это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3284877
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. PAGEREF _Toc75385559 \h 3Глава 1. Психодиагностика, ее особенности и применение………………...5
1.1 История психодиагностики………………………………………………. PAGEREF _Toc75385560 \h 51.2 Особенности психодиагностики………………………………………….61.3 Предмет и задачи психодиагностики…………………………………….61.4 Применение психодиагностики…………………………………………..71.5 Методики психодиагностики……………………………………………….7
Глава 2. Применение психодиагностики в работе с персоналом………..10ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... PAGEREF _Toc75385561 \h 35
ВВЕДЕНИЕ В современном мире происходят постоянные изменения в работе, как и в целом всей фирмы, так и в работе с ее персоналом. Появляется все больше различных организаций, на рынке существует жёсткая конкуренция. Работодатели хотят видеть в своей фирме профессионала, человека, знающего свое дело. Кроме того, многие не против и обучить новичков новому делу, ведь в них полно энтузиазма, настолько важного в наше время. У каждой организации свои методы и приемы работы с персоналом. В этих методах также происходят изменения с течением времени. У современных кадровиков сформировался устойчивый интерес к психодиагностике, как эффективному инструменту для получения ценной, достоверной и недорогой информации о кандидатах и сотрудниках.
То есть, в различных фирмах есть определенно обученные люди, знающие, какие именно люди могут работать в имеющейся компании. В соответствии со знакомой формулой "спрос рождает предложение" в последнее время возникли и развиваются многочисленные учебные центры, специализирующиеся на обучающих мероприятиях для менеджеров по персоналу. Издается большое количество отечественной и зарубежной литературы, посвященной кадровой проблематике. Сейчас профессия менеджера по персоналу является достаточно престижной и высокооплачиваемой. Но какими методами пользуется менеджер? Какие приемы и способы он должен знать, чем он должен овладеть прежде, чем работать с персоналом? На данные вопросы мы и ответим в представленной работе. Цель работы: изучить психодиагностику и работу с персоналом.Для достижения данной цели мы должны выполнить ряд следующих задач: 1. Изучить основы психодиагностики;
2.Выявить особенности психодиагностики;
3.Изучить особенности работы с персоналом;
4.Изучить методы и способы в работе с персоналом;
5.Провести один из методов психодиагностики, проанализировать полученные данные и сделать вывод.
Объект исследования – психодиагностика и работа с персоналом
Предмет исследования – особенности психодиагностики в работе с персоналом.
Глава 1. Психодиагностика, ее особенности и применение
Психодиагностика (психологическая диагностика) — это психологическая дисциплина, которая разрабатывает методы выявления и исследования индивидуальных психологических особенностей человека. Она может служить соединительным элементом между общими психологическими исследованиями и практикой. [1]
1.1 История психодиагностикиСтановление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики. [2]
Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. [3] Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.
Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт, основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.[4]
В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.
Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства. [5]
Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности. Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма). Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов. [6]
1.2 Особенности психодиагностики
Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных». [7]
Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой - конкретное воплощение теоретических построений - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. [8] 1.3 Предмет и задачи психодиагностики
Предмет психодиагностики очень обширен и включает:1. Методологические и конкретные методические (практические) принципы построения диагностических методик и формулирования психодиагностических заключений.
2. Методы и конкретные психодиагностические методики. 3. Психометрику – математическую методологию обнаружения индивидуальных различий.
4. Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их пользователям. [9]
Общие задачи психодиагностического исследования
1. Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения. 2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его выражение в качественных и количественных единицах. 3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей. Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того, в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи определяются также ограничениями в использовании методов и характеристиками ситуации. Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы. Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего использования результатов диагностики. [10]1.4 Применение психодиагностики
Психодиагностика применяется в таких областях практики как:
1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации;
2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке);
3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека;
4) профориентация, консультация при подборе персонала;
5) судебная психиатрическая экспертиза;
6) организация воспитания и обучения;
7) анализ межличностных отношений и психологии личности.
Главная цель психодиагностики – помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения психодиагностике. [11]1.5 Методики психодиагностики
Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека. Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности. Согласно субъективному подходу, анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация. [12] При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.
В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей. Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера). Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.
Диагностика уровня развития интеллекта человека представлена “тестами интеллекта”. Основными видами интеллектуальных тестов являются:
1. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)
Данный тест был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды. Интересным примером данного теста является диагностика уровня интеллекта среди детей и взрослых, не имеющих высшего образования. Все задания в тесте представлены в виде графических изображений. Тест состоит из двух частей, имеющих по 4 субтеста. Каждому испытываемому выдается бланк тестов с заданиями, в каждом из заданий присутствуют по пять вариантов ответа, а правильный ответ всего лишь один – именно его и должен выбрать испытуемый. На каждую из частей теста дается строго определенное время.
По истечению данного времени экспериментатор просит испытуемого отложить ручку в сторону и начинает подсчет балов путем сверки выбранных вариантов ответов с ключом. По статистике уровень средней нормы IQ достигается при наборе 90-110 баллов. Показатель выше данной отметки является признаком наличия в человеке умственной одаренности, показатель ниже этого уровня, напротив, свидетельствует о том, что человеку еще есть куда расти интеллектуально.
2. WISC (Тест Векслера)
Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Данный тест производит диагностику общего интеллекта и его составляющих – вербального и невербального интеллекта. Как и тест CFIT, тест Векслера разделен на 2 части – в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй – 5 невербальных. Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур. В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки). В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ. Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому-либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:
130 баллов и выше – очень высокий уровень IQ
120-129 баллов – высокий уровень IQ
110-119 баллов – хорошая нормальный уровень IQ
90-109 баллов – средний уровень IQ
80-89 баллов – низкий уровень
70-79 баллов – предельная зона
69 баллов и ниже – умственное отклонение.
3. Прогрессивные матрицы РавенаДанная методика диагностики интеллекта была представлена в 1936 году известным английским психологом Джоном Равеном. Автор методики был абсолютно убежден в том, что наилучшим методом измерения “фактора g” (фактора общего интеллекта человека) является нахождение взаимосвязей между абстрактными фигурами. При создании методики основой задачей психолога было изобретение таких тестов, которые были просты для понимания и удобны для обработки результатов, и в то же время были теоретически обоснованными.
В начале теста испытуемому предоставляются связанные между собой определенной зависимостью рисунки с фигурами, при этом одна из фигур отсутствует и дается как один из вариантов ответа на тест среди 4-8 прочих фигур. Задача испытуемого заключается в определении логической последовательности между фигурами и выборе правильного варианта, соответствующего закономерности расположения фигур, а также отражение номера выбранного варианта в листе-опроснике.
Тест Равена состоит из пяти блоков, в которых содержится 60 таблиц. С каждым переходом на очередной блок задание усложняется.
Время прохождения данного теста – 20 минут, выполнение заданий сверх этого времени недопустимо. Выбор верного ответа на задание приносит испытуемому один бал. По окончанию тестирования балы суммируются и делаются выводы относительно степени развития интеллекта человека – при наборе 0-20 баллов развитие оценивается как очень слабое, граничащее с идиотизмом, а при показателе 140 баллов и более – как высокий уровень развития интеллекта.
4. Тест структуры интеллекта АмтхауэраДанный тест разрабатывался с целью определения общего уровня способностей, так как профессиональная диагностика испытывала определенные трудности. При создании теста Амтхауэр опирался на мнение, что интеллект есть ни что иное как подструктура в общей структуре личности, имеющая тесную взаимосвязь с эмоциональной сферой жизни человека, его интересами и потребностями. Структура теста состоит из 9 разделов, в каждом из которых содержится по 16-20 заданий. Время на выполнение каждого задания из разделов строго оговорено – от 6 до 10 минут в зависимости от сложности раздела. За столь короткий промежуток времени человек вряд ли успеет выполнить все задания, а потому оптимальной стратегией является быстрый переход от задания, в правильности ответа, на который человек не уверен, к следующему заданию.
Глава 2. Применение психодиагностики в работе с персоналомСледует отметить, что и сегодня нет единого мнения по вопросу, насколько целесообразно и оправдано использование психодиагностических методов в работе с персоналом. Спектр взглядов охватывает, как стремление полностью перевести всю работу с персоналом на тестовую основу, так и полный отказ от каких-либо форм тестирования или использования любых анкет и опросных листов. Причем такая тенденция прослеживается и в зарубежных фирмах, и в совместных компаниях, и в чисто российских фирмах.
Среди зарубежных компаний наиболее распространено использование разнообразных тестов для работы с персоналом в США, где разработаны и используются различные психодиагностические методики, решающие задачи профессионального отбора и подбора персонала, расстановки кадров, служебного роста сотрудников. Но и среди американских компаний есть такие, которые принципиально не используют тесты в своей работе с персоналом, и другие, которые не только делают это широкомасштабно и непрерывно, но в дополнение используют такие средства, как например "полиграф" ("в народе" именуемый "детектором лжи"). [13]
В японских фирмах для оценивания менеджеров или кандидатов в менеджеры активно применяются анкеты, которые заполняют на себя сами оцениваемые, а также их оценивают вышестоящие руководители. Руководителей, в свою очередь, оценивают подчиненные. Иногда для оценивания приглашаются внешние эксперты.
Обычно анкета состоит из трех разделов: способности, опыт работы, развитие (самооценочная анкета включает еще раздел "желания").
При оценке способностей (с помощью специальных заданий и тестов) внимание обращают на следующее:
· способность принимать решения,
· способность планировать,
· способность вести беседу,
· способность организовывать людей,
· способность осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.
Раздел "опыт работы" включает подразделы:
· соответствие-несоответствие занимаемой должности,
· качество профессиональной деятельности,
· устремленность в будущее,
· план должностного продвижения.
Оценивание осуществляется на основе наблюдений за поведением оцениваемого. [14]
Раздел "развитие" предусматривает оценивание 24-х черт характера, из которых эксперт должен выбрать 8 (наиболее характерных для оцениваемого), указав и направление, в котором они эволюционируют.
Раздел "желания" предназначен для изучения потаенных устремлений оцениваемого, который должен описать свой опыт, трудности и успехи в работе за прошедший год.
Особое внимание при оценке результатов анкетирования обращается на наличие творческих способностей: сообразительности, творческого элемента при принятии решений, широкой эрудиции.
Наиболее распространены при оценивании личностных и деловых качеств менеджера такие методы как изучение биографии, оценка данных личного дела, выполнение письменных заданий, устные экзамены (собеседование, интервью, групповая дискуссия).
В Японии получили распространение и специальные тесты. Ряд отечественных и зарубежных компаний использует для работы с персоналом не общеизвестные и общеупотребительные психологические тесты и психодиагностические методики, а, так называемые, корпоративные методики и тесты, специально созданные специалистами под данную компанию или адаптированные с учетом ее профиля, специфики деятельности, особенностей персонала. В некоторых случаях компании используют психодиагностику и, в частности, тесты только для определенных категорий персонала. В частности, компании корпорации ABB Ltd (ASEA BROWN BOVERI) не используют тесты и методы психодиагностики в работе с персоналом. Компания “Tetra Laval" - корпоративные тесты при приеме специалистов в сфере логистики. Компания “Вюрт" применяет тесты при отборе специалистов в области продаж. И таких примеров можно привести достаточно много. Соответственно, совместные предприятия, решая вопрос о применении психодиагностических методов для работы с персоналом, руководствуются существующими на этот счет у зарубежных партнеров корпоративными стандартами.
В российских фирмах и компаниях использование психодиагностических методов при работе с персоналом зависит, прежде всего, от двух факторов: наличия в штате службы персонала профессионального психолога и отношения к научным психологическим методам со стороны высшего руководства. И здесь, конечно, также возможны варианты. Если психолог специализировался на проведении тренингов и чувствует себя наиболее уверенно именно в этой области, то очень велика вероятность, что во главу угла при работе с персоналом будет поставлена не психодиагностика, а многочисленные тренинговые программы. Если психолог приобрел профессиональную специализацию в области психотерапии или психоанализа, то, скорее всего, персонал ожидают психоаналитические беседы и психотерапевтические группы.
Со стороны топ-менеджеров компаний отношение к психодиагностическим методам также может находиться на противоположных полюсах. Топ-менеджеры, не склонные к самопознанию, авторитарные в межличностных отношениях, нетерпимые к мнению других, имеющие завышенную неадекватную самооценку, настроенные против всяких социальных перемен, стремящиеся оценивать подчиненных по субъективным критериям и степени их личной преданности руководству, переоценивают свои возможности познания и понимания людей (читай - подчиненных) и считают, что самый надежный способ работы с персоналом - это личная беседа, в ходе которой руководитель “насквозь видит" подчиненных, понимает, что у них - на уме и чувствует, что у них - на душе. При такой установке на способы и средства работы с персоналом необходимость каких-либо научных и формализованных методов отпадает сама собой.
Конечно, не исключено, что руководитель фирмы или службы персонала обладает от природы повышенной чувствительностью и проницательностью, имеет огромный жизненный опыт и опыт работы с людьми, а также достаточно свободного времени для личного общения с несколькими десятками, а то и сотнями подчиненных. В этом случае он действительно, скорее всего, получит достаточно полную информацию о подчиненных через обычное общение с ними. Но такой вариант - скорее исключение, подтверждающее правило.
В ряде случаев возможно использование психодиагностических методик пользователями - не психологами. Это не относится к проективным методикам, а только к тем отдельным тестам и опросникам, которые хорошо теоретически и психометрически обоснованы, имеют нормы, не требуют специальных знаний при интерпретации, к которым имеются полноценные руководства. Но и в этом случае желательны консультации с психологом - профессиональным психодиагностом по вопросам подбора адекватных поставленным задачам методик, корректного проведения тестирования, грамотной интерпретации полученных результатов.
При этом следует помнить, что и профессиональный психолог и пользователь - не психолог должны руководствоваться международными профессионально-этическими стандартами. Психодиагностика традиционно используется в целях профориентации, профотбора и профподбора (расстановки кадров), для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения.
Психологическое тестирование уместно для контроля за процессом обучения профессии, для выявления причин отставания работников, нахождения их слабых мест.
Для достижения цели, поставленной в начале нашей работы, было проведено исследование в виде специальных тестов для определения интеллекта и психических качеств человека, который находится в поисках работы.
Гипотеза предложенного исследования: психодиагностика играет большую роль в современном мире при приеме сотрудников на работу.
Выборка исследования:
Год проведения: 2021
Контрольная группа для проведения исследования: мужчина, 21 год, находится в поиске работы.
В данной работе мне бы хотелось провести несколько методов психодиагностики на человеке, который на данный момент устраивается на работу. Используем диагностику уровня развития интеллекта человека в виде «тестов интеллекта».
Мы взяли для работы прогрессивные матрицы Равена и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Прогрессивные матрицы РавенаСогласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;б) на теории неогенеза К.Спирмена.
При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.
При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.
Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).
Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
Наш испытуемый прошел данное исследование 18.06.2021 года. Мы предложили испытуемому следующую инструкцию для выполнения тестирования:Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп. На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоугольника имеется вырез - свободное, пустое место. Под прямоугольником находится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок. Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место.
Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны заполнить.
Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.Примеры предложенных заданий:
Рис. 1 Примеры заданий
Обработка результатов методики Равена.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Интерпретация полученных результатов.
В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами: 1) на основании процентной шкалы
2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей Таблица 1. Процентная шкала
В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле: IQ = (IQв / %) * 100
где % определяется по таблице №2
Таблица 2. Корректировка на возраст
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Таблица №3. Градации уровней умственных способностей
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.Качественный анализ результатов теста Равена.
В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен, но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Сферы применения теста ПМР.
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий. 2. Профессиональная деятельность, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов. 3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения. 4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.
В ходе выполнения предложенных заданий, молодой человек получил следующий результат:
Количество правильных ответов: 45 (75%).
Время: 20 минут
Правильные ответы:
Серия А – 12 ответов
Серия В– 10 ответов
Серия С – 9 ответов
Серия D – 7 ответов
Серия E – 7 ответов
Исходя из количества правильных ответах в различных сериях теста, можем сделать вывод о том, что испытуемый хорошо владеет анализом структуры основного изображения и обнаружением этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов.
Так же испытуемый хорошо владеет аналогиями между парами фигур. Но в сериях D и Е испытуемый должен найти перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях и недостающие фигуры, поняв принцип анализа и синтеза фигур. С этими заданиями испытуемый справился чуть хуже, чем с другими сериями в начале тестирования. Показатель IQ: 102.
На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.
Люди, у которых показатель IQ превышает 140, диспонируют отличными творческими данными и двигают науку и знания вперёд. Менее 3% населения имеют показатели IQ между 130 и 140. Речь идёт о крайне редком высоком показателе IQ.
Исходя из полученных ответов испытуемого, мы можем сделать вывод, что молодой человек имеет II степень развития интеллекта: незаурядный интеллект.Что же это означает?
Таблица №4. Градации уровней умственных способностей.left8572500
Главная особенность нашего интеллекта — способность находить аналогии. Мы постоянно сравниваем разные сущности между собой: когда выбираем фильм для вечернего просмотра, ищем подходящую модель смартфона или решаем, к кому обратиться за советом. По этому же принципу работает и обучение: люди применяют в одной ситуации навыки, которым научились в другой — при условии, что между ними есть что-то общее.Незаурядный интеллект человека складывается из множества граней. Когда мы употребляем в речи понятие «интеллект», часто имеется в виду под этим словом логический ум человека. Существует еще, к примеру, эмоциональный интеллект и интуиция.
Именно комплексное развитие названных граней определяет необычного человека. Такие мыслительные способности в свою очередь, являются хорошими задатками для социального успеха.Ведь ученые уже давно установили, что люди тест на IQ которых показывал высокий результат, не всегда самые успешные и счастливые, это связано с тем, что этот тест проверяет всего одну грань умственных способностей, которая отвечает за логический ум.
В связи с результатами подобных исследований ученые начали задаваться вопросом, какая я же способность ума помогает человеку стать социально-успешным? Это должно было быть что-то большее, чем логика, качество, которое помогает человеку пробудить в себе творца и начать по-настоящему созидать свою жизнь. В результате размышлений и наблюдений сильные умы мира сего пришли к выводу, что этим качеством является креативность человека. Именно эта способность человека отвечает за его творческие способности. А имеет ли интеллект и креативность взаимосвязь? Оказалось, что эти два понятия во многом противопоставляются друг другу.Все дело в том, что интеллект относится к одному типу мышления, а креативность к другому. При интеллектуальном мыслительном процессе мозг ищет единственный вариант верного решения задачи, а при креативном виде мышления мозг выдает сразу несколько вариантов решения одной и той же задачи. Противопоставление этих двух типов мышления в том, что с помощью интеллекта сложнее решить те задачи, которые при наличии креативности решить можно легче и быстрее.
Существуют ли способы развить свой интеллект в целом? Конечно, существует. Если есть комплексы тренировок, которые задействуют разные группы мышц в теле, значит можно и в разных занятиях задействовать разные виды интеллекта, тем самым повышая его уровень.Развитию же креативности помогут упражнения, которые учат мыслить нестандартно.Примером таких занятий могут стать, например, театральные упражнения. Согласитесь, трудно рационально объяснить, как представить себя цветком или собачкой, здесь нужно включать творческое мышление и уровень ощущений. Здесь важно погрузиться в мир фантазии. Подобные занятия, если они проходят в группе, также отлично развивают такой вид интеллекта как эмоциональный.Обучаясь, новому, чему-то трудному и непривычному наши мыслительные способности тренируются. Наш мозг устроен так, что боится всего нового, и хочет своего хозяина, оставлять в зоне комфорта. Поэтому возникает лень, усталость, зевота в процессе познавания чего-то нового. Таким образом, мозг отваживает нас от нового, трудного занятия. Очень полезно преодолевать такие приступы сопротивления и включаться в процесс обучения. Таким образом, происходит тренировка, как общего уровня интеллекта, так и логического ума, в частности.
Следующий тест, который мы предложили испытуемому - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Тест Амтхауэра имеет 3 основных модификации.Первый вариант перевода и адаптации выполнен в 1970г. в Тартуском государственном университете под руководством эстонских психологов Коэметса и Лийметса. Это наиболее распространенная модификация.
Вторая версия выполнена в Братиславе в национальном предприятии «Психодиагностика» под руководством Черны. Включала 2 параллельные формы. Разница между этими модификациями была в 4 субтесте (видоизменилось задание).
Третий русский вариант разработан Ярославским государственным университетом. Имеет 1 форму. Наименее распространен.
Психологическая методика ТУС является адаптацией на русскоязычной выборке теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в его чешской модификации.Все субтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста 4, который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста — 176. Перед каждым субтестом в тестовой тетради имеется подробная инструкция испытуемому по выполнению субтеста с примерами решения заданий данной группы.
При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:
—комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4),
—комплекс математических субтестов (5, 6),
—комплекс конструктивных субтестов (7, 8),
— комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3).
На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. На 9-ый субтест дается два отрезка времени: первый отрезок для запоминания, а второй для воспроизведения.
right45148500 Таблица 5. Субтесты и время на них
Тест Амтхауэра включает 9 шкал
1. Дополнение предложений (или осведомленность (ОС)) — это возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.
2. Исключение слова (или исключение лишнего (ИЛ)) — это чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.
3. Аналогии (или поиск аналогий (ПА)) — это способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.
4. Обобщение (или определение общего (ОО)) — это способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
5. Арифметические задачи (или арифметический (АР)) — это практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.
6. Числовые ряды (или определение закономерностей (ОЗ)) — это теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
7. Пространственное обобщение (или геометрическое сложение (ГС)) — это умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.
8. Пространственное воображение (ПВ) — это умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения; развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.
9. Память (или мнемические способности, запоминание (З)) — это высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению; хорошая сосредоточенность внимания.
Таким образом, тест определяет общий интеллектуальный уровень, структуру интеллекта, уровень абстрагирования и обобщения, мнемические способности, пространственное воображение, пространственное обобщение, вербальный интеллект, математическую одаренность, способности (теоретические, практические, конструктивные). Так же дает результаты по каждому виду интеллекта и общую оценку.
Испытуемому мы предложили следующую инструкцию для прохождения теста: Различные профессии требуют различных способностей. Настоящая методика определяет некоторые из них: речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и другие.
Методика состоит из 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, составлено из нескольких задач, равных по трудности. Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.
Не беспокойтесь, если за отведенное время вы не успеете решить все задачи данной группы. Все задачи решайте в предъявленной очередности. не задерживайтесь слишком долго при решении каждой задачи. Все ваши ответы вносите в бланк ответов. В данной брошюре вы не должны делать каких-либо отметок и подписей. А теперь запишите на бланке ответов свою фамилию, возраст и другие данные.
Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите на это указаний!
А теперь приведем примеры заданий:
Пример 1:
Кролик больше похож на…
а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.
Правильный ответ: в) зайца, поэтому в бланке ответов для примера 01 перечеркнута буква “в”.
Другой пример:
Противоположностью надежды является…
а) печаль, б) отчаяние, в) нужда, г) любовь, д) ненависть.
В этом случае в бланке ответов должна бы быть вычеркнута буква “о”, потому что правильным ответом в этом примере является слово “отчаяние”.
В вашем бланке ответов перечеркивайте каждый раз за соответствующим номером задачи ту букву, которая обозначает правильное решение. На каждую задачу можно обозначать только одно решение. Если ошибетесь, то подчеркните ошибочно обозначенную букву еще раз так, чтобы получился крест, а одной чертой перечеркните правильную букву. Помните, что писать Вы можете только на бланке ответов.
Интерпретация результатов:
При обработке по всем субтестам за исключением четвертого за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов. По 4 субтесту в зависимости от степени правильности ответа начисляется 2 балла, 1 балл или 0 баллов. По каждому субтесту подсчитывается сумма баллов.
Далее, по специальной формуле надо рассчитать уровень IQ по каждому из субтестов, по 3 основным видам интеллекта и вычислить уровень общего интеллекта. Для этого вам понадобятся некоторые готовые значения, которые вы сможете вставить в формулу.
Сумма баллов по первым четырем субтестам характеризует уровень вербального интеллекта, по 5 и 6 субтестам — уровень числового интеллекта по 7 и 8 субтестам — пространственного интеллекта, наконец, сумма баллов по всем 9 субтестам является показателем общего интеллекта.Количество баллов по каждому субтесту представляет собой первичный или сырой показатель. Все первичные результаты по формуле переводятся в шкалу IQ.Рис. 2 Формула расчета IQ
От сырого показателя (x) вычитаем среднее значение данного показателя по нормативной выборке (m), делим эту разность на стандартное отклонение данного показателя по нормативной выборке (σ), умножаем все это на коэффициент масштабирования, равный 15 для шкалы IQ, и прибавляем ко всему этому коэффициент центрирования, равный 100 для шкалы IQ.
Например, предположим, человек набрал по первым 4 субтестам 53 балла. В этом случае уровень его вербального интеллекта:
IQv=((53-44)/9)*15+100=115.
Таким образом, мы преобразуем сырой показатель каждого субтеста или группы субтестов в стандартизированный показатель IQ, имеющую среднее значение 100 баллов и стандартное отклонение 15 баллов.
В норме показатели интеллекта распределяются в диапазоне от 70 до 130 IQ, соответствующей диапазону m — 2 σ < IQ < m + 2 σ, включающему 95% всех значений показателей.
При значении IQ менее 70 уровень интеллекта считается очень низким, IQ от 70 до 85 соответствует низкому уровню интеллекта, уровень от 85 до 115 IQ свидетельствует о среднем уровне интеллекта, о высоком уровне интеллекта можно говорить при IQ от 115 до 130, наконец, IQ выше 130 соответствует очень высокому уровню развития интеллектуальных способностей.Субтест ОС — “осведомленность”
Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Субтест определяет запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать испытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные субтесты.
Субтест ИЛ — “исключение лишнего”
Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пяти и данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего связано по смыслу. Основная трудность задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми предметами, в вычленении в них сходных и различных признаков.
Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным признакам: форме, величине или принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется преимущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории.
Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные, полученные по нему, позволяют судить о способности испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному.
Субтест ПА — “поиск аналога”
На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу. Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих испытуемых.
Субтест ОО — “Определение общего”
Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов.
Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстрагирования. Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются испытуемые, имеющие большой словарный запас. На результаты этого субтеста большое влияние оказывает культурный уровень в семье, а также более широком окружении, а также школа. Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.
Субтест З — “запоминание”
В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа — этап заучивания и этап воспроизведения. По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.
Субтест АР — “арифметический”
Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Успешное решение математических задач требует развития у испытуемого высокого уровня способности к логическому умозаключению, наличия высокого уровня аналитических способностей, способности к математическому обобщению, математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению.
Кроме аналитических способностей, ориентировка в условиях математической задачи предполагает высокую степень развития синтетических способностей, т.к. выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними.
Субтест ОЗ — “определение закономерностей”
Испытуемый получает задание, следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.
Субтест ГС — “геометрическое сложение”
Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки — части отдельных фигур.
Решение образных задач требует особого вида логики, — при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется синхронно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям.
Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях.
Субтест ПВ — “пространственное воображение”
Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.
Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. Субтест ПВ предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ГС сочетается с низким показателем по субтесту ПВ. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПВ — трехмерного.
Ориентация на скорость и точность выполнения задач определяется отношением количества правильно выполненных заданий к общему количеству выполненных заданий. Менее 60 процентов правильно выполненных заданий свидетельствует об ориентации на скорость, более 75 процентов — об ориентации на точность.
Уровень общего интеллекта выше 100 IQ позволяет человеку получить любое образование, освоить любую профессию, в том числе, творческого класса, успешно решать большинство интеллектуальных задач в процессе профессиональной деятельности. Причем уровень интеллекта выше 115 IQ позволяет говорить о целесообразности получения высшего профессионального образования.
При уровне общего интеллекта ниже 70 IQ человек может испытывать значительные затруднения в процессе получения высшего образования, при освоении творческих профессий и решении интеллектуальных задач в процессе профессиональной деятельности. Такой уровень позволяет рекомендовать человеку ограничиться начальным профессиональным образованием.
Уровень общего интеллекта от 70 до 85 IQ затрудняет получение высшего профессионального образования, но в том случае, если высшее образование в свое время человеком уже получено, он может справляться с большинством профессиональных задач, не требующих значительных интеллектуальных нагрузок, за счет тех знаний и навыков, которые у человека уже имеются.
Наконец, уровень общего интеллекта от 85 до 100 IQ является зоной неопределенности, и для прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности требует учета других особенностей человека, таких как здоровье, возраст, имеющееся образование, черты темперамента и характера, содержание интересов, силу мотивации, сложность решаемых задач, условия обучения и т.д.
Преобладание вербальных способностей является важным фактором успешности деятельности человека в сфере профессий типа «человек-человек». Преобладание числовых способностей способствует эффективности деятельности в сфере профессий типа «человек-знаковая система».
Преобладание пространственных способностей является важной предпосылкой технических способностей и помогает успешно функционировать в профессиях типа «человек-техника». Профессиями, предъявляющими наиболее высокие требования к интеллектуальным способностям человека, являются творческие профессии типа «человек-природа», требующие высокого уровня развития вербальных, числовых и пространственных способностей.
Результаты нашего испытуемого получились следующие: Испытуемый набрал по первым 4 субтестам 51 балл. В этом случае уровень его вербального интеллекта:
IQv=((51-44)/9)*15+100=112.Таким образом, мы преобразуем сырой показатель каждого субтеста или группы субтестов в стандартизированный показатель IQ, имеющую среднее значение 100 баллов и стандартное отклонение 12 баллов.
В норме показатели интеллекта распределяются в диапазоне от 70 до 130 IQ, соответствующей диапазону m — 2 σ < IQ < m + 2 σ, включающему 95% всех значений показателей. То есть, результат нашего испытуемого входит в норму показателей.
При значении IQ менее 70 уровень интеллекта считается очень низким, IQ от 70 до 85 соответствует низкому уровню интеллекта, уровень от 85 до 115 IQ свидетельствует о среднем уровне интеллекта, о высоком уровне интеллекта можно говорить при IQ от 115 до 130, наконец, IQ выше 130 соответствует очень высокому уровню развития интеллектуальных способностей. Исходя из этого, наш испытуемый имеет средний уровень интеллекта.
Вывод: в ходе проведенного исследования мы провели следующие исследования: прогрессивные матрицы Равена и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.Наш испытуемый, молодой человек 21 года, который был в поисках работы, прошел два данных теста, определив свой интеллект и различные умственные и логические способности, с помощью которых так часто стали оценивать сотрудников при приеме на работу в крупные фирмы. По результатам можно сделать вывод о том, что наш испытуемый имеет средний уровень интеллекта, а его IQv=112. Испытуемый хорошо владеет анализом структуры основного изображения и обнаружением этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Так же испытуемый хорошо владеет аналогиями между парами фигур. Молодой человек имеет II степень развития интеллекта: незаурядный интеллект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕНачальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.
Но каково применение психодиагностики при приеме на работу?Для большинства работодателей для оценки профессиональной пригодности кандидата достаточно его резюме и рекомендаций с предыдущего места работы, но иногда в отдел персонала поступает запрос на психологическое тестирование, экспертную оценку профессиональной пригодности кандидата.Традиционно в компаниях используется два типа психодиагностических инструментов — личностные опросники (16-ти факторный тест Кетелла и более сложный MMPI) и интеллектуальные тесты (КОТ, тесты Амтхауера, Равена, Векслера). При этом ситуация постепенно сдвигается в сторону отказа от многоуровневых тестов Кетелла и MMPI в сторону более простых для соискателя в прохождении и для менеджера по персоналу — в обработке.И приходится констатировать, что текущее состояние практической психодиагностики на предприятиях у нас в стране оставляет желать лучшего, и в целом не соответствует запросам компетентностного подхода в менеджменте.В ходе работы мы изучили особенности психодиагностики, методы и задачи, применение данной науки. Кроме того, мы провели исследования в виде специальных тестов для определения интеллекта и психических качеств человека, который находится в поисках работы. По результатам можно сделать вывод о том, что наш испытуемый имеет средний уровень интеллекта, а его IQv=112. Испытуемый хорошо владеет анализом структуры основного изображения и обнаружением этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Так же испытуемый хорошо владеет аналогиями между парами фигур. Молодой человек имеет II степень развития интеллекта: незаурядный интеллект.
Проводить психологическое тестирование при приеме на работу должен квалифицированный психолог, так как «сырые» результаты теста нужно правильно интерпретировать, это требует определенной квалификации. [15] Если вам предлагают пройти психологическое тестирование, вы имеете право получить на руки результаты теста и их расшифровку, а работодатель должен запросить у вас письменное согласие на проведение психодиагностики.Безусловно, психодиагностические методики не ответят на все вопросы, поэтому, на мой взгляд, они являются лишь дополнительными, вспомогательными инструментами при оценке кандидатов на ту или иную позицию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2013. - 176 c.
2. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 375 c.
3. Носс, И.Н. Психодиагностика в кадровой работе: Учебное пособие / И.Н. Носс; Под общ. ред. проф. д.т.н. А.А. Деркач.. - М.: РАГС, 2010. - 74 c.
4. Одинцова, О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.
5. Перепелкина, Н.О. Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 224 c.
6. Сотников, М.А. ВПС: Психодиагностика. Конспект лекций / М.А. Сотников. - М.: А-Приор, 2008. - 96 c.
7. Сыромятников, И.В. Психодиагностика: Учебное пособие / И.В. Сыромятников. - М.: Альянс, 2016. - 640 c.
8. Юматова, И.И. Психодиагностика: учебное пособие / И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.
9. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие / Т. А. Барышева. — СПб., 2002. – 132 с.
10. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. — СПб., 2002. – 35 с.
11. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Центр «Пед. поиск», 2003. – 223 с.
12. Эрик Берн. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – М.: Литур, 2000. – 320 с.
13. Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. Учебник в 2 томах. Том I. – М.: Дело, 2004. – 696 с.
14. Под редакцией А.А. Бодалева. Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-Центр, 2011. – 600 с.
15. Психологическое тестирование при приеме на работу [Электронный ресурс] // HR-Portal URL: https://hr-portal.ru/article/psihologicheskoe-testirovanie-pri-prieme-na-rabotu (дата обращения: 17.06.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!