это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3373550
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Профессиональная направленность педагогической деятельности неразрывно
связана с образовательными учреждениями начального, среднего или высшего
уровня, такими как: дошкольные заведения, школы, профессионально-технические
училища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также учреждения
дополнительного образования, повышения квалификации или переподготовки.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, исходя из
которых они должны строить образовательный процесс так, чтобы не только
учитывались возможности и способности учащихся, но и осуществлялось
максимальное развитие их личности, а также воспитание.
Вышеизложенное, обосновало выбор темы: «Личность преподавателя в
современной педагогике».
Цель работы: изучение личности современного преподавателя.
Объект исследования: преподаватель в современной парадигме общества.
Предмет исследования: личность и профессиональная деятельность современного
преподавателя.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературных источников по теме работы.
2. Описать личность преподавателя в современной педагогике.
1. Современный педагог: личность и профессиональная
деятельность
Существуют две группы профессионально-обусловленных требований к педагогу:
- психологическая, психофизиологическая и физическая готовность;
- научно-теоретическая и практическая компетентность как основа
профессионализма.
Профессиональная направленность педагога — стержень, формирующий вокруг
себя все его профессиональные качества. Например, самоотверженность, готовность
работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой
профессиональный долг.
Познавательная деятельность педагога — его стремление к овладению новыми
знаниями, интерес к новому в педагогической науке и предметной области учителя,
способность к самообразованию.
Говоря об объектах педагогической профессии, стоит назвать воспитательную
среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные
особенности воспитанников. Исходя из этого, среди ведущих задач педагога можно
выделить формирование воспитательной
среды, организацию деятельности воспитанников, создание воспитательного
коллектива, развитие и контроль индивидуальности личности.
Проявлением свойств педагогической деятельности является педагогическое
действие, которое, в свою очередь, объясняется единством целей и содержания.
Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие,
—познавательная. По окончании она переходит в задачу проектирования и
преобразования. Таким образом, решение множества задач разных уровней
сложности, классов и видов — вот процесс педагогической деятельности. Причем в
большинстве случаев педагогические задачи не поддаются алгоритмизации,
зачастую требуя нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе
напряженной работы. Такая работа включает в себя исследование, анализ,
прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога —
источник новой информации, преобразующийся в накапливаемый со временем
опыт.
Традиционно принято считать, что основные виды педагогической деятельности —
это воспитание и преподавание.
Цель воспитательной деятельности — гармоничное развитие личности, включающее
в себя организацию коллектива воспитанников и направление его деятельности на
решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Во главе этого
процесса должен стоять сам педагог. Наличие положительных изменений в
сознании воспитанников — есть успешность решения задач воспитания.
Проявляется она и в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. В
воспитательной деятельности отсутствует формализация конкретных действий
педагога. Все, что он может — это прогнозировать свои действия и направлять
воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания
напрямую зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы,
состава коллектива в котором он находится.
В силу отсутствия строго определенных критериев и оценок результат работы
воспитателя оценить довольно сложно. Во многом он определяется исходным
состоянием воспитанности подопечного.
В отличие от воспитания, природа преподавания имеет более логичный характер.
Как правило, оно производится в специально организованных пространственных и
временных рамках. Поддается преподавание (обучение) и планированию,
алгоритмизации и проработке. Оно имеет четкие цели и соответствующие им
задачи, а также определенные критерии оценки их достижения.
Однако первичной в педагогической деятельности является именно воспитательная
работа, в связи с чем при подготовке педагогов необходима забота о формировании
у них готовности к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в
совокупности с предметными знаниями.
Компоненты педагогической деятельности, ее структура — это взаимосвязанные и
взаимозависимые элементы, однако они обладают некоторой обособленностью. Это
позволяет рассматривать эти компоненты независимо друг от друга. Таким образом,
в педагогической деятельности следует выделять такие компоненты, как
конструктивный, организаторский и коммуникативный.
В педагогической деятельности существуют требования к личности педагога. К ним
можно отнести обладание устойчивой социальной и профессиональной позицией
(она выражается в отношениях педагога к окружающему миру, профессии и
субъектам педагогики). В позиции педагога проявляется его личность, характер
социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Начиная с детского возраста, формируется социальная позиция будущего педагога.
Она продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и
является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с
педагогической профессией. Однако есть мнение и о том, что к педагогической
деятельности непременно должно быть призвание, своего рода талант. Беря во
внимание такое утверждение, можно сделать вывод, что не имеющий дар
преподавания человек никогда не сможет стать педагогом, хорошим или плохим.
Решение этого вопроса также можно возложить на педагога. В процессе
формирования личности ему необходимо выявить определенную
предрасположенность у воспитанников и, по возможности, акцентировать
формирование личности, опираясь на нее.
Профессиональная готовность педагога — это соответствие его личностных и
профессиональных качеств в профессиограмме, объединяющая их
идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские
качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные
знания, умения и навыки по предмету.
Личностная направленность педагога играет важнейшую роль в его деятельности.
Она отражена в профессиограмме и характеризует социально-нравственную,
профессионально- педагогическую и познавательную направленность педагога.
Однако идейная убежденность является основой всех видов педагогической
деятельности, определяя его нравственную основу. Ведь выбор профессии педагога
неизменно должен, прежде всего, основываться на любви к детям (и воспитанникам
разного возраста в целом), желании всеми силами помочь им в
самосовершенствовании и самореализации путем открытия путей достижения этих
целей.
Современный педагог — это человек, находящийся в постоянном творческом
поиске. Главным условием успешной работы педагога является любовь к своим
обучающимся.
Изменяются время, методы и технологии обучения, но педагог всегда был и будет
человеком, к которому хочется тянуться, ему подражать, он всегда готов прийти на
помощь, выслушать и вселить уверенность и надежду. Таким образом, профессия
преподавателя требует от него присутствия таких качеств, как отзывчивость,
эмпатия, мудрость, терпение и симпатия к людям. О таком педагоге всегда и везде
говорят с уважением и признательностью, к нему обращаются за помощью и
советом, его ценят. Также хотелось бы отметить, что современный педагог — это
личность, всецело отдающаяся преподаваемому предмету и осознающая свою
ответственность перед воспитанниками.
2. Современный педагог – креативный педагог
В современных условиях российской действительности высшее учебное
заведение представляет собой то социальное образование, с которого начинается
национальное возрождение России. Специфика и творческий характер деятельности
преподавателя современного вуза предъявляют дольно жесткие требования к
представителям этой профессии.
Качество профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от
статуса вуза как центра науки, образования, культуры, его готовности к
саморазвитию в этих направлениях, корпоративного духа вуза, владения
преподавателями эффективными вузовскими технологиями, уровня
профессиональной культуры преподавателей.
Креативность педагогической деятельности предполагает научный взгляд на
процесс изучения педагогических явлений и многозначность их решения. Одной из
областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры,
является творческое (креативное) мышление.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить
следующие компоненты креативности педагога: интерес к парадоксам; склонность к
сомнению; чувство новизны; острота мысли; творческое воображение; интуиция;
эстетическое чувство красоты; остроумие; способность открывать аналогии;
смелость и независимость суждений; самокритичность; логическая строгость;
способность пользоваться различными формами доказательств.
Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств,
характеризующих ее креативность. Понятие «творчество» следует рассматривать:
как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость;
как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта;
как источник и механизм движения атрибута материи. Творчество – это
деятельн6ость, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе
реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний и
умений.
Таким образом, творчество обусловлено творческим потенциалом личности,
которое, если вести речь о преподавателях, формируется на основе накопленного
или социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых
идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные
решения, новаторские формы и методы, и тем самым совершенствовать исполнение
своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что
творчество приходит только тогда, только к тем, кто стремится к повышению
профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта. Наличие
или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему
труду и становится тем водоразделом, который приходит между специалистом –
творцом и специалистом-ремесленником. Следовательно, творческая деятельность
преподавателя выражается в способности оригинально и самостоятельно
осуществлять профессиональную деятельность.
Под креативностью преподавателя высшей школы понимается умение
создавать новые способы решения педагогических задач, а под педагогическим
искусством – сумма знаний, умений, без которых невозможно творчески решить эти
задачи.
Таким образом, педагогическое творчество понимается как выработка и
воплощение преподавателем в постоянно меняющихся условиях учебно-
воспитательного процесса, в общении со студентами оптимальных и нестандартных
педагогических решений.
Креативность и самореализация преподавателя высшей школы взаимосвязаны,
дополняют друг друга. Высокопрофессиональный преподаватель никогда не творит
наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с обучаемыми.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие критерии
оценивания креативности преподавателя: умение всесторонне анализировать и
объективно оценивать педагогические процессы и явления; видеть нерешенные
проблемы теории и практики обучения и воспитания студентов; принимать
нестандартные решения по перестройке учебно-воспитательной работы; настойчиво
внедрять инновационные технологии обучения, доказавшие свою эффективность;
умело использовать опыт профессионального обучения, накопленный в результате
психологических и педагогических исследований.
Таким образом, научное и педагогическое творчество – сложный и
многоступенчатый процесс. Для эффективной реализации педагогического
творчества, преподавателям необходимо знание основных этапов творческой
деятельности и подходов к ее осуществлению с учетом специфики высшей школы.
Заключение
Педагог в широком смысле слова — это тот человек, который передает знания,
умения, навыки и опыт. В узком смысле слова это тот человек, который получил
специальность и обучает людей в учебных заведениях.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. С
другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые
подчеркивают социально значение образования как важную преобразующую силу
общества. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических
идеалов, формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и
профессиональной подготовки человека — таковы функции современного учителя,
именно поэтому современный педагог должен быть оптимистически настроен,
следовать гуманистическим идеалам, справедлив и доброжелателен.
Педагог должен быть требователен к себе, стремиться достичь педагогического
мастерства, для этого необходима развитость воли и профессиональная психолого-
педагогическая направленность
Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической
деятельностью, комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально
важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учено-
познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное
педагогическое воздействие и взаимодействие
Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-
исторического опыта; новатор, эффективно работающий со знаниями,
исследователь, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий,
понимающий, отдающий свое сердце детям. Чтобы осуществлять столько функций,
современный педагог – эрудирован, подкован во многих вопросах.
Педагог формирует духовный мир молодежи в соответствии с принципами и
ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно,
формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах
человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности,
права, эстетики.
При работе с детьми самое главное – это рефлексия и эмоциональная отзывчивость.
Педагогика основана на любви и уважении к своему делу и своим ученикам, и если
ты не «горишь» этим делом, если ты эмоционально холоден, отстранен – то
настоящим, современным педагогом - быть не можешь.
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение
1 Ведущая деятельность Деятельность, внутри и
посредством которой
осуществляется
психическое развитие,
возникают важнейшие
психические
новообразования.
Предполагается, что
каждому периоду
обучения и воспитания
соответствует своя
ведущая деятельность.
2 Компетентность Уровень владения
человеком технологиями
профессиональной
деятельности, а также
наличие соответствующих
этой деятельности качеств
личности внепредметного
характера
(ответственности,
самостоятельности,
способности принятия
индивидуальных и
совместных решений,
творческого подхода к
делу, умения постоянно
учиться, гибкости
теоретического и
профессионального
мышления,
коммуникативности и др.).
3 Педагог Лицо, ведущее
практическую работу по
воспитанию, образованию
и обучению детей и
молодежи и имеющее
специальную подготовку в
этой области
4 Педагогическая
деятельность
Вид социальной
деятельности,
направленный на передачу
от старших поколений
младшим накопленных
человечеством культуры и
опыта, создание условий
для их личностного
развития и подготовку к
выполнению
определенных социальных
ролей в обществе.
5 Современный педагог это, прежде всего,
самостоятельный,
творческий и уверенный в
себе человек. К такой роли
нужно готовиться, потому
что выступать в ней
нелегко.
6 Специфика
педагогического труда
ряд требований, которые в
педагогической науке
рассматриваются как
профессионально
значимые личностные
качества, определяющие
его индивидуальный
стиль, интеллектуальную
и эмоционально-волевую
стороны личности.
7 Исследование многофункциональная
диагностика выявления
личностно значимых
качеств и
профессиональных
запросов педагогов для
организации
образовательного
процесса,
ориентированного на
12
профессиональное и
личностное развитие.
8 Методика выявления изучение общих сведений
о педагогах (возраст, пол,
образование,
педагогический стаж,
квалификационная
категория), их личностных
и профессиональных
характеристик и
потребностей.
9 Творческий потенциал профессионально-
психологические
возможности личности,
которые обнаруживаются
в уровне развития
интеллекта,
профессионализма и
социально-
профессиональной
направленности.
13
Список использованных источников
1 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин.
– СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
2 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. –
СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
3 Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. –
СПб. :Питер, 2009. – 352 с.
4 Виханский, О. С. Менеджмент: учебник. 4-е
изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский, А. И.
Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
5 Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д.
Макклелланд. – СПб. : Питер, 2007. – 672 с.
6 Херцберг, Ф. Мотивация к работе / Ф. Херц
берг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман – М. : Озон,
2007. – 240 с.
7 Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции /
А. Н. Леонтьев. – М. : Изд-во Московского
университета, 1971. – 258 с.
8 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии
/С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2010. – 713 с.
9 Мильман, В. Э. Метод изучения мотивационной
сферы личности / В. Э. Мильман // Практикум
по психодиагностике. – М, 1990. – С. 23–43.
14
Приложения
А Первая группа компонентов связана с
умением педагога управлять своим
поведением: владение своим телом
(пластика, мимика, жесты,
пантомима); управление своим
эмоциональным состоянием,
настроением (снятие излишнего
психического напряжения, создание
творческого самочувствия,
творческой атмосферы); социально-
перцептивные способности
(внимание, наблюдательность,
воображение); техника и культура
речи (дыхание, модуляция голоса, его
полетность, дикция, темпо-ритм
речи) и т.д.
Вторая группа компонентов
педагогической техники связана с
умением воздействовать на личность
и коллектив и раскрывает
технологическую сторону учебно-
воспитательного процесса:
дидактические, организаторские,
конструктивные, коммуникативные
умения; технологические приемы
предъявления требований,
управления педагогическим
общением, организации деятельности
и коллективных творческих дел и т.д.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!