это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3348767
Ознакомительный фрагмент работы:
Изучение любого языка чаще всего начинается с практического
усвоения его основ, а, следовательно, его фонетики, основных лексических
единиц и грамматических форм. При этом, стоит отметить, что подобное
знакомство с новым языком, конечно же, не может дать достаточно полного
представления о специфике данного языка. Необходима полноценная
проработка не только языковых, но и культурных особенностей языка.
Для преподавателей иностранного языка одной из важнейших задач на
протяжении многих лет является вопрос о наиболее эффективных подходах и
методах преподавания грамматической части языка.
В нашем докладе мы хотели бы осветить проблематику изучения
особенностей обучения грамматике английского языка, а также вопросы
рассмотрения методики использования аудиовизуальных средств на уроках
английского языка.
Прежде всего, важно отметить что, грамматика имеет первостепенное
значение, поскольку обеспечивает формирование устного и письменного
общения. Для преодоления грамматических ошибок, говорящий на
иностранном языке, должен владеть грамматической компетенцией.
Согласно мнению исследователя Г.В. Елизаровой формирование
грамматической компетенции обучающихся представляет прагматический
аспект цели обучения грамматической стороне речи. Согласно такому
пониманию грамматической компетенции обучение грамматике происходит
в рамках коммуникативного подхода, то есть предполагающего усвоение
грамматики иностранного языка в процессе решения коммуникативных задач
[Елизарова, 2005:167].
Формирование грамматических представлений осуществляется путем
приспособления речевых ситуаций под заученные формы. При этом
существует важный недостаток коммуникативного подхода, поскольку он
подразумевает овладение грамматикой практически лишь на
подсознательном уровне.
Процесс формирования грамматической компетенции во многом
зависит от того, насколько обучаемые осознают и умеют вербализовать
изменения, касающиеся грамматической системы изучаемого языка.
Грамматическая компетенция включает в себя грамматические знания,
навыки и умения [Щукин, 2012: 117].
Грамматическое умение представляет собой способность и готовность
использования грамматики в определенной ситуации, усвоение общей
структуры и общих приемов, применяемых при выполнении заданий.
Грамматические умения являются способностью к переносу действий в
изменившиеся условия.
По-разному рассматривается проблема навыков в преподавании языка.
Исследователь И.Л. Бим говорит о важности формирования не столько
грамматических навыков, сколько о действиях по грамматическому
оформлению речи: морфологическому и синтаксическому [Бим, 2008:120].
Другой исследователь С.Ф. Шатилов считает, что грамматические
навыки следует делить на такие уровни, как морфологические, морфолого-
синтаксические и синтаксические [Шатилов, 1986: 89]. Лингвист Р.П.
Мильруд выделяет речевые умения и навыки, которые также важны при
выполнении речемыслительных задач в процессе коммуникации [Мильруд,
1997: 7].
Многие из исследователей при этом сходятся на существовании единой
классификации грамматических навыков, которая обычно подразделяется на
следующие навыки:
речевые морфологические (обеспечивают правильное и
автоматизированное формоупотребление слов в устной речи);
синтаксические речевые (обеспечивают постоянную, правильную и
автоматизированную простановку слов в различных типах
предложений);
продуктивные грамматические навыки (представляют способность
говорящего выбрать правильную модель, адекватную речевой задаче)
[Пассов, 2004: 89].
Одной из главных особенностей английского языка является его
отличительный структурный тип. В отличие от русского языка, который
представляет собой синтетический тип, английский язык является
аналитическим типом языка. Языки с аналитическим строем отличает особая
логика мышления, где более ярко предстает внешнее членение
грамматических элементов. Синтетические языки, наоборот, их
характеризует внутреннее отношение в предложении и внутренняя связь в
самом слове.
Лингвисты-практики полагают, что наибольшую сложность в обучении
грамматике непосредственно английского языка представляют
видовременные формы глагола. Причиной таких трудностей является
достаточно нечеткое представление о категории времени, вида и залога.
Применение опор на этапе введения и отработки материала, связанного с
видовременной системой английского глагола, может облегчить учащимся
процесс усвоения самого языка и формирование крепких навыков и умений.
Одним из основных методических принципов обучения грамматике
английского языка является принцип последовательного обучения, при
котором грамматический материал преподается в определенной
последовательности. Так, к примеру, вначале изучаются времена группы
Present, затем группа перфектных глаголов. Также после изучения времен,
рекомендуют переходить к изучению пассивного залога и косвенной речи
[Прокофьева, 2013: 25].
В отработке грамматических особенностей иностранного языка,
методисты рекомендуют придерживаться следующих этапов работы:
грамматический материал должен быть представлен в доступной для
понимания обучающегося форме, в соответствии с возрастными
особенностями;
введение новых грамматических единиц должно базироваться на
повторении ранее усвоенного материала, используя иллюстрации,
схемы, таблицы и т.п.
для закрепления материала должны использоваться разные виды
общения, в том числе индивидуальная, парная и групповая виды
работы [Гальскова, 2009: 312].
При объяснении материала рекомендовано также использовать, как
индуктивный путь, так и дедуктивный. Индуктивный представляет собой
форму умозаключения, которая обобщает факты, идя от частного к общему.
Под дедукцией понимается объяснение от общего правила к частному
объяснению (инструкции) конкретных случаев через закрепление в
упражнениях [Гальскова, 2009: 313].
Одним из наиболее эффективных форм работы на уроках иностранного
языка, по мнению преподавателей, является использование аудиовизуальной
формы обучения.
Роль аудиовизуальных средств в обучении ИЯ являлось предметом
исследований многих отечественных (А.В. Шадрин, Е.В. Глушак, И.А.
Зимняя, О.В. Гончарук и др.) и зарубежных авторов (Р. Купер, Д. Коттон, Д.
Эванс и др.). Направление практического применения этого типа средств в
нашей стране разрабатывали такие методисты как: М. И. Дубровин, И.Ф.
Комков, А.Н. Щукин и другие.
Прежде всего, аудиовизуальная форма обучения помогает
активизировать внимание обучающихся и способствует совершенствованию
их навыков аудирования и устного общения. Более полное понимание может
дополняться иноязычным звукорядом происходящего на экране
[Барышников, 2008:18].
Аудиовизуальные средства обучения (или слухозрительные)
представляют собой особую группу технических средств обучения. Они
могут включать экранные и звуковые пособия, предназначенные для
предъявления зрительной и слуховой информации. В методике
аудиовизуальные средства обычно подразделяются на традиционные
(нетехнические) и технические.
Нетехнические АВСО включают в себя традиционные средства
обучения, раздаточные и демонстрационные. К техническим АВСО относят,
например, аудиовизуальные приложения, которые являются также частью
современных учебно-методических комплексов. Они содержат специально
отобранный, методически обработанный материал, созданный с целью
использования на уроках иностранного языка. Такие средства называются
учебными.
К аудиовизуальным средствам обучения иностранному языку на
сегодняшний день можно отнести не только приложения к учебным
пособиям, но также музыкальные и художественные произведения (песни,
мюзиклы, видеофильмы), видеоинтервью и т.п. Сегодня в интернете
существует огромное количество разнообразных учебных и познавательных
языковых программ. Такие средства определяются как не учебные
аудиовизуальные средства.
Существует несколько классификаций аудиовизуальных средств.
Одной из наиболее популярных является классификация М. В. Ляховицкого,
где средства подразделяются на такие виды, как визуальные (зрительные)
средства (видеограммы); аудитивные (слуховые) средства (фонограммы);
собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства
(видеофонограммы).
Использование аудиовизуальных средств на уроках помогает решать
такие учебные задачи, как:
повышение мотивации обучения;
интенсификация обучения;
активизация обучаемых;
самостоятельная работа учащихся;
повышение качества знаний обучающихся.
Согласно исследованиям таких авторов, как Г.Е. Ведель, С.Г.
Григорьев и др., одной из проблем в обучении с использованием
аудиовизуальных средств является проблема активизации лингвистического
запаса обучающихся. Часто аудиовизуальные произведения применяются
лишь для «общего развития», не до конца используя их возможности
[Ведель, 2001:85].
Аутентичные и обучающие видеоматериалы являются одним из
эффективнейших средств формирования социолингвистической
компетенции. Это объясняется их универсальностью в качестве
своеобразных ретрансляторов национальной культуры: «значимых идей,
символов, обычаев, ценностей, традиций, верований, правил и норм
поведения» [Попов, 2002: 48]. Они дают возможность воспроизвести
наглядно и полно социокультурную реальность; формируют у изучающих
иностранный язык устойчивые ассоциации, связанные с конкретной
коммуникативной ситуацией.
Стоит добавить, что одним из интересных современных приемов
обучения, который также может включать аудиовизуальный метод, является
прием подкастинга. Само понятие подкаст означает отдельное аудио, видео
файл (или серию файлов), опубликованных на интернет-страницах.
Опираясь на вышеизложенную теорию, представим пару типов
упражнений, которые включают использование аудиовизуальных средств для
отработки грамматических навыков для учащихся разных возрастных групп.
I. Упражнение рецептивного продуктивного характера
Упражнение включает отработку не только грамматического
материала, но и фонетическую сторону речи; предназначено для учащихся 7-
8 классов.
Listen to the song [13]
You can always count on me
And I can count on you
Good times bad times in between
My friends will see me through.
We will be sharing wonderful times every day
All together singing our song,
Growing in every way!
Chorus
Say hello to your friends (Babysitters Club)
Say hello to the people who care
Nothing is better than friends (Babysitters Club)
'Cause you know that your friends are always there.
If I am feeling down and out
If I am feeling blue
I know I can lean on you
My friends will see me through
We are growing up together never to part
I am sending you my love straight from the heart!
Complete the table
NOUN VERB ADJECTIVE
II. Упражнение рецептивного продуктивного характера с
использованием приема подкастинга
Для обучающихся старшего школьного звена можно предложить
задание, связанное с тематикой “Environment”. В данном задании может
быть использовано одно из грамматических упражнений, взятое из интернет-
ресурса Breaking News English. Cайт Breaking News English предлагает
задания на развитие грамматической и лингвистической компетенции,
включая также дополнительные упражнения на орфографию и развитие
дискурсивной компетенции.
Предлагаемое задание заключается в следующем: необходимо
прослушать аудио файл по тематике “Environment”, в частности раздел
“Scientists say there is water on the Moon ”. После прослушивания, на
интерактивной доске, а также на раздаточном материале представлен ряд
предложений по прослушанному тексту. Работа обучающимися выполняется
индивидуально на полученных карточках [12].
Итак, в заключении следует отметить, что язык является своеобразным
живым организмом, который подвергается постоянному изменению. Многое
из того, что мы можем услышать в любой разговорной речи, обусловлено
ситуативным и контекстуальным употреблением. Поэтому в работе с языком
особенно ценным является возможность непосредственных контактов с
носителями языка. К сожалению, не всегда существует такая возможность.
Именно поэтому аудиовизуальные средства представляют незаменимую
помощь в изучении другой культуры и иностранного языка.
Список использованной литературы
1. Барышников Н.В. Использование аутентичных видеодокументов в
профессиональной подготовке учителей иностранного языка. 2008.
№ 4. - С. 18.
2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника.- М.: Просвещение, 2008. - 278 c.
3. Ведель Г.Е. Методы обучения иностранным языкам и их
методологическая основа // Вестник ВГУ, серия лингвистика и
межкультурная коммуникация. – 2001. – В.1. – С. 85.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М. :
Издательский центр «Академия», 2009. - 333 с.
5. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб:
КАРО, 2005. – С. 167.
6. Мильруд И.П. Методика обучения иноязычной письменной речи
[Текст] / Мильруд Р.П. // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 2 .
— С. 5-11.
7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
8. Попов М.С., Мильруд Р.П. Методика разработки мультимедийных
учебных пособий: Монография. – М.: Изд-во Cфера, 2002. – 128 с.
9. Прокофьева О.А. Современные технологии обучения иностранным
языкам с позиции преподавателя и студента ГБОУ СПО МО
«Ногинского политехнического техникума» [Текст] // Проблемы и
перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч.
конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 25.
10. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе:
учебное пособие / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. - 233 c.
11. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.:
Икар, 2012. – 189 с.
12. Breaking News English [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://breakingnewsenglish.com/2010/201030-water-on-the-moon-5l.html
(дата обращения: 02.07.2021).
13. Say Hello [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://infourok.ru/pesnya-i-tekst-say-ellote-babysitters-club-2872674.html
(дата обращения: 02.07.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!