это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3367604
Ознакомительный фрагмент работы:
Объектом исследования является судно для водного туризма - байдарка.
Цель работы – подробно рассмотреть байдарку, как судно для спортивного водного туризма.
Данное исследование будет состоять из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе, мы в общих чертах рассмотрим современное состояние спортивного водного туризма и его историю развития. Кроме того, в первой главе будут рассмотрены разновидности спортивного водного туризма. Во второй главе, мы дадим определение байдаркам, рассмотрим их виды и устройство, а также дадим подробную характеристику каждому виду. Вторая глава будет содержать анализ и перспективы использования байдарок. В заключении будут подведены итоги работы и сделаны соответствующие выводы.
В процессе написания были применены следующие научные методы исследования: сравнение, анализ, обобщение и др.
Содержание
Реферат……………………………………………………………………………2
Введение……………………………………………………………..……………4
1. Современное состояние спортивного водного туризма…………………….6
1.1 История развития спортивного водного туризма в России………………………………………………….………………………….6
1.2 Разновидности спортивного водного туризма……………………………..12
2. Использование байдарок для спортивного водного туризма ……………..16
2.1. Виды и устройство туристических байдарок……………………………..16
2.2. Анализ и перспективы использования байдарок…………………………18
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………..28
Приложение ...…………………………………………………………………...31
ВведениеАктуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что есть России, есть огромное количество рек, идеально подходящих для занятия водным туризмом. На водоемах путешественники откроют для себя много интересного и познавательного – это пейзажи, история, краеведение и приятное время провождение. А также, в последнее время туристов становится все больше, людей привлекает чистый воздух, нетронутая цивилизацией природа и, конечно же, величие гор. На территории Российской Федерации представлены различные виды туризма, среди которых особенно популярен водный туризм.
Водный туризм - актуальное и модное направление развития туризма в мире и в России в частности. Этот вид отдыха набирает все большую популярность. Россия богата водными ресурсами для развития этого вида туризма; здесь много бурных рек и живописных озер.
Водный туризм - это непосредственно водные прогулки на различных судах, разной степени сложности и продолжительности. Он основан на прохождении различных водных маршрутов (речных, морских, озер и искусственных водоемов) на всех видах плавательных средств. Водный туризм может быть как экстремальным, так и спокойным, в зависимости от выбора водоема и местности. Однако каким бы ни был выбор, водный туризм прочно ассоциируется с глубокими положительными эмоциями, острыми ощущениями, преодолением препятствий (на сложных маршрутах) и, как следствие, гордостью за совершенное путешествие.
Цель работы - детально рассмотреть байдарку как судно для спортивного водного туризма.
В процессе написания курсовой работы вам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотрим виды водного туризма.
2. Рассмотрим появление и развитие спортивного водного туризма.
3. Изучить возможности использования байдарок для спортивного водного туризма.
В курсовой работе используются следующие методы исследования: поиск и анализ литературы по заданной теме, изучение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ, сравнение, классификация и обобщение.Теоретическая основа исследования. Одним из первых представителей спуска по течению реки на байдарках был английский турист М. Джонс. Он первый совершил сплавы по Нилу, Ориноко в Южной Америке. В развитие водного вида туризма в СССР участвовали: В. Брежнев, В. Мустафин, В. Говор, М. Колчевников, А. Краснов, Г. Леонтьев. Они побывали на самых разных реках бывшего Советского Союза. Первыми в СССР, кто совершил спуски на катамаранах по рекам, были С. Кирилов, А. Волков, С. Лагода, С. Черник.
Некоторые теоретические аспекты развития водного туризма рассматривались в работах М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова, В.Г. Гуляева, О.Я. Осиповой. В учебнике Н.В. Ивановой рассмотрены основные виды спортивно-оздоровительного и экскурсионного туризма, вопросы подбора и предпочтения туристского снаряжения, организации туристских походов, экскурсионного дела, краеведения, охраны природы, истории туризма и основ безопасности в походах, а также методика организации туристско-краеведческой работы. Аспекты истории развития туристско-экскурсионного дела в Российской империи, Советском Союзе и современной России через призму деятельности добровольных обществ и государственных организационных структур, занимавшихся туризмом отражены в учебном пособии Г. П. Долженко. В учебнике Ю. Н. Федотова и И. Е. Востокова отражены основы спортивно-оздоровительного туризма.W.*
В учебнике В. А. Тацмазова и Ю. Н. Федотова подробно рассматриваются четыре основных вида туризма: пешеходный, водный, лыжный и горный. Все они составляют основу спортивного туризма в целом и. помимо этого, являются наиболее массовыми видами.
1. Современное состояние спортивного водного туризма1.1 Разновидности спортивного водного туризмаВ первую очередь, водный туризм – один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности.
Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности, путем сплава по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах. К нему можно отнести также парусный туризм и морской каякинг.
По числу туристов – водников, водный туризм стоит на первом месте, как и очень массовый – пешеходный. Водный туризм - это познание, активный отдых, спорт и оздоровление, доступен он всем здоровым людям. Водный туризм имеет множество разновидностей и видов, поэтому он один из самых массовых и популярных видов туризма.
В течение последних лет, по статистике, в спортивных походах участвует более 300 тыс. туристов в год, из них в водных - около 30%, в пешеходных примерно 30%, в горных - 19%, в лыжных - 10% всех туристов.Спортивные туристские походы совершаются в соответствии с "Правилами проведения туристских спортивных походов", утвержденными Центральным советом по туризму и экскурсиям 16 мая 1987 г., и Единой спортивной классификацией, утверждаемой Госкомспортом. Водный туризм включает также походы на парусных судах, которые пока не регламентируются упомянутыми документами, и походы по плановым водным маршрутам.
Существуют следующие основные виды водного туризма:
- сплавы по рекам;
- каякинг;
- рафтинг;
- парусный туризм;
- речные и морские круизы.
По видам и разновидностям услуги водной перевозки:
- перевозки водным и морским транспортом; - плоты и гребные лодки;
- парусные суда;
- лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;
- речные и морские суда;
- суда на воздушной подушке.
Познание, активный отдых, спорт и оздоровление, который доступен всем здоровым людям – все это водный туризм. Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции, приводимые в движение силой течения (рафтинг), мускульной силой (сплав, каякинг) или силой ветра (парусный туризм). Для сплавов используются следующие суда.
Катамараны - двухкорпусные судна, корпуса их соединяются сверху рамой:
сплавные катамараны, используемые для сплава по рекам;
парусные катамараны, для совершения путешествий под парусом (в том числе морского и океанского класса).
Байдарки и каяки - маломерные лёгкие беспалубные судна, приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека.
Плоты - суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью:
деревянные плоты (из брёвен);
рамные с надувными элементами;
честеры - разновидность плота, отличающаяся способом гребли и посадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна;
надувные (рафт).
Спортивный туризм в России - национальный вид спорта с давними традициями. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу для любителей путешествий и активного образа жизни. Высокая популярность водного туризма вызывает естественный интерес к нему со стороны туристического бизнеса. Открываются и развиваются спортивные центры, хотя многие туристы занимаются самостоятельно.
Цель водного туризма - преодоление маршрута по реке, озеру или нескольким водоемам. Водный туризм - очень привлекательный и в то же время довольно опасный вид отдыха. Он основан на прохождении различных водных маршрутов (речных, морских, озер и искусственных водоемов) на всех видах плавередств. Чаще всего имеют в виду, что пройти нужно по воде, но на самом деле с тем же успехом экстремалы покоряют маршруты под водой.
Водный туризм - явление демократичное. Если альпинизм требует серьезной предварительной подготовки, и малейшая ошибка может быть чревата гибелью всей группы, то подготовка к сплаву по реке и озеру проходит проще.
Ежегодно неутомимые путешественники и искатели приключений изобретают новые способы водных путешествий. Следовательно, список видов водного туризма никогда не будет полным: как только мы составим один список, появится новый тип лодки или новый вид экстремального путешествия. Но поскольку новые суда появляются реже, чем новые методы, будет легче классифицировать плавание на лодках по отношению к используемому судну.
Рафтинг
Рафтинг - это сплав по бурным рекам на надувном судне (рафте). Наибольшую популярность у туристов он приобрел из-за обилия бурных и живописных рек. Во многих республиках нашей страны есть водоемы, как для экстремального и увлекательного сплава, так и для более спокойного размеренного сплава. Несмотря на то, что история сплава насчитывает менее полувека, она очень насыщена яркими событиями.
Для занятия рафтингом используют специальное судно – рафт. Рафт – с англ. Raft – это плот, разновидность небольшого однокорпусного надувного судна. Плоты делятся по назначению (спортивные или туристические). На спортивном рафте могут разместиться до 6 человек, а на туристическом от 8 до 18 (ограничение ГИМС) человек. Соответственно изменяется длина и ширина плота. Для гребли используются железные (туристические) и карбоновые (спортивные) весла. Разница между веслами в стоимости, весе и маневренности. Карбоновые весла достаточно легкие и маневренные, хорошо подходят для спортивного рафтинга, но при этом очень дороги: стоимость одного весла начинается от 12000 рублей. Железные весла в основном используются для туристических сплавов, они намного тяжелее карбоновых, но намного дешевле. Туристы с килями часто отпускают весла и их уносит течение, поэтому на туристических маршрутах используют железные весла.
К снаряжению для сплава подходят серьезно и ответственно. Прежде всего, гребец должен иметь хороший шлем и спасательный жилет. Без спасательного жилета и шлема человека в воду не пустят. Спасательный жилет поможет в случае аварийного опрокидывания, а шлем защитит вашу голову от возможных ударов о камни. Занимаясь рафтингом, турист также надевает гидрокостюм, так как реки очень холодные. При рафтинге используется неопреновый гидрокостюм «мокрого» типа, т.е. он насквозь намокает при контакте с водой. Неопреновый материал сохраняет тепло внутри тела, что помогает защитить туриста от сильного переохлаждения в воде. Туристам предлагается комбинезон из неопрена, он хорошо держится и не сковывает движения. Спортсмены обычно носят штаны из неопрена, которые легче снимать и надевать, потому что они могут провести в них почти весь день на соревнованиях.
В рафтинге можно выбрать самые разные маршруты для рафтинга, от самых экстремальных и опасных до легких и пешеходных. Маршруты рафтинга обычно классифицируются по официальной шестибалльной шкале (1-6) для категорий сложности. Сами препятствия или пороги также характеризуются по семибалльной шкале (0-6) категорий сложности.
Препятствия первой категории характеризуются быстрым течением воды с небольшими валами. Все препятствия легко преодолевать. Выпасть из лодки практически невозможно, но если и выпадет, то берег рядом. В этом случае все оборудование остается в целости и сохранности. Первый класс препятствий соответствует отдыху на воде. При рафтинге экстремальных ощущений практически нет.
Вторая категория нравится любителям. В этом случае можно преодолевать прямые пороги с чистыми и широкими проходами между камнями. Вы сможете встретить «сливы» и «бочки». Сплав на плотах проходит спокойно, но увлеченно.
При прохождении третьей категории сложности преобладают беспорядочные и высокие валы. Могут быть многочисленные камни, небольшие суводи (спокойная акватория на пороге). Средний уровень сложности. Сплав на плоту доставляет массу удовольствия, перевороты практически невозможны.
Четвертая категория - истинный экстрим. Будьте готовы к мощным и напряженным порогам, требующим точной маневренности при их прохождении; поток силен и может быть непредсказуемым. Рафт внушает доверие надежностью, работает во всей красе, но нужно уметь правильно им управлять. Иногда случаются перевороты, переходить четвертую категорию сложности новичкам не рекомендуется.
В пятую категорию входят водные преграды, преодоление которых может нанести серьезный вред здоровью участников. В этом случае важна не только маневренность, но и предварительная разведка препятствий, так как некоторые участки реки могут быть опасными. Пороги включают сложные бочки, прижимы, сливы водопад. Рафтинг возможен при наличии большого опыта рафтинга, новички не допускаются.
Шестая категория считается чрезвычайно сложной и опасной. Риск огромен. Преодолеть эту категорию препятствий могут только профессиональные спортсмены и водники с многолетним опытом. Чаще всего такие препятствия остаются непокоренными, существует огромный риск для жизни.
Рафтинг - довольно опасное и экстремальное хобби, особенно если речь идет о маршрутах четвертой и выше категории сложности. Основные опасности:
- преодоление мощных порогов и водопадов;
- спуск в так называемые «бочки» и завалы, подводные карманы и воронки;
- получение различных травм, переохлаждение;
- удаленность от цивилизации, отсутствие связи со спасательными службами.
КаякингКаякинг - это вид водного туризма, спорта или водных развлечений с использованием лодки, называемой каяком. В России каякинг появился в 20 веке. Байдарка или каякинг - это одноместная гребная лодка закрытого типа. Гребля на байдарке осуществляется двухлопастным веслом, гребец сидит на ягодицах, сиденье гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), предотвращающим попадание воды в лодку даже во время переворота. Юбка позволяет гребцу выполнить эскимосский переворот (поставить лодку на ровный киль из перевернутого состояния).
Каякинг, как вид водного туризма, намного сложнее и опаснее рафтинга. Прежде чем обуздать водную стихию, туристу необходимо пройти не менее двух недель обучения с инструктором или в так называемой «школе каякинга». Сплав по бурной воде на байдарке доставит огромное удовольствие. Но в байдарке придется потрудиться, ведь байдарка - это небольшое судно, на котором турист может рассчитывать только на себя.
Каякинг, как вид водного туризма, намного сложнее и опаснее рафтинга. Прежде чем обуздать водную стихию, туристу необходимо пройти не менее двух недель обучения с инструктором или в так называемой «школе каякинга». Сплав по бурной воде на байдарке доставит огромное удовольствие. Но в байдарке придется потрудиться, ведь байдарка - это небольшое судно, на котором турист может рассчитывать только на себя.
Каякинг можно разделить на следующие категории:
1. Экспедиционный - многодневное прохождение сложных участков рек в удаленных от цивилизации местах.
2. Экстремальный - прохождение особо сложных участков реки. На берегу есть группа поддержки для обеспечения безопасности. Игра в рафтинг включает в себя элементы фристайла или родео. Он проводится на относительно спокойном участке реки.
3. Гребной слалом - олимпийский вид спорта, суть которого заключается в максимально быстром прохождении дистанции между ориентирами на бурном участке реки.
4. Гребля на каноэ и байдарках также является олимпийским видом спорта, в котором важна скорость передвижения по гладкой воде.
5. Скоростной спуск - популярный вид каякинга в Америке и Европе. Это движение на скорости по бурному участку реки.
6. Канополо - водное поло на лодках.
Как и любой экстремальный вид водного туризма, каякинг таит в себе потенциальную опасность, но, во-первых, не так уж и велика - ведь по статистике, например, люди на мотоциклах получают травмы гораздо чаще, чем каякеры. А во-вторых, соблюдая некоторые правила, можно практически до нуля снизить риск аварии:
Старт под руководством опытного инструктора, особенно если вы никогда раньше не спускались на плотах по бурным рекам.
Для тренировок на открытой воде необходимо приобрести или арендовать специализированное снаряжение, соответствующее сезону, температуре воды, сложности маршрута и т. д.
Состояние снаряжения следует проверять перед каждым спуском, а не только в начале похода.
Каякеру следует избегать ситуаций повышенного риска (рафтинг в одиночку, сплав во время наводнения или неблагоприятных погодных условий, в состоянии сильной усталости и т. д.) Или, по крайней мере, осознавать, что такие действия могут привести к негативным, а иногда и непоправимым последствиям и смерть. Поэтому опытные каякеры сначала проходят маршрут сплава по берегу реки пешком, внимательно исследуя препятствия и сравнивая их с уровнем собственной подготовки, чтобы разработать план дальнейших действий.
Сплавы на катамаранах
Сплав на катамаранах - самый популярный вид водного туризма в нашей стране. Катамаран - это небольшая туристическая лодка для сплава по бурной реке. Представляет собой два надувных шара, скрепленных между собой жестким каркасом. В отличие от плота, на катамаран может подняться команда максимум из 4-8 человек. Катамаран незаменим в пеших походах, где часть пути проходит пешком, а затем сплавляется по реке. Кроме того, при слаженной гребле в команде катамаран разовьет относительно высокую скорость, а туристы быстро преодолеют большие расстояния.
Родившись в середине 1970-х годов (автор идеи - москвич С.П. Папуш), через 10-15 лет оно стало самым массовым судном (начиная с 4-й) категорий, не сдавало своих позиций даже в В условиях массового распространения байдарок (и связанной с ними совершенно новой культуры сплава по бурной воде) сплав на катамаранах уверенно и вполне оправданно занимает одну из лидирующих позиций в ряду сплавных судов. Универсальность концепции предоставляет судам этого класса очень широкий спектр применения - от семейных прогулок по рекам малой категории до организации рекордных проходов сверхпрепятствий.
Сплав на катамаранах то нечто среднее между каякингом и рафтингом, он безопаснее, чем каякинг, и более экстремален, чем рафтинг. Часто катамараны используются для спасательных работ и страховки на водных прогулках, потому что катамараны более маневренные и проходимые.
Парусный туризм или яхтингПарусный туризм - это путешествие туристов на легком разборном судне, маршруты которого проходят недалеко от берега и изолированы внутри континентальным водоемом. Туриста интересует не только корабль, на котором он находится. Проходя мимо побережья, турист имеет возможность познакомиться с великолепной природой, горами и достопримечательностями.
Яхтинг, также известный как парусный туризм, открывает возможности для отдыха всей семьей. Различные категории туристических лодок позволяют варьировать количество людей на борту. Этот вид туризма доступен как пенсионерам, так и детям.
Чаще всего парус используется в качестве вспомогательного движителя. Это может быть прямой, с рейком и спринт. Парус в парусном туризме можно использовать не только на яхтах, но и на байдарках, трех- и пятиместных лодках и даже на плотах. На всех этих плавсредствах он различается по размерам, об этом нельзя забывать. Особое внимание уделяется одежде. Настоящий морской волк одет как кочанная капуста: первый слой - термобелье, второй слой - утеплитель, обычно это тефлис, а третий слой защищает туриста от внешней среды - воды, солнца, ветра. В зависимости от погодных условий меняется количество одежды.
Парусный туризм - это, пожалуй, единственный из всех видов туризма, в котором погода не является благоприятным фактором, но играет одну из самых важных ролей для успешного прохождения маршрута.
Во время парусного путешествия люди знакомятся с длительными речными походами в неизведанные места с азартными парусными гонками, со спокойным плаванием по развитой акватории, где известно буквально все: любой камень и любая бухта. Туристу предоставляется возможность спроектировать и построить собственное судно.
1.2 История развития спортивного водного туризма в России
В наши дни неотъемлемой частью жизни человека становится туризм. Туризм, как отрасль сферы обслуживания, начал развиваться еще с XVII века. Уже тогда у людей появилось желание посещать различные города и страны с целью ознакомления с культурным наследием других народов. Позволить путешествовать мог себе не каждый, так как это было трудно и опасно, и являлось дорогим удовольствием, независимо от того путешествовали ли люди по торговым делам или ради отдыха. В большинстве люди предпочитали именно водный туризм, так как на кораблях можно было путешествовать по Европе, Америке, Востоку изучая другие города и страны.
В зависимости от водоемов, водный туризм может быть речным, озерным либо морским. Активность водного туризма наблюдается в середине XVII века, уже тогда он имел популярность у туристов. В наше время во всем мире для отдыха, чаще всего выбирают именно этот вид туризма. Так как он сочетает в себе как активный отдых, так и пассивный.
Одними из первых судов, позволяющих передвигаться по водной глади, были гребные суда, служившие простейшим транспортом в древние времена. Родоначальниками этого способа передвижения можно считать челноки, использовавшиеся в каменном веке. Морские путешествия Афанасия Никитина - первые известные документальные заметки водных путешествий в России, экспедиция которого в середине 15-го столетия «ходила за три моря». Маршрут похода, целью которого было исследование новых торговых путей, лежал через Персию, Индию, Африканский берег, Турцию. Хоть поездка и не была туристической, ее можно изначально считать родоначальницей российского водного туризма. Неизведанное всегда манило русских путешественников, поэтому водные походы приобретают не только торговый, но и познавательный характер: в 1628 г. Ерофей Хабаров, изучая Сибирь, совершает Амурские походы. После того, как первые русские путешественники начали исследовать моря, за такое главное и передовое направление обратил внимание Петр I. Он не только развил кораблестроение, морские экспедиции и торговлю, но и научил людей путешествовать с познавательными и развлекательными целями. В 18 веке водный туризм стал важной частью светской жизни. Дворяне, томимые хандрой и иными «модными» болезнями, путешествовали по Европе, Америке, Востоку. Дышали соленым морским воздухом, изучали 13 иные страны и расширяли свой кругозор. Примерно до середины 19 века в России водный туризм (путешествия), в основном, преследовал сугубо утилитарные цели – это экспедиции с торговыми, исследовательскими, научными целями. А путешествовать, заниматься туризмом, по морям могли позволить себе только состоятельные люди, чему способствовали политические, экономические и социальные особенности имперской России. Возрождение туризма возобновилось лишь в двадцатые годы 20- го столетия. В 1918 году появилась первая туристская организация под названием «Бюро школьных экскурсий». Советское правительство всерьез озаботилось здоровьем населения и начало активно строить дома отдыха, турбазы и санатории, переделанные из церквей, а также усадеб бывших помещиков и «кулаков». В это же время стал активно развиваться самодеятельный туризм, люди предпочитали «дикий» отдых у костра, дальние походы в заброшенные места, гитары, бардовские песни и абсолютную свободу - хотя бы на несколько дней отпуска. Туристы любители стали объединяться в клубы по интересам, составляют собственные маршруты и устраивают соревнования. Так появляется «спортивный водный туризм». Первый морской круиз в советское время состоялся в 1930 году на теплоходе «Абхазия» и был осуществлен вокруг Европы. Организован он был ТПТЕ (Общество пролетарского туризма и экскурсий — всесоюзная туристическая организация) для 250 ударников труда. Теплоход заходил в порты Германии, Италии и Турции (Великобритания и Франция не позволила заходить в свои порты). А 1931 советская организация, получившая монопольное право на осуществление иностранного туризма в СССР — «Интурист» совместно с Институтом Арктики организовала уникальный круиз по Северному Ледовитому океану на ледоколе «Малыгин» к берегам земли Франца Иосифа.
Также в Советское время большую популярность имели речные круизы по Волге и её притокам, по Черному морю. Круизы были наследниками транзитных пассажирских перевозок, но пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации, и доставались работникам предприятий значительно дешевле реальной стоимости. Самый популярный маршрут в Европейской части России считался «Москва – Астрахань». Путешествия туристов по внутренним водным артериям России регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и Уставом внутреннего водного транспорта. В семидесятых годах двадцатого века заводом Салют выпускается легендарная байдарка Таймень. Пожалуй, самое популярное судно среди советских водных туристов. С развалом СССР, плановый туризм исчез и вместе с тем спортивный туризм получил возможность развиться. В конце двадцатого века благосостояние россиян в некоторой степени улучшилось, появилось постоянство и вместе с тем стремление к активному и достойному отдыху. Начал развиваться российский водный туризм, такие его виды как: сплав по рекам, рафтинг, яхтинг, каякинг и прочее. От советского туризма остались традиции «спортивности» и «категорийности», но вместе с тем открылись новые горизонты, позволяющие освоить новые места и новое снаряжение. Туристы начали путешествовать по Уралу, Заполярью, Кавказу, Карелии, Камчатке и так далее. Водный туризм вступил на новый этап. За последнее десятилетие интерес к этому виду туризма возрос и продолжает расти. Он широко развит на крупных равнинных реках и проходимых горных реках Урала, Карелии, Алтая, Кавказа и в других районах. В настоящее время создается множество турбаз и разрабатывается большое количество новых маршрутов.
Один из самых древних видов водного туризма является рыбалка. Не стоит и говорить, что в России огромное количество мест оборудованных для рыбалки в любое время года. Многие базы отдыха, расположенные на берегах водоемов и туристические фирмы предлагают незабываемые рыболовные туры, для фанатов рыбалки. Это могут быть настоящие рыболовные путешествия, начинающиеся от сплавов по диким рекам и ночевок на необитаемых берегах, до современных рыболовных отелей с высоким уровнем сервиса. Географическое положение таких туров огромно это и Астраханская, и Архангельская область, а также Карелия, Байкал, и другие.
В настоящее время водные территории активно вовлекаются в сферу культурно-массового туризма. Водные ресурсы составляют важную часть природного наследия и являются привлекательными объектами туризма. Их использование помогает решать вопросы физического совершенствования, оздоровления и отдыха людей, а также познания и обучения. Особенности водного туризм состоят в том, что это особый вид отдыха, когда заданный маршрут проходится по водной поверхности рек, озер или других водоемов. Различают несколько видов водного туризма: речные и морские круизы, сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг. Для занятия активным водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции. Все водные походы условно разделяют на 6 категорий: первая - это самые простые маршруты с минимальным количеством препятствий, шестая - это категория для хорошо подготовленных групп, здесь ошибки недопустимы.
Отметим, что водный туризм – это походы по рекам, озёрам и водохранилищам на туристских судах. Спортивные туристские походы совершаются в соответствии с «Правилами поведения туристских спортивных походов», утверждёнными Центральным советом по туризму и экскурсиям 16 мая 1987 года, и Единой спортивной квалификацией, утверждённой Госкомспортом.
2. Использование байдарок для спортивного водного туризма2.1 Виды и устройство туристических байдарокПод туристической байдаркой понимается узкая и достаточно легкая запалубленная лодка без уключин.
Туристические байдарки - это небольшие гребные лодки. Основное предназначение байдарок - походы и прогулки по водоемам (рекам, озерам, водохранилищам) в условиях умеренных волн.
Байдарки бывают одноместными, двухместными и трехместными.
В одиночных туристических байдарках или, другими словами, каяках гребцы сидят лицом по направлению движения и гребут двухлопастным веслом поочередно с одной и другой стороны.
Классификация байдарок по конструкции следующая:
1. Разборные
2. Не разборные.
Не разборные, как правило, изготавливаются из дерева и фанеры, а также из пластика. Однако следует отметить, что такие суда не подходят для перевозки пассажиров или для обычных грузовых перевозок. Именно поэтому такие байдарки в любительском туризме имеют довольно низкую распространенность. В большинстве случаев этот вид туристических байдарок применим именно на гребных базах и лодочных станциях, а также на турбазах для проведения спортивных соревнований, тренировок, прогулок и водных путешествий в рамках планового туризма.
Что касается разборных туристических байдарок, то они, в свою очередь, классифицируются по конструкции корпуса следующим образом:
Каркасные
Каркасно-надувные
Надувные
Жёсткие.
На территории нашей страны наиболее распространены именно каркасные туристические байдарки. В частности, как судно в самостоятельном туризме. Как правило, такие байдарки используются для походов до 3 категории сложности.
Что касается разборных каркасных туристических байдарок, то они состоят из жесткого каркаса, мягкой водонепроницаемой оболочки, фартука, закрывающего открытую часть (кокпит) палубы (палубы) и имеющего отверстия для сидения гребцов, сиденья и спинки для гребцов, «Юбки», предохраняющие туристическую байдарку от затопления водой через посадочные ямы.
Жёсткий каркас туристической байдарки состоит из продольных и поперечных элементов. Нижний продольный элемент (кильсон) выполнен в виде фермы из двух металлических (дюралюминиевых) трубок или П-образного профиля, соединенных поперечными планками. В носовой и кормовой частях туристической байдарки продольные элементы, образующие кильсон, сходятся и переходят в носовую и кормовую стойки. К штевням крепятся с каждой стороны туристической байдарки по три продольных бортовых элемента — 2 стрингера и привальный брус. Эти элементы также изготавливаются из отрезков металлических труб или деревянных реек длиной 1000-1500 мм и соединяются при сборке специальными замками. Между продольными элементами каркаса находится 4-7 поперечных элементов - шпангоутов. Продольные и поперечные элементы в местах пересечения жестко прикреплены друг к другу.
В туристических байдарках старых конструкций средние шпангоуты в районе кокпита делались разъёмными: верхняя часть шпангоута (бимс) состояла из двух полубимсов. В современных туристических байдарках все шпангоуты выполнены с цельными бимса-ми, что увеличивает прочность каркаса.
Сверху к шпангоутам прикреплены правый и левый фальшборты, ограничивающие кабину пилота. Комплект продольных элементов палубы завершается носовой и кормовой мидвейсом, соединяющими пальцы с теми шпангоутами, на которых фальшборты начинаются и заканчиваются.
Рама вставляется в оболочку, которая состоит из днища и деки. Дно - из плотной прорезиненной ткани или ткани с покрытием ПВХ. Палуба изготавливается из брезента или ависента, фартук также из плотной прорезиненной ткани, «юбка» - из более легкой водонепроницаемой ткани.
Каркасно-надувная туристическая байдарка отличается от каркасной наличием надувных баллонов, расположенных по бокам между рамой и корпусом. На таких туристических байдарках рекомендуется совершать походы выше 3 категории сложности и участвовать в соревнованиях по технике водного туризма.
Каркас каркасно-надувной туристической байдарки — секционный, изготовлен из дюралюминиевых труб диаметром 10-24 мм с толщиной стенок около 1 мм. Оболочка состоит из деки и днища. Изготовлен из гладкого прочного водонепроницаемого материала массой 0,7-1 кг (1 м2). Палуба туристической байдарки прочная и не имеет традиционной кабины. Для посадки гребцов делаются овальные отверстия, окантованные дюралюминиевыми обручами с «юбками». Между отверстиями находится крепежная прорезь для сборки, разборки и загрузки судна.
Баллоны изготовляют из лёгкого воздухонепроницаемого материала, например из ткани 500 или из ПВХ. В последнем случае, чтобы не повредить баллоны, их укладывают в чехлы из лавсана или капрона.
В итоге, были проанализированы основные виды и устройство туристических байдарок, где существуют:
1. одно-, двух- и трёхместные байдарки, иначе называемые, каяками;
2. По конструкции корпуса туристические байдарки различают не разборные и разборные.
А также, существуют каркасно-надувные туристические байдарки.
2.2 Анализ и перспективы использования байдарокКак правило, водные маршруты проходят в местах, удаленных от медицинских учреждений и спасательных станций. Чтобы водный туризм был безопасным, туристу необходимо пройти специальную физическую и психологическую подготовку, а также всевозможные тренинги, курсы и школы выживания. Только изучив основы, получив навыки выживания в экстремальной ситуации, турист обезопасит себя и свою группу.
Российский ученый А.Г. Гранберг определяет экономику туризма как систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Водный туризм - это природно-ориентированный фактор устойчивого развития. Его характеристики определяются двумя основными характеристиками: естественная ориентация, как признак туристического спроса, и устойчивость - экономическая выгода от сохранения окружающей среды в ее первоначальном состоянии.
Водный туризм, как один из основных факторов устойчивого развития, в отличие от других сфер экономики и даже в отличие от других видов туризма, не приводит к разрушению природных объектов. Часто инфраструктура водного туризма минимальна и гармонично вписывается в природный ландшафт.
Перспективы развития водного туризма невозможны без создания специализированных институтов и структур, таких как: министерства туризма и охраны природных объектов в правительстве; отделы водного развития. туризм и водные виды спорта в институтах; факультеты физического воспитания и спорта с образовательными программами, направленными на подготовку тренеров по парусному спорту и другим водным видам спорта в вузах. Основным эффектом привлечения общественных структур к проблемам развития водного туризма может стать ускорение темпов общественного развития и продвижение принципов устойчивого развития в различных социальных слоях.
Водный туризм открывает широкие перспективы для экономического развития. Рост потока туристов способствует развитию экономической интеграции мирового туризма, процесса, который позволяет использовать природные ресурсы более эффективно и с меньшим ущербом. К сожалению, значительные выгоды от процесса разработки принципов устойчивости в водном туризме можно оценить только в том случае, если в этот процесс вовлечены как местные сообщества, так и целые страны. Водный туризм отличается высокой степенью вовлеченности местных жителей по сравнению с другими видами туризма.
Водному туризму присуще создание новых рабочих мест. Владельцы иностранных сервисных компаний часто не хотят нанимать местное население, особенно на работу, требующую высокой квалификации. В водном туризме ситуация обратная, так как в большинстве случаев для успешного функционирования этого направления бизнеса требуются знания и навыки местного населения. Трудоустройство местных жителей - важный аспект реализации экологических проектов. Это направление может стать одним из ключевых принципов устойчивого экономического развития местных территорий.
Туристическая инфраструктура, которая создается с развитием туристической отрасли, используется местным населением для экономического развития территорий. В него входят транспортные средства, хозяйственные коммуникации, а также объекты социальной сферы - амбулатории, санатории, информационные центры, различные клубы.
Поступления от туристического сектора в государственный бюджет положительно влияют на развитие экономики. По данным Всемирного банка, до двух третей доходов от туризма приходится на страны с развивающейся экономикой. Переход к принципам устойчивого развития и популяризации водного туризма в прибрежных регионах может повысить уровень нераспределенной прибыли на местах. По той же информации Всемирного банка, к началу 20 века доходы от экотуризма в развивающихся странах достигли 15 миллиардов долларов США, что составляет около 20% всех доходов от туризма.
На местном (региональном) уровне наибольшего эффекта можно добиться при формировании территориально-организационного. рекреационные зоны, специализирующиеся на оказании услуг в сфере экологического туризма. Эти районы принято называть территориальными комплексами экотуризма.
При этом следует отметить, что за последние десять лет значительно выросли цены на туристическое снаряжение, автомобили для туристов, а также транспортные услуги - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма даже в таких известных и традиционные регионы как Карелия. , Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.
Социальные и любительские основы спортивного туризма заменяются коммерческими технологиями, которые заметно влияют на внутренний дух движения.
Кроме того, законодательная и нормативная база, лежащая в основе реализации государственной политики в области социально ориентированного спортивного туризма, в настоящее время не гарантирует его развития. Спортивный туризм, который в 1987 году составлял треть туристического потока страны, полностью выпадает из общей законодательной схемы, о нем почти упоминается вскользь, поскольку его значение в жизни граждан России не может быть напрямую переведено в рублевый эквивалент. В то же время уникальная социальная значимость спортивного туризма недоступна для большинства представителей туристической индустрии. Закон 1996 года «Об основах туризма в Российской Федерации» сводится к международному выездному и въездному туризму.
Финансовая политика, продвигающая программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни через спортивный туризм, требует законодательной поддержки. Это означает, что в будущем стоимость спортивного туризма должна постепенно увеличиваться.
В перспективе необходимо добиться ситуации, когда на развитие спортивного туризма, в том числе водного, в федеральном и региональном бюджетах будет выделяться не менее 25% средств, выделяемых на спортивно-оздоровительные мероприятия для молодежи и детей.Совершенствование законодательства в области спортивного туризма должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях туристское движение финансировалось не только из бюджетных, но и внебюджетных источников, особенно для поддержки развития материально-технической базы спортивного туризма. А именно при строительстве складов, баз, полигонов, клубов и т. д.
Законодательство должно предусматривать создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организации, реализующие программы, направленные на развитие спортивного туризма среди детей, инвалидов, детей-сирот и пропаганду здорового образа жизни:
- спонсоры и инвесторы, направляющие свои средства на развитие спортивного туризма.
К попыткам совершенствования конструкций байдарок следует отнести на их конструктивных особенностях:
1. Улучшение их плавучести. Плавучесть. Для того чтобы судно не тонуло, необходимо силу тяжести судна уравновесить силой поддержания. Чтобы противодействовать погружению корпуса при крене, обеспечивать всхожесть на волны и валы, судно должно обладать определённым запасом плавучести, под которым понимают предельно возможное возрастание силы плавучести. Этот запас создают защищенные от воды объёмы надводной части судна.
Для открытых лодок (беспалубных) запас плавучести обеспечивает высота надводного борта. У спасательных шлюпок в полном грузе высота надводного борта должна составлять в самом широком месте судна (миделе) 6%, а в носу и корме - 10% длины судна по плоскости конструктивной ватерлинии (КВЛ).
2. Непотопляемость байдарок – это некоторый запас плавучести. Для полностью гружённых прогулочных судов требуется, чтобы они, будучи затоплены водой, сохраняли запас плавучести не менее 10% от их полезной грузоподъёмности.
3. Ходкость – некоторый запас плавучести. Для полностью гружённых прогулочных судов требуется, чтобы они, будучи затоплены водой, сохраняли запас плавучести не менее 10% от их полезной грузоподъёмности.
Байдарка должна обладать оптимальными мореходными качествами при полезной грузоподъёмности не менее 240 кг.
Она должна быть двухместной. Лучше, когда положение гребцов в кокпите позволяет несколько вариантов размещения. Спасение экипажа и судна проще и надёжнее у двухместной байдарки. Варианты размещения гребцов допускают оптимальную загрузку судна в зависимости от условий и особенностей трассы прохождения водного препятствия.
В облегчённом варианте байдарка должна обладать повышенными слаломными свойствами: достаточной устойчивостью, поворотливостью, ходкостью, жёсткостью и непотопляемостью, которые можно было бы использовать как одному, так и двум гребцам. С этой точки зрения также важно иметь возможность различного размещения гребцов в кокпите, от чего зависит согласованность их действий: схоженные и опытные гребцы могут более близко располагаться друг к другу, и наоборот.
Конструкция байдарки должна обеспечивать: минимальный вес при сохранении оптимальных мореходных и слаломных качеств; минимальность мест в упакованном состоянии (лучше два места примерно равного веса); достаточную жёсткость и высокую прочность каркаса, прочность и упругость оболочки; простоту сборки и разборки.
В настоящее время на водных просторах можно встретить туристов как на байдарках-ветеранах: «Луч», «Ладога», «Салют» М-4,7 и М-5,2, «Дельфин-85» и «RZ-85», «RZ-85» с облегчённой оболочкой (ГДР), «Колибри» I и II (ГДР), «Нептун» (Польша), «Прима», «Пирита» и др., так и на байдарках нового постперестроечного производства. К последним можно отнести байдарки, изготовляемые фирмой «Тритон» из Санкт-Петербурга («Онега», «Ладога», «Вуокса» и др.). и байдарки, выпускаемые белорусской компанией «Турион», признанным лидером на рынке туристского снаряжения ближнего зарубежья.
Как выбрать байдарку для определённых условий похода? Чтобы ответить на этот вопрос предлагается провести некоторую группировку маршрутов сложных водных походов с точки зрения условий плавания. Тогда, к первой группе можно отнести реки с крупными озёрами (например, Карелия) и мощные горные и горно-таёжные реки с большим расходом воды (Катунь - Алтай; Ока, Каа-Хем - Саяны; Зе- равшан - Средняя Азия). Во вторую группу войдут большинство горных и горно-таёжных рек со средним расходом воды (верхнее течение Катуни, Уда, верховья рек Кавказа, реки Полярного и Приполярного Урала и др.). Третья группа объединит горные реки с большими уклонами и малыми расходами воды (реки Карпат, Кавказа осенью и др.).
Для каждой группы маршрутов выбирается определённый тип байдарки, оптимально подходящий к данному маршруту по выше приведённым характеристикам и свойствам.
Для первой группы наиболее подходит тяжёлая байдарка. Она должна иметь повышенные остойчивость и запас плавучести, но в то же время - хорошую манёвренность и ходкость. Из существующих байдарок к тяжёлой наиболее близки «Салют М-5,2» и «Ладога». Они очень остойчивы из-за своей увеличенной ширины (0,92-0,99 м) и высоты борта (0,265 м), имеют удовлетворительный запас плавучести и хорошо идут на волну. Эти байдарки называют трёхместными, но надо помнить, что ни одна из существующих, да и любая из будущих, даже идеально удовлетворяющих типу тяжёлой байдарки, не может использоваться в сложном походе, как трехместная. Термин «трехместная» означает лишь, что байдарка имеет повышенную грузоподъёмность (350 кг), создающую те запасы характеристик, которые требуются на маршрутах первой группы. При плавании же втроем эти запасы сходят на нет, судно хуже управляется, действия экипажа менее согласованны и серьёзно затруднены.
Для второй группы маршрутов подойдёт средняя байдарка. У неё должны быть средние характеристики по остойчивости, нормальный запас плавучести, отличные маневренность и ходкость. К типу средней байдарки наиболее подходит «Луч», «RZ-85», «Салют М-4,7», «Нептун», «Вуокса».
Для третьей группы маршрутов и соревнований по водному туризму целесообразна лёгкая байдарка-одиночка. Она должна иметь средние характеристики по остойчивости, запасу плавучести и повышенные по манёвренности и ходкости.
Для более сложных походов, тренировок, соревнований по технике водного туризма и овладения современной техникой гребли и управления судами, включая элементы слалома, используют каркасно-надувные байдарки и каяки.
Почти все отечественные байдарки имеют металлический каркас, большинство импортных - деревянный. Деревянный каркас из выдержанного и хорошо обработанного твёрдого дерева лучше металлического, так как работает эластичнее и при серьёзных авариях из-за способности выдерживать большие деформации меньше ломается и не рвёт оболочку, проще поддаётся ремонту в пути. Металлический каркас, правда, легче деревянного и лучше выдерживает ударные нагрузки.
Конструктивно наиболее совершенным можно считать каркас «RZ-85». Он очень жёсткий и хорошо противостоит механическим воздействиям любого направления. Наилучшие из существующих вёсел - разборные металлические вёсла «Ладоги» и «Салюта».
У любой байдарки, предназначенной для сложного похода, должно быть продумано дополнительное оборудование. Необходимо усилить наиболее уязвимые места оболочки, для чего с наружной стороны днища под кильсоном и нижним поясом стрингеров следует наклеить защитные полосы (протекторы) толщиной 1-2 мм и шириной 50-70 мм. Желательно, чтобы они покрывали всю байдарку. При недостаточной длине полос их нужно наклеивать с перекрытием (внахлёст) так, чтобы конец носовой полосы закрывал начало кормовой. Полезно наклеить такие же поперечные полосы по шпангоутам. Некоторые фирмы-изготовители за дополнительную плату сами проводят дополнительное усиление оболочки байдарок.
Для обеспечения непотопляемости байдарки крайние носовой и кормовой отсеки между штевнями и ближайшими шпангоутами должны быть заполнены каждый двумя туго надутыми камерами.
Ещё лучше изготовить специальные воздухонепроницаемые ёмкости по форме отсека. Для увеличения жёсткости и прочности каркаса все стыки шпангоутов с кильсоном, стрингерами и привальными брусьями при сборке должны быть тщательно провязаны киперной или изоляционной лентой дополнительно к стандартному креплению.
Для увеличения остойчивости и непотопляемости байдарки, особенно на маршрутах первой группы, на уровне привального бруса и вокруг фальшбортов иногда закрепляют надувной пояс из мотоциклетных камер или других тонкостенных резиновых труб диаметром до 100 мм.
На большей части маршрутов, за исключением, быть может, третьей группы, целесообразно использовать руль. Рулевые тяги должны быть прочными и не растягиваться. Для сложного похода обязателен фартук. Он позволяет плавать в валах до 1-1,5 м высотой, не допуская заливания байдарки. Кроме того, будучи достаточно плотным и хорошо подогнанным, он создают и минимальный комфорт. Однако при сохранении хороших защитных качеств фартук должен позволять каждому гребцу отдельно легко покинуть судно в случае переворота.
Байдарка должна быть оборудована причальным и спасательным концами. Первый, длиной 5-6 м, прикреплён на носу судна и служит для привязывания его, иногда его используют при проводке; второй, длиной 20-25 м, прикреплён на корме и предназначен для того, чтобы поймать и удержать судно при перевороте, даже не подходя к нему вплотную. Этот конец также можно использовать и при проводке. Для привязывания причального и спасательного концов байдарка должна иметь носовую и кормовую обвязки. Их вяжут поверх оболочки на носу и на корме примерно посередине между носом и началом кокпита, с одной стороны, и кормой и концом кокпита - с другой.
Обвязки, а также концы делают из капронового репшнура диаметром 6-7 мм или из другого материала равной прочности. Узел обвязки должен быть наверху на деке. После того как узел завязан, обвязку нужно натянуть без слабины на байдарку. Один из оставшихся концов обвязки необходимо протянуть по деке, пропустить внутрь кокпита и привязать к флору крайнего (неразрезного) шпангоута, начинающего (в носу) или замыкающего (в корме) кокпит, а также к поперечинам кильсона, прилегающим к этому шпангоуту.
К свободному концу обвязки привязывают причальный или спасательный конец. Первый конец во время плавания свёрнутым укладывают внутрь кокпита, а второй при прохождении опасных мест должен быть свёрнут в легко развёртывающуюся бухту и уложен на деке позади заднего гребца, Чтобы спасательный конец не тонул, к нему прикрепляют поплавок.
Каркасно-надувные байдарки. Среди байдарок большое распространение получили каркасно-надувные байдарки (КНБ), двухместные и одноместные. Различают два типа каркасно-надувных судов (KHC): двухбаллонные и четырёхбаллонные.
Двухбаллонные КНБ (см. рис. 1) состоят из разборного каркаса, мягкой оболочки и двух надувных баллонов, которые рас полагают между оболочкой и каркасом.
Рис. 1. Общий вид двухбалонной каркасно-надувной байдарки: а - в оболочке; б - без оболочки
Внутри судна баллоны опираются на продольные элементы: раму или опорную ленту. Каркас не имеет люфта и отличается большой прочностью, несмотря на минимальное количество продольных элементов, которые жёстко соединены между собой и, кроме того, крепятся шпангоутами.
Шпангоуты выполнены замкнутыми и, благодаря небольшим радиусам изгиба труб и профилированию их в нужной плоскости, обладают достаточной прочностью. При навалах судна на камни и другие препятствия надувные баллоны надёжно защищают оболочку и каркас от повреждений.
Каркасно-надувные суда имеют плавны обводы, что также положительно сказывается на их ходкости и манёвренности.
Но, все же, для успешного развития водного туризма, прежде всего, необходимо принять меры по развитию инфраструктуры прибрежной зоны рек и озер:
- содействие в привлечении инвестиций в развитие речной инфраструктуры у береговой линии;
- обеспечение контроля за своевременным вывозом мусора и другой санитарной уборкой территории;
- создание стационарных санитарно-бытовых помещений (туалетов) общественного пользования на автостоянках;
- создание условий для развития организованных форм досуга на водных маршрутах (организация мероприятий, шоу, конкурсов, соревнований и др.);
ЗаключениеПодводя итоги данной работы можно сделать следующие выводы:
- спортивный водный туризм представляет собой уникальное общественное явление характерное только для нашей страны. Это движение стало неотъемлемой частью образа жизни значительной прослойки нашего общества. Таким образом, практически став национальным видом спорта водный туризм, несмотря на все проблемы и трудности, не утрачивает своей привлекательности. Более того, он продолжает развиваться и охватывать даже самые дальние уголки нашей страны и приобретает все большую популярность у населения, выбирающего здоровый образ жизни.
К традиционным районам спортивного водного туризма относятся: Кавказ, Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Прибайкалье. Но развитие этого вида спорта не стоит на месте и продолжает покорять все большие территории.
Каждый регион нашей страны имеет свой уникальный туристско-рекреационный потенциал и если проблемы водного туризма будут решаться на федеральном, региональном, и местном уровнях, то вскоре этот вид активного отдыха станет наиболее перспективным, респектабельным и доступным для всех слоев населения России.
В качестве перспективных направлений развития водного туризма в России можно выделить:
создание развитого туристского комплекса, соответствующего международным требованиям к уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и предприятиям индустрии туризма и обеспечивающего потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах;
совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма, проведение активной рекламной деятельности;
создание условий для развития внутреннего, в первую очередь социального и въездного туризма - сохранение природного и историкокультурного наследия, дальнейшее развитие музейно выставочного дела и народных промыслов;
благоприятные климатические условия и уникальный рельеф позволяют развивать спортивный, оздоровительный и познавательный виды рекреационной деятельности.
На территории Российской Федерации существует множество бурно развивающихся регионов во всех туристических направлениях, в том числе в водном туризме. Соревнования международного и российского уровня по рафтингу и гребному слалому приковывают всё большее внимание к этому виду туризма, множество туристов приезжают в регионы посмотреть на заезды сильнейших спортсменов со всей России, а затем и сами хотят попробовать свои силы в водной стихии.
Список использованных источников и литературы
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ) // Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - (Кодексы и законы России). - 28 с.
Акимова А.В. ОСНОВНЫЕ ДЕСТИНАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИhttps://www.elibrary.ru/download/elibrary_44150027_70844705.pdfБелоусов А.В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136с
Биржаков М.Б. Введение в туризм. Изд. 9-е, перераб. и дополн. / М.Б. Биржаков. - М.-СПб.: Невский фонд, Издательский дом Герда, 2007. - 576с.
Водный туризм. - М.: Профиздат, 2016. - 304 c.
Воронов Ю.Б. Избранные маршруты для путешествий на байдарке: Справ. туриста-водника / Ю.Б. Воронов. - М.: Тровант, 2012. - 283 с.
Григорьев В.Н. Водный туризм / сост. В.Н. Григорьев.- М.: Профиздат, 2000. - 302 с.
Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. / В.Г. Гуляев - М: Инфра-М, 2009. - 349с.
Гуляев В.Г. Туристские перевозки / В.Г. Гуляев. – М., 1998. – 367 с.
Долженко Г.П. Основы туризма: учебное пособие / Г. П. Долженко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 320с.
Долженко, Г. П. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 227 с
Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
Зырянов А.И. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов / А.И. Зырянов, А.Ю. Королев // Географический вестник. - 2009. - № 2. - 78-88с.
Иванова Н.В. Спортивно-оздоровительный туризм : учебное пособие / Н. В. Иванова. - М. : Дашков и К*, 2016. - 255 с.
Калихман А.Д. Спортивные походы на плотах: учебное пособие / А.Д. Калихман, М.Ю. Колчевников. – М.: Физкультура и спорт, 2012. -128с.
Камакин О. Начинающему туристу-воднику / О. Камакин // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. -62-63с
Камакин О. Начинающему туристу-воднику / О. Камакин // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. -62-63с.
Квадригин Ф. А. На байдарке / Ф. А. Квадригин. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 108 c.
Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. /А.Б. Косолапов – М.: КНОРУС, 2008. -49с.
Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (г. Белгород, 14 апреля 2017 г.): в 3 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов, И.Е. Белогорцева, В.С. Игнатова, Е.В. Бронникова. – Белгород : ИПК БГИИК, 2017. – Т. 3. – 278 с.
Методические рекомендации по водному туризму. Тула.: ГОУ ДО ТО «ЦКТиЭ», 2015.
Морозова Н.С. Информационное обеспечение туризма. / Н.С. Морозова [и др. ] – М. Федеральное агентство по туризму, 2014. – 280 с.
Морозова Н.С. Информационное обеспечение туризма. / Н.С. Морозова [и др. ] – М. Федеральное агентство по туризму, 2014. – 280 с.
Новиков В.С Организация туристической деятельности: учебник для студ.учреждений высш. проф. Образования /В.С. Новиков.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. -336.-
Новиков В.С.Организация туристической деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /В.С. Новиков.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. -336с.
Пендюрин Е.А., Гененко О.Н. Экологический туризм : учеб. пособие. – Белгород : ИП Остащенко А.А., 2012. – 82 с.
Самые Туристические Регионы России 2017 года. Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ. [Электронный ресурс]. – URL.: http://turstat.com/travelrussia2017 (Дата обращения: 07.02.2021)
Скулкина, П.О. Проблемы в туризме / П.О. Скулкина // Туризм в России. — 2015. - №8. - С. 24-29.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Академия, 2010. – С. 48-50.
Теория и методика спортивного туризма: учебник / под ред. В. А. Таймазова и Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2014. - 424 с.
Теория и методика спортивного туризма: учебник / под ред. В. А. Таймазова и Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2014. – С. 79.
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: -учебник/Ю.Н.Федотов, И.Е.Востоков; под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н.Федотова, -2 е изд., испр. и доп. -М.: Советский спорт, 2008, -464с.
Токтосунова, А. Э. Государственное регулирование туристического бизнеса в России. / А. Э. Токтосунова // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(38). [Электронный ресурс]. – URL.: https://sibac.info/studconf/science/xxxviii/98092 (Дата обращения: 13.02.2021)
Интернет-источник: https://sport-taimyr.ru/vidy-sporta/vodnyj-turizm.html
Интернет-источник: https://russplav.com/blog/vodnyy-turizm
Интернет-источник: https://getur.ru/what-is-rafting
Интернет-источник: https://referat.ru/referat/vidy-i-ustroystvo-turisticheskih-baydarok-536024/2
Каркасная байдарка. URL: https://smekni.com/a/225434/vidy-i-ustroystvo-turisticheskikh-baydarok/ (дата обращения 15.04.21)
Каркасно-надувная байдарка. URL: https://smekni.com/a/225434/vidy-i-ustroystvo-turisticheskikh-baydarok/ (дата обращения 15.04.21)
Приложения
Приложение А
Рис. 1. Каркасная байдарка
Приложение Б
Рис. 2. Каркасно-надувная байдарка
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!