перерасчетом покупной цены;соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Аналогичным образом санкции подразделяются на простые, сложные и альтернативные.
Простая санкция точно указывает меру воздействия, применимую в данном случае. Например, согласно ч. 3 ст. 122 УК РФ, заражение ВИЧ-инфекцией заведомо несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.
Сложная санкция содержит 2 и более видов воздействия, применяемых к правонарушителю. Например, согласно ч.3 ст. 159 УК РФ, квалифицированное мошенничество наказывается лишением свободы на срок 5-10 лет с конфискацией имущества (или без таковой).
Альтернативная санкция предполагает возможность выбора между несколькими мерами воздействия. Является самой распространенной в действующем УК. Например, согласно ст. 141 УК РФ, воспрепятствование работе избирательных комиссий наказывается либо штрафом, либо обязательными работами (480 часов), либо исправительными работами (до 2 лет).
Следует отметить, что альтернативные санкции часто смешиваются со сложными, например, согласно ст. 118 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью по причине ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей наказывается ограничением свободы, либо арестом, либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью...
Другая распространенная классификация санкций выглядит следующим образом (критерий - степень определенности):
- абсолютно-определенная санкция (точно указывает меру государственного воздействия);
- относительно-определенная (устанавливает пределы государственного воздействия на правонарушителя, например, от 5 до 10 лет лишения свободы);альтернативная санкция.
По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на:
- правовосстановительные (возместительные) - это санкции гражданского, трудового, финансового, процессуального права;
- штрафные (карательные) - санкции уголовного и административного права.
Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:
Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало трехчленной структуре нормы права. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.
Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, ч. 1 ст. 264 УК РФ гласит: 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Таким образом, можно сделать вывод. Во-первых, норма права представляет собой исходящее от государства и закрепленное в нормативном правовом акте, общеобязательное формально-определенное правило поведения, которое предписывает определенную модель поведения участников общественных отношений и направлено на их регулирование. Во-вторых, в структуру нормы права входят элементы, связи между ними и порядок их расположения. С учетом этого, структура нормы права представляет собой основанное на внутреннем порядке и взаимосвязи элементов построение нормы права, отражающее механизм правового регулирования поведения участников общественных отношений. В-третьих, на протяжении длительного времени отечественные правоведы принимали в качестве аксиомы догмат о трехзвенной структуре нормы права, ведя полемику о соотношении понятий гипотезы, диспозиции и санкции и механизме конструкции нормы права и о возможности применения нормы при отсутствии в ней какого-нибудь элемента.
ГЛАВА 2. РОЛЬ НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА
2.1. Конституционное право, как ведущая отрасль российского права
Конституционное право - ведущая отрасль правовой системы России. Как и любая другая отрасль права, она представляет собой совокупность юридических норм. Это нормы, закрепляющие основополагающие принципы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство России, систему органов государства и основы местного самоуправления. Таким образом, конституционное право регулирует отношения, связанные с реализацией публичной власти.
Нормы конституционного права определяют механизм реализации политической власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и степень участия народа в этом процессе.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
а) Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, их которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.
б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но регламентацию широкого круга вопросов между ними. Органы государственной власти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.
Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция 1993 года. В содержание отрасли конституционного права России входят также конституции и уставы субъектов РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения подвергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воздействие.
В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме. Например, метод властных предписаний - согласно Конституции РФ «суверенитет государства распространяется на всю территорию» (ч.1 ст.4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч.1 ст.105). Метод правового запрета - согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч.2 ст.34). Метод установления дозволения выражается в таком воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция 1993 года. В содержание отрасли конституционного права России входят также конституции и уставы субъектов РФ, федеральные конституционные законы (например, от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
Конституция - центральное звено правовой системы России. Ее нормы обладают высшей юридической силой. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты. Ни один издаваемый в стране правовой акт не может противоречить Конституции. Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- основные права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть;
- исполнительная власть;
- государственная власть субъектов;
- судебная власть и прокуратура;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: конституционное (государственное) право России - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
2.2. Основные подходы к определению конституционно-правовых норм
Существует три подхода к определению конституционно-правовых норм:
1.Конституционно-правовые нормы определяются через конституционное право - нормы, в совокупности составляющие конституционное право, называются конституционно-правовыми нормами;
2. Конституционно-правовые нормы определяются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют, в этом случае перечень будет включать те отношения, которые являются предметом конституционного права - конституционно-правовые нормы - это нормы, регулирующие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство и систему органов государственной власти;
3. Конституционно-правовые нормы определяются через субъекты, которые могут их устанавливать - конституционно-правовые нормы - это нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти .
Понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.
Таким образом, рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Отмечая одну из главных особенностей конституционно-правовых норм, а в частности конституционных норм, Е.И. Козлова подчеркивает специфику цели конституционно-правового регулирования - внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны путем установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, создание общеобязательной системы типовых масштабов поведения.
Таким образом, специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели -регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и местного самоуправления.
ГЛАВА 3. НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ
Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы, образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. Комарова В.В. (и ее последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации.
Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:
- значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, т. е. в первичных учредительных актах;
- они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;
- они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т. е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие;
- они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.
Существует мнение, что подавляющее число конституционных норм содержит только диспозиции. Но в этом случае вряд ли можно говорить о структуре конституционной нормы и вообще о норме как правиле поведения (здесь налицо дефиниция либо иное установление).
В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.
Обладая общими признаками, присущими всем правовым нормам, конституционно-правовые нормы имеют и некоторые особенности, выделяющие их из всей системы права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
- содержанием, которое определяется спецификой той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
- источниками, в которых эти нормы выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы прежде всего содержатся в Конституции РФ - акте, обладающем высшей юридической силой;
- своеобразием видов: общерегулятивных норм в этой правовой отрасли значительно больше, чем в других;
- учредительным характером содержащихся в них предписаний;
- специфическим характером субъектов и особым механизмом реализации (например, регулирование института гражданства как правового состояния);
- особенностями структуры: как правило, конституционно-правовые нормы не имеют традиционной трехчленной структуры - гипотезы, диспозиции и санкции. Обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
Конституционное право в первую очередь закрепляет принципы, основные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права, определяет государственное устройство и экономическую систему Российской Федерации, положение личности, систему судебных органов и т.д.
Нормы российского конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой - имеют свои особенности. Существует множество классификаций конституционно-правовых норм по самым различным основаниям: по содержанию, форме, характеру действия, по субъектам, издающим конституционно-правовые акты, и т. д. Содержание конституционно-правовых норм определяется конкретной сферой регулирования; содержание норм об основных правах человека иное, чем, например, о составе Российской Федерации. По своей юридической силе нормы конституционного права также неодинаковы. Нормам конституций (уставов) принадлежит верховенство (соответственно, на уровне Федерации или в рамках субъекта РФ), ибо противоречащие им положения других законов признаются недействующими. Среди норм, содержащихся в Конституции РФ, приоритет имеют нормы гл. 1 (об основах конституционного строя). Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16).
Конституционные нормы различаются по характеру содержания и основного назначения своих предписаний. По данному критерию конституционные нормы классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
В соответствии с ролью, выполняемой в механизме конституционного регулирования, следует выделить материальные и процессуальные конституционные нормы. Материальные нормы регламентируют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы - формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма. Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ (не моложе 35-летнего возраста и др.), а процессуальными - нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.
Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в конституционных нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные, альтернативные и поощрительные. Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом (все запрещающие нормы - императивные), альтернативные нормы дают субъекту (субъектам) возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов, но не дают абсолютной свободы выбора (например, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции). Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Поощрительные нормы устанавливают меры, стимулирующие достижение повышенных социальных результатов.
Конституционные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют родственные виды общественных отношений. Специальные нормы регулируют специфический вид отношений данного рода либо имеют специальное назначение. Исключительные нормы определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах.
По действию во времени следует различать конституционные нормы, которые действуют в течение неопределенного срока, и нормы с ограниченным сроком действия.
Возможны и иные классификации конституционных норм.
По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. При этом учредительные нормы обладают зачастую качеством иных видов норм, осуществляя, например, регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.
Учредительные нормы (декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы) устанавливают публично-властные, социально-экономические, духовно-культурные устои общества (например, систему государственных органов, основные права, свободы), задают их соотношение (например, наделяют качеством высшей ценности человека, его права и свободы, определяют основой взаимодействия органов государственной власти принципы единства системы государственной власти, разделения властей).
Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов государственной власти, граждан, их объединений путем конкретизации учредительных норм. Они закрепляют права, обязанности граждан, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.
Охранительные нормы устанавливают за совершение правонарушений меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).
Обеспечительные, или гарантийные, нормы направлены на обеспечение гражданских прав, деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распушена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.
Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня се официального опубликования по результатам всенародного голосования.
Нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По предмету правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус. Процессуальные нормы определяют порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления им законодательной деятельности.
По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.
Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.
Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями) устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд, каждый субъект Федерации решает самостоятельно.
Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.
По субъектам правотворчества выделяют нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах.
По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении исследования можно сделать следующие обобщающие выводы:
- Конституционное (государственное) право является важной составляющей всех остальных отраслей права Российской Федерации. Конституционно-правовые нормы, в своей совокупности образующие отрасль конституционного права, играют определяющую роль в жизни общества и государства.
- Конституционно-правовые нормы -- это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
- Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:
1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;
2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;
3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;
4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.
- Классификация юридических норм - это их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.
- Конституционно-правовые нормы закрепляют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса личности, федеративного устройства и закрепляют систему органов государственной власти и местного самоуправления.
- Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права - в Конституции РФ.
- Своеобразии видов конституционно-правовой нормы в том, что среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм: это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи.
- Нормы конституционного права определяют систему государственных органов.
- Для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция, и лишь в отдельных случаях - санкция.
- Можно выделить следующие формы реализации норм конституционного права:
- Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы);
- Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы);
- Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы);
- Применение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 28.05.2021)
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 1.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 №52-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 // Собрание законодательства РФ. 2021. №3. Ст. 593.
Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. - 912 с.
Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. - 240 с.
Астафичев П. А. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. - 392 с.
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. - 304 с.
Бялт, В.С. К вопросу о понятии и содержании права / Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 6. - С. 22-25.
Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юрайт, 2018. - 367 с.
Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 - 640с.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019.- 592 с.
Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. - 280 с.
Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
Любашиц, В. Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я. Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 526 с.
Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 560 с.
Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!