это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3358852
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение………………………………………………………………….…...3
1. Теоретические аспекты устойчивого развития регионов России
Теоретические подходы к изучению понятия устойчивого развития регионов…………………………………………………………………………..….5
Понятие и структура принципов устойчивого развития………..…10
2. Проблемы устойчивого развития регионов России
2.1 Формы устойчивости регионального развития и состав факторов устойчивого развития регионов………………………………………………..…15
2.2 Проблемы и перспективы устойчивого развития России……………18
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………28
Введение
Актуальность темы. Экономика России переживает непростой период восстановления послекризисной ситуации, когда формирование новых механизмов модернизируемой экономики должно происходить на фоне стабилизации экономического развития всей социально-экономической структуры регионов. Остроту проблеме устойчивого развития Российской Федерации придает формирование многих дестабилизирующих факторов развития, неустойчивость стала характерной чертой функционирования экономических систем всех уровней, усиливается дезинтеграция и поляризация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. При этом отсутствует адекватная этим процессам институционально-правовая среда, способствующая обеспечению экономической безопасности, эффективному управлению устойчивым развитием подсистем национальной экономики. При всей разработанности проблем устойчивости остается много спорных, нерешенных вопросов, что обусловлено не только динамичностью и многогранностью данной проблемы, но и достижением критического уровня во взаимодействии человеческой цивилизации с окружающей средой.
В связи с этим особый интерес приобретает понятие «устойчивого развития». Широкое распространение концепция устойчивого развития получила от Brundtland-комиссии, которая увязала понятия «развития» и «экологии» в единое целое.
На современном этапе достижение устойчивого развития в нашей стране является актуальной, т. к. в современной экономике роль регионов как субъектов экономической деятельности постоянно возрастает из-за их нелинейного, ассиметричного, волнового и цикличного характера. Изменения в экономике, которые сопровождались сокращением объемов промышленного производства, падением жизненного уровня значительной части населения, критическим снижением эффективности национальной экономики повлияли на всем экономическом пространстве на хозяйственные системы регионов, в которых были подорваны основы расширенного воспроизводства, сформировались многочисленные дестабилизирующие факторы развития. Неустойчивость стала характерной чертой их состояния.
Цель курсовой работы - выявить проблемы устойчивого развития регионов России.
Объект курсовой работы - устойчивое развитие регионов.
Предмет данной работы - формы устойчивости регионального развития и состав факторов устойчивого развития регионов.
Исходя из данной цели курсовой работы, необходимо решить такие задачи:
рассмотреть теоретические подходы к изучению понятия устойчивого развития регионов;
изучить понятие и структуру принципов устойчивого развития;
сформулировать формы устойчивости регионального развития и состав факторов устойчивого развития регионов;
выявить проблемы и перспективы устойчивого развития России.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические аспекты устойчивого развития регионов России
Теоретические подходы к изучению понятия устойчивого развития регионов
Устойчивое развитие является сложным, многогранным, самостоятельным понятием, которое находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий множества ученых. Словосочетание «sustainable development», переведенное как «устойчивое развитие» привлекло внимание мирового научного сообщества еще в 1992 году после доклада Комиссии ООН по окружающей среде и развитию в рамках конференции в Рио-де-Жанейро. На конференции было сформулировано определение, которое включает в себя три составляющих: экономическую эффективность, социальное равенство и экологическую устойчивость.
В России идеи устойчивого развития получили официальное закрепление указами Президента РФ №236 от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и №440 от 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», согласно которым, переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.
С ростом интереса исследователей к данной проблеме и более глубоким осмыслением сущности устойчивого развития стали возникать его многочисленные определения, и единого современной наукой пока не выделено. В настоящее время существует два достаточно самостоятельных направления в самой трактовке концепции устойчивого развития.
В рамках первого направления основной акцент делается на экологическую составляющую устойчивости в контекст необходимости обеспечения воспроизводимости ограниченных ресурсов. Однако, в последнее время, более о себе заявляет второе направление, в котором на первый план выдвигается не экологические, а социально-экономические и иные аспекты устойчивого развития. Существуют следующие авторские формулировки понятия (табл. 1).
Таблица 1
Авторские формулировки понятия «устойчивое развитие региона»
Автор Формулировка понятия
Г.В. Гутман, А.А. Мироедов,
С.В. Федин Устойчивое развитие региона – такое состояние социо-эколого-экономической системы, при котором существуют необходимые условия и предпосылки для прогрессивного движения вперед, для поддержания внутреннего и внешнего равновесия, для обеспечения постепенного перехода экономики от простых явлений к более сложным, тем самым происходит формирование условий для ее перехода в качественно новое состояние.
В.А. Коптюг, В.М. Матросов,
В.К. Левашов Под устойчивым развитием общества или всего мирового сообщества понимается стабильное или предсказуемое развитие, без резких потрясений и катастроф.
А.А. ШалмуевУстойчивое региональное развитие предполагает формирование такой модели регионального менеджмента, которая позволит обеспечить достойный уровень благосостояния населения и динамическое равновесие экономической системы с окружающей средой. Применительно к социально-экономической системе устойчивость в самом общем виде может быть определена как способность системы сравнительно быстро возвращаться в исходное состояние либо достигать новой, более высокой точки на траектории своего развития.
Т.В. УсковаУстойчивое развитие – процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технологического развития в гармонии с социальным благополучием и экологическим равновесием повышают ценность текущего и будущего потенциала.
О.Л. Кузнецов,
Б.Е. Большаков Устойчивое развитие – это непрерывный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. Устойчивое развитие включает две группы понятий: во-первых, необходимые для сохранения и развития потребности и возможности, и, во-вторых, накладываемые на возможность удовлетворять потребности ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества.
Г.С. Розенберг, Г.П. Краснощеков, Ю.М. Крылов Устойчивое развитие – поддерживаемое экономическое развитие, не подвергающее угрозе истощения существующих ресурсов будущих поколений.
А.Р. АхметишинаУстойчивое развитие экономической системы есть непрерывный процесс регулирования экономико-экологических отношений, снижения экономической нагрузки на биосферу, разработки новых ресурсосберегающих и экономически чистых технологий с целью предотвращения глобальных экологических и экономических угроз.
Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова Устойчивое развитие – это совокупность процессов позитивных изменений, воплощающих их технологий, направленных на гармонизацию отношений между экономической, экологической и социальной сферами для удовлетворения потребности социально-экономической системы в долгосрочном существовании.А.А. Пиковский, И.А. Орлова Устойчивое развитие – это форма социального и экономического развития, которая оптимизирует экономические и социальные блага, доступные в настоящее время, без создания угрозы потенциальной возможности иметь эти же блага в будущем.
М.Ю. КалинчиковУстойчивое развитие – это такое развитие экономической, политической, социальной и экологической сфер с присущим им в качестве внутренних характеристик стремлением к равновесию и сокращению диспаритета, которое обеспечивает сбалансированное, поступательное движение региона в целом, следствием чего должно явиться улучшение жизни людей.
В.И. Данилов-ДанильянУстойчивое развитие определяется через призму общественного развития, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества.
И.И. Сигов Устойчивое развитие это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Понятие и структура принципов устойчивого развития
Исследование подходов к определению понятия «устойчивое развитие» (англ. - sustainable development) показали, что, несмотря на существование большого количества толкований данной категории ни одно из них не стало общепринятым.
Словосочетание «устойчивое развитие» большинство ученых понимает как процесс, характеризующийся постоянством, непрерывностью изменений. В то же время в сочетании с английским «development», что переводится как развитие, эволюция, расширение, рост, улучшение, совершенствование слово «sustainable», которое состоит из двух частей - «sustain» (поддерживать, не давать возможности погаснуть, прерваться, выдерживать) и «able» (имеющий способность), образует словосочетание, которое имеет разную трактовку в научных кругах.
Кроме того, как отмечается в словосочетании «устойчивое развитие» есть определенное противоречие, поскольку развитие - это процесс движения, которому не присуще понятие устойчивости, данное словосочетание выполняет в концепции устойчивого развития.
Впервые термин «устойчивое развитие» был применен в 1972 году на Первой Всемирной Конференции по окружающей среде в Стокгольме. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро этот термин был использован «в качестве названия новой концепции существования всего человечества. Концепция устойчивого развития была сформулирована как способ преодоления главной для современной цивилизации экологической угрозы, существовавшей в виде какой-то теоретически обоснованной опасности, осознаваемой сравнительно узким кругом ученых и политиков и связанной с перенаселением, с непоправимым расходованием природных ресурсов и с загрязнением окружающей среды».
Однако, Е. Логунцев отмечает, что «такой концепции пока нет. Есть определенные идеи, которые получили всеобщее признание и зафиксированы в официальных политических решениях. Нет даже и общепринятого определения термина. Действия мирового сообщества направлены на формирование основных элементов концепции, включая выработку понятийного аппарата».
С момента появления понятия «устойчивое развитие» наблюдается значительное количество его толкований, причем от определений, достаточно плотно связанных с источником возникновения данного понятия (проблемы сохранения окружающей среды), в расширенных, обобщающих весь комплекс проблем существования и благополучия человеческого общества. Ученые из Лондонского центра эколого-экономических исследований доказали, что существует более трех десятков определений экологического устойчивого развития. Экономическая энциклопедия дает следующее определение: «Устойчивое развитие - это предложенная мировым сообществом, современная концепция желаемого общественного развития, основанной на стратегии оптимизации всей деятельности человечества (прежде всего экономической) в его взаимодействии с окружающей средой».
Вместе с тем, экономическая энциклопедия приводит еще к одному близкому по сути термину «эколого-экономическое развитие», трактуя его как «расширенное воспроизводство и постепенное качественное изменение производительных сил, науки, культуры и благосостояния общества, соответствующие условия для рационального использования и воспроизводства природных богатств, их относительно стабильного состояния». Как видно, по своей сути данные определения являются практически идентичными.
А. Филипенко под устойчивым развитием понимает баланс и интеграцию между экономическими, экологическими и социальными потребностями человечества, с одной стороны, и способностью земных ресурсов и экосистемы удовлетворять нынешние и будущие потребности - с другой.
По мнению Л. Корнейчук устойчивое развитие это «развитие без выхода ресурсопотока за пределы регенеративных и поглощающих возможностей окружающей среды. Его целью является достаточное, а не максимальное богатство на душу населения».
В. Коптюг отмечает, что устойчивое развитие - это стабилизация биогеохимических циклов и сокращение диспаритет на всех уровнях, от глобального до местного, на основе новой модели развития, балансирует экономические, социальные и экологические критерии.
Т. Шовгенов под устойчивым развитием понимает способность (социально-экономической системы) эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своей положительной изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, а не возобновляемых ресурсов.
В. Пчелинцев расширил понятие комплексного регионального развития через определение устойчивого развития - это «переход к системному управлению совокупностью экономических, социально-демографических и экологических процессов на данной территории».
Таким образом, развитие является постоянным, если он максимизирует чистые выгоды экономического развития при сохранении природных ресурсов и обеспечении их качества во времени, предусматривает увеличение не только реального дохода на душу населения, но также рост других показателей благосостояния, приводит к положительным структурным изменениям в экономике и обществе.
По нашему мнению, понятие устойчивого развития следует рассматривать, по крайней мере, в двух значениях: узком и широком. В узком смысле основное внимание акцентируется преимущественно на его экологической составляющей, которая связана с оптимизацией деятельности по биосферы. В широком смысле устойчивое развитие рассматривается как процесс, который описывает новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся параметров (экономических, социальных, экологических, культурологических и т.д.).
Примером такого подхода является определение, предложенное «комиссией Брундтланд». По сути, возникает задача оптимального управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социо-культурных богатств, которые использует цивилизация на конкретном этапе исторического развития (с учетом прогностического его контекста). Безусловно, узкое и широкое трактование феномена устойчивого развития находятся в неразрывной взаимосвязи.
Еще в докладе "Всемирная стратегия охраны природы" (1980 г.), представленные Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института "Worldwatch" ("Всемирная вахта") в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие "развитие без разрушения", а в дальнейшем получило распространение понятие "экоразвитие", что означает экологически приемлемое развитие, то есть развитие, наименее негативно влияет на окружающую среду.
Можно считать, что уже в Декларации первой конференции ООН, об окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В такое понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, и особенно доклад «Пределы роста» (1972 г.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от експонциального экономического роста до состояния "глобального динамического равновесия", от количественного роста - к "органическому" (качественному) и "нового мирового экономического порядка".
Устойчивое развитие как мировоззренческая модель пытается объединить экологическое, социальное и экономическое измерения окружающей среды в глобальной перспективе. Модель сосредоточена не на удовлетворении запросов отдельных индивидов, а на общее благо.
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения 3-х основных принципах:
1) Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, то есть достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания.
2) Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в ее человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.
3) Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеют равные права на ресурсы. Подходы к сбалансированию экономических, социальных и природных факторов при переходе к устойчивому развитию лежат на пути к социальной справедливости, устойчивой экономике и экологической устойчивости. Социальная справедливость неизбежно должна основываться на экономической устойчивости и социальному равенству, а для этого необходимо и экологическая устойчивость, означает сохранение природного капитала.
Экологическая устойчивость включает в себя сохранение биоразнообразия, здоровья человека, а также качества воздуха, воды и почвы на уровне, достаточном для поддержания жизни и благосостояния человека, а также жизни животных и растений на все времена.
2. Проблемы устойчивого развития регионов России
2.1 Формы устойчивости регионального развития и состав факторов устойчивого развития регионов
Территориальная протяженность России ведет к выделению в ее границах различных по степени своего экономического и социального развития регионов, среди которых можно различить следующие виды:
- развивающиеся регионы;
- проблемные регионы;
- депрессивные регионы.
Для обеспечения устойчивости развития регионов в экономическом, социальном и ином смысле необходимо преодолевать различные препятствия и не останавливаться на достигнутом в любой промежуток времени управления регионом. В настоящее время страна находится в экономическом кризисе, в рамках которого устойчивость развития региона выступает в качестве основы выживаемости этого региона и возможности последующего положительного его развития.
Развития регионов может осуществляться в следующих формах:
Неустойчивое развитие региона;
Гиперустойчивое развитие региона;
Глобально устойчивое развитие региона;
Приближенно-устойчивое развитие региона;
Устойчивое развитие региона.
При реформировании тенденций устойчивого развития регионов России требуется учитывать ее особенности, к числу которых относятся масштабность территории, многообразие регионов, нестабильное развитие экономической системы страны в целом. Политика регионального развития требует повышенной активности государства по сравнению с общемировыми стандартами, направленной на устранение диспропорциональности экономического пространства, разрешение сложнейших проблем регионального развития, формирование условий, обеспечивающих устойчивость развития регионов. Процесс построения рыночной экономики требует глубокого реформирования системы государственного регулирования развития регионов. В качестве главного направления такого реформирования выступает создание системы рыночных механизмов управления, расширение экономической самостоятельности и прав регионов, совершенствование федеративной системы управления регионами.
На устойчивость развития регионов влияет множество факторов, в состав которых можно включить следующие:
- стабильность региональной бюджетной системы, снижение степени ее зависимости от трансфертно-дотационной политики;
- уровень техногенного загрязнения;
- совокупность природных климатических условий;
- состояние экологической обстановки;
- уровень развития социальной сферы;
- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;
- обеспеченность научными и образовательными учреждениями;
- степень развития искусства и культуры;
- развитие регионального маркетинга и брендинга регионов;
- степень обеспечения продовольственной безопасности регионов;
- уровень развития инфраструктуры на территории регионов;
- обеспечение регионов коммуникациями, в том числе в сфере связи;
- уровень развития производственных мощностей региона;
- влияние монополий;
- влияние мировой экономической ситуации;
- наличие кредитных учреждений, страховых компаний и иных подобных участников рынка и так далее.
2.2 Проблемы и перспективы устойчивого развития России
Большинство процессов, происходящих сегодня в регионах, противоречат данной концепции в основном это связано с расточительным потреблением в развитых регионах и бедностью в развивающихся. В обеих случаях именно инновационное развитие региона является процессом, приводящим систему к состоянию баланса. Устойчивое развитие это прежде всего баланс между экономическим развитием, экосистемой и уровнем жизни населения, следовательно, устойчивое развитие должно ориентироваться на развитие следующих направлений:
- экономическая эффективность и конкурентоспособность;
- качество медицинских услуг и уровня жизни;
- социальное равенство;
- охрану видов, экосистем и природных процессов;
- доступность знаний;
- охрану культурного наследия.
Несомненно, экономическое развитие в будущем, прежде всего, определяется способностью производить новые знания благодаря исследованиям и разработкам и инновации в этом процессе играют важную роль и пронизывают весь спектр проблем устойчивого экономического, социального и экологического развития.
Хотя Россия сохраняет черты великой мировой державы в области геополитики, в ее развитии наблюдаются диспропорции, важнейшая из которых - несоответствие природно-ресурсного потенциала и возможностей человеческого капитала уровню инновационного развития и благосостояния граждан.
К проблемам устойчивого развития России можно отнести следующие:экологическую (многие экосистемы находятся на грани экологической катастрофы),
социально-демографическую (резкое расслоение общества, снижение численности населения),
продовольственной и энергетической безопасности,
ряд социально-экономических проблем (неразвитость институтов, слабость инновационного фактора, неэффективность государственного регулирования экономики и др.).
Все эти проблемы особенно обострились на фоне глобального экономического кризиса.
Анализ мнений ведущих отечественных экономистов и общественных деятелей по проблемам устойчивого развития России позволяет сделать вывод об их неоднозначности. Ряд авторов связывает устойчивое развитие России с инновационными преобразованиями и трансформацией политической системы. Другие авторы придерживаются более консервативной позиции, отдавая приоритет концепции догоняющего развития. Одной из ключевых экономических угроз для России есть вероятность существенной потери конкурентоспособности на мировом уровне. Это особенно вероятно в том случае, если экономическая политика государства и дальше будет ориентироваться на продажу невозобновляемых сырьевых ресурсов. В настоящее время такие факторы устойчивого развития России, как свободные мощности и незанятые трудовые ресурсы, практически исчерпаны. В этих условиях принципиально важными становятся проблемы институциональных и структурных реформ.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, охватывает период до 2020 г., рассмотрены три возможных сценария долгосрочного развития: инерционный, экспортно-сырьевой и инновационный. Инерционный сценарий предполагает сохранение доминирования энерго-сырьевых секторов при постепенном замедлении темпов роста добычи и экспорта продукции ТЭК из-за отставания в развитии инфраструктуры. Экспортно-сырьевой сценарий включает активное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, реализацию крупных инфраструктурных проектов, дают возможность наращивать производственный потенциал традиционных отраслей российского экспорта. Инновационный сценарий предполагает использование конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления российской экономики. Принципиально важным является резкий скачок в повышении качества человеческого капитала и использовании на этой основе высокотехнологичных производств.
Одним из первых указов Президента Российской Федерации В. В. Путина был Указ от 7 мая 2012 года. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Правительству Российской Федерации:
а) в области стратегического планирования социально-экономического развития:
утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, чтобы обеспечить достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа подготовить и внести до 1 октября 2012 года в государственную Думу федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики.
Следует подчеркнуть, что приведенные в Указе показатели не в полной мере отражают возможности достижения устойчивого экономического роста.
Некоторые из них, трудно измеряемые, в частности показатель «создание и модернизация 25 млн. высокопродуктивных мест». В официальной статистике Росстата по рынку труда России нет такого показателя.
В показателе «увеличение объема инвестиций» непонятно о каких конкретно инвестициях идет речь. Если это инвестиции в основной капитал, то учитываются в этом показателе иностранные инвестиции в форме прямых, портфельных и других видов инвестиций.
Отдельные показатели представляются практически не достижимыми. Это относится к показателю - «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120 места до 20 места в 2018 г.». Совершенно очевидно, что кардинально поменять инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того, оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.
Кроме того, приведены показатели имеют различные временные рамки достижения обозначенных результатов (2015 года, 2018 года, 2020 г.)
В Указе ничего не говорится о Стратегии развития экономики России до 2020 г. (Стратегия - 2020), которая активно разрабатывалась и публично обсуждалась перед президентскими выборами в конце 2011 г.
Вместо стратегии правительства предложено «утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, чтобы обеспечить достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа».
Указанные явные нестыковки и недоработки в Указе Президента РФ свидетельствуют о том, что до сих пор в России фактически нет внятной и согласованной долгосрочной государственной экономической политики и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, концепции перевода экономики на модель устойчивого развития.
Было подписано еще один Указ 11 июля 2012 г. «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России».
В состав комиссии вошли 36 высших государственных чиновников, которые должны контролировать выполнение показателей, многие из которых априори недоступны, другие трудно поддаются расчету и мониторинга.
В Указе говорится: «С целью повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики постановляю:
1. Правительства Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году к 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
Таким образом, развитие регионов для реализации концепции устойчивого развития, должно обеспечивать: социально-экологически ответственное потребление и производство; развитие систем профилактики рисков; при внедрении инноваций должны быть соблюдены предосторожности по предотвращению деградации окружающей среды; работу систем оценки наносимого вреда экосистеме отдельным предприятием и на данной оценки формирование определенной части налоговых обязательств; стоимость товаров и услуг должны отражать все затраты, которые они приносят для общества в течение всего их жизненного цикла, от разработки и их конечного потребления до утилизации. Создание конкурентоспособных предприятий, удовлетворяющих этим условиям, смогут обеспечить устойчивое развитие регионов.
Нынешние события, характеризующиеся вводом санкций и снижением доходов в добывающих отраслях, должны способствовать смене направления в сторону развития инновационной среды и снижению нефтяной зависимости, таким образом нынешняя неопределенность и нестабильность должны сформировать в регионах пути развития наукоемких отраслей. Независимость от иностранных средств производства создаст необходимые предпосылки для реализации в регионах концепции устойчивого развития. Инновационные предприятия способны удовлетворять потребности растущего населения и растущей экономики, не принося ущерба окружающей среде.
Основные глобальные проблемы, как рост бедности, деградация окружающей среды, демографические изменения и глобализация, подчеркивающая контраст уровня жизни в бедных и богатых странах, являются сигналами, о будущих изменениях в мире. Согласно отчету об оценке экосистем, две третьих от используемых экосистем деградируют и используется нерационально. К 2050 году население планеты составит более 9 млрд. человек. Это создаст дополнительную нагрузку на здравоохранение, образование, возникнет необходимость в чистой энергии и методов изготовления продуктов питания, не приводящих к деградации почвы. Эти изменения могут повлиять на деятельность компаний во многих ее сферах: рынки, рабочая сила, место деятельности. Инновационные предприятия, развивающие не только качество и технические свойства продукции, но и попутно способные решать экологические и социальные проблемы, возникающие в регионах, а также способные повысить признание выпускаемой продукции обществом, сохранят свою конкурентоспособность.
Заключение
Регионы России не только неоднородны по уровню текущего состояния, но и отличаются сложившимися тенденциями изменения ключевых параметров их дальнейшего развития. Некоторые из них, обладая существенным экономическим потенциалом, рискуют потерять устойчивость в связи с происходящими социальными процессами и наоборот.
Развитие общественно-исторического процесса на современном этапе характеризуется динамизмом всех общественных, экономических и политических процессов, позволяющим удовлетворять возрастающие потребности все большего количества людей и увеличивать темпы экономического роста. Однако это выступает и как дестабилизирующий фактор развития, который грозит нестабильностью и неустойчивостью, ставящими под угрозу достигнутые сегодня результаты в управлении социально-экономическими системами. Усиливающаяся глобализация, проникающая во все сферы жизни, предполагая их унификацию без учета разнообразных существующих проблем и территориальной неравномерности уровней развития, придает особую остроту имеющимся в различных регионах экономическим, социальным и экологическим проблемам. Необходимость поиска их комплексного решения ставит задачу обеспечения устойчивого развития.
На сегодняшнюю региональную политику, проводимую в России и ведущую субъекты федерации к устойчивому развитию, влияет ряд факторов. Во-первых, все регионы имеют различные конкурентные преимущества и недостатки и по-разному адаптированы к рынку. Во-вторых, инвестиции в региональное развитие со стороны государства недостаточны. В-третьих, в экономических отношениях с центром играет роль фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации. Современная система управления региональным развитием в России не совершенна.
Можно выявить следующие недостатки, препятствующие устойчивому региональному развитию Российской Федерации:
1) ограниченный набор инструментов, используемых для управления региональным развитием. Основными являются бюджетные трансферты и федеральные целевые программы. Чрезвычайно медленно идет внедрение в систему государственного управления региональным развитием современных инструментов;
2) отсутствие Генеральной схемы пространственного развития страны с обозначением основных приоритетов в отношении конкретных регионов;
3) отсутствие культуры планирования использования территории. Координирующая роль Генеральной схемы расселения Российской Федерации, принятая в 1994 году и использующаяся до сих пор, не отвечает современным реалиям, новой пространственной организации страны. Схема требует доработки;
4) отсутствие единой типологии регионов, призванной для каждого типа территории дифференцировать имеющиеся показатели и параметры проводимой политики;
5) отсутствие механизмов синхронизации и дополнения федеральных отраслевых стратегий, стратегий регионального развития и стратегий развития муниципальных образований. Как следствие, отсутствие межрегиональной кооперации и неэффективность использования бюджетных средств;
6) Закрепление различных аспектов деятельности территориального планирования за разными ведомствами, в связи с чем наблюдается несогласованность реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствий реализации пакета реформ на территориальном уровне.
Таким образом, сегодня существенное влияние на развитие национальной и региональной экономик имеют общемировые, глобализационные процессы. Благодаря этим процессам, с одной стороны, увеличиваются темпы экономического роста, с другой стороны, повышается неопределенность и неустойчивость развития регионов и стран. Эти процессы носят непрогнозируемый характер, становятся дестабилизирующим фактором, значительно осложняющим управление региональным развитием. В условиях глобализации необходим переход России на путь комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем, важным моментом является грамотная оценка имеющегося положения в российских регионах в координатах устойчивого развития.
Список литературы
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ №440 от 01.04.1996) // Консультант Плюс. Версия Проф . – М, 2018.
Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Консультант Плюс. Версия Проф . – М, 2018.
Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 2014. – 35 с.
Аткиссон, А. Как устойчивое развитие может изменить мир / А. Аткиссон. - М.: Бином, 2015. - 455 c.
Бобылев, С.Н. Модернизация экономики и устойчивое развитие / С.Н. Бобылев, В.М. Захаров. - М.: Экономика, 2017. - 310 c.
Бобылев, С.Н. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: Учебное пособие / С.Н. Бобылев. - М.: Экономика, 2018. - 211 c.
Вострикова, В.В. Устойчивое развитие регионов России: вызовы, риски, стратегии: материалы международной научно-практической конференции / В.В. Вострикова. - М.: Русайнс, 2017. - 30 c.
Зозуля, В.В. Устойчивое развитие: градостроительство, экология, право / В.В. Зозуля. - М.: Русайнс, 2017. - 270 c.
Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Вестник НовГУ. – 2016. – 156 с.
Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. – Государственный научный центр РФ ВНИИгеосистем, 2015. – 210 с.
Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода. – М: "Энергия", 2016. – 254 с.
Нестеров А.К. Устойчивое развитие регионов // Энциклопедия Нестеровых. 2018. – 268 с.
Низамутдинов М. М., Орешников В. В. Моделирование развития экономики региона. М.: Экономика; 2017. - 304 с.
Плисецкий Е.Л. Региональная экономика. – М.: Юрайт, 2017.
Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2014. – 284 с.
Фещенко В. В., Тачкова И. А., Черваков Р. О. Методологические основы социально-экономической эффективности регионального развития. Экономика и предпринимательство. 2017. – 372 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!