это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3268904
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc74834342 \h 31 Теоретические аспекты влияния государственного долга на финансовую безопасность страны PAGEREF _Toc74834343 \h 51.1 Понятие и сущность государственного долга PAGEREF _Toc74834344 \h 51.2 Причины и виды государственного долга PAGEREF _Toc74834345 \h 91.3 Особенности влияния государственного долга на финансовую безопасность страны PAGEREF _Toc74834346 \h 122 Анализ влияния государственного долга на финансовую безопасность РФ PAGEREF _Toc74834347 \h 162.1 Состояние внутреннего государственного долга РФ PAGEREF _Toc74834348 \h 162.2 Состояние внешнего государственного долга РФ PAGEREF _Toc74834349 \h 183 Пути оптимизации государственного долга PAGEREF _Toc74834350 \h 213.1 Проблемы влияния государственного долга на финансовую безопасность РФ PAGEREF _Toc74834351 \h 213.2 Направления оптимизации государственного долга в РФ PAGEREF _Toc74834352 \h 23Заключение PAGEREF _Toc74834353 \h 27Список использованных источников PAGEREF _Toc74834354 \h 30
ВведениеАктуальность темы исследования. В современных условиях практически невозможно найти государство, которое могло бы обойтись без внешнего заимствования. Их использование государством обусловлено ограниченными финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения долговых обязательств, покрывает дефицит государственного бюджета, финансирует проекты и поддерживает национальную валюту.
В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных заимствований является объективным условием развития экономики, и эффективное управление этими долгами является неотложной и важной задачей государственных и муниципальных органов власти. Все страны в той или иной степени используют заемные средства для преодоления ограниченных налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов с последующими негативными экономическими и политическими последствиями. Необходимость решения этих проблем подтверждает актуальность темы данной работы.
Состояние и динамику внешнего долга исследовали Антонова А.Д., Пономаренко Е.В., Шагардин Д., отдельные аспекты развития рынка внутренних заимствований – Добрикова И.С., Михненко Е.В. Теоретические аспекты механизма управления государственным долгом, особенности и проблемные аспекты долговой политики России отображены в работах Безвезюка К.В., Хейфеца Б.А.
Цель данной работы – рассмотреть государственный долг и его влияние на финансовую безопасность страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государственного долга;
- охарактеризовать причины и виды государственного долга;
- изучить особенности влияния государственного долга на финансовую безопасность страны;
- провести анализ влияния государственного долга на финансовую безопасность РФ;
- выявить пути оптимизации государственного долга.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 Теоретические аспекты влияния государственного долга на финансовую безопасность страны1.1 Понятие и сущность государственного долгаПрактически все государства мира живут в долг. Большинство стран страдают от нехватки собственных ресурсов для внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и погашения внешних займов. Долгая экономическая система сложилась почти во всех странах.
Государство в целях удовлетворения постоянно растущих потребностей общества, помимо основных способов получения средств в бюджет, очень часто привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов для покрытия своих расходов. Основной способ их получения - это государственный заем, использование которого приводит к образованию государственного долга.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 97) государственный долг Российской Федерации является долговыми обязательствами Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, в том числе обязательствами под государственные гарантии, предоставленные Российской Федерацией.
В результате обобщения различных определений государственного долга, встречающихся в современной экономической литературе, можно выделить две основные группы интерпретаций.
Первая группа ученых определяет государственный долг как сумму всех положительных государственных бюджетов за вычетом всех дефицитов, возникших в стране.
Вторая группа авторов под государственным дожем понимает все непогашенные долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Схема формирования государственного долга может быть представлена в следующем виде (рис. 1).
Рисунок 1 – Формирование государственного долга
Долг представляет собой сложную категорию, отличающуюся, во-первых, формой образования и услуг; во-вторых, об объектах долговых отношений; в-третьих, условиями обязательств. Основными формами долговых обязательств РФ являются:
- кредитные соглашения и соглашения;
- государственные ценные бумаги;
- соглашение об обеспечении гарантий Российской Федерации, договоров поручителей Российской Федерации, реорганизованных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации;
- соглашения и соглашения Российской Федерации о продлении и реструктуризации долговых обязательств.
В разделе времени выделяются:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (до 5 лет);
- долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, что приводит к формированию государственного долга. Увеличение задолженности связано с капитализацией процентов по ранее полученным займам. Кроме того, он увеличивается из-за обязательств, принятых государством на исполнение, но по разным причинам, не финансируемых вовремя.
Государственный долг является характеристикой эффективности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
Выплата внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство доходов для различных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сосредоточена у наиболее обеспеченной части населения. Следовательно, держатели государственных ценных бумаг станут еще богаче после их погашения.
Повышение налогов для выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать эффект экономических стимулов для развития производства.
Ситуация, когда государство вынуждено брать кредиты на рынке капитала для выплаты процентов по госдолгу, негативно сказывается на экономике, так как это обстоятельство приводит к увеличению сокращения капитальных вложений внутри страны.
Наличие государственного долга создает психологический стресс в стране, порождая неопределенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Опасность большого государственного долга не связана с тем, что правительство может обанкротиться. Это невозможно, так как, как правило, государство не выплачивает долг, а рефинансирует, то есть строит финансовую пирамиду, выдавая новые государственные займы и создавая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство может повышать налоги или выделять дополнительные деньги для финансирования своих расходов.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга заключаются в следующем:
- эффективность экономики снижается, поскольку средства отвлекаются из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на погашение самого долга;
- доходы перераспределяются от частного сектора к государству;
- неравенство доходов растет;
- рефинансирование долга приводит к увеличению процентной ставки, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочной перспективе, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению основного капитала и снижению производственного потенциала страны;
- необходимость платить проценты по долгу может потребовать более высоких налогов, что подорвет экономические стимулы;
- в долгосрочной перспективе существует угроза высокой инфляции;
- возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению их уровня благосостояния;
- выплата процентов или основной суммы иностранцам приводит к тому, что определенная часть ВВП переводится за границу;
- возможна угроза долгового и валютного кризиса.
1.2 Причины и виды государственного долгаСуществует несколько классификаций государственного долга, в зависимости от атрибута, лежащего в основе классификации (рис. 2).
Рисунок 2 – Формы и виды государственного долга
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внешние и внутренние.
Внешний государственный долг является компонентом государственного долга по иностранным кредитам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг государства включает в себя экспорт обязательства Правительства на экспорт Российской Федерации в валюту.
Внутренний государственный долг - это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением средств негосударственных организаций и населения страны для выполнения государственных программ и распоряжений. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства государства, выраженные в валюте Российской Федерации юридическим и физическим лицам. Долговые обязательства могут принимать форму:
- кредитов, полученных правительством Российской Федерации;
- государственные займы, осуществляемые путем государственной выдачи ценных государственных ценных бумаг с изменением названия правительства на РФ;
- другие негосударственные долговые обязательства, проценты, гарантированные Правительством РФ.
Некоторые экономисты утверждали, что нет различия между внутренним и внешним долгом; оба уменьшают национальное богатство. По мнению «современных экономистов», существует явная и значительная разница между внутренним и внешним долгом. В случае внешнего долга жители ничего не жертвуют в момент возникновения долга. Внешний долг указывает на фискальную безответственность государства.
Долговые обязательства погашаются в срок и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выданного в обращение государственного займа, в том числе срока погашения и размера процентных платежей, не допускается.
В зависимости от периодичности погашения и обслуживания обязательства его капитальная и текущая составляющие распределяются в составе государственного долга. Государственный долг капитала относится ко всем выпущенным и непогашенным государственным долгам, включая проценты, начисленные в этих обстоятельствах. Текущий долг включает государственный долг, срок погашения которого уже наступил.
Пассивный и активный государственный долг - это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и используется в качестве инструмента для экономической государственной политики. Активная составляющая государственного долга включает заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Под пассивным государственным долгом понимается получение кредитов для финансирования дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения зависимости государственного долга определенное значение имеет понятие чистого долга государства - отрицательное или положительное значение, которое определяется путем вычитания из внешних активов и общей суммы долговых обязательств суммы долга государства. На практике понятие «чистый заем» часто используется в виде разницы между получением и погашением долга.
Если говорить об общем объеме долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, то можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов перед муниципалитетами.
Основной причиной образования и увеличения государственного долга считается, прежде всего, дефицит бюджета, то есть превышение государственных расходов над доходами. Наличие свободных денежных средств у населения также является одной из основных причин образования государственного долга. Временно свободные средства, высвобождаемые в производственном процессе, размещаются в государственных займах, где размер этих займов включается в сумму государственного долга.
Также причинами роста государственного долга может быть:
- увеличение государственных расходов в периоды боевых действий и других непредвиденных ситуаций;
- периоды экономического спада, когда необходимо привлекать ресурсы для стабилизации экономики;
- сокращение альтернативных источников дохода, таких как налогообложение.
Важнейшим фактором формирования внешнего долга государства является либерализация международных экономических отношений, валютного и налогового режимов. Еще одной причиной формирования государственных обязательств путем выпуска государственных ценных бумаг стало то, что правительство запретило прямое финансирование дефицита бюджета.
В настоящее время рост государственного долга рассматривается как фактор экономического развития, обеспечивающий способность государства решать существующие социально-экономические проблемы. Государственный долг - нормальное явление в финансовой экономике государства, но он указывает на несоответствие экономических возможностей и потребностей.
1.3 Особенности влияния государственного долга на финансовую безопасность страныФинансы - важнейший элемент экономического механизма современного общества - система экономических отношений, сложившихся в обществе для формирования и использования фондов, основанная на распределении и перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода.
Финансовая безопасность - это состояние финансовой системы, способной обеспечить устойчивое развитие экономики за счет распределения и перераспределения финансовых ресурсов для поддержания необходимого уровня воспроизводства, независимости государства и конкурентоспособности в системе международных финансов.
Критерий финансовой безопасности - это способность системы государственных финансов противостоять угрозам и эффективно защищать свои финансовые интересы.
Национальные интересы в сфере финансовых отношений:
- повышение эффективности финансовой системы как регулятора рыночных отношений в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями в сфере наукоемкого и высокотехнологичного производства;
- сдерживание инфляционных процессов;
- противодействие бегству капитала;
- стимулирование иностранных инвестиций;
- создание эффективной правовой базы финансово-кредитной системы государства.
Угрозы финансовой безопасности:
1) внутренние - неадекватная финансово-экономическая политика и просчеты властей; несбалансированность динамики макропоказателей; недостаточное развитие инфраструктуры фондового рынка; низкая эффективность бюджетной и налоговой системы и др.;
2) внешние - финансовый кризис; диспропорции во внешнеэкономических связях Российской Федерации; государственный долг.
Цель финансовой безопасности - предоставить государству достаточные финансовые ресурсы для выполнения внутренних и внешних функций.
Государственный долг оказывает двоякое влияние на финансовую безопасность страны:
- с одной стороны, он действует как финансовая угроза;
- с другой, наоборот, способствует обеспечению безопасности общества и человека.
Государственный долг оказывает как стабилизирующее, так и дестабилизирующее воздействие на уровень и качество жизни человека и его развитие к экономическому росту.
Опасным для финансовой безопасности считается превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза. Безопасным уровнем внешнего долга также считается такая величина, которая обслуживает не более 25% общей валютной выручки страны. Чтобы получить реальную картину состояния безопасности в этой сфере, необходимо сравнить внешний долг со следующими показателями: годовой объем валютной выручки; сумма долга других государств; структура долга (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные кредиты).
Основным источником обслуживания и погашения долга являются бюджетные средства, которые во многом зависят от объемов экспорта, увеличение которых приводит к увеличению налоговых поступлений в госбюджет. Но большие объемы оттока капитала из страны за границу снижают способность торгового баланса расплачиваться с долгами.
В соответствии с международными стандартами и общепринятыми показателями финансовой науки оптимальный размер государственного долга не должен превышать 70% годового валового внутреннего продукта. Если этот уровень будет превышен, государство может потерять финансовую независимость и стать государством-банкротом. Конечно, использование заимствований имеет ряд принципов, нарушение которых может существенно повлиять на финансовую безопасность государства. Размещение краткосрочных долговых обязательств создает нестабильность и постоянную напряженность в финансировании бюджетных расходов, поэтому предпочтение следует отдавать долгосрочным заимствованиям. В свою очередь, долгосрочные заимствования возможны при наличии доверия к правительству и государству в целом. Также важно наличие системы страхования рисков.
Долги государства экономически оправданы только в том случае, если расходы, осуществленные за их счет, способствуют увеличению будущих доходов или приводят к сокращению будущих бюджетных расходов, то есть имеют положительный уровень рентабельности, что позволяет государству в дальнейшем погасить основную сумму долга и уплатить проценты по ней. Эти расходы включают в себя инвестиции, и поэтому рост государственного долга, согласно экономической теории, не должен превышать размер государственных инвестиций. Во многих странах это ограничение закреплено в конституциях.
Высокие темпы роста долговых обязательств, как следствие сохранения высокого уровня бюджетного дефицита, неизбежно снижают доверие к правительству со стороны отечественных и иностранных инвесторов, и, как следствие, приводят к повышению процентных ставок (как плата за риск) и дальнейшее обострение бюджетных проблем - увеличение государственных расходов на обслуживание своих обязательств и, соответственно, к необходимости сокращения расходов, не связанных с выплатой процентов, или с необходимостью новых заимствований.
2 Анализ влияния государственного долга на финансовую безопасность РФ2.1 Состояние внутреннего государственного долга РФ27305199009000Более подробно рассмотрим государственный внутренний долг РФ в динамике (рис. 3).
Рисунок 3 – Объем государственного внутреннего долга РФ 2019-2020гг. (млрд. руб.)
По состоянию на 01.01.2020 объем внутреннего долга Российской Федерации составил 10 171,932 млрд рублей и является крупнейшим долгом с 2011 по 2020 год. Объем внутреннего долга в 2020 году составляет 995,5 млрд рублей, больше, чем в 2019 году; и почти на 7 231,5 млрд руб. превышает значение 2011 года. Наименьшее значение государственного внутреннего долга приходится на 01.01.2011 и составляет 2 940,392 млрд руб. Значительная часть внутреннего долга Российской Федерации приходится на государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации. То есть, анализируя данные на рисунке 3, стоит отметить постепенное увеличение объема внутреннего государственного долга с 2011 по 2019 год. Наибольший рост наблюдается в 2015 году на 1500 млрд рублей. по сравнению с 2014 годом.
7620281876500Досрочное погашение внешнего долга способствует укреплению международного престижа России как государства со значительным резервом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране с помощью конкретных мер политики. В связи с этим целесообразно изучить график погашения внутреннего долга Российской Федерации (рис. 4).
Рисунок 4 - График погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2019 г. (млрд.руб.)
Из рисунка 4 видно, что наибольший объем внутреннего долга РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, планируется выплатить в 2024 году в размере 1040,863 млрд руб., наименьший объем долга будет выплачен в 2030 г. и в 2035 г. 27,871 млрд. руб. и 17,105 млрд руб. соответственно. По итогам 2019г. РФ должна будет погасить долг в виде ценных бумаг на сумму 291,119 млрд руб. В целом график указывает на цикличность платежей, которая уравновесит долговую нагрузку, и постепенное снижение суммы платежей к концу 2036 года.
Следует отметить, что новой реальностью для России может стать возможность финансирования дефицита бюджета преимущественно за счет заемных источников, а не за счет накопленных резервов при относительно неблагоприятной рыночной конъюнктуре. В результате необходимо оперативно адаптировать политику государственных заимствований к новым реалиям, скорректировать стратегию присутствия России на долговых рынках в качестве заемщика и разработать комплекс мер, направленных на сохранение гибкости в реализации государственных заимствований.
2.2 Состояние внешнего государственного долга РФ170180319278000По данным Минфина РФ, внешний долг РФ на 01.01.2020 составил 54 848,3 млн. долларов США (рис. 5).
Рисунок 5 - Объем государственного внешнего долга Российской Федерации 2011-2020 гг. (млн. долл. США)
Анализируя данные на рис. 5, можно отметить, что наибольший объем государственного внешнего долга наблюдался в 2014 году и составил 55 794,2 млн. долларов США, что негативно отразилось на состоянии российской экономики. Впоследствии наметилась положительная тенденция снижения объема внешнего долга с 2014 г. по 2019 г. включительно. Наименьшее значение государственного внешнего долга в 2012 году составляет 35 801,4 миллиона долларов США, но, тем не менее, сегодня объем государственного внешнего долга практически достигает уровня 2014 года и составляет 54 848,3 миллиона долларов США. Это свидетельствует о высокой зависимости отечественной экономики от внешних займов, что является неблагоприятным явлением для экономики России. Также стоит отметить, что примерно 15-20% государственного внешнего долга составляет задолженность по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте.
Погашение государственного долга, особенно его внешней части, оказывает большое влияние на экономику страны, поскольку просрочка платежей влечет не только начисление процентов по просроченным платежам, но и нарушение авторитета Российской Федерации на мировом кредитном рынке.
Рисунок 6 - График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2019 г. (млн.руб.)
Анализируя данные на рис. 6, можно сделать вывод, что наибольшая сумма погашения внешнего долга наблюдается в 2047 году в размере 7000 миллионов долларов США, что почти на 2 млрд долларов США больше, чем сумма 2020 года. Наименьшая сумма для погашения внешнего долга Российской Федерации приходится на 2030 год и составляет менее 1000 млн долларов США. Также стоит отметить, что выплаты по государственному внешнему долгу в 2032-2034, 2036-2041 годах не предусмотрены.
3 Пути оптимизации государственного долга3.1 Проблемы влияния государственного долга на финансовую безопасность РФВ области управления государственным долгом существует несколько проблем, которые необходимо решить. Главное – постоянное увеличение заимствований. Следует отметить, что общая сумма долга растет быстрее, чем сумма государственных гарантий, что является негативным явлением. Из этого следует, что использование государственных гарантий уже исчерпало себя, и необходимо использовать более современные методы обеспечения государственной гарантии. Негативное влияние этого факта заключается в быстром увеличении объема средств, предусмотренных федеральным бюджетом на осуществление государственных гарантий Российской Федерации.
Усугубление ситуации – отсутствие законодательно фиксированных объемов государственного внешнего долга, отвечающих государственным стандартам.
Существует также возможность ухудшения макроэкономической ситуации, которая окажет соответствующее влияние на показатели устойчивости государственного долга. Основные негативные последствия привлечения государственных займов:
- вероятное снижение показателей эффективности экономики в результате перераспределения средств для обслуживания государственного долга;
- перенос долговой нагрузки на будущие поколения;
- снижение уровня национальных сбережений;
- угроза долгового кризиса, которая может возникнуть в результате иррациональной политики управления государственным долгом;
- возможность долгосрочного роста инфляции, соответствующее увеличение денежной массы.
- выплата процентов по внешнему долгу (или выплата основной суммы долга), в результате чего передача определенной части реального продукта за границу.
Ключевой проблемой, затрудняющей удобный доступ иностранных инвесторов на внутренний рынок, является невозможность расчетов по сделкам ОФЗ с использованием международных депозитарных и клиринговых систем. Многие экономисты считают отсутствие такой возможности самой острой проблемой, которая не позволяет нерезидентам активно работать на российском долговом рынке.
Таким образом, в современных условиях в системе управления государственным долгом России можно выделить несколько проблем:
В настоящее время система управления государственным долгом недостаточно реализует централизованную и долгосрочную политику в области управления государственным долгом и государственных обязательств.
Эта система не способна предотвратить возможное возникновение финансовых кризисов, а также принять необходимые меры для преодоления кризиса.
На законодательном уровне система управления государственным долгом довольно противоречива. Более того, в системе управления государственным долгом нет четкого законодательного разделения полномочий между ветвями власти.
В области управления государственным долгом отсутствуют системы и механизмы планирования, в результате чего долговое планирование оставляет желать лучшего.
Закрытая и нерегулярная отчетность по государственному долгу.3.2 Направления оптимизации государственного долга в РФДля решения обозначенных проблем предлагается реализация следующих мероприятий (рис. 7):
Рисунок 7 - Направления повышения эффективности управления государственным долгом
Также требуется:
- увеличение доли активов, поскольку оно способствует более эффективному управлению государственным долгом;
- повышение кредитного рейтинга Российской Федерации, что может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга;
- реформы, направленные на повышение эффективности государственных расходов и повышение стимулирующей функции налоговой системы;
- разработка финансовых методов управления государственным долгом.
Чтобы улучшить систему управления государственным долгом, необходимо реализовать меры в следующих актуальных областях:
- увеличение государственных активов, накопленных в резервном фонде. Наличие такого фонда поможет России получить больше уверенности в рынке за государственные обязательства. Основной целью этого резервного фонда является то, что в благоприятные периоды он будет накапливать резервы, которые впоследствии будут использованы для погашения государственного долга в менее благоприятные периоды. Это позволит избежать потрясений для бюджетной системы. Создание такого фонда даст толчок развитию внутренних финансовых рынков за счет увеличения предложения государственных облигаций. Развитие внутреннего рынка государственных займов создаст дополнительные инструменты для финансового регулирования для Правительства и Банка России. Это повысит эффективность управления государственным долгом;
- необходимо работать над улучшением кредитного рейтинга Российской Федерации. Это позволит России «удлинить» государственный долг и снизить стоимость его обслуживания. Эта политика может быть реализована путем покупки старых обязательств путем выпуска новых, более дешевых и «длинных». Средства, которые будут получены в результате размещения более дешевых и «длинных» ценных бумаг, должны использоваться для погашения предыдущих долгов;
- необходимо координировать бюджетную и монетарную политику государства. Это условие необходимо для стабилизации ситуации на рынке государственного долга. Необходимо проводить реформы, направленные на повышение эффективности государственных расходов и повышение стимулирующей функции налоговой системы. В настоящее время расходы финансируются за счет увеличения государственного долга, что приводит к вытеснению частных инвестиций и увеличению налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе, а также препятствует накоплению капитала;
- решение проблемы управления государственным долгом невозможно без совершенствования системы финансовых методов управления государственным долгом. Основным приоритетом бюджетной политики России должно быть увеличение инвестиционной активности российской экономики. Чтобы решить эту проблему, можно использовать операции свопинга. Своп сделки позволяют вам обменять государственные облигации на различные активы. Можно обменять государственный долг на экспорт, корпоративные ценные бумаги или будущие налоговые платежи. Важным условием практической реализации таких сделок является проведение эффективной экономической политики, которая будет направлена на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики;
- можно увеличить внутренний долг в качестве дополнительного источника услуг для внешних заимствований;
- доходность государственных облигаций должна быть в разумных пределах. те. ставки на рынке государственных обязательств не должны превышать размер, при котором возможно нормальное развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Чрезмерное увеличение государственного долга приводит к тому, что средства инвесторов отвлекаются от кредитования реального сектора российской экономики. Чтобы определить приемлемую норму прибыли по размещаемым облигациям, необходимо учитывать темпы экономического роста и затраты на обслуживание накопленного государственного долга.
- необходимо обеспечить непрерывность процесса управления государственным долгом. Также необходимо скорректировать этот процесс в соответствии с текущим состоянием российской экономики и мировых финансовых рынков;
- структура долга должна быть рациональной. График платежей должен быть спроектирован таким образом, чтобы расходы на обслуживание долга распределялись равномерно, а бюджет не имел высокой одноразовой нагрузки.
ЗаключениеТаким образом, государственный долг может иметь как негативное, так и позитивное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране получать большие совокупные издержки, чем национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечены внутренними доходами. В этом аспекте государственные займы оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Негативное влияние государственного заимствования отражается в наличии (увеличении) дефицита бюджета, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чтобы отразить реальную экономическую ситуацию, они часто используют относительные ценности, в частности, отношение государственного долга к ВВП. Существуют различные экономические методы, используемые государством для сбалансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Управление государственным долгом является одним из основных элементов государственной финансовой политики, что, в свою очередь, является довольно трудоемким процессом с рядом трудностей, требующих своевременных решений.
Система управления государственным долгом Российской Федерации состоит из следующих основных мер: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; порядок принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на следующий год; выполнение принятой программы управления государственным долгом в течение запланированного года.
Внешний долг России не катастрофически высок. На основе относительно высоких ставок государственного долга в развитых странах мира объем внешнего долга России находится на приемлемом уровне.
Основной проблемой управления государственным долгом является его нерациональная структура и неэффективный график ее обслуживания. Более того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного долга сосредоточены не только проблемы чисто экономического характера, но и многие политические проблемы, связанные с активной ролью нашей страны в современном мире, с ее экономической и политической независимостью. Политика управления государственным долгом и система управления долгом являются предпосылками для формирования надежной налогово-бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Список использованных источников1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
2. Акматалиева, А. С. Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России / А. С. Акматалиева, Е. В. Харькина // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 346-349.
3. Антонцева, И. Г. Взаимосвязь экономической безопасности и государственного долга / И. Г. Антонцева // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 65-67.
4. Асеева, О.Ю. Государственный долг и его роль на современном этапе / О.Ю. Асеева, К.С. Герасимова // Структурные преобразования экономики территорий. - 2018. - С. 27-31.
5. Землянский, А.А. Программно-целевое управление государственным долгом / А.А. Землянский, О.В. Федорова // Вестник науки и образования – 2018 - №1 – С. 35-42.
6. Комков, И. В. Текущее состояние внутреннего государственного долга России / И.В. Комков, Т.И. Трубицына // Актуальные вопросы в науке и практике. - 2018. - С. 20–25.
7. Кештова, Д. Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики / Д. Ж. Кештова // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 293-295.
8. Минаев, Р. М. Государственный долг России и способы его регулирования / Р.М. Минаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1476–1480.
9. Милютенко, Т. Р. Управление государственным долгом / Т.Р. Милютенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 416–420.
10. Моисеев, С.Р. Происхождение долга Российской империи: макроэкономика и уроки финансовой истории / С.Р. Моисеев // Деньги и кредит – 2017 - №8 – С. 67-78
11. Норенков, Д. Н. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России / Д.Н. Норенков // Экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 32–40.
12. Поспелова, Е.А. Неравенство доходов и экономическая сложность в зарубежных странах: есть ли взаимосвязь? / Е.А. Поспелова, М.В. Казакова // Экономические отношения. – 2018.– № 2. – С. 151-172.
13. Статистика внешнего сектора / Центральный банк Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 17.06.2021).
14. Финансы России / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138717651859 (дата обращения: 17.06.2021).
15. Хамалинский, И.В. Государственный долг РФ: современное состояние / И.В. Хамалинский // Вестник Международного института экономики и права. - 2017. - № 1 (26). - С. 32-45.
16. Ханова, Л.М. Влияние государственного долга Российской Федерации на макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность страны / Л.М. Ханова, К.Д. Шатров // Экономические отношения. – 2020.– № 1. – С. 109-120.
17. Ханова, Л.М. Пути оптимизации государственных внешних облигационных займов Российской Федерации / Л.М. Ханова, С.А. Морозов // Экономические отношения. – 2019.– № 2. – С. 973-986.
18. Шагардин, Д. Внешний долг РФ. – Режим доступа: http://st.finam.ru/ipo/comments/_Saint-Pit_External_Debt_sept2015.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
19. Ярыгина, Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России / Т.Н. Ярыгина // Академическая публицистика. - 2020. - № 2. - С. 153-159.
20. Яруллин, Р.Р. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны / Р.Р. Яруллин // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - С 210-212.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!