это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3359794
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика Европейской хартии о местном самоуправлении……………………………………………………………………6
1.1. Причины принятия Европейской хартии о местном самоуправлении……………………………………………………………………...6
1.2. Содержание Европейской хартии о местном самоуправлении…………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ значения Европейской хартии о местном самоуправлении в формирования института местного самоуправления в России……………………………………………………………………………….12
2.1. Научные взгляды о значении Европейской хартии в формировании института местного самоуправления…………………………………………..….12
2.2. Правовое регулирование местного самоуправления в России……………………………………………………………………………….16
2.3. Основные проблемы развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………….…28
Введение
Актуальность темы исследования заключается в необходимости определения значимости и роли Европейской хартии в становлении института местного самоуправления в РФ, и поиска путей совершенствования местной власти, с учетом современных проблем неэффективности развития муниципальных образований, проблем принятия незаконных правовых актов органами местного самоуправления и коррумпированности должностных лиц.
Степень разработанности проблемы. Материалы исследования, а также сформулированные в нем обобщения и выводы могут быть применены в процессе определения государственной политики в сфере развития института местного самоуправления в РФ, сохранения его самостоятельности, приближенности к народу. Изложенные предложения могут стать основой последующего совершенствования правового и практического регулирования института местного самоуправления в РФ.
Целью настоящего исследования является характеристика Европейской хартии о местном самоуправлении, и ее значения для формирования института местного самоуправления России.
Поставленная цель определила решение следующих основных задач исследования:
- определить причины принятия Европейской хартии о местном самоуправлении;
- охарактеризовать содержание Европейской хартии о местном самоуправлении;
- проанализировать научные взгляды о значении Европейской хартии в формировании института местного самоуправления;
- провести анализ правового регулирования местного самоуправления в России;
- выделить основные проблемы развития местного самоуправления в России.
Объектом исследования является Европейская хартия о местном самоуправлении.
Предметом исследования является характеристика и значение Европейской хартии о местном самоуправлении для формирования института местного самоуправления России.
Практическая значимость исследования выражается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в части взаимодействия, для усовершенствования развития института местного самоуправления в РФ, и реализации в стране всех принципов и основ, заложенных в Европейской хартии о местном самоуправлении.
Научная новизна работы заключается в том, что на основании выполненных исследований можно утверждать, что в современной России не реализованы все принципы и нормы Европейской хартии о местном самоуправлении, а с учетом принятия поправок к Конституции и зависимости местной власти от государственных органов, можно говорить, что нормы Европейской хартии не только полностью не реализованы, а государство решило постепенно отходить от международной модели местного самоуправления.
В РФ взят курс на создание института местной власти напрямую зависимого от государственных органов, что противоречит его самостоятельности и нарушает конституционные права граждан РФ как основного источника власти на участие в деятельности местных структур.
Методологическую основу исследования общенаучные методы исследования в сочетании с частно-научными методами. В основе данного исследования лежит диалектический метод, позволяющий рассмотреть процесс правового и практического развития института местного самоуправления в РФ, определить причины не полной реализации в государстве норм и принципов Европейской хартии о местном самоуправлении, выявить проблемы в деятельности органов местной власти на современном этапе. При изучении вышеуказанной проблематики использовались такие методы познания, как: сравнительно-правовой, формально- юридический, герменевтический.
Структура и объем исследования: состоят из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристика Европейской хартии о местном самоуправлении
1.1. Причины принятия Европейской хартии о местном самоуправлении
Европейская хартия о местном самоуправлении была принята в Страсбурге 15 октября 1985 года, и ратифицирована в РФ Федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ, а вступила в законную силу с 1 сентября 1998 года. Основной причиной принятия международного правового акта была необходимость создания единой системы органов местного самоуправления в мире, когда каждое государство строило бы данный институт по установленному образцу.
Принятие ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стало этапом реформирования Российской системы управления государственными территориями. Европейская хартия хоть и является международным и самым важным правовым актом, установившим фундамент института местного самоуправления по всему миру, но внутри государства требовало принятие собственных правовых актов, которые конкретизировали бы институт местной власти, его структуру, функции и принципы деятельности с учетом особенностей государственного устройства и правового режима.
Хартия это документ, который устанавливает независимость и самостоятельность муниципальных образований и обязанность стран участников Совета Европы следовать нормам данного документа, и закрепить его основы во внутригосударственных актах. В своем законодательстве положения Хартии закрепили 44 из 47 государств участников Совета Европы, но сразу следует указать, что документ был принят и содержит указание на обязанность государств сохранить и прописать автономию местной власти и отразить это в Конституции.
После внесенных в Конституцию РФ поправок от 01.07.2020 года статус самостоятельных органов местной власти сменился на статус института подчиненного и зависимого от государственных органов, что уже нарушает нормы Европейской хартии. Европейская хартия была принята для создания самого эффективного института местной власти в государствах, который сохранял бы свою независимость от государственной власти и обеспечивал развитие и деятельность муниципальных образований без участия иных органов.
Еще одной причиной принятия Европейской хартии стала необходимость закрепления принципа субсидиарности, который гарантирует, что в странах местные власти должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответственность. Народ как единственный и главный источник власти на основании норм Конституции РФ и многих европейских стран являлся основным звеном осуществления местной власти, и этот принцип также был заложен нормами европейской хартии.
Местная власть как самая приближенная к населению и созданная, функционирующая для блага и во имя интересов граждан муниципальных образований является гарантом прав и свобод граждан на непосредственное участие в жизни государства, защиту своих интересов через органы местного самоуправления. Принятие в 2009 году дополнительного протокола к Хартии, обязал государства обеспечить прав голоса граждан своих стран на местных выборах, при избрании депутатов Совета местного самоуправления, главы администрации и главы муниципального образования.
Международные нормы всегда были главенствующими при реализации государствами внутригосударственной правовой политики, так и нормы Европейской Хартии имеют первостепенное значение при формировании института местного самоуправления в РФ. Эти нормы не должны нарушаться, но проблема хартии в том, что она носит скорее рекомендательный характер, чем обязательный, и поэтому строя местную власть по положениям международного акта, государства участники могут принимать и собственные изменения, нормы и принципы, не прописанные в Хартии.
Такой рекомендательный характер Хартии не позволяет создать в странах единую систему местного самоуправления, поэтому в каждом государстве этот институт развит по-разному. Таким образом, можно определить, что основными причинами принятия Европейской хартии государствами участниками Совета Европы стало:
- необходимость закрепления принципа субсидиарности в законодательстве государств;
- обеспечить создание органов власти, которые были бы более приближены к народу, чем государственные органы;
- для создания единого образца и рекомендаций по формированию института местного самоуправления в странах;
- для того, чтобы население муниципальных образований могло участвовать в деятельности органов местной власти и выражать свое мнение по вопросам эффективности управления территориями. Таким образом, можно определить, что Европейская хартия является основным документом, регулирующим местное самоуправление, является правовой нормой, устанавливающей модель местной власти, которую должны создавать и закреплять в своих правовых актах государства участники Совета Европы.
1.2. Содержание Европейской хартии о местном самоуправлении
Преамбула Хартии содержит указание на роль местного самоуправления в вопросах обеспечения демократии, так как обязывание государств давать право гражданам на участие в деятельности местной власти позволяет установить принцип главенствующего положения гражданина в государстве, его роли и гарантии непосредственно участвовать в формировании и развитии местной власти. В первой части Хартии указывается, что страны закрепляют в Конституции и других правовых актах основы местного самоуправления.
Местное самоуправление понимается, как право органов местной власти публично управлять делами муниципальных образований, действовать в рамках закона, нести ответственность за свои действия, и действовать только в интересах населения. Граждане на основании положений Хартии имеют право участвовать в собраниях, организовывать советы, референдумы.
Основы деятельности местного самоуправления и более конкретизированная модель органов местной власти должна закрепляться в нормах Конституции каждого государства. Изменение границ муниципальных образований разрешается только с согласия населения, финансовыми ресурсами местных администраций муниципальные органы могут распоряжаться по собственному усмотрению, что говорит об их экономической самостоятельности.
Вторая часть Хартии определяет, что органы местного самоуправления обладают обязанностями, в частности, положения Хартии должны распространяться на все виды и категории органов местной власти в стране, каждая страна обязана направлять в Совет Европы информацию о принятых на основании Хартии правовых актах в сфере местного самоуправления.
Третья часть указывает, что государства имеют право указать определенную территорию, на которой будут распространяться нормы Хартии, так же государства могут отказаться от исполнения положении Хартии на своей территории. Таким образом, рассмотрев содержание Европейской хартии о местном самоуправлении можно определить следующее:
- хартия является международным правовым актом, обеспечивающим создание единой модели муниципальной власти в каждой стране;
- принята хартия для создания института власти более приближенного к народу;
- основным приоритетом в документе является власть народа, которая должна быть закреплена в Конституции государств, принимающих Хартию;
- каждое государство должно принимать и разрабатывать свои внутригосударственные законы, касающиеся системы местного самоуправления, так как в Хартии не содержится конкретных указаний об их структуре, полномочиях, обязанностях и т.д.;
- Хартия не содержит указания на модель муниципальной службы, которая должна быть в органах местного самоуправления, поэтому в РФ к примеру, служба в местных органах идентична службе в государственных, отличаются только функции и обязанности;
- в Хартии не содержится указания на прямые обязанности, полномочия, права, привилегии муниципальных служащих;
- нет также информации в документе о том, какая структура органа местной власти должна быть в государствах, поэтому страны сами определяют и прописывают во внутригосударственных актах правила образования, формы, слияния, преобразования муниципальных образований, структуру органов, виды и наименования отделов. Каждая администрация отличается от другой, так как ее структура устанавливается в зависимости от масштабов муниципальной территории, и количества жителей.
В сельских поселения с количеством жителей не более 500 человек может функционировать администрация, в которой работают 5-6 служащих, в администрациях городских округов могут работать около 30-50 работников, так как территория уже отличается объемом функций, полномочий, обязательств, и уровень ответственности более выше.
Основополагающей ролью Хартии является обязывание государств создавать органы местного самоуправления и обеспечивать участие в их деятельности населения, но отсутствие четкой модели муниципальной власти приводит к абсолютной свободе государств в установлении системы муниципальных структур, поэтому в мире хоть и реализовываются положения Хартии, но единой модели и системы местного самоуправления так и не существует.
Глава 2. Анализ значения Европейской хартии о местном самоуправлении в формирования института местного самоуправления в России
2.1. Научные взгляды о значении Европейской хартии в формировании института местного самоуправления
Алиева Г.Ш. в своей работе указывает, что в формировании системы местного самоуправления в РФ под влиянием Европейской хартии возникла проблема разграничения полномочий между государственными и местными органами власти, между федеральным, региональным и местным уровнями власти, которые не могут быть разрешены до сих пор. Хартия не устанавливает принципы и модели взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, а определяет только самостоятельность местной власти, здесь возникает давно существующая в стране проблема разграничения полномочий между органами федерального уровня, субъектов и местной властью в решении различных вопросов.
Проблема усугубляется тем, что в стране все чаще возникают ситуации, когда должностные лица местной власти неверно истолковав свои полномочия и права в части правотворческой деятельности принимают незаконные правовые акты, противоречащие нормам Конституции или федеральному законодательству. Законом РФ предусмотрено, что любой нормативно-правовой акт принимаемый органами местного самоуправления действует на всей территории муниципального образования, именно общеобязательность нормативно-правового акта создает определенные проблемы в развитии территории, так как на ней начинает действовать документ противоречащий нормам законодательства.
Надзорные органы (Генеральная прокуратура РФ, Прокуратура субъекта РФ, судебные инстанции, Министерство Юстиции) праве:
- осуществлять регистрацию нормативно-правовых актов местного самоуправления;
- проводить экспертизу нормативно-правовых актов муниципальных образований;
- опубликовывать статистику применения незаконных нормативно-правовых актов местного самоуправления;
- осуществлять контроль исполнения органами местного самоуправления судебных решений о приостановлении или отмене незаконных нормативно-правовых актов местного самоуправления.
За 2016 год органами Генеральной прокуратуры РФ было скорректировано и отменено около 136.000 муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения в социальной, налоговой, бюджетной, экономической сферах. Но противоречивость законов на территориях РФ остается актуальной проблемой и по сей день.(см. рис. 2.1)
Рис. 2.1 Судебная статистика исковых заявлений о незаконности муниципальных правовых актов за 2017 г.
Из диаграммы видно, что большая часть исковых заявлений, поданных в судебные инстанции по поводу принятия органами местного самоуправления незаконных муниципальных правовых актов в 2017 году, были одобрены и признаны обоснованными, что доказывает высокий уровень незаконности нормотворчества муниципальных образований.
Основными причинами принятия законов, не соответствующих нормам Российского законодательства являются:
- в первую очередь неправильное толкование органами местного самоуправления своих прав и полномочий, изложенных в Конституции, ФЗ, уставе муниципального образования;
- большие масштабы страны, усложняющие процесс контроля за принятием нормативно-правовых актов;
- нарушение процедуры принятия нормативно-правовых актов, изложенной в законодательстве;
- коррупция в органах, как местного самоуправления, так и в органах осуществляющих проверку нормативно-правовых актов на соответствие российскому законодательству;
- не компетентность должностных лиц муниципальных образований уполномоченных принимать нормативно-правовые акты.
Адамская Л.В. в своей работе указывает, что Европейская хартия является международным рекомендательным правовым актом не несет никакой точной конкретики касательно самих органов местного самоуправления, что не позволяет создавать в государствах единую систему местной власти, а на практике каждый орган отличается от другого как структурой, видами должностей, полномочиями, масштабами влияния, обязанностями и степенью своего развития.Боков Ю.А., Фетисова А.В. в своей работе определяют, что основой Европейской хартии о местном самоуправлении является приоритет народа и его власть на территориях муниципальных образований, в РФ эту основу реализовать не удается, так как практика показывает, что население не может оказывать влияние на деятельность органов местной власти, мнение народа не учитывается, даже право на обращение с жалобой и претензией в муниципалитеты зачастую нарушается.
Европейская хартия и ее реализация в РФ не приносят желаемого результата, проблемы в деятельности органов местного самоуправления только увеличиваются, а такая угроза как рост уровня коррупции и хищение средств из бюджетов проблема, которая не может быть разрешена без закрепления эффективных инструментов борьбы на международном уровне.
В своей работе Гадельшина Л.И. указывает, что процесс реформирования местной власти в РФ прошел множеств этапов, начиная с принятия Европейской хартии, и его исполнения, заканчивая созданием нормативно-правовой базы внутри государства, но международный акт оказался слабым механизмом сдерживания и защиты от угроз, которые возникают в деятельности института местной власти. Возникает необходимость принятия новых изменений в Европейскую хартию, где будут указываться механизмы международной борьбы с угрозами развития института местной власти, в частности с коррупцией, принятием незаконных правовых актов, проблемой разграничения полномочий органов власти и т.д.
Захаров И.И. указывает, что без ратификации норм Европейской Хартии в РФ было бы невозможно определить первоначальный облик института местной власти, но документ в его нынешнем виде не соответствует стремлениям и политике современных государств, институт местной власти все больше становится зависим от государственных структур, а роль населения как источника власти в стране зачастую нереализовывается, что говорит о необходимости создания нового международного закона, обеспечивающего создание единой системы местного самоуправления во всем мире.
Лебедева А.Д. указывает, что институт местного самоуправления в РФ развит слабо, иностранные государства более эффективно обеспечивают развитие местной власти, в частности в США каждый штат обладает независимой системой власти на местном уровне, когда в РФ муниципалитеты получают приказы от государственных органов, финансируются государственными органами, подчиняются государственным структурами, когда по нормам Конституции это должен быть автономный и независимый институт.Для реализации цели европейской хартии о построении единой системы местного самоуправления, является необходимым на международном уровне создать координационный комитет, который сам бы обеспечивал вопросы правового регулирования, и практической деятельности органов местной власти в государствах.
Набиуллин И.И. указывает, что местное самоуправление сложный и многообразный институт, который нуждается в серьезной модернизации не только на внутригосударственном, но и на международном уровне, и одной Европейской хартии о местном самоуправлении недостаточно для реализации данных целей.
2.2. Правовое регулирование местного самоуправления в России
В РФ вопросы местного самоуправления регулируются такими правовыми актами, как:
1. Европейская Хартия о местном самоуправлении;
2. Конституция РФ с внесенными в нее поправками;
3. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
4. ФЗ №25 «О муниципальной службе в РФ»;
5. Правовыми актами, принимаемыми представительными органами муниципальных образований (Совет местного самоуправления, Совет депутатов);
6. Уставами муниципальных образований;
7. Приказами и распоряжениями главы муниципального образования и главы местной администрации и т.д.
Европейскую Хартию о местном самоуправлении государства-члены Совета Европы, подписали, считая, что органы муниципальной власти составляют одну из главных основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления в соответствии с положениями Хартии признается Конституцией государства, в которой местное самоуправление понимается, как право органов муниципальной власти управлять публичными делами, действую в рамках закона и интересов жителей муниципальных образований. Данный закон был принят в г. Страсбурге, 15 октября 1985 г., а для РФ вступил в силу с 1 сентября 1998 г. с Федеральным Законом от 11 апреля 1998 г. №55.
Конституция РФ, принятая Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, являясь Основным законом государства, не только определила нормы и принципы существования и взаимодействия органов власти, различных структур и ведомств, но и стала опорным звеном российского государства в процессе создания других законных актов (федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов, положений); подчиняя тем самым все существующие и создаваемые нормативно-правовые акты своей воле, с целью установления в государстве единой законной правовой системы.
Основной закон страны вобрал в себя все аспекты государственного устройства (установил статус и полномочия субъектов РФ; определил место, функции и полномочия государственных и муниципальных органов власти; права и обязанности граждан), одним словом, создала полноценный облик демократического государства, в котором, все создается, функционирует и развивается только на основании норм и положений Конституции РФ, и законов и нормативно-правовых актов из нее вытекающих.
Власть в нашей стране всегда осуществлялась через государственные органы, а органы местного самоуправления существовали с княжеских времен в виде вече, но полное признание получили только после распада СССР с принятием Конституции 1993 года. Именно новая Конституция определила статус, роль и полномочия органов местного самоуправления, сделав их особым видом власти, более приближенным к населению, не подчиненным и неподотчетным государственным органам.
Местное самоуправление является обособленной властной структурой, в подчинении которой находится вверенная ей территория со всем имуществом и ресурсами. Именно муниципальные образования, созданные и действующие на каждой определенной территории (сельском или городском поселении, городе, районе, округе) ведают вопросами ведения муниципальной собственностью; утверждения, формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов, вопросами местного значения, так же могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Муниципальная власть неотъемлемая и важная составляющая Российского демократического государства, позволяющая жителям каждой определенной территории принимать участие в решении вопросов местного значения, выдвигать требования, жалобы на действия администраций, должностных лиц, с целью защиты своих прав и законных интересов.
После внесения в Конституцию РФ 1993 года поправок от 01.07.2020 г. положения закона в части, касающейся института местного самоуправления, изменилось, в частности:
1. Были внесены изменения в ст. 131 Конституции РФ, если ранее в статье указывалось, что местное самоуправление осуществлялось в городских, сельских поселениях, других территориях, структура органов определяется населением самостоятельно, а изменение границ территорий допускается с учетом мнения населения, то в новой редакции закона указывается:
- что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых определяются законом, а органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления. Если раньше органы местного самоуправления прописывались в законе как неподконтрольные органы власти, в деятельность которых не могут вмешиваться государственные органы, поправки изменили статус местной власти, и обозначили государственные органы как основные структуры, обеспечивающие контроль и регулирование деятельности местного самоуправления.
Своего рода местная власть перестает быть самостоятельной и становится не только на практике, но и в правовой сфере органом, подчиняющимся государственным структурам, и теряет свою приближенность к народу.
2. Нормы статьи 132 были дополнены следующим нововведением:
- было обозначено, что государственные и местные органы власти входят в единую систему публичной власти в РФ осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, своего рода государство стремиться стереть границы, разделяющие институты государственной власти и местной, и создать более единую системы управления, так как понимает, что местное самоуправление развивается не так эффективно как должно быть. Коррумпированность должностных лиц на местах и растраты местных бюджетов проблема, с которой местная власти не справляется самостоятельно, таким образом, необходимо определить, что государственные органы, по мнению законодателя должны иметь право влиять на деятельность органов местного самоуправления, чего раньше Конституция не предусматривала, так как определяла местную власть как власть, приближенную к народу и осуществляемую народом.Внесенная поправка делает органы местной власти приближенными к государственным и зависимыми от них. Роль населения в осуществлении управления местной территорией и отправления власти на местах сменяется в таком контексте контролем со стороны государственных структур, и права и свободы граждан на самостоятельность и их конституционная роль как главного источника власти в стране становится ограниченной.
Федеральный закон №131 является основным правовым актом, конкретизирующим институт местного самоуправления и его основы, если Европейская хартия и Конституция РФ это законы фундаменты, то ФЗ №131 содержит все ключевые элементы функционирования, организации, деятельности, структуры органов местной власти. В частности, в нем содержаться:
- принципы местного самоуправления в РФ;
- перечень вопросов местного значения, разрешаемых органами власти;
- структура и организация органов власти;
- полномочия, функции и обязанности должностных лиц органов местного самоуправления;
- виды муниципальных образований;
- функции населения в управлении деятельностью органов местной власти;
- вопросы организации местного самоуправления в субъектах РФ;
- вопросы ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- вопросы экономического обеспечения органов местной власти;
- вопросы установления, изменения границ муниципальных образований;
- вопросы наделения органов местной власти государственными функциями и т.д.
Нормативный правовой акт - документ, принятый в определенном порядке органами местного самоуправления по вопросам их компетенции и действующий только на территории муниципального образования.
Основу муниципальной власти составляют такие виды правовых актов, как:
1. Устав муниципального образования - основной нормативно-правовой учредительный акт, определяющий статус муниципального образования.
2. Регламент представительного органа местного самоуправления - правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы представительного органа местного самоуправления.
3. Постановление – нормативный акт, имеющий общеобязательное предписание, действующее на территории муниципального образования до его официальной отмены.
4. Положение – акт, систематизирующий нормы статусного характера.
5. Распоряжение – акт оперативно-конкретного характера.
6. Приказы и инструкции – акты оперативно-распорядительного характера.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления классифицируются:
1) по содержанию (по предметам ведения):
- по вопросам социальной политики;
- по вопросам хозяйственной деятельности;
- по социально-культурного развития;- по вопросам охраны общественного порядка;
2) по порядку вступления правовых актов в законную силу:
- правовые акты, требующие обязательной публикации;
- правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина; вступают в силу только после их официального опубликования;
- правовые акты, не требующие официального опубликования (акты для служебного пользования).
Федеральный закон №25 обеспечивает реализацию вопросов не общего функционирования и организации органов местного самоуправления, а только вопросы муниципальной службы, и является ориентированным исключительно на должностных лиц органа власти. Благополучие населения зависит от честности и квалифицированной работы муниципальных служащих, что является серьезной проблемой в современное время с учетом, существующих угроз коррупции, конфликта интересов, и иных проблем деятельности органов местного самоуправления и их сотрудников.
ФЗ «о муниципальной службе в РФ» определяет перечень должностей, права и обязанности, ограничения, процедуру приема и увольнения с муниципальной службы и иные вопросы регулирования организации и деятельности работы сотрудников, их трудоустройства на вакантные должности в органы местного самоуправления.
В ст. 8 ФЗ указано, что к должностям муниципальной службы относятся следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Каждая из этих групп может иметь несколько категорий сотрудников, в частности это зависит от структуры администрации, когда она большая, и разбита на отделы, то требуется обеспечить орган всеми вышеуказанными группами должностей, причем в каждом отделе или структурном подразделении.
Не все должности в органах местного самоуправления относятся к муниципальной службе, в частности, не являются служащими:
- технический персонал (уборщики помещений, сторож, водитель, IT-специалист);
- юрист;
- секретарь;
- главный бухгалтер;
- младший бухгалтер.
Необходимо отметить, что от эффективной деятельности органов местного самоуправления, зависит развитость территорий, правовой и технической обеспеченности органов власти, наличия стимулов и мотивации для персонала, повышающих стремление выполнять качественную и быструю трудовую деятельность.
Таким образом, указанные правовые акты являются основным фундаментом развития института местного самоуправления в РФ, и опираются на нормы и положения Европейской хартии, в которой закреплено ключевое право граждан на участие в осуществлении деятельности органов местной власти, самостоятельность органов, их независимость от государственных структур. Но современные изменения в мире и угрозы неэффективности развития муниципальных образований, коррумпированности должностных лиц местной власти приводят к выводу, что правовая база данного института развита слабо, и нуждается в изменении под стремительно меняющиеся реалии нового мира.
2.3. Основные проблемы развития местного самоуправления в России
Задачами административной реформы проводимой в РФ после ратификации норм Европейской хартии местного самоуправления являлись:
- повышение качества жизни населения и социальная поддержка;
- борьба с угрозами безработицы, необеспеченности органов местного самоуправления кадровыми ресурсами;
- повышение развитости инфраструктуры муниципальных образований;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- обеспечение контроля за законодательной и иной правотворческой инициативой органов местного самоуправления.
Первым этапом реформирования органов местного самоуправления стало принятие Конституции от 1993 года, закрепившей основы и статус органов местной власти, но введенные недавно поправки от 01.07.2020 г. стали угрозой для самостоятельного статуса органов местной власти. В частности, государственные и местные органы в соответствии с изменениями входят в единую систему управления государством, своего рода границы и автономность органов сменяются подчиненностью, причем местные органы все больше становятся, зависимы от государственных.
Таким образом, нарушается конституционное право граждан как основного источника власти в стране участвовать в деятельности органов местного самоуправления, с учетом того, что мнение народа и так не учитывается, то местная власть не является ориентированной на население и обеспечение его интересов.
Вторым этапом реформы местной власти было принятие ФЗ от 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором закрепились все положения и основы института местной власти, но закон содержит массу недоработок, в частности единая система местного самоуправления не создается, а создаются муниципалитеты, которые действуют в зависимости от масштабов территории, количества жителей, проблем и особенностей региона. То есть каждый орган местной власти отличается от другого своей структурой, полномочиями и обязанностями, объемами выполненной работы.
Все это происходит потому, что в ФЗ №131 и в Конституции указывается, что органы местного самоуправления образовываются в зависимости от особенностей РФ и организации ее территории.
Третьим этапом реформирования было принятие ФЗ «О муниципальной службе» от 2007 года №25, который определил, сущность, содержание, цели, задачи и полномочия муниципальных служащих, установив тем самым основы кадровой составляющей органов местной власти. Но проблемой муниципальной службы является отсутствие эффективных механизмов регулирования деятельности служащих, их ответственности за свои действия, отсутствуют правовые нормы и механизмы, обеспечивающие эффективную защиту от конфликта интересов.
Административная реформ это инструмент совершенствования деятельности органов власти, который может затрагивать различные сферы, но имеет одну основную цель – повышение качества и эффективности деятельности и развития органов власти и государства в целом.
В целом изменение системы органов местного самоуправления в РФ является важным и необходимым этапов на пути в построению единой системы местной власти, отличающейся своей эффективностью и ориентацией на интересы населения.
Законы, существующие в РФ на данный момент, являются несовершенными, и даже Конституция, несмотря на свою значимость это краткий свод общих норм и правил, касающихся системы государственного устройства, охватывающий не все аспекты своего влияния и нуждающийся в изменениях. Времена меняются, меняются потребности людей и государства в целом, и решить все проблемы в развитии страны можно, если в первую очередь усовершенствовать всю законодательную базу государства, которая и так нуждается в изменении.
Заключение
Местное самоуправление существовало в России с давних времен, и прошло длительный путь в свое становлении, пока не утвердилось как неотъемлемая часть Российского государства. Местная власть самый приближенный к народу орган, призванный действовать в интересах жителей территории, создавать условия для их нормальной жизни, осуществлять действия по благоустройству территории муниципального образования, помогать и оказывать поддержку предприятиям и организациям, развивать социально-экономическую сферу общества, одним словом делать все возможное для эффективного развития территории и качественной жизни населения.
Становится понятным, что пока в стране существуют такие проблемы как:
- отсутствие четких разграничений предметов ведения субъектов РФ;
- высокий уровень коррумпированности должностных лиц органов власти;
- произвол и некомпетентность муниципальных служащих;
- большая законодательная база государства, усложняющая процесс надзорной и контрольной деятельности над правотворчеством муниципальных образований;
- изменения в нормах Конституции, приводящие к ограничению самостоятельности органов местного самоуправления, то рассчитывать на эффективность системы местной власти не приходится. РФ необходимо не только перенимать опыт зарубежных стран в устройстве и организации органов местного самоуправления, но и создавать международный акты, и комитеты по регулированию проблем органов местной власти в государствах, что позволит определить новый этап в установлении единой системы местной власти.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СПС «Консультант плюс»
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс»
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
4. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СПС «Консультант плюс»
Научная литература:
5. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 573-575.
6. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 22-23.
7. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю.А. Боков, А.В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.
8. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по обеспечению социальных и культурных прав и свобод человека: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Мохова Татьяна Сергеевна; [Место защиты: ФГКОУ ВО Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя]. - Москва, 2019. - 29 с.
9. Вопросы местного значения как предмет ведения органов местного самоуправления: история, теория, практика: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Тепляков Игорь Игоревич; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. - Казань, 2019. - 32 с.
10. Гадельшина Л.И. Местное самоуправление в РФ / Гадельшина Л.И. // Марийский юридический вестник. 2017. Т. 1. № 1 (20). С. 23-26.
11. Захаров И.И. Местное самоуправление как вид публичной власти / И.И. Захаров // Потенциал современной науки. 2017. № 4 (30). С. 55-57.
12. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ / А.Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 47-50.
13. Местное самоуправление в Российской Федерации перед лицом современных вызовов: монография / [Маркварт Эмиль, Картухин, В. Ю., Албастова Л. Н. и др.]; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал. - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2019. - 286 с.
14. Набиуллин И.И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И.И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667-671.
15. Проблемы и пути совершенствования муниципальной политики: на примере муниципальных образований Воронежской области: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Митяева Евгения Николаевна; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2019. - 25 с.
16. Паулов П.А., Гайнуллина Д.С. Основные модели местного самоуправления: сравнительный анализ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-2. С 56-59
17. Шайхуллин, Марат Селирович. Конституционно-правовые гарантии развития местного самоуправления в Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.02 / Шайхуллин Марат Селирович; [Место защиты: Казанский (Приволжский) федеральный университет]. - Казань, 2020. - 66 с.
18. Черкасов А. И. Административный контроль за деятельностью местных властей в странах - членах Европейского Союза // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. №4 (68). С 163-169
Интернет-источники:
19. https://genproc.gov.ru/ - официальный сайт генеральной прокуратуры РФ
20. https://pravo.minjust.ru - правовой сайт Министерства Юстиции РФ
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!