это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3299735
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc74927142 \h 31 Понятие и сущность девиантного и делинквентного поведения подростков PAGEREF _Toc74927143 \h 51.1 Психологические особенности подросткового возраста PAGEREF _Toc74927144 \h 51.2 Понятие и особенности девиантного поведения подростков PAGEREF _Toc74927145 \h 91.3 Делинквентное поведение подростков PAGEREF _Toc74927146 \h 122 Основные психологические причины девиантного и делинквентного поведения подростков PAGEREF _Toc74927147 \h 162.1 Причины возникновения девиантного поведения подростков PAGEREF _Toc74927148 \h 162.2 Причины и факторы делинквентного поведения подростков PAGEREF _Toc74927149 \h 192.3 Профилактика девиантного и делинквентного поведения подростков PAGEREF _Toc74927150 \h 23Заключение PAGEREF _Toc74927151 \h 26Список использованных источников PAGEREF _Toc74927152 \h 28
ВведениеАктуальность темы исследования. Подростковый возраст - самый трудный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в этот период происходит своего рода переход от детства к зрелости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все аспекты развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также как различные виды его деятельности.
Подростков, поведение которых отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными. Под трудностью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть вызвано множеством причин, связанных с усвоением определенных социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Делинквентное и девиантное поведение наиболее характерно для подростков, у которых в силу возрастных особенностей переход от детства к взрослой жизни, сопровождающийся изменением смысловых ценностей и ориентаций, подверженностью влиянию окружающей среды, с большим трудом приспосабливается к новым социально-экономическим условиям.
Проблема девиантного и делинквентного поведения является центральной в воспитании подрастающего поколения, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Эту проблему затрагивали многие отечественные и зарубежные ученые
В работах которых даны понятия девиантного и делинквентного поведения, подробно описаны его формы и виды, движущие силы и причины формирования.
Цель данной работы – рассмотреть психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психологические особенности подросткового возраста;
- раскрыть понятие и особенности девиантного поведения подростков;
- рассмотреть делинквентное поведение подростков;
- охарактеризовать причины возникновения девиантного поведения подростков;
- выявить причины и факторы делинквентного поведения подростков;
- рассмотреть профилактику девиантного и делинквентного поведения подростков.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в более глубоком изучении «механизма» девиантного и делинквентного поведения подростков. Выводы и рекомендации, изложенные в данной работе, могут быть использованы: в научных исследованиях с дальнейшим развитием теории социальных отклонений; психологами в разработке соответствующих программ, направленных на искоренение отклонений в поведении подростков.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Понятие и сущность девиантного и делинквентного поведения подростков1.1 Психологические особенности подросткового возрастаПодростковый возраст - это период перестройки социальной активности, сопровождаемый очень мощными изменениями во всех сферах жизни ребенка. Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) можно назвать переходным периодом от детства к взрослой жизни [4, c. 12].
Проблемой подросткового возраста занимается Л.И. Божович, В.В. Давыдова Т.И. Драгунова И.В. Дубровина А.В. Захарова, А.К. Маркова Д.И. Фельдштейн Д.Б. Элконин и др.
Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка: половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Появляется интенсивное физическое и физиологическое развитие, появляются вторичные половые признаки, резко возрастает интерес к своей внешности, появляется новый образ «физического я», повышенная раздражительность, невротизм, не удовлетворяющие себя. Особенности развития познавательных способностей подростка часто вызывают затруднения в учебе: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успех обучения во многом зависит от мотивации обучения, от личного значения, которое имеет обучение для подростка. Основным условием любой подготовки является желание получить знания и измерить себя и ученика. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не нуждается в обучении и даже активно выступает против обучения.
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Все основные параметры внимания качественно улучшаются: объем, стабильность, интенсивность, возможность распределения и переключения; это оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Объем памяти, селективность и точность мнемонической активности увеличивается. Процессы мышления постепенно реорганизуются - работа с конкретными идеями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление основано на умении оперировать понятиями, сравнивать их, переходить в процессе размышлений от одного суждения к другому.
Социальная ситуация развития - родители, окружающие, общество не готово считать подростка взрослым. Для подростков характерна позиция «я взрослый», гипертрофированная потребность в независимости. Он ожидает от себя взрослого отношения как равного человека, уважительного отношения к своим мыслям, чувствам, потребностям, интересам, выборам [8, c. 124].
Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Подросток продолжает быть школьником; образовательная деятельность остается актуальной, но психологически отходит на второй план. Основным противоречием подросткового возраста является настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми в отсутствие реальной возможности утвердиться среди них.
Д. Б. Эльконин считал, что общение со сверстниками становится ведущей деятельностью детей этого возраста. Именно в начале подросткового возраста деятельность по общению, сознательное экспериментирование со своими отношениями с другими людьми (поиск друзей, выяснение отношений, конфликты и примирение, смена компаний) были отнесены к относительно независимой области жизни. Основная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников.
Особенности общения со взрослыми. Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых.
Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями являются типичным явлением для подросткового возраста, однако сила, частота и резкость проявлений в значительной степени зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от способности осуществлять уважительное, но не разрешающая тактика в отношении поведения подростков [13, c. 29].
Возрастные психологические новообразования:
1. Формирование позиции «Я взрослый». Появление чувства зрелости (основное психологическое новообразование). Под возрастными новообразованиями следует понимать те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на этом возрастном уровне и в основном определяют сознание ребенка (человека), его отношение к социальной среде, ход его развития.
2. Критичность по отношению к взрослым. Начинается процесс разделения личных (отношения со сверстниками) и деловых отношений (отношения с родителями и другими взрослыми).
3. Появление гипертрофированной потребности в независимости, в освобождении от попечения взрослых, от их контроля. Появление необходимости свободы и независимости от родителей при сохранении необходимости их эмоциональной и другой поддержки.
4. Появление потребности в дружбе, любви, в получении эмоциональной поддержки, острое желание быть принятым группой сверстников.
6. Появление подростковых групп, подчиненных «кодексу партнерства». Сверстники - это референтная группа (группа людей, привлекательных для человека и являющихся источником его индивидуальных взглядов, суждений, действий, норм и правил поведения). Задача общения со сверстниками - усвоение норм партнерства и дружбы.
7. Необходима самоутверждение в отношениях со взрослыми и со сверстниками. Формы самоутверждения в этом возрасте являются как позитивными (самообразование, забота о других, участие в решении сложных семейных вопросов, спорт, овладение знаниями и т. д.), так и негативными (различные формы девиантного поведения).
8. Формирование убеждений, идеал как нравственный стандарт.
9. Появление необходимости самопознания и самообразования.
10. Крайняя несогласованность личности подростков (я уникальная личность, но в то же время есть желание быть похожими на других подростков).
11. Усиление конфликта, эмоциональная раздражительность, частые перепады настроения, раздражительность [12, c. 61].
Кризис 13 лет. Это кризис общественного развития, напоминающий кризис трех лет («я сам»), только теперь это «я сам» в социальном смысле.
Характеризуется снижением работоспособности, снижением работоспособности, дисгармонией во внутренней структуре личности.
Производительность и способность к обучению снижаются даже в тех областях, где ребенок одарен. Вторым симптомом кризиса является негативизм. Иногда эту фазу называют второй фазой негативизма по аналогии с трехлетним кризисом. Ребенок, похоже, отталкивается от окружающей среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. В то же время испытывают внутреннюю тревогу, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в возрасте 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса не обязательно является негативным [10, c. 53].
1.2 Понятие и особенности девиантного поведения подростковДевиантное, или отклоняющееся поведение всегда связано с несоответствием общечеловеческих действий и действий, общих в обществе или социальных группах, нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, отношениям, ценностям.
Девиантное поведение считается промежуточным звеном, расположенным между нормой и патологией.
Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - это мера допустимого поведения человека, социальной группы или организации, которая исторически сложилась в конкретном обществе. Социальные нормы возникают в результате отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных законов функционирования общества и воплощаются в этике, морали и правовых нормах.
После анализа литературы выяснилось, что в настоящее время термин «девиантное поведение» используется как синоним термина «отклоняющееся поведение».
Тетерский С.В. отмечает, что рассмотрение концепции девиантного поведения более правильно говорить об «отклоняющемся от нормы поведении».
Менделевия В.Д. обозначает девиантное поведение человека как систему действий, которые противоречат принятым в обществе нормам и проявляются как дисбаланс в психических процессах, неадаптируемость, нарушение процесса самореализации или отклонения от морали эстетический контроль над собственным поведением.
Тетерский С.В. определяет девиантное поведение как поведение, при котором сохраняются отклонения от социальных норм:
- корыстная ориентация (правонарушения, связанные с желанием получить материальную, денежную, имущественную выгоду)
- агрессивная направленность (действия против личности: оскорбление, хулиганство, избиения)
- социально-пассивная ориентация (стремление избегать активной социальной жизни, уклонение от своих обязанностей и обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсичные наркотики, самоубийство) [2].
Специфические признаки девиантного поведения индивида позволяют отличить его от других явлений, дифференцировать его типы, определить характеристики конкретного человека.
1. Девиантное поведение индивида - эᴛᴏ поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам, которые наиболее важны для данного общества в данный момент времени. Следует помнить, что социальные нормы меняются.
2. Девиантное поведение и личность, демонстрируя это, вызывают негативную оценку у других людей. Негативная оценка может принимать форму публичного осуждения или социальных санкций и выполнять функцию предотвращения нежелательного поведения. Но это может привести к стигматизации личности, маркировке, которая формирует девиантную идентичность.
3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самому себе или окружающим его людям, значительно снижая качество жизни и даже может представлять угрозу для жизни (суицидальное поведение). Это разрушительно. Психологический маркер повреждения - это страдание, которое испытывает сам человек или другие. Но эта характеристика не соответствует формам девиантного поведения, которые имеют позитивное значение для развития личности и общества (творчество, радикализм) или являются индивидуальностью, формой проявления (аутизм).
4. Стойкость девиантного поведения (кратность, длительность). Например, разовое употребление алкоголя и систематическое насилие. Исключением является разовая попытка самоубийства, поскольку она представляет опасность для жизни человека.
5. Соответствие девиантного поведения общей ориентации личности. Отклонение не является результатом кризисной ситуации, травмы или экстремальной ситуации.
6. Учет девиантного поведения в рамках медицинской нормы. Но при определенных условиях девиантное поведение может стать патологическим.
7. Девиантное поведение сопровождается проявлениями социальной дезадаптации. Само состояние неправильной настройки может быть независимой причиной отклонения.
8. Выраженная индивидуальная и возрастная идентичность девиантного поведения. Поведенческие мотивы, формы проявления отклонения, динамика, частота, степень проявления, отношение личности к ее отклонению - все это индивидуальные различия. Одни и те же типы девиантного поведения по-разному проявляются у разных людей в разных возрастах [15, c. 174].
Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если общество не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, то у него развиваются нервные и психические расстройства, расстройства физического развития, комплекс жертв.
Яркими примерами девиантного поведения, направленного на причинение себе вреда, являются:
- Скарификация или нанесение пирсинга, татуировки.
- Травма.
- Уничтожение своего творчества.
- Сбой питания.
Одной из особенностей подросткового возраста является завершение формирования характера с обострением определенных признаков и их последующим сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, которые являются крайними вариантами нормального характера. В нормальных условиях наличие того или иного акцентуации не всегда заметно для других, но проявляется в поведенческих отклонениях и не мешает благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стресса, стрессовых ситуаций, жизненных трудностей, которые довольно богаты в подростковом возрасте, люди с акцентуациями характера могут стать девиантными [7].
1.3 Делинквентное поведение подростковДелинквентное поведение подростков - это система действий, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме игнорирования моральных и этических норм (асоциальность), а также в уголовных деяниях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом (преступность). Основными видами правонарушений являются проституция, воровство, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в торговле наркотиками.
Делинквент (от лат. delinquens - преступник) - субъект, девиантное поведение которого в его крайних проявлениях является уголовным преступлением. Подростковый возраст в целом и ранний подростковый возраст в частности представляют собой группу риска по формированию девиантного поведения, включая его крайне деструктивную форму - делинквентное (противоправное и криминальное) поведение.
Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х годах А. Коэном, определивший делинквентное поведение как антисоциальное противоправное поведение индивида, воплощенное в его действиях (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
В современной зарубежной литературе термин «делинквентность» часто используется в сочетании с понятием «подросток» и означает действия, совершаемые молодыми людьми с нарушением каких-либо законов. В отечественной научной литературе делинквентное поведение рассматривается также в контексте социальной активности, связанной с нарушением норм, влекущих за собой уголовное наказание. Поэтому основным критерием делинквентности является уголовное преступление.
С.Н. Бегидова, М.Е. Паатова, Н.А. Хакунов делинквентное поведение (социальная дезадаптация агрессивно-эгоистичного типа) понимается как поведение, противоречащее нормам права, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Делинквентное поведение - следствие патогенетически негативного формирования личности под влиянием антиобщественного ближайшего окружения.
Е.В. Змановская в своем исследовании представляет делинквентное поведение как действия определенного человека, не соответствующие нормам, установленным в определенном обществе и в определенное время, угрожающие благополучию других людей и преследуемые уголовным преступлением в своих крайних проявлениях.
Таким образом, как следует из приведенных выше определений, в научном сообществе преобладает точка зрения, согласно которой делинквентное поведение является разновидностью девиантного поведения [11].
Кроме того, изучение психологической и социологической литературы по данной теме показало, что понятие «делинквентность» проявляется в виде незначительных нарушений морально-этических норм, не доходящих до уровня преступности и не влекущих за собой уголовного наказания, кроме в случаях крайнего проявления.
Делинквентное поведение как одна из разновидностей девиантного поведения подростков - наиболее серьезная форма девиации, проявляющаяся во влиянии на нервную систему подростка комплекса негативных социально-психологических, психофизиологических причин. К ним относятся: недостатки в семейном воспитании, акцентуации характера, подростковый нигилизм, психологические травмы и др., В результате которых совершаются правонарушения разной степени тяжести.
В материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, поведение которого причиняет вред другому человеку или группе.
Личность подростков с противоправным (делинквентным) поведением стала особым предметом изучения российской науки второй половины ХХ века. В отечественной психологии достаточно распространен подход, на основании которого исследователи делят потребности на отрицательные (аморальные, примитивные, низменные, антиобщественные) и положительные и, исходя из этого, классифицируют подростков - правонарушителей по степени деформации потребностей и личностная ориентация. Также существует мнение, что лишение подростков основных потребностей блокирует процесс культурного присвоения, который проявляется в дезадаптации, а затем приводит к правонарушению [14, c. 7].
Особенности делинквентного поведения подростков. Отсутствие потребности в новых знаниях, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужается, знакомства ограничиваются местом проживания - двор, квартал, район. Свободное время уходит на "вечеринки", "посиделки" компании. Подростки-правонарушители не ходят в спортивные клубы, хотя часто имеют хорошее здоровье и физическое развитие. Их не интересуют занятия в кружках, творческих студиях. Отношения с одноклассниками не складываются.
Правонарушители отрицательно относятся к учебе. Неуспеваемость увеличивается с начальной школы и усугубляется дисфункциональными отношениями с учителями и сверстниками. Часто наблюдаются прогулы и отказ от посещения школы. Досуг пуст, примитивен. Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной обработки и вызывающую бурные эмоции - комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фотографии, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном. Растущая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.
Специфическими проявлениями правонарушения являются административные правонарушения - несоблюдение правил дорожного движения, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах. Преступное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее частым повреждением имущества является поджог, вандализм. Кражи, угоны автомобилей, мошенничество, незаконный оборот наркотиков, убийства и насилие встречаются реже. Преступление влечет за собой наказание - общественные работы, штрафы, арест, лишение свободы.
Исследователи выделяют следующие варианты делинквентного поведения:
- нежелание посещать учебные заведения, отказ от работы, регулярное невыполнение заданий, прогулы;
- систематическое присутствие в антиобщественных и неформальных группах;
- антисоциальное агрессивное поведение: драки, агрессия, повреждение и разрушение собственности;
- антисоциальные эгоистичные действия. К ним относятся: мелкое воровство, вымогательство;
- уход из дома, бродяжничество;
- игры в азартные игры [1, c. 16].
2 Основные психологические причины девиантного и делинквентного поведения подростков2.1 Причины возникновения девиантного поведения подростковСуществуют общие причины отклоняющегося поведения для всех групп «риска»:
Социальное неравенство. Это отражается на низком, порой жалком уровне жизни большинства населения, особенно молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т. д.
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-этическом уровне общества, отсутствии духовности, психологии материализма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля трудом и телом - обычное явление. Деградация и упадок нравов выражаются в массовом алкоголизме, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушений.
Среда, которая нейтрально связана с девиантным поведением. Молодые девианты по большей части происходят из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы усвоения знаний и связанные с этим трудности в обучении, неспособность строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, приводят к кризису духа, потере смысла существования [6, c. 183].
При изучении причин девиантного поведения существует три типа теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические или культурные теории. Остановимся на каждой из них.
Основная посылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют различные отклонения от норм, которые она совершает. Среди последователей теории физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов есть одна основная идея: люди с определенным физическим телосложением склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а человек с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть муху.
В основе психоаналитических теорий девиантного поведения лежит изучение конфликтов, возникающих в сознании индивида. Согласно теории З. Фрейда, под слоем активного сознания у каждого человека находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все естественное, примитивное. Человек способен защитить себя от собственного естественного «беззаконного» состояния, сформировав свое собственное Я, а также так называемое супер-Я, определяемое исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между Супер-Я и бессознательным разрушают защиту и вспыхивает наше внутреннее, свободное от культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальной средой индивида.
В соответствии с социологическими или культурными теориями люди становятся девиантами, поскольку процессы социализации, которые они проходят в группе, неэффективны по отношению к некоторым четко определенным нормам, и эти неудачи влияют на внутреннюю структуру личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала приспосабливается к окружающим его культурным нормам, а затем воспринимает их таким образом, что одобренные нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры становятся часть его сознания. Он воспринимает культурные нормы таким образом, что большую часть времени автоматически ведет себя ожидаемым образом. Ошибки человека редки, и все вокруг знают, что это не его обычное поведение. Наличие в повседневной практике большого количества противоречивых норм, неуверенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к феномену, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).
Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние, в котором у человека нет твердого чувства принадлежности, нет надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии Дюркгейма. Он считает, что причиной отклонения является разрыв между культурными целями общества и социально одобренными (правовыми или институциональными) средствами их достижения. Например, хотя общество поддерживает усилия своих членов в стремлении улучшить благосостояние и высокий социальный статус, правовые средства членов общества для достижения такого состояния очень ограничены: когда человек не может достичь процветания с помощью таланта и способностями (законными средствами) он может прибегнуть к обману, подделке документов или воровству, не одобряемых обществом.
Причины девиантного поведения неоднозначны. Исследователи сосредотачиваются на личных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозах, психозах и т. д.); социологи - об отклонениях социальных групп от культурных норм. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и непоследовательностью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон - с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения [2].
Итак, в комплекс многочисленных причин, вызывающих девиантное поведение подростков, можно отнести:
1) семейные проблемы и вытекающие из них недостатки в воспитании детей (злоупотребление алкоголем со стороны родителей; педагогическая несостоятельность родителей; увеличение количества разводов);
2) приобщение подростков к употреблению наркотиков и спиртных напитков в раннем возрасте;
3) отсутствие родительского контроля над детьми;
4) школьные просчеты;
5) недостаточное общение между семьей, школой и обществом;
6) несоблюдение единых требований в образовании;
7) негативное влияние микросреды;
8) запущенная сфера досуга;
9) психофизиологические особенности обучающихся не учитываются в педагогическом процессе;
10) тяжелая социально-экономическая ситуация в стране [6, c. 184].
2.2 Причины и факторы делинквентного поведения подростковСреди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, можно выделить:
Микросоциальные условия. Асоциальная и антисоциальная среда подростков формирует соответствующее поведение. Факторами правонарушений являются алкоголизм, наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, пренебрежение, проявление насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть / смена родителя, изнасилование).Макросоциальные условия. Рост преступности происходит в неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости правительства, несовершенном законодательстве и социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют правонарушения как способ достижения цели (получение материальных благ, социального статуса).
Конституционные предпосылки. Социопатия формируется на почве высокой базальной агрессии, пониженной реактивности нервной системы. Эти особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью - умением принимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неуправляемость движений провоцирует эпизоды краж, нападений.
Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется разнообразием, противоречивостью, неуверенностью, нестабильностью мотивов. Правонарушения часто основаны на желании казаться смелым, хвастаться, заслужить уважение сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Правонарушения часто носят ситуативный характер, нет четкого понимания границ социальной приемлемости [14, c. 9].
Многие ученые, анализируя проблему формирования делинквентного поведения, акцентируют внимание на «причинах».
Так, А. Белкин к числу причин делинквентного поведения причисляет:
- различия в ценностных ориентациях членов семьи;
- неравенство в материальном вкладе членов семьи, злоупотребление алкогольными напитками со стороны родителей;
- асоциальное поведение родителей (аморальные поступки, грубость);
- недостаточное внимание членов семьи к нуждам друг друга;
- конфликтный характер отношений между родителями и детьми; напряженность между родителями переносится на детей.
По словам А. Тузова, причины делинквентного поведения как социального явления носят социальный характер. Анализируя причины преступности несовершеннолетних, автор рекомендует обращать особое внимание на среду, в которой находится подросток, и прежде всего на условия его воспитания в школе и семье. Сходной точки зрения придерживается и Л. Каневский, который связывает возникновение делинквентного поведения несовершеннолетних с неблагоприятными условиями жизни и воспитания, ослаблением общественного контроля, несвоевременной реакцией окружающих на криминальную ситуацию и т. д. Автор указывает следующие основные причины возникновения:
- социальная безнадзорность несовершеннолетних, приводящая к преступности несовершеннолетних: примеры противоправного и иного аморального поведения в семье;
- негативное влияние ближайшего окружения;
- участие в незаконной деятельности взрослых преступников и подстрекательство со стороны сверстников.
Е. Змановская отмечает, что причины появления делинквентного поведения различаются на разных этапах онтогенеза. Эта точка зрения прослеживается в работах В. Белова, который акцентирует внимание на специфических характерологических характеристиках несовершеннолетних правонарушителей, таких как: повышенная тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и т. д. Изменение характера несовершеннолетних связано с наличие социально-психологических особенностей:
- импульсивная реакция на неприятные ситуации;
- малая продолжительность реакций с критическим выходом;
- низкий уровень стимуляции поведения;
- недифференцированная направленность ответа;
- высокий уровень готовности к девиантным действиям;
- наличие более выраженной идентификации с родителями, менее выраженной - с учителями;
- сосредоточены на недифференцированной группе, а не на конкретных людях, при этом влияние группы связано с чувством собственной анонимности, то есть, действуя «как все», несовершеннолетние теряют чувство ответственности за свои действия.
По словам Ф.Э.Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противодействуют, а способствуют совершению ими правонарушений, являются:
- воспитание детей в неполной семье одним из родителей;
- наличие в семье осужденных родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);
- злоупотребление алкоголем со стороны взрослых членов семьи, скандалы, ссоры, половая распущенность;
- тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, потребность в еде, одежде;
- низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других совершеннолетних членов семьи;
- грубость, жестокость, домашнее насилие, воспитание детей в условиях эмоционального голода.
В таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в безопасную среду очень сложно [5].
2.3 Профилактика девиантного и делинквентного поведения подростковБорьба с девиантным поведением (в частности, с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом среди подростков):
1. Формирование отрицательного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму.
Способы реализации состоят в следующем:
а) Привлечение внимания общественности через СМИ: введение специального раздела в газетах, журналах, радио- и телепрограммах.
б) О наркомании, токсикомании и алкоголизме нужно говорить не только и не столько с точки зрения оценки, сколько с точки зрения конкретных действий по борьбе с ними. Это могут быть адреса медицинских реабилитационных центров, кабинетов психологической помощи, рассказы людей об опыте наркозависимости, сообщения о методах отказа от наркотиков (например, 50 способов сказать «нет», когда им предлагают попробовать).
в) Широкое распространение информации среди молодежи (буклеты, брошюры, аудио-видео материалы), пропагандирующих здоровый образ жизни.
г) Проведение в образовательных учреждениях области практических занятий, тренингов по формированию отрицательного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму.
2. Разработка системы комплексных мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Как известно, причины злоупотребления наркотиками многогранны. Они включают физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов учитывается в программах профилактики и реабилитации, тем эффективнее будут результаты. В это направление входят:
2.1. Составление программ, включающих лекции и тренинги по формированию активного отрицательного отношения молодого человека к этим негативным явлениям.
2.2. Совместные визиты специалистов региональных учреждений в города и районы области с целью проведения комплексных профилактических мероприятий среди молодежи.
2.3. Создание сети абонентов профилактических и реабилитационных консультаций на местах. Очень часто подростки и молодые люди начинают употреблять наркотики из-за желания уйти от школы, домашнего хозяйства, межличностных проблем. Помощь квалифицированного психолога в таких ситуациях поможет избежать зависимости.
3. Повышение внимания к вопросам подготовки квалифицированных кадров для обучения методам и методам распознавания и профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма.
Чтобы определить и предотвратить делинквентное поведение подростков, педагогу-психологу важно научить их психологическим навыкам поведения, опыту, позволяющему принимать правильные решения в той или иной ситуации, чтобы в будущем стать социально компетентными личностями. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекция их негативных действий должны начинаться с воспитания в них положительного образа «Я», самоуважения, повышения способности к критическому мышлению, умения задавать правильные приоритеты, а также принятие ответственных решений.
Исследуя особенности проявлений склонности к делинквентному поведению у подростков, можно выделить следующие направления профилактической работы:
- ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;
- выявление и общественный контроль неблагополучных семей с негативным стилем воспитания;
- организация консультационно-разъяснительной работы с семьями и учителями;
- организация мероприятий по устранению, переориентации взаимодействия социально-педагогически дезадаптированных подростков. Создание программ индивидуального профилактического воздействия на подростков, склонных к делинквентному поведению;
- совершенствование системы правового информирования подростков [9, c. 84].
При разработке эффективных действенных мер профилактики делинквентного поведения подростков необходимо учитывать социальные условия, личностные особенности подростков, находящихся в группе риска. В связи с этим профилактические приемы следует применять по разным направлениям. Итак, необходимо работать с семьями, где есть ребенок раннего отрочества, когда он только вступает в возраст формирования личности, когда проблемы, связанные с его принятием себя как личности, еще не стали содержанием внутреннего конфликта.
Родители и учителя нуждаются, прежде всего, в информационной помощи, которая позволила бы им лучше понять ребенка, а, следовательно, построить с ним доверительные отношения, дать ему больше независимости и в то же время иметь возможность предъявлять к нему разумные требования, формирование более высокого уровня ответственности. Формирование гармоничных отношений с подростком со стороны родителей и учителей - важнейшая задача психолого-педагогической работы, которая касается не только профилактики различных отклонений в поведении ребенка, но и решения других проблем, связанных с воспитание и формирование личности будущего гражданина.
Методы психологической профилактики, направленные на формирование и развитие личности подростка, должны быть построены таким образом, чтобы учитывать потребности ребенка, отвечать его интересам, ценностям и решать проблемы как межличностного, так и внутриличностного характера. Итак, необходимо расширять и развивать коммуникативную сферу подростка, его методы адаптации в окружающей среде, но делать это нужно только на основе обучения его активным приемам общения, с умением понимать и принимать других, умением терпеть и беспристрастно относиться к людям, независимо от их социального, материального уровня, национальной или конфессиональной принадлежности [5].
ЗаключениеТаким образом, девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанного с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семья, школа) и малых гендерных и возрастных социальных групп. То есть такое поведение можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуативно обусловленные поведенческие реакции детей и подростков, такие как демонстрация, агрессия, несанкционированное и систематическое отклонение от учебы или работы; систематические побеги из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркомания и связанные с ней антиобщественные действия; попытка самоубийства.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного поведения, характеризуется как повторяющиеся асоциальные правонарушения детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие за собой уголовную ответственность в связи с их ограниченной социальной опасностью или недостижения ребенком возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что формирование девиантного и делинквентного поведения происходит в результате действия причин. Основным признаком действия причины является ее способность вызывать следствие. Причина вызывает следствие к жизни, генетически предопределяет его возникновение, поэтому всегда происходит во времени, характеризуется направленностью, необратимостью и необходимостью. Среди психологических причин возникновения девиантного и делинквентного поведения: неспособность индивида достигать высокостатусных целей в группе; нарушение межличностных отношений; неадекватная социализация; наличие социальных ограничений; негативное влияние ближайшего окружения, вовлечение в противоправные действия взрослых преступников и подстрекательство со стороны сверстников; особенности взаимоотношений между сверстниками в коллективе; наличие в группе правового нигилизма, негативизма, повышенной лояльности к правонарушениям и т. д.Девиантные и делинквентные явления в поведении подростков должны разрабатываться специалистами (психологами) с использованием профессиональной диагностики, способствующей своевременному выявлению негативных тенденций личности подростков и предотвращающей формирование склонности к реализации деликтных действий. Комплексный подход в профилактической работе учителей и специалистов позволит грамотно проводить корректирующие мероприятия, способствующие повышению социальной, педагогической и психологической адаптации подростков в обществе.
Подводя итог, нужно сказать, что для профилактики девиантного и делинквентного поведения подростков одних психологических мер недостаточно. Воздействие должно развиваться комплексно, вместе с социальными и правовыми мерами.
Список использованных источников1. Астахова, О.И. Психологические защиты и проблемы взаимоотношений подростков в современном обществе / О.И. Астахова // Актуальные проблемы психологических, психолого - педагогически и педагогических исследований. – 2018. – С. 15-17.
2. Вань, Е.Н. Многообразие феноменологии девиантного поведения личности в современном мире / Е.Н. Вань // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23956 (дата обращения: 18.06.2021).
3. Валеева, Р. Т. Организация работы с детьми делинквентного поведения / Р.Т. Валеева, А.В. Поминов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2081–2085.
4. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.
5. Иванова, С.А. Вторичная профилактика делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей / С.А. Иванова, В.Н. Егорова // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19942 (дата обращения: 18.06.2021).
6. Костюченко, Р. А. Причины девиантного поведения подростков и способы решения данной проблемы / Р. А. Костюченко // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 183-184.
7. Левина, А. Д. Дефекты личностных характеристик при злоупотреблении компьютерными играми / А.Д. Левина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021.
8. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2017. - 582 с.
9. Паатова, М. Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Э. Паатова. – Майкоп, 2018. – 429 с.
10. Подольский, А. И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. - М.: Каро, 2019. - 272 c.
11. Попова, Р. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как педагогическая проблема / Р.И. Попова, Н.М. Ноговицына // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021.
12. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2018. - 380 c.
13. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 203 c.
14. Реан, А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних / А.А. Реан // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2. – С. 3-12.
15. Шульга, Т.И. Представление подростков о девиантном поведении / Т.И. Шульга, Н.В. Дворянчиков // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 174-188.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!