Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теории личности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3361187

500 руб.

Просмотров
1155
Размер файла
77.53 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеЛичность представлена человеческим индивидом, субъектом социальных отношений и сознательной деятельности.
В психологии под термином личность принимают системное качество, которое приобретает индивид в предметной деятельности в общении, которое характеризует его со стороны увлечения в общественные взаимоотношения.
Советский философ Тугаринов В. П. писал: «Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса. Чувствует, как по ходу ступеньками такими, сначала все понятно, я следующую ступеньку читаю, начало забылось, я следующую читаю - середка забылась».
На сегодняшний день изучение личности человека является одним из интереснейших вопросов психологии. С каждым днем психологами современности открываются все новые и новые теории развития личности индивида, позволяющие не только понять, каким образом формируются черты, присущие какому-либо человеку, но и целенаправленно формировать в личности необходимые черты и особенности.
В момент, когда психологи обращаются к исследованию личности человека, то, первое, на что они обращают свое внимание - это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и подсознательного, и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходиться иметь дело если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что исследование теории личности человека дает возможность достичь понимания в поведении конкретно взятого человека и возможность дальнейшего прогнозирование его действий в будущем, что эффективно влияет на достижение организацией поставленных задач и целей.
Объект исследования: личность, различные подходы ее изучения и развития.
Предмет исследования: теории личности, критерии оценки и тенденции развития.
Цель: дать определение этапов развития теорий личности, рассмотреть, какие теории на сегодняшнее время известны в мире, дать подробную и полную характеристику различным направлениям изучения личности человека.
Задачами курсовой работы являются:
Определение понятия личности;
Определение способов развития личности;
Описание методов изучения индивида.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы психологии1.1 Понятие и сущность психологии личностиВ современном мире у психологов нет единого понимания термина личность. Так, немецкий философ Х.Вольф высказал свое мнение о значении этого слова следующим образом: «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь».
Позднее, американский философ и психолог, У.Джемс трактовал личность по-своему: «Личность - сумма всего, что человек может назвать своим».
Известно, что каждой личности были выделены следующие стороны:
1. Физическая личность, к которой современная психология относит собственную телесную организацию, жилье, семью, денежное состояние и т.д.;
2. Социальная личность, к которой современная психология относит признание индивидуума в обществе, то есть представляющее собой мнение людей о человеке;
3. Духовная личность, к которой современная психология относит суммирование воедино всех свойственных человеку духовных качеств: мышление, эмоции различного характера, причем центральное место занимает чувство активности Я.
Исходя из того, что человек является по большей части социальным существом, личность принято обозначать при помощи социальных взаимоотношений человека, где индивид представлен как система определенного социального поведения отдельно взятой личности.
Не смотря на то, что личность интерпретируют множеством значений, все же под этим понятием можно выделить ее ключевое свойство – относительно устойчивая и поддерживаемая система поведения личности, также определенный стиль общения и отношений с другими людьми, особенности в проявлении эмоций и т.д. Озвучив данные черты личности, присущие отдельно взятому индивиду, можно подчеркнуть, что именно эти свойства определяют ее индивидуальность.
Личность подтверждена также влиянию факторов извне, так, мнения других членов социума влияют на самооценку человека. Многие исследователи, занимающиеся изучением данной тематики, уверены, что личность является свойством человека, формирующимся в течение всей жизни под влиянием тех или иных факторов.
Следует подчеркнуть, что базисом каждой личности является ее темперамент, под которым следует принимать особенности человеческой личности, которые определяют уровень протекания психических процессов, уровень развития и т.д.
Также важным компонентом в структуре личности является направленность, представляющая собой систему устойчивых мотивов, которые определяют поведение человека в случае изменяющихся условий окружающего мира. Она оказывает организующее влияние на структурные компоненты личности (черты), а также на психическое состояние человека.
Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью. Большинство психологов считают, что человек с личностью не рождается, а формирует ее в течение жизни. Но, несмотря на вышеперечисленное, достоверно точной единой теории формирования личности нет. В данной работе будут рассмотрены основные известные и наиболее достоверные теории формирования и структурирования личности человека в процессе его жизнедеятельности.
1.2 Исследование и оценка в психологииПод исследованием личности понимают методы и средства сбора информации, данных, фактов, которые способны разъяснить психологам сущность личности, способы ее формирования, рассказать о природе определенных черт личности человека, а также его поведения.
При этом следует отметить, что требуется тщательное наблюдение, которое необходимо не только в изучении личности, но используется и в других сферах.
При помощи наблюдения мы сможем изучить, как определенный человек проявляет эмоции и черты характера в какой-либо ситуации, изучить уровень его самооценки, взаимоотношения с окружающими его людьми.
Также, к современным методам исследования личности можно отнести эксперимент, в котором исследователь уже принимает активное участие, в отличие от наблюдения, при котором он не взаимодействует с испытуемым. При этом необходимо организовать как минимум три группы испытуемых, что необходимо для получения наиболее достоверных данных по изучению. В таком случае существует экспериментальная группа, где проводятся исследования, тестирования, и контрольная группа, с которой сравнивается первая.
Главной особенностью лабораторных экспериментов является возможность создания и изменения агентов, которые воздействуют на испытуемого, а также их оценка.
Лабораторный метод также имеет и свои ограничения. Так, при применении данного метода исследования могут быть негуманными и неэтичными.
В многих странах для изучения личности человека используется тестирование.
Психологические тесты дают возможность успешно решить данные задачи:
следить за психическим развитием детей;
давать гораздо более точную и объективную картину состояния дел вобразовательной и профессиональной школе;
сравнивать различные методики преподавания;
консультировать молодежь по проблемам профессиональной ориентации;
диагностировать нарушения развития индивида.
Существуют следующие виды тестирования:
Индивидуальное, которое проводится на одно человеке, при этом оцениваются индивидуальные особенности и черты исследуемого;
Групповые, которые проводятся соответственно с одной или несколькими группами, позволяющими сравнивать личности людей.
В соответствии с данными группами существуют также разновидности тестирования. Так к индивидуальному тестированию относят следующие тесты:
- Интеллектуальные
- Стандартизированные (ориентированные на оценку):
тесты достижений (выявляют знания, умения, навыки на данный момент),
тесты специальных способностей (музыкальные, математические и др.)
креативные (выявляют способность продуцировать новые, необычные идеи).
Групповые тесты делятся соответственно на:
Личностные
Прожективные (личностные, безоценочные):
тест Роршаха (тест чернильных пятен),
рисуночные тесты,
цветовой тест Люшера,
методика незаконченных предложений,
ТАТ (тест тематической апперцепции).
Каждый используемый тест должен быть надежен, это одно из главных правил исследования.
Надежность теста проявляется в согласованности показателей, полученных у одних и тех же испытуемых при повторном тестировании тем же тестом или эквивалентной его формой. Надежность является характеристикой постоянства теста, а это значит, что при повторном тестировании результаты у испытуемых должны быть сходны с первоначальными данными.

Глава 2. Основные направления в теории2.1. Психодинамическая теория личностиИздавна считается, что основоположник психодинамической теории личности - австрийский ученый З. Фрейд.
По мнению З.Фрейда, базисные источники в формировании личности – врожденные инстинкты, либидо, которая направлено на 1) продолжение рода человека, 2) агрессию.
При этом личность формируется в течение первых 6-ти лет ребенка. В этом возрасте в сознании малыша доминирует бессознательное, далее это место занимают сексуальное и агрессивное влечение.
Фрейд говорил: «Личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которое он назвал ид (оно). Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за "фасадом" поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека».
Существуют фазы развития личности:
1) «Оральная» фаза – от 0 до 1,5 лет ребенка
2) «Анальная» фаза – от 1,5 до 3 лет ребенка
3) «Фаллическая» фаза – от 3 до 6 лет ребенка
На каждом из данных этапов жизни ребенок получает определенные воздействия, влияющие на формирование его личности.
«Оральная» фаза связана с возможным формированием у ребенка недоверия, сверхзависимости или же сверхнезхависимости вследствие раннего грубого отказа матери от кормления грудью своего малыша, и наоборот, слишком длительное кормление приводит к появлению доверчивости, зависимой личности.
«Анальная» фаза «Оральная» фаза связана с возможным формированием у ребенка жадности, чистоплотности, пунктуальности, связанные с грубым приучением малыша к горшку, и наоборот, при попустительском отношении к обучению – к развитию щедрости, непунктуальности.
«Фаллическая» фаза связана с возможным формированием у ребенка в зависимости от пола следующих комплексов:
- «Эдипов» - у мальчиков, выражающийся в ненависти к своему отцу за то, что родитель не дает развиваться первым эротическим влечениям малыша к противоположному полу (к матери). Здесь могут сформироваться следующие черты личности:
агрессивный характер,
незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов.
- «Электры» - у девочек, выражающийся в влечении дочери к отцу и непринятие матери, которое способствует отчуждению в отношениях между мамой и ребенком.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока личности:
Ид ("оно") - главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
Эго ("я") - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго - это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
Суперэго ("сверх - я") - структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психологическую энергию из-за ограниченного объема либидо.
Подводя итоги, в рамках психодинамической теории личности существует система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
2.2 Аналитическая теория личностиДанная теория близка к теории классического базового психоанализа и имеет с ней много общего. К сторонникам этой теории относятся многие ученики З. Фрейда. Это не новый этап изучения личности, а качественно иной подход, который базируется на теоретических положениях.
Наиболее известным представителем данного течения является швейцарский исследователь К. Юнг. Он считал, что базовым источником в формировании личности являются врожденные психологические факторы, получаемые от родителей по наследству, а также архетипы.
Юнг высказывал следующее: «Архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием».
Личность человека формируется в течение всей его жизни. В ее структуре доминирует бессознательное, основная часть которого составляет "коллективное бессознательное", представленное совокупностью всех врожденных архетипов.
Также К. Юнг высказывался о следующем: «Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера».
В аналитической теории существует три основных концептуальных блока личности, к которым относят следующие:
Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Единость и сплоченость личности достигается за счет действия архетипа "самость", главной целью которой является "индивидуация" человека, что достигается при помощи того, что "самость" координирует, соединяет все структуры в психике человека в единое целое и создает уникальность в каждом отдельном человеке.
У данного термина существует два способа такой интеграции:
Экстраверсия, которая представляет собой установку, заключающуюся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
Интроверсия, которая представляет собой ориентацию на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).
Необходимо учесть, что в каждом человеке находится одновременно и экстраверт, и интроверт, но степень их выражения может быть совершенно различной, и поэтому людей можно поделить на интро- и экстравертов по чертам личности.
Также, хочется высказаться о том, что Юнг выделял четыре подтипа переработки информации:
мыслительный,
чувственный,
ощущающий
интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интравертивной установке человека.

2.3 Гуманистическая теория личностиВ данной теории личности выделяют два направления:
«Клиническое» - основоположником является американский психолог К. Роджерс.
«Мотивационное» - основоположником является американский исследователь А. Маслоу.
Базовыми источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации.К. Роджерс утверждал: «В психике человека существует две врожденные тенденции. Первая - "самоактуализирующаяся тенденция", содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая - "организмический отслеживающий процесс" - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура "Я", которая включает "идеальное Я" и "реальное Я". Эти подструктуры структуры "Я" находится в сложных отношениях - от полной гармонии».
Согласно его теории цель жизни человека состоит в реализации своего врожденного потенциала, в использовании своих способностей и навыков, достижения полного собственного познания, воссоединения с окружающим его миром.
Другим направлением была теория А. Маслоу, в которой им было выделено два основных типа потребностей человека, которые необходимы для формирования личности.
В общем счете, по Маслоу, имеется пять уровней мотивации:
Физиологические, заключающиеся в потребности в еде, сне;
потребности в безопасности, заключающиеся в потребности в жилье, работе;
потребности в принадлежности, которые отражают потребности одного человека в другом человеке, в пример можно привести создание семьи человеком;
уровень самооценки, заключающиеся в потребности в самоуважении, компетенции, достоинстве;
потребность в самоактулизации, заключающиеся в метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д..Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей является промежуточным, на четвертом и пятом уровне находятся ростовые потребности.
Маслоу был сформулирован закон поступательного развития мотивации, в котором он излагал следующее: «Мотивация человека развивается поступательно; движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности высшего уровня».
Гуманистическая модель личности основными концептуальными "единицами" выступают:
"Реальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний "здесь и сейчас"
"Идеальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.
Потребности в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.
При рождении обе подструктуры структуры "Я" полностью совместимы, и поэтому человек изначально добр и счастлив.
В последствии благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождений между "реальным Я" и "идеальным Я" могут приводить к искаженному восприятию реальности - субцепции по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "идеальным Я" и "реальным Я" могут возникнут психологические проблемы.
В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по Маслоу.
Целостность личности достигается том случае, когда конгруэнтность между "реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное качество "полностью функционирующей личности". Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.
Подводя итог, в рамках гуманистического подхода личность представляет собой внутренний мир человеческого "Я", как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение "реального Я" и "идеального Я", а также индивидуальный уровень развития потребности в самоактуализации.

2.4 Когнитивная теория личностиОсновоположником данной теории считается американский психолог Дж. Келли, который высказывал следующее: «Единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем».
Базисным источником развития личности, согласно основоположнику, является среда, а также социальное окружение человека.
Когнитивная теория личности указывает на важность влияния интеллектуальных процессов на поведение человека. Последователи данной теории сравнивают человека с ученым, который проверяет гипотезы о возникновении вещей, а также делает прогнозы будущих событий.
Основным понятием последователи теории считают "конструкт", включающее в себя особенности всех известных процессов познания у человека, к которым относятся восприятие, мышление, память, речь и т.д.
Благодаря данному комплексу человек способен к познанию мира, а также установлению отношений с другими людьми. В основе межличностных отношений лежат особые конструкты, именуемые личностными.
В своем постулате о межличностных конструтах Кейли утверждал следующее: «Личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий».
Каждый конструкт имеет "дихотомию" (два полюса): "спортивный и неспортивный", "музыкальный и немузыкальный" и т.д. Человек самостоятельно выбирает тот полюс дихотомического конструкта, который лучше и наиболее полно описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью.
Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Психология, Степанов В.Е.
У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока):
Блок "ядерных" конструктов - это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
Блок периферических конструктов - это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
В результате совместного функционирования обеих конструктов проявляются целостные свойства личности.
Существует два типа целостной личности:
когнитивно сложная личность, которая имеет в себе много конструктов
когнитивно простая личность, которая имеет относительно мало конструктов.
Рассмотри черты личности с множеством конструктов, которые отличают человека от второго типа данной концепции:
лучшее психическое здоровье;
стрессоустойчивость;
более высокий уровень самооценки;
обладает отличной адаптативной способностью.
Существуют специальные тесты, при помощи которых возможно определение личностных конструктов. Общеизвестным считается тест репертуарной решетки, созданный в 1987 году Франселла Ф., Баннистер Д.
В ходе данного теста испытуемый сравнивает одновременно между собой триады с целью выявления таких психологический характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.
Согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

2.5 Поведенческая теория личностиДанная теория личности кроме общеизвестного имеет еще одно название – «наученческая», так как базисный тезис теории говорит следующее: «Наша личность является продуктом научения».
Выделяют два направления в данной теории личности:
Рефлекторное
Социальное
Первое представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками второго являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
Базовым источником развития личности, согласно обоим направлениям, считается среда в самом широком смысле этого слова.
Личность считается продуктом научения, а ее свойства - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности - труженика или бандита, поэта или торговца.
Скиннер утверждал: «Личность - это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения». Оперантом Скиннер называл какое-либо изменение среды в результате любого моторного акта.
Представители второго направления говорили следующее: «Важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д.».
Бихевиористы высказывали: «личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека рассматриваются как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других – нет».
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детермированно внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого "фасада" нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.
Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводиться только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. На ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активное подкрепление (смотря телевизор, видео), затем - манипулятивное (поиграть, порисовать), далее - посессиальное (от англ. - владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец - социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т.д.).Поведенческая модель имеет три основных концептуальных блока личности.
Основной блок – самоэффективность. А. Бандура определял эту структуру как: «Веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: "могу", то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: "не могу", - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения». По мнению Бандуры: «Существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может, а чего не может сделать», к ним относят:
Прошлый опыт (знания, навыки);
Самоинструкция;
Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь).
Дж. Роттер выделяет 2 основных внутренних блока личности –
субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление)
доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта).
Данные блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации.
Таким образом, в рамках данного подхода, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов, самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой. Согласно иерархии рефлексов или социальных навыков, в которых ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

2.6 Деятельностная теория личностиДанная теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского.
Последователи теории отрицают биологическое, а тем более психологическое наследование личных свойств. При этом главным источником формирования личности считается деятельность, которая понимается, как сложная динамическая система взаимодействий субъекта с окружающим его миром, в процессе чего и формируется личность. Далее эта личность становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.
Отличительной чертой теории является то, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта.
Основные характеристики деятельности:
Предметность
СубъектностьПредставители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные условия сознания, например, рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода - это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.
В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте (Леонтьев А.Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К.А., 1980).
Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л.И. Божович (1997), выделяют в личности только один центральный блок - мотивационную сферу личности. Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального.К. К. Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок "темперамент", который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Способности - индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т.д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.
Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.
К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия - отсутствие воли), аморально-абулический.
Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.
Самоконтроль - это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д. (Ковалев А.Г., 1965).
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем "Я", о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности. Психология, учебник для педагогических вузов, Сосновский Б.А.

2.7 Диспозитивная теория личностиДиспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное - формально-динамическое.
Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.
"Жесткое" направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой и мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами - с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию (Кречмер Э., 1924).
Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают "шизоидным" характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают "циклотимическим" характером (резкие перепады настроения - от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.
Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как "интроверсия-экстраверсия" (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга - ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т.д.) потому, что у них пониженный тонус коры, - их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
"Мягкое" направление диспозициальной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько - не входит в круг их исследовательских задач.
Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт - основоположник теории черт. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.
Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру - проприум (от лат. proprium - собственно, " я сам"). Понятие "проприум" близко к понятию "Я" гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума.
Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью (Оллпорт Г., 1998).
Формально-динамическое напрвление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств - формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.
По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни.
Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные прогрессы более характерны для высших структур личности - проприума, а иррациональные для низших - темперамента.
Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.
Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалолограмма, речевые реакции и т.д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления - дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б.М., 1990; Небылицын В.Д., 1990).
Среди "жестких" структурных моделей наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства, или димензии, личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость) - эмоциональная стабильность, психотизм. Нейротизм - это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально-стабильные люди уравновешенны, спокойны. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.
Представители "мягкого" направления, в частности Г. Оллпорт, выделяют три разновидности черт:
Кардинальная черта присуща только одному человеку и не допускает сравнений данного человека с другими людьми. Кардинальная черта настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно вывести из этой черты. Немногие люди обладают кардинальными чертами. Например, мать Тереза обладала такой чертой - она была милосердна, сострадательна к другим людям.
Общие черты характерны для большинства людей в пределах данной культуры. Среди общих черт обычно называют пунктуальность, добросовестность и т.д. По мнению Оллпорта, таких черт у человека более десяти.
Вторичные черты менее устойчивы, чем общие. Это предпочтения в одежде, еде и т.д.
Последователи Оллпорта, используя различные математические приемы, в частности факторный анализ, попытались выявить количество общих черт у человека. Вопрос о соответствии черт, выделенных на базе клинических данных, и черт, полученных на норме с помощью факторного анализа, является предметом специальных научных исследований (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985).
Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основные формально-динамические свойства личности:
эргичность - уровень психического напряжения, выносливость;
пластичность - легкость переключения с одних программ поведения на другие;
скорость - индивидуальный темп поведения; ъ
эмоциональный порог - чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.
Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.
К этим четырем основным свойствам добавляют еще и так называемые содержательные свойства личности (Русалов В.М., 1979), которые в рамках данного направления не имеют своей специфики и совпадают со свойствами, выделяемыми в рамках деятельностного подхода (знания, умения, навыки, характер, смыслы, цели и т.д.)
Основным блоком личности в рамках данного подхода является темперамент. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.
Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:
Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, активный, оптимистичный.
Меланхолик - эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.
Сангвиник - эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.Флегматик - эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.
Однако, есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, В.С. Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему (Мерлин В.С. 1986).Г. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом, из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.
Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.М., 1999).
По В.Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: активность и эмоциональность (Небылицын В.Д., 1990). Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность - мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность - характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.
Следует отметить, что в рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее личностное образование, как характер. Данное понятие часто отождествляет с общим понятием личности, особенно в клинике, или с понятием характера, принятым в деятельном подходе, сводящем его к морально-волевой сфере человека. По мнению Г. Оллпорта, характер - это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности.
Целостность поведения человека характеризуется через пропиум. Человек с развитым пропиумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:
имеет широкие границы "Я", может посмотреть на себя со стороны;
способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;
имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;
адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;
способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;
обладает цельной жизненной философией.
Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных проприума. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детермированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. Психология, учебник, Тихомиров О.К.
ЗаключениеИсследовав различные теории личности, мы можем сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности. Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека. Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится. Однако точки зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, в теориях значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания роли общества и различных социальных групп в развитии личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и значения в этом процессе жизненных кризисов, возможностей ускорения развития и ряда других моментов. В-третьих, в основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).
В заключение следует отметить, что на современном этапе развития психологии данный раздел науки, несмотря на свою бесспорную значимость исследован недостаточно, в каждой из теорий имеется ряд пробелов и несоответствий. На мой взгляд, в первую очередь это связано с уникальностью личности как таковой.

Список использованной литературыhttps://studentbank.ru/view.php?id=191221. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, под редакцией Дружинина В.Н. СПб: Питер, 2007г.
2. Психология. Учебник, Немов Р.С., М: "Высшее образование", 2006г.
3. Психология. Учебник, Тихомиров О.К., М: "Высшее образование", 2006г
4. Психология. Учебник, Нуркова В.В., М: "Высшее образование", 2006г
5. Психология. Учебник для педагогических вузов, Сосновский Б.А., М: "Юрайт-Издат", 2007г.
6. Психология, Степанов В.Е., М: "Дашков и Ко" 2006г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156492
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 611 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
УрГЭУ СиНХ
Юрий выполняет работы за хорошую стоимость и максимально ответственно относится. Работа за...
star star star star star
РГУП
Благодарю заказчика за добросовестное исполнение! Тема раскрыта, регламент учтен на 100%
star star star star star
МИИТ
Хороший специалист, отзывчивый и всегда готов исправить\доработать что-то.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решение задач по предмету «Математика»

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 29 дек.

1 минуту назад

Отчет с выполнением заданий

Решение задач, Отчет, бух учет

Срок сдачи к 25 дек.

4 минуты назад

Расчет параметров участка электроэнергетической системы

Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника

Срок сдачи к 8 янв.

4 минуты назад
4 минуты назад

Сделать курсач по методике

Курсовая, Электротехника

Срок сдачи к 26 дек.

5 минут назад

Психология безопасности труда

Реферат, Русский язык и культура речи

Срок сдачи к 29 дек.

7 минут назад

Сделать реферат и презентацию

Презентация, Биомеханика

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

написать курсовую работу по уголовному праву

Курсовая, Уголовное право

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

Начертить 12 чертежей

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 9 янв.

8 минут назад

Феномен успеха и успешность в профессиональном развитии

Реферат, Психология

Срок сдачи к 28 дек.

9 минут назад

В файле прикреплен пример выполнения задания

Контрольная, Криминология

Срок сдачи к 27 дек.

9 минут назад

9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг

Реферат, История государства и права России

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, Английский язык

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Составить Проект массового взрыва

Контрольная, Взрывное дело, горное дело

Срок сдачи к 8 янв.

12 минут назад

Термодинамика

Решение задач, Термодинамика

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад

Нужен реферат, объем 15-20 страниц

Реферат, Безопасность в техносфере

Срок сдачи к 5 янв.

12 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, История

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.