Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методические проблемы правового обучения в старших классах

Тип Курсовая
Предмет Теория и методика обучения праву

ID (номер) заказа
3262481

500 руб.

Просмотров
524
Размер файла
715 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность заключается в том, что правовое воспитание
подрастающего поколения является одним из главных и интересных
направлений в деятельности общеобразовательных организаций. Перед ними
стоит задача создать условия для воспитания личности, направленной на
ценности правовой культуры, владеющих информацией в системе правовых
знаний, глубоко уважающей закон и ответственной за свое поведение.
В нормативно-правовых и научно-методических документах повышается
потребность в улучшении и глубокого изучения функций воспитания в
общеобразовательных организациях, поднятия уровня навыков классных
руководителей. В нынешнее время в ходе развития общества и улучшения
процесса образования, где общеобразовательные организации испытывают
нужду в исследованиях правового воспитания подрастающего поколения в
связи с нынешней ситуацией и научно подтвержденных рекомендациях по их
организации.
В общеобразовательной организации главная роль в решении задач
воспитания предоставляется классному руководителю - организатору
воспитательного процесса в классном коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что как в теоретических, так и в
практических аспектах эти вопросы исследованы недостаточно.
Целью данной работы является исследование методических проблем
правового обучения в старших классах.
Для достижений цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Дать общую характеристику методики обучения праву как
педагогическая наука.
2. Проанализировать применение традиционных и инновационных
технологий на уроке права.
3. Рассмотреть основные проблемы преподавания права в
современной российской школе.
4. Охарактеризовать комплекс мероприятий по правовому
воспитанию старших подростков в общеобразовательной организации.
Объект исследования - процесс правового воспитания у старших
подростков.
Предмет исследования - содержание правового воспитания старших
подростков.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные
положения наук о сущности правового обучения в старших классах;
официальные и нормативные документы.
Методы исследования: формально-логический, историко-догматический,
системно-структурный, сравнительно-правовой методы.
При написании данной работы были использована научная и учебно-
методическая литература, статьи в периодические издания и нормативно-
законодательные акты Российской Федерации, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста,
заключения, списка использованной литературы. Содержание работы изложено
на 31 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из
31 источников.

I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В ШКОЛЕ
1.1 Методика обучения праву как педагогическая наука
Преподавание правовых знании в современной школе основывается на
совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения
и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом
учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической
точности и определенности правовых знаний.
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом
воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение
организуется преимущественно во имя решения задач воспитания.
Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных
отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что
закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право
призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности.
Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его
сердцевина. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления
справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и
справедливости зафиксировано в формулах римского права: "Право есть
искусство добра и справедливости"; "Предписания права, следующие: честно
жить, другого не обижать, каждому воздавать должное" 1 .
Принцип научности предполагает соответствие учебного материала
новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не
идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать
идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что
право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной
формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право
может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор,
пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости.
Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления
учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.
Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от
известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение
находится в зоне ближайшего развития.
В преподавании права учителю важно опираться на жизненные факты,
близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным
опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и
обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников
от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.

Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении
правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона,
сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще
недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права
заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых
положений. Таково требование принципа юридической точности и
определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие
от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и
четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование
материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.
Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении
взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по
предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило,
обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей
обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов,
мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.
Помимо межпредметных связей в методике преподавания используются
внутрипредметные связи, которые служат углублению правовых знаний, их
обобщению, систематизации, развивают интерес к предмету, активизируют
познавательную деятельность и формируют самостоятельность мышления.
Помимо этого внутри предметные связи обеспечивают преемственность в
развитии системы аксиологических знаний, оценочных умений,
интеллектуальных способностей учащихся. В практике правового обучения
используются разнообразные приемы и способы установления межпредметных
и внутри предметных связей, например:
1. объяснение нового материала с опорой на знания по другим
предметам;
2. напоминание учителем известного материала;
3. припоминание изученного с помощью вопросов учителя в ходе
беседы;
4. организация систематического повторения на основе
разработанных заданий, направленных на применение знаний, умений,
актуализацию ранее усвоенных знаний.
Методы правового обучения, отвечающие на вопрос, как изучать
правовые знания, — это приемы, способы, подходы, используемые в процессе
правового обучения для достижения целей правового образования.
Существуют различные классификации методов обучения. Для правового
обучения наиболее удобна классификация методов в зависимости от уровня
познавательной деятельности учащихся.
Классификация методов обучения в зависимости от уровня
познавательной деятельности учащихся.
Предложение М. Н. Скаткина Предложение И.Я. Лернера 2 :

Информационно-рецептивный, репродуктивный Изложение готовых знаний
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Проблемное изложение,
эвристический, исследовательский Продуктивные методы, рассчитанные на
самостоятельную поисковую деятельность Проблемное изложение, частично
поисковый, исследовательский.
Название метода обучения свидетельствует о специфическом для него
способе усвоения и организации усвоения учебного материала.
Так, например, объяснительно-иллюстративный метод часто
используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ
усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении
юридического материала, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм,
карикатур т.п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие
внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию.
Повествование - это последовательное изложение, которое может быть
представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство) или
рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу). Приемы
объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех
случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно
воспринимает предъявленную учителем готовую информацию.
Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности.
Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование)
действий, например, просит ученика пересказать объяснение, изложить
содержание фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения,
ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик
повторяет то, что ему известно.
Сущность исследовательского метода состоит в организованном
усвоении опыта творческой деятельности, творческом применении знаний.
Существует мнение о том, что отличие творчества от других способов
деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение
которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить
поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры
творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых
способов. Исследовательский метод формирует навыки, умения, процедуры
именно творческой деятельности, примерами которой могут служить такие, как
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию,
видение альтернативы в решении проблемной задачи и др.
Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме
урока проблемные задания, которые предъявляет ученику в определенной
системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник
должен определить, можно ли предъявлять адвокату обвинение в

"недоносительстве", может ли адвокат быть свидетелем в суде, кто может и
обязан хранить личную тайну и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик
должен высказать предложение и сверить его с фрагментами соответствующих
статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того,
чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного
познания. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе.
Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения
состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного
решения, делит ее на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов
подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик
самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.
Исследовательский и эвристический методы наряду с методом
проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью рассуждений
раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность
процесса познания, составляют основу проблемного обучения. Учитель,
используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой
рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать
вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создаются
условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя,
участвовали в его рассуждениях.
Методы состоят из приемов обучения. Характеристика дидактических
методов дает учителю возможность осмыслить конкретный прием или их
сочетание в целостной методике.
Методический прием — это действия, направленные на решение
конкретной задачи. Например, к приемам устного изложения теоретического
материала относят объяснение, рассуждение, характеристику, повествование,
описание. Объяснение детально раскрывает сущность юридических понятий,
явлений, событий. Рассуждение является вариантом объяснения. Обычно этот
прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем
сопоставления фактов и мнений.
В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в
других - к сюжетному повествованию. Конспективное повествование — это
краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С
помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по
сюжетной линии содержание юридических фактов. Для того, чтобы дать
оценку правовым явлениям, факта, нормативно-правовым актам, учитель
обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет
выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное,
единичное. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием,
особенно аналитическим, учитель передает существенные, но, в основном,
внешние признаки, черты и детали.
К приемам организации познавательной деятельности можно отнести
разнообразные приемы работы с учебным текстом - составление плана текста и

аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной
модели текста.
Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Различают
умения информационные, организационные, мыслительные.
И.Я. Лернер предлагает следующие задания, позволяющие усвоить
нормы правильного мышления:
1. Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный
текст.
2. Изложить его кратко.
3. Озаглавить текст или его части.
4. Сформулировать определение по описанию.
5. Выделить отдельные признаки явления по описанию.
6. Воспроизвести сравнение сходных объектов.
7. Обобщить признаки и свойства явлений.
8. Расчленить объект на его элементы по описанию.
9. Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.
10. Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений,
конкретизировать общее.
11. Систематизировать приведенные учителем или в тексте
доказательства. 3
Помимо общеучебных умений в каждой предметной области
традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В правовом
обучении посредством определенных приемов или их системы формируются
следующие специальные умения:
1. умение объяснять значение юридических терминов, называть
важнейшие признаки юридических понятий;
2. умение комментировать юридические тексты;
3. умение применять юридические знания для анализа конкретных
жизненных ситуаций;
4. умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при
разборе ситуации с позиции права;
5. умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в
различных сферах;
6. умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления,
жалобы, расписки, доверенности);
7. умение проектировать правомерное поведение в юридически
значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с
позиции права.
Соотношение специальных умений и формирующих их методических
приемов.

Специальные умения, которые необходимо развивать. Возможные
методические приемы.
1) Научить читать юридическую литературу, анализировать ее;
ориентироваться в основных юридических источниках. Во время уроков
необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты,
источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую
информацию. Во время самостоятельной работы по решению юридических
задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой.
2) Стимулировать чтение юридической литературы. Организовывать в
кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-
правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать
выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы.
Дать задания каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из
прочитанных книг юридического содержания
3) Научить учащихся определять, является ли данная ситуация
юридической; видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы. Дать
задание написать рецензию на "правовой" спектакль, кинофильм, книгу;
прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в
ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках
альтернативные упражнения, содержащие вопрос: "Какая из двух ситуаций
юридическая, а какая моральная?"
4) Научить ориентироваться в отраслях российского права. Можно
предложить учащимся решить "правовой" кроссворд; написать "правовой"
диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого
плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права
регулируются события, описываемые в книге
5) Выработать привычку обращаться к юридической литературе,
юридическим источникам. При решении задач постоянно использовать
задание: "Объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы
приняли это решение".
6) Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в
законодательстве и применять знание норм права к отдельным жизненным
ситуациям, имеющим юридический смысл. Учить выступать с докладами и
сообщениями на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и
других источников. Систематически проводить практические занятия по
решению учебных юридических задач.
1.2 Применение традиционных и инновационных технологий на
уроке права
Ведущая цель правового образования заключается в создании условий
для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого
школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе
учет их индивидуальных особенностей и способностей.

11

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность
нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной
деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь
прогнозируемого диагностируемого результата правовой обученности. Они
становятся весьма результативными в школах и образовательных учреждениях
нового типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются
незнакомые для массового обучения педагогические технологии. Новизна в
правовом образовании носит относительный характер. Зачастую те
методические приемы, которые предлагают специалисты современному
учителю права вовсе не являются новыми. Это могут быть хорошо забытые
педагогические методики, которые использовались в прошлом; те, что
используются сейчас, но в системе обучения другим наукам; а также те, что
необычны для российского образования, но заимствованы нашими коллегами
путем изучения ретроспективы и современного состояния обучения за
рубежом.
Традиционными технологиями правового обучения называют
совокупность педагогических технологий, существующих в правовом
образовании на протяжении многих лет. Они являются устоявшимися и
общепринятыми. По мнению М. Л. Кларина, "традиционным является урок -
одновременное занятие с целым классом. Учитель сообщает, передает знания,
формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала
(сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, и оценивает
результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит
репродуктивный характер, знания и способы действий передаются учащимся в
готовом виде, т.е. предназначены для воспроизводящего усвоения" 4 .
Нельзя думать о том, что традиционное обучение праву однозначно имеет
негативный характер. Напротив, оно проверено практикой, имеет
многочисленные апробации и совершенствования, что позволяло такой системе
изменяться и улучшаться.
В системе традиционного обучения праву выделяют также вариативные
формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции и
семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные
и интерактивные формы уроков.
На уроках права учителю необходимо инициировать самостоятельную
работу детей. Поэтому в процессе изучения новой темы целесообразно
предлагать обучаемым небольшие вопросы, проблемы для обсуждения.
Обсуждение этих вопросов нельзя затягивать, а потому алгоритм ответа нужно
пояснить школьникам, записать на ватмане и вывешивать по мере
необходимости.

Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на
формирование активных жизненных позиций ученика. Современная система
правового обучения позволяет педагогу оптимально сочетать на практике
традиционные и инновационные технологии.

II ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

2.1 Основные проблемы преподавания права в современной
российской школе 
В связи с качественными преобразованиями в российской правовой
системе изменилась правовая основа государственной и общественной жизни.
Прежде всего, ориентиры развития выстраивает Конституция Российской
Федерации. В ней закреплен приоритет прав человека и гражданина,
гуманистические ценности, ценности демократического общества. Именно эти
положения Конституции РФ 5 устанавливают требования к содержанию
правового образования и правовой российского культуры общества в целом.
Для правовой культуры гражданина в демократическом обществе должно
быть характерно не только уважительное отношение к закону, не только знание
своих прав, свобод, обязанностей, но и способность к защите данных прав, в
том числе коллективным (солидарным) способом. Сложность общественной
жизни, особенно в условиях рыночной экономики, с ее ростом конфликтных
ситуаций, ставят в качестве важнейших целей не только знание прав и умение
их отстаивать, но и способность к толерантным, конституционно выверенным
действиям. Для решения этих сложнейших задач современного правового
образования в школе должны быть созданы адекватные учебные пособия и
условия организационного порядка.
Рассуждения о правовом образовании учащихся неизбежно ставят вопрос
о его цели, формах и должных результатах. Собственно цель правового
образования школьника, выраженная в различных по уровню и форме
документах, состоит в формировании правового, полагаю, конституционно
обусловленного, сознания. Иначе говоря, в формировании конституционных
(правовых) установок предполагающих осознание учащимся ценности прав и
свобод, как его, так и иных людей, но также уяснения конституционных и иных
позитивных обязанностей
Наряду с активным освоением теоретических представлений о правах,
свободах и обязанностях, учащийся должен приобрести практические навыки
реализации прав, возможности их обеспечения, а в необходимых случаях и
защиты. Эти наиболее общие задачи правового образования должны решаться
исходя из возрастных и иных особенностей учащихся.
В советский период правовому образованию школьников уделялось
значительное внимание. Причем как в образовательном, как и воспитательном
процессе того периода наряду с педагогами школ участвовали преподаватели
вузов и, что важно, юристы – практики. В разные годы в школах были введены
5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020) // Российской газете от 4 июля 2020 г. № 144

14

не одинаковые по объему и направленности учебные предметы:
«Обществоведение», «Основы советского законодательства», «Основы
Советского государства и права». В разработке научно-методических пособий
по этим предметам участвовали, наряду с учителями школ, преподаватели
высших учебных заведений и юристы практики. Правовое образование было
возведено в ранг государственной политики и рассматривалось как часть
правового воспитания. Главными задачами являлись – формирование правовой
культуры школьника, основанной на соблюдении закона, а также профилактика
правонарушений несовершеннолетних. Основным критерием результативности
работы по правовому воспитанию и образованию было отсутствие (наличие) в
школе фактов правонарушений школьников. Полагаю, эти задачи, как и
предложенные критерии эффективности, сохраняют актуальность и сегодня.
К основным недостаткам «советской модели» правового обучения
относится не системный, отчасти фрагментарный характер преподавания. Это
были в основном факультативные курсы. Их преподавание осуществляли
педагоги, не имеющие специальной подготовки в сфере права. Только в конце
80-х гг. в педагогических вузах началась подготовка учителей истории и права.
Кроме того, даже факультативно, правовое обучение осуществлялось, в
основном, в рамках старших классов. Уроки «советского права» лишь
дополняли гуманитарный блок школьных предметов.
Следует признать, что в современной российской школе ситуация с
правовым образованием радикально не изменилась. Представления о праве и
государстве, правах человека и гражданина, должном поведении, школьники
получают в рамках предмета – «Обществознание». Собственно вопросы права в
школьных учебниках по обществознанию имеют второстепенное значение и
носят фрагментарный характер. Так, к примеру, в академическом школьном
учебнике «Обществознание. 8 класс» к «основным сферам жизни общества»
отнесены: экономическая, социальная, политическая и духовная. Исходя из
данного подхода, право не составляет самостоятельную область общественных
отношений, а выполняет «обслуживающую» иные сферы роль. К примеру,
упоминается, что среди социальных норм есть правовые; указано на
юридическое содержание собственности, приводится статья 35 Конституции
РФ; говорится о защите прав потребителя и т.п. Почти половина учебника
посвящена вопросам экономики 6 . Фрагментарное изложение вопросов права
присуще учебникам по обществознанию для старших классов. Соответственно
преподавание права не имеет целенаправленного характера. Вполне понятно,
что в рамках программы для средней школы не может осуществляться
подготовка «юристов», «экономистов», «политологов» и др. специалистов.
Однако, совершенно очевидно без системных знаний о праве (в его практико-
ориентированном варианте) сложно подготовить гражданина знающего права и

обязанности, умеющего отстаивать свои права, способного иметь активную
гражданскую позицию.
К сожалению, системное преподавание права в современной российской
школе, как и в советский период, осуществляется исключительно в рамках
факультативов, инициативных проектов, поддержанных различными фондами.
Так, на протяжении нескольких лет на базе Мордовского
государственного университета имени Н.П. Огарева реализовывался созданный
автором этих строк проект «Вместе по лабиринтам права». Проект был
направлен на изучение учащимися старших классов, различных школ города
Саранска, ряда основополагающих отраслей права (конституционное,
административное, гражданское, трудовое, семейное). Разумеется, речь шла об
определенном минимуме правовых знаний. Однако, наряду с элементарными
вопросами теории права, в рамках каждого блока (отрасли) раскрывались темы,
имеющие практическое для старшеклассника значение (например, способы
защиты прав человека, административная ответственность
несовершеннолетних, эмансипация в гражданско-правовых отношениях и др.).
Особенность проекта заключалась в том, что тренинг-лекторами выступали
студенты юридического факультета, которые под руководством преподавателей
разрабатывали учебно-методические материалы. Такой творческий союз
преподавателей и студентов позволил создать оригинальную «школу права», в
рамках которой осуществлялось неформальное правовое обучение 7 .
Весьма интересен опыт правового образования в МБОУ СОШ № 12 г.
Новосибирска. В рамках реализации проекта «Правовой марафон», как
общешкольного мероприятия, для учащихся разного возраста, создана двух
уровневая схема освоения правовых тем: «горизонтальная, осуществляющая
изучение правовых вопрос в течение учебного года, и вертикальная,
подразумевающая усложнение материала от одного учебного года к другому».
В рамках проекта ежемесячно проходят Дни правовых знаний (беседы на узкие
темы с сотрудниками правоохранительных органов), Декада нравственности,
месячник «Подросток и закон». В рамках проекта проходили
исследовательские и интеллектуальные турниры, олимпиады школьников,
конкурсы плакатов и рисунков на правовые темы. Важно, что в рамках проекта
осуществлялось правовое просвещение родителей 8 .
Заслуживает внимания масштабный проект по правовому обучению в
школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в котором было
задействовано более 100 школ. В рамках четырех этапов правового образования
(1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классы) были определены критерии результативности
этико-правового образования, система решаемых задач, организационные
формы их выполнения. Для каждого этапа создавался свой учебный предмет.

На первом этапе это «Я и мой мир», на втором – «Социальная практика», на
третьем – «Права человека в свободной стране», на четвертом –
«Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы
современного мира», «Из истории права», «Основы правоведения». Правовое
образование на каждом этапе было ориентировано на «достижение конкретных
практических результатов цивилизованной интеграции учащихся в
окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои
социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом
исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и
действующего права и для обеспечения ее жизнедеятельности» 9 .
К сожалению, такого рода проекты, сегодня составляют скорее
исключение, чем правило. Сложилась парадоксальная ситуация. Вопреки
признанию на официальном уровне необходимости систематического
правового образования в школе и наличию кадрового состава
(специализированная подготовка учителей истории с углубленным изучением
основ права), правовое образование в общеобразовательной школе носит
фрагментарный, вторичный характер. Полагаю, ситуация должна быть измена
введением обязательного самостоятельного предмета «правоведение» для
старших классов. При этом методические разработки по предмету, включая
учебники, должны осуществляться учителями школ в сотрудничестве с
преподавателями вузов. Базовые знания выпускника школы по
конституционному, административному, гражданскому, трудовому, семейному,
экологическому праву, способствуют формированию ответственного
гражданина, ориентирующегося в сложных социальных отношениях, в которых
значимость правового регулятора возросла многократно.
2.2 Комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших
подростков в общеобразовательной организации
Усиленное внимание к вопросам правового воспитания обусловлено
возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части
населения нашей страны в справедливость, прогрессирующим правовым
нигилизмом и пренебрежением подростков к законам государства и общества.
В современных условиях применять правовые, нормативные акты должен
уметь каждый гражданин России. Такое возможно лишь при условии правовой
грамотности населения страны.
Решение задач правового воспитания в школе способствует укреплению
дисциплины и организованности в учебных заведениях. Формирование крепкой
дисциплины, воспитание безупречного поведения, устойчивой привычки
поступать всегда так, как требуют законы, возможны лишь на базе высоко

гражданской сознательности молодого поколения, его глубокой правовой
убежденности. В условиях современной школы правовое воспитание должно
способствовать глубокому осознанию учащимися морально-правовых норм
поведения, формированию высокого чувства ответственности за выполнение
гражданского долга, за действия и поступки.
Каждому старшему подростку необходимы определенные навыки
правового мышления. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное,
решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать
адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить
и сотрудничать – вот с чем подростку необходимо войти в жизнь по окончании
школы. Задача классного руководителя – научить учащихся мыслить, привить
им навыки практических действий. Учитель не в силах изменить нравственно-
политический климат в стране, но предупредить старшего подростка об
опасностях он может. Классный руководитель способен убедить подростка в
необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных
противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя
стихии подростковых эмоций. Таким образом, проведение внеклассных занятий
с использованием активных методов правового воспитания может реально
повлиять на повышение уровня правовой культуры учащихся старшего
подросткового возраста.
Правовое образование предполагает создание системы обучения и
воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности.
Ядром этой культуры является правосознание личности ребенка, включающее
как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и
эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и
соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается
лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так
как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение
(проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто
непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность
личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с
ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Нами разработан ряд мероприятий по правовому воспитанию старших
подростков с использованием активных методов. Комплекс мероприятий
предназначен для использования в работе классными руководителями,
педагогами-организаторами школ и составлена в соответствии с планом
воспитательной деятельности образовательной организации. Комплекс
мероприятий рассчитан на один учебный год. Темы, содержание и методы
проведения мероприятий подобраны в соответствии с возрастными
особенностями учащихся и требованиями государственного образовательного
стандарта общего образования. При составлении тематического плана учтены
запросы участников образовательного сообщества (учащихся, родителей,
педагогов), а также интересы детей.

18

Цель мероприятий: совершенствование правового воспитания старших
школьников в общеобразовательной организации.
Для достижения цели необходимо решить определенные задачи:
1. Способствовать развитию у старших подростков навыков
самостоятельного поиска, обработки и практического применения правовой
информации; развивать навыки работы с нормативными документами.
2. Способствовать созданию целостного представления о личной
ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и
административным правом.
3. Развивать умения оценивать общественные явления и представлять
собственную точку зрения по актуальным правовым проблемам.
4. Воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание,
толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
5. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для
решения задач в области правовых межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей, в семейно-бытовой сфере, для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом.
6. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных
старшему подростковому возрасту, которые могут привести к совершению
правонарушений и преступлений.
Занятие 1. Деловая игра по принципу избирательной кампании «Выборы
председателя Совета старшеклассников»
Цели и задачи: ознакомление учащихся с правилами проведения выборов;
правами кандидатов, баллотирующихся в ученический совет; правами
избирателей.
Ход игры:
1) представление программ деятельности кандидатов в члены Совета
старшеклассников;
2) организация и проведение выборов.
Метод: убеждение.
Формы: деловая игра (по принципу избирательной кампании).
Занятие 2. Олимпиада «Лучшие по праву»
Цели и задачи: повышение правовых и информационных знаний у
старших подростков; ознакомление с правами ветеранов и пенсионеров.
Ход олимпиады:
1) представление на защиту работ в виде докладов, буклетов, плакатов,
фильмов, стихотворений, презентаций.
2) обсуждение защиты, выявление слабых сторон.
3) разработка плана по повышению выявленных слабых сторон для
каждого старшего подростка индивидуально.
Метод: поощрение. Формы: олимпиада.
Занятие 3. Диспут «Что такое настоящая дружба?»

Цели и задачи:
1) ознакомление старших подростков с понятием «толерантность»;
2) развитие чувства эмпатии у старших подростков.
Ход занятия:
1) коллективное обсуждение проблем толерантности со старшими
подростками.
2) подведение итогов.
3) разработка мероприятий по повышению уровня толерантности у
старших подростков.
Метод: убеждение, личный пример.
Формы: диспут.
Занятие 4. Конференция по правам ребенка в РФ «Счастье твое закон
бережет»
Цели и задачи:
1) систематизация правовых знаний старших подростков;
2) ознакомление с основными документами, защищающими права
ребенка;
3) выявление случаев несоблюдения прав старших подростков.
Ход конференции:
1) обсуждение вопросов и выработка рекомендаций по защите прав детей.
2) при необходимости составить индивидуальный план по итогам
конференции для того, чтобы исправить выявленные слабые стороны.
Метод: убеждение и личный опыт. Формы: конференция.
Мы предполагаем, что данные занятия направлен на правовое воспитание
старших подростков в образовательной организации позволит расширить
представление старших подростков о понятии право, правовое воспитание,
способам данного воспитания, искать и находить новые решения, готовностью
личности к активным сознательным действиям на основе права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была дана общая характеристика методических
проблем правового обучения в старших классах.
Старший подростковый возраст – (от 13-14 до 16 лет) период активного
формирования мировоззрения человека – системы взглядов на
действительность, самого себя и других людей.
В этом возрасте имеется стремление к взрослости и самостоятельности;
усиление авторитета группы сверстников; в процессе общения со сверстниками
развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния;
начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками; основным
новообразованием считается жизненное и профессиональное самоопределение;
происходит формирование «Я-концепции»; процесс формирования «образа-Я»
сопровождается сильным аффективным переживанием; повышается
тревожность в сфере общения со взрослыми; типичными чертами подростков
также являются раздражительность и возбудимость; повышенный интерес к
своей внешности.
Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение
жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и
увеличения числа людей, на которых она ориентируется; типичными являются
внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний,
повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность
принимать крайние позиции и точки зрения.
Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный,
систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание,
психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных
право воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале
современной правовой деятельности, с целью формирования в их
правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений,
потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Основной целью правового воспитания является целенаправленное
постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой
культуры и активного правомерного поведения.
Задачи правового воспитания: 1) повышение авторитета закона; 2)
устойчивое правомерное поведение всех граждан; 3) формирование и развитие
высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания;
4) формирование правовой культуры; 5) воспитание чувства ответственности за
свои действия перед обществом и государством.
Основные функции правового воспитания: 1) регулятивная; 2)
охранительная; 3) познавательная; 4) коммуникативная; 5) идеологически-
воспитательная; 6) профилактическая; 7) практико-прикладная;
8)прогностически-эврестическая.
Завершая поставленную тему, необходимо отметить, что технологии
преподавания права должны быть разнообразными, сочетать в себе как

традиционные, так и инновационные. Включать и игры, и дискуссии, и лекции
и семинары, и самостоятельную работу ученика.
Если мы будем с детьми только играть, у ученика может сформироваться
несерьезное отношение к предмету, который будет восприниматься
исключительно как игра, как какое-то развлечение. Соотношение
познавательных и активных методов обучения зависит также и от типа занятий.
Что имеется в виду? Если занятие ведется в рамках дополнительного
образования: факультатив или классные часы, различные формы внеклассной
работы, то перед учителем не стоит проблема оценки знаний. Но если это
учебная дисциплина, которая предполагает выставление оценки ученику, перед
учителем неизбежно встает вопрос: как оценивать участие ребенка в игре, что
оценивать? Активность ребенка? Но он может подать, допустим, одну идею и
дальше не участвовать в обсуждении. Тем не менее, эта идея, возможно,
окажется очень ценной.
С другой стороны, мы должны оценивать содержание тех выводов, к
которым ученики пришли в игре. Но если, к примеру, тема игры “Содержание
Всеобщей декларации прав человека”, то оценка ребячьих выводов совершенно
противоречит объекту изучения, самой Всеобщей декларации, той ее статьи, в
которой говорится о свободе мнений. В этом плане нужно обратить внимание
на то, что, как и всякая учебная дисциплина, права человека имеют свой
терминологический арсенал, который в данном курсе очень важен, поскольку
все понятия имеют тот или иной ценностный аспект.
Игровые методики достаточно хорошо формируют представление детей о
том, как должно быть, что справедливо и что несправедливо. Но помогут ли
они детям в реальной ситуации? Дети будут знать, что неправильно, но они не
будут знать, куда пойти, что делать, для этого нужен хотя бы минимум этой
самой позитивной информации, о которой шла речь.
Если говорить о специфике работы в старших классах, то здесь очень
многое зависит от уровня класса. Но в целом, если сравнивать со средним
звеном, то здесь активные методы (а под активными понимаются прежде всего
игровые и дискуссионные) являются только средством вхождения в проблему,
только способом включения, началом разговора. И не нужно никакого
антуража, никаких особых затрат. Дальше идет совместный поиск истины,
основанный на нормативных документах, на правозащитных методиках и
технологиях.
Сочетание лекций, бесед, игр может быть самым разным: в какой-то
ситуации игра - приглашение к дискуссии, в какой-то - обсуждение тех
проблем, которые накопились. Но возможны и лекция, и элементы беседы. Ни в
коем случае нельзя ориентироваться только на игры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020) // Российской газете от 4 июля 2020 г. № 144;
2. Вместе по лабиринтам права: Учебное пособие – Саранск: ГП Респ.
Тип. «Крас. Окт.», 2000. – 256 с.;
3. Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры
старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально-
гуманитарные знания, 2011. - № 4. - 361 с.
4. Елин В.М. Педагогические условия формирования правовых знаний
старшеклассников. М.: Речь, 2003. - 21 с.;
5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы
обучения. М., 2002. - 359 с.;
6. Кваша, А.А. Правовые установки граждан: дис. канд. пед. наук.
Ростов н/Д, 2002. - 160 с.;
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ
«Эксперимент», 1995 - 176 с.;
8. Коляда И. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий. //
История Украины, 2002. №33-34. - 35 с.;
9. Лернер И.Я. Проблемное обучение [Текст] / И. Я. Лернер, д-р пед.
наук. – М.: Знание, 1974. - 64 с.;
10. Лукьянова М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие
создание на уроке личностно-ориентированной ситуации. // Завуч. Управление
современной школой. 2006. - №2. - 42 с.;
11. Матвиенко, Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в
процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. канд. пед. наук.
Волгоград, 2004. - 197 с.;
12. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник.
М.: Юристъ, 2004. - 242 с.;
13. Митюнова И.Г. Формирование у старшеклассников социальной
установки правового поведения. М.: Глобус, 2009. - 177 с.;
14. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России
на рубеже веков. СПб.: Питер, 2009. - 135 с.;
15. Никитин, А.Ф. Правоведение: учебник для 10 11 кл. / А.Ф.Никитин.
М.: Просвещение, 2004. - 352 с.;
16. О классификации методов обучения И. Я. Лернера и М. Н.
Скаткина [Электронный ресурс] Режим доступа: https://megapredmet.ru/1-
10224.html (Дата обращения 07.06.2021);
17. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова и др.]. – М.: Просвещение,
2010. – 223 с.;

18. Овчинников А.И. Детство в правовом пространстве гражданского
общества. М.: ЭВРИКА, 2004. - 200 с.;
19. Орлов, Г. Содержание правового образования в лицее / Г.Орлов //
Учитель. 2004. - №5. - 37 с.;
20. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования
правовой культуры // Современное право. 2003. - №8. - 63 с.;
21. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной
школе // Вестник Новосибирского педагогического университета. 2012. - № 2. -
С. 3 – 12.;
22. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной
школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического
университета. 2012. - № 2. - 45 с.;
23. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование,
2007. - 540 с.;
24. Подымова Л. С., Духова Л. И., Ларина Е. А., Шиян О. А.
Психолого-педагогический практикум / под ред. В. А. Сластёнина. М.:
Академия, 2007. - 224 с.;
25. Протасов В.Н. Теория права и государства [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://be5.biz/pravo/t027/107.html (Дата обращения 01.06.2021);
26. Система правового образования в школе и воспитание гражданина
России: Книга для руководителя школы / Под ред. Н.И. Элиасберг. – Спб.:
СпецЛит, 2001. – 443 с.;
27. Суворова Н.Г. Как лучше организовать урок по праву /
Н.Г.Суворова // Учитель. 2002. - № 4. - 54 с.;
28. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2006. -
1110 с.;
29. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология.
Избранные психологические труды / Д.И.Фельдштейн. М.: Изд-во Моск.
психол.-соц. инта, 2002. - 432 с.;
30. Черемисина A.A. Формирование правовой компетентности старших
школьников. М.: Сфера, 2000. - 164 с.;
31. Элиасберг Н.И. Изучаем законы Российской Федерации / Н. И.
Элиасберг. СПб.: Союз, 2003. - 80 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.