это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3262147
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеВо все времена русская земля славилась готовыми на благое дело людьми: меценаты или просто православные христиане готовы были прийти на помощь малоимущим, обездоленным, голодным, не имеющим средств к существованию, страдающим тяжкими болезнями. Старинные традиции не остались в прошлом, несколько видоизменяясь и став более широким понятием благотворительность актуальна сейчас как никогда.
Благотворительность в России – это прежде всего милосердие, сострадание, любовь Пройдя многолетний путь становления, благотворительная деятельность постоянно развивалась, чтобы к XXI веку оформиться в профессиональное направление, стать полноценной социальной работой. Современная благотворительность в России регламентируется законодательными актами, что делает ее более адресной, прозрачной, эффективной.
Актуальность данной курсовой работы связана с «увеличением масштабов благотворительной деятельности. Соответственно, необходимо изучать опыт благотворительной деятельности для того, чтобы учесть и не допустить существенных ошибок в этом процессе.
Объект исследования: благотворительность.
Предмет исследования: изучение особенностей благотворительности во второй половине 19 в.
Цель исследования: провести анализ благотворительности во второй половине 19 в.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и назначение благотворительной деятельности;
- исследовать историю возникновения благотворительной деятельности в России;
- проанализировать развитие благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века;
- изучить благотворительную деятельность в России в наши дни.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Е. Анисимова, О.А. Быковой, В.И. Горшковой, В.И. Васильева, В.Г. Вовиной-Лебедевой и др.
Методы исследования: анализ специальной литературы; интерпретация; обобщение; изучение исторического опыта; сравнение и обобщение.
Практическая значимость работы заключается в изучении особенностей благотворительности во второй половине 19 в. Полученные результаты исследования могут быть полезны студентам и работникам исторического факультета.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
1. История и развитие благотворительной деятельности в России1.1 Понятие и назначение благотворительной деятельности
Выбирая разные ракурсы рассмотрения феномена благотворительности, авторы исследований, статей о благотворительности формулируют определения, выделяющие ту или иную функцию благотворительности в обществе. Изначально в благотворительности в большей мере видели социальную и морально-нравственную пользу. По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни». Морально-нравственной функции соответствует определение из словаря Брокгауза и Эфрона (1891 г.): «Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Вот как эти две трактовки объединяются в определении Толкового словаря русского языка: «Благотворительность – действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим».
Авторы современных определений понятия, не отказываясь от этих базовых функций, обращают внимание на определенные их аспекты, важные для верного отображения сути явления в современном мире. К примеру, В.И. Васильев указывает в своем определении на негосударственный характер социальной помощи, оказываемой в рамках благотворительной деятельности, а также ее общественную роль: «Благотворительность – негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности». Особое значение в современном обществе приобретает экономическая функция благотворительности, поэтому появляются такие определения: «Благотворительность – это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии».
Заслуживает также внимания трактовка благотворительности, в которой она рассматривается как механизм самозащиты человеческого бытия: «Благотворительность – безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями “прощения грехов”, гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия».
Независимо от трактовки, благотворительность – это всегда действие, деятельность, движение, поступок, акт. При этом мы можем выделить два «ключа» к определению благотворительности – это цели деятельности и ее бескорыстный характер. Благотворительность ради помощи ближнему, помощи обществу и государству, помощи человечеству – таковы целевые устремления современных благотворителей. Бескорыстие же означает, в первую очередь, что благотворитель не ставит перед собой целью извлечение прибыли, получение прямой финансовой или материальной выгоды. Однако если говорить о пользе благотворительности для развития личности, социального климата и т.п., выгода от такой деятельности для самого благотворителя очевидна.
При этом цели благотворительной деятельности могут различаться принципиально – исходя из представлений о благотворительности и, прежде всего, ее социальных функций (защиты и развития). В современном обществе делают различие между благотворительностью ситуативной («по запросу» нуждающегося, направленной на оперативную ликвидацию последствий проблемы) и стратегической (призванной решать сами проблемы, оказывающей постоянное воздействие на общество, поддерживающей работу над определенной общественной задачей). Благотворительность катастроф, стихийных бедствий, адресная помощь социально уязвимым группам – это все ситуативная благотворительность. Стратегическая – поддержка образования и науки, социальных проектов в разных областях. Такая благотворительность, как правило, осуществляется через посредников – благотворительные организации. В свете этого подхода к благотворительности не относится милостыня (передача денег по просьбе конкретному лицу) или же помощь друзьям и родственникам. Бескорыстная помощь в рамках близкого, соседского, дружеского или иного, основанного на общих отношениях, знакомства – это часть обязательных, морально обусловленных, социальных межличностных отношений. Стратегической же благотворительностью можно назвать только организованную помощь, осуществляемую через специальные благотворительные институты.
Еще одна важная грань определения благотворительности – какие формы деятельности включаются в это понятие. Существует два принципиально различных подхода – один из них рассматривает добровольчество как часть благотворительности, форму благотворительной деятельности, другой – как принципиально отличную сферу деятельности. В последнем случае под благотворительностью понимают только жертвование денежными и материальными ресурсами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что благотворительность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.
1.2 История возникновения благотворительной деятельности в РоссииИстория благотворительности в России восходит к принятию христианства (988 год) – именно тогда, всего через восемь лет, в 996 году, киевский князь Владимир обязал духовенство заниматься «общественным призрением» (буквально - благотворительностью) и определил десятину на содержание монастырей, церквей и больниц.Это заложило основу всей благотворительности: в течение многих веков именно храмы, церкви и монастыри оставались центрами, в которых сосредотачивалась так называемая социальная помощь – при них устраивались странноприимцы, богадельни и больницы.
Время шло, благотворительность активно развивалась. Многое продолжало происходить по инициативе церкви: например, долгое время на территории Белоруссии, России и Литвы были распространены братства - национально-религиозные общественные организации при церквях, которые занимались просветительской деятельностью и помогали нуждающимся людям. Очень часто братства создавали приюты, в которых проживали те, кто не имел возможность прокормить себя самостоятельно.
Становление благотворительности как части государственной политики впервые началось в XVI веке – в период правления Ивана Грозного. Он издал ряд законов, направленных на оказание помощи нуждающимся, и поддержал создание богаделен – специальных благотворительных организаций, которые финансировались как за счет частных пожертвований, так и за счет государства.
А вот первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович обратил внимание на проблему сирот – и даже поручил патриаршему приказу открыть сиротские дома. Так зародилась традиция детских домов. Постепенно в привычку царя, его свиты и богатых горожан вошла раздача милостыни в богадельнях и тюрьмах - разумеется, в честь праздников (Рождества, Пасхи, военных побед или рождения наследников). Помимо милостыни, цари привечали у себя богомольцев, странников и юродивых - все они имели возможность подолгу жить в царском дворце на полном обеспечении.
Первым, кто предпринял попытку объединить частную и государственную благотворительность в России, был Федор Ртищев – меценат и близкий друг царя Алексея Михайловича. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных и даже пьяниц – и отвозили в специальные дома, где тех лечили и ухаживали.
Во время правления реформатора Петра I профессиональное нищенство жестоко преследовалось - уже невозможно было представить, чтобы нищий свободно поселился в царском дворце. Однако Петр сделал много для того, чтобы помочь истинно нуждающимся: неспособных к труду помещали в госпитали и богадельни, раздавали престарелым и калекам «кормовые» деньги, строили госпитали для незаконнорожденных.
При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась ответственность заботиться об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов, домов для душевнобольных. Средства на их содержание выделялись по прежней схеме: часть - пожертвования частных лиц, часть - государственные дотации.
Огромный вклад в продолжение традиции благотворительности внесла императрица Мария Федоровна, жена Павла I. В 1796 году она возглавила Воспитательное общество благородных девиц - первую в дореволюционной России крупную филантропическую организацию (ее даже называли Учреждением императрицы Марии Федоровны). Воспитательное общество благородных девиц помогало детям, инвалидам, вдовам и престарелым.
Рисунок 1 – Благотворительность императрицы Марии Фёдоровны. Гравюра. XIX в.
Особое развитие частная благотворительность получила в период царствования Александра I. В 1816 г. император учредил Императорское человеколюбивое общество, целью которого было удовлетворять нужды бедных. По его примеру стали устраиваться и другие подобные комитеты, и общества. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала Имперское человеколюбивое общество и Женское патриотическое общество. Они ведали богадельнями, домами бесплатных и дешевых квартир, ночлежками, народными столовыми, швейными мастерскими, амбулаториями и больницами. Финансовую основу составляли взносы частных лиц.
В XIX веке о важности благотворительности говорили все. Жуковский, выдающийся поэт и наставник Пушкина, не раз повторял, что «право сделать добро - есть величайшая награда, какую только человеку заслужить можно». К концу XIX века в России уже существовало 3555 благотворительных учреждений и 1404 благотворительных общества – большая их часть находилась, конечно, в Москве и в Санкт-Петербурге.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Характерной чертой советского периода российской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем. Это практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, беспризорников, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности.
В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования часто поступали на государственные банковские счета. Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к «добровольно-принудительному» порядку - в момент получения заработной платы просто изымались «добровольные» членские взносы. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания, для чего собираются деньги и на что они расходуются.
В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации. По задумке, деятельность фондов должна была распространяться на всю территорию страны.
В 90-х годах прошлого века активную помощь благотворительным фондам начали оказывать иностранные грантодатели и фонды (Фонд Сороса, Фонд Форда, WWF). Они поддерживали отдельные проекты научной, культурной или социальной направленности, а также помогали талантливым личностям. Тогда же в Россию пришли международные благотворительные организации: «Армия спасения» и «Врачи без границ». Начали появляться российские благотворительные фонды, которые специализировались на оказании поддержки в определенных сферах деятельности.
Отличительной особенностью любого социума, на какой бы ступени развития оно ни пребывало, является предоставление поддержки и помощи отдельным категориям населения – тем, кто не в состоянии при помощи трудовой деятельности самостоятельно обеспечить себя, конкретнее, детям, пожилым гражданам, инвалидам и прочим категориям нуждающихся. На протяжении прогресса всемирной истории функционировали разнообразные формы поддержки и помощи людей, осуществляемой как государственными, социальными структурами, так и лично, на уровне конкретных лиц. Это подача милостыни, монастырское церковное попечение, формирование отдельных организаций по предоставлению помощи нищим, сиротам, больным, материальная помощь, социальная помощь, натуральная помощь.
Только в эпоху прогресса феодальных отношений начали появляться правовые акты, которые относятся к теме благотворительности. В Российском государстве первым таким ресурсом явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В данном документе было указано, что вдова без детей после смерти супруга имела право на выдачу обратно пенсии и приданного («полетное») — «две гривны в год».
В середине XVI в. забота о бедных была признана общественным делом, вместе с тем, благотворительность стала объектом государственного призрения. Государство начало регулировать работу призренческих организаций (прототипы современных организаций стационарного благотворительности).
В России к середине XVIII в. находились достаточно многообразные и усложненные формы социальной поддержки. Среди них выделялись: общинная, церковная, частная, милостыня, также государственное содержание, которое было создано для лиц, имевших награды перед Родиной (например, увечные войны).
Организации призрения от государства были очень слабыми, чтобы воплощать важное действие на судьбу нуждающихся во всей стране, в данной взаимосвязи проблема поддержки общества тому периоду времени стояла достаточно остро перед государством.
Значимым этапом на в ходе развития системы социальной поддержки в России явилось принятие в 1775 г. приказов публичного призрения. Данные документы формировали на губернском уровне, под надзором губернатора, что превозносило их статус и повышало многофункциональные возможности. Однако это несло за собой трудности, что были соединены с фактическим невыполнением, особенно в провинциях, по разнородным первопричинам основной массы законов, что были ориентированы на поддержку нуждающимся. Данный период характеризовался появлением социальных учреждений, одним из направлений работы, которых являлась благотворительность.
В начале XIX в. в России возросло число лиц, нуждающихся в поддержке государства: ветераны войн, семьи, что остались без кормильца, дети из многодетных семей, вдовы и др. Весомое число нуждающихся в этот временной период было поддержано с помощью полугосударственных благотворительных учреждений и повышенной частной благотворительности. С 1918 г. Россия в абсолютной мере брала на себя ответственность по социальной помощи и поддержке нуждающихся.
В период после Великой Отечественной войны произошло существенное повышение категорий, что нуждались в поддержке государства: инвалиды ВОВ, вдовы, сироты, многодетные семьи и т.д.
С 1990-х гг. начала складываться система благотворительности, и в ее границах – структура благотворительности. На сегодня может идти речь о сложившейся и достаточно сложной структуре благотворительности в России, но в одно и тоже время с этим не идет сокращение, а напротив увеличивается число лиц, что нуждаются в поддержке.
Рассматривая иностранную практику социального сопровождения, следует выделить Г. Эспин-Андерсена, который разделил промышленно развитые страны с рыночной экономикой на 3 вида в соотношениях с аспектами, на базе, которых в них построена система благотворительности.
В базе первого вида либеральных взаимоотношений между участниками социальной политической деятельности присутствует постулат, согласно с которым мире существуют лишь 2 «естественных» ресурса социального – семья и рынок. Государство лишь дополняет данные информаторы и ее вмешательство временное и наименьшее. Этот вид политической деятельности сформировывает четкую грань между общественной поддержкой и рынком. Социальная помощь и поддержка предоставляется исключительно в отношении тех граждан, что не имеют дохода, и имеет направленность «адресной» поддержки. В числе государств, что базируют собственную систему социальной поддержки и общественную политическому деятельность на принципах данной модели, входит Япония и все англоговорящие государства.
2-ой вид – консервативный содержится в том, что государство должно проводить социальную поддержку исключительно в тех областях, в прогрессе, которых оно имеет заинтересованность, а число, размер и форма поддержки, присутствует в зависимости от его нахождения в иерархической структуре социума. В этом понимании считается объективным, что увеличенный уровень поддержки лиц пенсионного возраста определен их высочайшим вкладом во время трудовой жизнедеятельности. Этот вид социальной поддержки назван консервативным, т.к. его ключевым принципом считается не распределение заработков, а поддержка того уровня жизни, который был заработан на протяжении трудовой жизнедеятельности, при приходе старости, также во время инвалидности, либо заболевания. В этих системах помимо страны, берущей на себя перераспределительно-административные функции, важная роль отводится нанимателям. В следствии этого данный вид социальных систем нередко называют консервативно-корпоративистским. К консервативному/консервативно-корпоративистскому типу относятся некоторые из стран Западной Европы.
Третий социал-демократический вид базируется на принципе «кто ты есть». Величайшую распространенность он приобрел в скандинавских странах, где главенствует уравнительная общественная политическая деятельность, обширно разветвлённая структура общественных норм, которая присутствует в натуральных либо финансовых пособиях, либо предложениях, предоставляемых жителям вне зависимости от их рабочего статуса и положения / отсутствия остальных ресурсов доходов.
Все приведенные выше модели в окончательном результате соединяет одна задача – достижение внутренней устойчивости и сокращение неравенства. В данной взаимосвязи, продолжающиеся общественные перемены, связанные с новым демографическим движением и ускоренным видоизменением индустриального социума в постиндустриальное, вызвали новый всплеск поиска «благоприятных тенденций в обществе». Ответной реакцией на сложившийся теоретический вызов в 1990-х гг. явилась политическая модель «Третий путь» (Third Way, которая связана с фамилиями глав «новых левых» – демократов США во время правления президента Б. Клинтона, лейбористов в Британии под началом Т. Блэра и социал-демократов в Германии управляющим, которых считался Г. Шредер.
Таким образом, можно резюмировать то, что каждая социальная система и имеет ясно выраженные цели, однако невозможно абсолютно точно наметить ее границы. Цели социальной политики находятся в зависимости от руководящих политических элит, общественного понимания, и от эволюции социальной структуры в каждом государстве. История благотворительности в России восходит к принятию христианства (988 год) – именно тогда киевский князь Владимир обязал духовенство заниматься благотворительностью и определил десятину на содержание монастырей, церквей и больниц.
Таким образом, в первой главе курсовой работы изучена история и развитие благотворительной деятельности в России; выделено понятие и назначение благотворительной деятельности; представлена история возникновения благотворительной деятельности в России. Далее переходим к анализу развития благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века.
2. Анализ развития благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века2.1 Развитие благотворительной деятельности в России во второй половине 19 векаВо второй половине 19-начале 20 веков частная благотворительность, например, в Ярославле, выглядела так. В 1866 году был открыт Ольгинский детский приют на 45 человек. Ярославские купцы Н. А. Друженков и К. М. Огнянов обязались ежегодно вносить по 1 200 рублей на две стипендии для двух девочек приюта, а купец А. А. Топыньков обещал вносить по 2 000 рублей ежегодно на стипендии для мальчиков.
Согласно Высочайшему соизволению, 17 апреля 1858 г. в Ярославле был открыт Николаевский детский приют – второе, после Ольгинского детского приюта, заведение подобного рода в городе. Попечительницей учреждения была назначена супруга губернатора О. П. Бутурлина, директором – купец А. И. Трунов.
В выписке из журнала думы от 27 сентября 1873 г. говорилось: «Николаевский детский приют в Ярославле был основан в 1858 г. потомственным почетным гражданином Алексеем Ивановичем Труновым, который и содержал его до настоящего года на свой счет, но в настоящее время, по изменившимся обстоятельствам в средствах ...он отказался от дальнейшего его содержания на свой счет...»
В заявлении в Ярославскую городскую думу от директора общественного банка, ярославского купца 1-й гильдии А. Д. Топленинова указывалось: «Вследствие затруднений, встреченных по содержанию Николаевского детского приюта, собрание городской думы, чрез городского голову...удостоило меня предложением о вспомоществовании...Благодарю собрание думы, предоставившее мне случай сделать еще одно доброе дело. Предложение собрания я принимаю, и на содержание Николаевского детского приюта жертвую в основной капитал банка 10 тысяч с тем...чтобы жертвуемый мною капитал ...именовался «капиталом детского приюта имени в Бозе почившего наследника Цесаревича Николая Александровича пожертвованным Топлениновым...».
Директором приюта был врач Александр Александрович Виноградов, оставивший о себе добрую память на многие годы.После смерти А. Д. Топленинова, попечителем стал Леонид Николаевич Пастухов, сын известного Николая Петровича Пастухова, основателя знаменитого Пастуховского училища.
В Иркутске, например, был открыт детский приют, так называемый «Базановский воспитательный дом» (также известен как Базановский сиропитательный приют). Открыт 7 октября 1893 (каменное здание, родовспомогательное отделение). Был основан на средства иркутского золотопромышленника И.И. Базанова для призрения детей. В воспитательный дом принимались дети не старше одного года, в большинстве подкидыши, а иногда от неимущих родителей. Детей выкармливали и передавали на воспитание благонадёжным людям. До восьмилетнего возраста воспитательный дом следил за судьбой свих питомцев. В первые годы своего существования воспитательный дом принимал за год до двухсот младенцев.
Все принятые в приют дети получали фамилию Базановы. Мальчиков в приюте учили сапожному делу, давали конторское образование. Девочки становились белошвейками, сестрами милосердия, словом, все получали профессию, и многие всю жизнь носили Фамилию Ивана и Матрены Базановых. После смерти И.И. Базанова его благородное дело продолжили его родственники – невестка Ю.И. Базанова и внучка В.П. Кельх со своим мужем.
С принятием нового законодательства (середина XIX в.) в стране резко увеличивается число пожертвований и возникает множество благотворительных обществ, открываемых частными лицами. По газетным сведениям, только с 1889 по 1898 год было открыто несколько сотен благотворительных заведений, а по данным министерства внутренних дел было зарегистрировано 74 устава частных заведений.
Особенно отличается своим желанием помогать бедным российское купечество. Большое количество видных коммерсантов, такие как господа Гарфункель, Шютт, Шуков и другие построили на свои средства в Санкт-Петербурге, а также в Москве и других городах приюты для детей бедняков, дома престарелых для овдовевших и одиноких стариков, больницы и множество подобных учреждений и открыли внушительные вклады на вечное хранение, проценты с которых предназначались для содержания этих учреждений. Они завещали на благотворительность крупные суммы денег, пожелав при этом, чтобы их имена остались неизвестными. (Граф Лаваль и барон Штиглиц основали самые крупные из учрежденных частными лицами детские приюты). В различные банки по всей стране были отданы на хранение внушительные капиталы, часть процентов с данных сумм ежегодно передавалась невестам из бедных мещанских семей в качестве приданого. Дочерям обнищавшим купцов предоставлялась особая поддержка, чтобы они смогли найти себе достойную партию.
Больницы графа Шереметьева в Санкт-Петербурге и князя Голицына в Москве заслуживают особого внимания. В них больных обеспечивают медицинской помощью и должным уходом. Основатели даже сейчас не жалеют денег и предоставляют все необходимое для процветания больниц. Я мог бы привести еще множество фактов, в которых я убедился лично. Мне кажется, их количество подтверждает мои слова о такой черте характера русского человека как добродетельность.
В XIX веке богадельни возникают повсеместно. Для их устройства передаются благотворительные капиталы и каменные дома от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получают семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных.
На рубеже XIX–ХХ веков богадельни составляли почти половину всех благотворительных заведений России для взрослых (по данным 1902 года, 2 083 из 4 382 заведений). Количество обитателей и материальное обеспечение в них различалось. К примеру, устройство московского «Убежища имени Степана и Анны Тарасовых для бедных престарелых лиц» на 150 человек, открытого в 1911 году, обошлось в 900 тыс. руб. Здание было столь добротным и представительным, что ныне в нем располагается Пенсионный фонд Российской Федерации (Шаболовка, дом 4). Некоторые одинокие призреваемые даже могли иметь в богадельне прислугу.
В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек. В 1906 году богадельни располагали собственной недвижимостью на 41 млн руб. и капиталами в 53 млн руб.
Рисунок 2 – Попечители и призреваемые у здания Дома призрения престарелых бедных женщин в память графа Г. А. Кушелева-Безбородко и К. К. Злобина Императорского человеколюбивого общества. Санкт-Петербург. 1913.
Дом призрения престарелых бедных женщин (Малоохтинская богадельня) был создан в 1857. В 1859 граф Г. А. Кушелев-Безбородко, член-благотворитель Санкт-Петербургского о бедных комитета, обязался за себя и своих наследников вносить на содержание Дома по 11 000 руб. в год. Обязательство обеспечивалось имениями графа. Одно из отделений Дома носило имя благотворителя К. К. Злобина, также завещавшего ему часть доходов от своего имения.
«Женское ремесленное убежище графини М. Д. Апраксиной… открыто в 1911 г. Устроено на 50 учащихся, в настоящее время обучается 27. Принимаются трудоспособные слепые девушки в возрасте от 16 до 25 лет со всех местностей Империи, предпочтительно же местные слепые. Они пользуются бесплатно полным призрением и обучаются ткацкому мастерству и грамоте. Курс учения трехлетний, по окончании же его слепых возвращают на родину, чтобы жить своим трудом. Со временем предполагается ввести обучение башмачному мастерству». (Из книги «Благотворительные учреждения для слепых в России». 1912).
Рисунок 3 – Воспитанницы женского ремесленного убежища для слепых им. графини Апраксиной во время урока музыки. Фотограф К.К. Булла 1914 год.
В 1864 владелец металлургических предприятий и золотых приисков К. В. Рукавишников открыл в Москве на свои средства приют для подростков, осужденных за уголовные преступления. Приют отличался от тюрьмы не только благоустроенным бытом и хорошим питанием: юношам здесь давали образование, обучали профессии. В мастерских приюта делали мебель, шили обувь и одежду. Изделия шли на продажу, причем 2/3 вырученных денег поступали на счет воспитанника и вручались ему по окончании содержания. По образцу Рукавишниковского приюта в России было открыто около 20 воспитательных учреждений.
Рисунок 4 – Дом-училище для слепых в Костроме. Фото В.Н. Кларк. Дореволюционная отрытка
В 1803 императрица Мария Федоровна основала в Гатчине сельский воспитательный дом на 600 детей обоего пола, принимавшихся с 7 лет. Заведение служило отделением Санкт-Петербургского воспитательного дома. Воспитанники получали элементарные знания и ремесленные навыки, после чего юношей уже с 10 лет размещали по вольным мастерам и в Александровскую мануфактуру, девиц – гувернантками в семейства. Лучших переводили в Санкт-Петербургский Воспитательный дом для дальнейшего образования. В 1817 Гатчинский воспитательный дом получил самостоятельный статус, в 1823 для него было построено новое здание по проекту архитектора Д. И. Квадри на Большом пр. Гатчины (ныне пр. 25 Октября, 2). К 1828 число воспитанников достигло 1 000.
В 1891-1892 годах в России из-за неурожая разразился голод, охвативший осенью 1891 – летом 1892 годов основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек). Страдания голодающих вызвали большое сочувствие в обществе, в деревню устремился поток добровольцев, стремящихся организовать помощь крестьянам. Государство, пытаясь контролировать этот процесс, организовало систему официальных благотворительных учреждений и попыталось наладить сотрудничество с добровольцами, привлекая их к составлению и проверке списков получателей помощи. Наиболее эффективной формой общественной помощи крестьянам оказались благотворительные столовые.
18 ноября 1891 года был создан «Особый комитет наследника цесаревича Николая Александровича» (официально именовавшийся «Особый комитет по оказанию помощи населению губерний, пострадавших от неурожая»). Комитет являлся официальным учреждением при Министерстве внутренних дел. Задачами комитета были накопление пожертвований и согласование различных видов благотворительной помощи. Комитет, действовавший до марта 1893 года, собрал и распределил 4,5 млн рублей пожертвований, а также провёл две благотворительные лотереи, давшие 8,7 млн рублей прибыли.
В январе 1892 года в 14 губерниях были организованы единые официальные губернские благотворительные комитеты, а в 4 губерниях – образованы особые совещания под председательством губернаторов. Эти новые органы вобрали в себя уже действующие разрозненные благотворительные учреждения.
За время голода через всю официальную благотворительную систему (включая Комитет наследника цесаревича) было распределено пожертвований деньгами и хлебом на сумму 19,7 млн рублей, то есть около 13 % от размера казённой помощи нуждающимся. Множество книг выходило с объявлениями о передаче вырученных от продажи средств в пользу голодающих.
Деятельность официальных благотворительных комитетов была более широкой, чем пособия земств хлебом: кроме обычного пайка крестьяне получали пособия на прокорм скота, было куплено и роздано крестьянам (по льготной цене и с оплатой в рассрочку) 42 тыс. лошадей. Губернские комитеты не только сами организовывали помощь на местах, но и оказывали пособия частным лицам и организациям, выступавшим с различными благотворительными инициативами.
Необычной формой помощи было командирование в губернии уполномоченных Комитета, обычно высокопоставленных чиновников МВД или чинов двора; предполагалось, что их высокий статус поможет преодолеть бюрократическую инерцию на местах. Комитет принимал и целевые пожертвования, направляя их по прямым распоряжениям благотворителей, и общие пожертвования; для распределения последних были составлены специальные списки, учитывавшие конкретные нужды голодающих. В числе удачных мероприятий Комитета было прикрепление губерний-доноров материальной помощи к определённым пострадавшим территориям, что позволяло оптимизировать логистику перевозок хлеба.
Комитет оказывал помощь также мелким землевладельцам (например, обедневшим мелкопоместным дворянам), которые в хозяйственном смысле не отличались от крестьян и так же бедствовали, но не принадлежали к крестьянскому сословию и не имели права на казённую помощь, на эти цели было израсходовано 6,5 млн рублей. Ведомство учреждений императрицы Марии (сокращенно: ВУИМ) занимало выдающееся место среди благотворительных учреждений России как по числу состоящих в его ведении благотворительных заведений, так и по размерам капиталов, доходов и расходов самого ведомства и его составных частей.
Деятельность ВУИМ началась с 1763 г. с открытием по замыслу Екатерины II Московского Воспитательного дома. Благотворительная деятельность ВУИМ распространялась на нуждающихся всех возрастов, на здоровых, больных и страдающих различными физическими недостатками. Помощь осуществлялась предоставлением пропитания, проживания, обучения или принимала форму денежного пособия, которое выдавалось на руки или передавалось в различные заведения в виде платы за обучение, призрение, лечение.
В приюте общества призревалось 750 девочек и мальчиков в возрасте от 1 до 8 лет. Старшие дети переводились в училища или отдавались для обучения ремеслам в мастерские общества: для девочек – трикотажно-вязальные, ткацкие и художественного корзиноплетения, для мальчиков – столярную, сапожную, переплетную, а также школу садоводства и огородничества с обучением куроводству и кролиководству.
В конце 19-го века только Ведомству учреждений императрицы Марии помимо двух воспитательных домов в Москве и Петербурге принадлежало более 300 приютов, яслей и школ, около 150 заведений учебного характера и 4 учебно-лечебных заведения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что благотворительная деятельность во второй половине 19 века была широко распространена в России. Повсеместно открывались богадельни, благотворительные и детские дома.
2.2 Благотворительная деятельность в России в наши дниСовременная благотворительная деятельность подразделяется на разные формы помощи:
- психологическая социальная помощь;
- материальная помощь; гуманитарная помощь.
Традиционно к нуждающимся в любой форме поддержки относятся: инвалиды и лица с серьезными, требующими дорогостоящего лечения заболеваниями, в том числе дети с ограниченными возможностями; люди пожилого возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; семьи погибших и тяжелораненых военнослужащих; по разным причинам оставшиеся без крыши над головой и средств к существованию лица; сироты; прочие социальные группы, по тем или иным причинам не имеющие возможность полноценно адаптироваться к требованиям современной жизни.
К причинам, по которым благотворительное движение в России остается остро востребованным и все более масштабным, относятся безработица, неблагоприятные социальные условия, нестабильность института брака и семьи, миграция, рост преступности и прочее. Мероприятия и проекты государственной политики максимально направлены на выравнивание ситуации, но предпринимаемых мер без благотворительной помощи частных коммерческих организаций, юридических и физических лиц было бы недостаточно.
Как было выявлено ранее, русская благотворительность имеет вполне конкретную дату начала своего появления – 988 год, год крещения Руси, период окончания язычества и становления христианских традиций. С той поры благотворительная деятельность становится синонимом помощи другим за счет собственных денежных или временных ресурсов, и помощь эта осуществляется в рамках закона. Среди русских меценатов, создававших новые рабочие места, вкладывавшихся в развитие русской культуры, поддерживавших провинциальные таланты следует особенно отметить Савву Мамонтова, Павла Третьякова, Савву Морозова, Марию Тенишеву, Алексея Бахрушина. Особенную роль в благотворительности XVIII-XIX вв, играли знатные дамы, организующие благотворительные кружки, помогающие больным, раненным в войнах, нищим. И только в XX веке благотворительная деятельность перестала быть чем-то вроде частного хобби, стала более профессиональной и масштабной. Купец и меценат Савва Мамонтов Современные благотворительные структуры, фонды, проекты Благотворительность сегодня носит специализированный характер в самых разных сферах: от поддержки научных и учебных программ до помощи детским домам и больницам, нуждающимся в дорогостоящем лечении людям.
Россияне помогают нуждающимся и делом, и финансовыми вложениями, в любой момент можно присоединиться к одной из благотворительных акций, направленной на оказание помощи детям, старикам, животным, экологии. Но далеко не все граждане России готовы так или иначе поучаствовать в благотворительной деятельности. Основной причиной этому является недоверие к благотворительным фондам, сомнения в их честности, отсутствие подробной информации о проводимых акциях. Те же, кто не имеет денег на благотворительность, часто предлагают свою помощь в виде профессиональных услуг. К самым доступным способам частной благотворительной помощи россияне относят подаваемую на улице или при храмах милостыню, волонтерство, пожертвования с помощью смс-сообщений.
Среди действующих благотворительных организаций необходимо отметить фонды предпринимательских объединений и финансовых организаций, например, «Евросети», «РосБанка», «УралСиба» и т.д. Многие знаменитые и успешные люди занимаются благотворительностью в рамках собственной организации – например, таковы фонды «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, «Династия» Дмитрия Зинина, фонды Константина Хабенского, Гоши Куценко, Владимира Потанина, Олега Дерипаски и многие другие. Благотворительный Фонд Константина Хабенского Работа большинства фондов и благотворительных объединений направлена на конкретные адресные цели. Так, фонд «Созидание», к примеру, считает своим приоритетным направлением здоровье детей и взрослых. Специалистами фонда приобретаются самые различные категории необходимого: от игрушек и одежды до бытовой техники и медицинского оборудования. «Созидание» к тому же имеет возможность оплатить дорогостоящие операции и лекарственные средства. Абсолютно любой россиянин в меру своих возможностей может принять участие в благотворительной деятельности. При этом рекомендуется внимательно ознакомиться с условиями проводимых акций и остерегаться мошенничества, которое особенно распространено в социальных сетях.
Основные задачи современной концепции благотворительности – это увеличение вовлеченности граждан и организаций в благотворительность, повышение эффективности работы благотворительных организаций, поддержка самоорганизации участников, включая распространение лучших практик.
Среди ключевых направлений содействия такой деятельности названо развитие институтов благотворительности, физических лиц и коммерческих организаций, культуры благотворительности, международной деятельности в этой сфере и поддержки в субъектах. Содействие развитию институтов благотворительности включает в себя установление специального статуса для благотворительных организаций, отвечающих требованиям к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников.
Таким образом, по итогу реализации концепции, согласно документу, должна вырасти поддержка благотворительности в обществе. В частности, должно вырасти число граждан-участников в этой деятельности, а также увеличиться доверие к благотворительным организациям и расшириться объемы пожертвований.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ развития благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века; изучено развитие благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века; выделены особенности благотворительной деятельности в России в наши дни.
ЗаключениеВ курсовой работе проанализирована благотворительная деятельность в России во второй половине 19 века. В соответствии с задачами, поставленными во введении сделан вывод о том, что благотворительность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.
Каждая социальная система и имеет ясно выраженные цели, однако невозможно абсолютно точно наметить ее границы. Цели социальной политики находятся в зависимости от руководящих политических элит, общественного понимания, и от эволюции социальной структуры в каждом государстве. История благотворительности в России восходит к принятию христианства (988 год) – именно тогда киевский князь Владимир обязал духовенство заниматься благотворительностью и определил десятину на содержание монастырей, церквей и больниц.
Благотворительная деятельность во второй половине 19 века была широко распространена в России. Повсеместно открывались богадельни, благотворительные и детские дома.
В современное время прогнозируется, что по итогу реализации концепции, согласно документу, должна вырасти поддержка благотворительности в обществе. В частности, должно вырасти число граждан-участников в этой деятельности, а также увеличиться доверие к благотворительным организациям и расшириться объемы пожертвований.
Список используемых источниковАнисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2017. - 592 c.
Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2018. - 592 c.
Благотворительность в Российской Империи [Электронный ресурс]. URL: https://www.charmingrussia.ru/2013/12/blog-post.htmlБыкова О.А., Горшкова В.И. Объективные основы российской социальной политики. VI Международная студенческая электронная научная конференция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/722/5134 17 (дата обращения 10.07.2021)
Васильев, В.И. Повторяется ли история?: О периодических процессах в политической истории России / В.И. Васильев. - М.: ЛКИ, 2016. - 160 c.
Вовина-Лебедева, В.Г. История России: XVI-XVII вв / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Academia, 2019. - 480 c.
Вовина-Лебедева, В.Г. История России: XVI-XVII вв.: Учебное пособие / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
История благотворительности в России [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5dfb7b132beb4900b1cb8eb1/istoriia-blagotvoritelnosti-v-rossii-5ee878ced8a4455480506394История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922). Том I / Под ред. Зубова А.Б. - М.: Эксмо, 2017. - 93 c.
История России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2016. - 687 c.
Основные понятия благотворительной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://blagosfera.ru/charity/osnovnye-ponjatija-blagotvoritelnoj-dejatelnosti/Современная благотворительность в России [Электронный ресурс]. URL: https://sunmag.me/interesnoe/blagotvoritelnost-v-rossii.htmlТеории социальной деятельности [Электронный ресурс]: статья. URL: http://center-yf.ru/data/stat/Teorii-motivacii-trudovoi-deyatelnosti.php(дата обращения 10.07.2021)
Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — С.80
Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://ozhegov.slovaronline.com/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!