Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Личностные особенности хозяев домашних питомцев

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3365668

500 руб.

Просмотров
871
Размер файла
197.93 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Наличие в доме собаки или кошки не может не сказаться на поведении и даже характере их владельца. Большинство людей, имеющих домашнего любимца или даже если в вашем доме живет несколько домашних животных, начинают причислять себя к определенному негласному сообществу, например, называя себя истинным «кошатником» или же причисляя себя к рядам «собачников».
Есть серьезные основания подозревать, что люди предпочитающие собак или кошек отражает некоторые основные человеческие различия личности. Конечно, отношения между кошками и людьми всегда была совершенно иная, чем отношения между собаками и людьми. Это отражает поведение, что оба вида сохранили от своего наследия до одомашнивания. В дикой природе кошки, как правило, одиночные охотники и часто активны в основном ночью. В отличие от диких собак, как правило, общительны вьючных животных, которые состоят в группах и активны между рассвете и в сумерках. Наши домашние собаки сохраняют эту потребность в социальном взаимодействии в той степени. Собаки будут вторгаться в текущую деятельность человека, если они чувствуют себя одинокими и хотят некоторые компании или игры. Кошек, с другой стороны, часто невидимы в течение дня, как бы появиться только в вечернее время, особенно если это, когда они питаются. Кошки иногда осуществляют социальную деятельность или играть с людьми, но их интересы ограничены. Как правило, уже через несколько минут, кошки будет отказаться от игры и блуждать. Собаки с другой стороны, часто будут участвовать в играх, например, поиск брошенный мяч, в течение нескольких часов за один раз, и это, как правило, человек, который прекращает игру первым.
В доступной литературе было обнаружено недостаточное количество исследований психологических особенностей «кошатников» и «собачников». В связи с чем представляется актуальность исследования особенностей людей которые предпочитают домашних питомцев на примере кошек и собак.
Биолог и психолог Ольга Арнольд, автор книги «Хвостатые психотерапевты», отмечает, что собачники - общественные создания, они хорошо чувствуют себя в коллективе и легко воспринимают законы общежития. Они соблюдают субординацию, безоговорочно признают авторитет главного. Как собаке нужно все время чувствовать себя членом стаи, так и людям-собачникам важно социальное признание. Собачники, как правило, экстраверты, не очень любят одиночество, открытые и дружелюбные люди. Они дисциплинированны, нормально переносят необходимость каждый день ходить на работу «от сих до сих», соблюдать графики и выполнять монотонные служебные обязанности. Обычно собачники очень преданные супруги и родители, ценят семью. «Они более активны и энергичны, чем кошатники, и хоть их внутренний мир менее глубок, зато они живут в реальности, а не в мире грез и фантазий», - утверждает Арнольд.
Проблема исследования: Существуют ли различия в жизнестойкости и семейной сплочнностихозяев домашних питомцев по сравнению с людьми, не имеющими домашних животных?
Целью данной работы является решение выше сказаной проблемы.
Объектом являются жизнестойкость и семейная сплоченность.
Предмет курсовой работы – жизнестойкость и семейная сплоченность людей, имеющих и не имеющих домащних питомцев.
Методологическая основа исследования: на труды и теории авторов вы опираетесь в своей работе?
Для реализации цели были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме личностных особенностей хозяев домашних питомцев;
2) эмпирически изучить личнотные особенности хозяев кошек и собак;
3) сопоставить полученные данные.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Опрос.
3. Количественная и качественная обработка данных.
Методики исследования:
1.Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)
2. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»( Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави .)
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в стрессоустойчивости и семейной сплоченности людей, имеющих домашних питомцев и не имеющих. Так, хозяева домашних питомцев более жизнестойки. Их семьи отличаются высокой сплоченностью и гибкостью.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы.
Выборку исследования составили 10 семей: в 5 семьях проживают домашние питомцы, 5 семей не имеют домашних питомцев. Общее количество участников исследования 20 человек, средний возраст – 25 лет. Из них 8 мужчин и 12 женщин.
Курсовая работа состоит из введения, двух шлав, заключения и списком литературы.
Глава 1 Теоритичекие основы изучения личностных особенностей хозяев домашних. питомцев1.1 История приручения животныхС незапамятных времен животные играли огромную роль в жизни человека. Пожалуй, самой древней была утилитарная функция животных - дикие животные служили источником пищи для наших предков, давали материал для изготовления оружия и орудий труда, украшений, домашней утвари и одежды. Так, североамериканские индейцы использовали шкуры бизонов и оленей для производства одежды, обуви, жилищ и посуды; клыки, когти, и птичьи перья шли на изготовление украшений, мясо употребляли в пищу. Однако охота на диких животных была сопряжена с большими трудностями, и нередко сам охотник становился добычей для хищников. Вскоре древние люди обнаружили, что при умелом обращении животное можно приручить и заставить служить себе в различных качествах. Так начался процесс одомашнивания животных, который имел колоссальное значение для развития человечества и привел к тому, что существенно расширился спектр утилитарных функций животных. Теперь животные не только служили источником пищи (молока, мяса, меда) и давали сырье для производства одежды и обуви, но выполняли транспортную и тягловую функции, взяли на себя заботу об охране имущества и жизни человека, избавляли его от вредителей, были помощниками на охоте и военных сражениях, служили своеобразными индикаторами, предупреждающими об опасности. В частности известно, что шахтеры угольных копей в ряде европейских стран обычно брали с собой маленькие клетки с канарейками и чижами, поскольку эти птицы очень чувствительны к малейшим концентрациям угарного газа, и своей смертью они предупреждали человека о грозящей опасности.
Однако вскоре люди обнаружили, что животные могут не только удовлетворять материальные потребности, но и приносить радость своим внешним видом, красотой движений и другими особенностями поведения. Хороший пример проявления эстетической функции животных - птицы.
Первоначально птицы, как и другие животные, выполняли чисто утилитарную функцию - были пищей для человека. Причем этой печальной участи удостоились не только традиционные объекты охоты, такие, как утки, гуси, представители семейства куриных, но и их более мелкие собратья. Достаточно вспомнить о знаменитом «лукулловом пире», где в числе прочих блюд были запеченные соловьиные языки. К сожалению, и в современном мире существует традиция поставлять на рынки мелких певчих птиц (дроздов, жаворонков, снегирей, овсянок и др.) в забитом виде. В этом отношении печальную известность приобрела Италия, где забивали многие виды пойманных певчих птиц, вплоть до соловьев.
Однако параллельно с утилитарным отношением к птицам развивалась и другая тенденция - держать птиц в клетках ради удовольствия, о чем довольно хорошо выразился известный немецкий зоолог Альфред Брем: «Млекопитающие приносят человеку пользу, птицы - служат для его удовольствия». Содержание птиц в клетках, как хобби, насчитывает более 4000 лет. В частности, древнеегипетские письмена доносят до нас сведения о том, что жители Египта держали в своих экзотических зверинцах голубей, попугаев, ибисов и уток.
Этому немало способствовало красивое оперение большинства птиц и, конечно, их пение. В Древней Греции существовали торговцы птицами, которые продавали огромное их разнообразие - от дорогих павлинов, которых ценили за красивые хвосты и венцы на голове, до маленьких ярких щеглов, услаждающих слух эллинов своим щебетанием. Указанные свойства птиц нашли широкое отражение в античной культуре и искусстве. Известный древнегреческий драматург Аристофан, творивший примерно в 400 году до н.э., постоянно ссылался в своих произведениях на птиц, таких, как щегол. Отношение древних греков к птицам можно видеть и сегодня, например, в названии александрийского попугая, который носит имя Александра Великого. Есть сведения, что генералы его армии привозили этих и других подобных им попугаев на родину после вторжения в северную часть Индии в 327 году до н.э.
Аналогичную картину можно обнаружить и в Древнем Риме, где особенно популярными были птицы, умеющие подражать человеческой речи: галки, вороны и попугаи. Последних ценили за красоту, легкость в дрессировке и умение воспроизводить человеческую речь. По свидетельству дошедших до нас произведений древнеримских писателей, у римской молодежи была мода появляться в общественных местах с ручным попугаем на руке. Стоимость «говорящих птиц» была очень высока и гораздо превышала стоимость раба. Высокая стоимость птицы подчеркивалась и ее окружением. Обычно попугаев содержали в клетках из драгоценных металлов или слоновой кости, украшенных самоцветами. В Древнем Риме появились первые руководства по обучению попугаев и других птиц разговору. О том, каким почетом пользовались говорящие птицы, свидетельствует следующий факт. Во времена правления римского императора Тиберия (14-37 гг. н.э.), ворон, принадлежащий одному сапожнику, мог произносить имя императора и имена его сыновей. Когда завистливый сосед убил птицу, друзья сапожника собрались вместе и линчевали убийцу. Многие люди сочли своим долгом отдать уважение птице, посетив ее могилу.
Отношение к птицам, как источникам радости и удовольствия, распространилось в последующие века и в Европе. После распада Римской империи упоминание о содержании птиц в клетках исчезает из литературных источников и появляется только в XII—XIII веках. Основными поклонниками экзотических птиц и, прежде всего, попугаев, в это время были жены средневековых рыцарей, для которых птицы были развлечением во время длительного отсутствия их мужей. В конце XV века в различных странах стали очень популярны попугаи из Нового Света, привезенные в Европу Христофором Колумбом, и канарейки, завезенные португальцами с Канарских островов.
В России мелкие певчие птицы никогда не служили источником пищи. Наоборот, русские купцы и крестьяне держали дома многих обитателей наших лесов и полей, среди которых особенно ценились соловьи, жаворонки, певчие дрозды, славки и перепела. Во многих домах мещан, ремесленников и прочих горожан XVIII - XIX веков в России держали зерноядных птиц: коноплянок, снегирей, щеглов, чижей и т.п. Охота за «серой птицей» в России считалась очень популярной, наравне с традиционной охотой на зверя и промысловую птицу. Когда в XVIII веке немецкие торговцы завезли в Россию канарейку, то эта маленькая веселая птичка пришлась по душе русским ремесленникам, большинство из которых были выходцами из деревень, ушедшими в город на заработки. Красивое и круглогодичное пение напоминало им о родных полях и лесах. Более того, стараниями русских умельцев была выведена канарейка напева или «русская канарейка», в песне которой можно услышать колена из песен наших отечественных птиц: лесного жаворонка, синиц, овсянки. В старой Москве канарейку держали во многих трактирах, куда захаживали любители послушать особо одаренных певцов. Многие знаменитые люди, среди которых можно назвать Ф.И. Шаляпина и A.M. Горького, были поклонниками канареечного пения.
Вместе с тем, содержание певчих птиц не ограничивалось только эстетической функцией. В ряде стран Европы их часто держали в качестве своеобразных живых «игрушек» для детей. В частности, на одной из картин художника Карла Сабритиуса (1624-1654) изображен щегол, привязанный за веревочку и сидящий на специальном насесте.
Домашние животные часто выполняют и социальную функцию - посредством их существенно расширяется сфера социального взаимодействия личности. Эта функция знакома практически каждому человеку, который завел себе собаку. Как только в семье появляется четвероногий любимец, в окружении хозяина появляется огромное количество людей - таких же владельцев собак, с которыми он вместе гуляет, обсуждает различные проблемы, делится новостями и т.п. Домашнее животное - прекрасное средство для установления контактов с окружающими, о чем свидетельствует и мой собственный опыт.
Особенно важно взаимодействие с животными в детском возрасте, поскольку оно способствует формированию у детей социальных навыков и умений, а также определенных личностных черт. В частности, чтобы жить в социуме, ребенку необходимо научиться контролировать свои агрессивные импульсы. Играя с животными, дети часто ведут себя неосторожно и делают им больно. Кошки и собаки сразу отвечают на это соответствующим поведением: уходят или кусают обидчика, что делает невозможным продолжение такой агрессивной игры. Такое поведение животных в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с живыми существами, может способствовать развитию умения сопереживать и сочувствовать, эмоциональной чувствительности. Близость к ребенку домашнего животного, его непосредственность, открытость, облегчают процесс понимания его чувств и поступков детьми, а через эту «переходную ступеньку» уже гораздо легче подойти к пониманию более сложных человеческих отношений и переживаний. Данный постулат особенно важен в свете предупреждения возникновения у подрастающего поколения элементов асоциального поведения. В ряде проведенных мной исследований показано, что многие правонарушители в детстве жестоко обращались с животными. Исследование личностных особенностей преступников показывает, что они - люди агрессивные, эмоционально холодные, черствые, нечувствительные к чужим бедам и проблемам. Общение с животными способствует развитию противоположных качеств, что подтверждается рядом научных исследований. Проведенные нами сравнительные исследования отношения к животным в детстве у нормальных женщин и женщин, отбывающих срок за различные преступления, в том числе насилие над личностью, показали, что последняя группа в детстве не имела привязанности к домашним животным, была абсолютно равнодушна или даже жестоко обращалась с ними. Животные для них в основном выступали как носители утилитарной функции.
Однако животные не только способствуют расширению социальных контактов, но и являются своеобразными заменителями человеческого общения. В большей степени эта компенсаторная функция животных представлена в бездетных семьях, у старых и одиноких людей, в семьях, где дети страдают различными психическими аномалиями. Возможность поговорить с животным необходима детям, которым взрослые уделяют мало внимания, а также взрослым,ː страдающим от одиночества, что нашло свое блестящее воплощение в известных строчках: «Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить» И.А. Бунин «Одиночество».
Положительная роль животных - снимать напряжение и негативные эмоциональные состояния, оказывать воздействие на личность - нашла свое отражение не только в творчестве поэтов, но и подтверждена научными исследованиями. В ряде работ отмечается, что общение с животными расширяет сенсорный опыт детей, их кругозор, положительно сказывается на умственном развитии. Имеются также данные об улучшении психологического климата в семьях, где держат домашних животных. Потребность детей заботиться о ком-либо с возрастом не удовлетворяется взаимодействием с игрушками. Ребенок испытывает необходимость получать обратную связь о правильности своих действий, испытывать положительные эмоции оттого, что он тоже кому-то нужен в качестве защитника и друга. Результаты наших собственных исследований показывают, что существуют статистически значимые различия в уровне интеллектуального развития между детьми из семей, где держат домашних животных, и семей, таковых не имеющих. Есть также данные, свидетельствующие о наличии тесной взаимосвязи между счастьем и наличием домашних животных. Большой процент людей, которые не общаются с животными, несчастливы по сравнению с владельцами собак и кошек. Медики отмечают, что присутствие животных в доме снижает риск самоубийств, способствует выздоровлению больных после сердечно - сосудистых заболеваний, а также перенесших тяжелые операции.
Благотворное влияние животных на формирование личности человека заметили практики: врачи-психиатры, психологи, что вылилось в создание особого вида психотерапии с использованием домашних животных, так называемой анималотерапии. Этот вид психотерапии имеет давние традиции, и, как свидетельствуют документы, использовали домашних животных в практике работы психиатрических клиник в Англии еще в середине XVIII века. Психотерапевтическая практика с использованием домашних животных показывает, что этот вид психотерапии наиболее эффективен при работе с детьми, испытывающими чувство одиночества и отверженности (мнимой или реальной) в семье, а также с детьми, подвергшимися насилию. Показателен в этом плане клинический случай из практики английского психолога Б. Левинсона. Мальчик грозился покончить жизнь самоубийством, узнав о том, что его родители - приемные. В ходе предварительной работы психолог установил, что мальчик испытывал чувство отверженности, он считал, что родители его не любят, плохо к нему относятся. Начав работать с пациентом, психолог поместил в комнате корзину с кошкой, которая находилась там все время, когда проводились сеансы психотерапии. Мальчик не сразу обратил внимание на ее присутствие. А когда заметил, начал играть с ней, ласкать и даже кормить. Вскоре он захотел выяснить, откуда она взялась. Каково же было его удивление, когда он узнал, что кошку по добрали на улице среди других брошенных котят. Первоначально он с трудом верил, что брошенную кошку можно любить. Однако после нескольких занятий, во время которых психолог постоянно акцентировал внимание на этой теме, пациент начал понимать, что приемные родители тоже могут его любить. Это был переломный момент, после которого процесс лечения стал протекать достаточно быстро.
В отечественной практике анималотерапию применяют не так широко, как за рубежом, хотя есть отдельные работы в этом плане.
Подводя итог, можно, сделать вывод, что животные в жизни человека выполняют разную роль и служат своеобразным подкреплением самых разных мотивов.
Проективная функция животных проявляется в том, что животные являются символическим выражением собственного «Я». Для современного человека идентификация себя с животным существует как результат усвоения исторического культурного опыта, корни которого уходят в глубокое прошлое. Человек - это часть природы благодаря своей телесной организации и, вместе с тем, в силу наличия разума, противопоставляет себя ей [8]. Такая ситуация человеческого существования, по мнению Эрика Фромма - основной источник проблем и движущая сила развития человека [8].
Еще с древнейших времен человек наделял всю окружающую среду собственными чувствами, мыслями и желаниями. Такой антропоморфический взгляд нашел отражение в религиозных верованиях людей, мифологии, фольклоре, а позднее проник в искусство и науку. Именно эти институты человеческой культуры являются источниками символического отражения человеческой природы в образах животных.
1.2 Рольː питомцевː вː семьеСовременныеː городскиеː жителиː всёː чащеː иː чащеː заводятː животных.ː Количествоː такихː семейː стремительноː растетː воː всехː индустриальныхː странахː отː Китаяː доː США.ː Неː уступаетː этимː странамː иː Россия,ː котораяː занимаетː третьеː местоː вː миреː поː количествуː кошек,ː иː пятоеː местоː вː миреː –ː поː количествуː собак.
Мыː склонныː «очеловечивать»ː домашнихː животных,ː приписываяː имː чертыː человеческогоː поведения,ː ценности,ː мотивы,ː способности,ː эмоции. Многиеː доверяютː имː личныеː тайны,ː обсуждаютː проблемы.ː Говоряː оː характереː питомцев,ː людиː применяютː такиеː описанияː какː «гордый»,ː «аристократичный»,ː «смелый»,ː «добрый»,ː «благоразумный»ː иː т.п. Заводчикиː выводятː новыеː породы,ː которыеː всёː большеː иː большеː напоминаютː человеческоеː лицо.ː Вː ответː наː приписываниеː имː человеческихː качествː животныеː вырабатываютː иː закрепляютː теː формыː поведения,ː которыеː культивируетː вː нихː человек:ː «стыдятся»ː еслиː нашкодили,ː «жалобноː просятː прощения»,ː глядяː вː лицоː хозяинуː иː трогаяː лапой,ː «обижаются»,ː отворачиваясьː иː отказываясьː отː общенияː (такː делалː одинː мойː знакомыйː попугайː –ː залеталː вː клетку,ː поворачивалсяː кː дверцеː «спиной»ː иː «гневно»ː лапойː еёː захлопывал).
Людиː оченьː привязаныː кː своимː питомцам,ː частоː дажеː сильнее,ː чемː кː друзьямː илиː членамː семьи.ː Смертьː домашнегоː любимцаː можетː вызватьː состояниеː горя,ː поː интенсивностиː превышающееː переживаниеː потериː родственника.
Домашнихː животныхː практическиː всегдаː считаютː полноправнымиː членамиː семьи.ː Ониː живутː вː комнатахː хозяев,ː спятː наː ихː кроватях,ː сопровождаютː вː поездкахː иː отпусках.ː Людиː хранятː ихː фотографииː вː портмонеː иː семейныхː альбомах,ː покупаютː имː особыеː угощения,ː ценныеː подарки,ː празднуютː ихː дниː рождения,ː организуютː церемониюː совершеннолетияː илиː свадьбу.
Разнообразиеː домашнихː животныхː удивляетː своейː многочисленностьюː иː многофункциональностью. Одниː помогаютː намː выжить,ː другиеː называютсяː «Домашнимиː любимчиками».ː Вː разныхː районахː нашейː страныː поː температурномуː режимуː содержатː множествоː различныхː породː одногоː иː тогоː жеː животного,ː ноː приспособленногоː кː определенномуː климату.ː Естьː бездомныеː животные,ː заː которымиː нуженː уходː человекаː иː безː егоː помощиː ониː неː смогутː выжить.
Одомашниваниеː животныхː произошлоː ещёː вː первобытномː строе.ː Ужеː тогдаː пастухиː паслиː своихː овец.ː Каждоеː изː домашнихː животныхː имелоː своихː дикихː предков.ː Такː считается,ː чтоː отː волковː произошлиː собаки.ː Ноː вː нашиː временаː всеː настолькоː изменилось,ː чтоː оченьː трудноː вː домашнихː питомцахː узнатьː каких-тоː дикихː зверей.
Ученыеː установили,ː что домашниеː питомцы просто лечатː отː стрессов,ː улучшаютː настроение,ː создаютː уютː вː домеː иː ощущениеː защищённости.ː Детямː особенноː нравитьсяː игратьː сː ними.ː Золотыеː рыбки,ː любимыеː кошки,ː собакиː иː большоеː разнообразиеː совсемː необычныхː животныхː –ː таких,ː какː игуана например,ː отличноː сочетаютсяː вː домахː вː нашеː время.
Особенноː домашниеː любимцыː помогаютː одинокимː людям,ː старикам,ː слепымː приобрестиː спокойствиеː вː домеː иː доброту.
Вː сельскомː хозяйствеː трудноː представитьː домː безː большогоː количестваː животных:ː уток,ː кур,ː пчёл,ː коровː иː многоː других.ː Какː вː далекиеː годы,ː такː иː сейчасː ониː насː кормят.ː Одомашненныеː животныеː хорошоː размножаютсяː подː присмотромː человекаː иː этоː неː толькоː заслугаː человека,ː ноː иː генетическиеː измененияː животных.ː Вː теплыхː регионахː оченьː распространеноː фермерство.
Вредː илиː польза,ː когдаː ребенокː проситː домашнегоː питомца? Нужноː отдатьː должноеː учёным,ː которыеː сделалиː определённыеː выводыː наː этуː тему:ː дети,ː имеяː домашнегоː питомца,ː становятсяː болееː коммуникабельнымиː иː хорошоː общаются,ː ониː растутː вː тёплойː атмосфереː иː становятсяː добрымиː иː отзывчивыми,ː аː такжеː спокойнымиː иː увереннымиː вː себе.ː Рыбкиː вː аквариумеː приносятː спокойствие,ː умиротворение,ː иː дажеː улучшаютː зрение.ː Черепахиː учатː ребенкаː порядку,ː ведьː можноː нарватьː одуванчиковː иː покормить,ː аː этоː ужеː ответственность,ː кː которойː ребенокː привыкаетː сː детства.
Домашниеː животныеː становятсяː нашимиː друзьямиː иː членамиː семьи.ː Ониː неː предаютː насː иː любятː простоː так,ː ниː заː что!ː Человечествоː наː протяженииː всейː жизниː ощущаютː потребностьː вː общенииː сː домашнимиː питомцами.ː Безː нихː простоː скучно.ː Смехː –ː признакː благополучия,ː и какː известноː смехː продлеваетː жизнь.ː Животноеː можетː такː развеселить,ː чтоː никакомуː юмористуː неː удастся.
Владельцыː готовыː тратитьː личноеː времяː иː большиеː средстваː наː питание,ː грумминг,ː ветеринара…ː Полюбивː животное,ː привязавшисьː кː немуː эмоционально,ː мыː терпимː иː всеː неудобства,ː связанныеː сː содержаниемː вː городскойː квартире:ː шерсть,ː специфическиеː запахи,ː особоеː поведениеː вː периодː течкиː илиː гона.
Считается,ː чтоː наличиеː домашнегоː питомцаː вː домеː положительноː сказываетсяː наː детях.ː Такимː образом мыː учимː ихː заботитьсяː иː нестиː ответственностьː заː себяː иː другого.ː Ребёнокː сː трудностямиː концентрацииː иː запоминания,ː вː присутствииː собакиː вдругː безː запинкиː можетː прочитатьː наизустьː то стихотворение,ː котороеː никакː неː удавалосьː выучить.
Однакоː психологическаяː пользаː питомцаː дляː детей,ː какː выяснилиː учёные,ː зависитː неː отː самогоː фактаː присутствияː животногоː вː доме,ː аː отː характераː взаимоотношенийː сː ним.ː Аː это,ː вː своюː очередь,ː зависитː отː отношенийː ребенкаː сː другимиː членамиː семьи.ː Чемː болееː благоприятныː психологическиеː условияː жизниː вː семье,ː темː большуюː пользуː приносятː домашниеː питомцыː своейː поддержкой.
Животныеː становятсяː партнёрамиː людей,ː даваяː некуюː заменуː отсутствующимː илиː неː сложившимсяː отношениямː сː другимː человеком.ː Темː неː менее,ː домашнихː питомцевː заводятː далекоː неː всегдаː людиː одинокие.ː Согласноː социологическимː опросам,ː большеː всегоː кошекː иː собакː живетː вː семьях,ː состоящих поː меньшейː мереː изː трёхː человек.
Животныеː помогаютː людямː выражатьː глубокиеː чувства.ː Общаясьː сː ними,ː мыː знаем,ː чтоː всегдаː получимː эмоциональнуюː обратнуюː связь.ː Домашниеː питомцыː помогаютː намː удовлетворитьː потребностьː вː заботеː иː опеке,ː сː нимиː мыː чувствуемː себяː болееː сильными,ː ведьː ихː жизнь,ː ихː благополучиеː зависятː толькоː отː нас.ː Ласкаяː животное,ː мыː успокаиваемся,ː еслиː раздражены,ː потомуː чтоː контактː сː нимː повышаетː окситоцинː –ː гормонː нежностиː иː привязанности.
Намː нравитсяː общениеː сː домашнимиː животнымиː потому,ː чтоː оноː эмоциональноː безопасноː дляː нас,ː предсказуемоː иː понятно.ː Нашиː питомцыː насː никогдаː неː оценивают,ː неː критикуют,ː ониː любятː иː принимаютː насː такими,ː какиеː мыː есть,ː чтоː называется,ː безусловноː (аː этогоː намː оченьː неː хватает).ː Такоеː комфортноеː иː безопасноеː общениеː довольноː частоː невозможноː воː взаимодействииː дажеː сː самымиː близкимиː людьми.
Всёː этоː так.ː Иː вместеː сː темː неː всёː такː просто.ː Последниеː исследованияː показывают,ː чтоː представлениеː обː априорнойː пользеː иː нужностиː собаки,ː кошкиː илиː кроликаː вː семьеː –ː этоː миф.ː Очеловечиваяː домашнихː животных,ː делаяː ихː полноценнымиː членамиː семьи,ː люди,ː неː сознаваяː этого,ː сː ихː помощьюː решаютː оченьː важныеː дляː семейнойː системыː задачи.ː Этоː доказываютː вː своихː работахː Аннаː Варгаː иː Еленаː Федорович.
Домашниеː питомцыː включаютсяː вː нашуː семейнуюː жизнь.ː Дажеː самоː ихː наличиеː частоː свидетельствуетː оː нехваткеː эмоциональнойː связиː вː семье.ː Например,ː женщинеː илиː мужчинеː оченьː неː хватаетː тепла,ː ощущенияː близостиː иː принятия,ː ониː неː получаютː этогоː отː мужа/жены.ː Ноː вː семьеː этоː неː обсуждается,ː затоː возникаетː непреодолимоеː желаниеː завестиː кошкуː илиː собаку.ː Четвероногийː любимец,ː конечно,ː помогаетː смягчитьː проблемуː вː семье,ː ноː этоː всегоː лишьː полумера.
Замечено,ː чтоː довольноː частоː домашниеː питомцыː появляютсяː вː семьеː вː особыеː периодыː еёː развития:ː воː времяː беременностиː жены,ː сразуː послеː рожденияː ребёнка,ː когдаː ребёнкуː исполняетсяː год,ː околоː трёх,ː семи,ː 13-15ː лет,ː илиː молодымː человекомː сразуː послеː свадьбы.ː Вː этиː периодыː вː семейнойː системеː возрастаетː уровеньː напряжения,ː «семейнойː тревоги»,ː такː какː возникаетː необходимостьː вː перестройкеː взаимоотношений,ː вː нахожденииː оптимальныхː эмоциональныхː дистанцийː междуː членамиː семьи.ː Уговоритьː такуюː семьюː неː заводитьː вː этоː времяː питомцаː практическиː невозможно,ː потомуː чтоː людиː вː нейː психологическиː неː готовыː справитьсяː сː этимː напряжением.ː Животноеː помогаетː снизитьː этуː самуюː тревогу,ː ноː задачаː перестройкиː отношенийː вː связиː сː возникшимиː изменениямиː вː семьеː такː иː неː решается.
Домашнийː питомецː можетː замещатьː детейː илиː другихː членовː семьи.ː Например,ː семья,ː вː которойː детиː вырослиː иː покинулиː отчийː дом,ː относитсяː кː своейː кошкеː илиː собакеː какː кː ребёнку,ː частоː признавая,ː чтоː дажеː кː собственнымː детямː ониː такихː эмоцийː неː испытывали.ː Илиː молодаяː пара,ː неː решаясьː родитьː малыша,ː заводитː собачку,ː желаяː «потренироваться»ː вː родительскойː роли.ː Оː собакеː илиː кошкеː тожеː можноː вместеː заботиться,ː обсуждатьː еёː поведение,ː умиляться,ː лечитьː иː дажеː ссориться.ː Питомецː вː этомː случаеː можетː игратьː рольː «идеальногоː ребёнка»,ː илиː можетː мешатьː развитиюː отношенийː междуː супругамиː иː конструктивномуː преодолениюː ихː разногласий.ː Этоː можетː такː иː неː позволитьː пареː решитьсяː наː рождениеː ребёнка.
Четвероногийː другː частоː помогаетː подросткуː эмоциональноː дистанцироватьсяː отː чрезмерноː опекающихː родителей. ː Сː нимː выстраиваютсяː особые,ː личныеː отношения,ː некийː прототипː собственнойː семьи.ː Вː этомː просматриваетсяː явнаяː позитивнаяː рольː животного.ː Инаяː рольː уː собаки,ː например,ː когда,ː внутреннеː сомневаясьː вː своихː чувствахː кː молодомуː человеку,ː девушкаː принимаетː решениеː расстаться,ː объяснивː емуː иː себе,ː чтоː тотː неː любитː еёː питомца,ː аː значит,ː неː можетː полюбитьː по-настоящемуː иː еёː саму.ː Собакаː помоглаː найтиː выход,ː ноː помешалаː понятьː страхи,ː сомненияː иː тревоги,ː связанныеː сː партнёромː иː возможнымː бракомː сː ним.
Получается,ː чтоː домашниеː животныеː приносятː многоː пользы,ː ноː вː тоː жеː времяː переключаютː вниманиеː наː себя,ː отвлекаяː насː отː решенияː проблемː развитияː семьи,ː трудностейː взаимодействияː иː взаимопонимания.ː Поэтомуː еслиː возниклоː желаниеː привестиː вː домː будущегоː любимца,ː стоитː задуматься,ː дополнитː онː гармониюː вː вашейː семьеː илиː простоː подменитː отношенияː сː близкими.
Иː ветеринары иː психологиː сходятсяː воː мнении,ː чтоː общениеː сː домашнимиː питомцамиː обладаетː психотерапевтическимː эффектом.ː Ребенок,ː мужː илиː женаː всеː чащеː говорятː оː собакеː илиː котенке?ː Вː этойː ситуацииː неː стоитː сразуː жеː бежатьː наː «птичийː рынок».ː Возможно,ː емуː илиː ейː неː хватаетː безусловнойː иː некритичнойː любви,ː заботыː иː внимания.ː Ведьː животные,ː особенноː собаки,ː слывутː безграничноː преданнымиː существами.ː Понаблюдайте,ː поговоритеː сː родными,ː можетː изː егоː жизниː ушлоː что-тоː илиː кто-тоː значимый?ː Тогдаː самоеː важноеː вː этотː моментː —ː статьː ближеː кː ребенку,ː мужуː илиː жене,ː проявлятьː большеː вниманияː кː егоː нуждам.ː Ноː вотː еслиː волеюː обстоятельствː выː неː можетеː бытьː рядомː всегда,ː частоː бываетеː вː отъездеː илиː учитесьː вː другомː городе,ː стоитː всерьезː подуматьː оː домашнемː питомце. 
Возможно,ː вашː супругː илиː супругаː вырослиː вː семье,ː гдеː всегдаː былиː животные,ː иː онː сː самогоː детстваː былː сː нимиː близок.ː Тогдаː дляː негоː этоː источникː приятныхː детскихː воспоминанийː иː способː справлятьсяː сː негативнымиː эмоциями. 
Возможно,ː супругː выросː вː семье,ː гдеː наоборотː запрещалиː держатьː домашнееː животное.ː Иː попыткаː завестиː четвероногогоː другаː вː своейː семьеː —ː этоː исполнениеː детскойː мечты.
Выяснитьː этоː помогутː простыеː беседыː супруговː оː детскихː годах,ː обращениеː кː семейнойː историиː другː друга. 
Несомненныйː плюсː домашнихː животныхː дляː родителейː —ː ониː помогаютː воспитыватьː ответственностьː вː ребенке.ː Ноː работаетː этотː плюсː толькоː вː случае,ː когдаː малышː самː приноситː животноеː вː дом.ː Еслиː папаː илиː мама,ː каковыː быː ниː былиː ихː намерения,ː самиː предлагаютː домашнегоː питомца,ː тоː имː иː придетсяː заː нимː ухаживать.ː Здесьː работаетː схема:ː ктоː приручил,ː тотː иː заботится. 
Итак,ː вашː ребенокː принесː вː домː четвероногогоː другаː иː искреннеː требуетː проявитьː милосердиеː иː взятьː бездомногоː вː семью?ː Отказатьː малышуː вː такойː ситуацииː довольноː сложно,ː особенноː еслиː доː этогоː выː всегдаː училиː егоː сочувствоватьː иː помогатьː ближнему.ː Еслиː призываетеː ребенкаː кː сочувствию,ː будьтеː готовыː самиː егоː демонстрировать. 
Ноː сː согласиемː тожеː неː стоитː торопиться.ː Преждеː чемː соглашаться,ː необходимоː спроситьː уː ребенка,ː готовː лиː онː ухаживатьː заː питомцемː иː заручитьсяː егоː согласием.ː Звучатьː отː родителейː этоː можетː примерноː так:ː «Тыː хочешь,ː чтобыː котенокː жилː уː нас?ː Аː тыː понимаешь,ː чтоː тебеː придетсяː егоː кормить,ː выгуливатьː иː убиратьː заː ним?ː Аː тыː готовː этоː делатьː всегда,ː дажеː когдаː уː тебяː наː этоː неː будетː времениː илиː простоː тебеː неː захочется?»ː Толькоː получивː «Да»ː наː всеː вопросы,ː можноː датьː согласие.
Можноː ожидать,ː чтоː первыеː несколькоː днейː ребенокː действительноː будетː ухаживатьː заː животным,ː ноː ростː сопротивленияː поː мереː осознанияː обязательствː неизбежен.ː Иː здесьː оченьː важно,ː какː поведетː себяː родитель:ː животноеː ужеː вː доме,ː выгнатьː егоː обратноː наː улицуː —ː означаетː показатьː плохойː примерː того,ː какː надоː поступать,ː еслиː тебеː поднадоелиː обязательства.ː Родителямː нельзяː забыватьː проː воспитательныйː момент,ː вː будущемː наː местеː надоевшегоː щенкаː могутː оказатьсяː женаː илиː муж,ː детиː иː самиː мамаː сː папой,ː когдаː состарятся.ː Поэтомуː стоитː последовательноː настаиватьː наː том,ː чтоː ежедневныеː обязанностиː поː содержаниюː питомцаː надоː выполнять.ː Приː этомː никтоː неː мешаетː вамː приходитьː ребенкуː наː помощьː вː экстреннойː ситуации,ː еслиː онː обː этомː попросит. 
Еслиː васː все-такиː неː оставляютː сомнения,ː аː просьбыː завестиː животноеː повторяютсяː всеː чаще,ː возьмитеː котаː илиː собакуː «наː побывку»ː уː кого-нибудьː изː знакомых,ː когдаː теː соберутсяː вː отпускː илиː наː дачу.ː Дайтеː возможностьː ребенкуː почувствовать,ː чтоː такоеː ухаживатьː заː кем-то,ː бытьː старшим,ː сильным,ː ответственным. 
Заботаː оː домашнемː питомцеː дляː ребенкаː —ː хорошаяː репетицияː вː строительствеː отношений,ː основанныхː наː любви.ː Онаː требуетː проявленияː заботы,ː внимания,ː аː иногдаː и...ː жертвенности.
Иногдаː родителиː такː боятсяː отпускатьː отː себяː повзрослевшихː детей,ː чтоː последнимː ничегоː неː остается,ː какː предложитьː себеː «замену».ː Чащеː всегоː этоː случаетсяː сː супругами,ː уː которыхː ребенокː был чутьː лиː неː единственнойː связующейː нитьюː наː протяженииː всейː совместнойː жизни,ː единственнымː мотивомː сохранятьː брак.ː Иː когдаː чадуː приходитː времяː уезжать,ː женитьсяː илиː выходитьː замуж,ː уː обоихː родителейː илиː одногоː изː нихː начинаетсяː тихаяː паника:ː какː теперьː жить,ː теперьː ведьː мыː останемсяː одинː наː одинː другː сː другом! 
Объяснитьː этоː довольноː простоː сː помощьюː геометрии.ː Отношенияː вː пареː —ː самыеː близкиеː иː оттогоː напряженные.ː Ониː требуютː многоː трудаː дляː ихː сохраненияː иː благополучия.ː Параː —ː этоː двое,ː а,ː какː известно,ː самаяː устойчиваяː фигураː —ː этоː треугольник.ː Иː вː моментыː наибольшегоː напряженияː вː отношенияхː мужː иː женаː прибегаютː кː поискамː третьейː точки.ː Частоː этуː рольː играетː ребенок,ː которыйː становитсяː либоː средоточиемː родительскойː заботы,ː либоː заложникомː родительскихː отношенийː другː сː другом.ː Когдаː ребенокː взрослеетː иː уезжаетː изː дома,ː супругиː илиː одинː изː супруговː заводитː питомца.ː Переключившисьː наː них,ː такиеː родителиː легчеː «отпускают»ː своихː детей. 
Домашниеː питомцыː частоː становятсяː любимцамиː уː супругов,ː неː имеющихː возможностиː рожатьː детей.ː Оченьː частоː именноː отː такихː людейː вː адресː собакиː можноː услышать:ː «Нашː сыночек»,ː «Нашаː девочка»,ː «Идиː кː мамочке»... 
Бываетː так,ː чтоː молодаяː супружескаяː параː решилаː завестиː собакуː доː рожденияː первенца.ː Вː этомː случаеː супругамː нужноː честноː ответитьː наː вопросы:ː ктоː захотелː щенка?ː Еслиː жена,ː тоː дляː чегоː онː ей?ː Может,ː онаː психологическиː неː готоваː кː рождениюː ребенкаː илиː ейː неː хватаетː теплаː иː сердечностиː отː супруга?ː Можетː нужноː кого-тоː повоспитывать илиː этоː своеобразнаяː проверкаː «родительскойː компетентности»ː передː появлениемː своегоː малыша? 
Вː нездоровыхː случаяхː бывает,ː чтоː щенокː илиː котенокː принимаетː наː себяː всеː эмоции,ː чувстваː иː заботу,ː предназначенныеː дляː вынашивания,ː рожденияː иː воспитанияː собственногоː малыша.ː Иː тогдаː послеː рожденияː первенцаː наː детскойː площадкеː можноː видетьː страннуюː картину,ː когдаː мамаː выгуливаетː собаку,ː аː няняː выгуливаетː ребенка. 
Такимː образом,ː ответыː наː всеː этиː вопросыː позволяютː определить,ː неː помешаетː лиː домашнийː питомецː переходуː семьиː сː однойː стадииː наː другуюː иː адаптацииː кː новойː реальности. 
Итак,ː семейныеː психологиː сː уверенностьюː говорят,ː чтоː определениеː домашнегоː питомцаː какː «членаː семьи»-ː неː простоː фигураː речи.ː Домашниеː животныеː выполняютː определенныеː функцииː вː семье,ː которыеː сходныː сː функциямиː членовː семьи.ː Однакоː вː отношенияхː человекаː иː животногоː присутствуютː особенности,ː которыеː характерныː толькоː дляː нихː иː неː существуютː вː отношенияхː междуː людьми.ː Поэтомуː еслиː возниклоː желаниеː завестиː домашнегоː питомца,ː задумайтесь,ː дополнитː онː гармониюː вː вашейː семьеː илиː простоː подменитː отношенияː сː близкими.ː Еслиː последнее,ː тоː сначалаː стоитː наладитьː отношенияː междуː людьми.

ГЛАВА 2. Эпирическое исследование жизнестойкости и сплоченности семей, имеющих и не имеющихдомашних питомцев.
2.1 Описание методик и хода исследования.
Целью данной работы является изучение специфики личностных особенностей владельцев хозяев домашних животных.
Объектом являются личностные особенности хозяев домашних питомцев.
Предмет курсовой работы – особенности личности людей, предпочитающих в качестве домашних питомцев кошек и собак.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
Провести психодиагностическое исследование по выбранным методикам;
Выявить процентные показатели по методикам в каждой группе;
Выявить различия в показателях жизнестойкости, семейной сплоченности и адаптации между хозяевами домашних питомцев и тех людей, у которых их нет.
Методы исследования:
1. Опрос.
2. Количественная и качественная обработка данных.
Методики исследования:
1.Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева). Направлен на изучение компонентов жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска;
2. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»( Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави). Направлен на изучение уровня семейной сплоченности и степени семейно адаптации.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в личностных особенностях людей, имеющих домашних питомцев и не имеющих. Так, хозяева домашних питомцев более жизнестойки. Их семьи отличаются высокой сплоченностью и гибкостью.
Выборку исследования составили 10 семей: в 5 семьях проживают домашние питомцы, 5 семей не имеют домашних питомцев. Общее количество участников исследования 20 человек, средний возраст – 25 лет. Из них 8 мужчин и 12 женщин.
2.2 Описание результатов исследования.С помощью выбранных нами методик была осуществлена диагностика жизнестойкости и семейной адаптации и сплоченности. С помощью теста жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева) мы выявили выраженность жизнестойкости и ее компонентов у хозяев домашних питомцев. Данные представлены на рисунке 1.

Рис 1. Показатели жизнестойкости и ее компонентов в группе хозяев домашних питомцев
Мы видим, что 5% данных людей имеют низкий уровень вовлеченности, 15% имеют умеренный уровень, 80% - высокий уровень. Чем выше вовлеченность, тем сильнее убежденность в том, жизнь интересна. Вовлеченные люди склонны видеть в жизни много положительного. Низкий уровень вовлченности указывает на то, что люди чувствуют себя отвергнутыми, жизнь не приносит им удовольствия.
5% имеют низкий уровень контроля, 30% умеренный уровень, 65% высокий уровень. Шкала контроль указывает на то, насколько сильно человек считает, что он сам управляет своей жизнью, именно он имеет влияние на ее результат.
10% имеют низкий уровень принятия риска, 30% умеренный уровень, 60% высокий уровень. Принятие риска – это убежденность личности в том, что из всего произошедшего с ним можно извлекать полезные знания и за счет этого развиваться.
25% имеют низкий уровень жизнестойкости, 75% имеют умеренный показатель жизнестойкости. Ни у кого из участников данной группы нет высокого уровня жизнестойкости. В целом, данная группа людей способны эффективно справляться со стрессом и выдерживать различные трудные ситуации. Также мы выявили выраженность этих компонентов у людей у кого домашние питомцы отсутствуют. Данные представлены на рисунке 2.
Рис 2. Показатели жизнестойкости и ее компонентов в группе люде, не имеющих домашних питомцев15% людей, не имеющих домашних питомцев отличаются низким уровнем вовлеченности. 15% имеют средний уровень. 70% имеют высокий уровень. Мы видим, что большая часть данных участников исследования вовлеченны в жизненный процесс.20% имеют низкий уровень контроля, 80% умеренный уровень. Никто из данной группы не отличается высоким уровнем контроля. Данные показывают, что в целом эти люди контролируют свою жизнь, но иногда могут обвинять в своих неудачах различные внешние обстоятельства.20% испытуемых отличаются низким уровнем принятия риска, 70% умеренным уровнем, 10% имеют высокий уровень. Большинство из людей, не имеющих домашних питомцев склонны извлекать пользу и опыт из происходивших с ними событий.80% данных участников имеют низкий уровень жизнестойкости, 20% умеренный уровень, люди с высоким уровнем в данной группе отсутсвуют.Мы видим, что большинство людей, не имеющих домашних питомцев легко подвержены влиянию стрессов, им тяжело находить позитивные выходы из трудных ситуаций. С помощью методики «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави) были выявлены уровень семейной сплоченности и степень семейной адаптации в двух группах участников исследования.Рассмотрим показатели семейной сплоченности в группе хозяев домашних питомцев и в группе, где домашние питомцы отсутствуют. Данные представлены на рисунке 3.Рис. 3. Результаты диагностики семейной сплоченности по группамМы видим, что ни в одной группе нет разобщенного уровня семейной сплоченности. Разобщенность сплоченности указывает на ее низкий уровень.
10% семей с домашними питомцами имеют разделенный уровень сплоченности. 30% семей, не имеющих домашних питомцев также имеют эту степень сплоченности. Разделенность указывает на то, что члены семьи имеют некоторую эмоциональную отдаленность, но они способны собираться вместе и обусждать трудности, оказывать поддержку и помощь друг другу.
70% членов семей с домашними питомцами имеют связанную степень сплоченности, 40% людей также имеют данную степень сплоченности в своих семьях. Это умеренный тип сплоченности, члены семьи эмоционально близки.20% членов семей с домашними питомцами имеют сцепленный уровень сплоченности, 30% семей, не имеющих домашних питомцев также имеют эту степень сплоченности. Это наиболее высокий уровень сплоченности. Члены семьи в нем крайне зависимы друг от друга. Различие в мнение не поощряется.
Показатели степени семейной адаптации представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики семейной адаптации по группамРигидную степень адаптации имеют 40% членов семей, имеющих домашних питомцев и 20% не имеющих. Эти семьи характеризуются стабильностью ролей и правил, им трудно что-то изменять в своей жизни.Структурная степень адаптации отмечается у 30% людей, имеющих домашних питомцев и у 50% не имеющих. Эта семья характеризуется более высокой гибкостью внутрисемейных отношений.Гибкие семьи встречаются у 20% людей, имеющих домашних питомцев и у 20% не имеющих. В таких семьях члены легко приспосабливаются к новым ситуациям.Хаотичная степень адаптации встречается у 10% членов семей с домашними питомцами. Среди семей без домашних питомцев такая степень адаптации в семье не встречается. Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости, роли в такой семье неясны, структура семьи отсутствует. Мы видим, что люди, у которых есть домашние питомцы легче преодолевают стрессовые ситуации, реже испытывают стресс. Они убежденны в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Они сами выбирают деятельность, которой хотят заниматься.
Таким образом, мы приходим к выводу, что хозяева домашних питомцев отличаются более высоким уровнем жизнестойкости, чем люди, у которых нет животных дома.Не было выявлено различий в степени семейной сплоченности и адаптации в семье. Это значит, что домашние питомцы не имеют влияния на внутрисемейные эмоциональные отношения. Возможно, это связано с небольшой выборкой участников исследования, т.к. у большинства данных людей из обеих групп наблюдается благоприятная степень сплоченности и адаптации в семье, поэтому различия и не были обнаружены.

ЗаключениеТакимː образом,ː системныйː подходː кː семьеː какː одномуː изː видовː социальнойː системыː позволяетː описыватьː иː объяснятьː закономерностиː возникновения,ː функционированияː иː нарушенияː взаимоотношенийː междуː человекомː иː ДП(домашним питомцем)ː вː семье.ː ДПː становятсяː элементомː семейнойː системы,ː иː какː любойː элементː системы,ː выполняютː функцииː поː поддержаниюː еёː гомеостаза,ː вː своюː очередь,ː подчиняясьː законамː функционированияː этойː системы.
.Вː предварительномː порядкеː можноː говоритьː оː следующихː психологическихː функцияхː ДПː вː городскойː семье:ː триангулированный членː семьи,ː замещающийː элементː системы,ː агентː сепарации.
Появлениеː ДПː вː городскойː семьеː можетː определятьсяː какː характеристикамиː самойː семейнойː системыː наː текущийː моментː времениː (наː какойː стадииː жизненногоː циклаː находитсяː семья),ː такː иː «посланиямиː предков»ː —ː межпоколенческой передачейː правилː поведения,ː стереотиповː общения.
Какː намː представляется,ː Теорияː Семейныхː Системː М.ː Боуэна,ː котораяː делаетː акцентː наː закономерностяхː эмоциональнойː коммуникацииː внутриː семейнойː системы,ː наиболееː точноː описываетː иː даётː возможноеː объяснениеː причинː возникновения,ː образованиюː междуː нимиː особыхː «эмоциональныхː уз»,особенностейː функционированияː иː разрушенияː взаимоотношенийː междуː людьмиː иː ДП.ː Основныеː концепцииː М.Боуэна –ː оː дифференциацииː Я,ː триангуляции,ː межпоколенческой передаче,ː проективныхː процессахː вː семьеː –ː являются,ː сː нашейː точкиː зрения,ː темː методологическимː инструментом,ː которыйː позволяетː анализироватьː иː достаточноː точноː прогнозироватьː появлениеː ДПː вː семьях,ː ихː возможныеː ролиː вː поддержанииː стабильностиː семейнойː системыː и,ː сː другойː стороны,ː проявлениеː уː ДПː отклоняющегосяː поведения.
ДПː встраиваютсяː вː невербальныеː коммуникационныеː каналыː семейнойː системы,ː непосредственноː обслуживающиеː эмоциональныеː взаимодействияː членовː семьи,ː существеннуюː сторонуː которыхː составляютː тактильныеː контактыː («онаː такː умеетː коː мнеː прижиматься»).ː Кромеː того,ː самː характерː невербальнойː коммуникацииː ДП,ː особенностиː обратнойː связи,ː получаемойː приː общенииː сː ними,ː обеспечиваетː еёː эмоциональнуюː безопасностьː дляː людейː (некритичная,ː чуткаяː кː малейшимː движениям,ː как,ː правило,ː позитивная),ː усиливающуюсяː отсутствиемː т.ː н.ː «двойныхː ловушек»ː –ː расхождениемː сообщенийː поː невербальномуː иː вербальномуː каналам.ː Кромеː того,ː особенностиː коммуникацииː сː ДПː позволяютː людямː получатьː «эмоциональноеː подтверждение»ː (вː смыслеː К.ː Дольто),ː огромнуюː важностьː которогоː подчёркивалиː всеː нашиː респондентыː —ː владельцыː ДПː («онː такː радуется,ː когдаː яː прихожуː домой»).
Вː семейнойː терапииː широкоː известенː факт,ː чтоː вː семьяхː наиболееː частоː триангулированными бываютː дети,ː которыеː становятсяː устойчивымː каналомː выраженияː эмоцийː иː темойː дляː безопасныхː взаимодействийː родителей,ː снижаяː темː самымː тревогуː вː межсупружескихː отношениях.ː То,ː чтоː наиболееː частоː людиː называлиː своихː ДПː «сыномː илиː дочкой»ː иː говорили,ː чтоː теː удовлетворяютː ихː потребностьː вː заботе,ː опеке,ː подкрепляетː гипотезуː оː включённостиː ДПː вː межсупружескиеː «треугольники».ː ДПː частоː становятсяː объектамиː проецированияː родительскихː ожиданий,ː еслиː вː семьеː нетː детей,ː илиː ониː сепарировались,ː либоː жеː исполняяː возможнуюː рольː «идеальногоː ребёнка».ː Некоторыеː нашиː респондентыː оставлялиː себеː собакуː вышедшейː замужː дочери,ː ноː былиː ейː недовольны,ː либоː принималиː отː сепарированногоː сынаː щенкаː («сː которымː онː неː справился»).
ДПː можетː выступатьː замещающимː агентомː неː толькоː детей,ː ноː иː другихː членовː семьи.ː Так,ː вː одномː изː рассмотренныхː намиː случаевː женщинаː послеː разводаː сː физическиː агрессивнымː мужем,ː заводитː собаку,ː уː которой,ː несмотряː наː усилияː дрессировщика,ː провоцируетː агрессию,ː воссоздаваяː туː жеː схемуː отношенийː –ː жертва-палачː –существовавшуюː вː еёː распавшемсяː браке.ː Вː другихː случаяхː замещениеː членовː ДПː былоː «частичным»,ː иː тогдаː животноеː втягивалосьː вː межсупружескийː конфликт,ː «манифестируя»ː областьː желаемогоː (кобель-защитникː иː обожательː женыː приː вечномː отсутствующемː муже,ː которогоː онː «ниː воː чтоː неː ставит»).
Чемː болееː дисфункциональна семья,ː темː большеː еёː функцииː «провисают»ː приː попыткеː сепаририроваться вовлечённогоː вː поддержаниеː стабильностиː семьиː ребёнка.ː Вː некоторыхː нашихː семьяхː ДПː становилсяː агентомː сепарации,ː являяː средствоː эмоциональногоː дистанцирования отː родителя,ː понижаяː остротуː «разрыва».ː Всеː такиеː семьиː былиː дисфунциональными (разводː родителей),ː уː всехː респондентовː изː такихː семейː былː «неразрешённыйː эмоциональныйː разрыв»ː сː родителями.ː Характерно,ː чтоː вː детствеː этиː респондентыː просилиː завестиː илиː приносилиː домойː различныхː животных,ː однакоː имː строгоː вː этомː отказывали.ː Толькоː достигнувː определенногоː возраста,ː ониː находилиː вː себеː силыː «принятьː бойː заː правоː иметьː ДП».
Интересно,ː чтоː «родительскихː животных»ː молодыеː люди,ː образовываяː своюː семью,ː оставлялиː родственникам,ː приː этомː большинствоː планировалиː завестиː «своего»ː ДПː вː ближайшемː будущемː («семьяː замыкаетː своиː границы»),ː вː тоː времяː какː ДП,ː послужившиеː агентамиː сепарации,ː всегдаː включалисьː вː новуюː семьюː («онаː частьː меня»).
Какː намː представляется,ː рассмотрениеː ДПː какː элементовː семейнойː системыː былː быː полезенː специалистам,ː работающимː вː семейнойː терапии.ː Приː выстраиванииː системнойː гипотезыː иː осуществленииː интервенцииː необходимоː пониматьː ролиː иː функцииː всехː элементовː семейнойː системы,ː включаяː ДП.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что хозяева домашних питомцев отличаются более высоким уровнем жизнестойкости, чем люди, у которых нет животных дома. Они легче преодолевают стрессовые ситуации, реже испытывают стресс. Они убежденны в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Они сами выбирают деятельность, которой хотят заниматься.
Не было выявлено различий в степени семейной сплоченности и адаптации в семье. Это значит, что домашние питомцы не имеют влияния на внутрисемейные эмоциональные отношения. Возможно, это связано с небольшой выборкой участников исследования, т.к. у большинства данных людей из обеих групп наблюдается благоприятная степень сплоченности и адаптации в семье, поэтому различия и не были обнаружены. Данный вопрос может стать продолжением нашего исследования в будущем.Таким образом, цель и задачи нашего исследования достигнуты, а гипотеза о том, что существуют значимые различия в личностных особенностях людей, имеющих домашних питомцев и не имеющих: хозяева домашних питомцев более жизнестойки; их семьи отличаются высокой сплоченностью и гибкостью, подтверждена частично.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеев бар В.Г.,ː Ценностные там ориентации бар личности там иː проблема бар ихː формирования/ там Алексеев бар В.Г. там -ː М., бар 2016.
Асатиани  ː бар А.Н., бар Альманахː психологическихː тестов/ бар Асатиани  ː бар А.Н.ː - бар М:ː "КПС",  ː бар 2015.ː -ː 400 клоп‍ с.
Артюхова авалс Ю.В.ː Ценности клоп‍ иː воспитание авалс №4/ клоп‍ Артюховаː Ю.В,ː - клоп‍ Педагогика авалс 2016г. бар -ː с.117-121.
Арнольд О. Хвостатые психотерапевты. – М.: издательство, 2001 г. - 384 с.
Асеев парк В.Г. бар Мотивация парк поведенияː и бар формированиеː личности/ парк Асеев бар В.Г. парк -ː Москва, бар Мысльː 2016.
Выготский Л.С. сон‍ Педагогическаяː психология/  ː бар Выготский сон‍ Л.С.ː –ː М., сон‍ 2011. там –  ː бар 512 там с.
Гаврилюк парк В.В., там Трикоз парк Н.А. там Динамика парк ценностных там ориентаций парк в там период парк социальной там трансформации парк (поколенный там подход) парк / там Гаврилюк парк В.В. там - парк Социол. там исслед. парк – там 2012. парк –ː №1. человек парк – авалс С.96–105.
Гудачек Я. человекː Ценностнаяː ориентацияː личности. человекː Психологияː личности авалс в человек авалс социалистическом авалс обществе:ː Активность человекː иː развитиеː личности/ человекː Гудачек Я. авалс - человек авалс М., авалс 2009. там С.ː 102 там -ː 109.
Додонов там Б.И.ː Эмоция там какː ценность/ там Додоновː Б.И там -ː М, там 2018. там -ː 272с.
Здравомыслов авалс А.Г.ː Потребности, авалс интересы, авалс ценности/ː Здравомыслов А.Г. авалс - авалс М.,ː 2016ː - сорт 222с.
Крайг авалс Г.ː Психология док развития./ авалс Крайг Гː - авалс СПб, док 2010.ː – док 992ː с.
Крапивская Л.В. док Личностьː и сорт ее док ценностные сорт ориентации/ː Крапивская док Л.В.ː -ː М. док 2013.
Кондрашихина,ː О.А.  ː бар Характерныеː признаки,уровни и  ː бар формыː конструктивнойː активности  ː бар личностиː вː условиях  ː бар неопределенностиː [Текст]ː /  ː бар О.А.ː Кондрашихинаː //  ː бар Перспективыː наукиː и  ː бар образования.ː -ː 2014.  ː бар -ː №2.ː -  ː бар С.158-162.
Леонтьев парк А.Н. бар Деятельность, парк сознание,ː личность/ бар Леонтьевː А.Н. парк - бар М., парк 2013.ː – бар 304ː с.
Ломов там Б.Ф.ː Личность там какː продукт там и авалс субъект там общественныхː отношений там //ː Психология там личности авалс в там социалистическомː обществе: там Активностьː и там развитие авалс личности/ там Ломовː Б.Ф. там -ː М., там 2019, авалс - клоп‍ 311ː с.
Лукинː В. клоп‍ Гадкие авалс лебеди:ː Жизненные клоп‍ ценностиː современной авалс молодежи клоп‍ //ː Лукинː В. клоп‍ - авалс Культура. – клоп‍ 2011.ː – авалс №16. сон‍ –  ː водив‍ С.4.
Маслоу А. сон‍ Самоактуализация //  ː водив‍ Психология сон‍ личности.  ː водив‍ Тексты/ː под сон‍ ред.ː Ю.Б.  ː водив‍ Гиппенрейтер, сон‍ А.А.  ː водив‍ Пузырея.ː – сон‍ М.,ː 2012. парк – клоп‍ С.108-118с.
Мясищев парк В.Н.ː Структура парк личностиː и парк отношение клоп‍ человека парк кː Действительности парк //ː Психология парк личности. клоп‍ Тексты. парк /ː Под парк ред.ː Ю.Б. парк Гиппенрейтер, клоп‍ А.А. парк Пузырея.ː М., парк 2012. бар -ː с. клоп‍ 35 бар -ː 38.
Психология сорт личности.ː Тексты сорт / сорт Под сорт ред.ː Ю.Б. сорт Гиппенрейтер,ː А.А. сорт Пузырея. сорт М., сорт 1982.ː - сорт 288ː с.
Психология сорт развивающейся авалс личности сорт /ː Под сорт ред.ː А.В. сорт Петровского. авалс М, сорт 1987.ː - сорт 240ː с.
Серый сорт А.В.,  ː бар Яницкий сорт М.С.ː Ценностно-смысловая сорт сфераː личности/ сорт Серый  ː бар А.В. сорт -ː Учебное сорт пособие.ː Кемерово: сорт КемГУ,  ː бар 2014.ː –ː 92 авалс с.
Современные авалс концепцииː эстетического авалс воспитания:ː теория авалс и авалс практика /ː Отв. авалс ред. авалс Н.И.ː Киященко. авалс –ː М.: авалс ИФ авалс РАН,ː 2018. бар –ː 302 сорт с.
Хекхаузен бар X.ː Мотивацияː и бар деятельность сорт /ː Под бар ред.ː Б.М. сорт Величковского. бар Вː 2-хː т. бар М., сорт 2016.ː - там 408ː с.
Шафранский там К.Д., док Суханова там Т.Г.ː К там вопросуː о там ценностных док ориентациях там личностиː // там Личностьː и там деятельность. док / там Шафранский К.Д. там -ː Л., там 2012 сорт с. док 108-115.
Яницкий сорт М.С.ː Ценностные сорт ориентацииː личности сорт как док динамическая сорт системаː / сорт Яницкий М.С. сорт - док Кемерово, сорт 2010.ː - бар 204ː с.
Методика исследования сплоченности семейной системы // Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
Мясищев парк В.Н.ː Структура парк личностиː и парк отношение клоп человека парк кː Действительности парк //ː Психология парк личности. клоп Тексты. парк /ː Под парк ред.ː Ю.Б. парк Гиппенрейтер, клоп А.А. парк Пузырея.ː М., парк 2012. бар -ː с. клоп 35 бар -ː 38.
Никольская А. В. Социальные аспекты взаимодействия человека с домашними питомцами как копинг-стратегии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. - №5.
Психология сорт личности.ː Тексты сорт / сорт Под сорт ред.ː Ю.Б. сорт Гиппенрейтер,ː А.А. сорт Пузырея. сорт М., сорт 1982.ː - сорт 288ː с.
Психология сорт развивающейся авалс личности сорт /ː Под сорт ред.ː А.В. сорт Петровского. авалс М, сорт 1987.ː - сорт 240ː с.
Серый сорт А.В.,  ː бар Яницкий сорт М.С.ː Ценностно-смысловая сорт сфераː личности/ сорт Серый  ː бар А.В. сорт -ː Учебное сорт пособие.ː Кемерово: сорт КемГУ,  ː бар 2014.ː –ː 92 авалс с.
Современные авалс концепцииː эстетического авалс воспитания:ː теория авалс и авалс практика /ː Отв. авалс ред. авалс Н.И.ː Киященко. авалс –ː М.: авалс ИФ авалс РАН,ː 2018. бар –ː 302 сорт с.
Хекхаузен бар X.ː Мотивацияː и бар деятельность сорт /ː Под бар ред.ː Б.М. сорт Величковского. бар Вː 2-хː т. бар М., сорт 2016.ː - там 408ː с.
Федорович Е. Ю. Три стороны одной и той же привязанности: люди и их домашние питомцы // Психология и психотерапия семьи. -2019. -№3.
Шафранский там К.Д., док Суханова там Т.Г.ː К там вопросуː о там ценностных док ориентациях там личностиː // там Личностьː и там деятельность. док / там Шафранский К.Д. там -ː Л., там 2012 сорт с. док 108-115.
Яницкий сорт М.С.ː Ценностные сорт ориентацииː личности сорт как док динамическая сорт системаː / сорт Яницкий М.С. сорт - док Кемерово, сорт 2010.ː - бар 204ː с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.