это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3298406
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Глава 1. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод
1.1 Понятие и формы публичных мероприятий
1.2 Конституционное право на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирования
Глава 2. Правовое регулирование собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
2.1 Правовые основы проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования в РФ
2.2 Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстрации, шествий и пикетирования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время развитие нашего государства имеет перед собой задачей всестороннее исследование механизмов и процессов широкой демократизации нашего общества. Такие механизмы приводит в действие активное и непосредственное участие граждан России, которые выражают свою волю через, например, проведение публичных мероприятий, таких как:
Собрания
Митинги
Демонстрации
Шествия
Пикетирование
В международно-правовых документах это называют «свободой собраний» или же «мирными собраниями». В процессе того, как формируется правовое государство, обновляются мировоззренческие установки через преодоление отчуждение граждан от власти, в том числе обязательно создаются эффективные механизмы, которые помогают в реализации основных прав и свобод человека и гражданина.
Свобода собраний входит в число особенно ценных основных прав, поскольку непосредственно помогает свободному формированию общественного мнения и является фундаментом любой демократии. Но так же свобода собраний является не совсем «удобным» правом для власти, поскольку митингующие, в основном, критикуют власть, политику. Так же, стоит заметить, что власти довольно часто делают всё, что бы ограничить это основное право, находя в этом спасение от критики.
В России, закреплённое Конституцией РФ право граждан на мирное собрание, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, не было законодательно урегулировано до 2004 года, пока не был принят Федеральный закон №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В нынешних реалиях данная тема весьма актуальна для изучения, поскольку происходит достаточно спорная политическая ситуация в стране, когда власть всячески пытается пресечь и ограничить данные права во время сильных недовольств граждан ею.
Особенно ситуация обострилась в года пандемии COVID-19, что являлось весьма удобным предлогом для ограничения данного права в период самого тяжёлого времени для граждан. Именно в этот момент, на мой взгляд, возник пик критического недовольства властью со стороны людей, которые оказались фактически незащищены от потери работы, сохранения заработной платы и др.
Свобода собраний- это очень значимый элемент в жизни общества и является одной из форм непосредственного участия граждан в управлении как государственными так и общественными делами. Это средство прямой и обратной связи между гражданами с одной стороны, и государством с другой. Это очень важный элемент, который показывает, вскрывает важные и актуальные проблемы, которые государство должно решить или как минимум обратить своё внимание.
Объектом данной работы является конституционно-правовая природа регулирования проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Предмет исследования- нормы конституционно-правового механизма регулирования права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Задачами данной работы являются:
Изучить понятие и формы публичных мероприятий
Рассмотреть конституционное право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
Проанализировать правовые основы проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в РФ
Изучить административную ответственность и её реализацию в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
Работа состоит из: введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод
Понятие и формы публичных мероприятий
Такой элемент, как политическая и гражданская инициатива и её развитие, имеют два аспекта: положительный и негативный. Право граждан на проведение публичных мероприятий не является абсолютным, поскольку ограничивается в интересах охраны общественного порядка.
Под публичным мероприятием понимается открытая и мирная, доступная каждому акция в форме собрания, митинга, демонстрации, шествий или пикетирования, которая осуществляется исходя из инициативы граждан РФ, политических партий, общественных и религиозных объединений.
Целью такого публичного мероприятия является формирование и свободное выражение мнений, в том числе и требование по таким вопросам как: политическая, экономическая, социальная и культурная жизнь страны, а также и вопросы внешней политики.
Такие понятия, как собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование содержатся в Федеральном законе №54 от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данные понятия совпадают с определениями различных учёных-исследователей. Так, Полянская И.С. даёт следующее определение собрания:
Собрание- это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Попов Л.Л. и Шутько Д.В. предлагают такие понятия:
Собрание-это совместное присутствие граждан в заранее определённом месте и в определённое время для совместного обсуждения и решения определённых вопросов.
Митинг- это массовое присутствие граждан в конкретном месте с целью публичного выражения общественного мнения в отношении актуальных проблем, в основном общественно-политического характера.
Нудненко Л.А. говорит о том, что митингом является массовое собрание граждан, целью которого является публичное выражение отношения к решениям и действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни через массовую поддержку резолюции.
Под демонстрацией понимают организованное публичное выражение общественных настроений определённой группой граждан, во время которого группа использует во время своего передвижения плакаты, транспаранты и другие средства наглядной агитации.
По мнению Шутько Д.В., демонстрация- это форма организованного выражения как коллективного, так и индивидуального мнения по любому вопросу как государственной так и общественной жизни. А Нудненко Л.А., в свою очередь считает, что демонстрация- это публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием плакатов и др.
Под шествием понимается массовое прохождение граждан по заранее запланированному маршруту с целью привлечения внимания к определённым проблемам.
Пикетирование- это форма публичного выражения мнений, которое осуществляется без передвижения и использования каких-либо звукоусиливающих технических средств, а осуществляется путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, которые используют плакаты и др.
Нудненко Л.А. так же обращает внимание на то, что пикетирование- это наглядная демонстрация гражданином или же группой граждан своих взглядов и настроений без шествий и др. Оно может осуществляться через демонстрацию лозунгов, плакатов и др.
Ларин В.В. под публичным мероприятием понимает организованное действие с участием большого количества людей, которое совершается в интересах трудящихся для удовлетворения их политических, физических и других потребностей, которое является одной из форм реализации их прав и свобод, в том числе и формой социального общения между людьми.
По мнению Нечевина Д.К., классификацию публичных мероприятий следует проводить следующим образом и по нижеуказанным критериям:
- По значимости:
Международные
Общегосударственные
Региональные
Местные
- По месту проведения:
В зданиях
Сооружениях
Спортивных комплексах
На открытой местности
- По периодичности проведения:
Разовые
Повторяющиеся
Повседневные
- По возможности участия:
Общедоступные
С ограничением числа участников
- По составу участников:
Смешанный состав участников
Участники, имеющие особый социальный статус
- По содержанию:
Общественно-политические
Культурно-зрелищные
Спортивно-массовые
Религиозные
- По масштабу:
Международные
Общефедеральные
Региональные
Муниципальные
Классификация публичных мероприятий обладает достаточно важным значением с практической точки зрения в том числе и для органов внутренних дел. По мнению Нечевина Д.К, такие классификации по каким-либо сходным признакам даёт обобщённую картину и представление о достаточно широком спектре, что приводит в свою очередь к многообразию правовых норм, которые регламентируют и регулируют организацию и проведение публичных мероприятий.
Граждане, принимая участие в таких публичных мероприятиях обладают возможностью проявить как личную так и групповую инициативу, в том числе и выразить отношение к какому-либо политическому, социальному и др. событию, потребовать от компетентных органов решения каких-либо вопросов.
Конституционное право на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирования
Конституция РФ, а именно в ст. 31, провозглашает право граждан РФ на мирное собрание, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Это положение раскрывается в Федеральном законе №54 от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон) . Он устанавливает и закрепляет понятия собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, так же содержит понятие публичного мероприятия. Под ним Закон понимает открытую, мирную и доступную каждому гражданину, проводимую в форме: собрания, митинга, демонстрации, шествия или же пикетирования или же в их различных сочетаниях акцию, которая осуществляется по инициативе как граждан РФ так и политических партий, других общественных объединений и др.
Таким образом, Закон, закрепляя понятия форм публичных мероприятий и устанавливая алгоритм их реализации через понятие публичного мероприятия даёт возможность говорить об этом праве в контексте ст. 31 Конституции РФ.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона, целью всех вышеуказанных форм публичных мероприятий является свободное выражение мнения и его формирование, в том числе и выдвижение требований по определённым вопросам различных сторон жизни (политической, экономической и др.) и в том числе по вопросам внешней политики.
Соответственно, через проведение таких открытых мирных и доступных всем акций, граждане обладают возможностью принимать участие в управлении делами государства и общества.
Конечно, такое участие будет опосредованным, ведь оно только даёт возможность выявить какие-либо проблемы и обсудить их, также помогает побудить органы государственной власти или же местного самоуправления к принятию конкретных решений.
Но даже такое опосредованное осуществление народом власти- очень важный элемент демократии, который создаёт реальные условия для укрепления связей между человеком и обществом, государством и гражданином.
Всё это даёт нам возможность относить право на проведение публичных мероприятий к политическим правам и свободам, чьей основной функцией будет являться обеспечение возможности участия людей в общественно-политической жизни государства.
Помимо вышесказанного, данное право имеет ряд других признаков политических прав и свобод:
В соответствии с Конституцией РФ, право на проведение публичных мероприятий зависит от наличия гражданства, как и все политические права и свободы.
Право на проведение публичных мероприятий реализовывается как индивидуально так и коллективно, путём объединения с другими гражданами. Соответственно, почти все публичные мероприятия обладают коллективным характером, кроме пикетирования, ведь для него достаточно участие одного человека.
Право на проведение публичных мероприятий обладают относительным характером, что означает, что оно может быть ограничено Федеральным законом на конкретный срок в условиях чрезвычайного положения или же в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ с целью защиты конституционного стоя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а так же с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Организовывать публичные мероприятия могут как один так и несколько граждан РФ, так же организацией могут заниматься политические партии, общественные объединения и др.
Участниками же публичного мероприятия являются граждане, члены политических партий, участники прочих общественных объединений, включая и религиозные.
Так как иностранцы и лица без гражданства могут быть членами общественных объединений и религиозных организаций, то такие категории лиц так же в праве принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в которых участвуют общественные объединения, в которых они состоят.
Нудненко П.А. говорит о том, что какое-либо другое решение такого вопроса являлось бы крайне не демократичным, поскольку лишало бы возможность отстаивать свои права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, на территории РФ через участие в публичных мероприятиях.
Поскольку право на проведение публичных мероприятий занимает особое место в системе политических прав и свобод, то это позволяет выявить анализ его взаимосвязей с другими правами и свободами человека и гражданина.
Например, право на проведение публичных мероприятий состоит в тесной взаимосвязи с правом на участие управлении делами государства, которое закрепляет ст. 32 Конституции РФ и правом на осуществление местного самоуправления, которое закрепляется в главе 8 Конституции РФ.
Такое право обеспечивает включение граждан в сферу политики. Реализация такого права происходит через такие права как:
Пассивное право
Активное право
Право на участие в референдуме
Право на равный доступ к государственной службе
Право на участие в отправлении правосудия
При этом, являясь наивысшей формой непосредственной демократии, выборы и референдумы позволяют наиболее эффективно воздействовать на проводимую органами государственной власти политику. Однако достаточно значимую роль в этом процессе могут играть и другие формы участия граждан в управлении делами государства. По мнению некоторых ученых, одной из таких форм является право на проведение публичных мероприятий. И действительно, одной из целей реализации данного права является оказание воздействия на деятельность органов государственной власти через выражение общественного мнения о том, кем и как осуществляется руководство государственными делами, о направлениях политики государства и его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей различных членов общества.
В то же время граждане Российской Федерации имеют право участвовать не только в управлении делами государства, но и в осуществлении местного самоуправления. Так, право на проведение публичных мероприятий можно рассматривать в качестве формы участия граждан в управлении своими территориями, способа формирования и осуществления воли населения в рамках муниципальных образований.
Вместе с тем реализация указанных правомочий затрагивает юридические категории, выражающиеся в одинаковых терминах, но имеющих различные цели, назначение и правовой характер. Так, необходимо отграничивать собрания как форму публичных мероприятий от собраний и сходов граждан как формы непосредственной демократии в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Собрание, правовой основой которого выступает ст. 130 Конституции Российской Федерации, может проводиться на части территории муниципального образования для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления. Инициаторами проведения такого собрания выступают население, представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, а также оно проводится в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Каждое публичное мероприятия есть форма выражения мнения народа и имеет своей целью дать право высказаться как можно большему количеству людей по определённому вопросу общественной жизни и сделать такую позицию достоянием общественности.
Более того, сформированная и высказанная посредством проведения публичного мероприятия позиция по какому-либо вопросу не является лишь суммой индивидуальных мнений участников данного мероприятия. Такая позиция представляет собой некое коллективное мнение, вес и значение которого значительно выше, чем вес отдельных мнений различных людей.
Право на мирные собрания граждан является очень важным, гарантирует участие граждан в управлении делами государства. Россия является демократическим государством и, соответственно, нарушение таких конституционных прав будет весьма чревато своими последствиями. Так, например, можно рассмотреть ситуацию в Беларуси в августе 2020 года, когда власти силой разгоняли мирные демонстрации. Последствиями стало введение большого числа санкций со стороны Евросоюза, поскольку были демонстрации и шествия за честные выборы, вышло огромное количество народа- мнение большинства, но в итоге власти стали запрещать данные публичные мероприятия, разгонять их силовыми методами и предпринимать ещё много шагов, в демократичности которых можно усомниться.
Глава 2. Правовое регулирование собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
2.1 Правовые основы проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования в РФ
Как говорилось выше, ст. 31 Конституции РФ содержит право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Для обеспечения данного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Организатор и предполагаемые участники беспрепятственно могут осуществлять какие-либо действия по организации проведения публичных мероприятий с момента уведомления властей.
Так же, организатор публичного мероприятия обязан взаимодействовать с уполномоченными органами. В случае, когда уполномоченный орган был проинформирован надлежащим образом, приходит к выводу о том, что цели и формы проведения публичного мероприятия не соответствуют Конституции РФ или же нарушают какие-либо запреты, которые закрепляет законодательство РФ, то он незамедлительно обязан официально оповестить организатора публичного мероприятия о том, что он может быть привлечён к юридической ответственности.
Ответственность за фактическое обеспечение общественного порядка и безопасности во время публичного мероприятия будут нести как определённые уполномоченные органы, так и организаторы публичного мероприятия и уполномоченные представители органов внутренних дел.
Однако в Законе нет положений, позволяющих связать обязанности названных лиц и их ответственность с фактом согласования/несогласования публичного мероприятия, как и учитывать данный факт в составах соответствующих правонарушений.
Не связаны текстуально с согласованием как с необходимой предпосылкой и правоохранительные обязанности уполномоченного органа, установленные положениями пунктов 1, 3 - 7 ч. 1 ст. 12 Закона, зато есть все основания считать, что возникают они (эти обязанности) с момента получения уведомления организатора о проведении публичного мероприятия.
Между тем, несмотря на вышеприведенные доводы, в Конституционный Суд РФ поступила коллективная жалоба граждан на нарушение их конституционных прав ч. 5 ст. 5 Закона. Буквально оспариваемое законоположение устанавливает, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Из приложенных к жалобе материалов следует, что правоприменительная практика, включая практику судебную, воспринимает выраженные таким образом намерения законодателя как введение разрешительного по своей сути порядка правопользования со всеми вытекающими из этого последствиями. Вопросы о том, что побуждает представителей публичной власти к такой интерпретации и насколько она состоятельна, для науки права далеко не праздные.
Установленный в законодательстве порядок пользования конституционным правом или свободой, в том числе порядок уведомительный, может сочетаться с различными нормативно-правовыми моделями и правовыми режимами обеспечения этого права или свободы при условии, что это порядок конституционный. Если же возникают сомнения в конституционности выбранных законодателем положений, необходимо, во-первых, определиться с актуальной сущностно-содержательной характеристикой опосредуемого права, а во-вторых, установить, какую и в какой мере норму соответствующего закона, а также какую конституционную форму опосредования этого права оцениваемая формулировка представляет.
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
Содержательная конкретизация права на свободу публичных мероприятий осуществлена в Законе развернутым образом применительно к статусам организатора и участника мероприятий. Организаторы являются особенными, ключевыми (или даже единственными) субъектами конституционного правопользования, и потому именно в отношении их - с учетом принципов добровольности участия и законности проведения публичных мероприятий - законодателю необходимо было определить, какие действия организаторы вправе совершать для того, чтобы все заинтересованные лица могли собраться и провести запланированную акцию, не нарушая при этом требований конституционного правопорядка. В ряду таких конкретизаций законодатель, в частности, установил, кто может и кто не может быть организатором публичного мероприятия (ч. 1, 2 ст. 5); закрепил (п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 1 ст. 8) право организатора проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в любых пригодных для целей соответствующего мероприятия местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (далее - орган публичной власти); а также указал, каким условиям должны отвечать места проведения любых публичных мероприятий, включая возможность специальной конкретизации таких условий федеральными законами (ч. 1 ст. 8), и в каких местах такие акции запрещаются (ч. 2 ст. 8). Установлено и то, в какое время в течение суток может проводиться (начинаться и заканчиваться) всякое публичное мероприятие (ст. 9 Закона).
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий.
На основании указов Президента Российской Федерации на территории, где введено военное положение, применяются следующие меры: запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий.
На территории Российской Федерации запрещается ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.
Запрещается привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера.
При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством РФ требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ.
Таким образом, непосредственно в Законе определена (хотя и частично бланкетным и неисчерпывающим образом) возможность для всех лиц, отвечающих статусным характеристикам организатора, проводить (включая и стадию организации) перечисленные публичные мероприятия в любых прямо не запрещенных и отвечающих установленным требованиям местах, в определенном временном интервале. Такая содержательная конкретизация сама по себе выступает и как установленное - именно федеральным законом (в соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) - ограничение права на свободу проведения публичных мероприятий применительно к обстоятельствам места и времени, однако оценка его конституционности по настоящему делу не предполагается.
2.2 Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстрации, шествий и пикетирования
Конституция РФ закрепляет за гражданами право на мирные собрания, без оружия, проводить митинги, шествия, демонстрации и пикетирование. Что бы публичное мероприятие было легитимным, должна быть проведена организация определённым и надлежащим образом.
Исходя из практики охраны общественного порядка, во время публичных мероприятий административная ответственность является достаточно эффективным средством предупреждения, а так же пресечения разных правонарушений, как следствие, предписания КоАП являются в этом случае так же крайне востребованными.
Например, ст. 5.38 КоАП РФ предполагает административную ответственность за препятствие организации или же проведения публичного мероприятия, которые проводятся в соответствии с российским законодательством.
А ст. 20.2 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования.
Если организатор публичного мероприятия нарушил установленный порядок организации или же проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования.
Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определяет места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. К таким местам относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Административная ответственность является одним из основных средств обеспечения правопорядка при поведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Однако на пути реализации мер административной ответственности в соответствующей сфере имеется достаточно много правовых и организационных проблем.
К субъектам, которые реализуют меры административной ответственности в сфере организации и проведения публичных мероприятий, относятся судьи (ст. 23.1 КоАП РФ). Должностные лица органов внутренних дел по данной категории дел уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ).
Административная ответственность в сфере организации и проведения публичных мероприятий может наступать и без причинения имущественного ущерба. Административная ответственность в рассматриваемой сфере базируется на принципах законности, отсутствия ответственности без вины, целесообразности ответственности, неотвратимости ответственности, индивидуализации мер административной ответственности.
Основание освобождения от административной ответственности в сфере организации и проведения публичных мероприятий следует отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия или бездействия, а также нахождение лица, которое во время совершения правонарушения находится в состоянии невменяемости.
Меры административной ответственности, применяемые в сфере организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, устанавливаются только федеральным законодательством.
Заключение
Под публичным мероприятием понимается открытая и мирная, доступная каждому и проводимая в следующих формах: собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования акция, которая осуществляется по инициативе граждан РФ, политических партий и других общественных объединений.
Цель публичного мероприятия- свободное выражение и формирование мнений, в том числе и выдвижение требований по каким-либо вопросам (политической, экономической, социальной жизни).
Формами публичных мероприятий являются:
Собрание
Митинг
Демонстрация
Шествие
Пикетирование
Свобода собраний является очень значимым элементом жизни общества в современной России, поскольку является одной из форм участия граждан в управлении как государственными так и общественными делами. Это прямая и обратная связь между гражданами и государством.
В настоящее время механизм конституционно-правового регулирования свободы собраний недостаточно хорошо разработан, что как следствие сказывается на законодательном оформлении и фактической реализации этих прав субъектом.
Само обеспечения свободных и мирных собраний необходимо рассматривать в качестве одной из важнейших гарантий участия граждан в управлении делами демократического государства.
Если государство ограничивает данные свободы по каким-либо причинам, помимо разумных и понятных гражданам, то это уже является нарушение базовых и основных принципов конституционного строя демократического государства и угроза его стабильности.
Право на мирное собрание относится к категории политических прав и свобод гражданина, гарантируемое Конституцией РФ, поэтому так важно не ограничивать его.
Высказывание гражданами своей позиции путём мирных собраний очень важно, это шанс для государства увидеть насущные проблемы, обратить своё внимание на какие-либо пробелы и др. К сожалению, в наше время в России становится достаточно частым нарушение этих свобод под различными предлогами, поскольку в виду объективных обстоятельств очень много недовольств со стороны населения по отношению к растущей и уже почти нескрываемой коррупции, некачественному предоставлению услуг и др. Особенно доверие к государству и его демократии пошатнулось после выборов Президента в 2018 году и после голосования за поправки к Конституции РФ.
Список использованной литературы
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"// СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) //СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"//СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"//СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.06.2021) //СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) //СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция) //СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. // «Юстицинформ», 2014.
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов - 6-е изд., изм. и доп.// М. : Норма, 2013.
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 2013.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2009
Костенников М.В., Куракин А.В. Административная юрисдикция. - М., 2012
Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. - М.: Норма, 2010
Ларин В.В. Понятие административно-правовой охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. - М., 2009.
Нечевин Д.К. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий // Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах. - М., 2011
Нудненко Л.А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 6.
Нуденко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. М., Юрайт. 2011.
Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. - 2010. - N 12.
Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 2010.
Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.
Червонюк В.И. Конституционное право России. - М., 2013.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!