Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


природа и виды эмоций человека

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3369279

500 руб.

Просмотров
721
Размер файла
2.53 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

Эмоциями считают более простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями.

По мнению некоторых авторов эмоции сохранились и развились у человека в ходе эволюции психики именно потому, что они помогают ему успешно ориентироваться в информационно неопределенной среде.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам.

Эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.

Цель курсовой работы: изучить природу и виды эмоций человека.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть понятие эмоций.
  2. Проанализировать биологические основы эмоций по Ч. Дарвину.
  3. Рассмотреть эмоциональные состояния.
  4. Изучить виды эмоций человека.
  5. Проанализировать роль эмоций в жизни человека

1. Природа эмоций

1.1 Понятие эмоций

Эмоции — это личностное состояние человека, они связаны с физиологическими особенностями, определенным жизненным опытом, культурным уровнем и другими характеристиками каждого человека. Поэтому люди иногда могут не понимать и не разделять наших эмоций.

Эмоции можно охарактеризовать следующими признаками. Во-первых, в отличие от других познавательных процессов, например, восприятия, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. имеют положительный или отрицательный знак, например: радость – печаль.

Следовательно, можно сказать, что эмоции – это психологические процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В отличие от восприятия, памяти, мышления, эмоции и чувства отражают реальность в форме переживаний. Богатый совместный опыт эмоциональных переживаний в определенной степени роднит людей. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни человека. Если нас что-то не устраивает, мы ищем различные способы решения проблемы. Если же нет возможности немедленно изменить ситуацию к лучшему, мы можем избавиться от негативных эмоций путем их проявления в приемлемой в обществе форме. Эмоция считывается почти мгновенно, она показывает истинное отношение человека к той или иной ситуации. Эмоции не дают ввести в заблуждение собеседника, поскольку их трудно скрыть. Мы что-то говорим, но человек не только слушает наши слова — он улавливает и наши эмоции, которые могут не совпадать с тем, что мы говорим. Эмоции не позволяют «спрятаться» за словами, выдают наши истинные мысли. Но с опытом, который приобретаем в процессе взросления, мы становимся эмоционально зрелыми.

С общебиологических позиций эмоции - это форма отражения живым организмом объективной реальности в виде ее субъективного переживания. Разнообразные раздражители, действуя на организм, вызывают не только машинообразные ответные реакции в виде движений или вегетативных реакций (учащение или уменьшение частоты сердечных сокращений, изменение частоты и глубины дыхания и т.п.), но и сопутствующие субъективные переживания, именуемые эмоциями: радость, гнев, боль, страх, удовольствие.

Достаточно немного пообщаться с домашними животными, и можно с уверенностью утверждать, что наши меньшие братья способны страдать и радоваться, любить и ненавидеть. То, что субъективные переживания свойственны млекопитающим, в настоящее время почти ни у кого не вызывает сомнений. Но имеются ли эмоции у более примитивных организмов, например у пресмыкающихся, амфибий или рыб? А у червей и насекомых?

Если да, то происхождение эмоционального реагирования уходит своими корнями в далекую историю жизни на Земле. Одним из первых, кто это не только понял, но и доказательно описал, был автор современной теории эволюции Чарльз Дарвин, опубликовавший в 1882 году работу "Выражение эмоций у человека и животных".

Дарвин считал, что об эмоциях говорят их внешние проявления: мимика, жесты, голосовые реакции, поза. Если судить по специфическим двигательным реакциям, то свидетельства эмоционального реагирования на повреждение или раздражение можно найти даже у самых примитивных животных. Например, дождевой червь в ответ на покалывание иглой начинает извиваться. По аналогии с реакциями высших животных и человека на подобное воздействие логично предположить, что червь в этом случае испытывает боль, то есть страдает. Но может быть, это лишь механическая реакция, за которой нет никакого субъективного переживания?

Нет ли других, более объективных критериев оценки эмоций помимо внешнего выражения? Можно было бы попробовать привлечь вегетативные реакции, но здравый смысл подсказывает, что они могут иметь и чисто механическую природу. Кроме того, как показывают многочисленные эксперименты, вегетативные реакции еще менее специфичны, чем внешнее выражение. Сходные вегетативные изменения часто наблюдаются при переживании различных эмоций, как положительных, так и отрицательных, а также при относительно нейтральных с точки зрения субъективного переживания состояниях и реакциях, таких, как физическая работа или занятия спортом.

Наиболее объективным показателем переживаемой эмоции все же остается поведение, но не в виде эмоционально-выразительных реакций типа мимики, положения шерсти или перьев, звуков и т.п., а в виде реакции приближения-удаления. В основе данного критерия - принцип максимизации-минимизации организмами действия раздражителей в зависимости от их биологической значимости. Так, если индивид стремится повторить, продлить действие раздражителя, то это значит, что раздражитель вызывает положительные эмоции. Если же индивид стремится прекратить действие раздражителя или избавиться от него, то это свидетельствует о переживании отрицательных эмоций.

Рефлекторную реакцию избегания какого-либо раздражителя можно выработать не только у высших животных, например собак и крыс, но и у самых примитивных существ. Плоские черви - планарии - легко приучаются избегать ударов электрического тока. Если в какой-либо части экспериментальной камеры они подвергаются действию электричества, то всё реже туда заходят. Кроме того, если включать электрический ток в момент, когда черви выползают на менее освещенные участки, то планарии начинают избегать и темноты.

Хорошо известная методика выработки условных (приобретенных) рефлексов, разработанная в лабораториях И. П. Павлова, основана как раз на том, что индифферентный, эмоционально нейтральный раздражитель (свет лампочки, звук метронома) сочетается с положительным или отрицательным подкреплением, то есть с раздражителем, вызывающим положительное или отрицательное эмоциональное переживание. Вскоре индифферентный раздражитель начинает вызывать реакцию, которую до этого вызывали исключительно подкрепляющие стимулы. Причем если подкрепляющий раздражитель не вызывает положительного или отрицательного эмоционального переживания, то и условный рефлекс получить не удастся. Например, у сытого животного вы никогда не сможете выработать условный пищевой рефлекс, потому что пища не вызывает у него никаких эмоций. Таким образом, методика выработки условных рефлексов основана на том, что биологическая значимость подкрепляющих стимулов переносится на нейтральные стимулы, и эти нейтральные стимулы приобретают аналогичное биологическое значение. Если раньше негативные эмоции (боль и страх) возникали при электроболевом воздействии, сочетаемом со вспышкой света, то теперь такое негативное состояние (страх) вызывают одни лишь вспышки света. Следовательно, животные, у которых можно выработать условные рефлексы, способны различать биологическую значимость раздражителей, то есть обладают эмоциональностью.

Исторически сложилось так, что исследования физиологических основ эмоций сосредоточены на изучении мозговой деятельности у наиболее близких в эволюционном отношении к человеку, а следовательно, и наиболее сложно устроенных животных: обезьян, собак, кошек, крыс, кроликов.

Вскоре после публикации работы Дарвина появилась так называемая периферическая теория эмоций. Ее независимо друг от друга выдвинули в 1884 году американский психолог Уильям Джеймс и в 1885 году датский физиолог Карл Ланге. И тот и другой считали, что основой эмоций является переживание мозгом так называемых соматовегетативных сдвигов, происходящих в организме по рефлекторному принципу под действием раздражителей из внешней среды. Они говорили, что человек печален, потому что плачет, то есть потому, что у него текут слезы; испытывает страх потому, что дрожит. Получалось, что эмоции возникают не непосредственно в ответ на стимулы, идущие из внешней среды, а на информацию об изменениях, вызванных этими стимулами в организме. Тем не менее, согласно этой теории, место возникновения эмоций — мозг.

В 1927 году эту концепцию опроверг американский физиолог Уолтер Кеннон. Он пришел к выводу, что перерезка вегетативных нервов, то есть нервов, идущих к внутренним органам из головного мозга и от внутренних органов к головному мозгу, полностью устраняет вегетативные реакции, но эмоциональное реагирование сохраняется. После работ Кеннона стало очевидно, что эмоции возникают непосредственно при действии раздражителей из внешней среды. Но тогда встал новый вопрос: а где в мозге, в каких его частях они возникают? И вся последующая история физиологии эмоций была связана с поиском центров эмоций в головном мозге человека и высших животных. Каковы успехи этого почти восьмидесятилетнего поиска мозгового субстрата субъективных переживаний, мы уже знаем из приведенного выше мнения Шмидта и Тевса.

Первую системную модель предложил в 1937 году американский исследователь Джеймс Пейпец. Согласно его представлениям, эмоциональное реагирование связано с циркуляцией возбуждения по кругу (так называемый круг Пейпеца), в который входят четыре структуры мозга: гиппокамп (или старая кора), мамиллярные ядра гипоталамуса (промежуточный мозг), передние ядра таламуса (промежуточный мозг) и поясная извилина (часть новой коры или неокортекса). Возбуждение возникает в гиппокампе, затем переходит в гипоталамус, где вовлекаются нейрональные механизмы вегетативного выражения. Далее из гипоталамуса возбуждение через передние ядра таламуса направляется в поясную извилину, когда и появляется собственно эмоциональное переживание. Термин "лимбическая система" ввел в 1952 году американский нейрофизиолог Поль Маклин, который добавил к кругу Пейпеца еще ряд структур, в частности миндалину (ядерное образование в толще височных долей больших полушарий головного мозга).

Лимбическая теория эмоций, однако, не объясняет, каким образом циркуляция возбуждения по одним и тем же структурам мозга может обеспечивать десятки разнообразных как положительных, так и отрицательных субъективных переживаний. Она также находится в противоречии и с целым рядом экспериментальных и клинических данных. В частности, полное разрушение гиппокампа и устранение какой-либо циркуляции возбуждения по указанной системе структур не приводят к исчезновению из субъективной сферы индивида хотя бы одной из эмоций.

Анализ огромного накопленного наукой экспериментального материала показывает, что нервные клетки реагируют на разнообразные раздражители, в общем-то, по одной схеме: у них меняется степень электрической поляризации мембраны.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

- эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для человека, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и восстановительных процессов;

- знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оценивается как негативное. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события, отрицательные – побуждают действия, направленные на устранение контакта с негативным событием;

- степень контроля эмоции. Различают два состояния: сильного эмоционального возбуждения (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняется ориентация и контроль, и крайнего возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональные процессы-переживания всегда сопровождаются у человека рядом непроизвольных и сознательных движений и отражаются в его мимике, жестикуляции, изменениях голоса, ряде физиологических реакций: сердцебиении, изменении дыхания, сужении или расширении кровеносных сосудов и т.п.

Эмоции человека различаются степенью осознанности, достаточно часто причины возникающих переживаний осознаются недостаточно отчетливо, либо совсем не осознаются. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

1.2 Биологические основы эмоций по Ч. Дарвину

Дарвин изучал проблему происхождения эмоций и связывал эмоции с жизненными процессами.

Этот факт указывает на природное происхождение самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или полностью утрачивается, мы обнаруживаем, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, временно лишенный кровоснабжения, перестает быть чувствительным; физически больной человек становится апатичным, безразличным к тому, что происходит вокруг него, т. е. бесчувственным. Он теряет способность эмоционально откликаться на внешние воздействия так, как при нормальном течении жизни.

У всех высших животных и у человека в мозге есть структуры, тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это так называемая лимбическая система, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в непосредственной близости к его центру, управляющему основными органическими процессами: кровообращением, пищеварением, железами внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций, как с сознанием человека, так и с состояниями его организма.

Имея в виду важное жизненное значение эмоций, Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила название эволюционной. В ней естествоиспытатель обратил внимание на тот факт, что удовольствие и неудовольствие, радость, страх, гнев, печаль примерно одинаковым образом проявляются как у человека, так и у человекообразных обезьян.

Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни:

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.

2. Классификация эмоций человека

2.1 Эмоциональные состояния

Как мы говорили выше, эмоции являются сложными психическими явлениями. Наиболее значимыми эмоциями считаются следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, сами эмоции, чувства настроения и эмоциональный стресс.

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции, а астеническими — отрицательные. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.

Аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание (вспышка), которое полностью захватывает психику человека и предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом. Достаточно часто эта реакция и воздействующие раздражители недостаточно осознаются – и это одна из причин неуправляемости этим состоянием. Одной их главных особенностей аффекта состоит в том, что эта эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но сам человек при этом теряет чувство реальности.

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Человек перестает себя контролировать и может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, которое затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием такого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, что человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он как будто лишается дара речи. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему. Но, все же не стоит утверждать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий и не оценивает происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что происходит, просто при этом одни люди в состоянии овладеть своими мыслями и поступками а другие – нет.

Эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью состояния. Большинство предметов и явлений внешней среды воздействуют на наши органы чувств и вызывают у нас сложные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно и удовольствие и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-то неприятном для нас одновременно с тяжелым чувством может вызывать и радость от понимания того, что это неприятное осталось в прошлом. Также наблюдается яркое совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас довольно часто неприятные и тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями. Эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания и передаются другим людям. А также проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Чувства – еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек может переживать чувство только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства играют довольно значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Все мы знаем, что человек предпочитает находиться в комфортной для него обстановке, а не в условиях которые вызывают негативные эмоции. Также следует сказать, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, у другого человека может вызывать негативные чувства. Это можно объяснить тем, что опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные, интеллектуальные, эстетические, практические.

Моральные или морально-политические чувства проявляются в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Важной особенностью этой группы чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Интеллектуальные чувства – это переживания, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека, они не только ее сопровождают, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Интеллектуальные чувства такие как: удивление, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения являются свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов.

Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусстве. Когда мы наблюдаем окружающие нас предметы и явления действительности, мы можем испытывать особое чувство восхищения их красотой, особенно глубокие переживания мы ощущаем при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, драматического и других видов искусств. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Напоследок следует сказать, что деление чувств на группы является достаточно условным т.к. человеческие чувства так сложны и многогранны, что их достаточно трудно отнести к какой-либо определенной группе.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья.

Настроением считается самое длительное эмоциональное состояние, которое окрашивает все наше поведение. Настроению характеризуют меньшую интенсивность и предметность. Оно может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным. Его могут различать по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от достаточно многих причин – возраста человека, его индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и т.д. Настроение может окрашивать поведение человека в течение достаточно долгого времени даже нескольких недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов. Также огромную роль настроение играет для эффективности деятельности, которой занимается человек, например, все знают, что одна и та же работа при одном настроении кажется легкой и приятной, а при другом – тяжелой и удручающей. И также известен тот факт, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.

Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.

2.2 Виды эмоций человека

Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всего. Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы.

Именно таким образом радость неимоверным образом перетекает в гнев, милость в немилость, а человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды эмоций человека живые существа определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.

По происхождению эмоции бывают:

  1. Базовые – присущи всем людям, вне зависимости от пола, возраста, места проживания и социального статуса (радость, стыд, вина).
  2. Вариативные – определяются местом проживания.
  3. Врожденные – присущи с рождения (страх, удивление).
  4. Приобретенные – формируются в определенных ситуациях в течение жизни (презрение к определенной личности после предательства).
  5. Нейтральные – описывают состояние покоя (безразличие, любопытство, изумление, удивление).
  6. Составные – представляют собой комбинацию элементарных.
  7. Культурные – формируются в процессе обучения.

Условно эмоции можно поделить на: положительные, нейтральные и отрицательные.

  1. К положительным эмоциям принадлежат:

-удовольствие,

-восторг,

-радость,

-уверенность,

-симпатия,

-любовь,

-нежность,

-блаженство.

  1. К негативным эмоциям принадлежат:

-злорадство,

-месть,

-горе,

-тревога,

-тоска,

-страх,

-отчаянье,

-гнев.

  1. Нейтральными можно назвать:

-любопытство,

-изумление,

-безразличие.

Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое. Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.

Жизнь без эмоций невозможна. Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации. Их «радары» настроены на более тонкое восприятие, и сила их эмоций имеет более высокое энергетическое проявление. Существуют так называемые «грубые» люди, они менее чувствительны к эмоциям, не способны ощутить все тонкости их проявления, улавливают исключительно самые распространенные виды эмоций (радость, страх, гнев, восхищение и т.д.)

Ученые высказывают мнение, что чем выше существо находится на эволюционной лестнице, тем богаче его гамма эмоциональных состояний. Жизненный опыт заставляет согласиться с этим утверждением лишь отчасти, некоторые люди, к примеру, бывают невероятно «глухи» к переживаниям других, в то же время животные оказываются более восприимчивыми. Скептики возразят и скажут, что все же даже такого «глухого» человека можно «раскачать» на более тонкое ощущение и проявление своих эмоций. Но жизненный опыт все чаще говорит об обратном.

2.3 Роль эмоций в жизни человека

Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживания покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство и т. д.

Порой самому человеку его настроение кажется необъяснимым. "Сам не пойму, почему вдруг настроение испортилось", "Сегодня прямо петь хочется — с чего бы это?" Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины.

Начнем хотя бы с физического состояния человека. Именно оно порождает то общее настроение, которое называют самочувствием. Иногда плохое самочувствие, или как еще говорят, пониженный жизненный тонус, может сигнализировать о каких-то нарушениях в организме, о начинающейся болезни. Так что к своему самочувствию следует относиться внимательно. Порой, правда, это внимание может быть слишком пристальным и переходить в мнительность, когда человек постоянно ищет в себе признаки каких-то болезней.

Источником настроения являются и различные крупные и мелкие жизненные факты. Но самым частым и существенным источником настроения, да и более сильных эмоциональных состояний, является наша деятельность. Успех, положительная оценка повышают настроение. Неудача, недооценка либо отрицательная оценка — понижают. Есть здесь и обратное влияние: в добром, веселом настроении любая работа спорится. Это, кстати сказать, давно заметили психологи, которые работают в промышленности. Жизненные наблюдения и специальные исследования показали, что хорошее настроение — могучий фактор повышения производительности труда. Выяснилось также, что на настроение может влиять и окраска помещения, и четкий ритм трудового процесса, но, наверное, самое главное — взаимоотношения между людьми в трудовом коллективе.

Настроение зависит от всего стиля жизни человека и рецептов на все случаи найти трудно.

Эмоциональный мир личности — это не просто красивый образ. Стоит еще и еще раз напомнить: психика наша едина и целостна. Вся она пронизана эмоциональными переживаниями. Может быть, они-то как раз и обеспечивают гармонию и единство личности в одних случаях и ее дисгармоничность, противоречивость, внутреннюю конфликтность — в других.

Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате переживаний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия он встречает на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи.

В связи с тем, что эмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию эмоций. Значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее.

Американские психологи Р.М. Йеркс и Дж.Д. Додсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере интенсивности качество деятельности изменяется по колообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную функцию. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшим эмоциям, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающему миру.

Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Как показали исследования не все эмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность об эмоциях, испытываемых человеком, несет выражение его рта.

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции могут нести воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Эмоции связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек – краснеет, при других – бледнеет.

Эмоции нацелены на овладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство достижения конкретных объектов, но не только – этим они также способствуют совершенствованию нашей собственной личностью, развитию потенциальных способностей. Даже беглый взгляд на собственные переживания показывают, что эмоция может побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Как импульсивные эмоции, так и эмоции сопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей. Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершается радостью, которую нам этот объект доставляет. Если с нами приключается что-то недоброе, мы стараемся от этого избавиться и ищем чего-то лучшего.

Труднее выяснить, каким образом способствуют деятельности по достижению цели отрицательные эмоции и вызванные ими состояния. Необходимо иметь в виду, что отрицательная эмоция отрицательное движение, связанное с нею, в действительности являются позитивными состояниями – ведь при этом что-то происходит. Движение называется отрицательным потому, что оно удаляет от того ,что его вызывает. Но это движение не просто удаляет от нежелательного объекта или состояния. Есть основания утверждать, что это движение положительно в такой же мере, как и отрицательно, потому что даже с точки зрения принципов чисто физической эволюции организмов выживание – это функция реакций избегания. Следовательно, отрицательное движение всегда есть движение к чему-то лучшему, а не просто от какого-то наличного зла.

Кроме того, эмоциональная реакция при отрицательных эмоциональных состояниях редко является результатом действия одиночного объекта или не чем не осложненного ума. Печаль, которая на первый взгляд кажется исключительно депрессивной, имеет и позитивное содержание: она направляет нас к чему-то конструктивному и повышающему настроение. Более сложные случаи, когда печаль вызвана потерей, Здесь мы имеем отрицательную эмоцию, подкрепляемую и поддерживаемую эмоцией сопротивления. Мы жаждем утерянного добра, теперь уже недостижимого, и угнетены его отсутствием, теперь уже неизбежным. Именно эмоция сопротивления закрепляет нашу связь с причиной нашей печали. Вся проблема тревоги, печали и отрицательных эмоций в целом нуждается в новом рассмотрении с этой точки зрения

Как мы говорили, эмоции возникают в результате оценочного суждения, составленного первоначально на основе сенсорной привлекательности или отвращения. Но основываясь только на этом, нельзя судить о том, что для человека хорошо, а что - плохо. Основой для такого суждения должна быть и разумная оценка. Объект может вызывать приятные ощущения и удовлетворение, но быть вредным с рациональной точки зрения. Плитка шоколада диабетику очень привлекательной, но он знает, что будет страдать, если съест ее. Подобно этому, весенний воздух и солнце могут вызвать у студента сильное желание уйти с лекций, но если он уступит ему, пострадают его надежды сдать экзамены.

Следовательно, для того чтобы эмоция служила средством самоутверждения, необходимо установление гармонии между объектами эмоции и жизненными целями личности. Если эти объекты воспринимаются в их истинной ценности, если они рассматриваются с точки зрения конечных целей человека, то и суждение о том, насколько они приемлемы для человека, будет объективным и адекватным.

Эмоции облегчают процесс социализации и адаптации. Их внешнее проявление имеет большое значение для общения с другими людьми. Они влияют на настроение, поведение, мотивацию, восприятие мира. Психологически важно, чтобы эмоции находили выход. Внутренние переживания должны быть выражены внешне. Их нужно выплескивать. Так достигается психологическое равновесие. Особенно если они негативные. Но даже положительные эмоции должны быть выражены. Если не выплеснуть радость, она может трансформироваться в неудовлетворенность.

 Если долго копить в себе отрицательные эмоции, может наступить момент переполнения. Простое недовольство перерастет в гнев, и в любом случае найдет выход. Только намного позже и в другой обстановке. Причем объектом выражения может стать абсолютно невиновный человек. Далее возникнет стыд за свои действия. 

 Человек, который долгое время не делится ни с кем своими переживаниями, впадает в депрессию, замыкается в себе и становится раздражительным. Если нет возможности выразить внутренне состояние перед другими людьми, это можно сделать на бумаге, перед зеркалом и так далее.

Итак, эмоции – химический процесс, который регулирует психологический аспект жизни. Они обуславливают реакции на раздражители, выступают как измеритель удовлетворенности и внутренние ориентиры. Эмоции способны вдохновлять на великие свершения и вводить в депрессию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности. У каждого из нас имеются различия в глубине и устойчивости чувств.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.

Достижение цели дать представление о природе эмоций и чувств затруднено большим числом фактов, высказываемых теорий и предположений, в которых отсутствует определенная упорядоченность. Но из этого я смог выяснить общие положения по данной проблеме. Прежде всего, эмоции представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

Подтвержден неопровержимыми фактами сформулированный еще в прошлом веке Ч. Дарвином тезис о врожденности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врожденные нейронные программы и общие переживаемые качества.

Эмоции возникают, как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями.

Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме.

Эмоции удобно подразделять на положительные и отрицательные на основе особенностей их переживания, но существуют классификации и по другим признакам.

Выражение эмоций может быть спонтанным, оно может проявляться в мимике, пантомимике или голосе.

Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к темному и угрюмому, наши мысли и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вилюнас В Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496с

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009.-184с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - РнД., 2008.-122с.

4. Мурик С.Э. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2006. - 358 с.

5. Баранов, А. Индформинг. Путь успеха личности: 1–я ступень / А. Баранов. – Санкт– Петербург [и др.] : Питер, 2013. – 256 с.

6. Богдан, Е. Г. Психология личности : учебно–методический комплекс для студентов социально–психологических специальностей / Е. Г. Богдан; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Брест : Издательство БрГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – 237 с.

7. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт–Петербург [и др.] : Питер, 2017. – 620 с.

8. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Г. В. Бороздина. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 414 с.

9. Джонстон, Джони. Психология : полный путеводитель по душевному миру человека / Джони Джонстон ; пер. Л. М. Птицын. – Москва : АСТ, 2010. – XXIX, 541 с.

10. Изард, Кэррол Э. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. – Санкт–Петербург [и др.] : Питер, 2012. – 460 с.

11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства : [учебное пособие для вузов по направлению 050100 "Педагогическое образование"] / Е. П. Ильин. – 2–е изд. – Санкт–Петербург [и др.] : Питер, 2013. – 782 с.

12. Майерс, Дэвид. Социальная психология / Дэвид Майерс. – 7–е изд. – Санкт– Петербург [и др.] : Питер, 2016. – 793 с.

13. Островский, Э. В. Основы психологии : учебное пособие [для вузов по экономическим специальностям] / Э. В. Островский. – Москва : ИНФРА–М, 2012. – 267 с.

14. Экман, Пол. Психология эмоций / Пол Экман ; под науч. ред. Е. П. Ильин ; пер. В. Кузин. – 2–е изд. – Санкт–Петербург [и др.] : Питер, 2017. – 239 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.