это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3347650
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc76322198 \h 31 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАБЕГОВ ЛЕГКОАТЛЕТА PAGEREF _Toc76322199 \h 51.1 Роль тренера в образовании скоростно-силовых качеств, школьника-легкоатлета PAGEREF _Toc76322200 \h 131.2 Основные средства и методы, применяемые легкоатлетами-школьниками в развитии скоростно-силовых качеств PAGEREF _Toc76322201 \h 202 РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ PAGEREF _Toc76322202 \h 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc76322203 \h 40СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc76322204 \h 43
ВВЕДЕНИЕФизическое воспитание, которое направлено на подготовку человека к выбранной им работе или военной деятельности, обычно называется физической подготовкой, и результат такой подготовки выражается в определенном типе и степени физической подготовленности к выбранной профессии. Освоение и эффективная работа. называется физической готовностью бросить диск, копье и гранату.
Уровень функциональных навыков и физических качеств, разумно используемых в тренировочном процессе спортсменами старшего школьного класса, где они постоянно ускоряются (бег на короткие и средние дистанции), физическое развитие - это изменение форм и функций человека. тело во время его индивидуальной телесной Жизни.
Рассматривают физическое развитие в 2х значениях:
- как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течении его жизни;
- как результат этого процесса, характеризующийся изменением такими параметрами как рост, вес, ЖЕЛ и другие антропометрические показатели, а также степенью развития физических качеств силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости, способствующих повышению эффективности той деятельности, на которую направлена подготовка.
Физической подготовокй считается физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному виду деятельности, результаты которого проявляются в формировании прикладных двигательных навыков и умений. Физическое воспитание - это развитие двигательных качеств, навыков, необходимых в спортивной деятельности, это процесс, направленный на развитие физических, скоростных и силовых и координационных навыков[1].
Если мы рассмотрим физическую подготовку в ее самом общем виде, мы можем сказать, что двигательные навыки и физическая работоспособность являются индивидуальными характеристиками, которые определяют уровень двигательных навыков человека. Выполнение любой двигательной активности, превышающей возможности человека, оценивается по его результативности в процессе обучения.
В то же время навыки не ограничиваются моторикой и способностями, но о наличии навыков судят по тому, насколько быстро и легко человек приобретает эти навыки и способности. Перед началом деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут оставаться в силе, если не будут созданы соответствующие условия для их развития.
Главная форма - это физическая нагрузка посредством физических упражнений (тренировка в узком смысле и соревнования). Кроме того, необходимые для полноценной спортивной подготовки формы и средства:
теоретическое обучение с целью сообщения спортивно-технических, тактических, тренировочно-методических знаний и развития умственных способностей; целенаправленные наблюдения на соревнованиях, а также разнообразные обсуждения и совещания в тренировочной группе, которые служат по преимуществу для анализа и оценки тренировки и соревнований.
И тем самым повышению спортивных достижений сверх того разнообразные вне беговые формы и средства своим образовательным и воспитательным содержанием содействуют формированию личности. Исходя из этого, вытекают основные направления данной курсовой работы.
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАБЕГОВ ЛЕГКОАТЛЕТАОзолин С.И, известный специалист легкой атлетики выделяет такие компоненты в структуре тренировочной подготовкой легкоатлетов, в том числе физической и скоростно-силовой:
поиск индивидуальных возможностей и способностей спортсмена;
постановку цели и сроков ее достижения;
определение конкретных задач обучения, воспитания, повышения функциональных возможностей;
выбор средств и методов тренировки;
контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок.
Условием правильного функционирования комплекса компонентов является управляемость моделей соревновательной деятельности с заранее известным эффектом и научно-методической системы управления.
Говоря об особенностях тренировочного процесса, он подчеркивает необходимость разработки моделей функциональной подготовки, моделей циклов и занятий, моделей соревновательной деятельности с заранее известным эффектом и системы научно-методического контроля.
Для успешного функционирования идей тренировочного процесса в частности на практике, предлагается выполнять комплекс мероприятий, включающих следующие компоненты:
- сбор информации, характеризующей уровень подготовки спортсмена, его сильные и слабые стороны, а также среду обитания спортсмена (его условия, в которых он живет, тренируется и соревнуется);
- анализ получения информации, сравнение показателей модели с функционалом конкретного спортсмена;
- разрабатывать цикличность тренировочной нагрузки и управлять спортивно-тренировочным процессом;
- выбор тренировочной стратегии, выбор тренировочных средств, составление тренировочных планов-синтезов;
- Оценка эффективности своей программы, корректировка хода дальнейших действий и внесение необходимых изменений в программные документы и, после использования интегрированной системы управления, постановка новых задач и составление новых программ и планов.
Особое внимание необходимо уделять объективности полученной исходной информации, т.к. от ее достоверности зависит содержание планируемых задач и установок [2].
Не менее значима достоверность сведений о качественной и количественных сторонах соревновательной деятельности и подготовленности легкоатлетов, так как они служат основой.
На основе анализа данных о соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена - спортсмена обобщена разработка системы поэтапного контроля. Его результаты, отмечает В.К. Болсевич, определяют основные направления работы и способы достижения заданного эффекта, определяют выбор средств и методов педагогического воздействия. Используя полученную газету, тренер-преподаватель планирует построить микро-, мезо- и макроструктуру данного процесса.
Помимо динамики нагрузок, в этом случае требуется постоянный интерес к биомедицинским и докторским исследованиям в процессе реализации запланированных программ, необходимо постоянно сравнивать, насколько фактические изменения показателей спортсмена соответствуют запланированным нагрузкам, с учетом скорости нарастания показателей подготовленности от этапа к этапу тренировки.
В связи с этим чемпион СССР по легкой атлетике профессор Озолин С.И. представил следующие задачи, направленные на повышение качества подготовки юных спортсменов[3]:
- выявление основных тенденций развития легкой атлетики и реализация прогноза на 4 и 8 лет, что в свою очередь позволит установить требования к спортсмену в относительно недалеком будущем;
- выявление уровня моторики, структуры личности и других характеристик юных спортсменов, особенно на начальном этапе подготовки, их классификация по результатам контроля и реализация прогноза дальнейших достижений;
- организация отбора юных спортсменов на начальном этапе тренировок в условиях определенной плановой структуры тестовых нагрузок.
Как известно, подготовка спортсменов разнообразна. Как и в других видах спорта и особенно в легкой атлетике, в структуре подготовки выделяются следующие самостоятельные аспекты: физическая, техническая, психологическая, тактическая и интегральная.
Спортсмены продиктованы необходимостью развития всех физических качеств участников войны и их широким диапазоном двигательных способностей и способностей, сложностью и разнообразием требований к физической подготовке спортсменов.
Тренировочный процесс в таком виде спорта, как легкая атлетика, решение этих проблем регулируется целенаправленностью теоретических и экспериментальных исследований, которые пока не могут охватить все проблемы.
Задачи и цели развития скоростно-силовой тренировки, и это входит в цикл развития технико-тактической подготовки, чтобы довести спортсменов до высших спортивных достижений. В процессе решения задач, вытекающих из этой цели, значительный вклад вносится в развитие личности, особенно в формирование осведомленности спортсменов, для чего используются все возможности, имеющиеся в тренировочном процессе.
Высокие физические, умственные и интеллектуальные потребности спортсмена в тренировочном процессе развивают навыки, способности и качества, которые очень полезны для социальной производственной деятельности, а также готовность к защите для жизни в обществе, поэтому спортивные тренировки являются ценным вкладом в подготовку спортсменов. Молодое поколение. Это наиболее эффективная форма физического совершенствования человека.
Способность достигать спортивных достижений зависит в первую очередь от спортивных способностей, необходимых для подготовки к достижениям, спортивные способности определяются физическими, спортивными, техническими и тактическими возможностями, знаниями и опытом спортсмена. через тренировки и соревнования. Подготовка к достижениям характеризуется отношением спортсмена к занятиям спортом и требованиями и более высоким к достижениям, силе воли и другим личностным качествам.
В первую очередь, это система мотиваций, которая должна основываться на выработанных общественно полезных принципах, непременным условием развития подготовки к саммиту является воспитание у спортсменов идеологической морали. Подготовка спортсмена к большому стрессу, к самоотверженным тренировкам, чтобы достойно представить свою республику и регион высокими спортивными результатами, является важным критерием его политической и идеологической зрелости.
Все педагогические приклады подразделяют на образование и воспитание. В тренировочном процессе связаны образование и воспитание спортсмена неразрывно. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно доделывать.
Как известно, подготовка спортсмена многогранна. Как и в других видах спорта, особенно в легкой атлетике, в структуре подготовки выделяются следующие самостоятельные основные аспекты: физическая (большая специальная и скоростно-силовая), техническая и интеллектуальная.
Многокомпонентный и разнообразный характер требований к подготовке спортсменов - легкоатлетов диктует необходимость развивать все физические качества студентов и вооружать их большим объемом навыков и моторики.
Решение этих проблем регламентируется целью теоретических и экспериментальных исследований, которые пока не могут охватить все проблемы тренировочного процесса в таком виде спорта, как легкая атлетика[4].
Способность достигать спортивных результатов зависит в первую очередь от спортивных способностей, которые необходимо подготовить. Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям характеризуется подходом спортсмена к занятиям спортом и требованиями тренировок и соревнований. Готовность к достижению - это, прежде всего, система мотивов, в основе которой должны лежать выработанные принципы, полезные в социальном плане, волеизъявлении и других личностных качествах.
Важным условием развития готовности к достижениям является воспитание у спортсменов идейной морали. Готовность спортсмена к большим нагрузкам, к самоотверженным тренировкам, чтобы достойно представить свою республику и регион высокими спортивными результатами, является важным критерием его политической и идеологической зрелости.
В процессе становления возникают следующие основные задачи, которые необходимо рассматривать и комплексно решать. Тяжелая подготовка. Основное содержание физической подготовки - это развитие физических способностей, особенно терпения, силы, скорости, ловкости и гибкости. Эти способности, в совокупности также называемые «состоянием», составляют решающую предпосылку для спортивных достижений. Это также относится к тем видам спорта, в которых спортивная техника оценивается на соревнованиях, и к тем, где успех на соревнованиях во многом зависит от владения различными и сложными техническими и интеллектуальными навыками (например, в спортивных играх и спорте).
Тяжелая подготовка должна быть направлена в первую очередь на развитие физических способностей, характерных для выбранной специализации, при этом в основе лежит общая способность к трудолюбию и стабильное здоровье, разнообразные общие и специальные подготовительные упражнения для развития.
Чтобы добиться необходимой красоты, требуется включить в тренировку интеллектуальную тренировку наряду с упражнениями, составляющими программу соревнований. Требования к интеллекту в высоком спорте постоянно повышаются. Участник должен быть в высшей степени независимым в тренировках, уметь творчески реализовывать интеллектуальные концепции на соревнованиях с постоянно растущим уровнем и плотностью результатов. Он также должен активно развивать спортивную технику и уметь использовать ее на тренировках и т. Д. Все это требует от спортсмена постоянно совершенствовать свой ум во всех областях теории спорта и учиться творчески использовать их на тренировках и соревнованиях. Поэтому интеллектуальное образование и обучение должны быть неотъемлемой частью обучения.
Воспитание. В процессе воспитания необходимо учитывать несколько неотделимых друг от друга аспектов. Основная задача воспитания - развить у спортсмена определенное сознание. В этой связи идейно-нравственное воспитание является сутью воспитательной работы тренера и всех кадров, действующих в спорте. Десять заповедей нравственности, определяющие принципы и нормы индивидуального поведения, - это десять заповедей морали[5].
Они также составляют основу развития общественно полезных мотивов занятий спортом и мотивации к занятиям. Кроме того, важно развивать волевые качества и другие ценные черты характера, присущие этому виду спорта. В конце концов, тренер должен - в тесном сотрудничестве с другими преподавателями - вносить свой вклад в умственную, эстетическую и политехническую подготовку и дальнейшее образование спортсменов во время и вне тренировок.
Тренировка всегда направлена на достижение максимально возможного индивидуального результата в спорте или дисциплине. Постоянно растущий международный уровень спортивных результатов не позволяет даже великому таланту готовиться к высшим достижениям в нескольких видах спорта одновременно. Это не исключает возможности включения в тренировки других видов спорта, но только в качестве помощников[6].
Специализацию в одном виде спорта или виде спорта не следует приравнивать к односторонней тренировке. В сочетании с выбранной спортивной дисциплиной в тренировках следует использовать различные специальные и общеразвивающие упражнения. Однако эти упражнения должны напрямую способствовать улучшению ваших результатов в выбранном вами виде спорта. Поэтому говорят, что возможность выполнения каждого упражнения в отдельности точно определена. Это также относится ко всем стандартам, которые представляют собой конкретную цель общего и подготовительного обучения.
Поэтому принцип универсальности, принятый в физическом воспитании, не отменяется, а улучшается в смысле постановки целей в спорте. Спортивные результаты имеют множество элементов, и они могут сильно различаться от спортсмена к спортсмену, даже если их результаты на соревнованиях примерно одинаковы.
Например, недостаток силы, более совершенная техника, отсутствие ломающих навыков, превосходное терпение, техническая задержка и особая мобилизация могут быть временно компенсированы. В ожесточенной борьбе за международные победы и рекорды успех или неудача часто в решающей степени зависят от нескольких сантиметров или долей секунды. Поэтому очень важно точно определить отдельные резервы и возможность их полностью покрыть. Чем лучше, тем отчетливее распознаются индивидуальные особенности спортсменов, их сильные и слабые стороны.
Это не требует от спортсмена тренироваться самостоятельно. Групповые тренировки не только в целом более экономичны, но и являются важным условием командного обучения и создают необходимую эмоциональную основу для мобилизации резервов для повышения производительности. Однако при групповых тренировках необходимо должным образом учитывать индивидуальные особенности спортсменов. В первую очередь это относится к дозировке эффектов и соответствующему подбору мер и методов тренировки.
Что касается организационных форм тренировки, то надо соблюдать принцип, тренировать спортсменов по возможности коллективно и, насколько это нужно, индивидуально. Разумеется, и при разработке планов групповой тренировки важно учитывать в нужной длине индивидуальные особенности спортсменов [7].
Чтобы задействовать все умственные и физические резервы спортсмена для улучшения достижений, на тренировках следует использовать максимально возможные нагрузки. Для этого необходимо адаптировать образ жизни спортсменов к требованиям высоких спортивных занятий и организовать его таким образом, чтобы он оптимально способствовал увеличению спортивных результатов. Таким образом, спортивная подготовка проникает во все сферы жизни спортсмена и в определенные периоды его жизни может стать доминирующим фактором.
Как и для любого другого педагогического процесса, для спортивной подготовки школьников с целью развития скоростно-силовой подготовки характерно единство обучения и воспитания. Для тренера особенно важно сознательно и последовательно использовать эти отношения, чтобы хорошо понять существующую взаимосвязь между способностью достигать и готовностью бороться.
1.1 Роль тренера в образовании скоростно-силовых качеств, школьника-легкоатлетаНаконец, важной характеристикой спортивной подготовки является руководящая роль тренера при достаточно высокой степени самостоятельности спортсменов. Советы тренера применимы ко всем аспектам и формам обучения. В области образования ведущая роль широко понимаемого тренера заключается в том, что, помимо непосредственного влияния на спортсмена, он или она тесно сотрудничает со всеми другими людьми, оказывающими на него образовательное влияние, и координирует их действия. забота. Спортивные высоты немыслимы без самостоятельного ума и действий спортсмена, его деятельности, без творческого сотрудничества с тренером. Эти качества - необходимое условие успешного выступления на соревнованиях.
Работа тренера должна быть направлена на превращение взаимоотношений преподавателя и ученика в обучении юного спортсмена в настоящее сотрудничество: тренер - это спортсмен, который тренируется для фиксации результатов.
Наконец, тренер должен заботиться о развитии у спортсменов способности тренироваться самостоятельно, что особенно важно в индивидуальных видах спорта. При этом, однако, не следует терять ведущую роль тренера, она должна только принимать соответствующие формы.
Во всех легких группах средних и школьных школ учебные занятия следует организовывать каждый раз систематически в течение года.
Для достижения результативности тренировочного года необходимо хорошо распределить тренировки легкоатлетов.
В нужное время применяются следующие виды планирования: однодневное, недельное, этапное (от 2 до 8 недель) и перспективное (от годичного до многолетнего).
Система распределения берет на себя определение уровней задач и определение основных показателей тренировки: спортивные результаты, нормативы контроля, тренировочные и соревновательные нагрузки.
Он проводится тренером или инструктором по физическому воспитанию и изучает закономерности улучшения физической формы и формы упражнений, в том числе, на основе обобщения личного практического опыта, подготовительный процесс[8]:
- наметить индивидуальные планы тренировок в перспективе, отражающие систему повышения квалификации для данного вида легкой атлетики;
- выявление индивидуальных особенностей студентов (уровень развития функциональных возможностей организма, двигательных и волевых качеств, технической подготовленности и др.);
- четкое определение в каждом виде средств и методов необходимой и специальной тяжелой и интеллектуальной подготовки спортсменов;
- каждое увеличение годовых нагрузок в длительном непрерывном тренировочном процессе. Чем продолжительнее тренировка в выбранном упражнении, тем прочнее биохимическая основа разрабатываемого качества, во многом определяющая стабильность спортивных результатов;
- в сочетании с совершенствованием техники движений, комплексным развитием качеств двигательной активности, прежде всего наиболее поздних;
- модификация тренировочной нагрузки за счет волнового характера динамики ее составляющих (объема и интенсивности);
- текущий оперативный учет учебных ресурсов, самочувствия и анализ эффективности обучения (дневной и недельный учет и анализ обучения позволяют своевременно обнаруживать имеющиеся отклонения);
- создание устойчивого психологического состояния спортсмена (саморегулирующая тренировка и т. п.).
Для успешного решения отдельных задач целесообразно предусматривать в плане значительные изменения в нагрузке по соответствующим средствам скоростно-силовой подготовки.
Приведем пример. Допустим, в прошлом году для школьников 10-11 классов (16-17 лет) число пробеганий по разбегу составило 150 раз, прыжков в длину с различных разбегов: короткого (4-8 беговых шагов) - 200 раз, среднего (10-14 беговых шагов) - 100 раз, большого - 80 раз. В связи с поставленной задачей (см. пункт 4) на следующий год планируется значительное увеличение числа пробеганий по разбегу (до 175 раз), прыжков в длину со среднего (до 200 раз) и большого разбегов (до 120 раз) и среднее сокращение числа прыжков с короткого разбега (до 320 раз).
В настоящее время круглая тренировка для школьников бегунов на маленькие и средние дистанции, бросания диска, копья а также многоборцев строится по принципу одного цикла:
подготовительный период - октябрь - апрель (20 недель);
соревновательный период - май - 15 сентября (15 недель);
лечебно-профилактический период - 16 сентября - 7 октября (2 недели).
Для остальных видов легкой атлетики - по принципу двух циклов:
Первый - осенне-зимний цикл (18 недель);
подготовительный период - октябрь - январь (14 недель);
соревновательный период - февраль - 15 марта (4 недель).
Расширение холодного календаря соревнований имеет особое значение, когда речь идет о поднимании темпов подготовки и высокого спортивного мастерства легкоатлета.
Второй - весенне-летний цикл (22 недели),
подготовительный период - с 16 марта до конца мая (8 недель),
соревновательный период - июнь - 15 сентября (11 недель),
лечебно-профилактический период - 16 сентября - 7 октября (3 недели).
Кульминация развития спортивной формы - зимой с 15 февраля по 15 марта (3 недели) и летом с 15 июля по 15 сентября (6 недель).
При наличии показаний со стороны докторского и педагогического контроля конец сентября и начало октября могут отводиться для лечебно-профилактических целей [9].
Эти дни следует включать в подготовительный период при отсутствии таких показаний, повышении волевых качеств в течение года, комплексные тренировки проводятся с использованием широкого комплекса тренировочных средств, направленных на укрепление организма, улучшение его функциональных возможностей, совершенствование. координация движений.
Сроки и этапы ежегодных тренировок отличаются друг от друга задачами, соотношением средств тренировки, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической нервозностью. Однако границы между периодами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характера тренировочных нагрузок.
Подготовительные периоды отличаются повышенной тренировочной нагрузкой, что создает основу для дальнейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки значительным количеством различных средств вызовет необходимые функциональные изменения в организме, но необходимая связь между ними приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств. Многогранный комплекс подготовки к подготовительному периоду должен обеспечивать не только высокий уровень моторики и качеств. В соревновательный период решается задача достижения наивысших результатов в данном соревновании. Одним из основных средств подготовки к соревнованиям в этот период являются.
Тренировочная нагрузка, ее объем и интенсивность на соревновательных этапах существенно колеблются. С приближением важных соревнований общая нагрузка уменьшается, а изменение интенсивности происходит в соответствии с особенностями вида легкой атлетики.
Планирование тренировок основано на недельном цикле или цикле с другим количеством дней. Объем обучения основных средств в неделю указывается в плане конкретными цифрами, а в конце каждой недели показатели складываются.
Непрерывное развитие необходимых качеств и их эффективное применение при совершенствовании техники достигается за счет изменения еженедельного объема и интенсивности тренировочных средств на разных этапах тренировки. Наибольший эффект в решении данной задачи достигается при комплексном построении уроков с большим количеством повторений индивидуальных средних в недельном цикле подготовительного (3-4 раза) и соревновательного (2-3 раза) периодов.
В подготовке легкоатлетов-школьников можно выделить следующие этапы:[10]
-улучшение состояния здоровья и общей физической подготовки (переходный и начало подготовительного периода);
-совершенствование специальной физической подготовки в сочетании с технической подготовкой (подготовительный период);
- в технической подготовке совершенствование в (соревновательный период);
-достижение результатов высоких.
Каждому этапу в зависимости от его направленности соответствует определенное содержание недельного тренировочного цикла, которое для краткости обозначим: неделя ОФП-1 (общая физическая подготовка без средств легкой атлетики), ОФП-2 (то же с включением средств легкой атлетики), СФП (специальная физическая подготовка), ТП (техническая подготовка), СП (соревновательная подготовка).
Необходимо подчеркнуть примерный характер недельных объемов тренировок, особенно при переходе от одного периода к другому. Рекомендуемые пропорции основных средств специальной тренировки могут и должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач в процессе тренировочного процесса.
Варьирование объема и интенсивности с учетом вариации соотношения основных средств и методов тренировки является своеобразной панелью управления тренировкой.
Принимая во внимание специфику местных условий данной группы физического воспитания, могут быть некоторые и по длительности фаз отклонения в периодизации, расстановке акцентов в тренировках в течение года. Однако в общей схеме строительства последовательность постановки и поэтапного решения основных задач должна быть постоянной.
Во всех случаях подготовительный период углубленной специальной подготовки начинается с фундаментальной общей физической а затем подготовка в октябре ведется по плану 4 недель ОФП-2. Под воздействием такой тренировки постепенно повышается функциональное состояние и работоспособность организма спортсмена. На этом этапе очень важно наблюдать постепенное увеличение нагрузки, осуществляя самоконтроль за изменением работоспособности. Объективным показателем влияния тренировочной нагрузки может быть пульс, измеряемый ежедневно утром (лежа и стоя). По мере увеличения частоты пульса снижается уровень физической подготовки или уменьшается нагрузка.
Для видов легкой атлетики, связанных с проявлением выносливости, можно проводить контроль по сумме пяти показателей пульса:
1) после пяти минут отдыха лежа; 2) стоя; 3) учитывать разницу первых двух показателей; 4) после минуты легкого бега; 5) после минуты отдыха сидя.
Меньшая сумма пульса свидетельствует о более высоком уровне общей подготовки бегуна. Средним показателем можно считать сумму 280, а у лучших бегунов она равна около 200 ударов.
Преждевременное и слишком большое увеличение объема тренировочных средств, приводит к накапливанию утомления, перенапряжению и нарушениям деятельности центральной нервозной системы и ушибам опорно-двигательного агрегата.
После 4 недель бега в новом сезоне время для тяжелых тренировок сокращается. В средствах специальной тренировки нагрузка постепенно увеличивается для развития особых характеристик выносливости и скоростно-силовых характеристик по отношению к любимым видам. Больше внимания уделяется совершенствованию техники движений по ее форме в сложных условиях. Тренировки проводятся и далее по плану 4-недельной технической подготовки до середины февраля, по плану 12-недельной специальной физической подготовки до середины января. С этого этапа проявляется характерная особенность - волновое нарастание нагрузки. Причины этого следующие: при обучении квалифицированного персонала объем и интенсивность в каждом недельном цикле имеют неравномерный, волнообразный характер в годовом цикле в каждом периоде.
Повышение нагрузки осуществляется на протяжении 2 недель. В этот период наблюдается некоторое несоответствие между нагрузкой и функциональными возможностями спортсмена в повышении утомления, субъективно это проявляется в снижении желания тренироваться, в связи с этим следует провести неделю профилактического снижения нагрузки на 1/2-1/3.
Это позволяет продолжать повышать интенсивность в основных упражнениях с наступлением периода холодных соревнований, уменьшается объем тренировочной нагрузки и в основном в целом физическая и специальная силовая и беговая подготовка. Управление спортивной формой, вывод спортсмена на соревнования - основная задача этого периода. Тренер более гибко и точно руководит выбором тренировочных средств, их комбинацией, а также изменениями в объеме и интенсивности, а также в индивидуальных тренировках, как в недельном цикле,
Тренировки проходят по 4-недельному графику соревнований до конца этого периода.
После окончания зимней гонки, которая заканчивается в последнюю неделю февраля, следует второй цикл подготовки и соревнований. Построение формации осуществляется по принципам первого цикла.
1.2 Основные средства и методы, применяемые легкоатлетами-школьниками в развитии скоростно-силовых качествТренер, вооруженный средствами и методами тренировки, имеет возможность глубоко и комплексно воздействовать на организм спортсмена, вызывать определенные функциональные изменения, постоянно улучшать физические качества спортсмена и технику его движений.
На весеннем этапе общая нагрузка остается высокой. Характерно повышение интенсивности при специальной тренировке, увеличение количества повторений основного упражнения в различных условиях (сложном, нормальном, легком) при сохранении объема силово-скоростной тренировки, (до середины мая) и 3 недели. ТП (до начала июня) обучение проводится по 1-2-недельным планам ОФП-2 (до конца марта), то есть включает 7-8 недель ТФП.
В конкурентный период нагрузка существенно снижается, в основном за счет объема. Интенсивность использования основных тренировочных средств достигает наивысшего значения и чередуется со средней и выше средней интенсивностью. Необходимо включить средства и особую выносливость для поддержания и некоторого развития особых качеств скоростно-силовой.
Лечебно-профилактический период характеризуется постепенным снижением тренировочной нагрузки. Она зависит от того, насколько напряженно прошел сезон для каждого легкоатлета [12].
Активный отдых на протяжении 3 недель ОФП-1 должен включать различные игры, плавание, прогулки или кроссы на местности. В этот период необходимо самым серьезным образом заняться профилактикой и лечением застарелых травм.
С повышением квалификации спортсмена все больше меняется равномерность распределения объема и интенсивности основных тренировочных средств в течение сезона. На подготовительный период приходится все большая доля тренировок, как по нагрузке, так и по средствам, способствующим развитию скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и координации движений. Этот процесс происходит в тесной связи с совершенствованием базовых двигательных навыков, а также техники себе подобных.
В соревновательный период в этом процессе главное место отводится работе над повышением скорости и ритма основного упражнения и поддержанием уровня развития особых качеств.
Специальная грамотная подготовка и участие в серии из 5-6 холодных соревнований, затем переход на средства подготовительного периода, а затем участие в серии летних соревнований позволяет более быстрым темпам роста к спортивному сезону, особенно среди спортсменов небольшого роста.
Разумное варьирование объема интенсивности нагрузок, регулирование умственного напряжения, обеспечение необходимого соотношения основных средств и методов тренировки, а также оптимальное соотношение функциональных возможностей спортсменов и тренировочной нагрузки составляют система управления тренировочным процессом спортсмена.
Процесс легкоатлетической школы строится с учетом следующих закономерностей: всесторонняя подготовка и развитие личности участвующих; отряд общей и специальной подготовки; преемственность тренировочного процесса с циклическим повышением тренировочных ценностей, а также дидактические принципы отечественной педагогики с индивидуальными особенностями при осознанном отношении к обучению обучаемых. Полное развитие умственной, нравственной, эстетической и профессиональной личности достигается за счет блока, состоящего из спорта и образования. Целостность выступает главным условием формирования гармонично развитой личности, способной принести большую пользу нашему обществу.
Применение многих разнообразных упражнений, обеспечивающих всестороннюю скоростно-силовую и тяжелую подготовку лежит в основе пути к специализации. В зависимости от возраста, подготовленности занимающихся и особенностей вида легкой атлетики средства специальной и общей физической подготовки имеют разное соотношение [13].
Одна из тенденций в высшей легкой атлетике - снижение возраста начала специализации. Однако не стоит заранее существенно менять соотношение средств общей и специальной физической подготовки. Это положение также распространяется на методы обучения. Также нельзя форсировать подготовку на определенных этапах, что приведет в будущем к срыву специальной подготовки и темпам роста спортивных достижений.
Физические упражнения как средства спортивной тренировки можно разделить на три группы: основные, специальные и общеразвивающие.
Специальные упражнения применяются для развития необходимых качеств атлета, а также для обучения технике и тактике.
Общеразвивающие упражнения используются легкоатлетами для общего, всестороннего физического развития. Они включают занятия другими видами спорта: сильной атлетикой, гимнастикой, акробатикой, спортивными играми, плаванием, греблей и др.
Первые две группы объединяют средства специальной физической подготовки, а третья группа включает средства общефизической подготовки. Такое разделение физических упражнений по их назначению на различные спортивные тренажеры значительно облегчает ориентировку. Каждое физическое упражнение характеризуется следующими факторами: амплитуда, направление и скорость движения определенных частей тела, порядок и сила напряжения работающих мышц, а также исходное положение тела, количество и повторение. ставка или общая продолжительность выступления.
Эти факторы также позволяют судить о характере их работы, четко представлять, какие основные группы мышц задействованы в этом упражнении. Во время каждого упражнения спортсмен может развить необходимые двигательные качества. Итак, выполнение упражнений с наибольшей амплитудой будет способствовать развитию гибкости, а с максимально возможной скоростью и частотой повторения - повысить скорость. Упражнения с преодолением постепенно нарастающих внешних сопротивлений сопровождаются проявлением соответствующих мышечных напряжений и развивают силовые качества. Увеличение количества повторений или увеличение продолжительности упражнения разовьет выносливость[14].
Упражнения с задействованием большого количества групп мышц и быстрой сменой условий и последовательности их напряжений помогут добиться слаженности работы мышц, улучшат координацию и ловкость движений. Желательно выполнять упражнения в определенном ритме (в соответствии с основным упражнением), с некоторыми акцентами напряжения и расслабления мышц.
На начальных этапах тренировок использование разнообразных физических упражнений способствует равномерному и всестороннему развитию моторики. Каждое основное упражнение - бег, прыжки, метание - отличается ярко выраженной нервно-мышечной координацией и вегетативной основой. Только на этой специфической основе проявляется возрастающая специализация двигательных свойств и их определенная взаимосвязь.
Это показывает причину единства моторики и качеств. Нарушения определенного соотношения физических качеств негативно сказываются на технике выполнения основного упражнения.
Таким образом, развитие физических качеств происходит одновременно с овладением и совершенствованием техники движения во всех видах легкой атлетики, только в разных пропорциях.
В комплексе физических качеств спортсмена по мере роста его квалификации присваивается ведущее качество, которое в этой форме определяет достижение высоких спортивных результатов. Например, при беге на короткие дистанции результат зависит от умения выполнять беговые движения максимально быстро в течение 12-25 секунд.
Достижение высоких результатов в длительном спринте требует от спортсмена сохранения скорости: по мере увеличения дистанции требования к уровню развития скоростно-силовых качеств и способности развивать максимальную скорость снижаются, но возрастают - к умению сохранять скорость. максимально возможная средняя скорость за долгое время. Например, марафонцу нужна выносливость, чтобы поддерживать среднюю скорость в непрерывном беге на 40-50 км.
Современная тактика бега на средние и длинные дистанции требует от спортсменов быстрого перехода со средней скорости на максимальную, особенно при финише. Результаты в прыжках и метаниях зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств. Но если прыгунам в высоту эти качества необходимы для создания вертикального движения, то прыгунам в длину и тройным прыгунам - для высоты прыжка при максимальной скорости бега. Прыжки с шестом достигают больших результатов благодаря качествам прыгуна в длину, а также силе, необходимой для сгибания шеста, быстрому подъему тела и ловкости мужества.
В бросании ядра результат зависит от мгновенного проявления максимальной силы при разгоне, разгибании тела и выталкивании снаряда.
У толкателей диска эти качества проявляются (но во вращательном движении тела) в быстром хлестообразном завершающем движении руки. Для достижения результатов в метании молота спортсмену необходимо преодолевать воздействие огромной центробежной силы при максимально быстрых поворотах с тяжелым снарядом [15].
Копьебросатели выполняют сложные по координации и точности движения в разбеге и завершают бросок мгновенным хлестообразным движением руки, для чего необходима большая подвижность плечевого сустава. И наконец многоборцы должны иметь оптимальное соотношение в развитии всех этих качеств и требований.
Высокого развития одних физических качеств можно достичь только при определенном уровне развития других. Поэтому в зависимости от уровня подготовки и периода тренировок рекомендуется использовать определенную пропорцию базовых, специальных, подготовительных и общеразвивающих упражнений. Современная практика убедительно демонстрирует уникальные физические возможности человека. Физические характеристики их силы для достижения цели находятся в прямом соответствии с волевыми, то есть со способностью спортсмена мобилизовать развитие силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений, а, следовательно, улучшить Функциональные возможности центральной нервной системы, дыхательной системы, духовно - сосудистой системы достигаются за счет многократного повторения физических упражнений. Многократное воздействие интенсивных упражнений определяет чередование работы и сна.
Время сна в несколько раз больше, чем продолжительность упражнений на тренировках. В период отдыха восстанавливаются функции организма, которые изменились в результате физических упражнений. Следует помнить, что воздействие упражнений на организм не ограничивается периодом упражнений, а сохраняется даже после их завершения, поэтому качество отдыха (период восстановления) с учетом гигиенических и природных факторов играет важную роль. в повышении эффективности спортивной тренировки.
В первую очередь спортсмен должен придерживаться установленного распорядка дня. Спите 8-9 часов и регулярно ешьте разнообразные высококалорийные и богатые витаминами продукты. Нарушение режима приводит к снижению работоспособности и ухудшению самочувствия. Абсолютно недопустимо употребление алкоголя и курение. Каждое утро нужно делать специальную зарядку или разминаться и принимать душ. Регулярное использование таких мощных факторов закаливания организма, как солнечные лучи, свежий воздух, легкие воздушные ванны и водные процедуры, имеет большое значение для улучшения здоровья и работоспособности спортсмена. При больших тренировочных нагрузках рекомендуется регулярно применять массаж, самомассаж или гидромассаж.
При развитии и совершенствовании физических качеств и моторики применяют повторный (основной) и «до отказа» метод, равномерный или непрерывный, переменный, интервальный, методы максимального усилия и динамического усилия (быстрое проявление силы), а также метод кругового используются методы.
При параллельном совершенствовании техники и физических качеств эффективен метод сопряженных воздействий, когда величина отягощения не искажает техники, а также метод чередования нагрузок (от малых до максимальных) в отдельных упражнениях, тренировках и недельных циклах.
Оценка тренировочного процесса методом контрольных упражнений и соревновательным методом их проведения, а также методами учета и анализа всех сторон подготовки по ходу и по этапам осуществляется [16].
2 РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИбег упражнение скоростной силовой
В данной части представлены средства подготовки учащихся к бегу на короткие дистанции и различные упражнения для совершенствования техники бега и развития скоростно-силовых качеств.
Система и средства подготовки к бегу на короткие дистанции
1. Обучение и совершенствование техники высокого старта (V-IX классы), низкого старта (VIII-XI классы).
2. Обучение (V-IX классы) и совершенствование (VIII-XI классы) техники бега по дистанции.
3. Эстафетный бег. Обучение и совершенствование приёма и передачи эстафетной палочки (V-XI классы).
4. Общеразвивающие упражнения (V-XI классы): без предметов, с набивными мячами, в парах, изометрические, статодинамические.
5. Специальные прыжковые упражнения: с собственным весом (V-ХI классы); с отягощением, с набивными мячами, с резиновыми шнурами, прыжки на наклонную скамейку (VIII-XI классы); прыжки на горизонтальную скамейку (V-ХI классы).
6. Специальные силовые беговые упражнения: бег по песку, с сопротивлением, по лестницам (V-XI классы); бег с утяжелителями на ногах и руках, с грузом за спиной, в гору с уклоном от 3 до 8° (VIII-XI классы).
7. Специальные беговые упражнения: семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, многоскоки, «колесо» (бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени назад), бег прыжками на одной ноге, бег по отметкам (V-XIклассы); «взрывные упражнения» с бегом (VIII-XI классы).
8. Специальные скоростные упражнения: бег по прямой, бег под уклон более от 3° (V-XIклассы).
9. Сверхбыстрые упражнения: бег с резиновым амортизатором, бег за велосипедом (VIII-XI классы).
Все представленные далее упражнения надо выполнять в указанной последовательности.
Упражнения преимущественно для совершенствования техники бега
В результате выполнения упражнений учащимися реализуются правильные рисунок движения, его амплитуда, темп, технически правильные движения рук и ног.
1. Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой. Стремиться к чёткому проталкиванию с максимальным разгибанием голеностопного сустава.
2. Бег на месте и с продвижением вперёд, высоко поднимая колени. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыханием.
3. Бег на месте и с продвижением вперёд с захлёстыванием голени при опущенном бедре. Сочетать с расслаблением неработающих мышц.
4. Бег прыжками с ноги на ногу. Стремиться полностью выпрямлять толчковую ногу.
5. Смена ног прыжками и в положении стол в шаге.
6. Бег на месте и с продвижением вперёд с поджиманием бедра и голени маховой ноги, как в момент прохождения вертикали при беге.
7. Беговые движения руками в сочетании с правильным дыханием.
8. Бег в гору. Движения выполнять, как в упражнении 5.
9. Бег с горы по инерции. Движения выполнять, как в упражнении 5.
10. Пробегание отрезка 30-40 м с ускорением и последующим бегом по инерции.
11. Бег по прямой на 60-80 м с изменением темпа.
12. Бег по повороту (по часовой стрелке и против часовой стрелки) с наклоном туловища в сторону поворота.
13. Бег по повороту с выходом на прямую.
14. Бег по прямой с выходом в поворот.
Упражнения преимущественно для развития быстроты
1. Пробегание отрезка 40-50 м. Выполнять как на прямой, так и на повороте, вначале медленно, затем постепенно увеличивая скорость до предела, но сохраняя свободу и лёгкость движений.2. То же, что и в упражнении 1, но отрезок пробегать под уклон 3-5°.
3. Пробегание отрезка 30-40 м с высокого или низкого старта.
4. Семенящий бег. Выполняется небольшими шагами, но с большой частотой. В этом случае качающаяся нога движением сверху вниз кладется на переднюю часть стопы (почти на носок) с последующим опусканием на всю ступню. Толкающая нога в момент отталкивания полностью выпрямлена, толчок направлен вверх, корпус слегка наклонен вперед, плечи не напряжены, руки с небольшой амплитудой движутся синхронно с движением ног.
5. Бег с высоким подниманием бедра.
6. Бег прыжками.
7. Бег с забрасыванием голени назад.
8. Бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени назад («колесо»).
9. И.п. - лёжа на спине, руки на пояс. Беговые движения ногами («велосипед»). Выполнять в мед ленном и быстром темпе.
10. Бег с помощью натянутых резиновых шнуров. Бегун с лонжей на поясе, с привязанным резиновым шнуром, стоит на старте, учитель натягивает резиновый шнур до упора, и осуществляется «выбрасывание» ученика со старта за счёт натяжения резины с последующим пробеганием отрезка до 30-40 м.
11. Бег с грузом за спиной.
12. Бег в парах с резиновым шнуром («лошадка»).
13. Бег под уклон 3-5°.
14. Бег в гору с уклоном 3-8°.
15. Бег за велосипедом.
16. Бег за мотоциклом - очень эффективное упражнение для развития скоростных возможностей. Ученик бежит с лонжей на поясе, учитель, сидя на мотоцикле лицом к бегуну, держит верёвку и контролирует его физическое состояние. Помощник учителя, сидящий за рулём, постепенно увеличивает скорость на отрезке 100 м до 30-50 км/ч, а затем снижает скорость.
Упражнения для развития силы
1. Первое и самое важное упражнение для бегунов - развитие подколенного сухожилия. Сидя на полу из исходного положения, сделайте упор сзади и приподнимите таз. Когда ноги прямые, воздействие преимущественно на тыльную сторону мышц бедра, ноги согнуты, то есть пятки ближе к тазу, упор делается на ягодицы. Чтобы упражнение было сложнее, можно делать его одной ногой (другая приподнята), на пояс положить груз, например, диск от штанги. Если рассматриваемые мышцы сильные, прикрепление пяток к стене спортзала из положения лежа на груди позволит вам встать на колени из-за напряжения мышц задней поверхности бедер.
2. Из позиции шага, «подтягивая» ступни друг к другу. Колени неподвижны и слегка согнуты. Ножки фиксируются в месте установки. Тело ученика находится ровно посередине между ступнями. Тело прямое, руки расслаблены. В зависимости от ширины ступеньки и характера расстановки ступней направление удара меняется.
3. Стоя на возвышении в наклоне со слегка согнутыми коленями и прогнутой спиной, удерживать гирю 32 кг. По мере подготовки брать в руки штангу весом 40, 50, 60 кг. Упражнение прекрасно укрепляет мышцы задней поверхности бёдер и мышцы спины. Упражнение выполнять в течение 10-20 с в одном подходе, в сумме - до 1 мин.
4. Стоя у гимнастической стенки, он хватается руками за перила. Одна нога, поднятая под углом 90 °, удерживается партнером за пятку или лодыжку. Встаньте на ногу и наклонитесь вперед, постепенно увеличивая «давление» ступней вниз к себе. Во-первых, вам нужно выполнять упражнение в течение 6 секунд, а во время тренировки - до 15 секунд. Во время занятия максимально измените угол (используйте 3-5 позиций для обработки всех участков рабочей ширины). Упражнение укрепляет мышцы тыльной стороны бедер в травмированных областях и сгибатели бедра опорной ноги.
5. Стоя боком на стене спортзала, возьмитесь за поручень одной рукой. Партнер держит одну ногу за голеностопный сустав. Постепенно прилагая усилие, «подтолкните» ногу к себе. Начните с 6 секунд, постепенно добавляя время, и доведите его до 15 секунд. Вдруг не включайся в работу! Не доводите первые две недели до конца! Постепенно увеличивайте угол подъема ног. Максимально полно тренировать приводящие мышцы желательно в 3-6 позициях.
6. Стоя лицом к гимнастической стенке, взяться руками за рейку. Свободную ногу партнёр удерживает за бедро. Постепенно увеличивая давление, пытаться соединить колени вместе. Упражнение начинать с 6 с и в процессе занятий доводить до 15 с. Угол поднимания ноги и каждом последующем подходе изменять и довести до предельного. Упражнение выполнять в 3-4 положениях правой и левой ногой. Укрепляет сгибатели «свободной» ноги и мышцы задней поверхности опорной ноги.
7. Партнер садится на ноги и обхватывает голени, согнув колени. Не наклоняясь вперед, сядьте в положении 90 ° в коленных суставах, держа руки за спиной. Удерживайте это положение от 10 до 30 с. По мере повышения вашей готовности вы можете либо поднимать дополнительные веса, либо переносить вес тела на ногу. Выполняйте упражнение в 4-5 подходов. Чтобы усилить воздействие на мышцы, вы также можете отвести плечи назад. Упражнение влияет на четырехглавую мышцу и особенно ее часть сухожилия - место прикрепления в голени.
8. Стоя в широких «ножницах», удерживать позу в течение 30 с - 1 мин 30 с. Плечи сведены назад, таз выдвинут вперёд. По мере подготовленности это упражнение можно выполнять со штангой от 30 до 60 кг, лежащей на плечах, соответственно время выполнения упражнения уменьшается до 10-30 с. Количество подходов - по 2-3 на правую и левую ногу. Упражнение воздействует на четырёхглавую и паховые мышцы сзади стоящей ноги.
9. Подъем бедра диском от перекладины. Только не опускайте бедро до конца. Желательно поднимать и опускать бедро в небольшом диапазоне около вертикали, чтобы диск не упал.
10. Обычные приседания, только с амплитудой, соответствующей 15 °, считая от горизонтали. Если эта амплитуда увеличивается, мышцы бедра значительно расслабляются.
11. Приседания со штангой с легким весом, можно со штангой от штанги. Выполнять их нужно медленно и не разгибать ноги до конца, не позволяя мышцам бедра расслабиться хотя бы на мгновение. После выполнения таких приседаний через 30-40 секунд мышцы устают.
Упражнения преимущественно для развития скоростно-силовых качеств
С помощью данных упражнений увеличиваются сила мышц, быстрота движений и, как следствие, мощность бега.
1. Приседания с отягощением с предельным и околопредельным весом (глубокий сед, полуприсед).
2. Приседания со штангой на время (4-5 раз).
3. Выпрыгивания вверх с отягощением.
4. Рывок и толчок штанги.
5. Тяга штанги максимального веса.
6. Метание различных снарядов (гиря, ядро, набивной мяч) вперёд обеими руками.
7. Метание набивного мяча обеими руками вперёд из различных исходных положений с последующим стартовым ускорением.
8. Бег в гору. Обращать внимание на мощное отталкивание и высокое поднимание бедра.
9. Бег по лестнице вверх (на 3-4-й этажи). Уделять внимание полному выпрямлению ноги при отталкивании ею, находящейся сзади.
10. И.п. - стоя на шестой-седьмой рейке гимнастической стенки, руки на рейке на уровне пояса. Одна нога вместе с туловищем опускается вниз, другая, опираясь на рейку, сгибается в коленном суставе. Энергичным разгибанием опорной ноги подняться в и.п. и, сменив ноги, повторить упражнение. Опускаться вниз можно в произвольном темпе, а подниматься следует как можно быстрее.
11. Прыжки с места в длину.
12. И.п. - упор присев. Выпрыгивание вверх в положение прогнувшись.
13. И.п. - упор присев на одной ноге, другая - вперед («пистолет»}. Быстро подняться или выпрыгнуть вверх.
14. Тройной прыжок с места. Отталкиваясь обеими ногами, приземлиться на маховую, затем на толчковую, после отталкивания толчковой ногой приземлиться на обе ноги. Можно применять пятикратные прыжки с измерением длины прыжка.
15. Многоскоки на обеих ногах. Выполняются на отрезках 15-20 м.
16. Многоскоки на обеих или одной ноге с преодолением препятствий (мячи, гимнастические скамейки, планки, установленные на небольшой высоте и пр.).
17. Бег с низкого старта с преодолением сопротивления. Оно может быть либо создано партнёром, который упирается руками в плечи или опирается о поясницу ученика, бегущего со старта навстречу, либо реализовано с использованием вожжей, перекинутых через плечи бегущего.
Параметры упражнений, направленных на развитие быстроты
Для всех упражнений используются две серии повторений. Во время отдыха занимающиеся выполняют ходьбу или свободный бег, а также дыхательные упражнения.
Таблица 1 - Развитие быстроты.
Упражнения Число повторений в одной серии Интервал отдыха между повторениями, сИнтервал отдыха между сериями, с1. Бег на месте с высоким подниманием бедра, 15 с5-6 10-15 30-40
2. Движение рук, как при беге, 15 с5-6 10-15 30-40
3. Бег в упоре с высоким подниманием бедра, 15 с5-6 10-15 30-40
Продолжение таблицы 1
4. Бег на 15 м с низкого или высокого старта 4-5 15-20 40-50
5. Слаломный бег на 15 м 4-5 15-20 40-50
6. Бег с ведением баскетбольного мяча на 15 м 4-5 15-20 40-50
7. Старт с пробеганием 10 м из различных положений:
лёжа на спине, животе, боку;
из упора лёжа, боком, сзади, на коленях;
из приседа, упора присев с отставлением ноги назад, в сторону;
из стойки на коленях;
после доставайся в прыжке подвешенного мяча;
спиной или боком к направлению бега 4-5 15-20 40-50
8. Старт с пробеганием 10 м приставными шагами, продвигаясь боком 4-5 15-20 40-50
9. Старт с пробеганием 10 м скрестными шагами 4-5 15-20 40-50
10. Старт и бег на 15 м по кругу влево и вправо 4-5 15-20 40-50
Продолжение таблицы 1
11. Со ста рта догнать партнёра, стартующего на 1-2 м впереди 4-5 15-20 40-50
12. Бег на 30 м с низкого или высокого старта 3-4 20-25 50-60
13. Челночный бег 4x10 м 3-4 20-25 50-60
14. Бег на 30 м с хода 3-4 20-25 50-60
15. Бег резиновым шнуром 3-4 30-50 10-20
16. Бег в «упряжке» 3-4 40-60 2-3 мин
17. Бег с грузом за спиной 3-4 1-2 мин 2-3 мин
18. Бег за велосипедом 2-3 2-3 мин 4-5 мин
19. Бег за мотоциклом 2-3 2-3 мин 5-6 мин
Параметры упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств
Для всех упражнений используются две-три серии повторений. Во время отдыха занимающиеся выполняют ходьбу, упражнения дыхательные и на расслабление.
Таблица 2 - развитие скоростно-силовых качеств
Упражнения Число повторений в одной серии Интервал отдыха между сериями, с1. Отталкивание обеими руками от опоры высотой 30-40 см 16-18 20-30
2. Выпрыгивание из полуприседа с гантелями в руках (вес 3-6 кг) 16-18 20-30
3. Прыжки в длину с ноги на ногу 16-18 20-30
4. Прыжки вверх с подтягиванием коленей к груди 16-18 20-30
5. Прыжки на одной ноге, подтягивая толчковую ногу 16-18 20-30
6. Отталкивание одной рукой от опоры высотой 1,0-1,2 м 15-16 30-40
7. Выпрыгивание из и.п. стоя толчковой ногой на опоре высотой 30-40 см 15-16 30-40
8. Поточные прыжки в длину с места 15-20 30-40
9. Выпрыгивание из приседа 15-20 30-40
10. Прыжки через барьеры, высотой 30-40 см 15-20 30-40
Упражнения для совершенствования техники старта и стартового разбега
Выполнение комплекса данных упражнений позволяет добиваться оптимального сочетания длины и частоты шага при выбегании со старта и развивать максимальную скорость.
1. Прыжок в длину из стартовых колодок.
2. Выпрыгивание из стартовых колодок с последующим «подхватом» движения и переходом в бег.
3. Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.
4. Бег с ускорением с высокого старта на 20, 30, 60 м.
5. Бег с ускорением с низкого старта с опорой на одну руку.
6. Бег с низкого старта с сопротивлением партнёра или резинового амортизатора.
7. Выпрыгивание из стартовых колодок из положения глубокого приседа без команды и по команде.
8. Тройной прыжок из стартовых колодок с последующим бегом по инерции.
9. Удержание положения «Внимание!» на протяжении 5, 10, 15 с с последующим выбеганием со стартовых колодок.
10. Выполнение стартового ускорения по команде из положений сидя, лёжа, а также стоя спиной к направлению бега.
11. Бег с низкого старта по отметкам, сохраняя оптимальный наклон туловища в разбеге. Первая отметка - на 4 стопы от передней стартовой колодки, каждый последующий шаг больше предыдущего на 0,5 длины стопы до 7 длин стопы.
12. То же через набивные мячи, уложенные между метками.
13. Бег с низкого старта с использованием одной стартовой колодки поочерёдно для левой и правой ноги.
14. Пробегание отрезков 30, 40, 60 м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции.
15. Бег с низкого старта по команде на 20, 30, 40, 60 м с финишированием.
16. Беге низкого старта по команде с изменением интервала между командами «Внимание!» и «Марш!» от 1 до 6 с.
17. Пробегание отрезков 40, 60 м с низкого старта на повороте.
18. Бег с низкого старта со стартовых колодок, поставленных на 0,5 м сзади или впереди колодок, равных по силе партнёров, с задачей убежать от них или догнать после команды «Марш!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕС 15 до 16 большинство видов спорта доступны мальчикам. Учитывая положительные характеристики этого возраста при рациональной системе тренировок, эффективное использование новых тренировочных средств позволяет в этом возрасте добиваться высоких спортивных результатов. Даже к детям основной группы необходимо ответственно относиться в тренировочном процессе в отношении использования нагрузок.
Перед разработкой тренировочного плана развития скоростно-силовой тренировки на этапе подготовительного, предсоревновательного, соревновательного и переходного тренировочных периодов необходимо точно проанализировать состояние тренированности, уровень достижений, тренировочную и используемую соревновательную нагрузку. . В первую очередь необходимо выявить: реакцию спортсмена на тренировочные и соревновательные нагрузки, тенденцию к развитию достижений и стабильности результатов, уровень развития определенных физических возможностей, степень устойчивости тренировок. техника спортсмена в соревновательных условиях, текущее психическое состояние спортсмена и его готовность к выступлениям.
Исходя из этого, следует разделять нагрузку в учебно-тренировочном процессе, для школьников тренированных и для школьников не занимающихся спортом.
Отсюда становится ясным: учебно-тренировочный процесс, должен строиться индивидуализировано и не может проводиться по стандартной схеме. Напротив, все уроки физкультуры в общеобразовательной школе, проводятся по стандартной школьной программе.
С целью профессионального ведения учебно-тренировочного процесса, в секции легкой атлетике и ведения урока физической культуры бега на средние и длинные дистанции по программе легкая атлетика, предлагаются методические рекомендации в тренировочном процессе [43].
В состав тренировочных занятий первого этапа на средние дистанции входят следующие средства: утренняя специализированная гимнастика, длительные беговые кроссы в лесу в сочетании с ходьбой, бегом и прыжками по ровной дорожке, подъем и спуск в разном темпе; различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения на подвешивание; качели с большой амплитудой, бросание камней, ядер с разных позиций; переменный ход на стадионе и по бездорожью с различными силовыми установками; повторный бег со старта и с разбега по прямой и включает технику и скорость; повторный бег с интервалами 500-600 м для мужчин и 250-300 м для женщин для сохранения длины шага, темпа бега и с заданной скоростью; переменный бег с заданной скоростью на отрезках 600-1000 м для мужчин и 300-400 м для женщин на стадионе и на местности; пробегание дистанции 800-1500 м для мужчин и 400-800 м для женщин или отрезков этих дистанций с заданной скоростью; то же, повышая скорость пробегания на отдельных отрезках; то же, пробегая дистанцию в равномерном темпе или повышая темп бега на второй половине дистанции; участие в прикидках и соревнованиях на более коротких или длинных дистанциях; участие в специализированных многоборьях.
Для повышения большой и особой выносливости: кроссы без разгона и с ускорением. Длинный бег с изменением темпа бега. Специальные беговые и прыжковые упражнения в гору и спуске. Переменный ход в различных комбинациях. Повторно бегите в медленном, высоком и конкурентоспособном темпе.
Чтобы улучшить технику бега: ходите широкими низкими шагами. Бег трусцой. Ходьба в разном темпе, высоко поднимая бедра, сгребающим движением стопы. То же самое и с бегом. Бег большими шагами. Повторные пробеги с разной скоростью от 100 до 400 м. Переменный бег в различных комбинациях темпа и длины отрезков бега. Работает последовательно в различных комбинациях. Сметы на короткие и длинные дистанции.
Для повышения общей и специальной выносливости: кроссы без ускорений и с ускорениями. Продолжительный бег с изменением темпа бега. Специальные беговые и прыжковые упражнения в гору и под гору. Переменный бег в различных сочетаниях. Повторный бег в медленном, повышенном и соревновательном темпе[44].
Чтобы улучшить технику бега: ходите большими низкими шагами. Бегает рывками. Ходите в другом темпе, высоко поднимайте бедра, сгребающими движениями стопы. То же самое и с бегом. Бег большими шагами. Повторяющиеся пробежки с различной скоростью от 100 до 400 м. Переменные пробежки в различных комбинациях темпа и длины беговых сегментов, последовательные пробежки в различных комбинациях, оценивая короткие и длинные дистанции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫП.Матвеев, «Учение о тренировке», М.,ФКиС, 1971
Кайтмазова Е.Н. «Легкая атлетика за рубежом», М.,ФКиС, 1974
Макаров, «Бег,бег,бег,», М.,ФКиС, 1998
Куду Ф.О.»Легко-атлетические многоборья», ФКиС, М.,1978
Коробов «Школа легкой атлетики»,М.,ФКиС.,1978
Озолин С.И., «Легкая атлетика», М., ФКиС, 1999
Аникина Т.Д., Ковтун Л.Г. и др. «Избранные главы по легкой атлетике», М., ФКиС, 2001
Больсевич В.К. «Физическая активность человека», Киев, 1982
Озолин С.И., Запорожанов В.П. «Возрастное развитие физических качеств человека», Минск, 1998
Озолин С.И «Возрастные особенности циклических движений детей и подростков в легкой атлетике», М.,ФКиС. 2001
Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. «Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств», М., ФКиС, 1991
Головина Л.Л. «Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников», М.,ФКиС, 1996
Головина Л.Л. «Физиологическая характеристика легкой атлетики», М., ФКиС,1981
Гонестова Н.В. «Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта», Журнал «Теория и практика физического воспитания», М.,ФКиС. 2004
Дворкин П.Т, Медведев Н.Л. «Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств»,М.ФКиС, 1995
Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности. Методическое пособие, М., ФКиС, 1993, под. ред. Раменской Н.И.
Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология», М. ФКиС, 2001
Зимкин Н.В. «Физиология человека»,М.,ФКиС, 1998
Кузнецов «Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и легкоатлетов 11-18 лет», Журнал «Теория и практика физического воспитания», №3, 1979
Лаптев А.П. «Возрастные особенности организма», Журнал «Физическая культура и спорт», №8, 1984
Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры», №5.,1991
Мотылянская Р.Е. «Спорт и возраст», М.,1996
Никитюк и др., «Анатомо-антропологические характеристики легкоатлетов», Минск, 2001
«Основы управления подготовкой юных спортсменов», под ред. Набатниковой М.Я., М.,ФКиС,1987
Плохой В.Н. «Некоторые требования, предъявляемые легкой атлетикой к организму спортсмена, и их возрастная изменчивость», Журнал «Теория и практика физического воспитания», №2, 1981
Раменская Н.И. «Физиологическая характеристика легкой атлетики»,М.,ФКиС, 2004
Семкин А.А. «Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом», Минск, 1969
Фомин О.П, Филин П.Л. «Возрастные особенности физического воспитания»,М.ФКиС, 2002
Шипановский Ф.М, Мартынов Н.Б. «Исследования возрастных закономерностей развития силы мышц у легкоатлетов», Журнал «Теория и практика физического воспитания», №4, 1979
Н.П. Прохоров, «Треировка легкоатлета», М., ФКиС, 1999
П.Н. Кайгородцев, «Легкая атлетика для подростков», М.,ФКиС, 1999
В.И. Макаренко, «Бег за здоровьем,», М.,ФКиС, 2008
А.Л. Финайлейн, «Десятиборье», ФКиС, М.,1998
А.В. Коробов «Тренера в легкой атлетике», М., ФКиС, 1979
Ашмарин Б.А. «Теория и метока физического воспитания». М. «Просвещение», 1990.
Верхошанский Ю.В. «Основы подготовки спортсменов». М. «ФиС», 1988.
Гальперин С.И. «Физические особенности детей». М. «Просвещение», 1996.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: «ФиС», 1990.
Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». М.: «ФиС», 1999.
Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6,1999.
Захаров Е., Королев А., Сафонов А. «Энциклопедия физической подготовленности». М. «Просвещение», 1994.
Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, № 1,2000.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М. ООО «Фирма-издательство ACT», 1998.
Озолин Н.Г. «Молодому коллеге по легкой атлетике». М.: «ФиС», 1988.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!