это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3356350
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ДРЕВНОГО ВОСТОКА…………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА……………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации [6, с.18]. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты.
Культуры Древнего мира около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа [6, с.24]. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что античность оставила огромный культурный опыт, интерес к ней не остывает ни на минуту. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и римляне смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Главным стержнем в античной культуре была религия и культура. Поэтому представляется актуальным исследовать религию и культуру в древнем мире как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Объектом исследования в курсовой работе является культура и религия.
Предметом – особенности культурных и религиозных воззрений в Древнем мире.
Целью исследования является рассмотрение и анализ основных особенностей развития религии и культуры в Древнем мире.
В соответствии с целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока;
Рассмотреть особенности культуры и религиозных воззрений Древней Греции и Древнего Рима;
В ходе подготовки курсовой работы были использованы метод анализа научной литературы, метод систематизации и обобщения описания религиозных и культурных представлений в различные исторические эпохи.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ДРЕВНОГО ВОСТОКА
Культура возникла с появлением человека, но культура первобытных людей разительно отличается от культуры цивилизованных народов. Одним из важнейших отличий является наличие письменности. Шумерская и египетская системы письма возникли примерно одновременно, более 5 тыс. лет назад [1, с.396]. Они имели немало общего: письменные знаки передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Значительное влияние на развитие письменности оказал материал для письма - в Египте папирус, в Месопотамии - глина. Египетскую письменность называют иероглифической, а шумерскую - клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у других народов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для письменности Японии и Кореи.
Первоначально письменность служила для записи священных гимнов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из древнейших литературных произведений стало «Сказание о Гильгамеше»: повествование о подвигах царя шумерского города Урук Гильгамеша, о его дружбе с чудовищем Энкиду и о тщетных поисках бессмертия. Древние сказания арийских племен легли в основу великих индийских поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Создавались и произведения, героями которых были обычные люди [18, с.116].
Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока относится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сформировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Гангом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодородной после каждого разлива рек, выносящих ил [18, с.125].
Культура стран Древнего Востока получила название обществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяжении длительного времени сохраняет традиции, воспроизводящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опыта, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложения истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных культур и отдельных регионов.
В традиционных обществах отсутствует динамика развития исторических процессов. Время в них как бы застыло. Цивилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.
Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой социальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. Примером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала определенная система отбора чиновников, человек все равно уподоблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа» [21, с.356].
Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Восходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особыми географическими условиями, природным равновесием.
Гармония человека и природы привела к таким свойственным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были направлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей организма [22, с.253].
Мифология и религия определяли мироощущение человека традиционного общества. У всех народов Древнего Востока есть мифы о происхождении мира, о возникновении человека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это далеко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании человека этого общества. Многие из этих религий и сейчас определяют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.
Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие человека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны [14, с.123].
В культурологической литературе последних лет существует установившиеся представления об отличительных чертах восточною и западного (европейского) способа мышления. Восточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невмешательства в природу, обожествляется все живое. Фигура мудреца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древневосточной философии. На первый план выступает не онтологическая или гносеологическая проблематика, а этическая, нравственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открывший главные истины бытия и достигший просветления, высшей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыграли огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. На познание глубин человеческой психологии и нравственности был направлен индуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.
Доминирующее значение образного мышления, характерное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в своеобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии) [18, с.145].
Общие для традиционных культур Востока, черты определяются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (Заратуштра), а также великие книги, в которых были изложены их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие вечными для духовной культуры последующих эпох.
Архитектурных памятников Древнего Востока сохранилось очень немного. Среди них - египетские пирамиды, которые до сих пор поражают своим величием. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец фараона Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота богини Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных. Ныне они восстановлены и хранятся в Пергамском музее в Берлине.
До наших дней дошли скульптурные изображения богов и людей (больше всего найдено в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображают сцены загробной жизни. Египетские рельефы и скульптуры делались по определенным канонам. Так, лицо человека, его локти и ноги изображались в профиль, а глаза и плечи - в фас (спереди). Фигуры фараонов и богов по размерам были больше фигур простых смертных. При фараоне Эхнатоне (1419 -1400 гг. до н.э.) произошел отход от многих канонов. Особенности конкретных людей не только не скрывали, но и подчеркивали. Всемирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.
В древневосточных странах зарождались научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Так, земледельцы должны были знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо было уметь считать время. Но время невозможно считать без наблюдения за небесными телами (Солнцем, Луной, планетами и звездами). Так родилась астрономия - наука о небесных телах. Жрецы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие древние элементы счета времени дожили до наших дней (деление суток на 24 часа и пр.).
Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медицина. И здесь особенно преуспели египтяне [12, с.185]. Благодаря изготовлению мумий появилась возможность изучить строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Славились и врачи Древнего Китая. Они освоили популярные и поныне методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.
В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры также почти без изменений сохраняются до сих пор.
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным. Потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки. И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями [2, с.185]. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого в государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий [6, с.18]. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.
Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней силы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени [1, с.189]. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях. Тонкостенные, правильной формы, нарядные и стройные сосуды. Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой [4, с.332]. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина. Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления Во в. п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, Белый храм и Красное здание в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков зигатти, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества [6, с.125]. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй/ В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов Храм богини матери всех богов и богини лесистых гор Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э. , отмечен целым рядом подобных нововведений [3, с.565].
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.
В VIII тысячелетии до н. э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н. э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества. В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени [6, с.66]. Его изучение представляет большой интерес еще и потому, что мы можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества, ведь историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени- свыше четырех тысяч лет.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня [4, с.645]. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева
Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды - обветренные рукотворные каменные горы. И какими бы чуждыми и неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы. На мой взгляд, Древний Египет- дар Нила и страна пирамид -государство не просто уникальное, а великое и могущественное не только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий после ее создания. Что же служило предпосылкой для возникновения поистине магического искусства древних египтян, что заставляло их создавать такие грандиозные сооружения, что было основой их великой культуры? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к духовным источникам древнеегипетского искусства [3, с.458].
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия-первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства. Примером памятника до династического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое государство. Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого египетского стиля [3, с.459]. С целью максимальной ясности одна и та же по существу тема повторяется в палетке Нармера несколько раз в разных вариантах. В центре Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне, вверху Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка разбивает рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага.
На примере палетки Нармера, видно характерное для этого раннеклассового общества подчеркивание в изобразительном искусстве общественного неравенства. Фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей. Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков лет. В рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Сiмбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. ). Поражает своей монументальностью сфинкс Хефрена, стоящий перед заупокойным храмом этого фараона. Этот сфинкс, высеченный в III тыс. до н. э. , подавляет своими размерами- высота его составляет 20 м, длина -57 м. Это самый большой из всех известных нам сфинксов Египта. Основу его составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем не достававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей-священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра (Хефрена). В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны-в первой половине XIV в до н. э. , когда в скульптуре преобладали строго реальные черты). в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена-властелина IV династии [6, с.18]. Она была найдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор-сокол-охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного. В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона -крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках.
Прославлению фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но также и архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н. э. архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память он воздвигнут, -сама царица. Вот почему наиболее разработанные картины и важнейшие надписи посвящены описанию рождения и коронования царицы и самому замечательному из воинских подвигов ее царствования - походу в страну Пунт. Есть и другие памятники, например, два обелиска и святилище большого храма в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара, проливающие некоторый свет на славное царствование царицы Хатшепсут, но Дейр-эль-Бахри сделался для нее исключительным местом поминовения жизни и могущества фараона. Свидетельство для нас неоценимое, ибо фараон Дейр-эль-Бахри-женщина. В длинном ряду монархов, 4000 лет правивших двумя Египтами, нам еще встретятся женщины, которые управляли самолично, но первой из них по времени была Хатшепсут [3, с.189]. Таким образом, помимо своего художественного значения, Дейр-эль-Бахри является богатым источником сведений об одной из любопытнейших личностей царства фараонов. Несмотря на то, что эта великая царица правила Египтом более двадцати лет и оставила по себе нетленные памятники, ее имени нет в официальных списках царей, сохранившихся на плитах Абидоса и Саккара, в туринских папирусах или у Манефонд. Фараоны изгнали эту женщину из хронологических летописей, и поэтому все надписи, относящиеся к ее царствованию, раздроблены.
Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства - время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта в период примерно с IV тысячелетия до н. э. до 332 г. до н. э. Это тема власти и тема смерти. Власть фараона над порогом Египта, превосходство египетского государства над соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче. Но как сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, -со смертью? Такое невиданное могущество, такая власть, и вдруг все это уничтожается… Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Этот дерзкий и упрямый протест вдохновлял Египет в течение нескольких тысячелетий. Раз удалось создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели нельзя ее увековечить, т. е. продолжить за порогом смерти? ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, - а Египет, как писал Геродот, это дар Нила, - разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем- и так каждый год - Нил разливается снова! [3, с.189].
И вот в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет Воскресение. Фараон- божественное существо и держатель высшей власти -по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать домом вечности фараона. Могущественные самодержцы принуждали многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя. Ни один другой народ, ни один царь не решался на такие затраты и на такие труды ради возведения надгробного памятника. Но в глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому, предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить восхождение к богам. Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково ненормальной для всех, средства борьбы с ней, т. е. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Таким образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи. Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как искусство оформления смерти.
В древнеегипетском тексте мы читаем [2, с.225]:
Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу.
Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы смерть - явление ненормальное -не нарушала бы красоты жизни. Смерть ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой вопреки всем ритуальным обрядам.
Нет, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в усыпальнице и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли для ублажения умершего, должно было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа безбрежных желтых песков. Ровные дали и краски природы, полнозвучные под ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.
Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него, т. е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т. к. оно во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т. е. архитектуры. Нам почти ничего неизвестно о зодчих, строивших соборы и замки феодальной Европы. А те имена, которые дошли до нас, безлики, потому что зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками, и они не пользовались никаким особым почетом в окружении светских и духовный властителей. архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из них высечены в камне на памятниках, созданных ими. Само непостижимое величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу.
Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности [18, с.158].
Религии, в которых присутствует много богов, называют политеистическими религиями, или язычеством. Религиями были разработаны представления о загробной судьбе человека.
Развитие древневосточных обществ постепенно привело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистические религии, вызванные кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверждения такой религии связана с деятельностью египетского фараона Эхнатона. Он приказал всем своим подданным почитать бога Солнца Атона. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось [18, с.165].
Единственной монотеистической религией долгое время являлась лишь религия древних евреев - иудаизм. Однако иудаизм, подобно большинству древних верований, так и остался национальной религией.
Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Индии в VI - V вв. до н.э. [2, с.569].
Мировые религии распространяются среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.
Религиозные верования играли огромную роль в истории Древней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а затем в индуизм.
Оригинальные религиозно-этические учения были созданы в Древнем Китае. Мудрец Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерархический порядок, составляющий основу жизни общества. Старший современник Конфуция JIao Цзы (VI - V вв. до н.э.) стал создателем даосизма, изложив его основы в трактате «Дао дэ Цзин» («Канон Пути и Благодати»).
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно напомнить, что греческая (финикийская) письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.
Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Самым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гармония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила называются ордером — порядком. Главных ордеров было два — дорический и ионический [19, с.158]. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтейон и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божественной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.
В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности. Древнейшая из них критская или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции [19, с.161]. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.
Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы, не смотря на это, сохраняли многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения [20, с.196].
Все это нашло свое отражение, как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек.
Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны. На самом же деле это был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком развитии их науки и культуры [21, с.444].
Великолепные памятники античной культуры - поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубоко современные.
Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидий. Особенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме Олимпии. В Афинах был славен также род скульпторов Праксителей. Одному из Праксителей принадлежит статуя Афродиты, в которую юноши влюблялись как в живую девушку.
В Древней Греции из празднеств в честь Диониса, бога виноградарства и виноделия, зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они поднимали вечные темы, волнующие людей и тысячелетия спустя [1, с.258].
Греческая литература представлена великими поэмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др.
Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Аристотелем.
Греки стали родоначальниками многих других наук. Так, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его десятитомном сочинении «История» впервые был поставлен вопрос о закономерностях исторического развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.
Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в четыре года в честь бога Зевса в городе Олимпия [1, с.286].
Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру Рима. Римляне, считавшие себя учениками и последователями греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере [15, с.158].
Среди римских поэтов особое место занимали Тит Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл, крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке, стал труд Катона «О сельском хозяйстве». Выдающимся писателем I в. до н.э. был Марк Теренций Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Юлия Цезаря также являются крупнейшими образцами римской художественной прозы.
Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Гай Цильний Меценат опекал талантливых поэтов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором нескольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в. до н.э. был Апулей, автор романа «Метаморфозы, или Золотой осел» [17, с.24].
Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Завоевание Тарента в 272 г. до н. э., оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в истории его литературы [2, с.325].
Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник. Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и вряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену.
Древняя архитектура, с террактовой орнаментикой, полностью царила в Риме в III в. до н. э. И только в следующем столетии, начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. «Лунский" (позднее каррарский) мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк - травертин, стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды [7, с.125].
Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший её от греческой, характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних коридоров. Начав покорять мир, римляне знакомились с новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что, как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты как, например, в вилле Фарнезина в Помпеях.
Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.
Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе [15, с.163].
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
Величайшего мастерства римляне достигли в создании скульптурных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренний мир [16, с.189].
Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей вмещал около 50 тыс. зрителей. Воздвигались триумфальные арки и статуи. Особенно величествен был форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.
Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими историками были Полибий, Тит Ливий, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх.
Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию часто называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они поклонялись и богам других народов, если те приносили им удачу.
В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероучение — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но его распространение связано с глубоким кризисом прежних представлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, который является абсолютным властелином и творцом мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вклад римлян и греков в общеевропейское наследие хорошо известен. Впервые в истории римляне заложили юридический фундамент для единения народов. Понятие «римский гражданин» уравнивало людей любой страны, нации, религии.
Древнегреческая культура также оказала значительное влияние на общеевропейскую культуру, особенно на искусство и науку. В религиозной греческой культуре можно отметить ряд существенных черт, которые отличают ее от древних воззрений. Во-первых, жители Древней Греции отличаются чувственность религиозного сознания. Эта черта сказалась в широком распространении массовых празднеств, поэтичности мифологического творчества, разнообразия мифов. Во-вторых, религия древних греков проникла во все сферы деятельности человека, уделяла огромное внимание проблемам личности. С одной стороны, это позволило создать культурное единое пространство, оказать заметное влияние на древнегреческую философскую мысль. С другой стороны, религия не стала объединяющей идеологией, мола заботилась о прочности общества.
В религии древних римлян нет таких поэтических мифов, как в Древней Греции. Говоря о божественном, латиняне был осторожнее и скуп на слова. Исконный латинский культ не имел изображений. Римлян долгое время не имел антропоморфного облика богов. Есть глубокий смысл в том, что грек, молясь, обращался к небу, у римлян – покрывал голову, смирение пронизывает латинское благочестие. Но мистики в религии древних римлян мало. В древности у римлян именно дом, а не храм был основным местом для почитания богов. Глава семьи долгое время был единственным жрецом. Римлян был привязан к земным богам, и его отличала меньшая степень страха перед природой.
«Римская религия, в противоположность греческой, не только содействовала развитию художественной и философской деятельности, но и подавляла их. Боги не нуждались в изображении, это говорит о том, что у них отсутствует творческая фантазия, впоследствии это стало причиной не развития философии и поэзии. Но зато она была доступна и понятна любому римскому гражданину, и она тверже держалась благодаря своей простоте и наивности. Когда творческие греки утратили веру, разрушая ее развитием науки, искусства и философии» (Моммзен,54).
Таким образом, их религия римлян смогла стать объединяющим фактором общества, она была не столь легкомысленная, нежели греческая, она была более приземленная.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бауэр, С. История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима / С. Бауэр. - М.: АСТ, 2018. - 992 c.
Бауэр, С. История Древнего мира. Т.1 / С. Бауэр. - М.: АСТ, 2019. - 480 c.
Бауэр, С. История Древнего мира. Т.2 / С. Бауэр. - М.: АСТ, 2019. - 800 c.
Бауэр, С. История Древнего мира / С. Бауэр. - М.: АСТ, 2018. - 992 c.
Бирд, М. SPQR.История Древнего Рима / М. Бирд. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. - 712 c.
Бузескул, В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. Кн.2: Разработка западноевропейской истории. Изучение истории Древнего Востока, Г / В.П. Бузескул. - М.: КД Либроком, 2013. - 232 c.
Бузескул, В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. Кн.2: Разработка западноевропейской истории. Изучение истории Древнего Востока, Греции и Рима / В.П. Бузескул. - М.: КД Либроком, 2013. - 232 c.
Вейгалл, А. Великие правители Древнего Египта. История царских династий от Аменемхета I до Тутмоса II / А. Вейгалл. - М.: Центрполиграф, 2015. - 318 c.
Вейгалл, А. Вейгалл А.История фараонов. Правящие династии раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000-1800 / А. Вейгалл. - М.: Центрполиграф, 2018. - 318 c.
Вейгалл, А. История фараонов. Правящие династии раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000-1800 гг. до нашей эры / А. Вейгалл. - М.: Центрполиграф, 2016. - 318 c.
Гнедич, П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.
Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы (шелк) / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.
Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.
Гриненко, Г.В. История философии. В 2 ч. Ч. 1. От древнего мира до эпохи просвещения: Учебник для академического бакалавриата / Г.В. Гриненко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 290 c.
Кузищин, В.И. История Древнего Рима / В.И. Кузищин. - М.: Высшая школа, 2007. - 383 c.
Машкин, М.Н. История Древнего Рима. / М.Н. Машкин. - М.: Высшая школа, 2006. - 751 c.
Машкин, Н.А. История древнего Рима: Учебник / Н.А. Машкин. - М.: Высшая школа, 2006. - 751 c.
Прокопенко, И.С. Запретная история древнего мира / И.С. Прокопенко. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
Родионов, М.В. ВПС: История древней Греции и древнего Рима: курс лекций / М.В. Родионов. - М.: А-Приор, 2006. - 224 c.
Сухорукова, О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие / О.А. Сухорукова. - М.: Форум, 2019. - 281 c.
Чанышев, А.Н. История философии древнего мира / А.Н. Чанышев. - М.: Академический проект, 2011. - 608 c.
Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Академический проспект, 2011. - 608 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!