Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Семейное право в СССР в послевоенное время

Тип Курсовая
Предмет История государства и права

ID (номер) заказа
3376683

500 руб.

Просмотров
1046
Размер файла
114.04 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕСемья, как основополагающая ячейка общества и государства, в котором это общество живет, как важный институт социализации человека, как общность людей, которых объединяют определенные отношения и связи – является важнейшим институтом государства и выполняет важнейшие социальные функции. Одна из наиболее значимых функций семьи выражается в том, что семья выступает прямым посредником между человеком и государством. А государство, в свою очередь, с помощью осуществления специальных законодательных норм, выступает гарантом защиты и поддержки всех членов семьи.
Грамотное осуществление семейной политики поможет раскрыть наиболее полезный потенциал для государства, заложенный в семейных взаимоотношениях.
Участниками семейных взаимоотношений, помимо мужа, жены и др. членов семьи, является такая мало защищенная социальная группа, как матери – одиночки, многодетные матери, работающие матери, а также их дети. От того, насколько продуманная и грамотная политика защиты этих
социальных групп будет разработана и предпринята государством, будет
зависеть успешность реализации и других направлений развития государства.
На данный момент в нашем государстве, в вопросах осуществления семейной политики, особое внимание уделяется этим группам населения.
Современное российское государство различными способами (социальными программами, методами стимулирования и т.д.) пытается решить спектр вопросов, касающийся защиты детства и материнства. Поэтому необходимо ретроспективное изучение социальной политики советского государства, которое в изучаемый исторический период нашло новые пути решения спектра вопросов, связанных с защитой и поддержкой материнства и детства.
Именно в исследовании семейной политики СССР, ее реализации, анализе результатов и успехов, и заключается актуальность темы исследования. Из этих соображений был обусловлен выбор темы диплома.
Характеризуя степень изученности темы данного исследования, можно отметить, что вопросы защиты, поддержки и охраны матерей и детей вызывали интерес у исследователей разных эпох. Условно можно выделить два этапа в развитии историографии темы:
– советский – 1950-середина 1980-х гг.
– современный – со второй половины 1980-х гг. и по настоящее время.
В советской историографии по данной теме, с момента провозглашения проведения новой социальной политики в СССР в послевоенные годы, у исследователей пробуждается интерес к изучению вопросов поддержки материнства и детства в предыдущие периоды. Все исследования того времени построены на принципах коммунистической морали, поэтому критической оценки политики советского государства нет. Однако эти исследования дают прекрасное представление о мерах, предпринимаемых СССР для защиты и поддержки материнства и детства.
В 1970-1980-е гг. вышло значительное количество работ справочного и энциклопедического характера по исследуемым вопросам. Однако, объективность данных, приводимых в подавляющем большинстве изданий этого периода, особенно цифровых, вызывает у современных исследователей определенные сомнения, поскольку некоторые из статистических выкладок того времени опровергают современной действительностью. Работы данного периода в основном носили социально-правовой или экономикодемографический характер и практически не имели исторической базы.
Анализ степени изученности темы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается доминирование междисциплинарных работ над историческими исследованиями по проблеме государственной политики в области регулирования семейно-брачных отношений, что определяет актуальность исторического подхода к исследованию темы.
Целью работы является изучение и анализ практики советского государства в области поддержки и защиты материнства и детства в 1950 – 1985 гг.
Цель данной исследовательской работы реализовывалась в решении следующих задач:
проанализировать правовую основу государственной политики поддержки материнства и детства в СССР в 1950-е-1985 гг.;
раскрыть основные формы государственной поддержки семьи и брака в 1950-е-1985 гг.;
осветить меры правительства по поддержке материнства и детства в СССР в 1950-е-1985 гг.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно – исторический, системный, комплексный, нормативный.
Объектом исследования стала политика, проводимая СССР в социальной сфере, а именно в сфере брака и семьи в 1950-1985 гг.
Предметом исследования квалификационной работы стали основные этапы становления и исторического развития законодательства о браке и семье, а также вопросы эволюции политики СССР в области семейных отношений в СССР в 1950-1985 гг.
Источниковая база исследования включает законодательные документы, материалы статистики и данные социологических исследований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СССР В 1950-1985-Е ГГ.1.1 Научное обоснование природы брака и семьи в советской наукеПолитика советского государства основывалась на определенном теоретическом фундаменте, определявшем место и роль семьи и брака в развитии общества.
Чтобы раскрыть основные теоретические положения политики, необходимо охарактеризовать понимание семьи и брака советскими законодателями. Принципиально важным становится вопрос о точном правовом смысле терминов «семья» и «брак» применительно к социалистическому семейному праву.
В советской юридической науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества.
Широко распространенное в дореволюционной литературе понимание брака как добровольного союза мужчины и женщины подвергалось критике в советском семейном праве «за претензии на унифицированную пригодность для всех времен и народов». Так, предложенное известным цивилистом Г.Ф. Шершеневичем определение брака: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении, и заключенный в установленной форме» подвергалось критике за отсутствие специфических признаков брачного союза определенной исторической формации.
Понятие брака в советской науке утвердилось через понимания его главной сущности в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по данному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно- политическая обстановка. Поэтому достаточно часто применялся термин «социалистический брак», что должно было установить принципиальное отличие советского брака от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка.
В.И. Бошко определял брак в СССР как «свободный и равноправный, как правило, пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных в законе, направленный на создание социалистической семьи и порождающий права и обязанности».
Приведенные выше определения брака можно свести к следующим общим признакам.
Во-первых, брак – союз (принципиально важным отличием здесь выступает то, что это союз людей, но ни в коем случае не сделка, и тем более, не договор) женщины и мужчины, основанный на моногамной связи. Если выразиться более точно, то советский брак – это единобрачный союз, в отличие от полигамных браков. В данном случае, такое определение было закреплено в «Основах законодательства СССР и союзных республик о браке и семье».
Во-вторых, брак – это свободный союз. Согласно все тем же Основам, вступление людей в брак являлось делом добровольным. Добровольным также являлось и желание граждан расторгнуть законный брак.
В-третьих, брак – это равноправный союз. Что законодатель понимал под равноправным союзом? А то, что мужчины и женщины, связывающие себя брачными отношениями, становились равноправными друг перед другом. Такое равноправие отражалось и как в отношении личных прав (к примеру, права на фамилию, на место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущественных отношений супругов.
В-четвертых, брак – в пожизненный союз. Этот признак представляет особый интерес, поскольку под «пожизненностью брака» понимались его цели, а именно: создание семьи, что в себя включало рождение и воспитание потомства. Также «пожизненность» выражалась во взаимной моральной и материальной поддержки супругов. Такие цели брака, как правило, имеют долгосрочный характер, и поэтому законодатель назвал брак - пожизненным союзом.
В-пятых, брак – это союз, при заключении которого соблюдается выполнение определенных правил, которые устанавливает государство. В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, было установлено, что государством признавался действительным только зарегистрированный брак. Также были уточнены положения по фактическим бракам (точнее, фактические сожительства, не нашедшие отражения в органах ЗАГС). Было установлено, что такой вид сожительства не несет за собой правовых последствий для людей, состоящих в таких отношениях.
В-шестых, в понятие брака следует включить и такой его признак, как цель брака. Целью брака, согласно Основам, явилось создание семьи, с последующим рождением и воспитанием детей.
Сохранял значение признак безрелигиозности данного союза, установленный первыми декретами Советской власти, означавший исключение церкви из процесса регуляции семейных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что брак, согласно законодательству, в указанный период изучения, есть свободный, равноправный и пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права, и обязанности.
Понятие «семья» в научной литературе советского периода нашла свое отражение через призму классового подхода. В основе определения данного термина было представление о ней, как о малой группе, основанной на браке или кровным родстве. В определении специфики советской семьи лежало противопоставление ее буржуазной семье, где распространены браки по расчету. Признаками советской семьи выступали добровольность, равноправие супругов, освобождение семейных отношений от частнособственнических отношений, влияния церкви, сословных, классовых и национальных предрассудков.
В науке семейного права семья получает определение в качестве «союза лиц, основанного на свободном и равноправном браке или близком родстве (нередко на усыновлении), идейно связанных участием в строительстве коммунизма, а также объединенных взаимной материальной и моральной поддержкой, заботой о коммунистическом воспитании потомства, осуществляемой при широкой и все возрастающей помощи государства и обладающих соответствующими правами и обязанностями».
Семейная политика в рассматриваемый период времени определялась в качестве «составной части социальной политики, отстаивающей специфические интересы семьи как одного из многих взаимодействующих между собой институтов и специфические интересы человека как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями».
Основополагающим принципом социальной политики СССР был определен принцип социальной защищенности семьи. Поддерживая возможность семьи самой реализовывать свой функционал, нести определенную ответственность за благосостояние совей семьи, политика государства в области семейных правоотношений должна была заботится о благосостоянии и благополучии таких семей, которые, в силу определенных обстоятельств, способностью отвечать за это не в силах, либо ограничена в возможностях. Данный принцип гарантировал для каждой советской семьи обеспечение минимального уровня дохода, социального обеспечения, правовой защиты и других видов государственной и общественной поддержки.
Другим принципом выступал принцип социального партнерства. В нем была воплощена идея о том, что государство и семья должны взаимодействовать, выступать помощником как с одной, так и, с другой стороны. Эта помощь должна быть подкреплена государственной финансовой политикой, выполнять определенные социальные мероприятия. В свою очередь, семья должна отвечать неким гарантом стабильности и защиты государства.
Третьим принципом являлся принцип диференцированности политики, учитывавший социально неоднородную структуру общества.
Одной из составляющих семейной политики, является политика поддержки материнства и детства. Это направление включает в себя множество различных аспектов: поддержку государством беременных женщин, социальную и экономическую поддержку матерей и семьи в целом, поддержку матерей – одиночек и многодетных мам, а также защиту детства. Все эти аспекты принимались и реализовывались на практике Советским государством в 1950-1980-е гг.
1.2 Законодательное закрепление брака и семьи в советской правовой системеВо все более реакционные времена 8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, Многодетным матерям и матерям-одиночкам, усилении охраны материнства и детства, установлении Почетного звания Матери-Героини и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Материнство".” Благожелательный фасад скрывал три “контрреволюционных” решения:
1) был решительный отказ признать фактический брак и его законность последствия (члены незарегистрированных семейных союзов были “приглашены” государством в органы записи актов гражданского состояния);
2) введена “драконовская” процедура развода (предварительная публикация в газете, обязательный этап примирения в районном народном суде, решение по существу дела в областном/республиканском суде,12 дорогостоящих сборов в связи с заработной платой). Процедура часто сопровождалась публичным осуждением при рассмотрении отдельных дел на заседаниях партийных или профсоюзных комитетов;
3) незаконнорожденные дети вновь были отнесены к категории детей, поскольку ни добровольное признание, ни судебное определение внебрачного отцовства не допускались.
Отцы больше не будут фигурировать в свидетельстве о рождении ребенка,13 была только “мать-одиночка”, получающая небольшое государственное пособие. Таким образом, Декрет отбросил наше семейное законодательство на 100 лет назад, добавив новую главу в историю в оруэлловском стиле. Именно так большинство специалистов по гражданскому праву с большей или меньшей степенью строгости оценивают его положения о семейном праве.
Однако, как это часто бывает, не все ученые согласны с этим вердиктом. Хотя мало кто отрицает сходство дореволюционного имперского подхода канонического права и декрета о разводе, они настаивают на том, что внешнее сходство маскирует принципиально разные мотивы: каноническое право стремилось поддерживать своего рода “сексуальную дисциплину”, обеспечивая святость брака, в то время как декрет хотел реабилитировать брак и укрепить семейные узы. Отчасти это стало реакцией на войну, которая породила множество внебрачных связей и романов на фронте и дома. Это, в свою очередь, наблюдался рост внебрачной рождаемости. Государство стремилось стабилизировать официальные браки и, что более важно, освободить мужчин от любых обязательств по отношению к матерям любых незаконнорожденных детей, которых они могли иметь. Эта вторая цель, вызывающая широкое негодование среди исследователей семейного права, игнорируется сторонниками декрета и связанных с ним документов. Эти сторонники лицемерно избегают любой оценки законодательства в этом контексте, сводя свою позицию к слабому “голосу в пустыне” инакомыслия.
Некоторые из этих законов о семье оставались в силе до 1965 года (процедуры развода), другие-до 1968 года (статус незаконнорожденных детей). Правовые последствия отказа государства признать правовые последствия фактического брака сохраняются и по сей день. Последнее обстоятельство будет дополнительно оценено.
В 1968 году были приняты Основы законодательства СССР и Союзных республик о Браке и семье были приняты, а 1969 год принес РСФСР Брак и семью Кодекс, возродивший в известной мере идеи революционных лет (кроме для правовой защиты фактического брака, как отмечалось выше). Однако все еще существуют некоторые ограничения в отношении статуса незаконнорожденных детей в отношении свободы судебного усмотрения при установлении отцовства. Так, положение ст. 48 Кодекса о браке и семье предусматривало, что при принятии положительного решения суды не могут оценивать все стороны жизни семьи и должны ограничиться рассмотрением одного или нескольких из четырех нижеприведенных вопросов:
1) сожительство матери ребенка и предполагаемого отца;
2) их общее хозяйство;
3) совместное воспитание или содержание ребенка;
4) признание ребенка своим.
В действительности общественная практика в этой области была гораздо более разнообразной и не сводилась только к этим критериям; были случаи (и не один), когда отцовство было очевидно суду, но законодательные ограничения не позволяли принять положительное решение. “Половинчатость” позиции законодателя была следствием влияния более ранних, жестких решений. Однако эта позиция вполне соответствовала тенденциям европейского семейного законодательства того времени: после десятилетий лидерства после 1917 года Россия вырвалась из “оруэлловского пространства” только для того, чтобы присоединиться к более широкому круг банальных ограничений, хотя и более либеральных.
Следует также отметить, что Кодекс 1969 года существенно закреплял процессуальный принцип вместе с процессуальной деятельностью суда – если не непосредственно (ст. 34 и др.), то через его толкование Верховным Судом СССР. Право суда рассматривать вопросы об опеке над детьми и алиментах перестало быть “рекомендуемым” и стало “обязательным” независимо от требований сторон в бракоразводном процессе. Это, однако, соответствовало позиции Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года, который расширил основания судебной деятельности в гражданском судопроизводстве. Кодекс 1969 года служил компромиссом между революционными фантазиями о свободе брака, семьи и родительства, пришедшими из 1917-1918 годов, и “драконовскими” нормативно - правовыми решениями 1940-х годов. Это оказало определенное влияние на семейное законодательство всей Восточной Европы: нормы брака и семьи были сосредоточены в специальном кодексе, идеи гендерного равенства были реализованы, отношения собственности супруги основывались на совместной собственности (без брачного договора).
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1950-1985 ГГ.2.1. Политика СССР по регулированию семьи и брака в1950-1985 гг.В СССР семья как важнейший институт советского общества находилась под контролем и патронатом государства и партии. На определенных этапах развития семейной политики государства, законодатель предпринимал меры, соответствующие потребностям общества и требованием времени.
Наше исследование семейной политики СССР, начинается с 50-х гг. XX в. В это время была заложена основа всего законодательства, действовавшего в Советском Союзе в последующий период. Однако, эта политика, в частности и семейная политика, была основана на рядах законодательных постановлений, принятых после Великой Отечественной войны. В осуществлении семейной политики, советское государство уделяло немало внимания поддержке семей военнослужащих, погибших воинов, демобилизованных и инвалидов Отечественной войны. Было принято Постановление СНК СССР от 21.09.1945 № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих». В целях поддержки семей военнослужащих, погибших фронтовиков и инвалидов ВОВ оказывалась помощь в улучшении материально - бытовых условий как отделами гособеспечения, так и различными организациями. Наряду с проводимой работой по трудоустройству демобилизованных и удовлетворению их запросов, партийные, советские и хозяйственные организации принимали ряд мер по оказанию помощи семьям погибших фронтовиков и инвалидам Отечественной войны.
В дальнейшем, с середины 1950-х годов правительством были предприняты меры социальной поддержки неполных семей. Постановлением Совета Министров СССР от 07.12.1955 № 2001 женщинам, состоявшим в зарегистрированном браке, в случае расторжения брака или смерти мужа устанавливалось право на получение государственного пособия, пособие устанавливалось и для одиноких матерей на детей, родившихся после расторжения брака или после смерти мужа. Государственное пособие, установленное для одиноких матерей, могло быть назначено также женщинам, ранее состоявшим в браке, на детей, родившихся от другого лица до расторжения брака или до смерти мужа.
Законодательной основой политики государства в сфере брачно-семейных отношений являлся Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый в 1969 г.
В соответствии со ст. 1. Задачами Кодекса о браке и семье РСФСР являлись:
дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали;
построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;
воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества;
всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку;
окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях;
воспитание чувства ответственности перед семьей.
Кодекс также установил порядок и условия вступления в брак, регулировал личные и имущественные отношения и т.д. (ст. 2 КоБС РСФСР). Новое законодательство упростило процедуру развода (через ЗАГС, при наличии детей — через нарсуд), узаконило аборт по личному решению женщины. Признало право на установление отцовства (и добровольно, и в судебном порядке), отрегулировало алиментные отношения, подтвердило режим общей собственности для супругов. Советское семейное законодательство провозгласило равные личные и имущественные права для мужа и жены и их равные обязанности перед семьей, обществом и государством.
Исходя из положений, озвученных выше, можно сделать вывод, что в осуществлении семейной политики, законодатель придерживается точки зрения, что главными функциями семьи являются демографические функции. В свою очередь, демографические функции можно разделить на прокреативные и жизнеохранительные, которые в полной мере реализует законодатель в своей деятельности. Рассмотрим подробнее реализацию этих функций.
Прокреативная функция. Другими словами, эту функция о воспроизведении потомства. В СССР, как и во множестве других стран, главная функция семейной политики заключается в поддержании уровня рождаемости населения, в обеспечении достойного существования граждан государства. При принятии мер и целей семейной политики государство особое значение уделяет числу рождаемости детей, которые зачастую рассматривается как главный показатель эффективности выбранного курса семейной политики. При таком изучении вопроса выделяется два дисфункциональных аспекта, такие как крайняя малодетность и противоположная ей – крайняя многодетность. В связи с этими особенностями и разрабатывается курс семейной политики. В СССР.
В исследованиях советских ученных было выяснено, что в период с 1951 – 1955 гг. около 80% населения СССР имели крайне низкий уровень рождаемости, который не обеспечивал даже обычного замещения поколений. Что интересно, в этот период, доля детей, рожденных вне брака, составляет 16,9 %. Чтобы решить вопрос с малодетностью населения, государство в Кодексе о браке и семье от 30 июля 1969 г. официально закрепляет статус многодетной семьи. Многодетными семьями считались такие семьи, в которых воспитывалось пять и более детей. Также в этом Кодексе были закреплены основные положения государственной политики по отношению к семье, а именно о том, что государство является гарантом развития семейно – брачных отношений. Эти обязательства государство обязывается выполнять в следующем виде: в создании и развитии широкой сети родильных домов, детских яслей и садов, школ – интернатов и других детских учреждений. К примеру, в Москве на 1975 г. в Москве функционировало двадцать семь родильных домов. Каждый из них имел свой номер. Пять из них считались роддомами при горбольницах. Также Советское государство обязалось установить выплаты пособий по рождению ребенка, по предоставлению социальных пособий и льгот одиноким, и, что не мало важно, многодетным семьям. Впоследствии, данные социальные меры, предпринятые Советским государством, несколько стабилизировали ситуацию в стране. В 60 - 70-е годы происходит снижение уровня малодетности в регионах, завершавших в это время переход к современному типу воспроизводства населения. Это касается таких регионов, как Прибалтика, Украина и Белоруссия.
Важным шагом навстречу семьям с низкими доходами со стороны государства стало Постановление «О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей». В этом документе Советское государство закрепляло за собой обязанность помогать малообеспеченным семьям, «…выплачивая пособия на детей в размере 12 рублей в месяц на каждого ребенка до достижения им 8-летнего возраста». Это была существенная помощь со стороны государства, необходимая для семей, чей доход не превышал прожиточного минимума.
В 1970-80-е годы государственная политика советского правительства смещается к поддержке «полной семьи», поощрению «семейного образа жизни». Большое внимание уделяется созданию идеологически верного образа «счастливой советской семьи».
Проводятся «недели» семьи, положительный образ «полной семьи» формируется в советских фильмах этого периода. Вводятся санкции против разводящихся на уровне парткомов и месткомов, в то время как брачный статус дает преимущества при выдвижении на руководящие посты, приеме в ряды КПСС, постановке на очередь на получение жилья. В Конституцию 1977 года была внесена статья, обязывающая родителей нести ответственность за воспитание детей, что положило начало отходу от идеи 1920-х годов – «воспитывает коллектив, а не семья».
2.2. Поддержка материнства и детства в СССР в 1950-1985 гг.Поддержка материнства была важной социальной, государственной функцией – государство брало на себя ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья детей.
Охрана материнства и детства в СССР — система государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья женщины и выполнение ею важнейшей функции – рождения здорового ребенка, а также его воспитания, всестороннего умственного и физического развития. Система охраны материнства и детства в СССР позволяет женщине сочетать материнство с участием в производстве и общественно-политической жизни страны.
Политика поддержки материнства и детства именуется как жизнеохранительная функция. Сохранение здоровья матери и ребенка, беременных женщин и только что родившихся детей, поддержание здоровья членов всех семьи является приоритетной линией в осуществлении семейной политики.
СССР славился многими блестящими учеными, выдающимися спортсменами и творческой интеллигенцией. Причина была не только в хорошем генофонде, но и в советских принципах воспитания детей. Вот некоторые из них.
Не надо идеализировать советское детство и то, как дети росли в СССР. В конце концов, было много темных сторон и сомнительных правил. Возьмем самый печально известный: "Если ты не можешь этого сделать - мы научим тебя; если ты не хочешь - мы заставим тебя."
Многие принципы советского образования были заложены в 1930-е годы легендарным педагогом Антоном Макаренко. В то время в России было огромное количество беспризорных детей, которые впоследствии могли стать преступниками; власти забирали их с улиц и помещали в детские дома, но превратить их в нормальных детей было уже довольно трудно. В одной из таких колоний для малолетних преступников Макаренко успешно перевоспитывал беспризорных детей в полноправных членов общества, опираясь на общечеловеческие ценности и высокие нравственные нормы.
Большая часть его опыта вошла в советские педагогические учебники и успешно применялась в системе общего образования. Вот некоторые из его принципов.
1. жесткая рутина
Много внимания уделялось распорядку дня ребенка с самого раннего возраста. Считалось, что все - включая сон и кормление - должно происходить по строгому расписанию.
Считалось, что даже если ребенок плачет между кормлениями, его не следует "успокаивать" грудным вскармливанием. Советские медработники навещали молодых матерей на дому и тщательно следили за тем, как ребенок набирает вес (в СССР это тоже предполагалось в соответствии с установленными нормами).
Дисциплина в этих вопросах поддерживалась и с детьми старшего возраста. Ясли, детские сады и школы всегда устраивали питание в одно и то же время, а мамам советовали не давать детям угощений между приемами пищи.
2. Закаливание детей и усыпление их на открытом воздухе
Свежий воздух считался полезным для иммунной системы и хорошего здоровья детей, поэтому бесстрашные матери брали своих детей в коляске на прогулку в течение нескольких часов даже при низких температурах. Многие дети днем спали на улице.
Такого же подхода придерживались и детские сады - детей укладывали спать на улице, чтобы, кроме всего прочего, избежать вспышек различных заболеваний.
Особой забавой было развивать у детей устойчивость к холоду, растирая их мокрыми полотенцами или обливая холодной водой на улице. Считалось, что он очень полезен для хорошего здоровья, в том числе и для сердца. А одним из главных лозунгов в СССР был "здоровый дух в здоровом теле".
3. приучение детей к физической культуре и спорту
В школах были обязательные занятия спортом, причем они варьировались в зависимости от времени года: зимой детей выводили на улицу кататься на беговых лыжах, а летом бегать на свежем воздухе. В другое время года занятия проводились в закрытых помещениях - дети занимались бегом и легкой атлетикой, играли в командные виды спорта.
Чтобы побудить и детей, и взрослых заниматься спортом, даже самый популярный певец-песенник Владимир Высоцкий написал короткую шуточную песенку о важности утренней гимнастики.
4. социализация детей
Детей отдавали в детский сад с самого раннего возраста (даже грудных младенцев), так как матери должны были как можно скорее вернуться на работу на благо советского государства. Кроме того, социализация была важным навыком, который ребенок получал в детском саду. Дети должны были научиться жить и работать в команде, а также брать на себя ответственность за свою команду.
5. учить детей быть ответственными
Коллективная ответственность - отличный метод, который может быть очень полезен в борьбе с сегодняшними издевательствами в школах.
6. обучение детей самостоятельности и приучение их к труду
Несмотря на коллективную ответственность, дети, конечно, должны были взять ответственность на себя. Кроме того, с детства их постепенно готовили к взрослой жизни. В обязательном порядке они должны были помогать взрослым и родителям, а значит, учиться делать все по дому, включая приготовление пищи и простую ручную работу.
7. сокращение свободного времени до минимума
Советские дети всегда были заняты. И оказалось, что чем больше дел им приходилось делать, тем больше они справлялись. Таким образом, они были подготовлены к работе и активной общественной жизни, например, в ячейке коммунистической партии.
Каждый ребенок либо оставался в школе после уроков, чтобы заниматься в кружке внеклассного домашнего задания-он назывался "продленный день" (сокращенно "продленка"), - либо посещал какой - нибудь другой кружок. Здесь было много детских центров искусств, спортивных клубов и музыкальных школ. Многие дети посещали несколько клубов. Помимо развития ребенка, они также значительно облегчали жизнь родителей - им не нужно было беспокоиться о том, чем занимаются их отпрыски, когда они находятся на работе.
Родители стремились дать своим детям самое лучшее и то, чего они сами, возможно, были лишены в детстве. Таким образом, они потратили почти все свои деньги на образование и развитие своих детей. Детей стимулировали к участию в олимпиадах и конкурсах.
8. не баловать детей
Особенно настоятельно рекомендовалось родителям не баловать своих детей, иначе они вырастут похожими на ленивых сыновей бывших дворян. Поэтому, в отличие от сегодняшнего дня, у советских детей никогда не было такого огромного количества игрушек, или такого выбора одежды, или каких-либо предметов роскоши (правда, этому способствовал дефицит товаров). С ранних лет советские люди считались нетребовательными в повседневной жизни.
Считалось, что избалованные и избалованные дети непременно превратятся в антисоциальных членов общества, если не в настоящих преступников!
9. привитие любви к природе
Советские дети, как вы, наверное, уже поняли, много времени проводили на свежем воздухе. Многие кружки также проводили свою деятельность на улице, был популярен интерес к ботанике и зоологии, существовали целые объединения юных натуралистов, изучавших особенности окружающей среды в своем районе. Детей также брали в походы в лес, учили скалолазанию и гребле на байдарках.
Родители тоже часто брали детей в деревню - учили их ловить рыбу и собирать грибы (главное, как определить, какие сорта съедобны).
10. обучение нравственным ценностям
Много внимания уделялось этическому воспитанию вообще. Известный поэт Владимир Маяковский написал "что такое хорошо и что такое плохо", ставшее очень популярным стихотворением. В отсутствие религии детей учили правилам поведения не из Библии, а через призму нравственных ценностей советских людей, строителей коммунизма.
Таким образом, в 1950-1980-е годы государство целенаправленно проводило политику укрепления семьи. Сохраняя данную общую стратегическую линию, оно меняло тактические приемы для ее реализации, опираясь на особенности норм права в действующем законодательстве, в том числе в сфере семейно-брачных отношений.
Фактически в послевоенный период проводилась государственная политика укрепления семьи, что следует отметить как важное позитивное достижение Советского государства. Эта государственно-правовая политика выражалась в изменении положения женщин и детей в сторону увеличения правовых и экономических гарантий, в привлечении внимания общественности к проблемам материнства и детства, создании женщине благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей с производственной и общественной занятостью. Были приняты экономические меры по повышению материального уровня жизни населения, строительству большого количества детских яслей, садов, школ, увеличилось гражданское строительство, сложно, но решался квартирный вопрос, особенно в районах Севера, больших строек.
Были предприняты законодательные меры, касающиеся охраны труда беременной женщины, женщины - матери. Государство полагало, что снижение числа абортов может быть обеспечено путем дальнейшего расширения государственных мер, направленных, на поощрение материнства, мер воспитательного и разъяснительного характера. В тоже время отмена запрещения абортов давала возможность устранения большого вреда для женщин, абортирующихся латентно.
В духе гуманного понимания прав незамужней женщины новое законодательство изменило порядок установления происхождения ребенка от определенных родителей, если родители ребенка не состояли в зарегистрированном браке. Было восстановлено право матери обратиться в суд для установления отцовства ее ребенку, рожденному вне брака.
В то же время, трудности послевоенного периода ограничивали возможности государства в оказании материальной поддержки материнства и детства. В 1950-е-1960-е гг. государство делало упор на пропаганду материнства и многодетности, повышение социальной значимости статуса женщины-матери через систему почетных званий и наград при второстепенной роли денежных пособий и выплат.
Государственная политика в сфере укрепления семьи приобрела системный характер на основе норм Конституции 1977 года: впервые в истории Советского государства в ее текст была включена статья 53, посвященная защите семьи государством, вопросам брака и семьи, определяющая принципы их построения. Под конституционным принципом защиты семьи государством стала пониматься всемерная (материальная, идеологическая, правовая) поддержка семьи и брака, направленная на создание благоприятных условий для образования, развития и стабилизации семьи, охраны ее от негативных явлений и процессов. Правовая охрана материнства и детства по мере совершенствования отношений в этой сфере все более соответствовала международным правовым стандартам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСемья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и росли в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полномочными представителями своего народа.
Являясь первичным институтом воспитания и становления личности, семья передает подрастающему ребенку не только знания, но и формирует его мышление и мировосприятие таким образом, чтобы каждый человек, становясь взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизнь окружающих. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в группе и ставить общественные интересы выше интересов отдельной личности.
Неизменными для исследуемого периода были представления об оптимальном количестве детей и сроке их рождения, распределение гендерных ролей в семье, отношение к гражданскому браку.
Окончание Второй мировой войны сформировало новую геополитическую конфигурацию. Естественно, стремление советского руководства использовать результаты Победы для защиты интересовстраны (как они их понимали). В то же время, будучи авторитетным игроком на международной арене, СССР понес огромные потери и нуждался в скорейшем восстановлении народного хозяйства. Следует иметь в виду, что как только на фронтах Великой Отечественной войны отгремели последние залпы, стало очевидно - оружие (громадная разрушительная сила) появилась, что дало заметные преференции стране, сумевшей ее создать. Именно этот клубок взаимодействующих факторов задал вектор и для развития семейно-брачных отношений в послевоенное время.
На основании проделанного исследования, были достигнуты результаты и сделаны следующие выводы. С формированием СССР, с развитием устройства внутренней политики государства, эволюционировала политика в области семейно – брачных отношений. Эту эволюцию можно проследить по законодательным актам и источникам, которые были приняты советской властью, на протяжении изучаемого исторического периода.
Таким образом, можно сказать, что в Советском Союзе создание системы поддержки материнства и детства шло по определенному пути и развивалось в определенных направлениях. Для этого были реализованы разнообразные социально – экономические мероприятия. Политика поддержки, охраны и защиты материнства и детства была выстроена на основании ряда законодательных актов СССР.
В целом, если подводить итог проводимой политики СССР в сфере семьи, материнства и детства, то можно сделать вывод, что произошел явный прогресс и эволюция политики. От примитивных мер поддержки семьи СССР пришло к прогрессивным формам защиты и поддержки. По мере развития семейных отношений, положения женщин и детей в советском государстве, происходило и развитие законодательных актов, регламентирующих отношения государства с этими общественными институтами. И по итогу, можно сказать, что по мере совершенствования отношений в этой сфере, происходило и совершенствование политики, которая впоследствии стала соответствовать международным правовым стандартам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзарова, Е. Г. Право и защита семьи государством [Текст] / Е. Г. Азарова, Ю. А. Королев, Е. В. Кулагина. – М.: Наука, 1987. – 192 c
Бошко, В. И. Очерки советского семейного права. Переработанные и дополненные В.А. Рясенцевым. [Текст] / В. И. Бошко, Рясенцев В.А. – Киев: МООП УССР, 1952. – 104 c.
Вишневский, А. Г. Эволюция семьи и семейная политика СССР. [Текст]: Монография / А. Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992. – 140 c.
Ворожейкин, Е. М. Брак и семья в СССР [Текст] / Е. М. Ворожейкин. – М.: Знание, 1973. – 64 c.
Копелянская, С. Е. Права матери и ребенка [Текст] / С. Е. Копелянская. – М.: Государственное издательство медицинской литературы «Медгиз», 1953. – 151 c.
Краснопольский, А. С. Охрана прав матери и ребенка в СССР [Текст] / А. С. Краснопольский, Г. М. Свердлов. – М.: Государственное издательство юридической литературы., 1951. – 118 c.
Лебедева, В. П. Охрана материнства и младенчества в стране Советов [Текст] / В. П. Лебедева. – М.- Л.: Государственное медицинское издательство, 1934. – 262 c.
Матвеев, Г. К. Советское семейное право [Текст]: учебник для вузов / Г. К. Матвеев. – М.: Юрид. лит., 1985. – 43 c.
Новикова, Е. Ч. Забота партии о женщине-матери. Опыт КПСС в решении женского вопроса [Текст] / Е. Ч. Новикова. – М.: Наука, 1981. – 165 c.
Полякова Ю.А. Население России в XX веке. Исторические очерки. В 3-х т. Т.1. 1900-1939 [Текст] / Ю.А Полякова. – М.: РОССПЭН, 2000. – 463 c.
Рясенцев, В. А. Семейное право [Текст]: Учебник для высших юридических учебных заведений / В. А. Рясенцев. – М.: Юридическая литература, 1967. – 326 c.
Свердлов, Г. М. Советское семейное право [Текст]: Учебник / Г. М. Свердлов. – М.: Государственное издательство юридической литературы, 1958. – 302 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.