это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3276663
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы связана стем что в настоящее
время сложно найти хотя бы одно государство, которое было бы полностью
однородным по своему этническому, культурному, религиозному и языковому
составу. Исходя из этого, в современном мире общество часто сталкивается с
различными проблемами: социальные конфликты между отдельными людьми
или группами людей, социальная стратификация, гендерное неравноправие и
другие. Одной из таких является проблема расовой сегрегации 1 1 . Расизм –
это, прежде всего, ограничение прав и свобод человека ввиду его расы, цвета
кожи или вероисповедания. Присутствие расовой дискриминации – это один
из признаков распада человеческой личности, и вследствие всего общества в
целом.
Сегрегация определяется как юридическая или социальная практика
разделения групп людей по обычаям или по закону на основании расовых,
религиозных, имущественных, культурных или сексуальных различий,
культуры или сексуальной ориентации 2 .
Сегрегация является обычно является результатом длительного периода
группового конфликта, когда одна группа имеет больше власти и влияния,
чем другая. имеет больше власти и влияния, чем другая группа. Выдающийся
тип сегрегации, который постоянно влияет на мир каждый день, является
расовая сегрегация. сегрегация. Расовая сегрегация в ее современной форме
началась в конце 1800-х годов и служит средством поддержания
экономических преимуществ и превосходного социального статуса
политически и социально доминирующей группы, а в последнее время она
1 Расовая сегрегация в США – отделение белого населения США от иных этнических групп
(главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные
преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые сидят
впереди) в общественном транпорте и так далее.
2(www.worldbook.com).
используется в основном белым населением для поддержания своего
превосходства над другими группами посредством с помощью юридических
и социальных "цветных полос". Существует два основных типа сегрегации:
сегрегация де-юре и сегрегация де-факто.
Сегрегация по закону, или сегрегация де-юре, происходит, когда
местные, государственные, или национальные законы требуют "расового
разделения", когда законы прямо разрешают сегрегацию. Сегрегация де-юре
возникла с момента основания страны и была широко распространена на Юге
в течение примерно 80 лет до того, как суд Конгресса запретил юридически
санкционированную сегрегацию в 50-х и 60-х годах.
Цель курсовой работы изучить основные последствия расовой
сегрегации в США.
Объектом исследования является отношение общества к расовой
сегрегации в США
Предметом курсовой работы является понятие и явление расовая
сегрегация.
Задачи работы заключены в следующем:
- изучить понятие расовой сегрегации и ее основные ограничения,
- рассмотреть сегрегацию на транспорте, образовательных и
общественных учреждениях.
- рассмотреть проблематику беспорядков в США на основе
статистических данных.
Структура работы имеет введение, две главы, заключение, список
литературы.
5
1. РАСОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
1.1 Возникновение и предпосылки
Мартин Лютер Кинг – величайший деятель Америки, борец за права и
свободу человека, идеи равенства которого являются основой для
современного порядочного общества. Этот человек стал своеобразным
национальным символом борьбы с расовой сегрегацией в Соединенных
Штатах, с его мнением согласна большая часть людей по всему миру. В этом
году исполняется ровно 50 лет со дня убийства Мартина Лютера Кинга,
поэтому анализ его наследия (в данном случае, результаты борьбы с расовой
сегрегацией в США) является актуальными, приковывая внимание не только
историков и его современников, но так же и обычных граждан США.
В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых
Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского
труда, который широко использовался в плантационном хозяйстве. В самый
разгар Гражданской войны, 1 января 1963 г. Президент США Авраам
Линкольн издал Прокламацию об освобождении рабов, согласно которой все
чернокожие невольники объявлялись свободными.
Линкольновская Прокламация об освобождении от 1 января 1863 г.
была сильным ходом. Она обещала дать свободу рабам Конфедерации при
условии вступления войск Союза на ее территорию. На основании военных
полномочий президента Прокламация об освобождении распространялась на
территории, удерживаемые на тот момент конфедератами, и стала символом
все более решительного намерения Союза включить освобождение рабов в
свое понимание свободы [13].
22 июня 1865 г. закончилась война и после капитуляции южан
Прокламация об освобождении вступила в силу во всех остальных штатах
Юга, которые еще не освободили рабов. В апреле 1864 г. Сенат принял
6
Тринадцатую поправку, упразднявшую рабство, а в январе 1865 г. её приняла
и Палата представителей. Чтобы эта поправка вступила в силу, ее должны
были ратифицировать три четверти штатов, что и произошло 6 декабря 1865
г., когда ее ратифицировала Джорджия. В этот день все, кто еще оставался в
рабстве, стали официально свободными [13].
Дополнением к 13-й поправке Конституции США шли 14-я и 15-я
поправки, которые были связаны с итогами Гражданской войны. Было
признано, что рабство или любая подневольная работа не могут существовать
на территории США или других территориях, подчинённых их юрисдикции.
Все родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах
признавались в равной степени гражданами, и штатам запрещалось под
каким бы то ни было предлогом ограничивать их привилегии и льготы. Тем
самым афроамериканцам предоставлялось полное право гражданства,
включая основные политические права участия в выборах федеральных или
местных властей.
На самом деле однако положение дел в оставалось иным. Особенность
менталитета южан заключалась в том, что они не могли адекватно
воспринимать «бывших рабов» как полноправных граждан. В условиях
консервативной среды, когда положительное отношение к рабству было
сильно, доказать «белому», что чёрный такой же человек, как и он – было
сложно.
Поэтому после Реконструкции Юга, закончившейся в конце 1870-х гг.,
демократы южных штатов начали принимать ряд законов и поправок к
Конституциям штатов, которые могли бы ограничить афроамериканское
население в избирательном праве. Первые ограничения коснулись
избирательного права: налог и тест на грамотность, которые относились
только к чернокожим гражданам.
7
В результате этого на выборах 1900 г. в Алабаме из 181500 человек
чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000. Формально законы
ограничивали избирательное право только на основании избирательного
налога и малограмотности и ограничивали также права малоимущего белого
населения, однако дедушкина оговорка позволяла неграмотным белым
голосовать, но не касалась цветного населения [5].
После того, как был достигнут контроль над законодательными
собраниями штата, южане начинают принимать ряд законов,
ограничивающих афроамериканское население в других правах. В основу
подобных законов были положены отдельные положения «чёрных кодексов»
(законодательные акты, дискриминирующие цветное население США,
распространенные во многих штатах в XIX в.). «Чёрные кодексы»
существенно ограничивали цветное население в правах.
Например, ограничения касались свободы выбора работодателя, что
вынуждало афроамериканцев работать за мизерную плату у бывших
рабовладельцев, или запрета на проведение митингов и собраний. Так же
«чёрные кодексы» запрещали афроамериканцам носить оружие, вступать в
браки с белыми, голосовать и быть избранными в органы власти,
свидетельствовать против белых в суде, служить в качестве присяжных и в
милиции штата. Ограничения могли варьироваться от штата к штату.
Таким образом, уже к 1915 г. в каждом южном штате были приняты
законы, которые устанавливали сегрегацию в учебных заведениях, отелях,
магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах.
Например, в судах вместо одной стало две Библии, одна из которых
предназначалась для принесения присяги именно чёрными гражданами. На
волне принятия подобных актов широкое распространение против
афроамериканцев получили такие явления как «Суд Линча», когда имело
место публичное повешение человека без суда и следствия за совершение им
8
преступления, или деятельность «Куклус-клана», который применял
физические способы расправы над темнокожим населением с целью
запугивания и не допущения его к политическим институтам власти.
Но особое место в этом ряду занимают т.н. Законы Джима Кроу,
которые касались едва ли не каждого аспекта повседневной жизни
афроамериканцев и серьёзно ограничивали их права.
Из-за Законов Джима Кроу расовая сегрегация получила легальный
характер на территории южных штатов.
Сегрегация как разновидность политики представляет собой
принудительное отделение определённой группы населения по какому-либо
признаку – этническому или социальному. Расовая сегрегация в США
предполагала отделении белого населения от других этнических групп
(преимущественно от индейцев или афроамериканцев) через различные
социальные преграды, например, раздельное обучение и воспитание,
разграничение посадочных мест в общественном транспорте и в
общественных местах [13].
1.2 Сегрегация на транспорте
Более детально расовую сегрегацию следует рассмотреть на примере
отдельных сфер жизни американского населения. Сегрегация на транспорте
В 1890 г. штат Луизиана принял закон, предусматривающий отдельные
помещения для цветных и белых пассажиров на железнодорожных вокзалах
и станциях. Закон указывал, что чернокожие не могут ездить с белыми
людьми, однако белые могут ездить с цветными гражданами (этот закон
касался так же и индейцев).
9
В 1892 г. произошёл инцидент, вызвавший широкий резонанс
общественности. Гомер Плесси сел в вагон для белых. На требование
проводника пересесть в вагон для цветных Плесси ответил отказом, за что
был немедленно арестован. Гражданский комитет Нового Орлеана вел дело
вплоть до Верховного суда Соединенных Штатов. По делу «Плесси против
Фергюсона» (1896 г.), Верховный Суд постановил, что сегрегация по
расовому признаку не нарушает Четырнадцатую поправку к конституции при
условии, что раздельные здания, кварталы, вагоны, предоставленные
представителям разных рас, являются равными по качеству.
По сути, Верховный Суд США вводил принцип «разделены, но равны»,
который фактически лёг в основу расовой сегрегации в южных штатах,
продлив легализацию дискриминации в отношении чернокожих людей в
Соединенных Штатах на 60 лет [1].
Ещё один пример расовой сегрегации в общественном транспорте -
известный Бойкот автобусных линий в г. Монтгомери. В Монтгомери, как и в
других городах южных штатов, существовали сложные правила, касавшиеся
проезда в общественном транспорте: первые четыре ряда кресел
предназначались «только для белых» – об этом свидетельствовала надпись
при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие
чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места,
пересев назад или вообще покинув автобус.
В истории США навсегда сохранится дата 1 декабря 1955 г., когда швея
Роза Паркс отказалась уступать место белому пассажиру [9]. Требование
водителя Роза проигнорировала, в результате чего ей было предъявлено
обвинение в нарушении правопорядка. Причиной такого поведения
послужила обычная усталость. Розу отпустили на следующий день, но
проблемы на этом не закончились. Весь Монтгомери обсуждал «дело Паркс».
Лидеры цветного сообщества и правозащитных организаций очень быстро
10
пришли к выводу, что это событие может стать долгожданным поводом
привлечь всеобщее внимание к проблеме сегрегации.
4 декабря в церквях, магазинах и просто на улицах началась агитация к
бойкоту общественного транспорта. Новое движение получило название
«Ассоциация по улучшению Монтгомери», а возглавил его недавно
перебравшийся в городок пастор по имени Мартин Лютер Кинг.
Роза Паркс была по всем пунктам идеальным лицом для новой
кампании [9]. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже»
своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали
бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы» –
участникам протеста приходилось ходить на работу пешком (часть черных
граждан Монтгомери развозили на работу и с работы домой черные
владельцы такси по автобусным тарифам – прим.), а местные автобусные
компании терпели большие убытки — 70 % от всех пассажиров автобусов в
то время составляли чернокожие.
Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём
дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров – прим.), но, когда это не
помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить
на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали,
подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним
угрожал КуКлукс-Клан.
Так, в январе 1956 г. в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что
породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти
запустили «антибойкотный» закон от 1956 г., арестовав ещё сотню
активистов. После подачи иска от активистов, Федеральный окружной суд
констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура
Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение
11
окружного суда в силе. 20 декабря 1956 г. сегрегацию городских автобусов в
Монтгомери отменили законодательно.
На это решение расисты ответили продолжительным террором:
расстрелом автобусов, взрывом самодельной бомбы в кварталах с
чернокожими жителями, и избиением чернокожих членами Куклукс-клана.
1.3 Сегрегация в образовательных учреждениях
В 1951 г. чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун от имени
своей восьмилетней дочери подал иск против городского школьного совета.
В иске Браун указывал, что его дочь должна посещать школу для белых,
поскольку она находилась на расстоянии 5 кварталов от их дома, в то время
как школа для чёрных была на расстоянии 21 квартала. Суд требование
Брауна отклонил, однако другие чернокожие жители подали аналогичные
иски в штатах Южная Каролина, Виргиния и Делавэр. Дело Брауна
объединило пять ранее поданных независимых исков. Все они были
осуществлены при широкой поддержке Национальной ассоциации
содействия прогрессу цветного населения.
Боллинг против Шарпа: одиннадцати чёрным ученикам из пригорода
Вашингтона было отказано в поступлении в школу, из-за чего они были
вынуждены посещать гораздо худшую школу для чёрных.
Бриггс против Элиота: коллективный иск родителей из Южной
Каролины, предметом которого стало низкое качество образования в школах
для темнокожих детей.
Дэвис против школьного совета района Принца Эдуарда: иск из
Виргинии, вызванный катастрофическим состоянием школы для чёрных.
12
Гебхарт против Бельтона: коллективный иск родителей из Делавэра,
который объединил два спора: Bulah v. Gebhart, когда чернокожей девочке
отказали в транспорте, необходимом для посещения отдалённой
сегрегированной школы, и Belton v. Gebhart, одним из оснований которого
было разительное различие в качестве между школами для белых и чёрных.
После серии разбирательств дело дошло до Верховного суда США,
который, в 1954 г., постановил, что сегрегация в школах лишает чернокожих
детей «равной защиты законами» которая гарантирована Четырнадцатой
поправкой к Конституции США.
Решение юридически запретило расовую сегрегацию в американских
школах, однако было встречено сопротивлением в ряде штатов [13].
Суд штата Алабама постановил, что решения Верховного суда не
имеют силы, если входят в противоречие с законодательством штатов. В 1958
г.Верховному суду пришлось вновь подтверждать своё решение, а в 1963 г.,
губернатор штата Алабама Джордж Уоллес лично перегородил чёрным
студентам вход в Университет Алабамы и освободил проход только после
вмешательства президента Джона Кеннеди.
Это событие стало широко известным и получило название «Стояние в
дверях». В Виргинии было прекращено финансирование смешанных школ,
но в то же время штат начал субсидировать частные сегрегировнные школы.
В 1957 г. общественность потряс ещё один случай, связанный с
сегрегацией в образовательных учреждениях.
В городе Литтл-Рок штата Арканзас в день начала занятий девять
чернокожих детей, ставших позднее известными как «девятка из Литл-Рока»,
попытались пройти в школу, где их встретили вооружённые солдаты
Национальной гвардии штата (подчиняющиеся губернатору, который хотел
заручиться поддержкой приверженцев сегрегации – прим.).
13
Собравшаяся толпа белых начала запугивать детей, выкрикивая угрозы
и оскорбления. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, вспоминала день, когда
она пришла в школу: «Я подошла к школе и наткнулась на охранника,
который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться
мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие
охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и
не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает
толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать ее! Линчевать ее!» Я попыталась
найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто
мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и ее лицо
показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня
плюнула… Кто-то крикнул «Тащите ее к дереву! Надо заняться ниггером!»
[1].
В результате такой реакции в течение 19 дней чернокожие ученики
были вынуждены оставаться дома и никуда не выходить. Федеральный суд
штата Арканзас вынес решение, согласно которому губернатору было
приказано убрать войска от школы, но спустя несколько дней, когда
чернокожие школьники во второй раз пришли в школу, на улице вновь
собралась агрессивная толпа, с которой не могла справиться даже полиция.
После того, как события в Литл-Роке привлёкли внимание СМИ и
вызвали международный резонанс, президент Дуайт Эйзенхауэр направил в
Литл-Рок федеральные войска. 24 сентября в город были введены 1200 солдат
101-й воздушно-десантной дивизии из Форт-Кэмпбелла, штат Кентукки. На
десантников была возложена задача сопровождать детей на пути в школу и
охранять их в коридорах. Через два месяца, когда войска были выведены,
белые школьники стали травить чернокожих детей. Из девятерых детей
только восемь окончили учебный год, один был исключён за то, что ответил
на оскорбление белого мальчика ударом по ноге.
14
1.4 Сегрегация в общественных заведениях
Сфера борьбы черных активистов за свои гражданские права постоянно
расширялась. В начале 1960-х гг. борьба против дискриминации шла в
парикмахерских, куда не пускали черных, на автобусных маршрутах, в залах
ожидания, в общественных туалетах. Часто протесты заканчивались
избиениями и заключением в тюрьмы. Хуже всего дело обстояло в Алабаме.
По статистике это был самый сегрегированный штат, где действия
Куклукс-клана, законов «Джима Кроу» и повсеместная распространённость
«суда Линча» достигли небывалых масштабов.
Так, в городе Аннистон штата Алабама шесть членов Ку-Клукс-Клана
вошли в междугородный автобус, согнали всех чернокожих пассажиров в его
заднюю часть и приказали водителю ехать без остановок до Бирмингема.
Там афроамериканцев высадили и толпа избила их железными
прутьями. К сожалению, полиция приехала слишком поздно. В другой раз в
том же самом городе автобус с черными пассажирами окружила толпа с
цепями и палками. Афроамериканцы, беспокоясь за свои жизни, выйти
отказались. Тогда были порезаны шины автобуса, и когда тот остановился, то
в салон бросили бутылки с бензином и все это подожгли. Пассажирам
удалось уцелеть лишь чудом.
В Бирмингеме особенно активным стал местный Ку-Клукс-Клан,
взрывавший дома черных так часто, что тот район, в котором они жили,
получил название «Гора на динамите» [7].
В начале 1960-х гг. борьба за гражданские права все более сильно
перемещалась на Юг Соединенных Штатов. Губернатор штата Алабама Дж.
Уоллес в 1963 г. провозгласил неформальный лозунг южных территорий:
«Сегрегация сегодня. Сегрегация завтра. Сегрегация всегда». Его слова
подтверждают отдельные примеры расовой сегрегации в общественных
15
местах. В 1925 г. в штате Коннектикут было разрешено показывать фильмы,
которые прямо или косвенно высмеивали бы негроидную расу.
В 1934г. штат Джорджия ввёл два закона. Первый указывал на то, что
все лица, владеющими ресторанами или закусочными, не должны
обслуживать афроамериканцев в одном зале с белыми гражданами.
В рамках данного закона оговаривалось создание высокой перегородки,
которая ограждала бы две расы в двух залах.
Второй закон вводил запрет на игру в бейсбол на поле, расположенном
в менее, чем двух кварталов от негритянской бейсбольной площадки. Штат
Кентукки является лидером по количеству принятых Законов Джима Кроу. В
частности, на территории штата Кентукки все железнодорожные компании
должны были предоставлять отдельные помещения как для белых, так и для
цветных пассажиров – в противном случае сулил штраф в размере 25
долларов или арест на 20 дней. Так же чёрным запрещалось использовать
постельные принадлежности, предназначенные для белых пассажиров.
По другому закону любые выставки, шоу, цирки, театры и т.д. должны
были иметь две билетные кассы с отдельными кассирами, продающими
билеты. Разделение так же касалось парков, детских площадок, пляжей и зон
отдыха.
В штате Северная Каролина запрещалось преподавание в школах для
белых и школах для цветных учеников по одним и тем же учебникам.
Помимо этого в библиотеках на территории штата организовывались
отдельные читальные залы как для белых, так и для чёрных.
Владельцы общественных заведений в штате Теннеси могли не
впускать к себе лиц негроидной расы. Так же в штате Теннеси была
распространена практика, когда чёрных и белых не могли хоронить на одном
и том же кладбище.
16
Важно отметить, что уровень сегрегации мог варьироваться от штата к
штату. В результате т.н. «Движения на Вашингтон» в 1957-1968 гг., когда
произошёл пик борьбы афроамериканцев за свои права, был принят ряд
законов о гражданских правах, запретивший расовую сегрегацию в любых её
проявлениях. С системой «джимкроуизма» на Юге было покончено.
В результате этих мер в 70-80-х годах наблюдался значительный рост
слоя зажиточных афроамериканцев, который в американской прессе и
научной литературе называют «черным средним классом». Прошло уже более
50 лет, когда расовая сегрегация де-юре прекратила своё существование.
Американское правительство развернулась лицом к своим гражданам, в
первую очередь, к афроамериканцам, индейцам и другим нац.меньшинствам,
женщинам, расширив круг их прав.
Однако противники политики сегрегации продолжают говорить сегодня
о том, что де-факто расовая сегрегация до сих пор имеет место быть.
Главный вопрос, на который многие исследователи ищут вопрос:
смогли ли США достичь прогресса в области расового равенства?
Социолог, афроамериканец А. Пайнкни в монографии «Миф о
прогрессе черных» писал о живучести последствий институционного расизма
в экономике, образовании, здравоохранении, юстиции, где афроамериканцы
постоянно сталкиваются с расизмом. При этом, как отмечали социологи и
экономисты, механизм «институционной дискриминации» особенно заметно
действует в сфере экономики.
Об этом свидетельствует официальная статистика безработицы среди
белых и черных. В условиях острой конкуренции на рынке труда дипломы
четырехгодичных колледжей, не говоря уже о двухгодичных, не котировались
и почти не гарантировали работы по специальности. Но, «что стало еще
хуже, - по словам автора, – терялись возможности для продвижения вперед;
17
многие черные чувствуют и говорят, что они должны быть в два раза лучше и
работать вдвое больше, чтобы их считали только равными» [8].
Что касается образования, то здесь афроамериканцы постоянно
сталкиваются с расовой дискриминацией. «Каждый раз, – пишет А. Пайнкни,
– когда начинается школьный учебный год, происходит упорное
сопротивление автобусным перевозкам школьников (в соответствии с
постановлением о десегрегации школ).
Не менее характерно и широко распространенное обеспечение школ в
белых районах более квалифицированными учителями, лучшими учебными
пособиями и приборами. Независимо от того, как они туда попали, большое
число черных уходит из университетов.
В Калифорнийском университете в Беркли заканчивает учебу один из
каждых четырех черных студентов по сравнению с двумя из каждых
четырех» [8].
Черные, доля которых в населении страны достигла 12%, составляли
62,1% всех арестованных за грабеж, 57,6% – за убийство, 43% – за
незаконное хранение и использование оружия, 41,1% – за изнасилование,
39,3% – за продажу наркотиков, 30,9% – за кражи. Согласно статистическим
данным, 32,2% черных мужчин в возрасте 20-29 лет находились в местах
заключения либо под наблюдением как освобожденные условно досрочно
или на поруки. В столице же страны Вашингтоне их доля достигла 50% [8].
Таким образом, моя гипотеза о том, что расовая сегрегация до сих пор
существует в США подтвердилась частично: с одной стороны, правительство
США делает всё возможное, чтобы облегчить положение афроамериканского
населения после стольких лет тяжёлой судьбы, но с другой стороны, в
сознании многих белых американцев (преимущественно южан) весьма
живучи оказались и, видимо, долго еще будут сохраняться глубоко
18
укоренившиеся в нем предрассудки расистского характера, пережитки и
стереотипы.
К сожалению, курс на обеспечение реальных прав и возможностей в
среде негритянского населения, поддерживаемый Правительством США, не
соответствует действующим общественным настроениям.
19
2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В США И ПРОБЛЕМА
БЕСПОРЯДКОВ
2.1. США и современность – беспредел на фоне расовой
дискриминации
Именно проблема полицейского насилия была причиной беспорядков в
последние несколько лет. Например 2001 году власти Цинциннати были
вынуждены объявить комендантский час - беспорядки начались из-за того,
что чернокожий 19-летний правонарушитель Тимоти Джонс был застрелен
белыми полицейскими. В ходе погромов ранения получили 60 человек.
С августа до декабря 2014 года в разных городах США происходили
волнения из-за событий в Фергюсоне (Миссури). Причина аналогична:
полицейские при попытке ареста убили 18-летнего Маркуса Брауна.
Рисунок 1 — Протесты на улицах США. Лозунг Black Lives Matter появился в
ответ на жестокость полиции еще в 2015 году
В 2016-м национальную гвардию пришлось вводить в Северной
Каролине - после убийства полицией чернокожего Кейта Скотта. Он якобы
вышел из машины с оружием в руках, его родственники настаивали, что это
была книга.
25 мая 2020 года в Миннеаполисе полицейский Дерек Шовин почти
девять минут душил ногой Джорджа Флойда. Он умер. Ранее судимый Флойд
подозревался в том, что пытался расплатиться в магазине поддельной
20
купюрой. Демонстрации и беспорядки из-за этого продолжаются и сейчас.
Они вышли далеко за пределы Соединенных Штатов.
Протесты пользуются беспрецедентной поддержкой как в США, так и в
остальном мире. В нескольких американских городах полицейские вставали
на одно колено, демонстрируя свою солидарность с митингующими. При
этом во всех проходивших акциях принимали участие представители разных
этнических общин.
Хэштег Black Lives Matter поддержали политики, звезды шоу-бизнеса,
представители большого спорта. Футболисты английской Премьер-лиги
играют с этим хэштегом на спине - вместо своих имен. В целом, убийство
Джорджа Флойда вывело дискуссию о равенстве на принципиально новый
уровень, она стала серьезным политическим вызовом для современной
молодежи - все это происходит впервые.
Американские либералы полностью поддержали акции протеста,
потому что для них это еще и выступление против Дональда Трампа.
Но что можно сказать точно: для чернокожего населения не прошло
даром президентство Барака Обамы, им гордились очень многие. А после
Обамы пришел Трамп, который вообще не скрывает своих расовых
предрассудков и стереотипов. Контраст получился серьезный.
Ненависть моих либерально-прогрессивных белых американцев - к
Трампу была беспредельна, она зашкаливала. На любую проблему они
реагирировали так: давайте сначала свалим Трампа, а затем подумаем, как ее
решать.
Люди с такими убеждениями поголовно поддержали движение Black
Lives Matter - всеми своими силами. А в целом это самое крупное вовлечение
белого образованного населения в борьбу за права чернокожих. В сочетании с
масштабом выступлений самих чернокожих - это мощная синергетика.
21
Масса людей самых разных убеждений, средний класс, надеялись, что
это движение поможет свалить Трампа, что в свою очередь и произошло.
И как обычно к любому большому народному движению
присоединяются лихие люди. Протестовать идут люди из гетто, городские
банды, а не только домохозяйки и студенты. Они компенсируют свой гнев,
грабя белые кварталы. Ведь грабеж - это немедленная компенсация за свою
ярость. Образованный человек, желая выразить протест, пишет гневный блог
или идет на демонстрацию, не образованный - берет камень.
Сегодня можно смело сказать что поляризация общества обостряется.
Сформировались два лагеря, которые не могут слышать друг друга, раскол
идет по знакомым и по их семьям.
Будет бушевать культурная война, уже началось и продолжится
движение, которое говорит: наши предки были расистами, а теперь мы
каемся. Будут попытки дать чернокожим новые преференции в образовании и
культуре.
Но это в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной: социальное
неравенство в Америке достигло максимума с начала ХХ века. На это
наслаивается кризис: только экономика начала оправляться после длительной
рецессии, коронавирус отбросил ее назад. Есть все предпосылки для того, что
выступления за права чернокожих перейдут в протест бедных против
супербогатых.
22
2.2. Институциональный расизм, как привилегия чернокожих
преступников
В последние дни одним из самых популярных понятий, используемых
в США, а также за их пределами, стал термин «институциональный
расизм». Авторы, применяющие его, в качестве подтверждения своим
заявлениям приводят статистику, в соответствии с которой удельный вес
чернокожих в общем числе лиц, убитых американской полицией, превышает
удельный вес афроамериканцев в общей численности населения страны.
Одним из наиболее характерных материалов такого рода является
публикация Би-Би-Си «Смерть Джорджа Флойдаи [11]. Три факта которые
объясняют, чем недовольны протестующие США, сопровождаемая
соответствующими иллюстрациями.
Согласно данных газеты Washington Post, в материале «1023 people
have been shot and killed by police in the past year», размещен аналогичный
график и подчеркнуто, что «Полиция убивает чернокожих американцев с
более чем вдвое высокой скоростью, чем белых американцев» (The rate at
which black Americans are killed by police is more than twice as high as the rate
for white Americans).
Подобных публикаций – тысячи, а выступлений, повторяющих такого
рода утверждения, – миллионы.
Можно удостовериться насколько это действительно так и насколько
США. Проверим, действительно ли США поражены «институциональным
расизмом», в особенности – полицейским «институциональным расизмом»
Для этого можно воспользоваться той же базой банных по
совершенным полицейскими в период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2020 г.,
согласно сбора информации журналистами WP и сообщили в качестве
23
приложения к указанной статье, и которая, по их утверждениям, является,
как минимум, вдвое более полной, чем официальная статистика.
В дальнейшем анализе не затрагиваются философско-этические
вопросы, в какой степени убийство – любое убийство любого человека –
является допустимым, приемлемым или оправданным. Речь идет
исключительно о том, подтверждает ли сравнительная статистика гибели
людей, принадлежащих к разным расовым группам, в результате действий
американской полиции наличие т.н. «институционального расизма».
Общее число погибших по расовым группам из базы данных WP
выглядит следующим образом:
Рисунок 2 – Число жертв полиции по расам, январь 2015-май 2020 г.
А число погибших на 1 млн. жителей, принадлежащих соответствую-
щей расовой группе, – вот так:
Рисунок 3 - Число жертв полиции по расам на 1 млн населения, январь
2015-2020 гг.
На первый взгляд действительно получается, что на один миллион
жителей соответствующей расовой группы афроамериканцев гибнет более
чем вдвое больше, чем, например, белых. Правда, это примерно столько же,
24
сколько и индейцев, и в шесть раз больше, чем азиатов. Однако активные
проповедники теории «институционального расизма» об этих фактах
демонстративно умалчивают.
Поборники теории «институционального расизма» также умалчивают
и об обстоятельствах, приводящих к более высокой смертности чернокожих
от рук полиции. Например, именно для афроамериканцев характерна
непропорционально высокая доля погибших в результате совершенных ими
насильственных нападений:
Рисунок - 4 Число жертв, участвовавших в нападениях, на 1 млн населения,
январь 215-2020 гг.
в результате осуществленных ими нападений с применением
огнестрельного оружия:
Рисунок - 5 Число жертв, участвовавших в нападениях, на 1 млн населения,
январь 215-2020 гг.
а также в результате попыток бегства во время задержания
полицейскими:
25
Рисунок 6 – Число жертв полиции, пытавшихся бежать от полицейских, на 1
млн населения, январь 2015- май 2020 гг.
Таким образом видно, что высокая смертность чернокожих от рук
полиции во многом обусловлена их гораздо более агрессивным поведением
во время совершения ими преступлений, в ходе их задержания или ареста.
Конечно же, рассматривать статистику гибели задержанных в
результате действий полиции в отрыве от статистики совершенных
задержанными преступлений в принципе неверно. Это фундаментальное
условие адекватного анализа, какое, например, Кэндис Оуэнс понимает
гораздо лучше, чем журналисты Би-Би-Си и «Вашингтон Пост».
Последний год, для которого ФБР представило детальную картину
преступлений, совершенных лицами, принадлежащими к разным расовым
группам, – это 2018 год. Из этих данных видно, что на 1000 жителей
соответствующей расовой группы число преступлений, совершенных
афроамериканцами, более чем вдвое превышает средний показатель по
стране; в 2,5 раза превышает показатель для белых и испаноязычных; почти
в 9 раз превышает показатель для азиатов.
Удельный вес преступлений насильственного характера в общем числе
преступлений, совершенных афроамериканцами, в полтора раза выше, чем,
например, аналогичные показатели для белых и испаноязычных:
26
Рисунок 7 – Распределение криминальных преступлений, в %.
Учитывая неравномерность распределения преступников по расовым
группам, корректным показателем наличия (или отсутствия) полицейского
«институционального расизма» является отношение числа погибших
задержанных по расовым группам к числу совершенных ими преступлений
насильственного характера.
Выясняется, что на 100 тыс.чел., арестованных за совершение ими
насильственных преступлений, афроамериканцев от действий полиции в
2018 году погибло в полтора раза меньше, чем в среднем по стране, и
примерно в два раза меньше, чем белых, испаноязычных и азиатов.
Такой колоссальный разрыв в применении полицией насилия не может
быть объяснен иначе, кроме как систематически более мягким отношением
полиции к чернокожим преступникам по сравнению с преступниками любой
другой расовой группы.
Этот вывод может быть усилен, если взглянуть на динамику числа
смертей задержанных за последние шесть лет. Динамика числа чернокожих
жителей США, погибших от рук полиции, выглядит следующим образом (за
январь-май каждого года):
27
Рисунок 8 – Число чернокожих жертв полиции в январе 2015 – мае 2020 гг.
Иными словами, за последние шесть лет число чернокожих жителей
США, погибших от рук полиции, уменьшилось на 26,6%.
Число погибших чернокожих на 1 млн.чел. чернокожего населения
снизилось в еще большей степени – на 29,2%.
Для сравнения: число белых и испаноязычных жителей США, погибших
от рук полиции, за то же время снизилось в меньшей степени – только на
22,0%.
Иными словами, в результате действий полиции число погибших
чернокожих снизилось в большей степени, чем число всех погибших. В
результате удельный вес погибших чернокожих в общем числе лиц,
погибших от рук полиции, заметно упал.
Таким образом, по отношению к чернокожим жителям США со
стороны американской полиции если и наблюдается политика
«институционального расизма», то это политика «институционального
расизма наоборот» – преступники-афроамериканцы, совершающие
преступления насильственного характера, оказываются наиболее
привилегированной расовой группой, к представителям которой
полицейское насилие применяется в наименьшей мере. Более того, в
течение последних лет по отношению к этой группе преступников
28
наблюдается значительное и последовательное ослабление применения
полицейского насилия.
В результате такого систематического подхода подрывается
фундаментальный принцип верховенства права – равное отношение к
одинаковым деяниям. Ненаказуемость (или меньшая степень наказуемости)
за аналогичные преступления преступников одной группы,
наслаждающихся своим привилегированным положением, ведет к
безнаказанности и, следовательно, к еще большей агрессивности
и дополнительному росту числа преступлений со стороны этой группы
преступников.
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55 лет назад в США окончательно покончили с расовой сегрегацией,
символом которой были таблички «Только для белых» на скамейках, в парках
или в ресторанах. С тех пор США прошли долгий путь к избранию первого
чернокожего президента и даже заявлениям политиков о выплате
компенсаций потомкам рабов. Однако в последние годы в США наблюдается
рост преступлений на почве расовой ненависти, а избрание президентом
Дональда Трампа вызвало еще большую поляризацию общества. Видные
интеллектуалы предрекают, что США могут вновь пережить «гражданскую
войну» после 2020 года.
Официальным концом сегрегации в США стало введение закона о
гражданских правах, принятого при президенте Линдоне Джонсоне под
влиянием массовых протестов борца за права чернокожих Мартина Лютера
Кинга.
Благодаря законопроекту федеральное правительство получило
полномочия по контролю за обеспечением гражданских прав американского
населения.
Закон запрещал установку табличек «Только для белых» в транспорте,
ресторанах, кафе и гостиницах, которые были распространены в США в то
время, а высшие учебные заведения стали открыты для представителей всех
рас.
Сегодня американское общество может столкнуться с серьезным
расколом и поставить США на грань гражданского конфликта.
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги, учебная литература
1. Бейтс, Д. «Длинная тень Литл-Рока». Воспоминания / Д. Бейтс. – М.:
Прогресс, 1965.
2. Киселев, В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в
США (50-е — 60-е гг.) / В. Киселев; под ред. Р. Г. Апресяна. – Москва: Аслан,
1996. – 280 с.
3. Нитобург, Э.Л. Афроамериканцы США. XX век: этноисторический очерк /
Э.Л. Нитобург. – М.: Наука, 2009. – 583 с.
4. Нитобург, Э.Л. Негры США. XVII – начало XX вв. / Э.Л. Нитобург. – М.:
Наука, 1979. – 292 с.
5. Нитобург, Э.Л. США: цветной барьер в прошлом и настоящем / Э.Л.
Нитобург // Новая и новейшая история. – 1997. – № 2.
Интернет -источники
6. Петрова, М. К вопросу о правовом положении чернокожего населения
США в 1950 – е гг. [Электронный ресурс] / М. Петрова, С.А. Кривоногова, Л.
Шпринц // Язык. Культура. Коммуникации: электронный журнал. – Режим
доступа: http://docplayer.ru/59817470-Bbk-t3- 7ssha-6-2-udk-94-73-1950-1960-t-
m-petrova-s-a-krivonogova-t-petrova-s-krivonogova-gchelyabinsk-yuurgu-
chelyabinsk-susu.html
7. Борьба чернокожего населения Соединенных Штатов Америки за
гражданские права [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.newhistoria.ru/newh-511.html
8. О некоторых аспектах расовой проблемы в США на рубеже XX – XXI
веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukarus.com/o-
nekotoryh-aspektah-rasovoy-problemy-vssha-na-rubezhe-xx-xxi-vekov .
31
9. Rosa Parks Biography [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
10. От гражданcкой войны до Black Lives Matter. Как движение за права
чернокожих меняло США/ Андрей Козенко. Би-би-си. 20 июня
2020.[Электронный ресурс]. - https://www.bbc.com/russian/features-53112571
11. BBS News. Русская школа. https://www.bbc.com/russian/news-52877095
Иностранные источники
12. Nakanishi, Don T. The Asian American Educational Experience: A Source
Book for Teachers and Students / Don T. Nakanishi, Tina Yamano Nishida. –
Psychology Press, 1995. – 404 р.
13. Guthrie, J.W. Returning to Square One / J.W. Guthrie, M.G. Springer //
Peabody Journal of Education. – Mahwah, New Jersey, 2004. – Вып. 79. – С. 9.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!