Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Регулирование, контроль и надзор Банка России в сфере финансовых рынков

Тип Курсовая
Предмет Финансовое право

ID (номер) заказа
3256749

500 руб.

Просмотров
1814
Размер файла
60.37 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ. Тема регулирования, контроля и надзора Банка России в сфере финансовых рынков является актуальной, так как мы живем в век рыночной экономики, которая, в свою очередь, построена на денежных отношениях. Центральными участниками этих отношений являются банки. Ведение банковских счетов, проведение платежей, выдача кредитов и многие другие финансовые операции невозможны без их посредничества.
История банковского дела в России уходит во времена правления Анны Иоанновны, которая издала указ о выдаче ссуд из монетной конторы под 8% годовых. Первые кредитные организации, аналогичные тем, с которыми мы знакомы, появились в 1754 году. По указу Елизаветы Петровны были созданы Дворянские заемные банки и Купеческий банк. В 1786 году они прекратили свое существование, а на их почве образовался Государственный заемный банк, который давал деньги в долг (ссуживал) преимущественно государству.
Деятельность коммерческих банков сопряжена с высокими рисками, следовательно, этой сфере необходим дополнительный надзор, контроль и регулирование, что как раз таки входит в функционал Центрального банка.
История ЦБ началась с указа Александра II о формировании Государственного банка в 1860 году. Согласно уставу, одна из превалирующих задач - «оживление торговых оборотов и упрочение денежной кредитной системы». Первоначально банк преимущественно выдавал краткосрочные кредиты коммерческим организациям. Спустя 60 лет, а именно в 20-е годы ХХ века, способствовал возрождению финансовой системы страны, развитию товарно-денежных отношений.
Исходя из вышеперечисленного, мы отчетливо видим, что банковская сфера идет с нами нога в ногу уже многие годы. Мы неразрывно с нею связаны. Для того, чтобы она успешно функционировала необходим грамотный надзор, контроль и регулирование.
В рамках курсовой работы мы попытаемся подробно рассмотреть регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков.
Тема: «Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков».
Проблема данной темы кроется в большом количестве функций, возложенных на ЦБ, и в их реализации
Цель работы: выявление регулирующих, контрольных и надзорных функции ЦБ и рассмотрение их применения.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
Изучить понятие о банке, Банке России и финансовом рынке.
Проанализировать функционал Банка России.
Выделить основные методики их применения.
Рассмотреть практику применения регулирующих, контрольных и надзорных функций.
Объектом данного исследования являются регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России.
Предметом работы выступает банковская система Российской Федерации.
Методологическую базу курсовой работы составляют общенаучные методы: системный анализ, индукция, дедукция.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении рассматривается актуальность темы работы, формулируется проблематика, ставится цель и задачи исследования.
В первой главе рассматривается сущность банковской системы и финансовых рынков.
Вторая глава раскрывает особенности нормативно-правовой базы банковской системы.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы.
ГЛАВА 1. ПРИРОДА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ФИНАНСОВЫХ
РЫНКОВ И ФУНКЦИОНАЛ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ1.1 Понятие о банках, Банке России и о их функциональных особенностяхБанковская система Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, состоящих из Центрального банка, кредитных организаций (к последним относятся коммерческие банки и другие кредитные организации и расчетные учреждения, которые могут быть консолидированы в виде холдинговых компаний), а также банковской инфраструктуры и банковского законодательства. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система Российской Федерации включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Рабочая гипотеза состоит в том, что реорганизация финансовой системы приводит к усилению монополистических тенденций в банковском секторе при одновременном решении ключевых проблем российской банковской системы: достигается более объективное отражение проблемных активов в балансе банковской системы; экономическая роль "схематического" капиталообразования российской банковской системы снижается при одновременном росте государственной собственности в российской банковской системе; бизнес-модель, основанная на кредитовании частного бизнеса его собственникам, становится неэффективной.
Для начала стоит разобраться с фундаментальными понятиями. Различают две основные разновидности банков: Центральный банк и коммерческие банки.
Банк – особые экономические институты, выполняющие накопление денежных средств, предоставление кредитов, проведение денежных расчетов, эмиссию денег, ценных бумаг, посредничество во взаимных платежах и расчетах между государствами, предприятиями, учреждениями и отдельными лицами.
«Здоровый» коммерческий банк обладает достаточным количеством капитала и ликвидности, управляет рисками и соблюдает нормы регулятора (ЦБ), чтобы выполнить свои обязательства в срок.
Банк России (Центральный банк) – это специальная организация, которая отвечает за денежно-кредитную политику и работу национальных платежных систем. Он регулирует всю финансовую деятельность страны, поэтому его также называют мегарегулятором.
Задачи регулятора выявить, что коммерческий банк «здоров». Если это не так, то необходимо принять меры для его выздоровления. А если это невозможно, то орган надзора должен принудительно санировать банк или лишить его права заниматься банковским бизнесом.
Банк России – это верхняя ступень банковской системы. Является юридическим лицом. Подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Основные функции Банка России:
Защита и обеспечение устойчивости рубля
Эмиссия национальной валюты
Лицензирование банков и других финансово-кредитных организаций и надзор за их деятельностью
Хранение международных и внутренних резервов
Обеспечение финансовой деятельности государства
Кредитование коммерческих банков
К его функционалу также относится нормотворческая деятельность, «очистка» рынка от «недобросовестных» компаний, защита прав потребителей финансовых услуг, создание обучающих программ по финансовой грамотности.
Исходя из вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что Банк России играет особую роль в функционировании государства. Он регулирует финансовую деятельность страны, защищает и обеспечивает устойчивость рубля, обладает исключительным правом денежной эмиссии, лицензирует банки и другие финансовые организации, а также осуществляет надзор за их деятельностью, хранит международные и внутренние резервы, кредитует коммерческие банки.
1.2 Правовой статус Банка РоссииНа мой взгляд, чтобы детально разобраться в теме, необходимо досконально изучить вопрос правового статуса и функций, вытекающих из этого статуса. Это позволит нам подойти ближе к сути.
Согласно статье 75 Конституции РФ Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом, наделяющим объект нашего рассмотрения исключительным правом и функционалом.
В своей деятельности Банк России независим от других федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статус, цели, функции и полномочия Банка России обозначены в Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других федеральных законах.
Банк России не является органом государственной власти, но при этом имеет нормотворческие полномочия, что может показаться удивительным. Они являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к компетенции Банка. Но при этом он не обладает правом законодательной инициативы, что следует из статьи 104 Конституции РФ.
К тому же, реализация полномочий ЦБ предполагает применение мер государственного принуждения, что также сопоставимо с функциями государства. Например, предписание об устранении нарушений, штраф, ограничение проведения отдельных операций, требование об осуществлении мер (мероприятий) по финансовому оздоровлению и другое.
В структуру Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.
Центральный аппарат Банка России состоит из департаментов по основным направлениям его деятельности. Они не обладают правами юридического лица и являются структурными подразделениями этого банка.
С июля 2009 г. Банк России является членом Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Участие в Комитете дает возможность Центральному банку влиять на меры по совершенствованию не только внутренней, но и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования в соответствии с ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка. Формально эта деятельность должна позитивно сказаться на финансовой стабильности России.
Банковская система является крупнейшей по размеру и значимости частью кредитной системы. Банковская система России имеет несколько основных характеристик, таких как: большинство банков сосредоточено в центральной части; основная масса банков состоит из малых и средних банков; преобладающие формы собственности: акционерная, паевая, смешанная. Практически все банки в России универсальны, поэтому сеть специализированных банков, так современная российская банковская система-это система переходного периода, она представляет собой упрощенную модель рынка и состоит из двух компонентов.
Российская двухуровневая банковская система является сечением институтов Центрального Банка России и сечением коммерческих коммерческих банков. Центральный банк "отвечает" за эмиссию денег, стабильность российской валюты и контролирует деятельность коммерческих банков. Коммерческие банки, в свою очередь, несут ответственность за обслуживание населения, предпринимателей и клиентов, предоставляя им различные банковские услуги и продукты.
Коммерческие банки России (по виду формирования уставного капитала) подразделяются на акционерные и акционерные общества, то есть общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. По видам предлагаемых и оказываемых услуг банки могут быть специализированными и универсальными. Универсальные банки имеют лицензию практически на все операции и операции, специализированные банки имеют определенные ограничения. В зависимости от размера уставного капитала, сделок и предлагаемых услуг коммерческие банки делятся на крупные, средние и малые.
Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый правовой статус Банка России, предоставляет ему исключительное право на эмиссию валюты (Часть 1) и защиты рубля и обеспечения его стабильности, которые является основной функцией Банка России (Часть 2). Этот статус, цели, функции и полномочия Банка России также изложено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ " О Центральном Банк Российской Федерации (Банк России), и другие федеральные законы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона " О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", цели Банк России должен защищать рубль и обеспечивать его стабильность, содействовать развитие и укрепление российской банковской системы, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, развитие финансовой рынок Российской Федерации и обеспечение его стабильности.
Ключевой элемент правового статуса Банка России — это его независимость, которая подразумевает, прежде всего, что Банк России является специальным государственно-правовым учреждением, имеющим исключительное право на выдачу валюты и организацию его тираж. Банк России не является государственным органом власть, но ее полномочия, по сути, являются функциями тела государственной власти, поскольку их реализация подразумевает использование государством принуждение. Банк России выполняет функции и осуществляет полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон " О Центральном Банке Российской Федерации (банке России) " независимо от федеральных органов государственной власти, региональные власти и органы местного самоуправления. Его независимый статус кодифицируется в статье 75 Конституции Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона ‘О Центральный банк Российской Федерации (Банк России)".
Законодательные полномочия Банка России подразумевают его исключительные право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления и всех юридические и физические лица по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом " О Центральном Банке Российской Федерации (банке и других федеральных законов. В соответствии со статьей 104 Конституция Российской Федерации, Банк России не имеет право инициировать законодательство, но оно задействовано в правотворческом процессе не только в силу выдачи собственных нормативные акты, а также в связи с тем, что проекты федеральных законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти об исполнении Банком России своих функции должны быть представлены на рассмотрение в Банк России и одобрение.
Банк России является юридическим лицом. Его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Тем не менее, Банк России имеет как собственные, так и финансовые независимость. Он осуществляет свои полномочия по владению, использованию и управлению имущество, включая международные резервы, в соответствии с целями и в установленном порядке Федеральным законом " О Центральном Банке Российской Федерации (банке России)’. Имущество Банка России не может быть арестовано или обремененных без его согласия, если только федеральный закон не предусматривает иначе. Финансовая независимость Банка России подразумевает что она покрывает свои расходы за счет собственных доходов. Банк России может защищать свои интересы в суде, включая международные суды, суды иностранных государств и арбитражные суды.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, просто как Банк России не несет ответственности по государственным обязательствам, если они не взяли на себя такие обязательства или если федеральные законы не предусматривают иначе. Банк России не несет ответственности по своим обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых учреждений, в то время как кредитные организации и некредитные финансовые учреждения не несут ответственности обязательства Банка России, за исключением случаев, в которых Банк России или кредитные организации и некредитные финансовые учреждения берут на себя такие обязательства.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Федерация (далее - Государственная Дума), который назначает и освобождает от должности управляющего Банка России (о предложение Президента Российской Федерации) и членов совета директоров Банка России (по предложению глава Банка России, согласованный с президентом Российской Федерации), направляет и отзывает своих представителей в Национальном Финансовый совет в пределах своей квоты и рассматривает руководящие принципы государственная денежно-кредитная политика и годовой отчет Банка России на них. По предложению Национального финансового совета Государственная Дума может принять решение о получении Счетной палаты Российской Федерации по аудиту финансово-экономической деятельность Банка России и его подразделений и учреждения. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России участие ее представителей и заслушивание докладов Глава Банка России о деятельности Банка России курс представления годового отчета и руководящих принципов для единого государства монетарная политика.
Мы уже упоминали, что Банк России является юридическим лицом, при этом уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, но ЦБ наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется самим банком. Финансовая независимость кроется в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Что касается правового поля и обязательств, то Банк России вправе защищать свои интересы в судебном порядке (это касается и международных судов, судов иностранных государств и третейских судов). ЦБ не отвечает по обязательствам государства, если это не предусмотрено федеральным законом, и государство не отвечает по обязательствам Банка России.
Таким образом, мы видим, что ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости (статья 75 Конституции РФ и статья 1, 2 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Эта черта проявляется в особом публично-правовом статусе, который наделяет Банк исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
1.3 Понятие о финансовом рынке и о его функционалеФинансовые рынки являются источником жизненной силы мировой экономики, где изменения в одной части мира быстро и бурно, как волны, распространяются и влияют на каждую страну, компанию и человека. Это наиболее ярко проявилось в великом мировом экономическом кризисе, который начался именно на финансовом рынке США, то есть там, где рынок наиболее развит, и распространился на все остальные страны. Финансовые рынки в современном мире связаны с другими сегментами мировой экономики. Чтобы понять феномен и флуктуации, основанные на этом экспоненте, сегодня как никогда необходимо следить за тотальными изменениями не только в экономике, но и во всех других слоях общества. Сложность механизмов финансовых рынков, большое количество участников, важность регулирования и надзора, но высокая прибыль и высокие риски, так что понимание финансовых рынков сегодня сложнее, чем когда-либо прежде.
Финансовые рынки берут свое начало из древних времен, ровно тогда, когда человечество приняло решение о выращивании сельскохозяйственных культур и торговле ими. После плохого урожая первым фермерам нужно было бы получить откуда-то семена для посева в следующем году и дополнительный запас еды, чтобы обеспечить выживание своим семьям.
Обе данные сделки потребовали бы, чтобы они получили кредит от других с запасом семян и продуктов питания. После хорошего урожая фермерам пришлось бы решать, обменивать ли свои излишки немедленно или хранить их - выбор, перед которым стоит любой продавец сырьевых товаров в 21-ом веке.
Количество рыбы, которую эти фермеры могли получить за корзину пшеницы или ржи, варьировалось бы день ото дня в зависимости от улова, урожая и погоды; таким образом их обменные курсы были бы изменчивыми или волатильными.
Таким образом, действия фермеров в совокупности представляли собой зарождающийся финансовый рынок и этот рынок выполнял многие из тех же функций, что и высокоразвитые финансовые рынки в современной экономике.
Финансовый рынок или рынок капитала – это рынок, на котором происходит распределение накопленных сбережений между финансовыми активами и реальными инвестициями и целью которого является преобразование сбережений в инвестиции.
Функции:
Ценообразование
Оценка стоимости активов
Арбитраж
Привлечение капитала
Торговые сделки
Инвестиции
Управление рисками
Все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод, что финансовые рынки играют существенную роль в развитии современной экономики. Без них не было бы такого важного и необходимого перераспределения средств.

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫВсе национальные и международные рынки составляют финансовый рынок. Она включает в себя банки, пенсионные/страховые/валютные фонды и многие другие экономические институты, которые помогают накапливать и перераспределять деньги.
Первостепенным же условием формирования доверия на финансовом рынке является устойчивость финансовых организаций, защищенность средств кредиторов и вкладчиков. В связи с этим необходимо отметить, что при сложной ситуации на финансовом рынке Банком России и его территориальными органами должным образом не реализуются полномочия при осуществлении надзора за кредитными и некредитными организациями, в том числе в сфере потребительского кредитования. Несмотря на массовое нарушение прав потребителей, такие нарушения выявляются органами Банка России в единичных случаях, эта сфера надзора в качестве приоритетной не определена.
Банки в России предлагают широкий спектр финансовых услуг, хотя российская банковская система все еще восстанавливается после падения российского рубля, политической нестабильности и международных санкций в 2014 году.
Банки в России подчиняются различным и постоянно меняющимся нормативным актам Банка России, а также обязательным требованиям российского законодательства, установленным Российской Федерацией. Государственный Сбербанк считается крупнейшим банком России.
В ходе рассмотрения функций Банка России очень важно затронуть тему нормативно-правовой базы.
В первую очередь стоит сказать о Конституции Российской Федерации. Упоминание о Центральном банке мы можем увидеть в статье 75, где указывается денежная эмиссия, также обозначается основная функция ЦБ – «защита и обеспечение устойчивости рубля».
Следующими в иерархии являются федеральные законы.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".
Устанавливает основы функционирования Центрального Банка России (устройство и положение, денежная политика, особенности трудовых отношений с служащими центрального банка и многие другие).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395 "О банках и банковской деятельности.
Специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.
Немало важную роль в регулировании банковской деятельности играют и иные законодательные акты, например, - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Следующее в правовой иерархии - подзаконные нормативные акты.
Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. №1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" (с изменениями от 27 апреля 1995 г.);
Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. №454-р "О прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций".
Система банковского законодательства достаточна обширна. Здесь можно встретить как основные документы страны, так и различные нормативно-правовые акты, регулирующие множество аспектов банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ3.1 Органы, осуществляющие регулирующие и надзорные функции
В соответствии с российским законодательством регулирующие и надзорные функции в банковской и финансовой сферах выполняет Банк России. Надзорный процесс охватывает весь цикл от лицензирования до ликвидации кредитной организации.
Предлагаю обратиться к статье 56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)":
«Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги».
Благодаря изученному материалу, в том числе и на основании данной статьи, мы можем сделать вывод о том, что основные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов потребителей. Банк России не касается оперативной деятельности кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Для осуществления регулирующих и надзорных функций Банка России на постоянной основе функционирует Комитет банковского надзора, который объединяет руководителей структурных подразделений Банка России, которые, в свою очередь, обеспечивают выполнение его надзорных функций.
Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Мы видим, что цели, установленные нормативно-правовыми актами, реализуются Банком России в том числе посредством создания Комитета банковского надзора.
3.2 Функции по регулированию, надзору и контролю, исходя из 4 статьи Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».Административная реформа 2004 г. закрепила триаду государственных органов: органы, выполняющие правоприменительные функции, контрольно-надзорные органы, органы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере. Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством различных видов контроля: государственного, муниципального, ведомственного, общественного. Разграничение регуляторной и контрольной функций между федеральными органами исполнительной власти актуализирует задачу эффективности государственного контроля.
С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность банковской системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод "власти и подчинения", не основанный на субординации, так как кредитные организации не входят в систему Банка России, поэтому указанные отношения регулируются нормами финансового права.
Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению совета директоров.
Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России или по поручению совета директоров аудиторскими организациями. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
Функцию, закрепленную в статье 75 Конституции РФ, мы уже озвучили, теперь предлагаю перейти к статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и выделить ряд полномочий Банка России, которые непосредственно относятся к теме нашей курсовой работы.
устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
устанавливает правила проведения банковских операций;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
Также осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что Банк России наделен большим количеством функции по регулированию, контролю и надзору, что, безусловно, помогает ему выполнять основную задачу защиту и обеспечение устойчивости рубля.
3.3 Переход функций от ФСФР
Впервые орган страхового надзора появился в 1894 г. и носил наименование Страховой комитет при Министерстве внутренних дел. Уже в 1925 г. появился новый надзорный орган - Госстрах, утвержденный Президиумом ЦИК КПСС. Позднее он был переименован в Росстрахнадзор, который просуществовал вплоть до 1996 г. С 1996 г. и до 2004 г. надзорные функции были переданы Департаменту страхового надзора при Минфине Российской Федерации, а в 2004 г. полномочиями по осуществлению страхового надзора была наделена Федеральная служба страхового надзора при Министерстве финансов (ФССН). В 2011 г., согласно Указу Президента РФ "О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ", ФССН была упразднена. Надзорные функции перешли Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) и Банку России. В 2013 г. произошли кардинальные реформы в области страхового дела, которые коснулись также и страхового надзора.
Функции регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков были переданы Банку России 8 лет назад, а именно в 2013 году.
Это произошло в виду упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), поскольку Министерство Финансов РФ, основываясь на опыте зарубежных стран, сочло более эффективным сосредоточение полномочий в едином органе.
Банку России перешли следующие полномочия:
контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе участников рынка ценных бумаг, субъектов страхового дела и микрофинансовых организаций,
контроль и надзор за деятельностью бирж, инвестиционных и пенсионных фондов,
контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
К тому же, Банку России были переданы некоторые полномочия Минфина России и Правительства РФ по нормативному регулированию финансового рынка.
Именно благодаря переходу данной функции, Банк России имеет возможность издавать нормативные акты, регулирующие отношения в указанной сфере.
Эта реформа обусловлена изменением еще некоторых аспектов: переименованием Национального банковского совета в Национальный финансовый совет и увеличением полномочий Председателя Банка России увеличивается с четырех до пяти лет.
3.4 Проявление регулирующих, надзорных и контрольных функций на практикеСогласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" главными целями регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В основу российского банковского законодательства заложены главные положения Директивы Европейского союза по учреждению и ведению бизнеса кредитных организаций (2000 г.). В частности, требования к минимальной величине капитала вновь создаваемых и действующих кредитных организаций; оценка репутации акционеров банка и структуры собственности; проверка бизнес-плана создания и развития банка; требование об уведомительном и разрешительном характере сделок приобретения акций банка. В 2011 г. реализована программа сотрудничества по вопросам банковского надзора и аудита совместно с Европейским союзом.
Для того, чтобы увидеть воочию реализацию обозначенного функционала, обратим взор на монетарную (денежно-кредитную) политику (комплекс мер по изменению денежной массы в экономике).
«Банк России в ежемесячном режиме рассчитывает основные показатели денежной массы в стране, что позволяет контролировать ее состояние, обеспечивать проведение и необходимую коррекцию кредитно-денежной политики».
В рамках реализации данной политики Центральный Банк прибегает к использованию различных инструментов:
регулирование учетной ставки;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
На сегодняшний день существует ряд актуальных проблем в области правового регулирования банковской деятельности. Появление данных проблем обусловлено рядом негативных факторов, в частности, таких, как низкий уровень эффективности правоприменительной и правореализационной практики, а также высокий уровень игнорирования права, выражающийся в правовом нигилизме. Как следствие, мы наблюдаем низкий уровень правосознания, что, несомненно, ведет к понижению качества и эффективности правового регулирования как в банковской сфере, так и в других отраслях российского права.
Кроме того, уровень экономики страны напрямую зависит от решений, которые принимает Банк России. На сегодняшний день одна из ключевых задач банковской системы - трансформация сбережений в инвестиции - сдерживается пока что недостаточной степенью доверия к банковской системе.
Свою долю ответственности за такую ситуацию несет и Банк России как институт, отвечающий за развитие и укрепление банковской системы, осуществление банковского регулирования и надзора.
Цель правоприменения - регулирование отношений путем обеспечения надлежащего действия юридических норм. В связи с этим представляется необходимым выполнение следующих задач:
- выявление и устранение препятствующих надлежащему правоприменению факторов за счет прогнозирования и разработки путей совершенствования банковского законодательства на ближайший период;
- обозначение стратегий совершенствования банковского законодательства в перспективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕБанк России занимает отдельное место в функционировании государства. Несмотря на свою природу, он независим, что выражается в обособленности от других органов государственной власти, а также в осуществлении расходов за счет доходов. Также он не несет ответственности по обязательствам государства, только если это не предусмотрено федеральными законами.
В функциональном плане на банк возложены большие полномочия, начиная от защиты и обеспечения устойчивости рубля, эмиссии денежных средств, заканчивая утверждением плана счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядком его применения.
С точки зрения регулирования, надзора и контроля функционал также обширен. Для более эффективной реализации возложенных полномочий законодатель предусмотрел возможность государственного принуждения со стороны Банка России: предписания об устранении нарушений, штрафы, ограничения проведения отдельных операций и другое. Что, безусловно, упрощает работу ЦБ. Грамотная организация структуры (например, наличие Комитета банковского надзора) также влияет на обозначенный фактор.
Немало важным аспектом в повышении эффективности работы банковской системы является сосредоточение функций других органов в руках Банка России. Например, упразднение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и передача полномочий по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций; бирж, инвестиционных и пенсионных фондов; в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Центральному банку.
Предложена критическая модель деятельности Центрального банка, позволяющая провести системный анализ развития российской банковской системы на этапе трансформации. Проведенное исследование наглядно показало, что монополизация банковского сектора приводит к снижению рискованности рыночной стратегии отдельных банков, однако наблюдается увеличение вероятности системных шоков банковской системы в целом.
Поскольку ряд государств уже имеют
сформировавшуюся банковскую систему с
разделением банков на территориальные, дей-
ствующие только в отдельных регионах, и
банков общегосударственного уровня, целесо-
образно при пропорциональном регулировании
банковской системы России учесть опыт дру-
гих государств чтобы избежать тех ошибок,
которые были допущены ранее.
Действующее российское законодатель-
ство ограничивает возможности для неболь-
ших банков по ведению банковских операций
в отдельных секторах, таким образом банки
с базовой лицензией будут и дальше терять
свои позиции. Это может привести к неравно-
мерному социально-экономическому разви-
тию субъектов РФ, что окажет влияние на
экономическую безопасность тех регионов,
где не развиты региональные банки
Поскольку ряд государств уже имеют сформировавшуюся банковскую систему с разделением банков на территориальные, действующие только в отдельных регионах, и банков общегосударственного уровня, целесообразно при пропорциональном регулировании банковской системы России учесть опыт других государств чтобы избежать тех ошибок, которые были допущены ранее. Действующее российское законодательство ограничивает возможности для небольших банков по ведению банковских операций в отдельных секторах, таким образом банки с базовой лицензией будут и дальше терять свои позиции. Это может привести к неравномерному социально-экономическому развитию субъектов РФ, что окажет влияние на экономическую безопасность тех регионов, где не развиты региональные банки
Все обозначенное подводит нас к выводу, что Банк России, несмотря на большое количество полномочий, смог организовать внутреннюю работу так, что даже, несмотря на передачу полномочий от других органов, выполняет свои функции по регулированию, надзору и контролю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты и официальные документы
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2020) "О банках и банковской деятельности".
Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" // СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. I).
Директива Европейского союза по учреждению и ведению бизнеса кредитных организаций 2000/48/ЕС от 20 марта 2000 г.
Информация ЦБР от 30 марта 2011 г. "О реализации программы сотрудничества Евросистемы и Центрального банка РФ в области банковского надзора и внутреннего аудита" // Вестнике Банка России. 2011. N 19.
Учебники, книги
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации. М.: Юрайт, 2019. С. 127 и след.
Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: электронное учебное издание / В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик [Электрон. дан. (6,2 Мб)]. Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2017. С. 22
Экономика для менеджеров: учебник. В 2-х книгах. Книга II. / Под ред. А.А. Пороховского, И.М. Тенякова. – М.: Издательство «Книга-Мемуар», 2020. С. 337
Электронные ресурсы
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Статьи в периодических изданиях
Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А. Надзор за исполнением законов на финансовом рынке // Законность. 2021. N 1. С. 20 - 24.
Лопатина Т.М. Роль общественного контроля в современных условиях // Российская юстиция. 2020. N 4. С. 49 - 52.
Тарасов Н.Н. Механизм правового регулирования: становление понятия // Российский юридический журнал. 2020. N 5. С. 90 - 115.
Бут Н.Д. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан в кредитно-банковской сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 2. С. 30 - 35.
Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. 272 с.
Шишканова Е.М. Проблемы совершенствования правоприменительной деятельности в банковской системе России // Банковское право. 2018. N 2. С. 73 - 78.
Деловая журналистика / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141349
рейтинг
icon
3060
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139148
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93878
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 215 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РГРТУ
Прекрасная девушка, всегда на связи, на середине работы вынуждено пришлось менять тему, не...
star star star star star
Миигаик
Работа принята без замечаний. Выполнена раньше срока. Рекомендую исполнителя!
star star star star star
Синергия
Всем добрый день , рекомендую данного исполнителя ( Анну ) работу выполнила хорошо , спаси...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Преддипломная

Отчет по практике, Право

Срок сдачи к 20 мая

только что

Тема: Программа поиска на множестве точек квадрата максимальной...

Курсовая, Программирование на языках высокого уровня

Срок сдачи к 27 мая

только что

Конфуцианское учение о человеке

Реферат, Философия

Срок сдачи к 20 мая

1 минуту назад

Реферат на тему распорядительные документы

Реферат, Документационное обеспечение управления, менеджмент

Срок сдачи к 20 мая

1 минуту назад

Финансовая система

Курсовая, Финансы, денежное обращение и кредит

Срок сдачи к 18 мая

1 минуту назад

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Кандидатская диссертация, Юриспруденция

Срок сдачи к 18 мая

1 минуту назад

1 черчеж-3-й вид и аксонометрия 2-й чертеж -сделать...

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 26 мая

2 минуты назад
2 минуты назад

Презинтация по диссертации

Презентация, Менеджмент

Срок сдачи к 19 мая

2 минуты назад

Преддипломная практика

Отчет по практике, государственное и муниципальное управление

Срок сдачи к 25 мая

2 минуты назад

ПМ02 учебн+производст

Отчет по практике, Право

Срок сдачи к 19 мая

3 минуты назад

1. Житель Сочи Переверзев собирал на берегу мелкие ракушки и камни

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 18 мая

4 минуты назад

ПМ01 Учебная+производств

Отчет по практике, Право

Срок сдачи к 19 мая

4 минуты назад

Решить задачи из высшей математики идеально без единой ошибки

Решение задач, Математический анализ

Срок сдачи к 22 мая

5 минут назад

Срочнооооо!

Другое, Английский язык для инженеров

Срок сдачи к 18 мая

5 минут назад
5 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.