Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Экономическая природа налогов и их роль в современном обществе

Тип Курсовая
Предмет Экономика

ID (номер) заказа
3307983

500 руб.

Просмотров
1329
Размер файла
467.62 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ 4
1.1 Понятие и сущность налога4
1.2 Функция налогов6
1.3 Классификация налогов9
1.4 Налоги, как инструмент социально-экономической политики государства 12
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 16
2.1 Реформирование налоговой системы России 16
2.2 Последствия реформирования налоговой системы России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ
Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства, этом и обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является определение экономической природы налогов и их роли в современном обществе. В связи с этим в работе поставлены следующие основные задачи:
- охарактеризовать понятие и сущность налога;
- рассмотреть функции и классификации налогов;
- охарактеризовать налоги, как инструмент социально-экономической политики государства;
- исследовать реформирование налоговой системы России;
- выявить последствия реформирования налоговой системы России.
Объектом исследования выступают современные налоговые отношения.
Предметом изучения будет выступать налоговая система современной России.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ
1.1 Понятие и сущность налога
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственности постепенно превратились в стройную систему платежей в государственную казну.
Появление налогов обусловило необходимость выработки теоретических основ налогообложения, определения сущности данного понятия, отличающей его от других платежей и взносов. Первые теоретические выкладки о налогах относятся еще к середине XIII в., когда один из величайших ученых Средневековья Фома Аквинский сделал первые попытки обосновать отличительные признаки налога и установить определенные принципы его взимания.[7, с. 145] Несмотря на длительный процесс становления и развития экономической мысли в области налогообложения, наука не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства.
Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.
Налоги можно отнести к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают наиболее значимые стороны жизни человека и общества, а процесс разработки налогового законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны у государства должно быть достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой — налоговое бремя предприятий и граждан не может быть слишком велико, поскольку результатом может стать снижение стимулов к труду и сдерживание экономического роста в целом.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и органов власти всех уровней. [3, с. 103]
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Таким образом, налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Характерными чертами налога как платежа являются:
— обязательность;
— индивидуальная безвозмездность;
— отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
— направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. [10, с. 93]
Существуют следующие концепции сущности налогов:
1. Правовая - сущность налога определяется налоговым законодательством, где подчеркивается его принудительный и общеобязательный характер.
2. Фискальная - налоги имеют материальную основу и представляют собой реальные суммы денежных средств, созданных обществом и направляемых в централизованный фонд государства.
3. Возвратность налога - налоги взимаются с налогоплательщиков и косвенным образом возвращаются им через систему бесплатных институтов.
Таким образом, налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
1.2 Функция налогов
Налог, являясь основополагающей всего налогообложения страны, содержит ряд обязательных элементов [7, с. 150]:
1. Субъект налога (налогоплательщик), которым признается юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложено обязательство по уплате налога. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, или конечным плательщиком.
2. Объект налога представляет собой предмет, или действие, подлежащее обложению налогом; это может быть доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности, передача имущества и др.
3. Единица обложения, которой является единица измерения объекта налогообложения (например, по подоходному налогу - рубль, налогу на землю - га).
4. Налоговая ставка - это размер налога на единицу обложения. В зависимости от системы построения налогов различают твердые (определяются в абсолютной сумме) и долевые ставки (выражаются в определенных долях объекта обложения, например в процентах).
5. Налогооблагаемая база представляет собой ту часть объекта налогообложения, к которой применяется налоговая ставка. Она может выражаться в облагаемых единицах и, как правило, равна объекту налогообложения за минусом налоговых льгот.
6. Налоговый период.
7. Порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
8. Налоговые льготы, отражающие полное или частичное освобождение от налогов налогоплательщика согласно действующему законодательству.
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов: фискальную; распределительную (социальную); регулирующую; контрольную; поощрительную. [5, с. 241]Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Распределительная (или как её ещё называют — социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов — обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. Эффективность контрольной функции зависит от деятельности органов налоговых служб.
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности, платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
Таким образом, различают следующие функции налогов: фискальную; распределительную (социальную); регулирующую; контрольную; поощрительную.1.3 Классификация налогов
Действующая налоговая система, виды налогов и их классификация, предусматривает градацию фискального обременения по главным признакам.
Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору. [2]
Если говорить простым языком, то условия начисления и уплаты по каждому налоговому платежу могут регулироваться. От того, кто утверждает данные правила, определяются основные виды налогов в России.
По уровню законодательной власти классификация налогов кратко распределяется на три уровня. Определим данные понятие и виды налогов и сборов в РФ [11, с. 198]:
Федеральные. Устанавливаются исключительно Правительством РФ, закреплены в НК РФ. Не могут быть скорректированы региональными или муниципальными властями. Например: НДС, НДФЛ, на прибыль организаций.
Региональные. Регламентированы в НК РФ, но права на регулирование норм, ставок, периодов и прочих правил налогообложения переданы властям субъектов РФ. Например: транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций. Муниципальные, или местные. Общие правила обложения установлены в НК РФ, но детализируются местными органами власти, например администрациями муниципальных образований или сельских поселений. Например: земельный, на имущество граждан. Данная система налогов (классификация налогов-сборов) не единственная. Рассмотрим следующие группировки.
Классификация по объекту обложения все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.
Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.
Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет.
Виды налогов и способы их классификации по категории плательщиков выглядят следующим образом [6]:
Для физических лиц. Это те платежи, по которым налогоплательщиками выступают простые граждане. Причем не только граждане нашей страны, но и представители иностранных государств, получающие доходы либо владеющие имуществом в России. Отметим, что в данную группу следует относить и обязательства, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей. Например: НДФЛ, на имущество физлиц.
Для юридических лиц. Фискальные обременения, которые уплачивают исключительно компании, организации или фирмы, имеющие статус «юрлицо». Например: сборы, налоги предприятия (виды налогов в РФ, таблица, ниже) на прибыль и имущество.
Смешанные платежи — это те суммы, которые обязаны уплачивать все категории налогоплательщиков независимо от их статуса. Например: НДС, акцизы. Также в данную категорию фискальных обязательств можно отнести платежи в бюджет по упрощенным системам налогообложения. Например: уплата ЕСХН, ЕНВД, УСН или ПНС. Такие обязательства предусмотрены как для юрлиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.
Налоговая система РФ, виды налогов, представлена на таблице 1.
Таблица 1. Налоговая система РФ [15]
Критерий группировки Наименование подвида Описание критерия классификации налогов с примерами
По предмету обложения Имущественные Доходные Рентные Потребления Исключительные Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ.
По назначению Общие
Целевые Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог.По методам исчисления Твердые
Пропорциональные
Ступенчатые
Фиксированные Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто).
НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе).
Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы).
ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения).
По бухгалтерскому источнику уплаты С выручки
С заработной платы
Относимые на финансовый результат
Относимые на себестоимость готовой продукцииИсчисленные с валовой прибылиУСН «Доходы».
НДФЛ, страховые взносы.
На имущество организаций.
Транспортный, страховые взносы, НДФЛ.
На прибыль организаций.
Таким образом, действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору.
1.4 Налоги, как инструмент социально-экономической политики государства
Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.
Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.
Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные. [4, с. 85]В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.
В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Формы налоговой политики [14, с. 234]
Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.
Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.
Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.
Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.
Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.
Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов. [16]
Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.
Таким образом, от результатов проводимой налоговой политики страны в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Реформирование налоговой системы России
История становления современной налоговой системы берет свое начало еще с советского периода, когда к 1992 г. в срочном порядке была создана налоговая система, в которой все возможные виды налогов, сборов и других обязательных платежей регистрировались одновременно. Как отмечает, описывающий в своей работе проблемы, связанные с перестройкой управления народно-хозяйственным развитием, нормализацией финансово-денежных отношений, в частности созданием эффективной налоговой системы и ценообразования в рыночной экономике и в экономике переходного периода, при построении новой налоговой системы особое значение имело формирование единой налоговой системы, определяемой спецификой переходного периода от административной системы к рыночному хозяйству.Однако даже на начальном этапе проведения рыночных реформ очевидным стал тот факт, что сохранение традиционного для Советского Союза уровня налоговых изъятий в 45–50% ВВП в России не представляется возможным. Данная проблема детально обсуждается в работе. По мнению авторов, это было обусловлено политической нестабильностью исполнительной власти на федеральном уровне, которая ограничивала способность власти собирать налоги; наряду с этим наблюдался рост долгов федерального бюджета ввиду его хронической несбалансированности. Таким образом, оказалось, что новая налоговая система России обеспечивала налоговые сборы на уровне, не превышающем 30% ВВП.
После утверждения налоговой системы последовал первый этап налоговых реформ, который длился в течение 1993–1996 гг. Сконструированная система содержала налогообложение всех аспектов жизненного цикла: доходов, имущества и потребления, однако по сравнению с международным опытом, налогообложение прибыли и доходов производилось по значительно более низким ставкам, в то время как НДС исчислялся по высокой, не имеющей аналогов в мире ставке 28%. [7, с. 127] На фоне довольно высоких взносов в социальный фонд (до 39%) в течение нескольких лет уровень оплаты труда регулировался за счет налогообложения прибыли. Негативное влияние высокой ставки НДС ограничивало уровень потребления малообеспеченных слоев населения и дифференциации в распределении доходов.
После объявления Послания Президента Федеральному Собранию 6 марта 1997 г. начался новый, второй этап налоговой реформы, продлившийся с 1997 по 2000 г. Послание стимулировало процесс выбора ключевых направлений налоговых реформ. В 1998 г. Правительство РФ утвердило проект эволюционного совершенствования налоговой системы, предложенный Министерством финансов. Важным направлением реформирования было регулирование полномочий региональных и местных властей в части установления налогов и сборов и распределения налоговых доходов между разными уровнями бюджетов. Наиболее значимым результатом этого направления стал фиксированный список региональных и местных налогов, за пределы которого налоговая инициатива соответствующего уровня не могла выходить.
Помимо этого, результатом второго этапа налоговой реформы стало сокращение общего количества налогов и сборов с 46 в 1996 г. до 35 видов. Кроме того, были значительно скорректированы ставки налогов по основным бюджетообразующим налогам: ставка НДС изменилась с 28% в 1992 г. до 20% в 1999 г. Ставка корпоративного подоходного налога существенно снизилась с 45% в 1992 г. до 35% в 1996 г. и далее в 1999 г. упала до 24%. Изменения коснулись и НДФЛ. Изначально было введено прогрессивное налогообложение подоходного налога, когда максимальная ставка этого налога составляла 40% с 1992 г., а затем – 30% с 1996 г., но в итоге была заменена в 1999 г. на единую базовую ставку в размере 13%. [12]
С 2001 г. начался новый, третий этап налоговой реформы, который ознаменовался кодификацией итогового перечня налогов и сборов, включавшего 17 налогов и 5 специальных налоговых режимов. Значительным успехом такого пересмотра можно считать отмену налогов на содержание жилья и объектов социально-культурного назначения. Ярким примером нерыночного налога был также налог с участников дорожного движения, взимаемый с доходов от продаж. Сумма налога включалась в цену продукции на каждом этапе производства по принципу налога с оборота. Отчисления на добычу полезных ископаемых и платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть и газовый конденсат были заменены НДПИ в 2002 г., что позволило исключить налоги с одинаковым объектом налогообложения и налоговой базой. НДС и налог с продаж, применяемые до 2004 г. и имеющие одинаковую налоговую базу, было решено заменить единым косвенным налогом – НДС, а с 2005 г. единая ставка налогообложения была снижена до 18%.
В конце 2002 – начале 2003 г. в Правительстве РФ проходили дискуссии относительно совершенствования налогового законодательства. В итоге в конце апреля 2003 г. в Государственную Думу был внесен ряд законопроектов об изменении законодательства о налогах и сборах, направленных на достижение основных задач [18, с. 158]:
- снижение ставки НДС с 20 до 18% и внесение ряда изменений в главу 21 НК «Налог на добавленную стоимость»;
- дополнение НК новыми главами, касающимися налога на имущество организаций и налога на наследование и дарение;
- индексация ставок акцизов, увеличение размера имущественного вычета по НДФЛ, отмена контроля расходов физических лиц и др.
Как отмечают Синельников С. и др., к основным изменениям в налоговом законодательстве в 2002 г. относятся:
- введение муниципальной ставки по налогу на прибыль организаций со ставкой 5%;
- расширение налоговой базы ввиду отмены оборотных налогов;
- изменение налоговой базы после введения акцизов.
В последующие годы также имели место некоторые изменения, оказавшие влияние на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ, в том числе:
- рост налоговой ставки по доходам от дивидендов от российских организаций в 2005 г. с 6% до 9%;
- снижение базовой ставки ЕСН в 2005 г., изменение базы из-за роста налоговых ставок на НДПИ по нефти и газу, ставок экспортных пошлин на нефть;
- введение ускоренного списания амортизации в размере 10% c 2006 г.;
- изменение срока списания расходов на НИОКР с 2006 г.;
- начиная с 2006 г. – увеличение до 50% суммы убытков, переносимых на будущее, а также отмена ограничений на сумму переносимых убытков с 2007 г.
В 2009 г. вступил в силу целый ряд важных изменений в налоговом законодательстве:
- снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% (рост региональной ставки с 17,5% до 18% при снижении федеральной ставки с 6,5% до 2%),
- использование нелинейного метода начисления амортизации по амортизационной группе.
Отмена льгот стимулирует рост базы налога на прибыль, а результатом изменения порядка расчета амортизации является сокращение базы данного налога ввиду увеличения норм амортизации. Таким образом, отмена льгот и изменение порядка расчета амортизации частично компенсируют друг друга с точки зрения воздействия на налоговую базу.
Итак, на настоящий момент в результате проведенных реформ НК (часть 1, статьи 13–15 и пункт 2 статьи 18) установлена трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.
2.2 Последствия реформирования налоговой системы России
Объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2012–2019 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2. Налоговые доходы государственного бюджета РФ в 2012–2019 гг.
Налог 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
НДПИ, млрд руб. 2459,4 2575,8 2904,9 3226,8 2929,4 4130,4 6127,4 6106,4
Налог на прибыль организаций, млрд руб. 2355,7 2071,9 2375,3 2598,9 2770,3 3290,1 4100,2 4543,2
НДФЛ, млрд руб. 2261,5 2499,1 2702,7 2807,8 3018,5 3252,3 3654,2 3956,4
НДС, млрд руб. 1886,5 1868,5 2188,8 2448,5 2657,7 3070,2 3574,8 4257,9
Акцизы и государственная пошлина, млрд руб. 893 1063,46 1114,3 1152,7 1427,5 1657,9 1607,1 1427,5
Налоги на имущество, млрд руб. 785,5 900,73 957,5 1068,64 1117,13 1250,5 1397 1351,1
Доходы бюджета и ВВП:
Доходы федерального бюджета, всего, млрд руб. 12855,5 13019,9 14496,8 13659,2 13460,1 14720,3 19454,4 20188,8
Доходы консолидированного бюджета, всего, млрд руб. 23088,7 24442,7 26766,1 26922 28181,5 30640 37320,3 39497,6
ВВП, млрд руб. 68163,9 73133,9 79199,7 83232,6 86043,6 92037,2 103875,8 110046,1
Доходы федерального бюджета, % к ВВП 18,9 17,8 18,3 16,4 15,6 15,9 18,7 18,3
Доходы консолидированного бюджета, % к ВВП 33,9 33,4 33,8 32,3 32,8 33,3 35,9 35,9
Доля налоговых доходов в доходах федерального бюджета, %
НДПИ 19,1 19,8 20,0 23,6 21,8 28,1 31,5 30,2
Налог на прибыль организаций 18,3 15,9 16,4 19,0 20,6 22,4 21,1 22,5
НДФЛ 17,6 19,2 18,6 20,6 22,4 22,1 18,8 19,6
НДС 14,7 14,4 15,1 17,9 19,7 20,9 18,4 21,1
Акцизы и государственные пошлины 6,9 8,2 7,7 8,4 10,6 11,3 8,3 7,1
Налог на имущество 6,1 6,9 6,6 7,8 8,3 8,5 7,2 6,7
Доля налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета, %
НДПИ 10,7 10,5 10,9 12,0 10,4 13,5 16,4 15,5
Налог на прибыль организаций 10,2 8,5 8,9 9,7 9,8 10,7 11,0 11,5
НДФЛ 9,8 10,2 10,1 10,4 10,7 10,6 9,8 10,0
НДС 8,2 7,6 8,2 9,1 9,4 10,0 9,6 10,8
Акцизы и государственные пошлины 3,9 4,4 4,2 4,3 5,1 5,4 4,3 3,6
Налог на имущество 3,4 3,7 3,6 4,0 4,0 4,1 3,7 3,4
Доля налоговых доходов в ВВП, %
НДПИ 3,6 3,5 3,7 3,9 3,4 4,5 5,9 5,5
Налог на прибыль организаций 3,5 2,8 3,0 3,1 3,2 3,6 3,9 4,1
НДФЛ 3,3 3,4 3,4 3,4 3,5 3,5 3,5 3,6
НДС 2,8 2,6 2,8 2,9 3,1 3,3 3,4 3,9
Акцизы и государственные пошлины 1,3 1,5 1,4 1,4 1,7 1,8 1,5 1,3
Налог на имущество 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,4 1,3 1,2
Из таблицы 2 видно, что наибольшую долю в федеральном и консолидированном бюджете, а также в ВВП среди всех рассматриваемых налогов занимает НДПИ и на рассматриваемом периоде начиная с 2016 г. доля НДПИ неуклонно и резко растет. Доля налога на прибыль организаций также демонстрирует тренд на повышение с 2016 г. в ВВП и консолидированном бюджете. Доля налога на прибыль и НДС в федеральном бюджете росла с одинаковым темпом прироста с 2014 до 2017 г. Доля НДС в ВВП на протяжении периода с 2013 г. растет с постоянной скоростью. Доля налога на имущество в федеральном, консолидированном бюджете и в ВВП остается практически неизменной на всем рассматриваемом периоде, как и НДФЛ, однако доля НДФЛ начала снижаться с 2017 г. [13]
По итогам 2019 г. видно, что доля НДПИ как в федеральном, консолидированном бюджете, так и в ВВП начала снижаться. Это обусловлено реформой налогообложения в нефтяной сфере и введением с 2019 г. НДД для того, чтобы со временем снизить долю НДПИ, заместив его НДД. Доля налога на прибыль организаций продолжает свой рост в рамках тренда в консолидированном бюджете и ВВП, а доля налога на доходы физических лиц осталась без изменения по сравнению с 2018 г. Реформирование налога на добавленную стоимость привело к росту доли налога в федеральном и консолидированном бюджете на 2,7 и 1,2 п.п. соответственно и к росту доли НДС в ВВП лишь на 0,5 п.п. Доля акцизов и государственных пошлин, а также доля налога на имущество в федеральном и консолидированном бюджете, а также в ВВП продолжают свой нисходящий тренд и по результатам 2019 г.
Говоря о реформах налоговой системы России, произошедших в течение последних нескольких лет, можно выделить следующие основные моменты. В 2017 г. изменилось соотношение между федеральным и региональным бюджетом в части уплаты налога на прибыль. Общая ставка остается на прежнем уровне (таблица 3).
Таблица 3. Изменения в распределении доходов от налога на прибыль организаций [20]
Ставка налога на прибыль С 01.01.2017 по 31.12.2020 До 01.01.2017
В федеральный бюджет 3% 2%
В бюджет субъекта РФ 17% 18%
В 2018 г. был введен инвестиционный налоговый вычет – стоимость приобретения объектов основных средств, а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Этот вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог, который перечисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Основной целью нововведения является стимулирование организаций к обновлению основных средств. Кроме того, в 2018 г. начался эксперимент по взиманию курортных сборов в ряде российских регионов, в том числе в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском крае, а также в Республике Крым. Эксперимент по взиманию курортного сбора продлится до конца 2022 г., хотя в условиях кризиса 2020 г. он частично был приостановлен.
Доходы государства от налогообложения нефтегазовой отрасли составляют существенную долю в бюджете и ВВП страны. Начиная с 1995 г. проводится реформа налогообложения нефтяной отрасли, которая в разные периоды решала разные стратегические и тактические задачи для основной среднесрочной цели – снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и светлые нефтепродукты, а также увеличение ставок НДПИ. В 1995–1996 гг. были отменены экспортные пошлины, и их заместили повышением акцизов на нефть. В середине 1999 г. государство вернулось к взиманию экспортных пошлин теперь не только на нефть, но и на нефтепродукты. Затем, вплоть до 2011 г. движение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты было разнонаправленным, при этом для некоторых нефтепродуктов ставки экспортной пошлины оказывались выше ставок пошлин на нефть. В 2013–2014 гг. начался этап реформ, называемый налоговым маневром.
В конце 2000-х гг. начали проводиться активные реформы системы экспортных пошлин и НДПИ на нефть по причине того, что характер влияния пошлин на добычу, переработку и потребителей в период роста цен на нефть стал очень значительным. С 2015 г. было принято решение уравнять ставки экспортной пошлины на нефть и темные нефтепродукты, новая система ставок называлась «60–66–90». В период 2014–2016 гг. ставки пошлины на нефть были снижены с целью перераспределения акцента на НДПИ.
В 2014 г. вступил в силу налоговый маневр, который предусматривал изменение ставки экспортной пошлины с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г.; при этом базовая ставка НДПИ на нефть увеличивалась с 493 руб. за тонну в 2014 г. до 919 руб. за тонну в 2017 г. Помимо этого государство снижало ставки акцизов на моторные топлива и повышало ставки пошлин на нефтепродукты. Таким образом, налоговый маневр увеличивал период для выравнивания ставок экспортной пошлины на нефть и темные нефтепродукты с 2015 до 2017 г. и приводил к снижению размера выпадающих доходов бюджета. [9]
По мнению Минфина России, при высоких ценах на нефть эффективность налогового маневра в нефтяной отрасли снижается ввиду высоких выплат нефтяным компаниям по демпферу. Более того, при сохранении нефтяных цен на стабильном уровне выше 65 долл. США за барр. в течение всего периода 2019–2024 гг. эта эффективность может свестись практически к нулю.
Однако при низком уровне цен на нефть маневр является инструментом мощной поддержки бюджета на фоне резкого снижения остальных доходов. Так, при сохранении текущей конъюнктуры нефтяных цен (в диапазоне 30–40 долл. США за барр.) в ближайшие годы, благодаря налоговому маневру ежегодные дополнительные доходы бюджета составят 600–700 млрд руб. При цене нефти в 40 долл. США за барр. в 2020 г. Минфин ожидает порядка 500 млрд руб. от налогового маневра в нефтяной отрасли. При цене 30 долл. США за барр. размер доходов вырастет до 700 млрд руб.
По расчетам Минфина, расширение НДД на всю отрасль приведет к недополучению бюджетом доходов в размере 2 трлн руб. – потере, которая в нынешних условиях эквивалентна последствиям снижения нефтяных цен до 25 долл. США за барр. Таким образом, в полной мере об эффективности НДД можно будет судить лишь спустя два года. В свою очередь, сейчас Министерством разрабатываются механизмы, позволяющие не только компенсировать выпадающие доходы в текущем периоде, но и избежать подобной ситуации в будущем.
В 2019 г. изменения по ставкам налогов коснулись и НДС, ставка по которому увеличилась с 18% до 20%.
Таким образом, кроме того, в конце июля 2020 г. стало известно о принятом решении правительства об отмене с 1 января 2021 г. единого налога на вмененный доход. Данное решение мотивировано низкой эффективностью ЕНВД как источника налоговых доходов бюджета. По мнению властей, положение малых и микропредприятий, среди которых этот налоговый режим весьма популярен, в результате отмены ЕНВД ухудшиться не должно, поскольку существуют патентная и упрощенная система налогообложения, а также режим самозанятых. Вместе с тем, по оценкам различных экспертов, отмена ЕНВД, не компенсированная дополнительными льготами в рамках других налоговых режимов, может весьма негативно сказаться на секторе МСП, который несет большие потери на фоне пандемии COVID-19.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору.
От результатов проводимой налоговой политики страны в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.
Налоговая система современного государства является эффективным и универсальным механизмом для регулирования макроэкономических процессов, протекающих в обществе. При помощи налогов государство может стимулировать инвестиционную активность, реализовывать финансово-экономическую политику, поддерживать экономическое развитие, осуществлять социальное регулирование и даже решать политические задачи.
На настоящий момент в результате проведенных реформ НК (часть 1, статьи 13–15 и пункт 2 статьи 18) установлена трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.
Говоря о реформах налоговой системы России, произошедших в течение последних нескольких лет, можно выделить следующие основные моменты. В 2017 г. изменилось соотношение между федеральным и региональным бюджетом в части уплаты налога на прибыль.
Так в 2019 г. изменения по ставкам налогов коснулись и НДС, ставка по которому увеличилась с 18% до 20%.
Кроме того, в конце июля 2020 г. стало известно о принятом решении правительства об отмене с 1 января 2021 г. единого налога на вмененный доход. Данное решение мотивировано низкой эффективностью ЕНВД как источника налоговых доходов бюджета. По мнению властей, положение малых и микропредприятий, среди которых этот налоговый режим весьма популярен, в результате отмены ЕНВД ухудшиться не должно, поскольку существуют патентная и упрощенная система налогообложения, а также режим самозанятых. Вместе с тем, по оценкам различных экспертов, отмена ЕНВД, не компенсированная дополнительными льготами в рамках других налоговых режимов, может весьма негативно сказаться на секторе МСП, который несет большие потери на фоне пандемии COVID-19.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменко О. А. Налог как признак государства // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2019. - Т. 4, № 11-1. - С. 10-15.
Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Современная налоговая система России: основные принципы, реформы и роль в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1365-1386. 
Вайс, Т.А. Экономика предприятия / Т.А. Вайс, Е.С. Вайс, В.С. Васильцов. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
Ворожбит, О.Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О.Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. - М.: Риор, 2016. - 160 c.
Горшкова Н. В., Лебедева Н. Н. Взаимодействие государства и общества в системе налоговых отношений в Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 3 (26). - С. 36-43. 
Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в РФ: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 496 c.
Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник / О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 848 c.
Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 3. - с. 1807-1816.
Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
Коршунов В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 407 c.
Кутузова К.Ю. Понятие налогов, их виды и функции на современном этапе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.- №2(7).- 2015.- С. 162-167
Монгуш О. Н., Розыев Р. Б. Налоговая система и её роль в формировании бюджета государства // Научная дискуссия современной молодёжи: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 17 апреля 2019 г.). - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. - С. 54-60.
Морунова Г. В. Управление общественными финансами: актуальные проблемы, новые решения и стратегии развития. - СПб. : СПбГЭУ, 2016. - 160 с.
Николаенко М. В. Налоги - экономическая основа государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. С. 38-47. 
Панина Е. В. Проблемы формирования доходной части региональных бюджетов Российской Федерации в условиях государственного регулирования // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 10 (77). - С. 117-126.
Погорелова, М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: Риор, 2018. - 144 c.
Российская экономика в 2018г. Тенденции и перспективы / под ред. А. Л. Кудрина, С. Г. Синельникова. - М. : Ин-т Гайдара, 2019. - 656 с.
Финансово-кредитная модель индустриального развития России / под ред. В. П. Иваницкого, М. С. Марамыгина. - Екатеринбург : Урал. гос. экон. ун-т, 2017. - 310 с.
Шумкова Т. Н. Роль налогового регулирования в экономической системе государства // Фотинские чтения. - 2015. - № 2 (4). - С. 227-234.
Официальный сайт Росстат: https://rosstat.gov.ru/


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.