это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3370628
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc81133064 \h 21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ PAGEREF _Toc81133065 \h 61.1 Правоохранительные органы РФ: этапы развития, цели и задачи PAGEREF _Toc81133066 \h 61.2 Нормативно-правовая база правоохранительной деятельности в сфере экономических преступлений PAGEREF _Toc81133067 \h 102. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ PAGEREF _Toc81133068 \h 152.1 Характеристика деятельности правоохранительных органов по рассмотрению и пресечению экономических преступлений PAGEREF _Toc81133069 \h 152.2 Анализ недостатков законодательства в работе правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями PAGEREF _Toc81133070 \h 203. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ PAGEREF _Toc81133071 \h 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc81133072 \h 28СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc81133073 \h 29
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности - частные предприятия, акционерные общества и т. п.
Возросло не только умышленное посягательство на собственность, но и иные преступления, связанные с хозяйственной деятельностью: экономические злоупотребления, злоупотребления полномочиями сотрудниками коммерческих организаций, взяточничество и коммерческий подкуп, мошенничество, подделки документов и т. п. Появилось немало новых и ранее редко встречающихся преступлений: лжепредпринимательство, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возврата, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.п.
Одновременно растет групповая, организованная преступность в этой сфере деятельности. Все чаще экономические преступления совершаются с участием коррумпированных работников государственных органов, в том числе и правоохранительной системы, сопряжены с убийствами, нанесением тяжких телесных повреждений, вымогательством, другими особо опасными преступлениями.
Правоохранительные органы - это государственные учреждения, осуществляющие специализированную правоохранительную деятельность по защите прав и свобод граждан, государственных учреждений и всего государства от незаконных нарушений. Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц в соответствии с правовыми нормами власти по организации деятельности, направленной на защиту прав и свобод граждан и обеспечение законности, общественного порядка и социального обеспечения.
Объект работы – деятельность работы правоохранительных органов.
Предмет – оценка эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
Цель работы – провести оценку эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями, а также изучить, какую значимость она несет. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить этапы развития, цели и задачи правоохранительных органов РФ;
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу правоохранительной деятельности в сфере экономических преступлений;
3. Дать характеристику деятельности правоохранительных органов по рассмотрению и пресечению экономических преступлений;
4. Провести анализ недостатков законодательства в работе правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями;
5. Осуществить разработку мероприятий совершенствования работы правоохранительных органов в сфере с экономическими преступлениями.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Степень разработанности. В советской и российской криминологической литературе всегда уделялось повышенное внимание анализу проблем борьбы с экономической преступностью. Осуществленные учеными исследования внесли существенный вклад в разработку ее концептуальных основ (И. И. Карпец, В.Н. Кудрявцев и др.). Были высказаны ценные идеи, касающиеся понятия и классификации экономической преступности, ее причин, системы, мер предупреждения экономических правонарушений.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Авдонкин В.С. «Правоохранительные и судебные органы России», Арестова Е. Н. «Уголовно-процессуальная деятельность полиции», Божьев В.П. «Правоохранительные и судебные органы», Волков Б.С. «Детерминистическая природа преступного поведения» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты правоохранительных органов. Во второй главе проведена оценка эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями. В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ1.1 Правоохранительные органы РФ: этапы развития, цели и задачиПравоохранительные органы - отдельная группа государственных учреждений, занимающихся защитой прав и свобод человека, охраной правопорядка общества и государства. При определенных условиях правоохранительные органы могут служить инструментом против группы или круга лиц для достижения политических целей, совершая коллективное (государственное) насилие (в форме геноцида, репрессий, исчезновений, пыток и других нарушений прав человека).
Принимая во внимание вышесказанное, отметим этапы развития правоохранительных органов России [3, c. 56-72].
Первый этап - первая половина XVI в. - 1718 г. Граница этого этапа обусловлена формированием краж, земств, судов, приказов крепостного и губернской изб как основного государственного института правоохранительных функций. До появления этих учреждений полицейские функции в той или иной степени выполняли все государственные учреждения и церкви.
В то же время следует отметить, что создание этих институтов не означает, что правоохранительные функции полностью переданы им, некоторые из которых все еще находятся в руках других частей государственного аппарата.
На данном этапе функции расследования, рассмотрения и исполнения решений еще не были разделены и осуществлялись одним и тем же субъектом. Орден воров, возникший в 1539 году, был органом центрального правительства, ответственным за расследование и преследование наиболее опасных преступлений. Его юрисдикция распространялась по всей территории России, за исключением столицы (Москва), где полицейские функции были возложены на Земский приказ.
В 1654 году был учрежден орден тайных дел с широким кругом полномочий - от поиска полезных ископаемых до расследования важных политических преступлений.
На втором этапе (1718-1782 гг.) в городах Российской империи была создана независимая от местных властей должность полицмейстера, в том числе Должность начальника Московской полиции (1722 г.).
Созданная Петром I полиция получила такие задачи, как: борьба с преступностью, охрана общественного порядка, обеспечение здоровья и пожарной безопасности.
Кроме того, для Петра I полиция стала важнейшим средством преобразования, разрушения старого порядка и организации новой жизни. Стремясь регулировать каждый шаг своих подданных, Петр создал инструмент для полного полицейского контроля.
Реформа городской полиции и принятие Деканатского устава в 1782 году положили начало третьему этапу развития российских полицейских органов. Совет президентов, созданный в городах, стал новым полицейским корпусом, компетенция которого была расширена и включала контроль за занятиями, доходами жителей и т.д. [11, c. 56-72].
После убийства императора Павла I на престол взошел его сын Александр I, он реорганизовал центральную администрацию. Одним из важных факторов стало образование Министерства внутренних дел 8 сентября 1802 года, которое стало началом четвертого этапа.
После создания Министерства внутренних дел был издан указ «О средствах исправления муниципальной полиции», который вместе с уставом сформировал правовое регулирование структуры, функций и полномочий городских полицейских учреждений в начале XIX века.
Наконец, пятый этап охватывает период с 1860-х по 1917 год. Упадок крепостного права, приведший к освобождению крестьян от помещичьего наследования, развитию капитализма и росту городов, вынудил царя глубоко реформировать весь полицейский институт, чтобы приспособить его к новым фундаментальным условиям капиталистической модернизации. Были приняты следующие меры:
1. Уездное полицейское управление было создано путем слияния уездной полиции с уездной городской полицией;
2. В ходе военной реформы и отмены воинской повинности в 1874 году были введены новые принципы формирования полицейских чинов и архивов - контрактная воинская повинность;
3. Повышение заработной платы, введение пенсий, стимулирование к долгосрочным услугам и другие льготы.
Соответственно, можно отметить, что правоохранительные органы как таковые в России существуют не так давно. Для более подробного их анализа рассмотрим цели и задачи [8, c. 56-72].
Все правоохранительные органы выполняют одну или несколько из следующих функций:
1. Конституционность;
2. Надзор со стороны прокурора;
3. Отправление правосудия;
4. Уголовное расследование и т.д.В целом в России правоохранительные службы, в том числе военизированные, проводят операции, расследуют или преследуют действия в соответствии со специальными законами.
Целью их является защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, законных интересов общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Целью защиты являются права трех основных объектов: личности, общества и государства.
Цели делятся на две группы:
1. Непосредственные цели:
а) обеспечение и защита прав, свобод и интересов физических лиц, юридических лиц и их объединений, которые нарушают и (или) оспаривают права, свободы и защиту закона;
б) обеспечение исполнения актов судебных и иных органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
в) принцип, согласно которому каждое лицо, совершившее преступление, должно быть справедливо наказано и что ни одно невиновное лицо не должно привлекаться к ответственности [6, c. 56-72].
2. Посредственные цели:
а) укрепление законности и правопорядка;
б) профилактика правонарушений;
в) исправление осужденных;
г) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
1. Восстановление нарушенного права;
2. Наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно;
3. Восстановление нарушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», должностное лицо - гражданин, взявший на себя обязательство о прохождении федеральной гражданской службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и имеющий в соответствии с настоящим Федеральным законом специальное звание рядового или начальствующего состава [2, c. 56-72].
Федеральный закон возлагает на работника внушительный перечень обязанностей, среди которых можно выделить:
1. Устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
2. Принятие неотложных мер по спасению граждан в чрезвычайных ситуациях;
3. Участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом и обеспечению правового режима контртеррористических операций;
4. Оказание первой медицинской помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев на производстве.
1.2 Нормативно-правовая база правоохранительной деятельности в сфере экономических преступленийВ Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится, что «в целях предупреждения преступности и борьбы с ней правовая база должна быть в первую очередь сформулирована как основа для надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также для соблюдения международно-правовых обязательств Российской Федерации в области борьбы с преступностью и уважения прав человека». Некоторые научные исследования пришли к прямым выводам о взаимосвязи между размерами теневой экономики и экономической преступностью, а также качеством действующей законодательной и нормативной базы.
К 2021 году в России создана система правового обеспечения предупреждения, выявления и пресечения экономических преступлений.
Конституция 2020 года устанавливает принципы новых рыночных экономических отношений: равная защита всех форм собственности, свободная экономическая деятельность, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, единое экономическое пространство, поддержка конкуренции, использование собственности и возможность начать бизнес. В то же время в Конституции упоминается, что физические и юридические лица обязаны уплачивать налоги и сборы, установленные законом, в соответствии с действующим законодательством. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы [5, с. 162-187].
Гражданское законодательство Российской Федерации отражает новые экономические отношения: правовой статус участников гражданского оборота, причины их возникновения и порядок осуществления имущественных и иных имущественных прав, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует договоры и иные обязательства, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, равенство участников и независимость имущества.
Налогово-правовые отношения, как самостоятельная отрасль финансового права, регулируются налоговым законодательством. Налоговое законодательство Российской Федерации определяет принципы налогообложения, налоговые перечни, правила и процедуры налоговых и правоотношений, права и обязанности их участников, обеспечение правовых и процессуальных норм. Это в значительной степени позволяет устранить существующие пробелы, противоречия и нестыковки во многих нормативн-правовых актах, используемых для осуществления налоговых и связанных с ними экономических преступлений.
В нарушение процедур, предусмотренных Конституцией, хозяйствующие субъекты совершают налоговые и связанные с ними преступления, а также преступления в экономической сфере. Критерием отнесения нарушений в сфере налогообложения является степень общественной опасности в связи с неисполнением своих обязанностей, что приводит к нехватке средств в государственном бюджете и неспособности государства выполнять свои функции [12, с. 142-164].
Новый Закон Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу в 2001 году, устанавливает:
1. Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;
2. Виды административных наказаний и применимые к ним правила;
3. Административную ответственность, в том числе правила и положения за нарушения федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации;
4. Порядок судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях;
5. Порядок исполнения решений о наложении административных взысканий;
6. Юрисдикция суда по делам об административных правонарушениях.
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года определяет ответственность за преступления в экономической сфере, описывает преступления в сфере экономической деятельности и предусматривает 34 состава преступлений, многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству.
Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что функция норм «двойного предупреждения», связанных с мошенничеством и хищением чужого имущества, может быть реализована через несколько статей Уголовного кодекса Российской Федерации, например, статьи 174, 175, 199 и другие нормы, содержащиеся в разделах 21, 22, 23 и 30, позволяют правоохранительным органам влиять на определенные экономические и финансовые условия для совершения рассматриваемых преступлений.
Мера конфискации имущества была возвращена в Уголовный Закон Федеральным Законом № 153-ФЗ от 27 июля 2006 года в виде другой уголовно-правовой меры (глава 15.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Конфискация имущества») - это решение суда, принуждающее к свободному обороту денег, ценностей и другого имущества, полученных в результате совершения ряда преступлений (только тяжких и особо тяжких, мотивированных корыстью). Наложение ареста на имущество осуществляется бесплатно, то есть бывший владелец не имеет права на компенсацию за арестованное имущество, если только решение суда не было отменено, был ли закон применен задним числом, или в случае реабилитации осужденного, или в случае амнистии, если решение суда о конфискации имущества не исполнено [3, с. 44-67].
Экономические преступления, относящиеся к разделу «Преступления в экономической сфере» Уголовного кодекса Российской Федерации, связаны с нарушением авторских и смежных прав (статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также получением взяток (статья 290) и дачей взяток (статья 291), и многими преступлениями, совершенными в сфере экономической деятельности: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, незаконный доступ к кредитам, налоговые преступления и т.д.
В целях устранения недостатков действующего законодательства и прогнозирования появления новых форм экономической преступности необходимо создать систему криминологической экспертизы на национальном уровне с участием сотрудников правоохранительных органов, которые разрабатывают и принимают законы и нормативные акты, регулирующие сферу экономических отношений, с особым акцентом на правовую защиту экономической безопасности личности, общества и страны. В то же время необходимо обеспечить участие представителей правоохранительных органов в рассмотрении этих нормативных правовых актов [10, с. 23-64].
В то же время практика законотворческой деятельности показывает, что случаев привлечения экспертов правоохранительных органов к участию в законодательном процессе немного, а иногда встречаются случаи пренебрежения или публичного противодействия принятию проектов нормативных правовых актов, представленных от их имени.
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ2.1 Характеристика деятельности правоохранительных органов по рассмотрению и пресечению экономических преступленийОсновная ответственность за обеспечение экономической безопасности лежит на внутренних органах власти, и подразделение полиции играет приоритетную роль в предотвращении экономических преступлений. Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции является департаментом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Он определяет и выполняет функции Министерства внутренних дел по разработке и реализации национальной политики и нормативно- правовых актов в области национальной экономической безопасности. Этот отдел относится к Главному управлению экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК Министерства внутренних дел Российской Федерации) и является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент выполняет функции основных структурных подразделений в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями [2, с. 32-41].
Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции является департаментом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Он определяет и выполняет функции Министерства внутренних дел по разработке и реализации национальной политики и нормативно-равовых актов в области национальной экономической безопасности.
Сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями обязаны [11, с. 98-112]:
1. Определить причины и условия совершения преступлений в экономической сфере. Выносить рекомендации о необходимости своевременного информирования государственных органов, органов местного самоуправления, других уполномоченных органов и собственников имущества о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений в экономической сфере;
2. Проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, причастных к подготовке преступлений и покушению на совершение преступлений в экономической сфере, и принимать в отношении них меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. Ежемесячный анализ ситуации с экономическими преступлениями и принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;
4. Поддерживать взаимодействие с сотрудниками уголовного розыска для выявления лиц, занимающихся преступной деятельностью в экономической сфере. Они используют существующую деловую информацию в своей работе для борьбы с незаконной деятельностью этих людей;
5. Проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению организованных преступных групп, действующих в экономической сфере;
6. Участвовать в освещении в средствах массовой информации деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.
Благодаря качественной информационно-аналитической деятельности существуют научно обоснованные высоконадежные прогнозы и оценки для обеспечения эффективности профилактики экономических преступлений. Все это должно оцениваться по следующим показателям:
1. Фактический уровень и тенденции криминального бизнеса в легальной экономике и в незаконной экономической деятельности;
2. Относительная интенсивность мошенничества, совершаемого на местном уровне и в регионе.
Объектом профилактической деятельности органа внутренних дел является:
1. Негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений;
2. Органы внутренних дел юридических лиц и граждан, принимающие в соответствии с законодательством меры по обеспечению их соответствия установленным правилам, нормам и стандартам;
3. Лицо, которое планирует или готовится совершить преступление;
4. Лицо, поведение которого контролируется органом внутренних дел при обстоятельствах, предусмотренных законом;
5. Лица, которые продолжают нарушать закон;
6. Человек, который становится потенциальной и истинной жертвой преступления в силу своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психологических особенностей, социальных и ролевых установок.
С точки зрения предупреждения экономических преступлений необходимо учитывать меры, на которые влияет уголовное законодательство, особенно с правилом «двойного предупреждения». Учитывая, что каждый вид тяжких преступлений имеет свой собственный набор норм, он может меняться в зависимости от изменений социально-экономических факторов в регионе (см. табл. 2.1-2.2) [8, с. 12-35].
Таблица 2.1 - Экономические преступления в 2019-2020 годах
Характеристика
Выявлено преступлений (в отчетном
периоде) С том
числе
без КФО Совершенных в крупном
или особо крупном
размерах, либо
причинивших крупный
ущерб
Всего преступлений 104809 103625 25781
Против собственности (кража, мошенничество) 33279 32896 15620
незаконное
предпринимательство 369 365 358
изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг 21255 21099 36
производство, приобретение,
хранение, перевозка или сбыт
немаркированных товаров
и продукции 32 32 22
легализация (отмывание)
денежных средств или иного
имущества, приобретенных
лицом в результате
совершения им преступления
либо приобретенных другими
лицами преступным путем 734 727 351
незаконный оборот
драгоценных металлов,
природных драгоценных
камней или жемчуга 71 70 70
неправомерные действия при
банкротстве, преднамеренное
банкротство, фиктивное
банкротство 267 267 265
против интересов службы
в коммерческих и иных
организациях (подкуп, контрабанда) 2822 2716 8
против государственной
власти, интересов
гос.службы и службы
в органах местного
самоуправления 18566 18266 1215
Таблица 2.2 - Выявлено преступлений за 2019-2020 г.
Сотрудники Выявлено преступлений
(в отчетном
периоде) В том числе без КФО Совершенных в крупном
или особо крупном
размерах, либо
причинивших крупный
ущерб
Следственного комитета
Российской Федерации 1678 1674 252
Таможенных органов 961 957 828
Органов внутренних дел 93090 92059 22304
Таким образом, в предупреждении экономических преступлений основная роль принадлежит системе мер на общем социальном уровне: стабилизация экономики, увеличение производства, обеспечение занятости, достижение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью, восстановление и укрепление нравственных устоев народа. Если экономика нестабильна, повышается экономическая эффективность, снижается безработица и уменьшается число безработных, укрепляется социальное обеспечение для определенных групп, восстанавливается и улучшается социальная моральная основа, то радикально улучшить эту ситуацию практически невозможно [18, с. 184-197].
2.2 Анализ недостатков законодательства в работе правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениямиОдним из главных недостатков действующего российского законодательства является отсутствие специализированного комплекса уголовно-процессуальных и финансовых мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью (а не преступностью в широком смысле). Наиболее эффективные меры предусмотрены в законопроектах о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, которые в течение многих лет дорабатывались в ряде законодательных органов высокого уровня и не были приняты в виде законов. В действующем законодательстве отсутствуют такие базовые понятия, как «организованная преступность» и «коррупция». Уголовный кодекс Российской Федерации практически полностью обходит нормы по борьбе с организованной преступностью. В частности, статья 35 Уголовного кодекса указывает только на признаки преступления, совершенного преступными группами, и не дает юридического определения понятий «преступные организации» и «преступные группы», предусмотренных в проекте закона «О борьбе с организованной преступностью» [16, с. 112-134].
Еще одним фактором, серьезно осложняющим правоохранительную деятельность, является отсутствие законов о защите свидетелей, что значительно снижает эффективность расследования деятельности организованных преступных групп.
В определенной степени на результаты борьбы с организованной преступностью со стороны ФСБ, МВД и других влияют изменения в направлении общероссийского уголовного законодательства в сторону сокращения числа экономических преступлений, входящих в компетенцию органов безопасности. Материалы, направляемые бизнес-подразделением в прокуратуру и органы внутренних дел для привлечения виновных к уголовной ответственности, не всегда используются эффективно, и уголовные дела часто прекращаются.
В целях устранения недостатков действующего законодательства и прогнозирования появления новых форм экономической преступности необходимо создать систему криминологической экспертизы на национальном уровне с участием сотрудников правоохранительных органов, которые разрабатывают и принимают законы и нормативные акты, регулирующие сферу экономических отношений, с особым акцентом на правовую защиту экономической безопасности личности, общества и страны. В то же время необходимо обеспечить участие представителей правоохранительных органов в рассмотрении этих нормативных правовых актов [15, с. 15-42].
В то же время практика законотворческой деятельности показывает, что случаев привлечения экспертов правоохранительных органов к участию в законодательном процессе немного, а иногда встречаются случаи пренебрежения или публичного противодействия принятию проектов нормативных правовых актов, представленных от их имени.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИВ предупреждении экономических преступлений основная роль принадлежит системе мер на общем социальном уровне: стабилизация экономики, увеличение производства, обеспечение занятости, достижение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью, восстановление и укрепление нравственных устоев народа. Если экономика нестабильна, повышается экономическая эффективность, снижается безработица и уменьшается число безработных, укрепляется социальное обеспечение для определенных групп, восстанавливается и улучшается социальная моральная основа, то радикально улучшить эту ситуацию практически невозможно.
Специальные меры по предупреждению преступлений в экономической сфере подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в экономической сфере [7, с. 7-15].
Специальные меры - это превентивные меры, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступности. Однако следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общими социальными мерами. Эффективная реализация общесоциальных мер создает более благоприятные возможности для применения специальных мер, напротив, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для реализации общесоциальных мер.
Поэтому, не умаляя роли общих социальных мер, рассмотрим специальные меры, направленные на предотвращение воровства, грабежа, разбоя, вымогательства и мошенничества. Специальные меры по предупреждению этих преступлений условно можно разделить на три группы:
а) организация и технология;
б) административное право и криминология;
c) информация и жертвы.
Организационные и технические меры в основном включают:
1. Внедрение системы охранной сигнализации в местах, розничных магазинах, квартирах, где хранятся ценности валют, ценных бумаг и товаров;
2. Техническое усиление дверных рам и дверей, изготовление замков с повышенными характеристиками личной секретности;
3. Устройство ввода с блокировкой паролем;
4. В обязательном порядке усовершенствование организации патрулирования полицией и почтовыми службами с учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения валюты, ценных бумаг, инвентаря, на рынках, в торговых центрах, жилых районах и микро-магазинах;
5. Организация обязанности жителей районов со сложной криминогенной обстановкой;
6. Организация охраняемых парковок на рынках, в торговых центрах, микропарках;
7. Правильное освещение улиц, дворов, парков, площадей, зданий, рынков, парковок;
8. Своевременное оснащение и системы охранно-пожарной сигнализации для хранения валюты, ценных бумаг и инвентарных предметов.
Административные, правовые и криминологические меры включают [17, с. 82-94]:
1. Систематически удаление пьяных с улиц, парков, площадей, рынков и мест, где собираются толпы;
2. Своевременное реагирование на факты мелких преступлений, избиений, издевательств, угроз, совершенных в общественных местах;
3. Выявление незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;
4. Проведение рейдов на определенной территории, чтобы определить, где появляются бродяги, алкоголики, наркоманы, преступники, скопления преступников и места продажи краденого;
5. Выявление и регистрация психически ненормальных лиц, склонных к преступлениям;
6. Выявление и пресечение формирования преступных группировок;
7. Организация личной профилактической работы с ранее судимыми лицами;
8. Нанимание людей, возвращающихся из мест, лишенных свободы;
9. Установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;
10. Выявление лиц, которые легко могут участвовать в преступлениях в отношении несовершеннолетних, и пресечение их деятельности;
11. Запрет показа запрещенных фильмов, распространение порнографии и другой литературы, журналов, пропагандирующих жестокое поклонение, психологические факты алчности, проституции, наркомании и других аморальных явлений;
12. Выявление притонов проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности.
К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся [6, с. 100-117]:
1. Своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;
2. Информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;
3. Разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;
4. Информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;
5. Проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;
6. Оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;
7. Предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;
8. Активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).
Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений [1, с. 15-47].
К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:
1. Совершенствование системы управления экономикой;
2. Техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;
3. Увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;
4. Реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучив деятельность правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации, можно убедиться, что каждое ведомство выполняет огромную работу по защите государства, как внутри страны, так и за рубежом. В частности, к ним относятся:
1. Совет Безопасности Российской Федерации;
2. Федеральная служба безопасности;
3. Агентство внешней разведки и т.д.Государственная защита осуществляется не только в сфере обороны, но и в экономической, международной, политической и социальной сферах. Рассмотрев вышеперечисленные органы, можно сделать вывод, что каждый орган преследует одну цель - защитить государство от угрозы вражеских и террористических государств, а также защитить права и свободы граждан Российской Федерации и лиц, проживающих на ее территории.
Важнейшей целью правоохранительных органов является обеспечение верховенства права в демократическом обществе - строгое соблюдение и применение правовых норм, содержащихся в законе. Легитимность правовых норм граждан, их объединений, должностных лиц и государственных институтов является атрибутом существования и развития организованного демократического общества нашей страны.
Необходимо обеспечить свободу и реализацию гражданских прав, а также осуществление демократии, функционирование гражданского общества, научное строительство и рациональное функционирование государственного аппарата. Кроме того, очевидно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступности и ее раскрытия, а также тем больше возможностей государства по защите прав и свобод граждан и восстановлению нарушенных прав того или иного человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
4. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
6. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 N 45-ФЗ (последняя редакция).
7. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция).
8. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
9. Авдонкин, В.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин. М.: Российский государственный университет правосудия, 2018. - 434 с.
10. Арестова, Е. Н. Уголовно-процессуальная деятельность полиции: учебное пособие / Е. Н. Арестова. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 224 с.
11. Божьев, В.П. Правоохранительные и судебные органы / В.П. Божьев. - М.: Юрайт, 2019. - 296 с.
12. Волков, Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения / Б.С. Волков. - М., 2020. - 132 c.
13. Грибова, Л. О культуре поведенияв сфере борьбы с экономическими преступлениями / Л. Грибова. - М.: Киев: Радяньска школа, 2019. - 240 c.
14. Гриненко, А. В. Правоохранительные и судебные органы: учебник / А. В. Гриненко. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 281 с.
15. Димитриади, Г.Г. Детерминированный подход к описанию финансовых пирамид / Г.Г. Димитриади. - М., 2017. - 112 c.
16. Иванов, Д.Ю. Критическое поведение неидеализированных систем в сфере борьбы с экономическими преступлениями/ Д.Ю. Иванов. - М., 2017. - 268 c.
17. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.
18. Мурыгин, Н.И. Культура поведения правоохранительных органовв сфере борьбы с экономическими преступлениями / Н.И. Мурыгин. - М.: ФИРМА КОНСУЛ-1, 2018. - 160 c.
19. Орлов Ю.К. Судоустройство и правоохранительные органы / Ю.К. Орлов. - М.: Проспект, 2020. - 336 с.
16. Романовский, Г. Б. Правоохранительные органы в сфере борьбы с экономическими преступлениями / Г.Б. Романовский. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 300 с.
20. Фернам, А. Правоохранительные и судебные органы РФ / А. Фернам. - М., 2020. - 352 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!