Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Принципы социального обеспечения

Тип Курсовая
Предмет Право социального обеспечения

ID (номер) заказа
3292059

500 руб.

Просмотров
3107
Размер файла
72.92 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение. В ч.1 ст. 7 Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство. Многие авторы, изучающие природу такого государства, утверждают, что Россия пока не в полной мере является социальным государством, что конституционные положения еще не воплотились в действительности. Вместе с тем для правильного понимания конституционно провозглашенных социальных положений, а также для осуществления законодательных и организационно-практических мер социальной политики в едином русле необходимо разработать четкие идейно-теоретические основания социального государства.Не вызывает сомнений, что государство, называемое социальным, должно создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека, в том числе и находящегося в тяжелой жизненной ситуации.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что проблемы реализации принципов права социального обслуживания в современный период становления российской государственности имеют большое значение. В этой связи формирование и совершенствование соответствующего правового механизма реализации принципов права социального обслуживания объективно необходимы. Однако, несмотря на это, приходится констатировать, что на пути создания правовых и организационных средств государственной социальной помощи граждан имеется достаточно много правовых и организационных проблем, решить которые наше государство в полной мере пока не может.
Целью данного исследования является более детальный анализ принципов права социального обеспечения.
К задачам данного исследования, относятся:
Изучение понятие и значение принципов права социального обеспечения;
Рассмотрение правовой характеристики принципов права социального обеспечения;
Характеристика всеобщности социального обеспечения;
Изучение форм социального обеспечения;
Анализ дифференциации видов социального обеспечения.
Объектом данной курсовой работы являются нормы социального права, а кроме того механизмы которые используются для соблюдения абсолютно всех условий, которые были приняты сторонами в рамках социального обеспечения.
Предмет исследования - принципы права социального обеспечения.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в данной курсовой работе более подробно рассмотрены основные принципы права социального обеспечения, что дает возможность населению понимать какие виды услуг входят в государственное социальное обслуживание, а также на основании чего они предоставляются.
Выбранная тема являлась предметом изучения таких авторов, как Н. И. Дивеева, Е. Н. Доброхотова, А. А Захаров, И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов, Э. Г. Тучкова, А. Б. Урусова, М.А. Афанасьев, Т.Ю. Голубева и другие.
Методологическую базу данной работы составляют следующие методы познания: общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы; анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения1.1 Понятие и значение принципов права социального обеспеченияПраво социального обеспечения как самостоятельная отрасль права имеет не только предмет и метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан, но и свои отраслевые принципы.
Принципы права в теории определяются как основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора[17, c. 428]. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Принципы права выражают основные ценности права и могут пронизывать собственно правовую материю и выявляться на основе познания идей, основных положений, которые закладываются законодателем в правовые нормы, сформулированные под их воздействием. Кроме того, принципы права могут самым непосредственным образом закреплять основополагающие, исходные начала права. Такие принципы не формулируют конкретные права и обязанности субъектов, на которых направлены, а лишь указывают определенное направление правового регулирования. Именно в этом и заключается их функциональное назначение. Подобные принципы именуются нормами-принципами.
Нормы-принципы достаточно часто логически конкретизируются в иных правовых нормах, что не препятствует их прямому действию. В процессе рассмотрения конкретного юридического дела суды ссылаются на принципы права с целью усиления и обоснования авторитетности принимаемых ими решений[23, c. 188]. Как правило, при вынесении соответствующих решений чаще всего к принципам права обращается Конституционный суд РФ.
Таким образом, роль правовых принципов заключается в том, что они:
1) позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой и моралью;
2) определяют общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей;
3) помогают в практическом применении норм и в решении вопросов, не урегулированных нормами права;
4) обеспечивают единство норм отрасли права[22,c. 3-9].
Принципы права социального обеспечения - это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие содержание норм данной отрасли права.
Они выступают и как принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения и как принципы организации и осуществления защиты, пенсионных и других прав граждан в соответствии с видами социального обеспечения, на которые они имеют право. Поэтому принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения - это основополагающие положения, отражающие суть действующего законодательства о социальном обеспечении.
В принципах права социального обеспечения заложены такие основные идеи, руководящие начала, которые отражают экономические законы развития общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями, услугами[12, c. 184]. Основные идеи, лежащие в основе законодательства о социальном обеспечении, проходят через систему социального обеспечения. Они вырабатываются путем анализа объективных закономерностей и обобщения практики применения всего законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан. Следовательно, принципы права социального обеспечения вытекают из сущности производства и сущности характера нашего государства.
Поскольку право – системное явление, как и его составные элементы (отрасли, подотрасли, институты, субинституты и нормы), то и идеи, его «пронизывающие», также носят системный характер.
В специальной литературе по критерию сферы действия принципы права принято классифицировать на:
- общеправовые, т.е. свойственные всем отраслям права;
- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли.Основные принципы права социального обеспечения получают официальное закрепление в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении, что вносит устойчивость и стабильность в правовое регулирование отношений по социальному обеспечению и гарантирует их строгое соблюдение[20, c.384]. Более того, закрепление этих принципов в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении способствует правильной реализации правовых норм при осуществлении социального обеспечения, помогает совершенствовать и улучшать законодательство о социальном обеспечении.
Таким образом, основные принципы права социального обеспечения являются конструкцией, вокруг которой формируются правовые нормы о социальном обеспечении и их совокупности, регулирующие близкие по содержанию однородные отношения.
1.2 Правовая характеристика принципов права социального обеспеченияПринципы права социального обеспечения — Очень популярная и широко исследуемая тема. При этом дискуссионными остаются не только различные аспекты принципов права и их нюансы в различных областях государственно-правовых исследований, но и само понятие принципов права[20,c. 430].
В самом общем виде, если обратиться к толковому словарю, принцип — это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения; или убеждение, взгляд на вещь; главный признак в структуре чего-либо.
С точки зрения определения принципов, мы можем исходить из двух основных подходов: принципов как некоторых основных положений, убеждений и принципов как основных признаков чего-либо, то есть некоторой сущности определенного явления.
В первом случае принципы права социального обеспечения понимаются в субъективном смысле, поскольку представляют собой положения, устанавливаемые субъектами для определенных целей, или убеждения, имеющие индивидуальные истоки своего формирования у каждого индивида. А во втором случае принципы права социального обеспечения рассматриваются в объективном смысле, поскольку особенности и сущность того или иного явления присущи самому явлению и в целом не зависят от субъективных предпочтений и установок.
В рамках этих двух направлений сложились и традиции понимания принципов права социального обеспечения в юридической литературе. Некоторые ученые определяют принципы права как исходные, определяющие идеи, положения. И этот подход является наиболее распространенным. В то время как другие юристы пишут, что принципы права социального обеспечения являются объективным правовым правом, признаваемым юристами, принципы права социального обеспечения являются основными отправными точками, юридически устанавливающими объективные законы общественной жизни[18,c. 112].Например, принятие и выполнение таких обязательств государством может рассматриваться с позиций управления социальными рисками, которое выступает как система мер по установлению перечня социальных рисков, их учету, оценке, предупреждению, а также компенсации (минимизации) последствий социальных рисков.
Представляется, что одним из основных методов управления социальными рисками является их оценка. Признание обязательного характера отношений социального обеспечения предполагает, что, будучи обязательствами, они должны характеризоваться признаком реальности исполнения.
Выполнение обязательств по социальному обеспечению предполагает наличие у субъекта, принявшего на себя обязательство по возмещению соответствующих социальных рисков, определенных финансовых и материальных ресурсов[16,c.263]. В связи с этим принятию обязательств должна предшествовать оценка социальных рисков, их количественных и качественных характеристик, в том числе степени вероятности их реализации.
Принцип исполняемости обязательств по социальному обеспечению соотносится с принципом надежности бюджета, под которым понимается достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Например, при разработке плана социально-экономического развития Российской Федерации учитываются предварительные данные о численности пенсионеров, получающих фиксированную базовую пенсию по старости и страховую часть трудовой пенсии, и предложение об индексации указанных структурных элементов трудовой пенсии, о размере трудовой пенсии с учетом возможных корректировочных ставок, предложения о размерах пособий по безработице и других пособий на очередной финансовый год и плановый период[14,c.541].Таким образом, получается, что термин «начала» означает либо предельно абстрактные категории (изначальное бытие), либо может быть понято все, что угодно, включая те же принципы, в результате чего получается тавтологический круг.
То, что остается, — это понимание идеи в субъективном смысле. Но тогда проблема заключается в том, что принципы права превращаются в лозунги. Они становятся призывами, приобретают идеологический характер и тем самым подвергаются произвольному «созданию» и утверждению для реализации стратегических целей отдельных субъектов, что в свою очередь может закончиться катастрофой, причем не только правовой, но и экономической, политической, социальной[21,c.170].
Однако в этом уточнении видна та же надстройка-обособленная модель правоотношения, поскольку ее динамика связана исключительно с развитием прав и обязанностей без привязки к фактическим основаниям развития правоотношения.
В связи с этим мы выскажем следующее мнение. Права и обязанности субъекта права не развиваются сами по себе, так как представляют собой «застывшую форму», юридическое установление конкретного правоотношения.
Первоначальное значение должно измениться, а точнее, если какое-либо лицо или приобретающее лицо приобретает дополнительные в рамках конкретного правоотношения права и обязанности, а при основных допущениях и условиях правоспособности имеют особые правовые условия в виде правовых норм, определяющих содержание дополнительных прав и обязанностей, и конкретный юридический факт. Причем последнее будет иметь приоритет при изменении конфигурации прав и обязанностей, а, следовательно, и содержания правоотношения[28,c.3-7].
Важно подчеркнуть, что изменение правоотношения или возникновение нового правоотношения в результате каких-либо актов поведения или событий происходит не всегда. Например, в ответ на обращение гражданина уполномоченное лицо совершает правовое действие, которое заключается в просьбе разъяснить содержание жалобы и последующем соответствующем действии обратившегося лица.
Фрагмент правоотношения относительно обращения граждан за получением каких — либо льгот в части социального обеспечения не изменился, но в рамках этого простого правоотношения участвующие лица совершают определенные действия-акты волевого поведения, соответствующие установленным законом правам и обязанностям. Другой случай: в предыдущем правоотношении совершается действие (правовой акт), а его следствием является определенный юридический факт, который становится предпосылкой нового правоотношения (например, обращение в суд)[21,c.480]. В частности, содержание сервисно-деликтных правоотношений выводится из правового содержания сервисно-деликтных правоотношений с признаками, связанными с отнесением их к охранительным правоотношениям, но выражает традиционную точку зрения на содержание правоотношений.
Таким образом, права и обязанности, соответствующие правовой ситуации (отношениям), находятся в развитии (речь не идет о правотворчестве законодателя), поскольку они определены законодателем для определенных этапов развития отношений, а также иные права и обязанности, определенные для последующих отношений.
В заключение следует отметить, что понимание принципов права социального обеспечения как формы выражения государственно-правовых закономерностей ориентируется на то, что субъекты правотворчества и правоприменения при осуществлении своей правовой деятельности в процессе выявления и формулирования принципов права, их применения должны основываться не на личных убеждениях, идеях, не на предпочтениях отдельных социальных групп и классов, а на фактических государственно-правовых закономерностях[8,c.4-5]. Формирование принципов права, на основе выявленных и раскрытых государственно-правовых закономерностей позволяет избежать произвола в правовом регулировании, придает общеобязательный характер объективному правовому праву.
1.3 Классификация принципов права социального обеспеченияПринципы права социального обеспечения по сфере действия классифицируются следующим образом:
общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права; межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права;
отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;
внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие[16,c.293].
Общеправовыепринципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.)[22,c.16-18].
К ним относятся следующие принципы:
человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;
признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость;
права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
равенство всех перед законом и судом;
равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;
право каждого на жизнь;
гарантированность каждому судебной защиты прав и свобод;
право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
К общим принципам права обычно относят также принципы:
социальной справедливости;
гуманизма;
законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;
связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
единства юридических прав и обязанностей;
демократизма
Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право)[26,c.3-6].
Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.
К межотраслевым принципам относятся:
право на защиту от безработицы;
право на охрану здоровья;
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;
право на защиту от бедности.
Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.
Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право[31,c.262].
Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка. К ним относятся следующие принципы:
всеобщности социального обеспечения;
обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения;
социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса);
соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;
дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств.
Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства)[29,c.133].
Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все необходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.
Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные пенсионные фонды, за счет государственного бюджета[24,c.575].
Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В России ежегодно увеличивается прожиточный минимум, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплату по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового стажа, характера и условий труда[27,c.139].
Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов.
Кроме перечисленных выше принципов, к числу общеправовых принципов и прав относятся также принцип федерализма, принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, право на жизнь, принцип принадлежности основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемости, принцип единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма, принцип непосредственности действия прав и свобод человека, а также принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения2.1 Всеобщность социального обеспеченияКонституцией РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей, а также в других случаях, установленных законом[1]. Общая идея получила закрепление и развитие в специальных законах, посвященных отдельным социальным выплатам и предоставлениям. В каждом случае право на определенный вид социального обеспечения (пенсию, пособие, социальную услугу) обусловлено соблюдением ряда условий.
Представляется, что тезис о всеобщности социального обеспечения в настоящее время не является бесспорным. Основанием социального обеспечения выступает социальный риск - реализовавшаяся в отношении лица вероятность малообеспеченности, причиной которой признаются обстоятельства (чаще всего события - рождение детей, наступление нетрудоспособности, установление инвалидности, др.), имеющие достаточное общественное значение, и закрепленные в действующем законодательстве.
Юридические факты, обуславливающие реализацию социальных рисков, разнообразны (их принято подразделять на биологические, производственные, экономические и социальные), имеют разную степень предсказуемости, преодолимости[32,c.43]. В науке права социального обеспечения не случайно отмечается повышенная значимость института юридических фактов, что связывается с зависимостью эффективности данной отрасли права от придания юридического характера обстоятельствам, обуславливающим возникновение права на социальное обеспечение, их точной и однозначной формулировки. Как видно из приведенных положений международных нормативных правовых актов, конституционных норм, право на социальное обеспечение возникает не просто так, а в связи с названными фактами.
Самым распространенным, охватывающим наибольшее число случаев, является социальный риск нетрудоспособности. В основе его причин - различные состояния, причиной которых становится ухудшение состояния здоровья и снижение трудоспособности лица.
Наиболее частым случаем выступают заболевания и травмы. Выделение общих, профессиональных, социально значимых, иных заболеваний, бытовых травм, несчастных случаев на производстве, не влияет на возникновение права, на социальное обеспечение, но обуславливает различные способы компенсации данного социального риска, которые, естественно, разнообразнее, а их размеры выше для случаев, наступивших в результате трудовой деятельности человека[25,c.121].
Социальным риском нетрудоспособности охватывается также необходимость ухода за заболевшим членом семьи, карантин и некоторые другие. Инвалидность представляет собой особое состояние, которое вызвано серьезными нарушениями функций организма, приводит к ограничению жизнедеятельности, значительному снижению трудоспособности, и вызывает необходимость социальной защиты. Заболевания, инвалидность могут наступить от самых разнообразных внешних обстоятельств, включая такие «новшества», как радиационные и техногенные катастрофы.
Старость как достижение определенного возраста - необратимое состояние, в результате которого способность человека обеспечить себе средства к существованию посредством трудовой деятельности снижается значительно и безвозвратно. Старость как состояние утраты профессиональной трудоспособности может наступить и ранее, как результат длительной работы во вредных и опасных условиях труда. Поэтому пенсия по старости является пожизненной выплатой, а наступление нетрудоспособности, по смыслу действующего законодательства, предполагается и доказательств не требует.
Следует также отметить, что социальный риск нетрудоспособности реализуется в отношении несовершеннолетних детей, пожилых родителей и иных лиц, потерявших кормильца, находившихся на его иждивении.
Социальный риск утраты работы обусловлен невозможностью для трудоспособного лица обеспечить себе средства к существованию при помощи заработной платы. Компенсация данного риска носит комплексный характер. В первую очередь она осуществляется средствами трудового права, путем предоставления лицу различного рода гарантий и компенсаций. Если лицо, которое не может найти работу, обратится в службу занятости населения и зарегистрируется в качестве безработного, оно приобретает право на пособие по безработице, которое является выплатой в системе государственного социального обеспечения[30,c.282].
Следует учитывать, что именно отсутствие работы и связанного с ней заработка является социальным риском. Если работник не получает заработную плату вследствие задержки, в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ ему причитается компенсация как мера материальной ответственности работодателя[2].
Значимым является социальный риск семейных обязанностей. Он связан в первую очередь с беременностью и рождением детей, необходимостью ухода за маленькими детьми, их воспитания. Все это предполагает оставление женщиной (иногда - мужчиной) работы и утрату заработка, зачастую - невозможность поиска новой работы. Кроме того, наличие в семье даже одного ребенка, не говоря о нескольких, в значительной степени повышает расходы семьи, а если семья является многодетной, социальный риск реализуется в силу необходимости обеспечения потребностей детей в достаточном питании, содержании, образовании, развитии.
Поэтому чаще всего многодетные семьи относятся к менее обеспеченным категориям населения и нуждаются в повышенном социальном обеспечении. Разновидностью рассматриваемого социального риска является необходимость постоянного ухода за пожилым членом семьи, инвалидом, ребенком-инвалидом, что для трудоспособного лица означает необходимость оставить работу, либо значительно сократить ее объем, что и вызывает названный социальный риск к жизни. Кроме того, к данному социальному риску примыкает малообеспеченность и необходимость в социальной поддержке, возникающая в силу одиночества. Социальный риск, реализующийся вследствие такой причины, является не только экономическим, но и социально-психологическим, поскольку лицо нуждается как в дополнительных выплатах, но и в услугах по психологической поддержке, предоставляемых в рамках социального обслуживания[9,c.225].
Самостоятельным социальным риском выступает риск бедности. Как уже было отмечено, реализация любого социального риска приводит к малообеспеченности и потребности лица в социальном обеспечении, однако он возникает вследствие иных обстоятельств. Социальный риск бедности, по мнению автора, достаточно узок с точки зрения проявления, и возникает, когда заработная плата лица, состоящего в трудовых отношениях, не достигает установленного законодательно порога дохода, в нашей стране - величины прожиточного минимума. Статьей 23 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.
Однако закрепленная в ст.133 Трудового кодекса РФ норма о минимальном размере оплаты труда, который не должен быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного человека - в настоящее время, скорее, принцип, определяющий направление движения, но не реальность. Поэтому для значительного числа работников говорить о реализации в отношении их ст.23 Всеобщей декларации прав человека не приходится. Именно они попадают в категорию лиц, пострадавших от социального риска бедности. К ним можно также отнести лиц, чье материальное обеспечение (пенсия, меры социальной поддержки, пособия, иные) не позволяет иметь доход на уровне либо свыше прожиточного минимума. Как указано в ст.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи»[3], право на нее имеют семьи либо одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Исходя из приведенной формулировки, лицо, которое не прилагает усилий, чтобы обеспечить себе средства к существованию самостоятельно (даже приводя в подтверждение своей позиции принцип свободы труда), имеющим право на социальное обеспечение в смысле действующего законодательства не признается. Государство и общество крайне не заинтересовано в укоренении феномена социального иждивенчества. Такая позиция подтверждается и Международной организацией труда.
Однако подчеркивается, что перечень таких случаев должен постепенно уменьшаться в результате установления более четких и социально оправданных критериев нуждаемости. Предоставление названных пособий и иных социальных предоставлений увязывается с выполнением получателем указаний, данных властями, управляющими медицинской службой и службой занятости (можно предположить, что речь идет о стремлении самостоятельно преодолеть состояние нуждаемости в результате активного поиска работы, учебы с целью приобретения либо повышения квалификации, иных мер, которые лицо в состоянии предпринять)[15,c.308].Безусловно, проблема социального риска бедности является комплексной. Здесь важна не только компенсация малообеспеченности, но и профилактика данного риска. Значительную проблему представляет неформальный сектор экономики, из которого, работников надо выводить в формальный сектор и обеспечивать их официальную занятость.
Несмотря на позицию некоторых экономистов, отмечающих положительную роль скрытых доходов в снижении дифференциации доходов и бедности населения, с юридической точки зрения такие доходы не оказывают положительного влияния на финансовую устойчивость системы социального обеспечения, поэтому нарушается принцип, провозглашенный Рекомендацией МОТ № 202 в качестве одного из основных.- солидарность в области финансирования и стремление к обеспечению оптимальной сбалансированности между сферой ответственности и интересами тех, кто финансирует системы социального обеспечения, и тех, кто пользуется ими. Важна также личная заинтересованность граждан в самостоятельном обеспечении средств к существованию, иными словами - ответственный подход к социальному обеспечению (обращаться только тогда, когда это действительно необходимо).
В науке права социального обеспечения на его «невсеобщность» уже указывалось. Положения ст.25 Всеобщей декларации человека предполагают зависимость права на социальное обеспечение от занятия трудовой или иной приносящей доход деятельности, которую лицо прекратило либо приостановило по причинам, признаваемым обществом уважительными
Большая часть социальных выплат связана с объективными обстоятельствами. Всеобщность социального обеспечения реализуется лишь применительно к медицинской помощи, которая оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в объеме и за счет средств, выделенных на ее финансирование.
Таким образом, всеобщность социального обеспечения не должна пониматься буквально. С позиции международной правовой мысли всеобщность - это в определенной степени абстракция, а действующее законодательство всегда связывает право на социальное обеспечение с наступлением определенных событий, чаще всего не зависящих от самого человека, а также с ответственностью каждого за свое нынешнее и будущее материальное благополучие[10,c.131]. Всеобщность социального обеспечения наиболее полно отвечает интересам и потребностям граждан. Интерес государства в этой сфере предполагает сочетание достаточного социального обеспечения (это один из наиболее важных способов поддержания социального мира и спокойствия в обществе) и соблюдения экономических интересов, выражающихся в недопущении неоправданных расходов на социальные выплаты.
2.2 Формы социального обеспеченияОрганизация конституционного права на социальное обслуживание граждан реализуется в разнообразных формах, поскольку сегодня мы сталкиваемся с несколькими крупными категориями граждан, которые находятся в зоне риска.
Формы следует разграничивать по нескольким значимым признакам: Круг лиц, которые нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства и в соблюдении их прав и свобод;
Источники, а также ряд способов, по которым формируются фонды для финансирования граждан и соответствующих мероприятий, по реализации социального обеспечения;
Виды социального обеспечения, которые применяются в зависимости от того, в какой социальной ситуации находится нуждающийся гражданин или отдельная группа лиц (например, семья);
Условия, а также размер социального обеспечения, которые также зависят от того, к какой нуждающейся категории относятся граждане;
Органы, которые предоставляют социальное обеспечения гражданам, фонды.
Учитывая указанные нами признаки, крайне необходимо также выделить некоторые организационные правовые формы, которые определены социальным обеспечением граждан[19,c.28].
Во-первых, это государственное обязательное социальное страхование граждан; во-вторых, социальное обеспечение, которое осуществляется за счет прямых ассигнований, которые выделяются со стороны федерального бюджета государства; государственная социальная помощь, оказываемая гражданам в зависимости от тяжести тех условий, в которых они оказались, и в зависимости от той социальной помощи, в которой они нуждаются. Данные формы созданы для того, чтобы обеспечивать защиту населения от тех социальных рисков, которые сегодня присутствуют в обществе, и которые угрожают жизни человека при условии, что он не может самостоятельно защитить себя от возникающих угроз.
Социальный риск следует определить в качестве предполагаемого события, которое может привести к значительным негативным изменениям, как в материальном, так и в социальном положении гражданина.
Также социальный риск может подвергнуть опасности не только одного гражданина, но и отдельные социальные группы и категории граждан, которые впоследствии будут нуждаться в социальном страховании и социальной помощи со стороны государства.
Основанием для организационно-правовых форм является государственное социальное страхование (иными словами, его еще называют обязательным). Сегодня эта форма преобразуется в соответствии с принципами, которые будут соответствовать рыночным отношениям, складывающимся в современном обществе[11,c.238].
Обязательному страхованию также подлежат наемные работники и иные лица, их круг определяется в соответствии с законодательством. Что касается государственного социального страхования, то страховыми случаями принято считать отсутствие спроса на труд гражданина, то есть безработица, болезнь, наступление состояния инвалидности, когда индивид не в состоянии самостоятельно обеспечить себя и обслужить себя. Также к страховому случаю необходимо отнести старость индивида, смерть кормильца (весь общий перечень определяется со стороны законодательства).
По сути, вся совокупность форм социального обеспечения как раз и является правовыми способами осуществления социального обеспечения. Право на социальное обеспечение выступает в качестве основных прав в социально-экономической сфере жизнедеятельности человека. Они принадлежат ему с самого рождения, и ни один другой гражданин не имеет права отобрать у индивида эти права.
Осуществление права на социальное обеспечение со стороны Конституции организуется в различных формах. Их необходимо группировать и разграничивать по некоторым признакам, о которых мы упомянули в предыдущей части нашей статьи (круг тех, кто нуждается в социальном обеспечении, источники, а также способы формирования фондов, которые в дальнейшем будут нацелены на социальное обеспечение, условия и размеры обеспечения граждан, органы, которые предоставляют обеспечение). С учетом этих признаков, сегодня крайне важно выделить несколько форм социального обеспечения, каждая из которых обладает своими специфическими чертами и характеристиками:
Государственное (обязательное) социальное страхование граждан и особых случаев;
Социальное обеспечение, которое производится в соответствии с тем, каковы были прямые ассигнования из федерального бюджета государства;
Государственная социальная помощь, которая предоставляется гражданам в соответствии с тем, в каких условиях они находятся, и в какой жизненной ситуации они оказались.
Социальное обеспечение назначается и реализуется в нескольких случаях. Во-первых, правительством учитывается величина прожиточного минимума гражданина. Изначально прожиточный минимум устанавливается законодательством. Если доход гражданина ниже данного уровня прожиточного минимума, то следует акцентировать внимание на его нужде в данной социальной помощи и поддержке.
Также очень важно учитывать состояние потребительской корзины. Она включает в себя самый минимальный набор тех необходимых продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые ежемесячно используются гражданином. Каждый индивид в соответствии со своим доходом должен иметь возможность реализовывать данную потребительскую корзину.
Таким образом, сегодня мы сталкиваемся с разнообразием правовых форм социального обеспечения, каждая из которых закреплена в законодательстве, а также в нормативно-правовых актах. Все эти правовые формы соблюдаются и применяются в зависимости от того, кто и в какой жизненной ситуации оказался, какие условия окружают человека, и есть ли возможность улучшить его положение в соответствии с применением данных форм. Конечно, государство в большей степени берет на себя ответственность за реализацию этих форм, привлекая уполномоченные органы и учреждения.
2.3 Дифференциация видов социального обеспеченияВ науке отсутствует единое мнение о системе принципов права социального обеспечения. Это связано с отсутствием единого кодифицированного акта и, как следствие, законодательного закрепления системы обозначенных принципов. Отсутствие единого кодифицированного акта и, как следствие, законодательного закрепления этой системы расширяет возможности для доктринального толкования принципов в праве социального обеспечения.
Принципы права, согласно сложившейся в общей теории права концепции определяются, в основном, как основополагающие начала и руководящие идеи, лежащие в основе правового регулирования общественных отношений. Данного определения в своем исследовании будем придерживаться и мы.
В работах многих ученых-правоведов отражена концепция системы принципов права социального обеспечения, однако принцип единства и дифференциации правового регулирования выделяется не всеми.
Данный принцип является одним из основных в праве социального обеспечения, находится в тесной взаимосвязи с другими отраслевыми принципами и не может быть изъят из их системы.
Во всех исследованиях, касающихся данного принципа, авторы отмечают неоднозначность, противоречивость и сложность его содержания. Противоречивость явно прослеживается в названии исследуемого принципа. Единство в философии понимается как взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, а дифференциация - это разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
Таким образом, для того чтобы разобраться в содержании исследуемого принципа права социального обеспечения, необходимо рассмотреть правовые конструкции, из которых он слагается - единство и дифференциация.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В термине «каждому» проявляется всеобщность социального обеспечения, то есть всем на конституционном уровне гарантируется возможность стать субъектом правоотношений по социальному обеспечению.
Единство же проявляется в следующих аспектах:
1. Любое лицо, которое нуждается в предоставлении видов социального обеспечения и признано таковым в законодательном порядке, имеет право обратиться за их предоставлением и пользоваться соответствующими благами, наравне с другими лицами, на которых такое право распространяется. Единство в отличие от всеобщности, как равной возможности получить, предусмотренный законом вид социального обеспечения при наличии указанных в законе юридических фактов, проявляется в рамках уже возникших и существующих во времени правовых связей и распространяется на лиц, реализовавших свое право.
2. Право на получение конкретного вида социального обеспечения появляется только при возникновении социальных рисков, которые определены в действующем законодательстве. Общий перечень таких рисков (оснований) закреплен в п.1 ст. 39 Конституции РФ - возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. Однако данный перечень не является исчерпывающим, он в значительной мере дополняется и раскрывается в законодательстве.
Например, в ст. 15 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[4] закреплен ряд обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, при наличии которых он признается нуждающимся в социальном обслуживании, а именно:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) наличие внутрисемейного конфликта.
3. Специфика нормотворчества и системы источников права социального обеспечения, т.е. общий подход к нормативному закреплению социальных предоставлений для граждан, которые попали в ситуацию, связанную с наступлением социального риска. Данный аспект наиболее четко отражен в п. 2. ст. 39 Конституции РФ: «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Единство социального обеспечения проявляется и в иных аспектах, детальное исследование которых в рамках данной статьи не представляется возможным по причине их многообразия и обширности. Однако, на наш взгляд, упомянуть о них необходимо.
Во-первых, это закрепление целого ряда общих видов социального обеспечения, которые являются основными и предоставляются всем гражданам при наступлении одинаковых социальных рисков. Например, в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[5] в ст. 4 в качестве одного из основополагающих принципов закрепляется «недопустимость отказа в оказании медицинской помощи», в ст. 18 закрепляется право каждого на охрану здоровья, в том числе путем оказания доступной и качественной медицинской помощи.
Во-вторых, это общее правило определения размеров различных социальных выплат. Например, в ФЗ «О страховых пенсиях»[6] закреплено, что страховые пенсии исчисляются по специальным формулам, установленным в ст. 15 данного Закона.
В-третьих, проявление единства в праве социального обеспечения выражается через законодательное закрепление системы минимальных стандартов.
Ярким примером закрепления минимальных социальных стандартов можно назвать минимальный размер оплаты труда. В соответствии с ч. 6 ст. 7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[7] застрахованному лицу при наличии страхового стажа менее 6 месяцев пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда.
Дифференциация в праве социального обеспечения по сравнению с трудовым правом мало изучена, однако, несмотря на незначительную теоретическую разработанность, на практике данный принцип применяется очень часто.
Сущность дифференциации в праве социального обеспечения проявляется в установлении особенностей предоставления гражданам общих видов социального обеспечения, или же в установлении специальных социальных предоставлений, предназначенных определенным категориям граждан для наиболее эффективной защиты их от тех социальных рисков, которым они подвержены ввиду различных причин (в силу особенностей профессиональной деятельности, состояния здоровья, уровня дохода и т.д.).Дифференциация в сфере социального обеспечение - это не только способ достижения общей цели, но и проявление принципа справедливости. Однако необходимо обратить внимание на то, что дифференциация правового регулирование ни в коем случае не должна изменять качество социального обеспечения (образовывать разрыв в уровне социального обеспечения и нарушать тем самым принцип справедливости). Наличие принципа справедливости в распределении экономических благ, забота о социальной справедливости, справедливость как принцип общественной жизни - являются важными характеристиками социального государства.
Среди представителей научного сообщества на протяжении уже долгого времени идут споры относительно критериев дифференциации правового регулирования в сфере социального обеспечении. Общим вопросом в теории права социального обеспечения является вопрос о терминологии относительно признаков, на основе которых устанавливается особое правовое регулирование социального обеспечения отдельных категорий граждан.
Представляется, что наличие различных точек зрения относительно критериев дифференциации социального обеспечения связано с такой особенностью права социального обеспечения, как наличие обширной, но не систематизированной нормативно-правовой базы. Многие ученые определяют критерии дифференциации в праве социального обеспечения как «обладающий необходимыми свойствами юридический факт, с которым связывается установление для определенной категории граждан законодательных преимуществ в целях гарантирования им наиболее полной реализации конституционного права на социальное обеспечение».
В юридической науке существуют различные основания классификации критериев дифференциации социального обеспечения.
Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств и наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.
Выделяют три основных группы оснований дифференциации:
1. Внутрисистемные (это разделение по организационно-правовым формам социального обеспечения).2. Внутривидовые (это разделение социального обеспечения в зависимости от вида социального обеспечения - пенсии, пособия или компенсации).
3. Субъективные (это разделение в зависимости от признаков субъекта социального обеспечения - военнослужащие, работающие по трудовому договору, малоимущие и т.п.).
Ярким примером практического применения принципа единства и дифференциации правового регулирования является пенсионная система Российской Федерации. При анализе пенсионного законодательства можно прийти к выводу, что каждый гражданин имеет право на пенсию (хотя прямого указания на это в законе нет). При реализации гражданами этого права, принцип единства является непосредственно действующим.
Дифференциация же проявляется в том, что в пенсионной системе выделяются две подсистемы - страховая и государственная, которые различаются по ряду критериев: источникам финансирования, субъектам, особенностями взаимосвязи с трудовой деятельностью и др. Например, лица, работающие по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающие себя работой охватываются страховой пенсионной подсистемой, а такие категории лиц как военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральные государственные гражданские служащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава получают пенсию по государственному социальному обеспечению с учетом их трудовой деятельности, имеющихся у них заслуг и иных значимых факторов.
Однако важно отметить, что чрезмерная дифференциация может обернуться дискриминацией, например, по такому критерию как занимаемая должность или выполняемая работа.
Например, принятие закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» способствовало необходимости дифференциации в пенсионном обеспечении кадровых военнослужащих и приравненных к ним служащих, однако это привело к дискриминации по такому признаку как должность и выполняемая работа.
Пенсии военнослужащих, служащих органов внутренних дел и других, приравненных к ним лиц в несколько раз выше, чем пенсии по страховой пенсионной подсистеме, несмотря на наличие таких фактов как длительный страховой стаж и высокая заработная плата.
В соответствии со ст.ст. 16 и 18 закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии ежегодно индексируется и корректируется в связи с ростом потребительских цен за прошлый год. Работающие пенсионеры должны обладать такими же правами, как и не работающие.
Продолжая работать, они остаются субъектами обязательного пенсионного страхования, на их лицевом счете отражаются сведения о поступающих страховых взносах в пенсионный фонд, они ходят в те же магазины и оплачивают те же услуги, что и не работающие пенсионеры. Так почему же принцип справедливости и всеобщности социального обеспечения здесь нарушен и весьма специфично применен принцип единства и дифференциации социального обеспечения.
Дифференциация предполагает, что законодательство должно учитывать особенности социально-рисковых ситуаций, специфические характеристики правового статуса лиц, нуждающихся в социальной защите и главное - критерии дифференциации должны носить объективный характер.
ЗаключениеВ заключение можно сделать следующие выводы.В настоящее время реализация принципов в сфере социального обеспечения в нашей стране гражданского общества с традиционными основами социальной реабилитации граждан, особо нуждающихся в защите, решается в двух направлениях.
Первое направление, несомненно, связано с признанием необходимости и возможности формирования гражданского общества. Второе направление учитывает необходимость поддержки и развития традиционных социальных норм, как со стороны государства, так и со стороны общества.
При этом главным на современном этапе развития общества и государства в направлении социальной реабилитации и поддержки особо уязвимых, малообеспеченных слоев общества остается государственная поддержка организаций, работающих с инвалидами.
Общество не может не поддерживать существование и функционирование традиционных основ социальной реабилитации инвалидов в школах-интернатах, поскольку регулирование общественных отношений не может происходить без традиционных социальных норм. Конечно, государство, со своей стороны, не может своей принудительной силой обеспечить иные, чем правовые социальные нормы, обеспечивающие бесперебойную работу и совершенствование социальной реабилитации инвалидов в интернатах.
Социальная защита является предоставлением одиноким гражданам, семьям с маленьким достатком и иным категориям населения выплат социальных пособий, субсидий, оказания услуг. Помимо этого, обеспечение жизненно необходимыми товарами также включено в функции социальной защиты. За счет бюджетных средств РФ осуществляется выплата социальных пособий. К ним есть возможность отнести пенсии, пособия по безработице, пособия многодетным матерям, стипендии и иные. Они предоставляются гражданам на безвозмездной основе в виде денежных выплат. Для частичной или полной оплаты определенных социальных услуг за гражданина государство применяет субсидии.
Социальная защита государством оказывается для того, чтобы поддержать уровень жизни малоимущих семей, помочь одиноким гражданам, у которых уровень дохода меньше, чем установленный прожиточный минимум в конкретном регионе России. Бюджетные средства, выделенные для этой программы, должны быть использованы адресно, то есть конкретно каждому человеку, нуждающемуся в социальной помощи. Важным аспектом считается создание необходимых условий для доступности и качественности услуг.
Одними из направлений, на которые распространяется социальная защита, являются снижение уровня неравенства населения и повышение его доходов. В Российской Федерации разрабатывают специальные федеральные законы и нормативные акты, в которых идет речь об установлении основ правового регулирования по вопросам того, как, где и когда должна быть оказана социальная защита населения. Кроме этого, государством разрабатывается ряд федеральных программ, нацеленных на оказание гражданам помощи за счет субсидирования социальных услуг. В законе прописано, какая государственная социальная защита обязательно оказывается на территории России.
Следует отметить, что изменения, происходящие в нашей стране в настоящее время, такие, как переход к рыночным отношениям в экономике, требуют кардинальной перестройки всех основных элементов общественных отношений. Требуется значительное повышение эффективности социальной защиты населения и материальной поддержки его наиболее слабых слоев.
Список использованных источниковНормативно – правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)\\ Российская газета. - 4 июля 2020 г. N 144.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) \\ Российская газета. -N 256, 31.12.2001.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О государственной социальной помощи" \\ Российская газета. - N 142, 23.07.1999.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" \\ Российская газета. - N 295, 30.12.2013.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" \\ СЗ РФ. - 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях" \\ Российская газета. - N 296, 31.12.2013.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" \\ Российская газета. - N 297, 31.12.2006.
Специальная литература
Агафонова А.А. К вопросу о понятии принципа права социального обеспечения // В сборнике: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 4-5.
Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства в социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. - 3-е изд. - М., 2017. - С.225
Ахмадиева А.А. Всеобщность социального обеспечения как ключевой принцип права социального обеспечения РФ // В сборнике: Право: история, теория, практика сборник материалов IX международной очно-заочной научно-практической конференции. 2019. С. 131-136.
Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. 238 с.
Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
Афтахова, А. В. Право социального обеспечения. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Афтахова. Москва, 2018. 293 с.
Беляева А.И. Принципы права социального обеспечения // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 541-547.
Васильева, Ю. В. Право социального обеспечения. Пенсионное право Российской Федерации: учебное пособие / Ю. В. Васильева, И. Р. Маматказин. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2016. 308 с.
Гаценко Е.Д. Правовые основы принципов социального обеспечения // В сборнике: Актуальные вопросы и достижения современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 263-266.
Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
Гусева, Т.С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2019. - с. 28.
Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
Иванова С.В., Гречишкина С.А., Рыжикова К.С. Особенности некоторых отраслевых принципов в праве социального обеспечения и их значение // Интернаука. 2019. № 43-2 (125). С. 16-18.
Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2015. 575 с.
Медведев А.В. Значение принципов права социального обеспечения в механизме правового регулирования // В сборнике: ОТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРАВУ (VII ПАШКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ) Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кузьменко. 2017. С. 121-126.
Медведев А.В. Принципы правового регулирования социального обеспечения муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 3. С. 3-6.
Морева С.Н. Принципы обеспечения качества обслуживания предприятий социально-культурного сервиса // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ. Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. Е.Ю. Иванова ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамбовский гос. университет им. Г.Р. Державина». 2018. С. 139-144.
Пашкова Г.Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 3-7.
Парий-Сергеенко Е.П. Реализация принципов права социального обеспечения в современных условиях // В сборнике: Государство, право и общество: вопросы теории и практики Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор В.И. Скрябин. 2019. С. 133-138.
Рамазанова Н.Н. К вопросу о принципе равенства в праве социального обеспечения Российской Федерации // В сборнике: Исследования и разработки в перспективных научных областях сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 282-286.
Ситдиков А.Э. Принципы права социального обеспечения // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Материалы Всероссийской научно-практическойконференции студентов, аспирантов, учителей и ученых. 2017. С. 262-263.
Сидоров, В. Е. Право социального обеспечения Российской Федерации : учебное пособие. Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017.-c.43
Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
Урусова А.Б. Современное состояние и совершенствование социального обеспечения населения // Известия Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии / А. Б. Урусова. - 2018. - № 3 (17). - С.3-9.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.