это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3368323
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-2" \h \z \u
Введение PAGEREF _Toc82196270 \h 31. Теоретические аспекты сущности путей устойчивого развития городов PAGEREF _Toc82196271 \h 51.1. Устойчивый город: основные понятия и подходы PAGEREF _Toc82196272 \h 51.2.Сущность концепции устойчивого развития PAGEREF _Toc82196273 \h 71.3.Принципы концепции устойчивого развития PAGEREF _Toc82196274 \h 102. Анализ составляющих устойчивого развития городов PAGEREF _Toc82196275 \h 122.1 Подходы и методы оценки устойчивого развития города PAGEREF _Toc82196276 \h 122.2. Управление устойчивым развитием территории на примере республики татарстан PAGEREF _Toc82196277 \h 19Заключение PAGEREF _Toc82196278 \h 36Библиографический список PAGEREF _Toc82196279 \h 38
ВведениеСовременная эпоха характеризуется тем, что экономическое и социальное развитие общества пришло в явное противоречие с ограниченными ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы.
На исходе XX в. человечество впервые подошло к осознанию важности проблем взаимодействия природы и общества, необходимости поиска, по существу, новой модели своего развития, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному экологическому кризису. После проведения в 1972 г. Конференции ООН по окружающей человека среде важность проблем, связанных с окружающей средой, была признана во всем мире.
Актуальность темы устойчивого развития городов в первую очередь обусловлена ролью и значением городов в социально-экономическом развитии страны. В период административных реформ, когда центр тяжести переносится в субъекты Российской Федерации, основной задачей местных органов власти должно быть обеспечение устойчивого развития городов с учетом их особенностей и географического положения. Как показывает практика, переход к устойчивому развитию экономики страны возможен только при условии обеспеченности устойчивого развития всех составляющих ее частей, т.е. городов. В связи с этим, рассмотрение вопроса устойчивого развития городов приобретает исключительное значение. Непосредственно устойчивое развитие городов определяется темпами роста и темпами прироста показателей социально-экономического развития, к которым, прежде всего, следует отнести валовой региональный продукт, производительность труда и эффективное использование всех составляющих экономического потенциала. При этом необходимо учитывать также и состояние природной среды. Поэтому в число факторов (экономических, социально-демографических, ресурсных и др.) необходимо включить и природные параметры, зависящие от местоположения и географических условий. На это указывают различного рода опасные (разрушительные) гидрометеорологические явления, отрицательно влияющие на развитие городов, т.к. на их ликвидацию отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, что снижает экономический потенциал и возможность его использования непосредственно на развитие городов.
Актуальность темы объясняется также необходимостью обоснования путей и действий по предотвращению опасных гидрометеорологических явлений, с учетом имеющегося опыта в этой области.
Целью настоящей работы является исследование концепций устойчивого развития экономики города.
Поставленная цель определила конкретные задачи:
Дать определение понятию «устойчивый город»;
Рассмотреть основные концепции, раскрывающие сущность устойчивого развития города;
Раскрыть сущность и структуру экономического потенциала, включающую факторы и социально-экономические показатели, позволяющие определить характер развития города;
Обосновать направления устойчивого развития города, в том числе с учетом влияния гидрометеорологической безопасности.
Объектом исследования в данной работе является город, его социально-экономическая характеристика и особенности развития.
Предметом исследования выступают экономические отношения в системе обеспечения устойчивого развития города.
Методологической основой данной работы послужили Федеральные законы, Постановления правительства, а также труды ведущих ученных в области финансов. Среди них особо можно выделить работы: Пономаревой М.А., Акимовой Т.А. и др.
Информационную базу исследования составили материалы российской печати, федеральные законы и постановления правительства, информационные обзоры, ресурсы сети Интернет.
1. Теоретические аспекты сущности путей устойчивого развития городовУстойчивый город: основные понятия и подходыПо определению ООН «устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф». Иными словами, устойчивое развитие города обеспечивает безопасность его населения и высокое качество жизни.
Сравнительно недавно, в конце XX века, началось движение городов мира к устойчивому развитию. Города и поселки являются главными «центрами» возникновения всех экологических проблем и вместе с тем местами сосредоточения основной массы жителей Земли, призванными обеспечить их потребности и достаточное качество жизни.
Стратегии и программы устойчивого развития - наиболее совершенные программы, в которых впервые объединена в единое целое вся политика в социальной, экономической, экологической и других сферах на всех уровнях.
В рамках стратегий устойчивого развития на городском уровне решаются проблемы в различных отраслях и сферах деятельности, отдельных районах. Во всех направлениях местной политики следует основываться на общих принципах устойчивости и, учитывая сильные стороны каждого конкретного города, разрабатывать местные стратегии и направления «устойчивого развития» городов в связи с проблемами транспорта, преодоления бедности, задачами здравоохранения, занятости, финансов и распределения ресурсов.
Природа отступает под антропогенным воздействием, и для восстановления экологического равновесия и природной среды имеется только один способ: нужно сократить площадь антропогенно измененных земель, возвратить значительную часть (называется огромная цифра - около трети используемых земель) «освоенных» и загрязненных территорий в естественное состояние.
Простой возврат земель может быть чрезвычайно сложен или вообще невозможен при наблюдающемся росте урбанизированных территорий и возрастании численности человечества. Однако представляется возможной замена этого возврата устойчивым строительством, экологизацией урбанизированных территорий, устойчивой биопозитивной реконструкцией мест расселения, зданий и инженерных сооружений, что позволит создать принципиально новые биопозитивные объекты, родственные природе, не отторгаемые природой и включаемые в естественные экосистемы.
Это принципиальное положение делает исключительно актуальной задачу устойчивого развития городов, экологизации мест расселения: она связана с сохранением всей природной среды и, следовательно, жизни на Земле.
В устойчивом развитии города на одном из первых мест стоит проблема создания здоровой, красивой, экологичной, устойчивой городской среды. Эта красивая и экологичная среда непосредственно влияет на устойчивость городской жизни, позитивно воздействует на жителей и создает образ красивого и мирного города; эта среда позитивно воздействует на основные органы чувств (зрение, слух, обоняние) подобно природным воздействиям. Эта среда предоставляет человеку высокое качество жизни, широкие возможности его совершенствования и развития, поощряет общение жителей. Она должна поддерживаться экологичной деятельностью человека в городе. И, наконец, эта среда находится в экологическом равновесии с природной средой, при максимальном вхождении природной среды в город.
Сущность концепции устойчивого развитияКонцепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб Международный институт системного анализа, а в СССР - Всесоюзный институт системных исследований.
Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая - министерства и ведомства по окружающей среде.
В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения».
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете. Среди проблем экологического характера названы: изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д.
Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы. ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами и катастрофами. Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.
Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.
Концепции устойчивого развития свойственно выделение основных «противотенденций», балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. Выделение соответствующих требований позволяет сформулировать основополагающие принципы устойчивого развития:
Баланс между природой и обществом (непосредственно - экономикой);
Баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами, между цивилизациями и крупными мировыми агломерациями типа Север - Юг);
Баланс между современным и будущим состоянием человечества как некоторой «целевой функцией» развития (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).
Содержание понятия «город» зависит от того, какой конкретный срез жизни он отражает. Так, например, городская политика квалифицируется как инструмент стабилизации социальной жизни, регулирования взаимоотношений общества со средой его существования как природной, так и социальной, снятия конфликтной напряженности в эколого-экономическом и социокультурном отношениях. Кроме того, понятие «город» включает в себя физико-географическую составляющую. Города привязаны к географической и социальной среде. Они имеют устойчивое или неустойчивое взаимодействие с природой и более широко - с космосом.
Принципы концепции устойчивого развитияСовременные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.
В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.
Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:
устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;
справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;
эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.
Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии совершенного» рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.
Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.
2. Анализ СОСТАВЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ2.1 Подходы и методы оценки устойчивого развития городаПонятие «устойчивое развитие» включает три взаимосвязанные характеристики: рост, снижение и цикличность. Установить характер данных изменений позволяет система социально-экономических показателей на макро-, мезо- и микроуровнях. Прежде всего, речь идет о показателях национального производства, а именно: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, добавленная стоимость, производительность труда и показатели уровня жизни населения. Эти показатели одновременно определяют и эффективность национального производства. Поэтому Президентом Российской Федерации поставлена задача удвоения ВВП.
Изменение темпов роста и темпов прироста указанных показателей позволяет установить характер развития города. Темпы роста определяют отношением фактического к базовому, прироста - разницей.
Экономический рост представляет собой такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются валовой национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.
Экономическое развитие, как понятие, более полно по сравнению с экономическим ростом отражает хозяйственный прогресс. Оно означает не только умножение результатов производства, но и становление в национальном хозяйстве новых прогрессивных пропорций. Они в свою очередь формируют предпосылки последующего развития.
Экономический рост связан в первую очередь с количественным приращением созданной продукции:
= Yt / Yto, (1)
где: Q - темп роста реального выпуска; Уt - реальный выпуск текущего года; Yto - реальный выпуск базового года.
Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста совокупного дохода или реального ВВП в целом или на душу населения. Темп прироста реального ВВП выглядит следующим образом:
Т = (Yt - Yt-1): Yt-1, (2)
где: Т - темп прироста реального выпуска; Yt - реальный выпуск текущего года; Yt-1 - реальный выпуск предшествующего года.
Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Он бывает двух типов: интенсивный и экстенсивный.
Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ресурсов. Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффективности производства. Он предполагает увеличение выпуска продукции на единицу используемых ресурсов, увеличение качественных характеристик производства.
Переход на интенсивный тип экономического роста меняет роль темпов экономического роста как показателя, отражающего динамизм хозяйственных процессов. В условиях интенсивного типа развития экономика становится динамичной, не только увеличиваются темпы роста, но и происходят прогрессивные структурные изменения.
Агрегированным показателем, оценивающим развитие города, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемый по методике ЮНЕСКО и Мирового банка с учетом четырех показателей экономического развития:
а) продолжительность жизни;
б) интеллектуальный потенциал (образование населения);
в) здоровье населения (количество больничных коек на 1000 человек);
г) среднегодовой доход на душу населения.
Наряду с интегральными показателями, каким является ИРЧП, используются и отдельные частные показатели развития государства. Среди них: уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов. Особое значение в определении уровня экономического развития страны имеют традиционные показатели, описывающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста и прироста этих показателей.
Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). Чистый национальный продукт (ЧНП) равен ВНП минус амортизационные отчисления. Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) - показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.
В сфере производства ВВП определяется как стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (чаще всего за год), т.е. ВВП выступает как результат деятельности основных секторов экономики за год. В сфере распределения ВВП - как сумма всех первичных доходов и материальных затрат субъектов экономики за определенный период времени. В сфере потребления ВВП - как сумма всех затрат, на которые пошла произведенная за определенный период времени продукция.
Часто структуру потребления ВВП выражают в виде формулы:
= С+ Ig+ G+ Хn, (3)
где: С - личное потребление; Ig - валовые инвестиции; G - государственные закупки товаров и услуг; Хn - чистый экспорт.
Она особенно ценна тем, что не только характеризует потребление, но и описывает структуру макроэкономического спроса. Самым важным компонентом в структуре потребления ВВП является личное потребление.
Будучи стоимостным показателем, ВВП зависит от уровня и цен, в которых измерены входящие в него блага. В связи с этим различают номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Номинальным ВВП называется валовой внутренний продукт, подсчитанный в реальных (текущих) ценах определенного периода. На величину номинального ВВП большое воздействие оказывают инфляционные процессы. Чтобы избавиться от инфляционных воздействий, вычисляется реальный ВВП. Для этого произведенная продукция выражается в ценах определенного (базового) периода.
Близким, хотя и не тождественным ВВП показателем является валовой национальный доход (ВНД):
ВНД = ВВП + Сальдо первичных доходов из-за границы (4)
Принципиальное различие между ВВП и ВНД заключается в следующем: ВВП измеряет поток товаров и услуг, а ВНД - поток первичных доходов. С количественной стороны они различаются на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы, т.е. разницу между доходами резидентов данной страны, полученными из-за границы, и доходами нерезидентов, переданными за границу.
Национальное богатство (НБ) - совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят:
1) невоспроизводимое имущество (сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники и произведения);
2) воспроизводимое имущество (производственные активы - основной и оборотный капитал; непроизводственные активы - имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);
3) нематериальное имущество (интеллектуальная собственность - патенты, торговые марки, объекты авторских прав и т.п.; человеческий капитал - продукты сферы услуг, в частности образование, здравоохранение, юриспруденция, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества);
4) сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.
Оценка невоспроизводимого имущества, а также оценка нематериального имущества сопряжена с очень значительными трудностями. В связи с этим реально даваемые оценки НБ обычно учитывают только те его составные части, стоимость которых может быть определена на основе хозяйственной практики. В России, где в отличие от развитых стран с рыночной экономикой рынок земли находится в неразвитом состоянии, подсчитывается еще меньшая часть НБ - только воспроизводимое имущество.
Социально-экономическое развитие характеризуется показателями, отражающими трудовой потенциал и эффективность его использования. Прирост же самих трудовых ресурсов определяется динамикой населения.
В создании национального продукта принимает участие только экономически активное население, которое представлено двумя группами: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает. Безработица - одна из форм макроэкономической нестабильности наряду с кризисами и инфляцией. Показатель уровня безработицы, выраженный в процентах, получают:
Уровень безработицы = число безработных / численность экономически активного населения *100% (5)
Одной из центральных проблем для России в ходе социально - экономических преобразований стала инфляция, основными критериями которой являются: темп роста цен; степень расхождения роста цен по различным товарным группам; предсказуемость инфляции.
Экономический процесс характеризуется эффективностью: относительным показателем, соизмеряющим затраты определенного и результаты в виде готового продукта, полученного от его использования. В макроэкономике таким результатом может служить совокупный доход (или ВВП) страны, который необходимо соотнести с затратами того или иного ресурса.
Так, показателем эффективности использования трудовых ресурсов служит показатель производительности труда Р - как частное от деления ВВП Y на численность занятых L в общественном производстве товаров и услуг:
Р = Y: L (6)
Обратным показателем является трудоемкость. Для характеристики эффективности использования природных ресурсов могут применяться различные показатели в зависимости от вида этого ресурса. Для сельского хозяйства при анализе эффективности использования земельных угодий могут применяться показатели урожайности.
Национальная экономика и каждый город связаны единой системой воспроизводственных циклов на территории страны. Циклы включают воспроизводство: природных и трудовых ресурсов, финансово-кредитных и денежных средств, готовых товаров, производственных и социально-бытовых услуг и пр.
В пределах города осуществляется относительно завершенный цикл воспроизводства, который создает условия для комплексного развития территориальной экономики.
Наиболее общее представление о городской экономике дает экономический кругооборот продуктов и доходов. Он является исходной моделью городской экономики, которая позволяет выяснить связи, включающие город в экономический кругооборот национальной экономики, а также определить основные условия равновесия территориальной системы.
Уровни развития экономики принято определять по показателям среднедушевого производства национального дохода, валового регионального продукта, валовой промышленной и сельскохозяйственной (или суммарной) продукции и соответствующими территориальными индексами, где базой является среднероссийский уровень.
Одним из основных и традиционных методов городской экономики является анализ социально-экономического развития города. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в социально-экономической системе.
2.2. Управление устойчивым развитием территории на примере республики ТатарстанРеспублика Татарстан сегодня является лидером инновационного, инвестиционного и культурного развития Поволжского региона. В статье мы попытаемся проанализировать основные достижения Татарстана с социальных, экономических и экологических позиций на фоне других трех регионов Поволжья: Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
Начнем с основных социально-экономических показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, достигнутых к 2016 г., и факторов, характеризующих эти достижения.
Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов — лидеров Российской Федерации. По объему ВРП Татарстан занимает 6-е место среди всех 85 субъектов России (1-е место в Поволжье); сельскому хозяйству — 3-е место в России (1-е место в Поволжье); объему инвестиций в основной капитал — 3-е место в России (1-е место в Поволжье); промышленному производству — 5-е место в России (1-е место в Поволжье); строительству — 5-е место в России (1-е место в Поволжье); вводу жилья — 7-е место в России (1-е место в Поволжье).
По шести основным макроэкономическим показателям Республика Татарстан занимает 1-е место среди восьми субъектов Поволжского макрорегиона (Татарстан, Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области, Калмыкия).
Объем валового регионального продукта (ВРП) Республики Татарстан в 2016 г. составил 1944,1 млрд руб., или 102,5 % в сопоставимых целях к уровню 2015 г. Основной вклад в рост экономики внесли: 1) промышленное производство; 2) сельское хозяйство; 3) строительство.
В табл. 1 показана структура производства ВРП по видам экономической деятельности в 2016 г.
Таблица 2.1
Как видно из табл. 1, есть предпосылки для новой индустриализации Республики Татарстан.
По итогам 2016 г. индекс промышленного производства составил 103,6 % к уровню 2015 г., объем отгруженной продукции достиг 1966,5 млрд руб. В добыче полезных ископаемых индекс производства составил 104,3 % к уровню 2015 г., в обрабатывающих производствах — 102,9 %, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 105,8 % (табл. 2).
Таблица 2.2
В структуре промышленного доля обрабатывающих производств увеличилась на 0,5 процентных пункта к уровню 2015 г. и составила 70,9 %. При этом удельный вес добычи полезных ископаемых снизился на 0,4 процентных пункта и составил 22,5 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 0,1 процентных пункта (6,6 %).
Таблица 2.3
Из табл. 3 видно, что Республика Татарстан также является лидером в Поволжье по количеству и качественным характеристикам открытых индустриальных парков и особых экономических зон (ОЭЗ) промышленного типа, что является свидетельством привлечения как государственных, так и частных инвестиций на эту территорию.
Анализируя методику рейтинговой социо-эколого-экономической оценки индустриальных парков и ОЭЗ, стоит отметить, что, во-первых, показатели были разделены на шесть тематических групп:
1) услуги и менеджмент;
2) местоположение;
3) стоимость ресурсов;
4) налоговые и таможенные льготы;
5) работа с резидентами;
6) характеристика региона локации.
Во-вторых, парки с близким итоговым результатом были объединены в следующие группы:
1) ААА — парки, максимально привлекательные для инвесторов;
2) А — эффективные и привлекательные парки, имеющие ряд ограничений (например, высокую стоимость ресурсов, отсутствие льгот, удаленность от транспортной и логистической инфраструктуры);
3) ВВ — парки, достаточно привлекательные, но требующие улучшений в области услуг и инфраструктуры;
4) площадки с привлекательностью ниже средней;
5) С — парки с низкой привлекательностью и эффективностью.
На развитие экономики и социальной сферы в республику было привлечено 658,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал, или 100 % в сопоставимых ценах к уровню 2015 г., что на 10,1 процентных пункта выше, чем в РФ за 2015 г., и на 2,3 процентных пункта выше, чем в РФ за 2016 г.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 286,6 млрд руб., или 101,1 % в сопоставимых ценах к уровню 2015 г. Выделено 2406,5 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе по программе социальной ипотеки — 367,2 тыс. кв. м, что на 2,3 процентных пункта выше, чем в РФ за 2015 г., и на 0,2 процентных пункта выше, чем в РФ за 2016 г.
Объем продукции сельского хозяйства в 2016 г. увеличился на 5,0 % в сопоставимых ценах к уровню 2015 г. и составил 238,6 млрд руб. Ресурсная обеспеченность — критерий, который может объективно определяться природным потенциалом территории, а в субъективном варианте — существующим уровнем технологического развития. Уровень социальной стабильности может быть определен как соответствие общественного устройства специфике функционирования природной среды на данной территории в общем виде, и степенью доверия населения к власти, в частности. Как это ни удивительно, но оба эти фактора должны находиться в прямо пропорциональной зависимости — чем выше ресурсная обеспеченность региона, тем выше социальная стабильность. Зона возможных сценариев регионального развития ограничена уровнем технологического развития (ресурсного развития), экономического развития (инвестиционная составляющая развития) и уровнем социального развития (эффективность использования ресурсного потенциала для общественного развития). Все три фактора входят большими блоками в устойчивое развитие регионального развития. Задача заключается в подборе групп этих факторов, входящих в каждый блок, и расчете индекса (среднеарифметической оценки или оценки со средневзвешенным значением).
Задача может быть решена при разработке модели социо-эколого-экономического развития региона при определении баланса ресурсных, экологических, технологических и социальных ограничений. Данная модель должна в полной мере учитывать особенности конкретного региона. Зарубежные модели, например, модель Пирса — Тернера или модель Тома Титенберга приемлемы лишь условно, так как они разработаны для систем со стабильным социально-экономическим компонентом, поскольку исходя из начальных допущений они не учитывают изменений в структуре самой системы и алгоритмов между ее элементами. В нынешних условиях регионального развития России (85 субъектов РФ), в силу неоднородности самих субъектов, их разных экономических, природных и социальных потенциалов развития, с одной стороны, и в силу быстрого изменения социальной, экономической и технологической структур системы, — с другой, применение западных моделей вряд ли оправдано, что показывают попытки определения индексов сильной и слабой устойчивости, получаемых на основе определенных допущений для некоторых регионов России.
Для России необходима более гибкая и адаптивная модель регионального развития, основанная на скользящем и индикативном планировании, с применением удельных весов стратегических изменений.
Эколого-экономический индекс по регионам ПФО выглядит следующим образом (табл. 4).
Таблица 2.4
Анализируя данные табл. 4, мы можем сделать вывод, что аграрнопромышленные регионы опережают по данному индексу промышленные регионы.
Для расчета данного комплексного индекса использовались следующие показатели:
1) валовое накопление основного капитала;
2) инвестиции в основной капитал;
3) истощение природных ресурсов;
4) ущерб от загрязнения окружающей среды;
5) расходы на развитие человеческого капитала;
6) затраты на охрану окружающей среды;
7) особо охраняемые природные территории.
Место конкурентоспособности регионов ПФО на основе индекса развития человеческого потенциала показано в табл. 5.
Таблица 2.5
Приведем свою экспертную оценку от 0 до 10 по каждому из четырех представленных регионов Поволжья (табл. 6).
Таблица 2.6
Бенчмарк Республики Татарстан с экспертной оценкой автора статьи может быть использован для других регионов Поволжья. В мировой и отечественной науке и практике накоплен значительный опыт разработки критериев, индексов и индикаторов экологически устойчивого развития в региональном разрезе. Наиболее продуктивно построение интегральных индексов, которые агрегируют экологоэкономические, социально-экономические, экологические показатели для оценки степени устойчивости социально-экономического развития регионов. Более свободную форму допускает построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития.
Индексы и индикаторы экологически устойчивого развития в региональном разрезе выполняют целый ряд функций:
1) определение целей при разработке стратегий долгосрочного и среднесрочного регионального развития;
2) прогнозирование эффекта политики устойчивого природопользования;
3) мониторинг достижения целей и задач и оценка результатов;
4) оценка эффективности программ, стратегий;
5) проведение межрегиональных сопоставлений;
6) привлечение инвестиций и формирование программ.
Можно выделить три интегральных индекса, хорошо проработанные и на международном уровне, и в российском контексте, которые с различных сторон характеризуют устойчивость развития. Высокоинтегрированным является индекс «скорректированных чистых накоплений», теоретически и практически разработанный во Всемирном банке. Индекс ежегодно рассчитывается для всех стран мира. Эколого-экономический индекс разработан и рассчитан для регионов России исходя из концепции и методики расчета индекса чистых скорректированных накоплений Всемирного банка. Расчеты продемонстрировали значительную региональную дифференциацию индекса.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан и ежегодно с 1990 г. рассчитывается в рамках Программы развития ООН, он отражает социальную сторону устойчивого развития. В России ИРЧП определяется для национальных Докладов ПРООН о человеческом развитии с 1997 г.
«Экологический след» как экологический интегральный индекс разработан Всемирным фондом дикой природы. Индекс адаптирован для России, рассчитывается по субъектам РФ.
В качестве интегрального индикатора устойчивого развития предлагается показатель «истинных сбережений» (genuine savings). Индикатор «истинных сбережений» характеризует скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды. Показатель является результатом коррекции валовых внутренних сбережений. По сравнению с традиционными макроэкономическими показателями истинные сбережения включают широкий учет природного капитала, улучшенные данные и методы расчетов, а также учет человеческих ресурсов.
Международные сопоставления свидетельствуют о функциональности индекса ИС, который улавливает и отражает различия экономической политики по странам мира. Весьма показательно сопоставить страны из одного кластера, с высоким экономическим развитием, но с различной степенью обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, Норвегию и Францию. Динамика «истинных сбережений» значительно различается по этим странам. Тренды по обеим странам за период 1990—2015 гг. представлены на рис. 1.
Наиболее успешная тенденция сложилась в Норвегии, где произошел почти трехкратный рост индекса, с 8% в 1990 г. до 22% в 2014 г. Во Франции происходило двукратное снижение индекса, с 12% в 1990 г. до 6% в 2014 г. Норвегия обладает значительными запасами энергетических ресурсов, добывает и экспортирует их. Положительная динамика индикатора отражает экономический рост в Норвегии, который базируется на высоких нормах накопления. Норвегия демонстрирует высокий и устойчивый рост экономики, валовых и чистых сбережений, уровень накоплений составил 35% ВНД в 2015 г. Вложения в образование, составляющие 6,8% ВНД, превышают размеры истощения энергетических ресурсов и загрязнения окружающей среды. Истинные сбережения в Норвегии составили 20,6% в 2015 г.
Франция относится к группе стран высокого уровня доходов и отсутствия производства минерально-сырьевых ресурсов. В этих странах имеются отличительные особенности формирования положительных значений «истинных сбережений». Валовые накопления в большинстве стран находятся в пределах 20% ВВП. При высоком уровне потребления основного капитала, достигавшем 17,6%, чистые накопления составляли менее 3%. Поскольку расходы на образование составляют 5% ВВП, потребление запасов энергетических и минеральных ресурсов незначительно, а ущерб окружающей среде составляет менее 1% ВВП, «истинные сбережения» имеют положительные значения (7,4% ВВП). Тем не менее отрицательная динамика индекса в течение 25 лет является признаком несбалансированности развития страны.
Индикатор истинных сбережений отражает различия экономической политики по странам мира. Высокое положительное значение индекса в Норвегии отражает устойчивый рост экономики. Растущий тренд индекса истинных сбережений для страны со значительным вовлечением природных ресурсов подтверждает, что стране удалось достичь эффекта декаплинга, разъединить экономический рост и потребление природных ресурсов. Понижающаяся динамика индекса истинных сбережений во Франции свидетельствует о несбалансированной экономической политике развития страны. Можно сделать вывод, что индикатор истинных сбережений отражает различия экономической политики для стран, сопоставимых по основным параметрам.
Сопоставление регионов России по индексам наиболее значимо для близких по экономическому уровню, структуре производства. Для экономики России характерно региональное неравенство. Российские регионы характеризуются очень высокой дифференциацией по уровню своего развития, связанной с их отраслевой специализацией, во многом определяемой историческими предпосылками и особенностями индустриального развития в советские годы. Если экспортная ориентированность Республики Татарстан и Самарской области, добывающих нефть и газ, задана географически и исторически, то промышленная ориентированность таких регионов, как Нижегородская область, определялась особенностями развития страны в период индустриализации 30-х гг. прошлого века. Это говорит о том, что в целом ряде случаев характеристики устойчивости экологического развития тех или иных регионов определены де факто. Данное обстоятельство, конечно, нельзя распространить на все регионы. Ведь степень «обреченности» региона на тот или иной экологический путь развития имеет некоторую меру, и в своей траектории развития каждый регион имеет определенную степень свободы, определяемую федеральной и региональной экономической политикой. Тем не менее из-за существенных различий в регионах для сравнения однотипных по предпосылкам развития регионов были выделены отдельные группы. В результате проведено сравнение всех субъектов РФ, а также сравнение регионов в рамках однородных групп с учетом отраслевой специализации экономик субъектов РФ. При разделении регионов на группы за основу были взяты принципы и подходы, предложенные в книге «Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации». Регионы разделены на четыре группы: финансово-экономические центры; экспортоориентированные; промышленные регионы; аграрно-промышленные регионы. Методология определения кластеров и распределение по ним регионов взяты из синтетической классификации регионов России. В соответствии с новым вариантом синтетической классификации регионы России поделены на девять типов, объединенных в четыре группы: первая — высокоразвитые регионы (регионы-лидеры), включающие финансово-экономические центры (столицы), сырьевые экспортоориентированные; вторая — развитые регионы: с диверсифицированной экономикой, с опорой на обрабатывающую и добывающую промышленность; третья — среднеразвитые регионы, включающие промышленно-аграрные и аграрно-промышленные; четвертая — менее развитые регионы, в том числе сырьевые и аграрные.
В Поволжье сосредоточены промышленно-аграрные и аграрно-промышленные регионы. Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области относятся к группе развитых регионов с диверсифицированной экономикой. Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Саратовская и Ульяновская области отнесены к среднеразвитым аграрно-промышленным регионам. Наиболее значимо сравнение регионов по индексам из одной группы — Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области.
Различия между регионами в рамках одной группы развитых регионов с диверсифицированной экономикой велики. Эколого-экономический индекс (ЭЭИ) варьировался по субъектам Поволжья. Нижегородская область при высокой норме накопления (27,4% ВРП) и отсутствии запасов минеральных ресурсов, инвестируя в образование, природоохранные мероприятия и охраняемые территории, имеет самый высокий индекс ЭЭИ — 45,99%. Республика Татарстан при более высокой норме накопления (33,6% ВРП), но истощении запасов топливно-энергетических ресурсов и сопутствующем загрязнении окружающей среды (294 тыс. т выбросов в атмосферу), имеет более чем вдвое меньший индекс ЭЭИ — 19,91%. В Самарской области при норме накопления 28,6% ВРП, истощении запасов топливно-энергетических ресурсов и сопутствующем загрязнении окружающей среды (266 тыс. т выбросов в атмосферу) индекс ЭЭИ составил 9,38% (табл. 7). В основе экономики Республики Татарстан и Самарской области лежит сектор по добыче топливно-энергетических ресурсов, поскольку индекс сконструирован так, чтобы отражать истощение природного капитала при недостаточности его замещения, это определяет региональный разброс значений индекса.
«Экологический след» отражает оценку площади биопродуктивных земель на планете и измерения потребностей человечества в этих биопродуктивных землях. «Экологический след» выражается в глобальных гектарах (глобальных гектарах на душу населения) и показывает количество условных гектаров территории, необходимых для обеспечения жизни человека с текущим уровнем потребления и утилизации отходов его жизнедеятельности. Индекс рассчитывается в рамках ежегодного доклада Всемирного Фонда дикой природы (World Wild Fund). Индекс адаптирован для России и рассчитывается по субъектам РФ с 2012 г.
Наблюдается четкая взаимосвязь между индексом ЭЭИ и «Экологическим следом» для группы развитых регионов с диверсифицированной экономикой. Нижегородская область при высоких истинных сбережениях 45,99 имеет самый низкий «Экологический след» — 4,78, Самарская область при низких истинных сбережениях 9,38 имеет самый высокий «Экологический след» — 5,59. Регион, имеющий более устойчивое развитие, меньше воздействует на природные и экологические условия, образует меньший «Экологический след» (табл. 7).
Ранжирование регионов по индексу развития человеческого потенциала ИРЧП дает иную последовательность по сравнению с ЭЭИ. По эколого-экономическому индексу 1-е место занимает Нижегородская область, по ИРЧП — Республика Татарстан. Это не удивительно, учитывая идеологию индекса ЭЭИ — отразить ущерб природным ресурсам и окружающей среде.
Таблица 7
Региональная дифференциация интегрального индекса ИРЧП особенно заметна разница для группы развитых регионов с диверсифицированной экономикой. Таблица 8 демонстрирует региональные различия в значениях ИРЧП и его компонент в 2014 г. Лидером рейтинга, составленного по величине ИРЧП, среди регионов Поволжья в 2014 г. оставалась Республика Татарстан за счет самого высокого в Поволжье уровня ВРП на душу населения (30,5 тыс. долл.), а также по показателям продолжительности жизни и развития системы образования. Самарская область занимает 2-е место также за счет уровня ВРП на душу населения (23 тыс. долл.), в то время как показатель продолжительности жизни находится на уровне, сопоставимом с другими регионами Поволжья или ниже. Отстающие позиции имела Нижегородская область (0,854) по причине низкого ВРП на душу населения. Следует подчеркнуть, что ключевую роль в рейтинге регионов Поволжья имело соотношение величины ВРП на душу населения. ИРЧП в большей степени является социально-экономическим показателем и нуждается в «экологической корректировке».
Таблица 2.8
Весьма важна сбалансированность отдельных компонентов развития: экономического дохода, образования, долголетия, экологии. Определение отстающего компонента позволяет сконцентрировать ресурсы и решать первоочередные задачи устойчивого развития, а не просто направлять субсидии и трансферты. «Сырьевой» характер экономического развития регионов Поволжья, отличающийся высокой зависимостью от добычи ископаемых ресурсов, не только не соответствует идее модернизации экономики, но и усугубляет сложную экологическую обстановку в регионах.
На достижение социально-ориентированных задач направлены большинство программ развития в регионах Поволжья. Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. «Татарстан-2030» особое внимание уделено «накоплению человеческого капитала как ключевого актива» для достижения высокого качества жизни и эффективного использования природных ресурсов «на базе принципов устойчивого развития». Однако индикаторы достижения поставленных целей в региональных программах развития представлены набором разрозненных традиционных показателей, преимущественно экономического и социального характера (продолжительность жизни, среднемесячная заработная плата и т.п.), а ключевым показателем измерения развития региона выступает ВРП. В состав программы включен рейтинг, но исключительно инвестиционной привлекательности, где Татарстан стабильно занимает высокие места.
Стратегия-2030 Самарской области содержит целевые направления в области природопользования, такие как внедрение ресурсо-энергосберегающих технологий, наилучших доступных технологий для стабилизации потребление электроэнергии в условиях роста промышленного производства, производство топлива, соответствующего мировым экологическим стандартам; альтернативные источники энергии; модернизация коммунальной инфраструктуры; обращение отходов, создание зеленых зон городов. Однако количественный норматив имеет только одно направление — это утилизация природного попутного газа до 95%. Авторы провели анализ индикаторов с позиций их соответствия принятым целям в долгосрочных стратегиях развития регионов Поволжья. Социально-экономические стратегии регионов в целом охватывают три компоненты устойчивого развития. Вместе с тем ряд индикаторов, имеющих главным образом экологическую направленность, не получили отражения в стратегиях. Так, экологические индикаторы почти не нашли отражения в направлениях деятельности, содержащихся в Стратегиях регионов. Таблица 9 в определенной мере отражает политику регионов для устойчивого развития. Анализ индикаторов долгосрочных стратегий развития регионов показывает их несбалансированность по экологическому фактору.
Таблица 2.9
ЗаключениеПереход к устойчивому развитию Российской федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов и городов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого города, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом городе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей.
Концепции устойчивого развития свойственно выделение основных «противотенденций», балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. Выделение соответствующих требований позволяет сформулировать основополагающие принципы устойчивого развития:
баланс между природой и обществом (непосредственно - экономикой);
баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами);
баланс между современным и будущим состоянием человечества как некоторой «целевой функцией» развития (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).
Следует признать, что сейчас российские стратегические документы по развитию регионов выглядят достаточно однобоко. Поэтому при разработке долгосрочных документов развития регионов Поволжья представляется важным встроить в них рассмотренные индексы в целом или в дезагрегированной форме. В частности, целесообразно для стратегических направлений развития на период до 2030 г. согласовать индексы, приоритеты и целевые направления долгосрочного развития регионов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ президента РФ.
Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию.
Абанина, Е.Н., Агапов, Д.А. Российское правотворчество в целях перехода к устойчивому развитию / Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов // Право. Законодательство. Личность. 2019. № 2. С. 134-141.
Акимова Т.А., Ю.Н. Мосейкин. «Экономика устойчивого развития». - М.: Экономика, 2009. - 432 с.
Бобылев С. Н., Минаков В. С., Соловьева С. В., Третьяков В. В. Эколого-экономический индекс регионов РФ. Методика и показатели расчета / под ред. А. Я. Резниченко, Е. А. Шварца, А. И. Постновой. М.: WWF России, РИА Новости, 2012.
Бринчук, М.М. Концепция устойчивого развития как методологическая основа цивилизационного развития/ М.М. Бринчук //Государство и право. 2019. № 10. С. 15-24.
Бушуев В.В. «Энергетический потенциал и устойчивое развитие». - М.: Энергия, 2019. - 320 с.
Вершило, Н.Д. Правовые основы устойчивого развития/ Н.Д. Вершило //Вестник Саратовской государственной академии права. 2020. № 4. С. 56-57.
Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А.Ф. Трёшников; Ред. ко.: Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, А.Г. Воронов и др.
Голяшев А. В., Григорьев Л. М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003–2013 годах. Аналитический доклад. М., 2018. 47 с.
Колесникова Н.А. «Финансовый и имущественный потенциал региона. Опыт регионального менеджмента». - М.: Финансы и статистика, 2000. - 240 с.
Кузнецова О.Л., Кузнецова П.Г., Большакова А.В., «Система общество-природа-человек: устойчивое развитие» М., 2011.
Кузнецова, Ю. А. Этапы формирования и развития концепции устойчивого развития / Ю.А. Кузнецова // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 337-339.
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2009.
Мельников Р. М. Теоретические основы регулирования регионального развития: зарубежные подходы и возможность их использования в российских условиях: монография. М.: Изд-во РАГС, 2019.
Николайкин, Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. — 2 изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2019. — 624 с.
Пономарева М.А. «Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах». - М.: Содействие - XXI век, 2011. - 244 с.
Раянов, Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность/ Раянов Ф.М. //Право и политика. 2019. № 12. С. 5-10.
Ромашин А.Ф. «Устойчивое развитие региона с учетом гидрометеорологических условий», Н. Новгород, 2016.
Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. М.: ТЕИС, 2019.
Самарина В.П. «Социально-экономическое развитие проблемных регионов. Теоретико-методологический аспект». - М.: ООО «ТНТ», 2012. - 128 с.
Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России/ под ред. И. Стародубровской. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.
Урсул, А.Д. Концептуальные проблемы устойчивого развития / А.Д. Усул // Бюллетень РАН. Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2019. — № 1. — С. 30-38.
Формирование стратегических приоритетов регионов на основе сценария развития в долгосрочной перспективе: монография / А. Н. Михайлов, А. С. Зубарев, С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская. —М.: Высш. Шк., 2020.
Экологический след субъектов Российской Федерации / общ. ред. П. А. Боев. Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России, 2014.
Эколого-экономический индекс регионов РФ / С. Н. Бобылев, С. В. Соловьева и др. М.: WWF России, 2012.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!