это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3285448
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие теорий
происхождения государства и права5
1.1 Общая характеристика теорий происхождения государства и права5
1.2 Причины множества теорий государства и права
в современной науке11
Глава 2. Анализ теорий происхождения государства
и права на примере теорий, существующих
вне рамок материалистического понимания истории16
2.1 Особенности договорной и теологической теории16
2.2 Спорные теории происхождения государства и права и их анализ20
Заключение25
Список использованных источников27
Введение
Актуальность темы настоящего исследования во многом обусловлена тем, что во всех существующих формах человеческого общения ключевая роль отводится государству, а одновременно с государством всегда существует право. На современном этапе развития юридической науки, проблема разложения родоплеменного строя и образования государства является достаточно актуальной, так как анализ данных вопросов позволяет сформировать необходимые знания относительно о сущности государства и процессе его образования. Ранее государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Анализ происхождения государства и права носит не только теоретический, но и практический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития. Теорий происхождения государства и права на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты. В связи с этим, их изучение является не только актуальным, но и практически значимым.
Цель курсовой работы – выявить причины плюрализма в сфере происхождения государства и права на примере соответствующих теорий;
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Охарактеризовать основные теории государства и права;
Выявить причины множества данных теорий;
Описать особенности теологической и договорной теории;
Изучить наиболее спорные теории и выяснить их особенности.
Объект курсовой работы - общественные отношения, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства и права.
Предмет исследования - теории происхождения государства и права и характеристика и сущность.
Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно сравнительно-правовой анализ, догматический метод и формально-юридический метод.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие теорий происхождения государства и права
1.1 Общая характеристика теорий происхождения государства и права
На протяжении многих тысячелетий люди живут в рамках государственно-правовой действительности. В настоящее время выделяют огромное количество правовых учений, которые объясняют происхождение государства с определенной степенью достоверности. Данные учения именуются теориями происхождения государства. Отсюда следует, что теории происхождения государства - это теории, которые объединяют смысл, а также характер изменений, причины и условия возникновения государства. Указанные теории традиционно являются предметом исследования науки теории государства и права.
Первыми теориями происхождения государства являлись мифологические, а также религиозные концепции происхождения государства. В их основу легли представления о божественном происхождении государства, что обусловлено особенностями представлений об окружающей действительности людей того времени. Отличительной особенностью указанных теорий явилось то, что какое-либо разделение между государством и обществом полностью отсутствовало, что было характерно не только для первобытного человеческого сообщества, но и для времен средневековья. Так, среди мифологических теорий особо стоит выделить теорию Платона, в соответствии с которой государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Подразумевалось, что они по жребию поделили между собой все страны земли. Афине и Гефесту досталась территория древних Афин, которую они населили благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом устройстве государства. Также среди мифологических теорий выделяют древнекитайскую теорию, согласно которой все основы современного государства появились в Поднебесной, а император, будучи безусловным носителем власти, рассматривался как сын неба.
Примером религиозной теории является теологическая теория. Стоит отметить, что теологическая теория происхождения государства не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Как следствие, данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога. Также в данном аспекте стоит акцентировать внимание на том, что ранние религиозно-мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Полагаем, что данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других. Также в данном аспекте нельзя не отметить патриархальную теорию, которая несколько иначе объясняла происхождение государства. По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Как следствие, власть государя стоит рассматривать через призму патриархальной власти главы семейства. В средневековье именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается. Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства и права. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.
После апогея религиозных теорий происхождения государства взгляды на происхождение государства снова меняются, в результате чего появляются патримониальная теория и договорная теория. Так, в соответствии с положениями договорной теории государство возникло на общественном договоре лиц, которые устали находится в постоянном противостоянии друг с другом и природными явлениями. Таким образом, решив выйти из своего естественного состояния, люди объединились в государство, сформулировав определенные условия. В частности, было определено условие, что люди на добровольных началах осуществляют передачу своих прав и свобод государству. В свою очередь, государство принимает на себя обязанность осуществлять охрану частной собственности, а также прав и свобод лиц, которые заключили договорное обязательство. Конечным результатом создания государства стало то, что в обществе сформировались две правовые системы, представленные в виде системы позитивного права и системы естественного права. Так, естественное право, включающее в себя право на жизнь, свободу или равенство, воплощает в себе вечную справедливость и высший разум, отождествляя то, что характерно для человека априори. В свою очередь, позитивное право исходит непосредственно от государства, так как включает в себя обычаи, законы или прецеденты. Представляется вполне естественным, что в качестве первичного права рассматривается естественное право, которое является не только вечным, но и неизменным во все времена. Как следствие, позитивное право является подчиненным, так как оно представлено нормами права, создаваемыми государством и изменяемыми со временем.
Пик развития договорной и естественно-правовой теории пришелся на период с XVII по XVIII век. В указанный период окончательно формируется школа естественного права, которая оказала существенное влияние на развитие национального буржуазного права и права международного. Приходим к выводу, что с конца XIX века и до настоящего момента имеет место так называемый период возрождения естественного права. Одновременно с этим, некоторые авторы отмечают тот факт, что современные теории естественного права получили достаточно широкое распространение в середине прошлого века. Однако с принятием ряда международных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав человека, естественно-правовые учения утратили былое влияние. Что касается патримониальной теории, то согласно данному учению государство произошло от права собственника на землю, так как из права владения землей власть автоматически распространяются на людей, которые на данной земле проживают
Также особое внимание в научном мире уделяется теории насилия и взаимосвязанной с ней расовой теории. Стоит отметить, что теория насилия до сих пор считается одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства. Суть указанной теории заключается в том, что государство и право возникает посредством «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых племен. При этом победившее племя образует правящий класс, а побежденные лица становятся представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство. Сторонники данной теории отвергали какие-либо психологические или социально-экономические предпосылки возникновения государства и права. Они указывали, что любое государство создавалось исключительно в результате «акта насилия», который находил свое выражение в порабощении более сильным племенем слабого. В результате, как уже отмечалось выше, возникает государство, которое стоит рассматривать в качестве института управления захваченным населением, а институтом данного управления являются законы (право). Стоит отметить, что в рамках данного подхода, феномен насилия рассматривается через призму глобального явления, оказывающего существенное влияние на все общественные институты. Так, приверженцы теории насилия именно с помощью данного феномена объясняют возникновение различных слоев общества в государстве и появление между ними совокупности противоречий. Кроме того, феноменом насилия объясняли такие явления, как общественный прогресс, возникновение рабства и института частной собственности. Очевидно, что сторонники теории рассматривали насилие в качестве ключевой силы развития общественных отношений и развития общества.
Расовая теория, как уже отмечалось ранее, является производной от теории насилия, так как во многом переняла концепцию ее взглядов и выразила идеи насилия и порабощения, сформулированных в рамках теории насилия. Согласно данной теории, в мире существуют так называемые высшие расы, которые должны господствовать на земле, а также низшие расы, которые должны находиться в подчинении. Отсюда следует, что государство возникло и существует как орудие для осуществления господства высшей расы над низшей расой и средство для обеспечения подчинения представителей низшей расы высшей расе соответственно.
Подчеркивая многообразие существующих теорий происхождения государства, стоит отметить существование таких теорий, как органическая теория, ирригационная теория или, например, теория инцеста. Так, органическая теория основывается на том, что государство является живым биологическим организмом. Исследователи утверждали, что государство является ничем иным, как произведением природы, образующимся в рамках эволюции человека и по аналогии с развитием организма человека. В свою очередь, государственная власть находит свое проявление в господстве целого организма над его отельными частями. Таким образом, государство является организмом, отношениями между структурными элементами которого, совпадают со структурой организма живых существ (не только человека). Из этого сторонники теории заключают, что государство - это конечный продукт социальной эволюции, которая выступает в качестве разновидности эволюции биологической. В связи с тем, что государство выступает в качестве вида биологического организма, оно имеет поданных и правителей. Также в рамках данной теории акцентировалось внимание на аналогии, указывающей, что среди всех биологических организмов выживают только наиболее приспособленные. Как следствие, среди всех имеющихся государств, в результате политической борьбы и войн формируются наиболее сильные государства и правительства. В результате анализа положений органической теории целесообразно утверждать, что органическая теория не способна в полной мере объяснить суть происхождения государства, так как юридическая наука сумела выявить и объяснить отличие между социальными и биологическими процессами. Однако данная теория имеет право на существование, так как представляет научный интерес в рамках теории государства и права как науки.
В свою очередь, ирригационная теория связала происхождение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений. Создавались данные сооружения только в регионах первичных государств, в качестве которых выступала Индия, а также Китай и Египет. Историки отмечали, что данные регионы не имели благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, в связи с чем, было принято решение о строительстве поливочных сооружений. Однако их строительство выявило необходимость в проведении централизованного управления, в рамках которого управленческий аппарат (государство) является не только эксплуататором, но и собственником и распорядителем. Таким образом, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало, а данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условий становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособности ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан. И, наконец, теория инцеста объясняет происхождение государства тем, что в связи с введением запрета на инцест, понадобились специальные органы, осуществляющие контроль над выполнением новых требований. Постепенно данные органы стали выполнять и другие общественные функции, превратившись в органы государственной власти. Однако в научной литературе к данной теории относятся скептически, не рассматривая ее в качестве действительности причины появления государства, с чем не согласиться весьма затруднительно даже на фоне общей дискуссионности рассматриваемого вопроса.
С разделением общества на классы формируется известнейшая марксистская теория.
1.2 Причины множества теорий государства и права в современной науке
В настоящее время выделяют множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов в данной сфере обусловлен тем, что их изучение сопряжено с различными сложностями, а также историческими особенностями общественного сознания и экономического строя той или иной эпохи. Более того, изучение теорий государства существенно осложняется своеобразием регионов, где формировались определенные теории, а также политическими или идеологическими установками, разделяемыми авторами данных теорий. Например, возникновение ирригационной теории во многом обусловлено климатическими особенностями региона, в котором данная теория получила свое развитие. В частности, основоположник теории Карл Август Виттфогель отмечал, что при изучении происхождения государства и права стоит учитывать причинно-следственную связь, имеющую вид: засушливый климат, ирригационное земледелие и затем развитие бюрократии. Как следствие, данная теория объясняет происхождение государства и права необходимостью массового и организованного труда, что порождает возникновение «гидравлического» государства.
В свою очередь, экономическими факторами обуславливает происхождение государства и права сторонники марксистской теории, основные постулаты которой освещены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Фридрих Энгельс указывал, что возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы. По мере появления частной собственности, а также имущественного разделения государство стало адаптироваться для обеспечения интересов менее защищенного, с экономической точки зрения, слоя населения. Как следствие, о наличии государства и права можно говорить только в классовом обществе, так как они, по сути, выступают в качестве классовых явлений. Более того, государство и право возникают одновременно с разделением общества на определенные классы. В связи с этим, сторонники теории утверждали, что развитие права и государства предопределено производственными отношениями, так как право и государство оказывают определенное воздействие на большинство сфер общественной и государственной жизни.
Таким образом, согласно марксисткой теории, непосредственным основанием для появления государства выступает социально-классовая структура общества, в частности существующие классы и отношения между ними. Отдельно стоит отметить немарксистскую теорию происхождения государства, которая имеет под собой определенные научные основы. Так, немарксистская концепция основывалась на том, что в качестве предпосылок возникновения государства выступают объективные потребности в совершенствовании модели управления первобытным обществом, а также объективная необходимость в разрешении дел общего предназначения. Сопоставив данные концепции можно заключить, что немарксистский подход имеет ряд существенных отличий от марксистского подхода. Основное отличие состоит в том, что критерии марксистского подхода значительно преувеличивают значение классовой борьбы и классов в развитии и первоначальном становлении государства и права.
Представляется вполне естественным, что государство и право являются достаточно сложными институтами, в связи с чем, оно рассматривается с различных позиций, обуславливающих наличие множества теорий. Так, в настоящее время насчитывается порядка тридцати теорий происхождения государства и права, которые вполне можно дифференцировать на более распространенные теории и менее распространенные соответственно. Одновременно с этим, переоценить познавательную ценность изучения теорий государства, а также выявления существующих закономерностей, переоценить весьма затруднительно.
Например, не получила широкого распространения теория абсолютного духа, однако наличие данной теории не оспаривается в научном сообществе. В соответствии с данной теорией, существует некий субъективный дух, который находится в каждом из людей и затем трансформируется в абсолютный дух. Именно абсолютный дух знаменует государство, после чего разломится на субъективный дух. Очевидно, что данная теория не только не имеет под собой какой-либо научной основы, но и является достаточно сомнительной, однако ее основоположником является Георг Гегель, который будучи известным философом, разработал собственную теорию происхождения государства и права. Отсюда следует, что еще одной причиной множества теорий происхождения государства и права является наличие собственного взгляда на данный вопрос у того или иного исследователя. В подтверждение данной точки зрения можно привести такие теории, как теория Г. Спенсера, теория О. Конта, теория, Д. Локка или, например, теория Т. Гоббса. Например, в результате теории Т. Гоббса отмечалось, что людям вредно находиться в естественном состоянии и наличие государства для них является объективной необходимостью. В частности, отмечается необходимость в естественном законе, который бы заставил человека отказаться от своих потребностей и учитывать потребности всего общества. Несколько отличается от данной теории теория Д. Локка, согласно которой государство было создано на основе общественного договора. Полагаем, что наличие данных теорий выступило в качестве предпосылки для становления и развития договорной теории происхождения государства и права, получившей впоследствии широкое распространение.
Как уже отмечалось ранее, особое влияние на возникновение теорий происхождения государства и права оказали религиозные взгляды населения и распространение в тот или иной период времени мифологии. Именно данные причины выступили в качестве предпосылки для возникновения таких теорий, как древнеиндийская и древнекитайская теория, которые, кроме прочего, учитывают культурные, национальные, религиозные и иные особенности соответствующих народов. Например, согласно древнекитайской теории государство возникло волей божественного неба в Поднебесной. Император, который руководит государством, это сын неба и в связи с этим, он может являться носителем власти. Примерно такие же взгляды легли в основу древнеиндийской теории только вместо поднебесной основателями государства были признаны ведические Индра и Варуна. Так, Индра традиционно признавался божеством, которое руководит светом, дождем, молнией и речными потоками. Представляется, что научной основы данные теории также не имеют, однако являются историческими и представляют собой определенный исследовательский и научный интерес.
Таким образом, в мировом сообществе существует множество теорий, объясняющих происхождение государства, что представляется вполне естественным. Во многом это обусловлено тем, что каждая из существующих теорий отражает субъективные взгляды различных наций, классов и иных социальных общностей на процесс возникновения и развития государства. Как следствие, в основу данных суждений и взглядов были положены различные финансовые, политические или, например, экономические интересы. Стоит отметить, что в данном аспекте речь ведется именно обо всех интересах и противоречиях, которые существовали в обществе на том или ином этапе развития и оказали определенное влияние на формирование концепций о происхождении государства.
В заключении можно отметить, что на сегодняшний день не существует единой, общепризнанной теории происхождения государства. Одновременно с этим, каждая из представленных теорий имеет право на существование, в том числе, с точки зрения своей теоретической и научной значимости.
Глава 2. Анализ теорий происхождения государства
и права на примере теорий, существующих
вне рамок материалистического понимания истории
2.1 Особенности договорной и теологической теории
Яркими примерами теорий происхождения государства и права являются такие теории, как теологическая или, например, договорная теория.
Так, рассматривая суть теологической теории происхождения государства и права, стоит отметить, что ее основоположником являлся Августин Блаженный (354-430), а затем постулаты теории развивались в ΧΙΙΙ веке Фомой Аквинским (1225-1274). Так, из учения Фомы Аквинского о теологической теории явно следует, что государство было изначально предложено богом, в связи с чем, оно должно рассматриваться через призму результата божественной воли. Одновременно с этим, государство по своей сущности является результатом божественной и человеческой воли.
В связи с тем, что государственная власть в рамках данной теории освящалась божественным ореолом, это придавало ей безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха. Отсюда следует, что теологическая теория в полной мере объясняет идеал государственной власти, якобы согласовывающей свои решения с высшими религиозными принципами. Стоит отметить, что теологическая теория происхождения государства и права во многом носила универсальный характер, так как содержала не только антропологическое, но и метафизическое измерение при объяснении происхождения государства.
Также представителем теологической теории являлся Платон (427-347 до н.э.), потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства и права выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля (384-322 до н.э.). Он считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существуют божии законы, которые вложены в сердца людей высшим разумом. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства и права активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.
В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией «двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской властью, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле Бога. В ΧΧ веке идеи теологической теории развивал Жак Маритен (1882-1973), который указывал на божественный первоисточник государственной власти. Философ отмечал, что именно в боге, воля которого сочетается с разумом, волей и творчеством человека видится исходное основание, а также источник государства и права.
Таким образом, основные постулаты теологической теории происхождения государства и права можно свести к следующему. Во-первых, власть, государственный порядок и государственное устройство создано богом совместно и разумом человека и являются вечными и незыблемыми. Во-вторых, все, что предлагается со стороны государства нельзя подвергнуть порицанию или отрицанию, так ка является святым. В-третьих, человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, а власть монарха дана ему свыше. Одновременно с этим можно констатировать, что фактически теологическую теорию происхождения государства и права едва ли можно назвать научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Как следствие, данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога. Одновременно с этим именно данная концепция является официальной доктриной таких государств, как Израиль и Ватикан.
В свою очередь, договорная и тесно взаимосвязанная с ней естественно-правовая теория соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико-правовых предпосылок возникновения государства и права. Большинство авторов рассматривали договорную теорию через призму теории происхождения государства, а естественно-правовую теорию расценивали в качестве теории происхождения права. Рассмотрим положения данных теорий более детально. Так, возникновению государства предшествовало естественное состояние человека. Возникло государство на общественном договоре лиц, которые устали находится в постоянном противостоянии друг с другом и природными явлениями. Таким образом, решив выйти из своего естественного состояния, люди объединились в государство, сформулировав определенные условия. В частности, было определено условие, что люди на добровольных началах осуществляют передачу своих прав и свобод государству. В свою очередь, государство принимает на себя обязанность осуществлять охрану частной собственности, а также прав и свобод лиц, которые заключили договорное обязательство.
Конечным результатом создания государства стало то, что в обществе сформировались две правовые системы. Система позитивного права и система естественного права. Так, естественное право, включающее в себя право на жизнь, свободу или равенство, воплощает в себе вечную справедливость и высший разум, отождествляя то, что характерно для человека априори. В свою очередь, позитивное право исходит непосредственно от государства, так как включает в себя обычаи, законы или прецеденты. Представляется вполне естественным, что в качестве первичного права рассматривается естественное право, которое является не только вечным, но и неизменным во все времена. А позитивное право является подчиненным, так как оно представлено нормами права, создаваемыми государством и изменяемыми со временем.
Пик развития договорной и естественно-правовой теории пришелся на период с XVII по XVIII век. В указанный период окончательно формируется школа естественного права, которая оказала существенное влияние на развитие национального буржуазного права и права международного. Представителями данной теории по праву являются Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Стоит отметить, что А.Н. Радищев указывал, что государство является результатом молчаливого согласия всех членов общества на защиту со стороны государства.
Приходим к выводу, что с конца XIX века и до настоящего момента времени, имеет место так называемый период возрождения естественного права. Одновременно с этим, некоторые авторы отмечают тот факт, что современные теории естественного права получили достаточно широкое распространение в середине прошлого века. Однако с принятием ряда международных нормативно-правовых актов, естественно-правовые учения утратили былое влияние.
2.2 Спорные теории происхождения государства и права и их анализ
Также в результате анализа теорий происхождения государства и права можно выявить теории, которые представляются достаточно спорными, так как в полной мере не объясняют происхождение права и государства, однако существуют в правовой науке достаточно длительный период времени. Так, в качестве такой теории выступает теория инцеста. Основателем данной теории является Клод Леви-Стросс. Суть теории инцеста состоит в том, что на фоне внедрения запрета на кровосмешение, появился социальный факт выделения человека из мира природы, что породило возникновение государства. Ученый полагает, что изменения в материальном производстве, а также совершенствование орудий труда и иные факторы не оказали какого-либо влияния на развитие государства и права, а ведущая роль в этом принадлежит только осознанию того, что запрет на кровосмешение активно способствует развитию человеческого рода. Так, для реализации запрета на инцест, активно применялись достаточно жесткие и суровые меры. Однако для их внедрения в практическую деятельность возникла необходимость в создании специальных органов внутри общины, которые явились прообразом государственного устройства. Данные органы занимались тем, что насильственно пресекали попытки инцеста внутри рода и за его пределами. Впоследствии, данная группа стала выполнять и иные общественные функции, что и породило образование государственной структуры. Данная теория возникновения государства и права на первый взгляд проста и логична, однако в научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой причиной образования государства и права едва ли можно назвать установление запрета на инцест. Во многом эта позиция обусловлена тем, что указанный запрет имеет достаточно давнюю историю и появился задолго до формирования первых государственных образований. Одновременно с этим, исследователи, которые активно поддерживают данную теорию, акцентируют внимание на том, что создатель теории основывался на конкретном юридическом факте, суть которого состоит в переходе от эндогамных к экзогамной форме брачных отношений. Подчеркивается, что запрет инцеста по праву стал прорывом в истории общественного развития и существенно улучшил биологическое качество человеческого рода. Однако наиболее целесообразной представляется первая точка зрения, в соответствии с которой, теорию инцеста не стоит рассматривать в качестве теории, объясняющей происхождение государства и права, так как полного представления об указанном процессе она не дает.
Также не в полной мере проработана в правовой науке психологическая теория. Психологическая теория права акцентирует внимание на том, что право выступает в качестве результата психологических переживаний людей. Согласно точке зрения Л.И. Петражицкого, право имеет два уровня. Первый уровень - это интуитивное право, то есть право, которое образовано эмоциональными переживаниями. Сюда относятся ведения и запреты, которые основаны на внутренних чувствах совести и долга. В свою очередь, второй уровень - это позитивное право, которое представлено нормами, созданными государственными органами.
Очевидно, что в рамках указанной теории особое значение придается тому, что право создается не только государством. На самом деле, большинство правовых явлений формируются и развиваются вне государства и вне зависимости от него. В качестве примера можно привести правовую культуру или правосознание. Также данная теория особое место отводит социальной психологии, подчеркивая, что правопорядок сформировался во многом за счет психологии больших масс людей, которая отличалась от психологии отдельно взятых индивидов, так как при принятии закона невозможно игнорировать настроения широкой общественности.
Так как сторонники данной теории утверждали, что право возникло в результате переживания людей, необходимо акцентировать внимание на том, что объективно, в сфере права имеют место психические переживания, связанные с представлениями только одного человека. В частности, речь идет о лице, которое имеет право требовать выполнения обязанностей, возложенных на другого человека. Одновременно с этим, различают официальное, а также неофициальное право. Так, официальное право - это право, которое установлено государством и которое им поддерживается. В свою очередь, неофициальное право – это право, которое лишено данных позиций, но все равно существующее в виде и в качестве права. Можно заключить, что в рамках психологической теории происхождения права, одновременно с официальными законами, представленными в виде системы нормативных предписаний, правом вполне признаются психологические переживания человека. По сути, это говорит о том, что нормы права могут создаваться и вне государства, в результате определенных переживаний индивида по поводу права. Как следствие, право можно рассматривать не в качестве общественного явления, непосредственно связанного с государством, а в качестве интуитивной и эмоциональной субстанции. Очевидно, что в рамках данной позиции, меры государственного принуждения не будут являться существенным признаком права, так как в первую очередь, будут учитываться психологические и личностные установки индивида.
Психологическая теория происхождения права растворяет право в индивидуальной психике человека, делая его тождественным правосознанию. Однако в указанном случае, неоправданно игнорируется объективная природа права, которое является достаточно сложным явлением социальной жизни. Приходим к выводу, что в рамках анализируемой теории, право не только недооценивается, но и искажается его понимание, в частности, в части его взаимосвязи с государством и экономикой. Также необходимо акцентировать внимание на том, что психологическая теория происхождения права связывает возникновение и развитие права с переживаниями правового характера, которые, тем не менее, содержат императивные и атрибутивные эмоции. Основоположник данной теории рассматривал право через призму совокупности психических переживаний обязанностей и долга, которые имеют атрибутивно-императивный характер. Очевидно, что под императивностью, в указанном случае, понимали осознание лицом своего долга или обязанности, а под атрибутивностью понимали осознание своего права. Как уже отмечалось ранее, именно на этом основано выделение два уровня права на интуитивное право и позитивное. Стоит отметить, что интуитивное право оценивалось достаточно высоко, намного выше, чем позитивное право. В частности, именно интуитивное право, по мнению сторонников теории, позволило человечеству выжить. В завершении стоит отметить, что ключевая идея психологической теории права заключалась в том, что психика людей является тем фактором, который определяет развитие общества, а именно, его право, государство и мораль. В свою очередь, понятие и сущность права следуют из психологических закономерностей, а не из непосредственно деятельности законодателя. Более того, переживания людей носят императивно-атрибутивный характер. И, наконец, правовые переживания дифференцируются на два вида, в частности, на интуитивные переживания и позитивные. Проанализировав данную теорию, можно заключить, что представители данной концепции существенно преувеличивали роль психологических факторов для становления права, игнорируя иные, не менее важные моменты. В частности, речь идет о политических, культурных или социально-экономических факторах. На современном этапе развития, доподлинно выявлено, что именно данные факторы определяют природу права.
Таким образом, в рамках настоящего исследования были рассмотрены достаточно спорные теории происхождения государства и права, которые, тем не менее, имеют право на существование. Так, достаточно дискуссионной является теория инцеста и некоторые иные учения, нередко не имеющие под собой научной основы.
Заключение
На основании проведённого курсового исследования заявленной темы мы пришли к следующим выводам:
Теории происхождения государства и права - это учения, которые позволяют понять природу возникновения государства и права, их функции, признаки, а также роль в общественном и политическом развитии. Существует множество теорий государства и права, что обусловлено сложностью данного вопроса и иными факторами. В настоящее время выделяют теорию насилия, органическую теорию и иные.
На сегодняшний день не существует единой, общепризнанной теории происхождения права и государства. Одновременно с этим, каждая из представленных теорий имеет право на существование, в том числе, с точки зрения своей теоретической и научной значимости. Плюрализм научных взглядов относительно происхождения государства и права обусловлен различными климатическими, социально-экономическими и историческими особенностями того или иного региона. Кроме того, это обусловлено сложностью таких образований, как государство и право и, как следствие, сложностями при изучении их становления и развития.
Суть теорий происхождения государства и права была рассмотрена на примере договорной и теологической теории. Было установлено, что первыми теориями происхождения государства являлись мифологические, а также религиозные концепции происхождения государства. В их основу легли представления о божественном происхождении государства, что обусловлено особенностями представлений об окружающей действительности людей того времени. Одновременно с этим, теологическую теорию происхождения государства едва ли можно назвать научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. В связи с этим, данную теорию нельзя каким-либо образом доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога. После апогея религиозных теорий происхождения государства взгляды на происхождение государства снова меняются, в результате чего появляется договорная теория.
Наиболее спорными теориями происхождения государства и права являются теория инцеста и психологическая теория. Во многом это обусловлено тем, что данные теории не имеют под собой научной основы, а психологическая теория, кроме прочего, особое внимание уделяет психологическим аспектам, что едва ли можно признать обоснованным.
Таким образом, в настоящее время существует широкий спектр теорий происхождения государства и права, каждая из которых представляет определенный исследовательский интерес, но не является общепризнанной.
Список использованной литературы
1. Афанасьев С.Ф. Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики, монография. – М.: Проспект, 2014 - 423 с.
2. Беляева О.М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум. – М.: Феникс, 2015 - 232 с.;
3. Бошно С.В. Теория государства и права, учебник. – М.: Юстиция, 2016 - 408 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник // под ред. Шишкин В.В. – М.: Омега-Л., 2017 - 607 с.
5. Воскобитова М.Р. Насонов С.А. Стандарты справедливого правосудия // под ред. Морщакова Т.Г. – М.: Мысль, 2017 - 584 с.
6. Карнаушенко Л.В. Теории насильственного происхождения государства как фактор политического противостояния и их влияние на правовое сознание, и правовую культуру граждан // Закон и право. – 2019. - № 5. – С.22-27.
7. Клишас А.А. Теория государства и права, учебник // под ред. А.А. Клишас. – М.: Статут, 2019 - 512 с.
8. Ковалев А.В. Теория либерализма Дж. Локка в истории зарубежной политической мысли // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. - № 10. – С.206-209.
8. Кожевников В.В. Рыбаков В.А. Теория государства и права, учебник // под ред. Кожевников В.В. – М.: Проспект, 2017 - 464 с.
9. Комкова Г.Н. Апарина О.Ю. Система защиты прав человека в Российской Федерации, учебник // под ред. Комкова Г.Н. – М.: Проспект, 2017 - 384 с.
10. Лезина Е.П. Психологическая теория государства и права // Контентус. - 2018. - № 2. – С.56-62.
11. Марченко М.Н. Философия права, курс лекций в 2-ух томах. – М.: Проспект, 2015 - 324 с.
12. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права, учебник // под ред. Шахов А.Г. – М.: Дело, 2016 - 528 с.
13. Пашенцев Д.А. История отечественного государства и права, учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2019 - 429 с.
14. Поляков А.В. Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте. – М.: Проспект, 2015 - 535 с.
15. Радько Т. Н. Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2017 - 568 с.
16. Рыбаков О. Ю. Бабенко В.Н. Теория государства и права, учебник для бакалавров // под ред. Рыбаков О.Ю. – М.: Юстиция, 2017 - 472с.
17. Соколов Н.Я. Теория государства и права, учебник // Р.В. Шагиева. – М.: Проспект, 2019 - 520 с.
18. Тимошина Е.В. Теория и социология права Л.И. Петражицкого в контексте классического и постклассического правопонимания: дисс. … канд. юрид. наук, Москва, 2013 - 505 с.
19. Чашин А.Н. Теория государства и права, учебник // под ред. В.В. Усанов. – М.: Эксмо, 2019 - 512 с.
20. Фролов С.Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания: дисс. … канд. юрид. наук, Москва, 2007 - 178 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!