Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические причины девиантного поведения

Тип Курсовая
Предмет Психология развития и возрастная психология

ID (номер) заказа
3287718

500 руб.

Просмотров
888
Размер файла
821.72 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Аннотация PAGEREF _Toc75535112 \h 3Глоссарий PAGEREF _Toc75535113 \h 4Введение PAGEREF _Toc75535114 \h 5Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологических причин девиантного поведения подростков PAGEREF _Toc75535115 \h 81.1 Сущность и понятие девиантного поведения PAGEREF _Toc75535116 \h 81.2 Причины и факторы возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте PAGEREF _Toc75535117 \h 13Глава 2. Исследование психологических причин девиантного поведения подростков PAGEREF _Toc75535118 \h 202.1 Цель, задачи и методы исследования PAGEREF _Toc75535119 \h 202.2. Результаты экспериментальной работы PAGEREF _Toc75535120 \h 23Заключение PAGEREF _Toc75535121 \h 34Список использованных источников PAGEREF _Toc75535122 \h 36Приложение №1 PAGEREF _Toc75535123 \h 39Приложение № 2 PAGEREF _Toc75535124 \h 42Приложение № 3 PAGEREF _Toc75535125 \h 44

АннотацияВ данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с психологическими причинами девиантного поведения подростков.
Предпосылками для написания данной работы стали проблемы девиантного поведения подростков свидетельствует потребность школ в специалистах, способных выявить причины и предупредить проявления асоциального, противоправного поведения у подростков, то есть в психологах. Актуальность проблемы на уровне общества, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность в теории и реализация на практике, с другой, обусловили проблему исследования, которая заключается в исследовании психологических причин девиантного поведения подростков.
Целью работы является исследование психологических причин девиантного поведения подростков.
Данная курсовая работа состоит из 39 страницах и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как сущность понятий «девиантное поведение», «девиации», «причины девиантного поведения подростков», исследованы особенности отклонений в поведении подростков.
Во второй главе проводится анализ психологических причин девиантного поведения подростков.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиации, подростки, причины и факторы девиантного поведения.
Глоссарий№ п/п Понятие Содержание
1 Норма это стандарты, существующие в социальном сообществе или группе, так называемые ожидания (экспектации) соответствующего поведения, эталоны, образцы поведения, при сопоставлении с которыми определяется приемлемость и совершенство поведенческих проявлений.
2 Социальная норма правило, образец деятельности или предел разрешенного или обязательного поведения, деятельности человека, социальной группы, которая официально принята на том или ином этапе развития общества
3 Поведение совокупность конкретных действий, происходят в данный момент.
4 Нормативное поведение соответствует социальным нормам, характерная для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации.
5 Нестандартное поведение выходит за пределы принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.
6 Девиантное поведение (поведение с отклонениями) [от позднелат. deviatio – отклонение] – это поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым ожиданиям
7 Аморальное поведение это поведение, которое отклоняется от исполнения морально-этических норм, непосредственно угрожая благополучию межличностных отношений
8 Делинквентное поведение это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей.
9 Саморазрушительное поведение это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожая целостности и развитию самой личности.
10 Деструктивное поведение это разрушительное поведение человека, направленное вовне (на внешние объекты, или внутрь – на самого себя.
11 Социальное отклонение это нарушение социальных норм.
12 Детерминация это совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливают или поддерживают девиантное поведение
ВведениеАктуальность исследования. Самые сложные, трудно прогнозируемые социально - экономические и общественно - нравственные проблемы современного этапа в развитии нашего общества обострили проблему воспитания и становление молодёжи, так как она оказалась наиболее чувствительна к социальным и психологическим изменениям. Рост подростковой преступности, суицида, алкоголизма, наркомании сегодня становится серьёзной государственной проблемой. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение подростков является также и актуальной педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, нравственную чистоту и стабильность общества.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, а причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стали насущной задачей.
Проблема отклонений в поведении несовершеннолетних привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, в различных областях науки (Б.М. Алмазов, С И. Болтовец, И.С. Булах, Л.С. Выготский, А.В. Змановская, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Ю.А. Клейберг, Н.Ю. Максимова, А.С. Матвийчук, В.Ф. Моргун, В.Д. Менделевич, А. С. Николенко, А. А. Реан, Л. Б. Шнейдер, Т. М. Титаренко, Л. М. Вольнова, В. А. Тюрина, Д. И. Фельдштейн и др.).
Проблемой возникновение девиантности, факторов риска занимались М.И. Рожков, В.В. Ковалев, Н.А. Зверева и А.В. Змановская [3, с. 11], которая определяла девиантное поведение как действие конкретной личности, отклоняющееся в данном обществе и в данном времени законам и которые угрожают благополучию других людей, и является уголовно преступным. Однако пока в исследователей нет окончательного понятия что такое «девиантное поведение» и какие именно причины и факторы вызывают формирование девиаций в подростковом возрасте, поэтому тема «Психологические причины девиантного поведения подростков» является актуальной и нуждается в дополнительном анализе.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - причины и факторы девиантного поведения подростков.
Цель исследования - исследовать психологические причины девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
Изучить сущность и понятие девиантного поведения, раскрытые в научной литературе;
Рассмотреть причины возникновения девиантного поведения подростков;
Выявить психологические особенности делинквентного и аддиктивного поведения подростков;
Исследовать психологические причины девиантного поведения подростков.
Теоретическая основа работы. Проблеме сущности девиантного поведения посвящены исследования Я.И. Гилинского, Е.В. Змановская, Л.В. Зубова, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, В.Г. Степанова и др. Механизмы и условия формирования личности в подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, Ж. Пиаже, В.В. Столин); принципы девиантного поведения личности (Г. А. Галич, Е. А. Карпушкин, Л. М. Корчагиной, Н. Л. Морозовой, Н. В. Тупаревой).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение научных трудов;
- эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тесты опросники, методики диагностики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность и новизна, представлен методологический аппарат работы.
В первой главе описываются теоретические аспекты девиантного поведения подростков, раскрыта сущность и понятие девиантного поведения, причины и факторы, которые влияют на возникновение девиантного поведения в подростковом возрасте, описываются психологические особенности делинквентного и аддиктивного поведения подростков.
Во второй главе представлено исследование психологических причин девиантного поведения подростков, проведено эмпирическое исследование, на основании которого сделаны выводы.
В заключении даны краткие выводы по результатам курсового исследования.
Список литературы состоит из 30 источников. В приложениях представлены диагностические материалы и протоколы исследования.
Новизна работы заключается в выявлении психологических причин девиантного поведения подростков. Результаты данного исследования могут использовать педагоги и психологи в своей практической деятельности.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологических причин девиантного поведения подростков1.1 Сущность и понятие девиантного поведенияПроцесс социализации постоянно сопровождается необходимостью выбора человеком одной из альтернатив поведения, разными реакциями во взаимодействии с отдельными людьми и социумом. Одной из важнейших составляющих процесса социализации человека есть возникновение и развитие у него представлений о правилах поведения, совпадающие или не совпадающие с традициями и обычаями человеческого сообщества, моральными или аморальными, которые одобряются или осуждаются, что разрешено или запрещено, и именно эти представления полагаются в основу саморегуляции личность и коллективного поведения.
Поведение присуще всем живым существам и трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект – субъектных отношений.
В психологии термин поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими его проявлениями как деятельность, наблюдение, познание, общение. В данной курсовой работе поведение рассматривается как процесс взаимодействия индивида с социумом и отражением индивидом его социализации.
В случае, когда социализация нарушается и поведение несет негативное влияние для общества и нарушает социальные нормы – такое поведение называют девиантным.
Девиантное поведение интересует психологов, врачей, педагогов, социологов и работников правоохранительных органов, философов. Тема отклоняющей поведения носит междисциплинарный характер и является причиной многих дискуй. Так, в психологической литературе до сих пор нет точного, окончательного понятия термина «девиантное поведение», у разных авторов он носит разное значение. В психологии проблема девиантного поведения рассматривается в различных психологических исследований и встречаются следующие базовые понятия как «отклоняющее поведение», «аморальное поведение», «делинктивность», «асоциальное поведение», «агрессивное поведение», «деструктивное поведение», «дезадаптация», «педагогическая запущенность» и тому подобное. В работе педагогов и психологов обычно используется термин «отклоняющееся поведение».
Т.А. Родермель пишет, что «девиантное поведение» трактуется как отклоняющее поведение или поведение, что противоречит социальным нормам и правилам [21, с. 89].
Н.П. Гога считает, что девиация-это поступок личности, не соответствующий официально установленным в данном обществе нормам и правилам [7, с. 6].
Девиантное поведение можно рассмотреть, как систему поступков или отдельных поступков психически здорового человека, не соответствующих официально установленным законам и установленным моральным ценностям. Относительно подростковых девиаций, то В. В. Ковалев, А. Г. Абрумова, Н. И. Степанова, Н. В. Жигина и Н. А. Зверева рассматривают девиантного подростка как обычного подростка и акцентируют внимание на том, что девиации возникают и закрепляются именно в подростковом возрасте.
Девиантное поведение человека - это система действий и поступков, которые противоречат общепринятым социальным нормам права, культуры, морали.
Поведение с отклонением является одним из проявлений социальной дезадаптации - нарушение процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды средствами взаимодействия и общения и при неправильной или недостаточно развитого представления человека о себе и своих социальных связях, и межличностных контактах.
В зарубежной науке психология девиантного поведения существовала как самостоятельная наука и учебная дисциплина, в нашей стране эта наука еще на пути становления. Как у зарубежных, так и у наших авторов нет единой точки зрения на толкование этого термина.
В науке существуют различные классификации девиантного поведения.
В психологии В.Т. Кондрашенко выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество), социально-нейтральные (например, попрошайничество) [14].
Авторы В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфёнов все поведенческие девиации делят на нестандартное поведение и деструктивные. Нестандартное поведение может иметь новое мышление, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходит за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играет положительную роль в прогрессивном развитии общества. К такой форме поведения относят деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания [15].
Деструктивное поведение авторы классифицируют в зависимости от целей: если цели направлены на нарушение социальных норм (правовых, морально этических, культурных) - это поведение внешне деструктивное, а если на дезинтеграцию самой личности, ее регресс - это внутренне деструктивная поведение.
Внешне деструктивное поведение делится на аддиктивное (предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций) и антисоциальная (заключается в действиях, которые нарушают существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-аморального поведения).
Т.П. Авдулова выделяет группы подростков с девиантным поведением:
1-я группа — трудновоспитуемые подростки, которые равнодушно относятся к обучению, периодически нарушают дисциплину (осуществляют прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, нечестность).
2-я группа-педагогически запущенные подростки, которые негативно относятся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушают дисциплину и нормы морали, допускают поступки, которые постепенно проявляют отрицательные качества личности.
3-я группа — подростки-правонарушители, трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушений водителям нарушения (мелкие кражи, хулиганство), нарушают административные нормы, состоят на учете, направлены в спецшколу.
4-я группа — несовершеннолетние правонарушители, педагогически за пущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления или нарушили правовые нормы и направлены в колонию [1, с. 136].
К категории подростков с девиантным поведением относятся: подростки школьного возраста, которые не посещают школу; подростки-сироты; социальные сироты; подростки, которые употребляют наркотические и токсические вещества; под летки сексуально соблазнительной поведения; подростки, которые совершили противоправные действия.
Девиации можно рассматривать как своеобразные симптомы трансформаций нормы, проявление кризиса и в то же время основу формирования новой нормы, как по поиску новых путей адаптации отдельной личности, так и в обще социальном контексте -создание новой нормы за счёт переживания состояния аномии как болезни социальной системы.
У подростков (от 13 лет) преобладают такие формы делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Асоциальное поведение-поведение, которое избегает выполнения морально этических норм, напрямую угрожает благополучию межличностных отношений. Границы поведения особенно изменчивы, поскольку она больше других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени (границы поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени эксгибиционизм и др.),
Вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. В подростковом возрасте это бегства из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировка). В подростков чаще всего встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, сквернословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество)).
Аутодеструктивное поведение-поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, что угрожает целостности и развитию самой личности.
Спецификой данного типа поведения является его опосредованность групповыми ценностями (проявляется в проявлении суицидального поведения, пищевой зависимости, химической зависимости (злоупотребление психоактивными веществами), фанатичное поведение (например, вовлечением в деструктивно религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Подросток может быть вовлечен в группу, которая порождает такие виды аутодеструкции: нарокозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.
Таким образом, девиантное поведение можно охарактеризовать так:
1) по сути - это действия (поступки) человека, которые соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;
2) по качеству - имеет разрушительный характер для личности (нарушение процесса социализации, дезадаптация) и общества (нарушение социальных норм);
3) по выражению - проявляется в поведенческом противодействии установленным моральным и правовым общественным может выступать средством достижения значимой цели, способом психологической разрядки или удовлетворения блокированной потребности, способом переключение деятельности, как самоцель в самореализации и самоутверждении.
Девиантное поведение в подростковом возрасте является проявлением неспецифическим, но личностные особенности ребенка или социальные факторы могут спровоцировать ее появление и высказаться в асоциальной, антисоциальной или деструктивном поведении, даже в правонарушениях.
1.2 Причины и факторы возникновения девиантного поведения в подростковом возрастеКак любое действие, девиантное поведение имеет цель или мотив, обусловленные психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.
Соответственно, отмечают российские ученые А.А. Волков, О.В. Чурсинова девиантное поведение подростка может появляться в нескольких плоскостях:
- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность и рассеянность; разговорчивость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность, и т. п);
- как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);
- как низкая общая культура, негативное отношение к моральных норм и правил, к окружающим людям (бестактность, равнодушие, необязательность, невыполнение задания, пропуски занятий, прогулы, бродяжничество, конфликты с ровесниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрудые интересы и ценности);
- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми) [5, с. 176].
Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу и ученые в сферах психологии и педагогики по-разному трактуют причины формирование отклонений в поведении подростков. Н. Савина [10] выделяет следующие факторы возникновения делинквентного поведения: неуспеваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения коммуникаций, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность.
В.Г. Стуканов выделяет биологические факторы (нарушение умственного развитию дефектов слуха, хора, речи, телесные дефекты), психологические факторы (акцентуации характера), социально – психологические факторы (дефекты в школьном, семейном воспитании) [23].
А.В. Торхова приводит следующие факторы девиации несовершеннолетних: заболевание, повышенная возбудимость, импульсивность, неблагополучие в семье, стремление к независимости и самостоятельности, отставание в учебе, стрессовые ситуации, конфликты с родителями, низкая эмоциональность и тому подобное [25].
В.Г. Казанская отмечает, что есть факторы, которые приводят к неблагополучного взросления. В литературе указано три группы: нарушение динамизации, стабилизации и оптимизации [12].
Т.А. Родермель, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто связано с определённой средой и типом ситуации [21].
Некоторые психологи, занимающиеся проблемой девиаций, считают, что одним из важнейших факторов являются внутренние семейные отношения.
Проблеме проявления девиантного поведения у подростков, вызванной неблагополучной ситуацией в семье, посвящены работы В. Г. Бочаровой, Ю. Р. Вишневского, Г. А, Гурко, А. Н. Елизаровой, Е. Н, Заборовой, Б. С. Павловой, Г. П. Орловой, В. Г. Поповой и др. Семья в первую очередь есть системой социального функционирования человека. Неблагополучные семьи характерны аморальным поведением по отношению подростков, пьянством, ссорами между родителями и т.п.
По мнению В.Г. Казанской, семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией. Родителей и их друзей видели 50% подростков, 15 – 20% наблюдали как взрослые дерутся. В таких семьях возникает психологическое напряжение, и дестабилизация отношений в семье, вызывает депрессивные состояния, недовольство, конфликтность в супружеских отношениях. Дестабилизированная семья, как самый важный социальный институт не может качественно выполнять свои функции, а родители не в состоянии воспитывать подростков [12].
Согласно подходу Н.П. Фетискина, В.В. Козлова на формирование у подростка девиантному поведению влияют следующие факторы [26]:
1. Биологические. По мнению Н.И. Бумаженко [4] к этой группе факторов принадлежащих как наследственно-генетические особенности (половые различия, возрастные особенности, физическая конституция, выносливость, состояние и типологические свойства нервной системы, внутриутробное развитие), так и психические отклонения (нервно-психическое здоровье, психические расстройства и аномалии).
2. Психологические. И.А. Дроздецкая обнаружили, что девиантное поведение подростков часто связано с типологией характера [8].
Ученые установили взаимосвязи между типом акцентуации характера и проявлением девиантного поведения. Например, астеноневротический тип акцентуации у подростков характеризуются проявлениями аффекта, для подростка с эпилептоидного типа акцентуации характерны изменения настроения от злобного до печального, сопровождающегося растущим раздражением [5].
Ю.В. Александрова, которая также изучала связь акцентуаций и девиации, обнаружила что подросткам шизоидного типа акцентуации характерны алкоголизм, участие в групповых правонарушений. Ученые считают, что при неустойчивом типа акцентуации в раннем подростковом возрасте проявляется увеличенная тяга к ничегонеделание, асоциальных компаний, курение, употребление алкоголя [3].
Кроме акцентуаций следует обратить внимание на психопатию как фактор девиантного поведения подростка. Психопатия - форму аномального характера личности. Роберт Д. Хаер разработал диагностические критерии психопатии, к которых относятся отсутствие чувства вины, бессердечие, паразитарный стиль жизни, патологическая лживость, завышенная самооценка, склонность к одиночеству и т.п.
3. Социально - психологические. Что касается социальных факторов, то современные исследователи в своих научных исследованиях в качестве факторов девиантного поведения несовершеннолетних отмечают психологический климат в семье, следовательно, фактор семьи следует считать одним из самых важных. Условия семье - ее социальный статус, род занятий, материальный уровень-значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка, поскольку влияние семьи личность испытывает непосредственно и начиная с раннего возраста. Именно от того какая атмосфера будет в семье, зависит восприятие ребенком себя как личности, та модель поведения которую в дальнейшем она позаимствует для взрослой жизни, ведь подростки запоминают не только хорошие, но и негативные примеры поведения родителей, которые в некоторых случаях приводит до крайностей. Семья в первую очередь является системой социального функционирование человека. Неблагополучные семьи характерны аморальной поведенчески по отношению подростков, пьянством, ссорами между родителями и т. п [4].
Также следует отметить, что еще одним социально-психологическим фактором что может стать причиной девиаций – школьная дезадаптация.
Выявлено, что школьная дезадаптация является одним из факторов формирования девиантности, ведь именно педагогические ошибки, особенно на более ранних этапах обучение, порождают психосоциальные проблемы личности, которые носят дезадаптированный характер. Школа на каждом возрастном этапе ставит перед личностью трудны жизненные задачи. В случае, когда у личности своевременно не формируются психологические способности, помогающие решить эти трудности, они становятся проблемой не только для самого подростка, но и для его родителей, педагогов.
Обычно различают три основных вида проявления школьной дезадаптации: неуспеваемость в учебе, нарушение эмоционально –личностного нарушения к педагогам, систематические нарушения поведения в процессе обучения [11, с. 102].
Выделяются различные факторы, приводящие к совершению подростками правонарушений: социальная среда; неблагоприятные условия морального формирование личности несовершеннолетних, выступающих основной причиной возникновение антиобщественных взглядов; недостатки в моральном и трудовом воспитании учащихся; плохая организация их досуга; ошибки и упущения в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с подростковой безнадзорностью и правонарушениями [13; 18; 23 и др.].
Наряду с отрицательным влиянием указанных обстоятельств обращают себя внимание недостатки и упущения воспитания в семье, особенно в неблагополучных семьях. Наиболее пагубное влияние на них оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие негативные качества.
Также наблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьях с другом, реже двумя подростками-учениками. Родители, однако, проявляют неумение, а порой и нежелание воспитывать своих подростков.
Проявления девиации можно увидеть в следующих характеристиках:
- наличие четко выраженных эгоистических, общественно негативных, в том числе аномальных, не свойственных возрасту потребностей (употребление наркотиков, курение, употребление спиртных напитков, бродяжничество, склонность к половым извращениям);
- наличие примитивных, утилитарных, аномальных потребностей;
- извращенная направленность таких потребностей, как потребность в самозащите, в обществе, в общении, что приводит к искаженным представлениям о дружбе, обществе, долге, чести;
- деформация духовных, познавательных, эстетических потребностей;
- потеря интереса к обучению (причины этого явления крылись в недисциплинированности, частых пропусках занятий, бродяжничестве, хулиганстве).
- развитие интереса по отношению к обычаям и традициям той микросреды, в которой общается подросток, к традициям группы, к которой причисляет себя подросток;
- крайний индивидуализм, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества;
- сосредоточение интересов на зрелищах, видео, игровых клубах и компьютерных играх;
- гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру;
- низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общем бездействии и отсутствия трудолюбия [7].
Таким образом, в целом проблеме формирования девиантного поведения у подростков уделено много внимания. В педагогической и психологической литературе определяют несколько факторов возникновения девиантного поведения у подростков: биологические факторы, такие как дефектыкогнитивных функций, как наследственно-генетические особенности типология и акцентуации характера; социально психические, такие как акцентуации характера.
Наиболее значимыми в формировании девиаций исследователи выделяют социально – психологические факторы, а именно влияние семейного климата и тип семейного воспитания. Именно от того какая атмосфера будет в семье, зависит восприятие ребенком себя как личности, и модель поведения которую в дальнейшем она позаимствует для взрослой жизни, ведь подростки запоминают не только хорошие, но и негативные примеры поведения родителей, которые в некоторых случаях приводит к крайностям. Семья в первую очередь является системой социального функционирования человека.

Глава 2. Исследование психологических причин девиантного поведения подростков2.1 Цель, задачи и методы исследованияАнализ теоретических аспектов проблемы девиантного поведения в подростком возрасте показал, что применительно к данному возрасту проблема является очень актуальной. Социальные условия влияют на развитие девиаций у подростков.
В связи с этим во второй главе этого исследования была поставлена цель- исследовать психологические причины девиантного поведения подростков. Для достижения данной цели решались задачи:
1) изучить состояние проблемы девиантного поведения подростков;
2) подобрать диагностический инструментарий для исследования девиантного поведения в подростковом возрасте.
3) провести диагностическое исследования и проанализировать результаты.
Для решения первой, диагностической, задачи мы прежде всего изучили научную литературу [9; 17; 19; 27 и др.] И отметили, что существует четыре вида диагностики: медицинская, психологическая, педагогическая и социально-педагогическая. В школе можно использовать все виды диагностики, выявляя особенности развития подростков (уровень тревожности, агрессии, учебной мотивации, отклонений в поведении), причины возникновения девиантного поведения, факторы, влияющие на его возникновение, критерии оценки взвешенности
Для полноценного исследования психологических причин девиантного поведения подростков нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ СОШ № 31. В исследовании приняли участие 46 подростков в возрасте от 14 до 15 лет, обучающихся в 8-9 классах, 20 родителей, 4 классных руководителя.
Как показывает анализ научной литературы, показателями поведение девиантного поведения подростков является: грубость, протестные формы поведения, лживость, недисциплинированность, эмоциональную несдержанность [24].
Относительно данного факта на первом этапе исследования мы определили критерии для изучения состояния проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте. Ими стали:
1) деформация мотивационно-ценностной сферы учащихся;
2) проблемы саморегуляции;
3) эмоциональные проблемы.
Для исследования мы использовали методы экспертной оценки. Для изучения наличия эмоциональных проблем была использована проективная методика «Школа зверей» (Приложение № 1). В качестве критерия, говорящего о склонности к девиантному поведению, был выбран в нашем исследовании уровень агрессивности подростков. Для его оценки мы взяли методику Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (Приложение № 2).
Также было проведено анкетирование родителей и педагогов. В диагностике участвовали родители в количестве 20 человек. Для них нами была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов, с помощью которых выявлялась учебная мотивация, ценностные ориентации, проявления отклонений в поведении.
1. Как вы считаете, нравится ли вашему ребенку учиться?
а) так нравится;
б) нравится иногда;
в) не нравится.
2. Как часто вы помогаете делать ему домашнее задание?
3. Как часто вам ребенок грубит:
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
4. В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?
а) ребенок сдерживает свой гнев;
б) очень редко грубит, когда что-то не получается;
в) грубит, когда очень устал;
г) грубит, когда отрываю от компьютера;
д) постоянно грубит, у него такой характер.
5. Разговариваете ли вы с ребенком о правилах поведения, делаете ему замечания?
а) разговариваем постоянно, хотим, чтобы вырос воспитанным человеком;
б) да, разговариваем и делаем замечания, у нас есть семейные правила, традиции, ребенок должен их соблюдать;
в) стараемся не навязывать свою позицию, пусть сам решает, что делать в той или иной ситуации;
г) ребенок уже большой, сам разберется как правильно поступить, главное, чтобы ему было хорошо;
д) с правилами поведения у нас строго, ребенок знает, что за невыполнение их ждет наказание.
6. Есть ли у ребенка домашние обязанности?
а) да;
б) по требованию;
в) нет.
7. Как часто ребенок приходит к вам на помощь в домашних делах?
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
Ответы суммировались по критерию, отдельно родителей и отдельно учителей (Приложение № 3).
Помимо вышеперечисленных методов, была проведена с подростками беседа, в которой оценивались ответы на следующий вопрос:
Как вы отнесётесь к тому, что
- тебе предложат выкурить сигарету;
- ваш одноклассник попробует спиртные напитки;
- на ваших глазах толкнут собаку;
- от обиды начнут ломать в кабинете мебель;
- предложат принять участие в акции помощи старому человеку.
Варианты ответов: а) крайне положительно; б) положительно; в) нормально; г) безразлично; д) отрицательно; ж) крайне негативно.
Таким образом, благодаря анализу результатов по выбранным методикам будут выявлены причины
2.2. Результаты экспериментальной работыПрежде всего методом экспертного оценивания были выявлены наличие и степень выраженности представленных выше критериев. Их мы конкретизировали показателями, представленными в таблице № 1.
Таблица № 1. Листы оценивания поведения подростков
Критерии оценки Количество
ответов («+») Количество
ответов («-»)
Деформация мотивационной сферы 8 7
Отсутствие мотивации 4 9
Срывы занятий 6 3
Отказ от выполнения заданий (учебной деятельности) 8 7
Низкая успеваемость 8 7
Низкая познавательная активность 14 0
Деформация ценностной сферы 2 0
Нарушение правил поведения 2 0
Вызывающее поведение 6 3
Неконтролируемое поведение 4 0
Грубость по отношению к одноклассникам / учителей 1 0
Лживость 8 7
Проблемы саморегуляции 1 Побеги из дома 2 Грубость и сквернословие 5 1
Курение 3 Кражи 4 Критика взрослых 4 Драки, нанесение телесных повреждений 2 Эмоциональные проблемы 2 0
Тревожность 6 3
Агрессивность 4 0
Импульсивность 1 0
Листы оценивания были предложены классным руководителям 8-х и 9-х классов. В отношении каждого ребенка педагоги заполняли такие листы. Результаты, полученные с помощью метода экспертной оценки, где экспертами выступили классные руководители, позволившие отметить, что среди учеников 8-9-х классов (всего оценивалось 46 человек) уже наблюдаются, хотя и в незначительном количестве, проявления девиантного поведения.
При этом нами отмечено, что классные руководители указали на проблемы в мотивационной сфере подростков (17% не имеют мотивации обучения), а также ценностной (30% подростков нарушают правила поведения), что говорит о необходимости обратить на них внимание. Кроме того, подросткам в силу их возрастных особенностей трудно регулировать свое поведение (17% подростков грубят), поэтому случаи отклонений в нем говорят о важности работы в этом направлении. Поскольку подростки допускают грубость и сквернословие нужно воспитывать у них не только способность сдерживать свои чувства и мысли, но и вежливость и чуткость по отношению к другим людям, особенно взрослым.
Для оценки сформированности учебной мотивации, наличие которой в данном возрасте обусловливает развитие, так как учебная деятельность-это деятельность ведущая, мы использовали методику неоконченного предложения. Подростки должны были закончить предложения:
1. Мне нравится учиться, потому что ...
2. Мне не нравится учиться, потому что ....
Оценивая ответы, мы получили следующие результаты: (28%) любят учиться. При этом, как оказалось, познавательные мотивы не являются приоритетными. Только 28% опрашиваемых ответили, что учиться нравится, потому что «они получают знания», «Становятся умнее», «получают образование». Другим детям (46%) нравится учиться, потому что «это позволит получить хорошую профессию и заработать в будущем средства на покупку дома, машины и др.», «Нравится получать хорошие оценки», «нравится быть школьником», «Нравится быть вместе с друзьями». Это все равно говорит о положительный процесс школьной адаптации, который не приведет при такой ориентации к девиантному поведению.
В то же время часть учеников (76%) указали на то, что им не нравится учиться, потому что «трудно», «не интересно», «просто не хочу», «Есть много других интересных дел» и др. этот контингент учеников попадает в «группу риска». Своей отстраненностью от учебной деятельности, нелюбовью к ней они демонстрируют не сформированность не только мотивационной, но и ценностной сферы (отсутствие ответственности, легкомыслие, капризность). Это уже в ближайшем будущем может вылиться в прогулы занятий, отставание по предметам, недисциплинированность (нарушение дисциплины на уроках, грубость и др.), То есть в девиантное поведение.
Подросткам также предлагалось продолжить следующие высказывание: Если я знаю, что поступил неправильно, то ...
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно ...
Когда в моем присутствии обижают человека, я ...
Когда ложь становится единственным средством сохранения доброго отношения ко мне, я ....
Каждое высказывание определяло готовность признать свою ошибку, прийти на помощь, пойти на обман, способность к саморегуляции (таблица № 2).
Таблица № 2. Сформированность эмоциональной и ценностной сферы подростков
Критерий Готовность признать свою ошибку Готовность прийти на помощь Готовность пойти на обман Способность к саморегуляции
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
46 уч-ов 12 26 10 23 23 50 12 26
Обработка и интерпретация результатов показали, что только одна четвертая опрошенных подростков (26%) готова признавать допущенные ошибки, дав категорический ответ: «попрошу прощения», «обязательно извинюсь» и т.п.
Оказался высоким процент подростков, готовых открыто прийти на помощь тому, кого обижают. Таковых оказалась только (23%).
Подростки указали в большинстве своем (61%) на то, что предпочтут необходимого занятия перед интересным, но необязательным.50% подростков, участвующих в опросе, готовы сохранить хорошее отношение к себе путем обмана.
Данные результаты говорят о высоких тенденциях среди подростков к проявлению девиантного поведения.
Для изучения наличия эмоциональных проблем была использована проективная методика «Школа зверей» (Приложение 1). Используя этот рисуночный тест, были отмечены тенденции в рисовании, которые говорят о агрессию: часть подростков изобразили животных с острыми клювами, иглами, выступами на плечах, когтями (30%). В то же время встретились рисунки со слабым нажимом линий, истиранию, разрывом линий, что говорит о тревожности, неуверенности (24%).
Важно, что очень мало рисунков содержали вступающие сюжеты зверей в разговор, совместные действия животных. Это говорит о респондентах следующее: они дружелюбные, общительные, в большинство своем хорошо контактируют в группе одноклассников (89%). Лишь некоторые рисунки (23%) отражали школьную тематику, что подтвердило результаты экспертной оценки: большинство подростков имеют низкую учебную мотивацию.
В то же время в большинстве рисунков не сказалась школа и учебная деятельность (50%). Скорее всего эти подростки не осознают своих задач в роли школьников, учеников. Эти же утверждения подтверждаются неяркими, тусклыми, иногда мрачными цветами, используемыми при рисовании.
Следует отметить, что когда подросткам предлагалось завершить предложение, ответов, указывающих на нелюбовь к учебе, было больше. В рисунках подростки запечатлели скрытое (возможно, неосознаваемое) отношение к учебной деятельности. Возможно, в письменной форме некоторые подростки пытались намеренно выразить негативное отношение. Может быть, хвастались своей смелостью (бравировали) перед другими детьми, а может, выражали внезапно возникшие негативные эмоции (по поводу полученной неудовлетворительной оценки).
В диагностике участвовали родители в количестве 20 человек.
Для них нами была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов, с помощью которых выявлялась учебная мотивация, ценностные ориентации, проявления отклонений в поведении.
Результаты опроса родителей показали, что детям не нравится учиться (85%), 5 родителей выбрали ответ «иногда нравится» (25%), 3 отца считают, что их детям нравится учиться (15%).
Почти все родители, за исключением двух, помогают детям делать уроки (90%), что, с одной стороны, говорит о том, что есть родительская опека, внимание, подростки под присмотром, а с другой стороны, что подростки привыкли к несамостоятельности, надеются на помощь родителей, что снижает их ответственность.
На важный для исследования вопрос о наличии проявлений девиантного поведения («Как часто ребенок грубит?») Были получены следующие ответы (таблица № 3).
Таблица № 3. Как часто ребенок грубит?
Варианты ответа Часто Иногда Редко
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
№ 20 4 20 12 60 4 20
Результаты говорят о том, что подростки в большинстве своем грубят (80%), но часто грубят, по мнению родителей, только 20% подростков (рис. 3.)

Рис.1. Проявление грубости в подростковом возрасте
Данные результаты свидетельствуют о несдержанности подростков, слабую способность выражать свое недовольство другим способом.
На вопрос «В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?» родители указали на следующее (таблица № 4):
Таблица № 4. В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?
Варианты ответов Пытается
сдерживать
свой гнев Очень редко
грубит,
когда что-то
не
выходит Очень редко
грубит,
когда очень
устал Грубит,
когда
отрывают
от
компьютера Постоянно
грубит, у
него такой
характер
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
20 2 10 4 20 5 25 7 35 2 10
Полученные результаты говорят о том, что большинство подростков, хоть редко, но грубят родителям (90%), из них более одной трети раздражается, если отрывают от компьютера (35%), 10% подростков, по мнению родителей, имеют «плохой характер», 25% не сдерживают себя. Это скорее всего говорит об элементарной невоспитанности. Это скорее всего говорит об элементарной невоспитанности (рис. 2)

Рис. 2. В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?
Пятый вопрос предполагал выявление стиля воспитания в семье. ответов мы узнали, что авторитарное воспитание (ответ «д»), которая предусматривает строгость, наказание на неповиновение, нарушение правил поведения, продемонстрировали только 2 семьи (10% опрошенных). При этом, мы допускаем, что не все ответы были искренними. Ответы «разговариваем постоянно, хотим, чтобы вырос воспитанным человеком» и «да, разговариваем и делаем замечания, у нас есть семейные правила, традиции, ребенок должен их соблюдать» связанные с демократическим стилем воспитания, который отражает заинтересованность именно в воспитанности ребенка, формировании ценностных ориентаций. Таких семей оказалось 10, что составило 50% от общего числа опрошенных. Остальные семьи мы отнесли к семьям с попустительским стилем воспитания («стараемся не навязывать свою позицию, пусть сам решает, что делать в той или иной ситуации»; «ребенок уже большой, сам разберется как правильно поступить, главное, чтобы ему было хорошо»). Таких семей немало - 40%.
Причем, 4 семьи (20%) указали на возможность самостоятельного выбора ребенком своего поведения, в котором он должен руководствоваться личными предпочтениями.
Данные результаты свидетельствуют о том, что родители потакают возникновению девиаций своим попустительством.
Последние два вопроса анкеты «Есть ли у подростка домашние обязанности?» и «Как часто подросток приходит к вам на помощь в домашних делах?» дали возможность выявить, приучаются ли в семьях подростки к труду, взаимопомощи (таблиц № 5, 6).
Таблица № 5. Есть ли у подростка домашние обязанности?
Варианты ответа Да При необходимости Нет
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
20 3 15 16 80 1 5
Полученные результаты говорят о том, что родители привлекают подростков к труду в случае необходимости, целенаправленного воспитания ответственности, стремления помочь в большинстве семей нет.
Таблица № 6. Как часто подросток приходит к вам на помощь в домашних делах?
Варианты ответа Часто Иногда Редко Кол-во % Кол-во % Кол-во %
20 6 30 10 50 4 20
Ответ на последний вопрос анкеты показал, что подростки не спешат на помощь в домашних делах. 70% подростков, со слов их родителей, видящих работу по дому обязанностью взрослых, не приучающихся к труда, могут равнодушно отнестись к усталости родителей, которые не позаботятся об их отдых, заранее вымыв посуду, пропылесосив пол и др.
В качестве критерия, говорящего о склонности к девиантному поведению, был выбранный в нашем исследовании уровень агрессивности подростков. Для его оценки мы взяли методику Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко [25].
Родителям подростков (20 опрашиваемых) и классным руководителям предлагалось оценить поведение учеников по каждому из 20 высказываний. Если это характерно для ребенка (оценивалось 20 учеников), ставилось 1 балл.
Согласно полученным результатам, исследуемые подростки в меру агрессивные. Наиболее яркими для подростков, с точки зрения родителей, являются следующие качества, как раздражительность, ворчливость, несдержанность. Следует отметить, что педагоги более критично подошли к оценке проявлений у подростков разных качеств. Они указали на раздражительность, несдержанность и конфликтность (готовность ссорится), раздражительность, нежелание признавать свои ошибки, назойливость, нетерпеливость.
По мнению родителей, высокая агрессивность (15-20 баллов) свойственна 10 подросткам (50%), средний уровень свойственен 4 ученикам (20%), у остальных подростков (30%) низкий уровень агрессии.
Оценки учителей оказались не такими сдержанными: 15 человек (75%), по их мнению, имею высокий уровень агрессии, 3 - средний (15%), только 2 (10%) - низкий. Следует сказать, что в школе подростки, возможно, менее сдержанны, выплескивая агрессию на учителей и одноклассников.
Все сказанное говорит о том, что агрессивное поведение - это проявление девиантного поведения.
Помимо вышеперечисленных методов, была проведена с детьми беседа, в которой оценивались ответы на следующий вопрос:
Результаты оказались очень интересными: подростки выразили негативное отношение к предложению приобщиться к вредным привычкам: «негативно» -40%, «крайне негативно» - 10%, «безразлично» - 50%. Это говорит о том, что половина подростков могут иметь вредные привычки.
У большинства подростков не развито чувство жалости. Они безразлично отнесутся к формам насилия (50%), что настораживает и ориентирует на работу с такими подростками.
Готовность помочь другому (нуждающемуся в материальной помощи) присуща не всем детям: ответ «положительно» дали только 20% учащихся, в основном (50%) ответили «нормально». 5 подростков (30%) ответили, что не видят в этом смыла, ведь у каждого человека есть родственники, которые обязаны ему помогать.
Отношение к проявлениям агрессии не так принципиально. В ответе на этот вопрос, учащиеся выбрали ответы «нормально» (40%), «безразлично» (20%), меньшинство к проявлениям агрессии относятся «отрицательно» (15%) и «крайне негативно» (5%). Многие подростки, которые ответили «негативно», «нормально», пытались оправдать такое поведение обстоятельствами, предлогом.
Подводя итоги исследования, мы сделали следующие выводы:
1. Девиантное поведение ярко выражена проблема для подростков, о чем говорит наличие таких качеств, несдержанность, грубость, агрессивность, лживость и др.
2. В ходе исследования мы выявили психологические причины девиантного поведения подростков: а) деформация мотивационно-ценностной сферы учащихся; б) проблемы саморегуляции; в) эмоциональные проблемы.
3. Большинство подростков имеет низкую учебную мотивацию, при этом около 65% подростков находятся в зоне риска, выражая негативное отношение к обучению.
4. Ценностные ориентации подростков, изучены методами экспертного оценивания, анкетирования, беседы, оказались не очень высокими: 47% подростков не готовы признавать свои ошибки, готовы ради сохранения своей чести пойти на бесчестные поступки (на ложь, обман), 55% не готовы вступить открытое противостояние, вступиться за обиженного; не готовы помочь пожилому человеку; 50% не осуждают несдерживаемую агрессию.
5. Опрос родителей и педагогов показал, что у подростков проявляется грубость, раздражительность, склонность к агрессии и неспособность ее сдерживать, что говорит о наличии девиантного поведения.

ЗаключениеВ процессе выполнения поставленных в работе задач были сделаны следующие выводы:
Девиантное поведение можно охарактеризовать так: по сути-это действия (поступки) человека, которые соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам; по качеству - имеет разрушительный характер для личности (нарушение процесса социализации, дезадаптация) и общества (нарушение социальных норм); по проявлению-проявляется в поведенческом характере противодействия установленным моральным и правовым общественным нормам; может выступать средством достижения значимой цели,способом психологической разрядки или удовлетворения блокированной потребности, способом переключения деятельности, как самоцель в самореализации и самоутверждении.
Было обнаружено, что на формирование девиантного поведения влияют как внутренние (биологические), так и внешние (социальные) факторы. Виды отрицательного поведения различаются не только степенью тяжести, но и мерой вовлечения к противоправным действиям.
Формы девиантного поведения отличаются направленностью на себя или на других и выражается в нарушении соответствующих возрастных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (педагогическая запущенность, бродяжничество, алкоголизм, наркотическая зависимость, проституция, суицид), в повторяющихся асоциальных поступках, (образы ,поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательства, похищения, имущественные посягательство; распространение и продажа наркотиков; противоправные поступки и др.).
Девиантное поведение в подростковом возрасте неспецифично, но личностные особенности ребенка или социальные факторы могут спровоцироватьее появление и выразиться в асоциальном, антисоциальном или деструктивном характере поведения, даже в правонарушениях.
Исследование проблемы девиантного поведения подростков как правило осуществляется опросными методами (беседа, анкетирование), по помощью проективных методик (незавершенное предложение, рисуночные тесты), психологических методик изучения агрессивности, тревожности и др.
Проведенное эмпирическое исследование проблемы подтвердило результаты проведенного теоретического анализа научной литературы: в подростковом возрасте девиантное поведение только начинает формироваться, хотя могут наблюдаться уже и ростки делинквентов форм у некоторых школьников.
В ходе изучения девиантного поведения подростков мы выделили следующие психологические причины:
а) деформация мотивационно-ценностной сферы учащихся;
б) проблемы саморегуляции;
в) эмоциональные проблемы.
Так же мы отметили, что значительное влияние на девиантное поведение подростков оказывает семья и семейные отношения. Именно от того какая атмосфера царит в семье, зависит восприятие подростком себя как личности, и модель поведения которую в дальнейшем он позаимствует для взрослой жизни, ведь подростки запоминают не только хорошие, но и негативные примеры поведения родителей, которые в некоторых случаях приводит к крайностям. Семья в первую очередь является системой социального функционирования человека.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель достигнута, все задачи решены.

Список использованных источниковАвдулова Т.П. Психология подросткового возраста [Текст] / учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
Акажанова А.Т. Девиантология [Текст] / Учебное пособие. - Алматы: Нур-пресс, 2008. — 114 с. 
Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей [Текст]. – М.: Современный гуманитарный университет, 1999. - 66 с.
Бумаженко Н.И. Девиантное поведение и его профилактика [Текст] / Курс лекций. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. - 147 с.
Волков А.А., Чурсинова О.В. Психологические представления подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния [Текст] / Монография. - Ставрополь: Секвойя, 2017. — 224 с.
Волков Б.С. Психология подростка [Текст] - М.: Академический Проект, 2017. — 240 с. 
Гога Н.П. Психология девиантного поведения [Текст] / Учебное пособие. - Харьков: Народная украинская академия (НУА), 2020. — 80 с.
Дроздецкая И.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Учебно-методическое пособие. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. - 108 с.
Дубровина И.В., Круглов Б.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет [Текст] - М.: Педагогика, 1988. — 192 с. 
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] - СПб.: Речь, 2008. - 336 с. 
Ильина В. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати [Текст]. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. - 1100 с.
Казанская В. Подросток. Трудности взросления [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол [Текст] / Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 200 с.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] - Минск: Беларусь, 1988. — 204 с.
Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфёнов Ю.А. Профилактика социальных отклонений (превентология) [Текст] - СПб.: СПбГИПСР, 2011. - 244 с.
Мэтьюз Эндрю. Прорвемся! Как справиться с проблемами [Текст] - М.: Эксмо, 2011. – 176 с.
Польская Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи [Текст] / Методические рекомендации. - М.: Центр защиты прав и интересов подростков, 2019. - 58 с.
Прихожан А.М. Тревожность у подростков и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с. 
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] - СПб.: Питер, 2012. — 816 с.
Реан А.А. Психология подростка [Текст] / Учебник. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 480 с. 
Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты [Текст] - М.: Научный инновационный центр Международный институт стратегических исследований, 2019. — 70 c.
Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков [Текст] - М.: Генезис, 2015. – 87 с.
Стуканов В.Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних [Текст] - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2019. — 146, [2] с. 
Терещенко В.В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия ребёнок-взрослый [Текст] / Монография. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. — 172 с.
Торхова А.В. Профилактика противоправного поведения школьников [Текст] / Пособие для педагогов общеобразовательных учреждений. - Минск: НИО, 2009. - 120 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В. Трудные подростки [Текст] - М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. — 544 с.
Шнейдер Л. Девиантное поведение подростков и подростков [Текст] - М.: Академический Проект, Трикста, 2005. - 87 с.

Приложение №1Проективная методика «Школа зверей»
Позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у подростков в процессе учебной деятельности. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Сейчас мы с вами совершим необычайное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной поляне. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей».
Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой школе зверей, пока я буду считать до 10, а потом откройте глаза. Вы побывали в «школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, каким могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте " х " или букву "я".
Интерпретация 1. Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствием выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнение линий - все это защита от окружающих. Агрессивная-если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой - если имеет место затемнение контурной линии; с опаской, подозрительностью-если поставлены щиты, заслоны.
3. Натиск. При оценке линий необходимо обратить внимание на давление. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим - о проявлении тревожности, очень сильный-о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы истирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, - глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более крупных и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот-о легкости возникновения страхов. Зубы-признак вербальной агрессии.
5.Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество поступающих в разные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучное эмоциональное состояние ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и подавленном состоянии.

Приложение № 2Методики исследования агрессивности
Методика уровня агрессивности (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Опросник включает 20 вопросов, где каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.
1. порой и кажется, что в него вселился злой дух.
2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. он не прочь подразнить животных.
8. переспорить его трудно.
9. очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18.У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19.Не уважает сверстников, не уступает, не делится.
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Показатели:
Высокая агрессивность - 15-20 баллов. 95
Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
Низкая агрессивность - 1-6 баллов.
Карта наблюдения за подростком
Критерии наблюдения Как проявляется Сила проявления Часто теряет контроль над собой 1 2 3
Часто спорит, ругается со взрослыми Часто отказывается выполнять правила Часто специально раздражает людей Часто обвиняет других в своих ошибках Часто сердится и отказывается сделать что либо Часто завистливый,
Мстительный
Чувствительный, очень быстро
реагирует на различные действия окружающих
(подростков и взрослых),которые нередко
раздражают его
Приложение № 3Результаты оценки уровня агрессивности подростков Критерии оценки Родители Педагоги
Кол-во % Кол-во %
1. порой кажется, что в
него вселился злой дух 5 25 3 15
2. он не может
промолчать, когда чем-то
недовольный 6 30 8 40
3. Когда кто-то причиняет
ему зло, он обязательно
пытается отплатить
тем же 4 20 8 40
4. иногда ему без всякой
причины хочется
выругаться 5 25 3 15
5. бывает, что он из
удовольствием ломает вещи,
что-то разбивает, потрошит 6 30 8 40
6. Иногда он так
настаивает на чем-то, что
окружающие теряют
терпение 4 20 8 40
7. Он не против
подразнить животных 5 25 3 15
8. переспорить его
трудно 6 30 8 40
9. очень сердится, когда
ему кажется, что кто-то
над ним подшучивает 4 20 8 40
10. Иногда у него вспыхивает
желание сделать что-то
плохое, шокируя
окружающих 5 25 3 15
11. в ответ на
обычные распоряжения
стремится сделать все
наоборот 6 30 8 40
12. Часто не по возрасту
ворчливый 4 20 8 40
13. Воспринимает себя как
самостоятельного и решительного 5 25 3 15
14. любит быть первым,
командовать, подчинять
себе других 6 30 8 40
15. неудачи вызывают у
него сильное
раздражение, желание
найти виновных 4 20 8 40
16. легко ссорится,
вступает в драку 5 25 3 15
17. Старается
общаться с
моложе и физически
слабее 6 30 8 40
18. у него нередки
приступы мрачной
раздражительности 4 20 8 40
19. не считается с
сверстников, не
уступает, не делится 6 30 8 40
20. уверен, что будь
-
задачу выполнит
лучше всех 4 20 8 40


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.