Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Множественность социальных ролей в пределах социальной группы в настоящее время

Тип Курсовая
Предмет Социология и политология

ID (номер) заказа
3370592

500 руб.

Просмотров
832
Размер файла
51.47 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc80967041 \h 21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ PAGEREF _Toc80967042 \h 61.1 Понятие и виды социальных ролей PAGEREF _Toc80967043 \h 61.2 Социальный статус и ролевая активность личности PAGEREF _Toc80967044 \h 102. АНАЛИЗ МНОЖЕСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ В ПРЕДЕЛАХ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ PAGEREF _Toc80967045 \h 152.1 Анализ межролевого конфликта в пределах одной социальной группы и их устранение PAGEREF _Toc80967046 \h 152.2 Роль множественности социальных ролей в одной социальной группе и их устранение PAGEREF _Toc80967047 \h 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc80967048 \h 22СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc80967049 \h 24
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Социальная роль - термин, активно используемый в социальной психологии и социологии. Он фокусируется на универсальных требованиях, предъявляемых к поведению людей, занимающих определенное социальное положение. Согласно одному из наиболее общих определений, социальная роль - это модель поведения человека, которая объективно определяется социальным статусом индивидов в социальной системе, системе общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - это ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное положение.
В любом способе взаимодействия между разными людьми каждый индивид, участвующий в этом взаимодействии, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый играет определенную роль: отец, мать, сын, дочь, профессор, студент, сторонник, покупатель, пассажир и т.д. Современное общество требует, чтобы человек постоянно менял поведение для выполнения определенных ролей. Кроме того, ролевые конфликты, возникающие, когда от человека требуется одновременно выполнять несколько ролей с противоречивыми требованиями, стали обычным явлением в современном обществе. Обычно исполнение той или иной роли связано с желанием человека соответствовать признанным социальным нормам и ожиданиям других.
В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются «Я» (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Социологическое видение индивида включает анализ его роли и того, как он участвует в общественной жизни. То есть каждый день человек взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Это редко случается, когда он полностью взаимодействует только с членами группы (например, семьи), но в то же время он также может стать членом трудового коллектива, общественной организации и т.д. Входя во многие социальные группы одновременно, он занимает соответствующую позицию для каждой из них в силу своих отношений с другими членами группы. Для анализа степени толерантности индивида в разных группах, а также положения, которое он занимает в каждом человеке, используется понятие социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе с характеристиками, характерными для определенной системы. Каждый социальный статус имеет определенный престиж. Все социальные состояния можно разделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группами, независимо от его способностей и усилий, и те, которые достигаются человеком его собственными усилиями.
Влияние социальных ролей на развитие человека является значительным. Личностному развитию способствует взаимодействие с людьми, играющими разные роли, и участие в максимально возможном репертуаре ролей. Чем больше социальных ролей индивид может воспроизвести, тем больше он приспосабливается к жизни. Поэтому процесс личностного развития часто выступает в качестве динамики для понимания роли общества.
Объект работы – социальная роль.
Предмет – множественность социальных ролей в пределах социальной группы.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе множественность социальных ролей в пределах социальной группы в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие и виды социальных ролей;
2. Рассмотреть социальный статус и ролевая активность личности;
3. Провести анализ межролевого конфликта в пределах одной социальной группы и их устранение;
4. Изучить роль множественности социальных ролей в одной социальной группе и их устранение.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Андреева Л.А. «Социальные группы в обществе», Бихдрикер А.С. «Социальные роли», Бондаренко Н.А. «Социальная защита населения», Докторова Н.П. «Место и роль социальных групп», Замараева З.П. «Социальная стратификация», Казеева Ю.Н. «Социальная роль в группе» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты социальной роли. Во второй главе проведен анализ множественности социальных ролей в пределах социальной группы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ1.1 Понятие и виды социальных ролейСоциальная роль - это модель поведения человека, где общество должно признавать обладателя этого статуса.
Социальная роль - это действие, которое должна выполнять группа людей, занимающих эту должность. Человек должен осознавать определенные материальные ценности в социальной системе.
Это модель поведения человека, которая объективно определяется социальным статусом индивидов в обществе, системами социальных и личных отношений. Другими словами, социальные роли - это поведение, ожидаемое от людей, занимающих определенное положение. Современное общество требует, чтобы люди постоянно меняли свои модели поведения для выполнения определенных ролей. Кроме того, в современном обществе стали распространены ролевые конфликты, которые возникают, когда от людей требуется одновременно выполнять несколько ролей с противоречивыми требованиями [5, с. 162-187].
В своем исследовании интерактивных ритуалов Оуэн Хоффман принимает и развивает основные театральные метафоры, обращая внимание не столько на ролевые предписания и пассивно следуя им, сколько на процесс активного конструирования и поддержания «выражения» в процессе общения.
Понятие «социальная роль» было разработано американским социологом Р. Линтоном: «социальная роль - единица социальной структуры, которая описывается в виде нормативной системы, данной человеку». Также существует и другое определение: «соуильная роль – ролевая игра, в ходе которой социальные нормы усваиваются и формируются в обществе индивидом благодаря тому, что человек проявляет себя в другой роли». Линтон определяет социальные роли как динамические аспекты статуса, которые закреплены в структурном функционализме. Несмотря на все различия, все определения объединены идеей социальных ролей как узлов, где встречаются индивиды и общество, личное поведение становится социальным поведением, личные качества и тенденции людей сравниваются с нормативными установками, существующими в обществе, в зависимости от того, кто выбран для выполнения определенных социальных ролей. Кроме того, человек часто оказывается в ситуации ролевого конфликта, когда его различные социальные роли плохо совместимы.
Различные социальные нормы определяют тип поведения, который человек с определенным социальным статусом может совершать по отношению к человеку с другим статусом и, наоборот, поведение второго человека по отношению к первому лицу. Поэтому понятие социальной роли относится к ситуации социального взаимодействия, когда человек в течение длительного времени воспроизводит устоявшиеся поведенческие характеристики при определенных обстоятельствах, то есть некоторые из его стереотипов. Поэтому социальную роль также можно определить как социальную группу, совокупность ожиданий и требований, предъявляемых обществом в целом к людям, занимающим определенные должности. Эти ожидания, пожелания и требования отражены в конкретных социальных нормах [12, с. 142-164].
Таким образом, в социальной иерархии общества социальная роль, связанная с определенным социальным статусом, занимаемым конкретным человеком, совпадает с обязательным конкретным, нормативным и одобренным поведением человека. Поэтому социальная роль, которую играет индивид, становится определяющей чертой его личности. Понятие социальной роли может быть выражено как ожидания, навязываемые обществом людям, занимающим определенное положение. Это не зависит от самой личности, ее желаний и существования, как бы в дополнение к самой личности и до нее. Основные требования к индивидам вырабатываются обществом, отшлифовываются и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и идеям.
Освоение роли происходит в процессе социализации, и ее количество продолжает увеличиваться. В раннем детстве человек играет роль ребенка, которого учат определенным правилам игры. В дальнейшем ребенок играет роль ученика, члена молодежной группы и так далее. Поскольку каждый человек играет несколько ролей, могут возникнуть ролевые конфликты: родители и сверстники ожидают, что подростки будут вести себя по-разному, а он играет роль сына и друга, не в состоянии оправдать их ожидания одновременно.
Тип социальной роли определяется различными социальными группами, видами деятельности и отношениями. В соответствии с социальными отношениями различают социальные и межличностные социальные роли [3, с. 44-67].
Социальная роль связана с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец). Это стандартизированные неличные роли, основанные на правах и обязанностях, независимо от того, кто выполняет эти роли. Существуют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина также являются социальными ролями, которые биологически определяют и подразумевают конкретные способы поведения.
Межличностная роль связана с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, кумир, любимый человек и т.д.). В жизни и в межличностных отношениях каждый играет определенную доминирующую социальную роль, которая знакома людям как наиболее типичный личный образ. Чем дольше существует группа, тем лучше каждый член группы знаком с доминирующей социальной ролью других и тем труднее изменить привычные для других модели поведения.
Американский социолог Толко Парсонс выделил пять основных характеристик социальных ролей:
Эмоции. Некоторые персонажи (например, медсестра, врач или полицейский) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, которые обычно сопровождаются эмоциональным насилием (речь идет о болезни, боли, смерти). Члены семьи и друзья ожидают менее сдержанного эмоционального выражения.
Способ получения. Некоторые роли определяются предписанным государством, например, детьми, молодыми людьми или взрослыми гражданами. Они определяются возрастом лица, выполняющего эту роль. Когда говорят о профессорах, имеются в виду не роли, которые реализуются автоматически, а результат личных усилий.
Масштаб. Некоторые персонажи ограничены определенными аспектами человеческого взаимодействия. Поэтому роль врачей и пациентов ограничивается вопросами, непосредственно связанными со здоровьем пациента. Между ребенком и его матерью или отцом установливаются более широкие отношения [10, с. 23-64].
Формализация. Некоторые роли предполагают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекари обязаны публиковать книги в течение определенного периода времени и требуют, чтобы те, кто задерживает книги, платили штраф за каждый просроченный день.
Мотивация. Разные роли определяются разными целями и мотивациями. Например, от предприимчивого человека ожидается, что он будет поглощен собственными интересами. Его поведение определяется желанием получить максимальную прибыль. Но, например, работа пасторов в основном направлена на общественные интересы.
Любой персонаж включает в себя некоторую комбинацию этих характеристик.
Роль общества и его значение для человека имеют различные объяснения в научной литературе. Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования поведением, которое люди непосредственно наблюдают, то есть взаимодействием индивидов: действие одного человека оказывается стимулом, который приводит к реакции другого человека. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутреннюю сторону личности, природу социальных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (мысли, желания, установки) неблагоприятна для некоторых людей, но это не помогает выбору других персонажей [2, с. 32-41].
Социальная роль, которую играет человек, очень важна в его жизни и в его способности эффективно действовать в обществе. Поэтому, по словам Э. Фромма: «Человек не только продает товары, но и продает самого себя, чувствуя себя товаром. Если нет спроса на качество, которое человек может обеспечить, то у него вообще нет качества».
1.2 Социальный статус и ролевая активность личностиПри обсуждении социальной роли индивидов одной из наиболее важных категорий является социальный статус. Социальный статус-это определенное положение, занимаемое индивидом в определенной социальной системе. Это также совокупность требований, предъявляемых обществом к индивидам, которая составляет содержание социальных ролей. Каждое состояние обычно включает в себя множество ролей.
Рассмотрим характеристики социального статуса. Каждый человек в социальной системе занимает несколько должностей. Каждая из этих должностей, которая несет определенные права и обязанности, называется статусной должностью. У человека может быть несколько состояний. Но в большинстве случаев только один человек определяет свой статус в обществе. Это состояние называется интегральным. Часто бывает так, что основной, или общий, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и внешнем виде (одежда, жаргон и другие признаки социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (отношение, ценностная ориентация, мотивация и т.д.) [11, с. 98-112].
Социологи различают предписанные и приобретенные состояния. Предписанное состояние – это средства, навязанные обществом, независимо от усилий и предпочтений индивида. Это определяется национальностью, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (реализованный) статус определяется собственными усилиями людей (например, писателей, ученых, режиссеров и т.д.). Также существует различие между естественным и профессионально-официальным статусом. Естественное состояние человека предполагает существенные и относительно стабильные характеристики человека (мужское и женское, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессиональный и служебный статус являются базовым статусом человека, наиболее распространенными являются взрослые, что является основой общего статуса. Он регистрирует социальные, экономические, производственные и технические условия (банкиры, инженеры, юристы и т.д.).
Конкретная социальная роль - это действие, которое должна выполнять группа людей, занимающих определенное положение в социальной системе. Она делится на ожидания персонажа в соответствии с «правилами игры», и поведение персонажа - это то, что человек на самом деле выполняет в рамках своей роли.
Всякий раз, когда человек берет на себя ту или иную роль, он более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, примерный план и последовательность действий, а также устанавливает свое поведение в соответствии с ожиданиями других. Между тем общество гарантирует, что все делается «как есть». Для этого существует полный набор систем социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая система социальных санкций - от осуждения до насильственных репрессий.
Человек выполняет много разных ролей в своей жизни, и каждый раз ему нужно быть другим, чтобы быть одобренным или признанным. Однако эти роли не должны противоречить или быть несовместимыми друг с другом. Если один и тот же человек предъявляет противоположные социальные требования, могут возникнуть ролевые конфликты. В этом случае формируется противоречивая личность. Он выбирает одни требования, игнорирует все другие требования и роли, других людей, и этот человек держится подальше от тех, кто его недооценивает, и стремится быть ближе к тем, кто его ценит. В разных ситуациях человек выполняет разные роли, но в чем-то он постоянно поддерживает себя, то есть ролевое поведение - это сочетание личности персонажа и исполнителя [8, с. 12-35].
Каждая роль оставляет определенный след в личности, в самосознании человека, потому что человек мобилизует ресурсы своего тела и разума для выполнения определенной роли. Иногда, когда человека заставляют выполнять ту или иную роль, возникают личные конфликты, и его мысли не совпадают с его мыслями о себе, о своем личном «Я».
Возможны следующие виды и последствия внутренних конфликтов:
1. Если роль выше способностей, то человек столкнется с усталостью и неуверенностью в себе;
2. Если роль снижает способности, то разрешение конфликта может принимать самые разные формы:
а) объективные изменения в ситуации (например, человек недоволен своей профессией, начинает учиться использовать свое реальное поведение, чтобы доказать, что он может делать более сложные и интересные вещи);
б) неспособный изменить эту ситуацию человек меняет ее только для себя и отказывается выполнять роль, противоречащую его «Я»;
в) конфликт между персонажем и «Я» не разрешен, но он устранен из поля сознания и подавлен. Поэтому наличие конфликта между «Я» и характером не проявляется четко в поведении, чувствах и сознании человека;
г) рационализация - это когда человека заставляют выполнять роль, которая не соответствует его «Я», убеждать себя и других в том, что он действует именно так, как хочет;
д) неадекватное поведение выражается в желании выполнять противоположную роль, привлекая к себе недоступные роли: например, ребенок, которому нужна нежность и ласка, но он из-за отношения родителей к нему начинает вредничать и кричать;
е) человек, попавший в ловушку роли, обращает свой гнев на самого себя, обвиняя себя или думая, что он неудачник.
Что побуждает человека осваивать определенную социальную роль? Прежде всего, внешние требования, психологическое давление людей, которые важны для кого-то, чтобы побудить его взяться за эту роль, но все же более существенное влияние на это оказывает внутренняя мотивация, а также [18, с. 184-197]:
1. Если реализация любого из желаний возможна за счет приобретения определенных ролей и прав, эти преимущества предоставляются для того, чтобы исполнение конкретного персонажа для него было заманчивым;
2. Если овладение ролью позволяет человеку обрести психосоциальную безопасность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получать их одобрение и любовь, то человек может приложить все усилия для достижения той или иной цели. Поэтому поведение и деятельность человека в основном определяются внутренними мотивационными силами, его потребностями и желаниями.
Таким образом, можно отметить, что личность – сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе [16, с. 112-134].
Социальная роль – ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.
2. АНАЛИЗ МНОЖЕСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ В ПРЕДЕЛАХ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ2.1 Анализ межролевого конфликта в пределах одной социальной группы и их устранениеЕсли возникает конфликтная ситуация в одной социальной группе, необходимо тщательно взвесить ее возможные плюсы и минусы в предлагаемом конфликте. Всесторонний анализ конфликтной ситуации помогает найти правильное решение. Согласно определению ролевого конфликта Брюса Бидло, одного из ведущих экспертов в области теории ролей, «ролевой конфликт - это одно из нескольких возможных относительно долгосрочных несоответствий между элементами роли, которые люди проявляют в социальных ситуациях».
Ролевой конфликт возникает в одной социальной группе из-за противоречия между тремя группами факторов [6, с. 100-117]:
а)организационными (ролевые предписания или социально определенная ролевая позиция);
б) межличностными (интерактивный стиль, взаимные ролевые ожидания);
в)личностными (мотивация, ценности, страхи, я-концепция личности).
Внутренний ролевой конфликт в одной социальной группе основан на противоречии между ролевым поведением человека и тем, что он считает предметом этой роли. Это происходит, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на поведенческом уровне, но не может принять ее внутренне, на эмпирическом уровне, думая, что это его собственная роль. Если человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешней ситуации, могут возникнуть внутренние ролевые конфликты. Внутренние ролевые конфликты также могут возникать в ситуациях, когда разные субъекты или группы имеют противоречивые ожидания в отношении одной и той же роли и не могут быть выполнены одновременно.
Внешние ролевые конфликты в одной социальной группе чаще всего основаны на противоречии между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями других. Это происходит, когда человек не хочет или не может выполнять социальную роль, которую он должен играть в соответствии со своим положением в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые обществом. В связи с такими нарушениями общество может применять различные меры наказания. Когда человек меняет свое ролевое поведение, также возникают внешние ролевые конфликты. Желание сыграть новую роль столкнется со старыми ожиданиями, сформированными в группе, что заставляет человека вернуться к предыдущей роли.
Внутренние и внешние конфликты могут перерасти друг в друга. Поддавшись групповому давлению и изменив свое ролевое поведение в соответствии с социальными ожиданиями, человек «разжигает» внутренний конфликт. Напротив, если он откажется от своей плохой роли в своих внутренних импульсах, конфликт превратится во внешнюю роль. Конформные и гиперсоциальные личности склонны конфликтовать с внутренними характерами, что на самом деле является невротической реакцией на ситуацию [1, с. 15-47].
Типы конфликтов ролей включают в одной социальной группе:
а) если человек играет несколько ролей, могут возникнуть конфликты между ролями (например, женщины должны соответствовать ролевым ожиданиям быть одновременно работником, женой и матерью);
б) если человек определяет свою роль одним образом, а те, кто связан с ним своей ролью, определяют его роль по-разному, в роли возникнут внутренние конфликты (например, роль родителей не только означает сердечное и ласковое отношение к детям, но и требует строгого отношения к ним);
в) личностно-ролевые конфликты - конфликтные ситуации, когда требования социальных ролей противоречат интересам и желаниям человека в жизни (работа не позволяет человеку раскрыться и проявить свои способности).
Ролевой конфликт в одной социальной группе приводит к плохой работе или несоблюдению соответствующей роли, а также индивидуальному психологическому опыту и давлению. С точки зрения оценки внутренний конфликт роли может быть выражен как борьба двух характеров в психологии субъекта. Любое действие человека также связано с его собственным внутренним взаимодействием с другим персонажем.
Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях [4, с. 84-97]:
а) первый тип - акт агрессии, способствующий развитию конфликта;
б) второй тип - акт, указывающий на склонность к компромиссу;
в) третий тип связан со склонностью подчиняться, то есть принимать противоположное решение;
г) четвертый тип показывает выход из конфликта.
В реальной жизни в одной социальной группе каждый из этих типов встречается не в чистом виде. Один из основных способов избавиться от внутренних конфликтов в роли - это полностью оценить ситуацию, в которой оказываются люди. Она включает в себя индивидуальную самооценку и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии существует понятие «рефлексия». Это способность человека видеть свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, осознавая при этом самого себя в этой ситуации и то, как его воспринимают другие. Рефлексия может помочь человеку определить истинную причину его внутреннего напряжения, переживаний и тревоги, правильно оценить текущую ситуацию и найти разумный способ избавиться от конфликта.
Последствия личного внутреннего конфликта. Если выход из конфликта не будет найден, то внутренняя напряженность будет продолжать нарастать. Если повышение напряжения превысит определенную величину, произойдет психологический коллапс, и человек потеряет свое психологическое равновесие. В таком состоянии он уже не в состоянии справиться с возникшими проблемами. Негативные последствия конфликта полны стресса, невроза, повышенной тревожности, общей психологической депрессии человека или чрезмерной агрессивности, которая может быть направлена на объекты, не имеющие отношения к конфликту.
Взаимодействуя с другими людьми, человек в основном защищает свои личные интересы. Конфликт, возникающий в этом случае, является реакцией на препятствия на пути к достижению цели. Его отношение к конфликту во многом будет зависеть от важности предмета конфликта для конкретного индивида. Все межролевые конфликты в одной социальной группе, возникающие из-за конфликтов целей и интересов, можно разделить на три основных типа [5, с. 162-187]:
Первая предпосылка - это фундаментальный конфликт, где только путем нарушения интересов другого оппонента могут быть достигнуты цели и интересы одного оппонента.
Вторая влияет только на форму взаимоотношений между людьми, но не ущемляет их духовные и материальные потребности и интересы.
Третья - это вымышленное противоречие, которое может быть вызвано искаженной информацией или неправильной интерпретацией событий.
Таким образом, сама личность оказывает решающее влияние на выбор моделей поведения в межличностных конфликтах - ее потребности, установки, привычки, образ мышления, стили поведения, прошлый опыт решения проблем и поведение в конфликтах.
2.2 Роль множественности социальных ролей в одной социальной группе и их устранениеПри изучении внутренних процессов личности термин «роль» относится к аспекту, части, стороне деятельности человека. Внимание здесь сосредоточено на том, как индивид воспринимает, распознает и оценивает ту или иную функцию, деятельность, чувство принадлежности, какое положение оно занимает в «Я-образе», и это придает ему личностный смысл. Для самого индивида единственной такой деятельностью, по-видимому, являются ролевые игры в одной социальной группе. Эти действия являются более или менее внешними, периферийными или условными вещами, разыгранными для других. Однако, независимо от того, считает ли индивид свою работу ремеслом, профессией или даже миссией, это очень важно для него самого и для его морально-психологической оценки как личности [15, с. 15-42].
Восприятие и оценка социальной роли человека во многом зависит от его типичной системы ценностных ориентаций. Так же, как и структура ролей, они являются как социальными, так и личностными. Они являются социальными, потому что связаны местоположением и условиями человека, а также системой общественного восприятия. В конкретной воциальной группе типичный набор ценностно-ориентированных характеристик человека называется социальными характеристиками. В то же время ценностные ориентации являются личностными, поскольку в них накапливается уникальный жизненный опыт конкретного человека, уникальность его интересов и потребностей.
Прежде всего, различные социальные идентичности и роли (например, профессиональная и семейная) не соответствуют и часто противоречат друг другу. Во-вторых, каждая социальная роль - это отношения, где ее участники могут быть определены и фактически определены по-разному. В-третьих, отношение индивида к выполняемой роли избирательно: одни функции и виды деятельности считаются органическими, центральными и неразрывно связанными с его собственным «Я», другие более или менее внешние, периферийные и «искусственные». Но самооценка индивида зависит не только от социального престижа его роли, но и от того, как он оценивает свой успех и эффективность в выполнении больших, лично важных ролей.
Поэтому ролевой метод в одной социальной группе формирования и развития личности не только учитывает структуру самой личности, как группы социальных ролей, но и учитывает структуру взаимосвязи этих ролей для каждого человека, а также отношения между разными людьми. Таким образом, ролевой подход является социологическим структурным подходом, хотя он частично основан на психологической концепции личности [7, с. 7-15].
Межролевая напряженность - это явление, при котором человек вынужден играть две или более социальных роли, а его основные требования отличаются или даже противоречат друг другу по основным параметрам. Причиной напряженности между персонажами может быть:
1. Включение человека в две или более групп, где ролевые ожидания, связанные с этим человеком, противоречат друг другу;
2. Попытка сыграть две или более несовместимые роли в одной и той же группе - напряженность между ролями второго типа.
Характер и интенсивность напряженности между персонажами в одной социальной группе во многом зависит от отношений между группой и / или персонажами, которые ее вызвали. В то же время группы, участвующие в ролях, которые приводят к напряженности, могут конфликтовать. Их интересы могут не совпадать. И наконец, большинство их членов могут даже не сомневаться в существовании друг друга. Чем сложнее групповая структура общества, тем больше существует независимых и не подчиненных групп и тем больше вероятность внутренней напряженности в ролях первого типа. Мозаика современной структуры социальных групп способствует этому.
В современной социальной группе, по сравнению с традиционным обществом, человек принадлежит ко многим относительно независимым группам. В результате человек часто оказывается на пересечении требований разных групп, каждая из которых требует чего-то, что ему не нравится в другой группе. Например, семья может попросить мужа посвятить чему-либо как можно больше времени, в то время как его профессиональный круг или друзья по хобби, в свою очередь, могут захотеть, чтобы он уделял больше внимания их области [17, с. 82-94].
Как лучше всего избавиться от стрессовой ситуации роли, зависит от того, с каким типом роли имеется дело. Если ролевой конфликт в одной социальной группе вызван не сформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли и приведению ее различных элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли); или разделению роли-выходом из ролевой напряженности, которая будет навязана каждому. Напряжение между персонажами всегда приводит к напряжению внутри, потому что это может привести к различиям между одним или двумя персонажами. Внутреннее напряжение не обязательно приводит к взаимному напряжению. Согласно некоторым современным теоретическим методам, информационное общество состоит не столько из устойчивых социальных групп, сколько из систем межличностных информационных каналов, образующих более или менее устойчивые социальные сети. Каждый человек находится на пересечении множества независимых социальных групп и других сообществ и имеет возможность выбрать в качестве точки отсчета ту, которая для него наиболее важна в данный момент. Кроме того, сами средства массовой информации позволяют создавать новые идентичности и использовать их в интересах кампаний, политических партий и административных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе с характеристиками, характерными для определенной системы. Каждый социальный статус имеет определенный престиж. Все социальные состояния можно разделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группами, независимо от его способностей и усилий, и те, которые достигаются человеком его собственными усилиями.
Влияние социальных ролей на развитие человека является значительным. Личностному развитию способствует взаимодействие с людьми, играющими разные роли, и участие в максимально возможном репертуаре ролей. Чем больше социальных ролей индивид может воспроизвести, тем больше он приспосабливается к жизни. Поэтому процесс личностного развития часто выступает в качестве динамики для понимания роли общества.
Не менее важно для любого общества определять роли в соответствии с возрастом. Это вечная проблема для людей - адаптироваться к меняющимся условиям. ак только молодой человек начинает справляться с неловкостью и сложностью юности, он достигает порога зрелости. Как только человек начинает проявлять мудрость и опыт, наступает старость. Каждая возрастная группа связана с благоприятными возможностями для развития способностей человека. Кроме того, это также определяет новые условия и требования для освоения новых ролей. В определенном возрасте люди могут столкнуться с проблемами, связанными с адаптацией к новым требованиям к ролевой идентичности.
Освоение новой роли очень важно для изменения личности. В психотерапии существует даже подходящий способ коррекции поведения - имиджотерапия (имидж-образ). Пациенту предлагается войти в новый образ и сыграть роль, как, например, в драме. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль задает новый стиль поведения. Человек вынужден совершать различные действия, основанные на новой роли. Хотя этот метод общепризнан, эффективность его использования довольно высока, так как испытуемый имеет возможность высвободить угнетенное влечение, если не в жизни, то хотя бы во время игры.
Социально-нормативный метод объяснения человеческого поведения широко известен. В процессе личностного развития описанная ею социальная роль является важным инструментом взаимодействия общества и индивидов. Если в процессе личностного развития и освоения социальных ролей совершаются ошибки, то в личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитый человек, с минимальным количеством ошибок, связанных с этим, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным условиям, не сливаясь и не осуждая роли. В то же время освоение социальных ролей, в целом, является частью процесса социализации личности, что является необходимым условием для того, чтобы человек «врастал» в свое собственное общество.
Влияние социальных ролей на развитие человека является значительным. Личностному развитию способствует взаимодействие с людьми, играющими разные роли, и участие в максимально возможном репертуаре ролей. Чем больше социальных ролей индивид может потерять, тем больше он приспосабливается к жизни, и процесс личностного развития часто используется в качестве движущей силы для овладения социальными ролями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
Библиографический список
5. Андреева, Л.А. Социальные группы в обществе / Л.А. Андреева. – Новосибирск: СибАК, - 2019. – 152 с.
6. Бихдрикер, А.С. Социальные роли / А.С. Бихдрикер. – СПб.: Нова, 2018. – 375 с.
7. Бондаренко, Н.А. Социальная защита населения / Н.А. Бондаренко. – М.: Логос, 2018. – 257 с.
8. Докторова, Н.П. Место и роль социальных групп / Н.П. Докторова. – М.: Логос, 2018. – 367 с.
9. Замараева, З.П. Социальная стратификация / З. П. Замараева. – М.: Дашко и Ко, 2019. – 157 с.
10. Казеева, Ю.Н. Социальная роль в группе / Ю.Н. Казеева. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 79 с.
11. Камышников, А.И. Проблематика социальных групп / А.И. Камышников. – М.: Логос, 2017. – 148 с.
12. Кожухова, Н.В. Развитие социальных групп / Н.В. Кожухова. – М.: Логос, 2018. – 69 с.
13. Кострица, Е.О. Совершенствование отношений в социальной группе / Е.О. Кострица. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 362 с.
14. Палкина, Д.С. Проблемы социальной роли / Д.С. Палкина. – СПб: Нова, 2018. – 258 с.
15. Петрова, А.А. Содержание, формы и принципы социальных ролей / А.А. Петрова. – М.: Логос, 2018. – 257 с.
16. Разиньков, П.И. Вопросы социальных ролей в обществе / П.И. Разиньков. – СПб.: Нова, 2018. – 145 с.
17. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы социальных ролей / А.С. Середа. – М.: Вита, 2017. – 316 с.
18. Соснова, А.В. Механизмы формирования социальных групп / А.В. Соснова. – М.: Логос, 2018. – 250 с.
19. Тарасова, Л. А. Деятельность социальных групп / Л.А. Тарасова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 216 с.
20. Урусова, А.Б. Перспективы развития социальных ролей / А.Б. Урусова. – М.: Логос, 2020. – 152 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.