Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Структура творчества в деятельности педагога

Тип Курсовая
Предмет Методическая работа в доо

ID (номер) заказа
3356406

500 руб.

Просмотров
1029
Размер файла
1.02 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА…………………………………………………………………... 5
1.1. СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……. 5
1.2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА…………………………………………….. 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ…………………………………………………...……………. 18
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ...………………………… 18
2.2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА…………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 29
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день актуальным является вопрос: «Каким должен быть современный педагог, какими знаниями, навыками и качествами ему необходимо обладать?» Среди множества характеристик, которые называются необходимыми звеньями современной педагогической деятельности, часто говорят и о творческом подходе.
Творчество состоит из разных видов деятельности человека, предпосылкой к нему является гибкость мышления человека, проявляющаяся в способности к многогранному видению мира.
Педагогическая деятельность и творчество – понятия неразделимые, так как эффективность деятельности любого педагога является совокупностью этих двух понятий. Педагогу, в настоящее время, необходимо не столько быстро адаптироваться к любой ситуации, а и быть готовым поменять её, при этом меняться и развиваться самому. Именно поэтому, актуальной является тема, посвящённая активности творческой личности педагога и её эффективности в профессиональной деятельности.
Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли представители педагогики и психологии прошлого: П.П. Блонский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкий и др.
Среди педагогов и психологов современности данная проблема представлена в работах: Л. С. Выготский, Б.С. Гершунского, В.А. Какн-Калика, В.А. Сластёнина и др.
Однако, возникает противоречие между множеством теоретических исследований данного вопроса и отсутствием эффективной системы работы по данному направлению.
Данное противоречие обусловило проблему нашего исследования, как творчество влияет на эффективность педагогической деятельности. Исходя из противоречия и проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Творчество как условие эффективной деятельности педагога»
Объект исследования: педагогическая деятельность
Предмет исследования: творчество в деятельности педагога
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность творчества в педагогической деятельности
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику сущности творчества в педагогической деятельности;
2. Выявить основные компоненты и функции творчества в педагогической деятельности;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению творческого потенциала педагога;
4. Разработать рекомендации по развитию творческого потенциала педагога.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
– практические: констатирующий эксперимент.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по развитию творческого потенциала педагога.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
В настоящее время, от педагога требуется высокая профессиональная квалификация, ему необходимо постоянно пребывать в творческом поиске индивидуальности педагогического процесса.
Деятельность педагога определяется как постоянный процесс решения различных задач, который, в свою очередь, включает в себя не только стандартные действия, но и оригинальные – творческие. Одной из важных задач современного образования можно назвать выход за пределы традиционного обучения и нахождение более эффективных способов развития творческой личности.
Творчество как проблема была актуальна для учёных любых времен. Так, к примеру, Аристотелем, Платоном и Сократом творчество определялось как способность, данная Богом, и считалось родственным безумию.
Я.А. Пономорёв считает творчество важной составляющей развития личности, потому что его продукт – уникальность и неповторимость [13, с.23].
По мнению Л.С. Выготского, творчество – деятельность, направленная на создание чего-то нового, вне зависимости происходит это во внешнем мире или внутри самого человека [2, с.78].
А.К. Маркова в своих исследованиях определяет сущность творчества не столько как новый результат деятельности, а как изменение уже имеющегося опыта, на основе которого формируются новые знания и умения [9, с.55].
Обращаясь к исследованиям американских учёных, мы выявили, что творчество, по мнению А. Маслоу и Е. Торренса, рассматривается как процесс пошагового развития идей и мысленных представлений, с помощью которого реальность преобразуется во что-то новое [10, с.117].
Процессуальные черты творческой деятельности выделены в работах И.Я. Лернера и представлены схематично на рис. 1 [8, с.89].
Видение структуры объекта, явления, подлежащего изучению
Видение новой функции знакомого объекта


Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию
Умение видеть альтернативу решения
Процессуальные черты творческой деятельности




Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ
Видение новых проблем в знакомых стандартных ситуациях

Рис.1 «Процессуальные черты творческой деятельности по И.Я. Лернеру»
Большое внимание творчеству в деятельности педагога уделяется в исследованиях В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Н.В. Кузьминой и др.
Так, Н.В. Кузьмина, определяя творчество в педагогической деятельности, отмечает: «Педагогическое творчество просматривается в принятии самостоятельных решений педагогом в построении своей деятельности на основе особенностей каждого ребёнка. Деятельность педагога направлена на решение множества задач для достижения главной цели – сформировать личность с собственным мировоззрением, убеждениями и поведением» [6, с.111].
Вышеуказанный автор рассматривает педагогическую деятельность не с точки зрения применения уже известных приёмов и методов воспитания, а со стороны способности к изобретению новых приёмов и методов, соответствующих задачам педагогической деятельности.
Профессиональная индивидуальность педагога просматривается в невозможности использования полного алгоритма, не смотря на то, что постоянные навыки и приемы присутствуют. Использование таких методов требует постоянных изменений и коррекционных действий в меняющихся, нестандартных ситуациях. Творчество педагога определяется умением постоянно менять методы своей работы в зависимости от конкретной ситуации.
По мнению М.М. Поташника, педагогическая деятельность не может быть без творчества, так как каждый ребёнок индивидуален также как и обстоятельства, и личность самого педагога. Поэтому любое педагогическое решение должно быть результатом этих всегда нестандартных условий. Если же, как отмечает автор, человек, работающий с детьми не учитывает этих особенностей, то его труд нельзя назвать педагогическим [].
В педагогическом словаре понятие «педагогическая деятельность» определяется как деятельность профессиональная, которая направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и самостоятельного развития ребенка с возможностью выбора вольного и творческого самовыражения [].
В таблице 1 мы представили как рассматривают творчество в деятельности педагога разные учёные.
Таблица 1
«Творчество в деятельности педагога»
Ученый Определение сущности творчества в педагогической деятельности
В. А. Кан-Калик, Н. В. Никандров Рассматривают педагогическую деятельность как творческий процесс, а именно общение педагога с ребёнком как творчество.
Выстроили последовательность этапов в процессе педагогического творчества:
1. Педагогический замысел для решения педагогической задачи (его возникновение);
2. Разработка возникшего замысла;
3. Применение замысла в педагогической деятельности;
4. Подведение итогов творчества [5, с.34].
Л. В. Занков Отмечает, что творчество в педагогической деятельности неограниченно отдельными методическими приёмами, а определяется как постоянное стремление к развитию и его осуществление [16, с.44].
Ю.Н. Кулюткин Определяет творчество не как отдельное звено педагогической деятельности, а как наиболее важную её составляющую [7, с.231].
В.С. Шубинский Определяет творчество в педагогической деятельности как особую сторону педагогики, которая выявляет закономерности формирования творческой личности [17, с.76].
Я. Лащик Определяет творчество педагога как симбиоз теории и практики, направленный на организацию специальной целенаправленной и систематической деятельности для формирования и развития творческой личности [2, с.67].
Одна из главных целей творчества в педагогической деятельности – формирование у ребёнка творческой личности, а именно умения постановки множества задач и способности к их решению. Творчество педагога особенно тем, что содержит в себе формирование и воспитание такого ребёнка, который имеет индивидуальность, что является продуктом педагогической деятельности.
Отличием творчества педагога является тесная взаимосвязь стадий процесса творчества и времени. Ограниченность во времени является результатом ограниченности вариативности решения проблемной ситуации. Ещё одним немаловажным аспектом педагогического творчества является – систематичность, однако результат её виден не сразу.
Разнообразность творчества в деятельности педагога позволяет сказать о множестве его проявлений. Таким образом, на рис. 2 мы отобразили проявление новизны педагогической деятельности на основе творчества [11, с.68].
Нестандартные подходы к решению проблем
Разработка новых методов, форм, приёмов, средств и их оригинальное сочетание


Эффективное применение уже имеющегося опыта в новых условиях
Умение трансформировать методические рекомендации и теоретические положения в педагогические действия
Новизна



Совершенствование, рационализация, модернизация имеющегося опыта согласно новым задачам

Рис.2 «Новизна педагогической деятельности на основе творчества»
Творчество педагога многие исследователи рассматривают лишь с точки зрения нестандартного решения задач педагогического процесса. Однако, оно проявляется и в решении коммуникативных задач. Так, В.А. Кан-Калик выделяет не только логико-педагогический аспект в творчестве, а также и субъективно-эмоциональный, который конкретизирует коммуникативные умения, проявляющиеся при решении задач в нестандартной ситуации. Среди таких умений он выделяет:
Умение управлять собственным психическим и эмоциональным состоянием;
Умение действовать на публике, а именно оценка ситуации общения, привлечение внимания публики или отдельных личностей, с помощью множества приёмов и методов [5, с.70].
По мнению Е.С. Громова творческую личность педагога проявляет и связь личностно-деловых качеств, которые указывают на его креативность. На основе этого автор выделяет семь признаков последнего:
Оригинальность;
Эвристичность;
Фантазия;
Активность;
Концентрированность;
Чуткость;
Чувствительность.
Помимо этого творческого педагога, как отмечает вышеуказанный автор, отличают такие качества как инициативность, самостоятельность в действиях, способность преодолевать инертность мышления, стремление к познанию нового, целеустремлённость, наблюдательность и др. [9, с.17].
Некоторые авторы, исследуя творчество в педагогической деятельности, выделяют разные его уровни. Так, по мнению В.А. Кан-Калика существует четыре уровня:
Применение существующих рекомендаций;
Оптимизация педагогического процесса;
Эвристический уровень;
Личностно-самостоятельный уровень [5, с.101].
В свою очередь, В.И Загвязинский рассматривает лишь три уровня творчества педагога:
Уровень открытия;
Уровень педагогических изобретений;
Уровень усовершенствования [4, с.55].
Уровни педагогического творчества, согласно исследованиям В.А. Бухвалова распределились следующим образом:
Повышение эффективности системы дидактики с помощью уже известных приёмов, методов и форм;
Повышение эффективности системы дидактики, для применение этих же приёмов, методов и форм в новой ситуации;
Приёмы, методы и формы, применение которых не меняет всю дидактическую систему, а лишь отдельные её части – создание нового;
Изобретение новой системы дидактики из совокупности уже имеющихся приёмов, методов и форм. Новизна такой системы заключается в новых связях между ними;
Изобретение кардинально нового направления в дидактической системе [1, с.270].
Как утверждает наука психология творческим потенциалом обладает каждый, необходимо лишь выявить его, развивать и применять. Важным компонентом творческого потенциала педагога в своих исследованиях Ю.Н. Кулюткин называет – профессиональное творческое мышление [7, с.80].
В свою очередь, Л.В. Яковлева среди черт творческого потенциала педагога называет высокий уровень интеллектуального развития, мотивацию на творчество в педагогическом процессе, нестандартное мировоззрение [18, с.178].
Труд педагога знаменуется как творческий тогда, когда духовный потенциал его личности становится привлечением к решению поставленной задачи. Творчество педагога – способность в помощи ребёнку к познанию собственного внутреннего мира, а именно к пониманию и созданию красоты своими собственными силами.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Деятельность педагога – органическая, сознательная и целенаправленная часть педагогического процесса, которая является важнейшей функцией общества. Структура педагогического процесса представлена на рис. 3 [15, с.99].
Педагогический процесс


1. Знание педагогической потребности, тенденций общественного развития, важных требований, которые предъявляются в обществе


2. Передача обучаемым многообразие научных знаний, умений и навыков, а также опыта, накопленного человеком в разных сферах


3. Непосредственно педагогические знания, опыт воспитания и мастерство


4. Высокая нравственная, эстетическая культура педагога

Рис.3 «Структура педагогического процесса»
Как общественное явление деятельность педагога реализуется в противоречиях, которые являются движущей силой к её развитию, появлению нового опыта. Развитость современного общества указывает на необходимость смены содержания функций педагога. Здесь и возникает противоречие между устаревшими методами воспитания и обучения и современными требованиями социума. В решении данного противоречия помогает анализ всех сфер жизни человека, выявления современных требований к личности и совершенствование уже имеющихся приёмов и методов в деятельности педагога. Важная роль в данном вопросе отдаётся творчеству.
Важно отметить, что педагогическая деятельность является совместной и предполагает развитие личности ребёнка, его способностей и компетенций. А творческой её можно назвать, потому что каждый ребёнок индивидуален и неповторим как личность [13, с.238].
Творчество в педагогической деятельности – высший уровень человеческой деятельности. Психологическую структуру творчества в педагогике можно представить схематично:
Творческая цель;
Творческий мотив;
Творческий субъект (объект);
Творческие способы и средства;
Творческие условия;
Творческий результат [3, с.90].
Если рассматривать творчество педагога в теории, то оно представляет собой открытие нового, ранее неопознанного в закономерностях обучения, а также создание эффективных теорий и методик.
В практической деятельности творчество проявляется в нестандартности подходов к решению задач педагога, а также в новых формах, методах и приёмах ведения учебного процесса и эффективности применения уже имеющегося опыта в нестандартной ситуации и т.д. [6, с.77].
Для педагога творчество выражается в:
– систематизации сотрудничества с обучающимися;
– модернизации педагогического процесса, на основе самооценки своей деятельности;
– применении множества средств педагогического воздействия;
– многообразии увлечений самого педагога, которые он применяет при обучении и воспитании;
– саморазвитии и самосовершенствовании в профессиональной деятельности [11, с.44].
Среди особенностей педагогического творчества педагоги и психологи выделяют:
Творчество как творение (развитие, воспитание, обучение) личности, так и поиск совершенно новых решений педагогических задач;
Педагогическое творчество – совместная деятельность с учениками;
Ограниченность по времени;
Повторение;
Относительность полученных результатов;
Сочетание множества видов творчества.
Также важно отметить, что педагогическое творчество никогда не возникает само по себе. Для его развития нужна благоприятная культурно-творческая атмосфера, стимулирующая среда, а также объективные и субъективные условия. Последние представим в таблице 2.
Таблица 2
«Условия развития педагогического творчества»
Объективные Субъективные
Положительная эмоционально-психологическая обстановка в коллективе Знания важных закономерностей и принципов целостности педагогического процесса
Уровень развития знаний в психолого-педагогической и специальной сферах Высокий уровень общей культуры педагога
Наличие адекватных средств обучения и воспитания Современность концепций подготовки специалистов
Научная обоснованность методических рекомендаций и установок Знание типичных ситуаций и умение принимать в них решения
Материально-техническая база педагогического процесса Стремление к творчеству, развитость мышления педагога и рефлексия
Наличие необходимого времени Педагогический опыт и интуиция
Умение принимать решения в необычных ситуациях
Владение педагогическими технологиями и проблемное видение
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены несколько функций творчества в педагогической деятельности:
Теоретическое обоснование процесса становления личности в творчестве, а также представление новаторского опыта педагогов;
Диагностика уровня становления инновационных явлений в педагогике, которые направлены на творческое развитие и самореализацию личности, а также установка причин, обеспечивающих это;
Прогностическая, которая подразумевает экспериментальные исследования, направленные на создание новых моделей взаимодействия между педагогом и обучающимися;
Технологическая, которая реализуется на разных уровнях: проектном, преобразования, и рефлексивно-коррекционном.
Несмотря на разнообразность содержания, организационных форм, методов и приёмов педагогического творчества, на данный момент выделяют ряд главных направлений творчества педагога и необходимых ему умений:
Изменение целей и задач обучения, которые применяются к новым ситуациям в педагогической деятельности; прогнозирование трудностей и выявление перспективы развития для каждого ребёнка или группы, способность к оригинальности в формулировке задач на любом из этапов педагогического процесса;
Изменение содержания педагогического процесса, основываясь на актуальности образовательной программы, выбора и систематизации дополнительной информации, соответствующей задачам обучения и воспитания; новизна организации учебного процесса;
Изменение методики и приёмов обучения, заключающееся в выборе инновационных форм, методов и приёмов, которые позволят достичь результативности педагогического процесса;
Использование современных обучающих средств, нестандартность оформления наглядности;
Организация педагогического процесса творчески на всех уровнях: функциональном, организационном, дидактическом, технологическом [9, с. 32].
Что же определяет творческого педагога? Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы были выявлены его личностные качества, которые мы представили схематично на рис. 4 [14, с.76].
Психолого-педагогическая компетентность

Активная деятельность
Саморазвитие


Социально-коммуникативная культура

Готовность к инновациям

Творческий учитель


Толерантность
Креативность

Индивидуальность
Мораль и нравственность

Рис. 4. «Личные качества творческого педагога»
Причём каждый из вышеуказанных компонентов может быть дополнен с учётом множества личностных качеств, которые способствуют профессиональному саморазвитию и реализации педагога в современных меняющихся условиях.
Выводы по первой главе:
На основе анализа психолого-педагогической литературы, в первой главе мы дали характеристику сущности творчества в педагогической деятельности и выявили основные компоненты и функции творчества. Таким образом, пришли к следующим выводам:
Педагогическое творчество просматривается в принятии самостоятельных решений педагогом в построении своей деятельности на основе особенностей каждого ребёнка. Деятельность педагога направлена на решение множества задач для достижения главной цели – сформировать личность с собственным мировоззрением, убеждениями и поведением;
Педагогическая деятельность и творчество неразделимы, так как каждый ребёнок индивидуален и имеет свои особенности, и именно творчество позволяет найти подход к каждому ребёнку и помогает действовать в нестандартной ситуации;
Структура творчества в педагогической деятельности включает в себя шесть компонентов: цель, мотив, субъект, способы и средства, условия и результат;
Среди функций педагогического творчества выделяют: теоретическое обоснование процесса становления личности в творчестве, диагностику уровня становления инновационных явлений в педагогике, которые направлены на творческое развитие и самореализацию личности, а также прогностическую, которая подразумевает экспериментальные исследования, направленные на создание новых моделей взаимодействия между педагогом и обучающимися, и технологическую.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА
Уровень профессиональной компетентности не всегда соответствует современным требованиям, и не каждый педагог готов развивать творческую активность в ребёнке и донести идею креативности как немаловажную в саморазвитии.
В настоящее время, в образовании существует противоречие между необходимостью в качественном образовании и отсутствием возможности решить данную проблему традиционными методами. Однако, грамотно спланированная методическая работа позволит улучшить обстановку в образовательном учреждении. Сильно повлиять на уровень педагога поможет также и создание условий, позволяющих творчески самореализоваться и раскрыть свой творческий потенциал.
Анализ творческого потенциала мы проводили на базе ДОУ города …. В ходе анализа решались следующие задачи:
Подбор критериев;
Выбор инструментов исследования;
Анализ данных диагностики.
Во время проведения исследования нами были использованы данные психолого-педагогические диагностики:
– анкетирование «Творческий потенциал», автор Н. В. Киршева (Приложение 1);
– опросник «Отношение к инновациям» (Приложение 2);
– тестирование «Под небом голубым» (Приложение 3), определяющее воображение педагога;
– тестирование «Круг, треугольник и квадраты», дабы понять сферу интересов педагогов (Приложение 4);
– опросник «Креативность», автор Джонсон (Приложение 5).
В исследовании приняло участие 17 человек.
По результатам анкетирования, значительный творческий потенциал выявлен у двух человек, что составило двенадцать процентов, средний творческий потенциал у тринадцати педагогов, что составило семьдесят шесть процентов всех исследуемых, а у двух наблюдается низкий показатель творческого потенциала, что также как и в первом случае составляет двенадцать процентов. Данные анкетирования «Творческий потенциал» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Данные анкетирования «Творческий потенциал»
Всего человек Высокий уровень творческого потенциала Средний уровень творческого потенциала Низкий уровень творческого потенциала
17 100% 2 12% 13 76% 2 12%
Так как одной анкеты на определение творческого потенциала недостаточно, нами было использовано несколько методик. По результатам опросника «Отношение к инновациям», положительный ответ дали девять человек, а значит пятьдесят три процента, отрицательный – один человек, что составило 6 процентов от общего числа педагогов, боязливое отношение – у четырёх или у двадцати четырёх в процентном соотношении, неопределённое отношение – у трёх педагогов, что составило 18 процентов всех педагогов. Данные представлены на рисунке 5.

Рис 5. «Результаты методики Отношение к инновациям»
По результатам третьей диагностики было выявлено четыре человека или двадцать четыре в процентном соотношении сильно восприимчивых, с развитой интуицией и способных к прогнозированию, семь человек, что составляет сорок один процент от общего числа, которых можно отнести к успешным в сфере межличностных отношений, которые могут подбодрить коллектив в сложных ситуациях. Четыре человека (двадцать четыре в процентном соотношении) по результатам исследования успешны в сфере ораторского искусства, а два, что составило двенадцать процентов всех испытуемых, обладают мощным творческим потенциалом. Результаты данного исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты тестирования «Под небом голубым»
Всего человек Восприимчивость, хорошая интуиция Успешность в межличностных отношениях, способны подбодрить коллектив Успешность в ораторском искусстве Мощный творческий потенциал
17 100% 4 24% 7 41% 4 24 2 12%
При определении сферы интересов педагогов, было выявлено, что шести (тридцати пяти процентам) педагогам необходимо поработать над ораторским искусством, восемь педагогов (сорок семь процентов) готовы к обучению новаторским методикам проведения занятий, а три педагога (восемнадцать процентов) готовы к обучению во взаимоотношениях в коллективе, то есть посещать тренинги и семинары.
По результатам опросника «Креативность» из семнадцати педагогов, у одного (шесть процентов от общего числа) – очень высокий уровень креативности, у двух (двенадцать процентов всех педагогов) – высокий, средний уровень был определён – у восьми (сорок семь процентов), низкий уровень креативности – у одного (шесть процентов), очень низкий – у пяти педагогов (двадцать девять процентов). Результаты можно увидеть на рисунке 6.

Рис. 6 «Результаты опросника «Креативность»»
Для составления рекомендаций по дальнейшему развитию творческого потенциала необходимо также учитывать возрастной диапазон и стаж педагогических работников. Первое мы представили в таблице 5.
Таблица 5
Возрастной диапазон педагогов
До 25 лет 25-30 лет 30-35 лет 35-40 лет 40-45 лет 45 и более
2 12% 3 18% 4 24% 3 18% 2 12% 3 18%
Второй критерий представлен в таблице 6.
Таблица 6
Стаж педагогических работников
Менее 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет Более 20 лет
3 18% 6 35% 5 29% 3 18%
Разносторонний анализ данных, касающихся творческого потенциала педагогов показал, что в общем творческий потенциал исследуемых педагогов на среднем уровне. Однако есть педагоги, чей показатель на низком уровне. Стоит отметить, что образовательному учреждению необходима помощь в раскрытии и развитии творческого потенциала их педагогов.
2.2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА
Для достижения успеха в своей профессиональной деятельности педагогу необходимо осознать и критически осмыслить собственные достижения и трудности. В данном случае важно развивать креативный потенциал педагога.
Эффективность развития методической работы напрямую зависит от включённости в деятельность и общение самого педагога. Главную роль здесь играет то, что педагогу необходимо стать субъектом собственного процесса обучения, а работа методического характера должна лишь простимулировать саморазвитие.
Повышение квалификации и профессионального мастерства – одно из главных решений задачи по творческому развитию педагогов и изменению их мышления.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы адаптировали часть рекомендаций по развитию творческого потенциала под педагогов детского дошкольного учреждения. Среди основных составляющих в работе по повышению уровня творческого потенциала педагогов детского дошкольного учреждения выделяются:
Знакомство с главными концепциями творческого развития личности;
Знакомство с психолого-педагогическими основами построения творческой образовательной среды;
Знакомство с принципами и методами раскрытия творческого потенциала;
Развитие умения осознать внутренние причины и мотивацию собственных поступков по отношению к себе и другим.
Определив особенности каждого исследуемого педагога (самооценку, интересы, мышление, воображение, креативность), а также их возраст и стаж мы разработали рекомендации по развитию творческого потенциала, включающие в себя комплекс мероприятий.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Выявить и помочь реализовать творческие способности каждого педагога;
Сформировать у педагогов уверенность в себе во взаимоотношениях в коллективе;
Смотивировать педагогов на активную творческую деятельность;
Поддержать в коллективе благоприятный климат;
Повысить профессиональный потенциал педагогов.
Представим комплекс мероприятий в таблице 7.
Таблица 7
Комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала педагогов
Задача Форма работы Срок Ответственные
1 2 3 4
Выявить и помочь реализовать творческие способности каждого педагога Теоретико-практическое занятие «О творческих способностях» Октябрь 2021 года Творческая группа, старший воспитатель
Сформировать у педагогов уверенность в себе во взаимоотношениях в коллективе Теоретико-практическое занятие «Повышай свою самооценку» Ноябрь-декабрь 2021 года Психолог, старший воспитатель
Поддержать в коллективе благоприятный климат Психотренинг «Успех творческой деятельности педагога зависит от психического здоровья» Январь 2022 года Психолог, творческая группа, старший воспитатель
Установить благоприятные и активные межличностные отношения в коллективе Деловая игра «Творчество – для избранных» Январь-февраль 2022 года Творческая группа, психолог, старший воспитатель
Создать условия для саморазвития педагога в профессиональной деятельности Консультация «От стереотипов к творчеству» Март 2022 года Психолог, старший воспитатель
1 2 3 4
Осветить современные теоретические и практические вопросы о креативном потенциале Семинар «Творческая образовательная среда и психологические основы её организации» Март 2022 года Психолог, методист
Поддержка эмоционального здоровья педагогов Организация клубов по интересам Апрель 2022 года Творческая группа, психолог
Становление активных взаимоотношений педагогов в сотворчестве Мастер-класс «Кукла-оберег» Май 2022 года Творческая группа, старший воспитатель
Сформировать активную позицию педагогов, уверенности в себе Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» Февраль-май 2022 года Старший воспитатель
Как показывает практика, трудная задача для педагога – преодолеть стереотипность поведения и её нельзя решить привычными методами. Для этого были предложены тренинги, благодаря которым педагог сможет осознать стереотипность своего поведения и изменить это.
Одно из направлений в развитии творческого потенциала, которое ориентировано на развитие общения субъект-субъект – психотренинг. Также эффективными можно считать следующие формы работы:
Деловая игра;
Конкурс;
Мастер-класс;
Выставка и др.
На эффективность творческой деятельности педагога также влияет и мотивация, которая становится целью действий человека. Многие психологи пишут о том, что главный мотив – интерес к творчеству, уже после идут мотивы материальные и социального долга.
В планировании методической работы к развитию творческого потенциала педагога нам помогли следующие составляющие:
Хороший состав педагогов;
Диагностическое изучение личности каждого педагога;
Уровень творческого потенциала каждого педагога;
Интересы каждого.
Разработанные рекомендации направлены на развитие творческого потенциала педагогов и основаны на проведении комплекса творческих мероприятий, где каждый педагог станет активным участником, а не наблюдателем.
Выводы по второй главе:
Разносторонний анализ данных, касающихся творческого потенциала педагогов показал, что в общем творческий потенциал исследуемых педагогов на среднем уровне. Однако есть педагоги, чей показатель на низком уровне. Стоит отметить, что образовательному учреждению необходима помощь в раскрытии и развитии творческого потенциала их педагогов.
На основе проведённых диагностик по выявлению творческого потенциала педагогов были созданы рекомендации, включающие в себя комплекс творческих мероприятий, направленных на развитие данного качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время теме «Творчество как условие эффективной деятельности педагога». В ходе работы мы решали следующие задачи:
1. Дать характеристику сущности творчества в педагогической деятельности;
2. Выявить основные компоненты и функции творчества в педагогической деятельности;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению творческого потенциала педагога;
4. Разработать рекомендации по развитию творческого потенциала педагога.
Первая глава была посвящена решению первых двух задач. На основе анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы:
Педагогическое творчество просматривается в принятии самостоятельных решений педагогом в построении своей деятельности на основе особенностей каждого ребёнка. Деятельность педагога направлена на решение множества задач для достижения главной цели – сформировать личность с собственным мировоззрением, убеждениями и поведением;
Педагогическая деятельность и творчество неразделимы, так как каждый ребёнок индивидуален и имеет свои особенности, и именно творчество позволяет найти подход к каждому ребёнку и помогает действовать в нестандартной ситуации;
Структура творчества в педагогической деятельности включает в себя шесть компонентов: цель, мотив, субъект, способы и средства, условия и результат;
Среди функций педагогического творчества выделяют: теоретическое обоснование процесса становления личности в творчестве, диагностику уровня становления инновационных явлений в педагогике, которые направлены на творческое развитие и самореализацию личности, а также прогностическую, которая подразумевает экспериментальные исследования, направленные на создание новых моделей взаимодействия между педагогом и обучающимися, и технологическую.
Во второй главе курсовой работы был проведен анализ творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения № … города …., который показал, что в общем, творческий потенциал исследуемых педагогов на среднем уровне. Однако есть педагоги, чей показатель на низком уровне. Что указало на необходимость помочь образовательному учреждению в раскрытии творческого потенциала их педагогов.
Для этого нами были разработаны рекомендации, включающие в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала педагогов.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, а задачи исследования решены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бухвалов, В.А. Алгоритм педагогического творчества : Книга для учителя / В. А. Бухвалов. – Москва. – 2013. – 324с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – Москва : Педагогика. – 2011. – 480с.
Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика : Методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. – Киев : Издательство Киев. – 2016. – 200с.
Гильманов, С. Творческая индивидуальность педагога / С. Гильманов. – Москва. – 2014. – №1. – 207с.
Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – Москва : Знание. – 2011. – 324с.
Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – Москва : Педагогикаю – 2020. – 144с.
Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя : Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. – Ленинград : ЛГУ, 1980. – 183с.
Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии / Ю. Н. Кулюткин. – 2006. – № 2. – 414с.
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – Москва : Педагогика. – 2011. – 116с.
Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – Москва : Педагогика. – 2013. – 64с.
Маслоу, А. Самоактуализация : Пер. с англ. // Психология личности. – Москва. – 1992. – 234с.
Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – Москва. – 2012. – 432с.
Новиков, А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. – Москва : РАО. – 2013. – 275с.
Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – Москва. – 2014. – 231с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – Москва : Наука. – 2016. – 304с.
Поташник, М.М. Педагогическое творчество. Проблемы развития и опыт. Пособие для учителя / М. М. Поташник. – Киев. – 2008. – 173с.
Раченко, И.П. Научная организация педагогического труда / И. П. Раченко. – Москва. – 2012. – 304с.
Сластенин, В.А. Формирование социально активной личности учителя / В. А. Сластенин. Москва : Просвещение. – 2011. – № 4. – 211с.
Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. – Москва : Знание. – 2008. – 79с.
Яковлева, Л.В. Теория и практика педагогического творчества / Л. В. Яковлева. – Челябинск. – 2007. – 213с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.