Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Современное состояние и перспективы развития образования

Тип Курсовая
Предмет Национальная экономика

ID (номер) заказа
3369738

500 руб.

Просмотров
834
Размер файла
132.68 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования обуславливается следующими обстоятельствами. Во-первых, развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения. Во-вторых, непосредственной близостью общего образования к каждому жителю страны, от функционирования субъектов которого напрямую зависит образованность населения страны. В-третьих, непосредственная близость общего образования и экономики в целом, являясь источником более или менее сильного развития общего образования.
Цель курсовой работы – обосновать перспективы развития общего образования и выявить данные тенденции, с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру общего образования как вида экономической деятельности;
систематизировать факторы и условия функционирования и развития общего образования на уровне национальной экономики;
выявить тенденции и проблемы развития общего образования в России;
обосновать стратегические направления развития, обозначить основные направления государственной политики в сфере общего образования.
Объект исследования – общее образование как вид деятельности, осуществляемой в рамках национальной экономики.
Предмет курсовой работы – тенденции, факторы и перспективы развития общего образования как вида экономической деятельности.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам общего образования: К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.И. Пирогов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин и др., статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также ресурсы сети интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложений. Содержание работы изложено на 50 страницах машинописного текста, и включает 2 рисунка, 1 таблицу. Список литературы состоит из 22 источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ1.1 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕВ условиях становления информационного (постиндустриального) общества роль образования как одного из важнейших источников экономического роста и социальной стабильности существенно возрастает.
Образование – это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Термин «Образование» рассматривается в литературе как: «ценность», «система», «процесс», «результат», «сфера деятельности».Оценка той или иной деятельности всегда закрепляется в обществе с помощью некоего института. О важности образования свидетельствует факт его выделения в самостоятельный социальный институт. С течением времени этот институт изменяется и благодаря этому эволюционирует само общество. В настоящее время такие ценности, как практические навыки и умении, выступают на первый план.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (2013г.), образование определяется как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опята деятельности и компетенции, определенного объема и сложности [1].
Образование – это результат формирования у человека определенных качеств личности, знаний, умений, которые удостоверяются соответствующим документом.
Образование является одной из важнейших подсистем экономической и социальной сферы государства, обеспечивающейся процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью эффективного использования в профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, нравственного, духовного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники, культуры и экономики, а также общественными отношениями.
В Российской Федерации устанавливается четыре уровня общего образования (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни общего образования в Российской Федерации
Представленные на рисунке 1 уровни образования могут быть получены:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организации, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, заочной или иной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается и сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Общее образование реализуется по уровням образования:
Общее образование – первый уровень образования – не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и (или) начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно.
В России и некоторых других странах, три уровня – начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Дошкольное образование – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от двух до семи лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предварительная школа), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье. С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.В России уже давно культивируются широкая система дошкольного воспитания (образования). И сейчас, этой системе особенно много уделяют внимание, поскольку она продолжает играть одну из основных ролей в вопросах воспитания детей и в процессе получения ими может столкнуться ребенок – это ясли. Чаще всего, в ясли принимают детей в возрасте от одного года до трех лет [17].
Начальное образование – это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребенка, что подчеркивает его важность для общества и государства.
В Российской Федерации начальное общее образование считается обязательным и доступным каждому желающему. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Очевидно, что именно начальное образование формирует те учебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени основного общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностной и ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционального и ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья людей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка (школьника).
В результате усвоения предметного содержания начального общего образования ученики приобретают новые учебные умения, навыки осваивают новые способы деятельности.
Школьник должен уметь наблюдать за объектами окружающего мира: описывать наблюдаемый объект и характеризовать происходящие с ним изменения. Кроме того, он должен уметь сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого.
Учащийся должен иметь навыки: проведения изменений простейшим измерительными приборами и использовать эти измерения для построения количественных соотношений и решений задач. Ученик должен уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания общего образования в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на компонент знаний, но в первую очередь на компонент деятельности общего образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интереса ребенка.
Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории [11, с. 102].
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижения выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социальным, культурным и экономическим направлениям.Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предварительная профильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестацией.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования.
Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.
Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, которые даны человеку и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющего делать профессиональный выбор и нести за него ответственность, способного отстаивать свою гражданскую позицию и права.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями, склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимися равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим предметам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и икт, история, обществознание, экономика, право, география, биология, химия, физика, естествознание, мировая художественная культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.Общее образование, является одним из составных элементов экономической категории «человеческий капитал», качество которого во многом определяет возможности достижения стратегических целей, стоящих перед страной.
Человеческий капитал представляет собой интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное его функционирование.Исходя из определения, человеческий капитал – понятие широкое. Действительно, специалист, имеющий знания, умения, творческие способности, получивший современное воспитание без программного обеспечения, без необходимых источников информации, базы данных, методик и технологий не может в современных условиях выполнять свою работу. Вклад человеческого капитала в экономический рост происходит через повышение эффективности всех видов экономической деятельности и через продажу интеллектуальных продуктов [10, с. 78].
Как сфера деятельности общее образование наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, жилищным хозяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением относится к отраслям социальной сферы.
Деятельность в сфере общего образования это, прежде всего, деятельность по оказанию услуг. Образовательные услуги – это система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных потребностей личностей в духовном, интеллектуальном развитии, самоопределении и самореализации. Они позволяют сохранять и развивать способности людей к труду, обеспечивают специализацию, профессионализацию и рост квалификации рабочей силы.
Особенность образовательной услуги в общем образовании заключается в том, что в процессе ее передачи обучающийся получает не только определенные знания и информацию, но и стимул к дальнейшему приобретению новых и углублению имеющихся знаний. Возможность, которая предоставляется человеку в виде образовательных услуг общего образования, имеет большую значимость в экономическом направлении.
Таким образом, общее образование не просто связано с экономикой – оно в значительной степени детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа. Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития общего образования.
1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕИзменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы общего образования, можно отнести:
политико-экономическую трансформацию страны, изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе общего образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990 – х гг. оказали существенное влияние на российское образование в целом, позволив реализовать академическую автономию учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании».
В современных условиях общее образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество. В этой связи как фактор, тормозящий развитие общего образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующего коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;
социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом, в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.
В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.
Должна быть повышена инвестиционная привлекательность общего образования для вложения средств организации и граждан, модернизированы действующие в общем образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в общем образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.
исторический опыт и национальные особенности в сфере общего образования. Система общего образования формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области общего образования.
В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социальные, культурные и образовательные потребности обучающихся.общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества в целом, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низко квалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли человеческого капитала в общем образовании, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования.
педагогические факторы, их влияние на развитие системы общего образования и образования в целом, довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обуславливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта общего образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. Были сформулированы базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного (общего) образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». Ее составляющими стали пять направлений:
уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехничном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно; если она станет центром не обязательного образования, но и самоподготовки, занятий спортом, творчеством и многим другим.
Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть «ветхой» - как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения кабинетов, столовых, медицинских пунктов и спортивных залов. Находиться в школе должно быть и физически, и психологически, комфортно и безопасно.
именно в школьный период формируется организм и здоровье человека, на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную част дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, снижающий риски для здоровья в процессе обучения.
Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, экономические и общественные институты.
Цель модернизации общего образования – в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного общего образования;
достижение нового современного качества общего образования;
формирование в системе общего образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения [17].
Стратегические цели модернизации общего образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организации, с родителями, педагогами и работодателями. Суть изменений в общем образовании, их цели, направления, методы должны регулярно повествоваться населению. Результаты общественного мнения должны строго изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации общего образования.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики.
В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитания гражданских качеств, повышения ответственности за допущение факторов демонстрации и пропаганды насилия и много другого.
В рамках модернизации российского общего образования осуществляются меры, направленные на развитие данного образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической и т.д.);
отрабатываются механизмы совместного учредительства и финансирования образовательных учреждений;
создается нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
обеспечивается расширение публичной деятельности образовательных учреждений и органов управления общим образованием;
осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими программ общего образования;
обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функции, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.
Система общего образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их общеобразовательных учреждений и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы общего образования, но вместе с тем нести долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных, культурных, экономических и образовательных функций.
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ2.1 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФСистема образования в целом насчитывает более 100 тыс. образовательных организации различных типов и организационно-правовых форм с общей численностью, работающих более 5,4 млн. человек.
Основная доля работников образования (около 70%) приходится на образовательные организации дошкольного и общего образования.
В России по данным Министерства образования и науки РФ на 2015 год работают 41,8 тыс. школ, в них обучается более 14,4 млн. детей. Среди них в сельской местности расположено 25,09 тыс. школ, в которых учатся более 3,7 млн. детей. Эта сеть значительно изменилась в последние годы, прежде всего за счет реорганизации школ в сельской местности. У этих процессов в целом позитивные результаты (существенное повышение качества образования, выравнивание шансов детей на достойное будущее), но сохраняются и риски. В любом случае целью государства и местного сообщества остается высокий уровень удовлетворенности учащихся и их родителей, условиями обучения и воспитания [15].
Существенное влияние на развитие системы общего образования оказали демографические изменения, произошедшие в стране за последние 15 лет. До 2008 года продолжался спад численности обучающихся в школе в связи с особенностями рождаемости в 1980-х и 1990-х годах.
С 2008 года ежегодно отмечается рост численности первоклассников. С 2000-х годов рождаемость серьезно возросла, и, как следствие, нагрузка на инфраструктуру и педагогов общего образования начала расти. Этот процесс продолжается и в настоящее время. В 2015-2016 учебном году численность первоклассников составила 1,6 млн. человек, что на 145 тыс. человек больше, чем в 2014 году. С 2014 года учеников стало на 4% больше (в том числе за счет учета в статистике Республики Крым и г.Севастополя).
Программы общего образования реализуются не только в государственных, но и в негосударственных образовательных организациях. Количество негосударственных школ практически не меняется за последние три года – сейчас их 751, доля учеников не превышает 1,5% от общего числа школьников. В ряде регионов при абсолютном доминировании государственного сектора поддерживаются и частные инициативы по представлению услуг общего образования: в Хабаровском крае, Чеченской Республике, Республике Саха (Якутия), Ярославской, Владимирской, Свердловской областях, Санкт-Петербурге. В этих регионах соблюдается принцип равенства бюджетной субсидии, получаемой на реализацию основной общеобразовательной программы, в расчете на одного обучающегося. Это позволяет снизить нагрузку на государственную инфраструктуру, получить новые точки развития технологий и методов обучения.
Небольшое развитие отрасли негосударственного школьного образования вызвано высокой стоимостью содержания школьных мест, созданных за счет инвестиционного (частного) финансирования и отсутствием на региональном и/или местном уровнях реальных комплексов мер стимулирования негосударственных организации общего образования.
Ключевым фактором обеспечения высокого уровня образовательных достижений учащихся является качество педагогических кадров.
Численность педагогических работников общеобразовательных учреждений составляет 1,286 млн. человек, из них 1,052 млн. учителей.
Ситуация с педагогическими кадрами в сфере образования в целом стабильна, а доля ежегодно высвобождаемых работников (во всех уровнях образования) составляет не более 0,5% от общей численности работников (в общем образований – 0,8%, в основном это учителя математики, русского языка и литературы и учителя начальных классов).
Доля учителей с педагогическим образованием в 2014 году составляет почти 93% как в городских населенных пунктах, так и сельской местности. Более заметно различается доля учителей с высшим педагогическим образованием: 76,2% в сельской и 84,6% в городской местности. Сельские школы получают в среднем менее квалифицированные кадры по сравнению с городскими.
Преподавание в школе остается в России сугубо женской профессией. Доля учителей-женщин в общей численности учителей общеобразовательных организации составила в России в 2014 году, по данным Министерства образования и науки РФ, 87,8% (на территории городов этот показатель выше – 90,2%).
Устойчивый рост заработных плат педагогических кадров наблюдался в период с 2009 по 2013 год и стал нестабильным в 2015 году. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», расходы на оплату труда педагогических общеобразовательных учреждений, включаемые в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней зароботн6ой плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные учреждения (часть 3 статьи 99)[1].
Возрастная структура учительского состава постепенно смещается в сторону молодого возраста. Приток в сферу образования молодых педагогов связан с ростом оплаты труда, масштабными государственными и муниципальными мерами по их привлечению и закреплению: предоставление «подъемных», жилья и земельных участков, облегчение кредитной нагрузки, вовлечение в программы для молодых профессионалов и многое другое. Доля учителей моложе 35 лет, по данным Министерства образования и науки России за 2014 год, впервые за последние десятилетия практически сравнялись с долей учителей пенсионного возраста. За последние два года численность педагогов в возрасте от 25 до 35 лет увеличилась в 59 российских регионах, более чем на 5% в 47 регионах, а в 25 регионах более чем на 10%.
При этом в целом ряде регионов (Московская и Ярославская области, г. Москва, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Волгоградская и Ростовская области, Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Красноярский край, Кемеровская область, Камчатский край, Магаданская область, Кабардино-Балканская и Чеченская республики) благодаря специальным мерам региональных и местных властей доля молодых учителей существенно выше среднего значения по соответствующему федеральному округу.
В настоящее время в значительной части школ образовательный процесс организован в две смены.
По данным Росстата, в 2013-2014 учебном году (на 1 января 2014 года) в две и три смены вели обучение 10 тыс. школ (24,8% от общего количества школ), в которых обучалось свыше 1,8662 млн. человек (14% от общей численности обучающихся) [18].
В 2014-2015 учебном году в одну смену работали 73% школ, в две смены – почти 25%, в три смены – 0,27%. На 1 января 2015 года в третью смену обучалось 13,27 тыс.человек (в Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Чеченской Республике).
В течение 2014 года был решен вопрос с аварийными знаниями школ в 14 субъектах Российской Федерации. Вместе с тем более 8 тыс. зданий школ имеют уровень износа 50-70%, более 6 тыс. зданий с износом свыше 70%.
Только в г. Санкт-Петербурге уже длительное время все школы реализуют общеобразовательную программу в одну смену.
Необходим вывод зданий школ, имеющих высокий уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.
Меры федеральной поддержки по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных школ в 2009-2011 годах и мероприятия по капитальному (текущему) ремонту зданий школ в рамках модернизации региональных систем общего образования в 2012-2013 годах значительно снизили количество таких зданий, но не решили проблему в целом.
Вместе с тем, если в 2005 году удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих все виды благоустройства, к общему числу общеобразовательных организаций составлял 56%, то в 2014 году он достиг 82,7% (то есть рост имеющих все виды благоустройства образовательных организаций общего образования составил 26,7%) В том числе доля образовательных организаций, где есть канализация, «теплые туалеты», выроста с 67,7% в 2007-2008 году до 90,03% в 2014-2015 году.
При неизменной инфраструктуре с учетом демографического прогноза обучающихся во вторую смену будет увеличиваться. В семи регионах (Республике Северная Осетия – Алания, Республике Тыва, Краснодарском крае, Иркутской, Калининградской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре) часть школ может перейти на трехсменное обучение.До 2025 года численность обучающихся в школах, согласно демографическому прогнозу, вырастит на 3-5 млн. человек.
Общая прогнозная потребность до 2025 года по вводу новых мест составляет 7 389,869 тыс. мест, в том числе для обеспечения обучения в первую смену – 5 365,223 тыс. мест; для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа, - 2 024,646 тыс. мест.
На рисунке 2 выделим ключевые направления развития общего образования в Российской Федерации, согласно которым можно судить о его состоянии, проблемах и дальнейших перспективах.
40005047151Направления развития общего образования в Российской Федерации
обеспечение финансовой стабильности в общем образовании
повышение вклада дополнительного образования в общее образование школьников
построение объективной системы оценки качества образования
расширение возможностей получения полного общего образования
обновление и поддержание материально-технической базы
достижение нового качества работы педагогов
современное
управление
Направления развития общего образования в Российской Федерации
обеспечение финансовой стабильности в общем образовании
повышение вклада дополнительного образования в общее образование школьников
построение объективной системы оценки качества образования
расширение возможностей получения полного общего образования
обновление и поддержание материально-технической базы
достижение нового качества работы педагогов
современное
управление

332197313970выравнивание условий получения качественного образования
00выравнивание условий получения качественного образования

Рисунок 2 – Направления развития общего образования в Российской Федерации
Рассмотрим направления развития общего образования, представленные на рисунке 2, более подробно:
обеспечение финансовой стабильности в общем образовании. Динамика темпов роста на оплату труда педагогических работников общеобразовательных организаций опережает темпы роста расходов в целом по государственным и муниципальным общеобразовательным организациям, что создает риски для стабильного финансирования не только зарплаты, но и поддержания созданной материальной инфраструктуры. Доля расходов на оплату педагогических работников в общих расходах государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в 2013 году составила 81,3% относительно 76,7% в 2010 году. До 2012 года доля расходов на оплату труда педагогических работников в сельской местности была выше доли расходов в городах. Однако к 2013 году их значения сравнялись и превысили 80%.
В условиях бюджетных ограничений «цена» повышения заработной платы может быть высока: в отдельных регионах наблюдается существенное повышение учебной нагрузки педагогических работников, снижаются расходы на обеспечение учебного и воспитательного процесса.
В этом приоритетная роль субъектов Российской Федерации, сфера их полномочий и функций. Необходима тщательная работа по анализу лучших практик эффективного использования ресурсов по региональным и муниципальном уровнях, по выработке общих подходов к стандартизации расходов помимо заработной платы;
повышение вклада дополнительного образования в общее образование школьников. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» усиливается внимание государства к всестороннему развитию детей, учету их способностей и потребностей. Усилия были направлены на увеличение охвата детей в возрасте от 7 до 18 лет до 75% и на обеспечение разнообразия выбора современных образовательных программ. Во многих регионах найдены эффективных схемы совместной работы организаций общего и дополнительного образования детей, что требует высокого уровня межведомственной и «межучережденческой» координации. Без этого возникает риск формального выполнения задачи расширения охвата дополнительным образованием;
построение объективной системы оценки качества образования. Единый государственный экзамен позволил молодым людям вне зависимости от места жительства и социального статуса поступать в любые вузы страны. Его значение для судеб молодых людей неоспоримо. Поэтому в последние годы сделаны значительные усилия по повышению качества контрольно-измерительных материалов, обеспечению информационной безопасности проведения единого государственного экзамена, включающий ряд технологических новшеств (видеонаблюдение, онлайн – мониторинг проведения экзаменов и др.) общественный контроль и другие меры.
Стоит отметить, что объективный единый государственный экзамен выявил ряд системных проблем школьного образования, прежде всего в области качества преподавания предметов учебного плана. Показатель эффективности региональных глав, связанный с единым государственным экзаменом, снят. Это никоим образом не должно ослабить ответственность губернаторов за качество и порядок проведения экзаменов. Более того, пришло время смещать акценты с практически единственной процедуры оценки качества развитие целого спектра процедур оценки системы образования в целом, в том числе процедур самооценки учителей, школ, муниципалитетов, регионов. Принципиальным обстоятельством является объективность.
Но при этом максимальные эффекты будут достигаться только тогда, когда результаты оценочных процедур лягут в основу программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней, а также отдельных траекторий развития школ и конкретных учащихся.
Помимо совершенствования единого государственного экзамена нужно оперативно решать задачу формирования целостной системы оценки образовательных достижений, которая должна включать и международные исследования качества образования, и деперсонифицированные национальные исследования качества образования, главная задача которых – выявление реальных результатов обучения в школе на всех ступенях, а не только в выпускных классах, и самооценку школ;
расширение возможностей получения полного общего образования. Ежегодно все больше выпускников девятых классов продолжает обучение не в старшей школе, а на программах начальной профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. Это свидетельствует, с одной стороны, об успешной профессиональной ориентации и повышении привлекательности организации среднего профессионального образования, а с другой стороны, о неудовлетворенности старшеклассников возможностями профильного обучения в школах. Качество общеобразовательной подготовки в организациях среднего профессионального образования не подтверждено сдачей единого государственного экзамена, соответствующие программы нуждаются в серьезной модернизации.
Это ситуация доказывает и актуальность задачи существенного обновления профильного обучения профессиональной подготовки. Принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» понятие профиля было закреплено нормативно. Отработаны различные модели профильного обучения. В образовательных стандартах закреплены условия для реализации профильного обучения.
Важно создать условия, которые настаивают образовательную программу на увеличение разнообразия форм и методов освоения предметных дисциплин, на активное применение методов предварительной профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. Профильное обучение требует специальных условий, которые возможны через сетевое взаимодействие с высшими учебными заведениями, научными и высокотехнологичными организациями;
обновление и поддержание материально-технической базы. Отмеченные выше положительные демографические тенденции и старение школьных зданий обостряют вызов перехода к обучению в одну смену. Необходима реализация комплексной программы ликвидации второй и третьей смен в школах. Она должна включать и строительство новых зданий школ взамен тех, чей износ превышает 70%.
Проведенные ранее подключение всех школ к сети Интернет и широкая компьютеризация образования требуют не только сохранения созданной информационно-технической инфраструктуры, но и ее модернизации. Уже в ближайшие годы необходимо решить вопрос достаточной скорости подключения школ к сети Интернет, об обеспечении школ периферийным оборудованием для использования информационных технологий;
выравнивание условий получения качественного образования (школы в трудных условиях, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации и многое другое). Длительное время приоритетом образовательной политики была поддержка лидеров. В значительной степени эта задача была выполнена, поэтому в Государственной программе «Развитие образования» был заявлен приоритет поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, и школ с низкими результатами обучения. Здесь прогресс существенно меньше. Задача выравнивания шансов и сокращения разрывов в качестве образования не стала реальным ориентиром государственной политики.
Необходимо внедрение инструментов учета особенностей обучающихся в системе оценки качества образования (итоговая аттестация, мониторинговые исследования, всероссийские контрольные и многое другое). Это позволит объективно оценить усилия педагогов и школ по обеспечению качества образования детей из рассматриваемой категории, выделить основания для стимулирования, лучшие практики, обеспечить их распространение. На региональном, муниципальном уровнях необходимы программы поддержки школ, работающих в трудных условиях, и школ, имеющих низкие результаты обучения;
достижение нового качества работы педагогов. Повышение заработной платы педагогов, введение новых принципов оплаты труда (эффективный контракт) создало возможности повышения требований к качеству педагогической деятельности. Нередко эти требования формулируются экстенсивно – большее количество часов или проведенных мероприятий. Новый профессиональный стандарт педагога дает возможности сформулировать требования содержательно. Но нужны не только общие требования, но и четкие уровни квалификации, механизмы их объективного подтверждения, национальная система профессионального роста учителей;
современное управление. Быстрый рост финансирования образования, внедрение новых организационно-экономических механизмов, проектные подходы к развитию образования и высокие ожидания нашего населения требуют нового качества управления системой образования на всех уровнях. В то же время энергичные инициативы на федеральном уровне, борьба за исполнительскую дисциплину, стандартизация регламентов и механизмов иногда приводят к снижению предприимчивости и активности на местах, к росту формализма и бюрократической нагрузки. Задачи, поставленные еще в национальной инициативе по развитию самостоятельности школ, не решены в полной мере, поэтому формирование современной культуры управления в сфере общего образования становится одной из ключевых задач нового этапа развития общего образования [15].
Таким образом, были рассмотрены ключевые направления развития общего образования в Российской Федерации. Однако, перспективам и тенденциям всегда сопутствует и множество проблем, в частности социально-экономических, которые решено было также рассмотреть далее в рамках проводимого исследования в курсовой работе.
2.2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИАнализ современного состояния российского образования свидетельствует о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
На текущий период в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социальных и культурных условиях;
низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
межрегиональная и межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного и дополнительного образования, качества школьной инфраструктуры;
высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого- медико- социального сопровождения;
низкий потенциал системы воспитания и медленное обновление ее технологий;
несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;
низкий уровень вовлеченности детей в неформальное (вне рамок организаций дополнительного образования детей) и информальное (медиа, интернет) образование.
Не смотря на все меры государственной поддержки и модернизации образования, актуальными и требующими ответа остаются следующие вопросы, которые в первую очередь связаны с финансами:
развитие экономики – обязательное условие деятельности образовательных организаций;
государственное финансирование образования;
внебюджетные средства в системе образования и эффективное их использование;
участие работников образовательных учреждений в управлении финансовыми ресурсами;
виды платежей обучающихся и их родителей в образовательных организациях;
экономические стимулы и финансовые ресурсы интернационализации образования;
педагогические исследования в современном мире и их финансирование;
совершенствование организационной и финансовой структуры образовательных учреждений;
эффективность расходов на управление качеством образования;
финансово-экономическое обеспечение функционирования образовательных учреждений;
взаимоотношения контролирующих и контролируемых лиц в системе образования.
Для стабилизации и улучшения функционирования системы образования необходима реализация следующих мероприятий:
реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
распространение на всей территории моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей;
обеспечение современного качества образования за счет внедрения с участием профессионально-педагогических сообществ электронных образовательных ресурсов, адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности учителей и преподавателей;
формирование системы взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, создание организационно-правового поля для программ, ориентированных на поддержку талантливой молодежи;
создание и внедрение независимой системы измерений качества образования, позволяющей оценить на всех ступенях и уровнях образования результаты деятельности образовательной системы и учреждений, индивидуальных образовательных достижений;
создание основанной на информационных и коммуникационных технологиях системы управления качеством в системе образования;
централизованное приобретение и поставка оборудования для государственных образовательных учреждений [20].
Благодаря этому должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные учреждения.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
В целях повышения качества общего образования, следовало бы провести специфические реформы в законодательстве Российской Федерации. Отобразим данные положения в таблице 1.
Таблица 1 – Реформирование законодательства об общем образовании в Российской Федерации
Нормативный правовой акт Предложения
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип получения гражданами качественного образования
Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» вместо общей фразы в п.п 5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» детально раскрыть в п.п. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Министерстве образования и науки России)
Следовательно, согласно таблице 1, основой современной образовательной политики государства является социальная направленность и сбалансированность социальных и других интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организации, с родителями и работодателями.
Таким образом, осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в общем образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.
3 ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ3.1 РЕФОРМА КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИВ России совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие года стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые непохожи на нашу собственную позицию. Вторая «культурная площадка» общего образования и образования в целом – формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резко повысились. Сегодня это знания других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура, культура сети интернет).
Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях:
ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.;социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег;
содержание образования. У нас была одна из лучших систем образования в мире, в том числе школьного.
Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества. Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, ограниченным. Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению. Нам не надо «ломать» существующее в стране общее образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Нам нужно напитать его ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной форме, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.
Традиции западного образования на Российской почве. По мнению ректора Московской Высшей школы социальных и экономических наук, профессора Манчестерского университета Теодора Шанина, высказанном в интервью на радио «Свобода», нельзя просто перенести западные реформы образования в Россию. С другой стороны, понятно, что элементы этого надо ввести, именно те, которые могут пригодиться России, и таких не мало. Поэтому встал вопрос интеграции. А чтобы интегрировать две системы, надо делать это, учитывая все факторы, в том числе сложившиеся традиции Российской культуры в целом. Мнения за рубежом в последнее время мы постоянно ссылаемся на опыт США. Там не на шутку озабочены низким знанием своих школьников. Астронавт Джон Гленн, возглавляющий национальную комиссию по образованию, утверждает, что особое слабое место заключается в преподавании и изучении математики, физики и химии. А вот в России, по мнению американских экспертов, фундаментальным дисциплинам учат качественнее и основательнее. Не так давно Тони Блер в беседе в журналистами заметил, что у России есть два бесспорных преимущества – ресурсы и образование [5, с. 311].
В XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру и другие важнейшие направления в стране. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного общего образования и образования в целом. Несмотря на потрясения последних лет, наше образование до сих пор остается одним из самых лучших в мире. На общем фоне разрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, экономике, система российского образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. Также нельзя не учесть того, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Главная заслуга в этом принадлежит педагогам, которые вопреки низкой зарплате и разнообразной социальной ситуации, работают с полной самоотдачей.
Особую тревогу вызывают такие установки в реформировании образования, как:
ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традиций российской педагогики;
внедрение рыночного подхода к образованию.
На практике он означает, что извечные цели образования – дать ребенку знания о мире, развивать его многогранную личность, ответственную за себя и общество – практически отвергнуты. Это приведет к тому, что школа будет не воспитывать человека, а создавать биологический компьютер, вкладывая в него программы, пользующиеся спросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогического творчества все чаще говорится об «образовательных технологиях», «антропотехнике», «человеческом ресурсе» и многое другое;
дефундаментализация образования, то есть подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании порастающих поколений целостной научной картины, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;
дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления (истории, философии, литературы), науками социально-экономического цикла (политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом);ориентация на «уход» государства из образования, что коммерциализирует образование, закрепляет низкое финансовое положение педагогических работников;
реструктуризация сельской школы;
переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги практики, родители выступают против этого «новшества» и считают его очередной авантюрой с трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями [4, с. 480].
Таким образом, чтобы данные предпосылки не стали фактическими явлениями, нужно приложить не мало усилий и довольно много потрудиться.
Создание условий, позволяющих повысить качество общего образования:
Содержание школьного образования – это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки.
Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами. Следовательно, нужно искать способ обеспечения ресурсами, для того чтобы требования современного общества в области общего образования совпадали с возможностями субъектов и государства в целом.
Таким образом, сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Появляются новые понятия, характеризующие общее образование по отношению к обучаемым, к преподавателям, а также характеризующие образовательный процесс в целом. Гуманизация (поворот школы к личности ребенка), индивидуализация (учебный процесс, в ходе которого учитываются особенности каждого учащегося), новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных организаций и вариативности (то есть возможности учащимися выбирать содержание и форму обучения) образовательных программ, что на прямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.3.2 УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИРоссийская Федерация провозглашает область общего образования приоритетной. Следовательно, государство, прежде всего, обязуется проводить политику в данной области. Цель политики – максимально улучшить состояние и эффективность общего образования в России. В концепции модернизации российского образования развиваются основные мысли по обновлению как образование в целом, так и общего образования в частности. В данном документе отмечается, что базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостною систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личности ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания общего образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить и приумножить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного, экономического и художественного образования. А воспитание как первостепенный и неотъемлемый приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье и педагогам.
О перспективах развития общего образования также связано в государственных программах: приоритетный национальный проект «Образование» и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом корой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В национальном проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику новых элементов управленческих механизмов и подходов. В соответствии с национальном проектом образовательной инициативы «Наша новая школа» модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В данном документе рассмотрен вариант школы будущего. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем [9, с. 12].
Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организованно обучение на начальной, основной и старшей ступени. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями разнообразных сфер. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий.
С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начали использоваться по всей местности с 2011 года.
Отдельная задача – привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать свои навыки детям – в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт. Таковы цели образовательных проектов на ближайшее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения курсовой работы, нами было изучено современное состояние и перспективы развития общего образования в Российской Федерации.
Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что необходимым условием для формирования национальной экономики в Российской Федерации является модернизация системы общего образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что поставленные перед нами ранее цель и задачи в полной мере были рассмотрены и изучены.
В первой главе курсовой работы были раскрыты понятия общего образования и охарактеризована сущность и структура общего образования, а также систематизированы факторы и условия функционирования и развития общего образования в стране.
Во второй главе дали оценку современному состоянию системы общего образования на примере статистических показателей Росстата. Рассмотрели социально-экономические проблемы развития общего образования в России и пути их решения с разных позиций.
В третьей главе рассмотрели перспективы развития общего образования и дали общую оценку, обосновали стратегические направления развития, обозначили основные направления государственной политики.
На основании изложенного выше, система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года и др. – все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
В ходе проведенного анализа выявили, что система образования тоже воздействует на экономику тем, что обеспечивает квалификационное воспроизводство различных профессиональных групп и социальных слоев. Именно это воспроизводство и обеспечивает воздействие образования на экономическую сферу. Массовые и типичные формы общего образования выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно.
В заключении хотелось бы отметить, что отношениях образовательной и экономической общественных подсистем важна обратная связь. Образование не только должно удовлетворять экономические потребности государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВОб образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2012. – N 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Текст]: Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. N 682 (в ред. от 13.05.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – N 26. – Ст. 3851.
Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Текст]: Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. N 885 (в ред. от 16.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – N 32 (ч. 2). – Ст. 5344.
Егоров, Е.В. Научный обзор заседания круглого стола по актуальным проблемам развития общего образования в регионах России [Текст] / Е.В. Егоров, В.В. Коваленко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 3-1(80). – С. 475-485.
Егорушина, В.З. Проблемы общего образования в России и результаты его реформирования [Текст] / В.З. Егорушина, Е.С. Ткач // Проблемы социально-экономического развития новых экономических условиях: взгляд молодых исследователей: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции IV Уральского вернисажа науки и бизнеса / Под общей редакцией Е.П. Велихова : Энциклопедия, 2017. – С. 310-315.
Корчагин, Ю.А. Человеческий капитал – что это такое и почему капитал? / Ю.А. Корчагин // ЦИРЭ (Центр исследования региональной экономики). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=20.
Осадчая, В.В. Проблемы управления основным общим образованием в России [Текст] / В.В. Осадчая, А.А. Коровин // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VI международной научно-практической конференции, Краснодар, 20 января 2017 года. – Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2017. – С. 160-165.
Осмоловская, И.М. Общее среднее образование в России: состояние и проблемы [Текст] / И.М. Осмоловская // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 2(81). – С. 14-20.
Половецкий, С.Д. Реализация идеологии Великих реформ в народном просвещении России [Текст] / С.Д. Половецкий, А.В. Овчинников, К.Ю. Милованов // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2021. – № 2(71). – С. 7-17.
Проблемы образования в условиях инновационного развития [Текст]: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции,Саранск, 25–26 апреля 2016 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2016. – 166 с.
Ройтблат, О.В. Эффективные организационные структуры управления в основе включения неформального образования в систему повышения квалификации. Монография [Текст] / О.В. Ройтблат // «Вестник ТОГИРРО». – Тюмень, 2012.– №6(24). – 154 с.
Тутова, Л.Н. Тенденции и проблемы современного общего образования в России [Текст] / Л.Н. Тутова, А.А. Габович // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики : материалы Четвертой международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 11–12 октября 2019 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. – С. 265-268.
Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / С.А. Щенников – М: Издательство Юрайт, 2021. – 379 с.
Анализ современного состояния общего образования в РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://klever-ok.ru/wp-content/uploads/2016/11/DOKLAD_soversh_OO.pdf.
Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ministry/статистика/информация-2015/общее-образование-2015.
Образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12136.
Образование как ценность. Курс лекций. Тема 13. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-98470.html?page=4.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.
Проект федерального закона «Об образовании». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html.
Факторы развития образования в стране [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vuzlit.ru/447547/faktory_usloviya_funktsionirovaniya_ razvitiya_doshkolnogo_obrazovaniya_strane#73.
Экономика образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://op.vlsu.ru/fileadmin/Programmy/Bacalavr_academ/38.03.05/ Metod_doc/UMP_Economy_obrazovaniya.pdf.
Эффективность национального человеческого капитала: Методика измерения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=119.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141349
рейтинг
icon
3060
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139148
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93878
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 215 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Двфу
Спасибо, написали отличную курсовую работу и даже раньше срока. Получила за нее отлично! А...
star star star star star
МФЮА
Просто пушка гонка верталет Все отлично без нареканий обращайтесь у ней без всяких стихов
star star star star star
Огу
Работа выполнена в срок, быстро отвечает исполнитель, реагирует на все пожелания. Возникла...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Сезонные явления

Доклад, зоология

Срок сдачи к 20 мая

только что

Математическое моделирование эпидемических процессов вирусных инфекций

Диплом, Высшая математика, Программирование

Срок сдачи к 20 июня

6 минут назад

Решить тест за 30 минут

Тест дистанционно, Математика

Срок сдачи к 19 мая

6 минут назад

Ресурсы предприятия и значение их эффективного использования

Курсовая, экономика организации

Срок сдачи к 20 мая

7 минут назад

Этап 1. Анализ условий развития рынка

Другое, Стратегический менеджмент

Срок сдачи к 21 мая

9 минут назад

Курсовая по предмету «Бухгалтерский учет»

Курсовая, Бухгалтерский учет

Срок сдачи к 25 мая

9 минут назад

интервью

Другое, Информатика

Срок сдачи к 21 мая

10 минут назад

Написать вторую главу диплома

Диплом, Бухгалтерский учет

Срок сдачи к 21 мая

11 минут назад

Тема: "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и...

Курсовая, Гражданское право

Срок сдачи к 19 мая

11 минут назад

Разработать графическое приложение на языке C#

Другое, Основы программирования

Срок сдачи к 6 июня

11 минут назад

Решить задачу по гражданскому праву

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 22 мая

11 минут назад

Оформить диплом по методичке. Информация для него...

Диплом, Веб-разработка

Срок сдачи к 23 мая

11 минут назад

Создать базу данных, работающую на основе контейнера. На языке с++

Курсовая, «Объектно-ориентированное программирование

Срок сдачи к 22 мая

11 минут назад

Создание игры

Курсовая, Структуры и алгоритмы обработки данных

Срок сдачи к 25 мая

11 минут назад

Работа с программой ,подкаст

Онлайн-помощь, Икт программа аудасти работа со звуком и т.д.

Срок сдачи к 19 мая

11 минут назад

Создание проекта с графическим интерфейсом с использованием библиотеки Qt на языке си++

Лабораторная, Объектно ориентированное программирование

Срок сдачи к 22 мая

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.