это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3284625
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о субъектах административного права является одним из самых главных, поскольку в данном случае речь идет о субъектах административно-правовых отношений, решающих определенные задачи и реализующих функции исполнительно – распорядительной власти, координирующие, контрольные полномочия в сфере государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих и разрешающих дела об административных правонарушениях, которые совершаются физическими и юридическими лицами в налоговой, финансовой, таможенной области.
Нормы административного права регулирует широчайший круг общественных отношений, самым разнообразным его содержанием. Но естественно возникает вопрос, кто вступает в административно – правовые отношения, кто является носителем административным прав и обязанностей. Для этого необходимо обратиться к категории субъект права.
По общему правилу, субъект права – это тот кто наделен юридическими нормами, совокупностью прав и обязанностей, которые отличают его от других субъектов права. Это может быть гражданин, организация, индивидуальный предприниматель или орган государственного управления. Для характеристики субъекта права особое место занимают два признака: социальный и юридический. Социальный признак определяет по существу персонификацию субъекта права, выступающую в определенные общественные отношения. Это может быть и гражданин военнослужащий, студен, орган управления и другие. Юридический признак определяет по существу юридическое лицо субъекта права, а именно определяет совокупность тех прав и обязанностей, которыми наделен тот или иной субъект права.
Данная тема является актуальной в силу того, что она обусловлена многими факторами. Во-первых, субъекты являются одной из основополагающих категорий административного права как науки. Во-вторых, четкое определение административно - правового статуса участников административно-правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Все это в полной мере свидетельствует об актуальности данной работы.
Целью этой курсовой работы является изучение специфики субъектов административного права.
Для того, чтобы достичь этой цели, нужно решить несколько задач:
Рассмотреть понятие субъекта административного права;
Изучить виды субъектов административного права;
Изучить подробнее индивидуальные и коллективные субъекты административного права;
Изучить административно – правовой статус физических и юридических лиц; административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства; административно – правовой статус органов исполнительной власти;
Данная тема была исследована такими научными работниками как С.Н. Братановский, А.М. Волков, А.Н Миронов, Б.В. Россинский, А.И. Стахов, А.Ю. Соколов и многими другими.
Предметом исследования является нормативно правовой акт, регулирующий субъекты административного права.
Объектом исследования является общественные отношения, которые складываются в сфере участников административного права.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы.
К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод.
К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, два параграфа, заключение и список использованной литературы.
В первой главе дается понятие и описываются конкретные виды субъектов административного права с точки зрения различных научных работников, раскрывается ее сущность, рассматриваются индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Во второй же главе описываются характерные черты субъектов административного права, которые позволят отличить их от других субъектов права, а также изучается административная правосубъектность.
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАИВНОГО ПРАВА1.1. Виды субъектов административного праваСубъекты административного права обладают теми же признаками, что и любой субъект права любой отрасли права. Субъект административного права – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, способностью вступать в административно правовые отношения.
Условия, при которых указанные субъекты могут стать участниками административно – правовых отношений являются следующие: 1. Необходимо наличие нормы административного права, которая определяет права и обязанности участников административно правоотношений.2. Административная правосубъектность, которая включает в себя правоспособность и дееспособность субъекта;
Как известно, правоспособность – это способность иметь права и соответствующие обязанности, а дееспособность, в свою очередь, - это способность лица осуществлять эти права и выполнять конкретные обязанности. То есть в данном случае выполняется реализующая функция. Последнее условие, при котором лицо может стать участником права: 3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношения юридического факта.
Поэтому, в научной литературе, можно выделить следующие виды субъектов административного права:
- индивидуальные субъекты (в их число входит: физическое лицо, гражданин, апатрид, иностранец, должностное лицо или государственный служащий);
- коллективный субъект (юридическое лицо, а именно различного рода коммерческие организации или некоммерческие учреждения, предприятия, иное структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления);
1.2. Индивидуальные субъекты административного права
Можно рассмотреть некоторые черты правового положения индивидуальных субъектов в административном праве.
Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях.
Административное право имеет ряд своих особенностей, так как в них, в большинстве случаев, правоотношения осуществляются на основании принципа власти-подчинения. Как уже говорилось ранее к индивидуальным субъектам относится физическое лицо, гражданин, апатрид, иностранец, должностное лицо или государственный служащий. Поэтому такой вид субъектов в административном праве как индивидуальные субъекты имеют свою специфику, существенно отличающиеся от субъектов других отраслей права.
Особое место в системе субъектов административного права занимают физические лица.
Физическое лицо как субъект административного права — это участник общественных управленческих отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей. Физическое тоже разнообразно по своему составу групп. Это и граждане, и иностранные лица, лица без гражданства, военнослужащие, государственные служащие и т.д.
Следует подчеркнуть, что при рассмотрении административного статуса физических лиц, мы в первую очередь, должны говорить о гражданах РФ. Дело в том, что граждане РФ, в отличии от других физических лиц, обладают комплексом прав и обязанностей, связанный у них с наличием гражданства РФ. Поэтому при характеристике правового статуса гражданина РФ необходимо обратиться к Федеральному закону от 31 мая 2002 г «О гражданстве РФ". Конституция РФ и названный Федеральный закон определяют основу административно – правового статуса гражданина.
Гражданин – лицо, которое имеет гражданство РФ, имеет полные права и обязанности и несет ответственность в случае совершения правонарушения на равных основаниях. Понятие гражданин является юридической конструкцией. Он обладает правами, обеспечивающими его существование как биологического организма. К совокупности таких прав можно отнести: право на жизнь, право на личную неприкосновенность. Он наделен сознанием и волей. Понятие гражданин имеет два значения:
1. Гражданин – это человек, находящийся в прямой связи с государством.
2. Гражданин – это лицо, не находящийся в служебных отношениях с государственным органом.
В административном праве существует своя специальная отраслевая единица данного понятия. В литературе принято говорить об административно – правовом статусе как гражданина, но не как личности или человека, поскольку последний термин употребляется в других отраслях права, в конституционном и международном праве.
Граждане РФ, обладая общим конституционным статусом гражданина РФ, вместе с тем разнообразны по своему составу, поэтому их юридическое разнообразие переделяется тем положением и той ролью, которую они выполняют. Но в этом разнообразии административно правового статуса гражданина РФ необходимо выделить особую группу граждан, которые обладают соответствующими специфическими правами и обязанностями. К ним относятся субъекты, имеющие специальный статус. Специальный статус имеют субъекты административной опеки, то есть субъекты, которые по своим физических, социальным или иным ситуациям не могут полностью реализовать свои права (инвалиды, несовершеннолетние). К субъектам административной опеки относятся физические лица, такие как безработные, инвалиды, дети – сироты, инвалиды – участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, ветераны труда и военной службы, а также представители иных категорий граждан. Также это могут быть вынужденные переселенцы, беженцы.
Далее, субъекты разрешительной системы. Они обладают также специальным статусом (например, водитель транспорта). Он должен соблюдать соответствующие требования.
Наконец специальный статус характерен для жителей с особым административно – правовым режимом. Кроме этого, следует отнести ряд других субъектов административного права, обладающих специальным статусом. Это прежде всего военнослужащие и другие лица, характер деятельности которых определяет их особый статус. На них распространяется военное законодательство. Их статус определен специальным законом «О статусе военнослужащего».
Иностранное лицо – физическое лицо, не являющийся гражданином РФ, несет права и обязанности на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве» и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данный федеральный закон существенно скорректировал административно – правовой статус иностранного гражданина, находящегося в РФ.
Важно подчеркнуть, что отнесение иностранного гражданина к той или иной группе существенно меняет их статус. Так, например, граждане, временно пребывающие на территорию РФ, могут находиться непродолжительное время, обязаны зарегистрироваться, пребывать только в тот пункт, который обозначен в их въездной визе и в других соответствующих документах. Если мы обратимся к другой группе, то она обладает большим объемом полномочий.
Каждый из этих субъектов осуществляет комплекс принадлежащих им прав и обязанностей в соответствии со своим административно – правовым статусом, установленным административным законодательством.
Круг индивидуальных субъектов является неисчерпывающим, в него могут входить отдельные лица, обладающие специальным статусом. Индивидуальные субъекты вступают во взаимоотношения с субъектами исполнительной власти и российскими гражданами.
Правовой статус индивидуальных субъектов определяется характером их административной правоспособности и дееспособности, которая в целом представляет собой административную правосубъектность. С помощью этого элемента, определяются их права и обязанности, установленные административными нормами.
1.3. Коллективные субъекты административного права
Наиболее широкий круг представляет вторая группа субъектов административного права, в которую включаются коллективные органы государственного управления, Правительства РФ, администрация субъектов РФ и другие.
Они отличаются от индивидуальных субъектов тем, что представляют собой самоуправляемую группу, состоящих их двух и более лиц и могут выступать в отношениях с иными субъектами, чтобы достичь какой – либо определенной цели. Иными словами, они выступают как единое целое, совместно объединив свои усилия, направленные на совершение конкретных функций.
К коллективным субъектам относятся юридические лица, которые, в свою очередь, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации, учреждения и предприятия, которые действуют от своего имени. Определенные законы предоставляют им права и возлагают определенные обязанности.
Коммерческие и некоммерческие организации являются обязательными участниками административного права. Они могут обратиться в суд путем подачи искового заявления за защитой своих прав и законных интересов. На практике известно довольно много случаев, когда одной из сторон административно – правовых отношений, в случае возникновения спора, выступает юридическое лицо как коммерческая или некоммерческая организация.
Однако, чтобы стать коллективным субъектов необязательно регистрироваться в качестве юридического лица.
Это могут быть также и иные организации, которые решили не открывать свой счет и не стали регистрироваться в качестве юридического лица.
Если говорить о различных структурных подразделениях, то такие юридические лица имеют свои филиалы и представительства. Они также относятся к коллективным субъектам административного права. В административном они не являются юридическими лицами, однако выполняют функции некоторого из них.
Другим субъектом являются члены особых административно - правовых образований. В РФ имеются закрытые административно территориальные объединения. Их правовой статус определен специальным Постановлением Правительства. Для них характерен особый правовой режим, и это ограниченный доступ на данную территорию. Особый порядок регистрации проживающих лиц и т.д.
Также в соответствии с федеративным устройством России выделяются:
- федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные агентства и службы, федеральные надзоры и иные органы исполнительной власти);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Изучая различные виды участников административных правоотношение, необходимо указать, субъекты административного права – это реальные участники административно – правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).
Таким образом, субъекты административного права отличаются особым административно – правовым положением, установленное административным законодательством. Говоря об индивидуальных и коллективных субъектах в административном праве, стоит сказать, что они имеют специальные отличительные признаки. Они выполняют различного рода деятельность, предусмотренная нормами административного права.
Следует указать, что коллективные субъекты призваны осуществлять публичные функции, которые могут выполнять властные и невластные полномочия. Коллективные субъекты выступают как отдельная группа субъектов административных правоотношений. Когда речь идет о коллективных субъектах, то следует обратить внимание на организационно – правовую форму, упоминая о юридических лицах. Данный вопрос является актуальным по сей день, поскольку при определении организационно – правовой формы она непосредственно связана с функциями, которые реализует только коллективный субъект административного права. Индивидуальные субъекты призваны реализовать исключительно собственный интерес, реализуя только субъективные права и свободы в сфере административного судопроизводства.
Таковы основы административного правового положения индивидуальных участников административного права, указанных в нормативных правовых актах, которые регулируют виды административных правоотношений.
Поэтому, когда мы говорим о субъектах административного права, необходимо подчеркнуть не только самый широкий круг, наличие прав и обязанностей, но и то, что участники административных отношений являются наиболее разнообразными по своему набору, совокупности. Если сопоставить статус военнослужащего и статус студента, статус Президента РФ и статус религиозных организаций, видно, что широчайшим кругом прав и обязанностей обладают субъекты административного права.
Говоря о субъектах административного права, необходимо отметить, что в юридической литературе проводятся различные варианты классификации отдельных видов субъектов права. Одни авторы идут по пути перечня, другие авторы разграничивают субъектов права по отдельным уровням государственного управления: федеративный уровень, уровень субъектов федерации и т.д. Такие классификации имеют право на существование, но вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что все субъекты права можно практически подразделить на две большие группы: коллективные и индивидуальные субъекты права.
2. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАИВНОГО ПРАВА2.1. Административно – правовой статус физических и юридических лицСубъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью.
Субъекты административного права занимают особое место в системе государственно – властного управления. Выполняя свои должностные функции те или иные должностные лица защищают права и законные интересы человека и гражданина.
Административное право призвано выделять широкий круг субъектов административно – правовых отношений. В связи с этим следует более подробно рассмотреть первый круг субъектов административного права. К таковым относятся физические лица, граждане и т.д.
Под административно – правовым статусом гражданина понимается совокупность прав и обязанностей, установленных и гарантированных нормами административного права. Таким образом, в содержание статуса включаются права, обязанности, а также гарантии их реализации.
Особенностями административно – правового статуса являются:
Носят комплексный характер. Он выражается в том, что административно – правовой статус определяется нормами других отраслей права. Основу ее составляет конституционное право, гражданское, трудовое, финансовое, семейное право и многие другие отрасли. Любой гражданин вступает в отношения с государственными органами.
Правовая основа состоит из Конституции РФ, законов и подзаконных актов;
Возникает как согласие правообладателя, так и помимо его воли; Чаще всего необходимо согласие индивида, таким образом может возникать статус государственного служащего, статус водителя, статус студента. Однако, бывают случаи, когда согласие гражданина не требуется. Например, статусы, привлекаемые к ответственности лица наступают вопреки воли лица (при задержании гражданина и доставлении его в органы внутренних дел);
Они имеют сложную структуру. Граждане могут иметь несколько статусов. Например, государственный служащий может иметь право управления транспортным средством, при этом он может получать высшее образование.
Все эти признаки взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.
Физические лица вступают в административные правоотношения, тем самым они имеют право подавать исковое заявление в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, представлять интересы какого – либо лица, предъявлять доказательства и иным образом регулировать общественные отношения. Как и другие субъекты административного права они имеют свои права и обязанности, предусмотренные различными Конституцией РФ, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими их правовое положение в государстве и обществе.
К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Во-первых, Конституция РФ определяет правовой статус физического лица на основании 2 статьи: «Человек, его основные права и свободы являются высшей ценностью». Как известно, в правовой статус физического лица могут входить и гарантии, поэтому Конституция РФ, провозглашая данную статью, гарантирует гражданину его соблюдение.
Конституция РФ включает в себя совокупность правовых норм в отношении правового статуса физического лица, среди них стоит отметить: право на жизнь (ст. 20); право на охрану достоинства личности гражданина (ст.21); неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 22); неприкосновенность жилища (ст. 25). Говоря о административно – правовом статусе гражданина, следует подчеркнуть, что перечисленные конституционные права граждан, преимущественно реализуются в нормах административного права. Так, например, гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Это конституционное право гражданина, но реализовать он его может в рамках определенных норм административного права, то есть получить соответствующее разрешение (лицензию) на осуществление определенного вида предпринимательской деятельностью, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя для занятия деятельностью. Поэтому административно – правовой статус гражданина, по существу, переводит конституционные права граждан в плоскость жизненных отношений по реализации этих прав и обязанностей.
Можно сказать, что статус физического лица можно подразделить на общий и специальный. Общий правовой статус присущ всем лицам Российской Федерации, которые имеют те же права и обязанности, гарантии и ответственность, распространяющий свое действие на всех.
Специальный правовой статус лица присущ отдельным категориям лиц, позволяющим отличить их от обычных граждан. Примером может быть правовой статус военнослужащего лица, осуществляющий государственную деятельность. Одновременно он имеет обычный статус гражданина РФ, но в то же время обладает и специальным правовым положением. Например, военнослужащий имеет право на отдых, при этом вправе выбирать место отдыха по своему усмотрению, однако он ограничен в выборе места отдыха, а именно имеет ограничение в выезде за пределы РФ. Так как такие лица находятся на государственной службе, то им не разрешается покидать страну в любое время. В связи с этим, можно отметить, что в некотором смысле его права ограничены.
Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных элементов и дает нам содержание понятия административно-правового статуса физических лиц.
Среди субъектов административного права отдельно в качестве юридических лиц рассматривают различные организации, которые являются коллективными субъектами административного права.
Административно-правовой статус юридических лиц – это совокупность различных прав и обязанностей в области государственного управления, предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц
Права юридических лиц подразделяются:
- на общие, реализующиеся во всех областях государственного управления (право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др.; право на защиту в административном и судебном порядке);
- на специальные, которые осуществляются в определенных областях (право на получение информации о порядке исчисления и уплаты налогов).
Обязанности юридических лиц:
- общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, внесения изменений в уставные документы);
- специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск различного рода ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговых органах и для ведения статистических данных, получение лицензии на осуществление определенных видов деятельности и др.).
Административно-правовой статус юридических лиц, коммерческих или некоммерческих организаций содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях».
2.2. Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваСледует упомянуть, что административно-правовой статус — положение гражданина в обществе, совокупность его субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности, закрепленных в нормах административного права.
Поэтому существует еще одна категория лиц, имеющими свои права, обязанности, запреты и определенные ограничении, находясь на территории РФ.
Постоянно проживающие имеют вид на жительство сроком на 5 лет. Временно пребывающие иностранные граждане – это те иностранные граждане, которые получили вид на жительство с целью пребывания на работе сроком до 3 лет или которые получили визу.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют особый статус, в отличии от граждан РФ. Вступая в отношения с органами государственной власти возникает специальный административно-правовой статус иностранного гражданина или лица без гражданства может возникнуть лишь при взаимодействии его с органами государственной власти. Такой статус может возникнуть при въезде и нахождении на территории РФ иностранных граждан.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Другими словами, иностранное лицо, которое не имеет гражданства РФ и не имеет доказательств, того что имеет такое гражданство (подданство) иностранного государства именуется как апатрид.
При этом Конституция РФ в ч. 3 ст. 62 определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации с некоторыми изъятиями.
В отличие от правового статуса российских граждан, правовой статус иностранных граждан, а также лиц без гражданства возникает в ином порядке, нежели правовой статус гражданина РФ и, как правило, носит срочный характер.
В частности, выделяются признаки иностранных граждан:
1) иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления;
2) не участвуют во всенародном голосовании;
3) не несут обязанностей по военной службе;
4) не могут занимать служебные должности или заниматься определенной деятельностью, если это неразрывно связанно с принадлежностью к РФ;
5) не могут принимать участие в отправлении правосудия;
6) к ним применяется отдельная мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая не применяется в отношении обычных граждан РФ;
Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права.
Иностранные граждане и лица без гражданства(бипатриды) имеют свой административный статус, который возникает следующим образом:
1.С момента въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ автоматически возникает их особый правовой статус в отличие от лиц, имеющих гражданство РФ, которые они приобретают с рождения (момент возникновения)
2. С момента выезда иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ утрачивают административный правовой в отличие от лиц, имеющих гражданство РФ, которые имеют правовой статус до своей смерти или, в случае, принятия гражданства иного государства. (момент прекращения)
Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства составляют международные акты, Конституция РФ, ФЗ от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ от 25.07.2002 г. № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами.
Однако иностранные граждане и лица без гражданства ограничены в своем административно – правовом статусе по сравнению со статусом гражданина РФ. Так, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, избираться на государственные должности или заниматься определенной предпринимательской деятельностью, они не находятся на военной службе и могут быть ограничены в праве передвижения по РФ и в праве выбора места жительства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь свой административно – правовой статус, однако они ограничены в совершении определенных действий, в отличие от граждан Российской Федерации.
2.3. Административно – правовой статус органов исполнительной властиОрганы исполнительной власти — самостоятельный вид органов публичной администрации, которым, в соответствии с принципом разделения властей, государство поручает практическое осуществление административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности.
Вместе с тем такой вид административных субъектов отличается своими особенностями:
Во – первых, органы исполнительной власти имеют подзаконный характер деятельности при осуществлении распорядительных действий; Во – вторых, органы исполнительной власти издают подзаконные нормативные законы, в том числе акты нормативного характера (регистрация актов, документов, прав объектов, а также издание индивидуальных правовых актов).
В – третьих, органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и административной дееспособностью, что в совокупности образует административную правосубъектность, которая одновременно возникает с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
Подзаконность организации и деятельности органов исполнительной власти является важным элементом их правового статуса.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел РФ).
Таким образом, каждый из этих признаков раскрывает особенности административно – правового статуса органов исполнительной власти в пределах компетенции.
Подводя итог, следует выделить, что главной спецификой такого круга субъектов является их подзаконный характер, подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, их оперативная самостоятельность.
Административное право по кругу полномочий распространяется на все субъекты, то есть органы государственной власти, граждане, физические и юридические лица всех уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из проведенных исследований, можно сопоставить цели с их результатами. Первой целью в курсовой работе была необходимость дать понятие субъекта административного права. Соответственно, у различных научных работников были разные подходы, разные точки зрения относительно этого понятия. Мы поняли, что субъект административного права – это участник административных – правоотношений, который осуществляет свою деятельность в системе государственного управления. Однако такая деятельность осуществляется в рамках административных норм.
Второй нашей целью было изучение различных видов субъектов административного права. В связи с этим, в данной курсовой работе были выделение их общие и специальные признаки, так как именно широкий круг таких субъектов являются основными действующими лицами в административном праве.
Можно сказать, что существуют различные виды субъектов административного права, которые существенно отличаются от других субъектов права. Каждый из них регулируется своими нормативными правовыми актами, непосредственно определяющим правовой статус (правовое положение, состояние) того или иного субъекта. В правовой статус субъектов административного права могут входить права, обязанности, а в некоторых случаях гарантии и ответственность.
Мы выделили, что на данный момент существуют индивидуальные субъекты (гражданин, физическое лицо, государственный служащий или должностное лицо), коллективные субъекты (юридические лица, филиалы и представительства, различные структурные подразделения, которые действуют совместными усилиями). Еще один круг субъектов, который относится действует в рамках административно – правовых отношений это иностранные граждане и лица без гражданства. Их круг полномочий существенно ограничен, однако в некотором смысле имеют равные права и обязанности, ответственность наравне с гражданами РФ.
И последний круг субъектов административного права – это органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов, которые выполняют свои распорядительные функции в пределах своей компетенции, имея исключительно подзаконный характер.
С учетом перечисленных видов субъектов административного права, следует отметить, что они играют важную роль при осуществлении административно – правовой деятельности.
Последней целью данной работы было определение административно – правовой статуса физических и юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также органов исполнительной власти.
У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового положения, но все они являются субъектом права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно правовые акты Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (последняя редакция).
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция).
Учебная литература
Братановский, С. Н. Административное право России : учебник / С.Н. Братановский, К.М. Конджакулян, М.С. Братановская. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 499 с.
Волков, А. М. Административное право : учебник / A.M. Волков, А.С. Дугенец. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 288 с.
Костенников М.В, А. В. Куракин, A. M. Кононов, [и др.] // Актуальные проблемы административного права и процесса : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с.
Мифтахов, Р. Л. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации как субъекты административного права : учебное пособие (в схемах, таблицах и определениях) / Р. Л. Мифтахов. - Москва : РГУП, 2020. - 129 с.
Миронов, А. Н. Административное право : учебник / А.Н. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 320 с.
Осинцев, Д. В. Система административного права (методология, наука, регламентация) : монография / Д.В. Осинцев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. - 228 с.
Попова Л.Л, М. С. Студеникиной // Административное право : учебник // 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
Поникаров, В. А. Административное право : практикум / В. А. Поникаров, Е. В. Сенатова, Т. Н. Дазмарова. - Рязань : Академия ФСИН России, 2018. - 70 с.
Россинский, Б. В. Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 6-е изд., пересмотр. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с.
Стахов, А. И. Административное право : учебное пособие для СПО / А. И. Стахов, В, А. Зюзин, М. С. Фомина ; под ред. А. И. Стахова. — Москва : РГУП, 2019. - 136 с.
Четвериков, В. С. Административное право: Учебное пособие / Четвериков В.С., - 7-е изд. - Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 393 с.
Четвериков, В. С. Административное право: Учебник / Четвериков В.С., - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 351 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!