Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Связь межполушарной асимметрии с познавательной и эмоциональной сферой

Тип Курсовая
Предмет Нейропсихология

ID (номер) заказа
3376725

500 руб.

Просмотров
804
Размер файла
53.61 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
В настоящее время при организации образовательной деятельности с детьми разных возрастов, в частности – с детьми старшего дошкольного возраста, для обеспечения наибольшей эффективности образовательного процесса, большое значение имеет учет психологических индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тип межполушарной асимметрии накладывает отпечаток на личностные свойства, динамику развития и особенности психических функций, которые объединяются специалистами в две большие группы – познавательную и эмоциональную сферу.
Учет вида межполушарной асимметрии при организации диагностической и коррекционной работы способствует дальнейшей наиболее полной социализации каждого индивидуума, позволяет подбирать наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми, облегчает выполнение коррекционных заданий с одновременным достижением образовательных и коррекционных целей. Поэтому тему курсовой работы считаем актуальной. Также актуальность данной работы связана с тем фактом, что изучение специфики психологических функций, обусловленной разными видами межполушарной асимметрии, проводилось в основном на взрослых и подростках. В тоже время значение старшего дошкольного возраста, его новообразований, необходимости в данные возрастные рамки адаптации к новым условиям жизнедеятельности (подготовка к школе), особенностей при учете доминирования одного из полушарий, трудно переоценить, так как именно в данный возрастной период закладываются основные личностные качества, фундамент личностных свойств, которые будут играть немаловажное значение в дальнейшем развитии.
Целью нашей курсовой работы является изучение особенностей взаимосвязи межполушарной асимметрии с познавательной и эмоциональной сферой у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы определила задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники по данной проблеме.
2. Изучить основные методы и приемы психологической диагностической и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих индивидуальные особенности, связанные с определенным видом межполушарной асимметрии.
3. Разработать рекомендации по коррекционной и диагностической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими данные психологические особенности.
Предмет исследования: связь межполушарной асимметрии с познавательной и эмоциональной сферой.
Объект: особенности влияния вида межполушарной асимметрии на свойства познавательной и эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности межполушарной асимметрии оказывают влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ теоретических источников, индукция, дедукция, сравнение, синтез, абстрагирование.
Практическая значимость: проведенное теоретическое исследование, подобранные методы и приемы коррекции, разработанные методические рекомендации могут быть применены в организации образовательных, психологических коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, а также в просветительской, консультационной работе с педагогами и родителями воспитанников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия и характеристики межполушарной асимметрии
1.1 Понятие межполушарной асимметрии, ее виды и свойства
В настоящее время изучение специфики функционирования правого и левого полушария основывается на следующих направлениях:
1. Изучение специфики локальных нарушений психических функций при поражении симметричных отделов (очагов) левого и правого полушария. Данное направление позволило выявить сложное строение психических функций, в частности – мнестической, которое основывается на функционировании различных отделов левого и правого полушария. Так, было выявлено, что отсроченное запоминание связано с работой левого полушария, а непосредственное – с работой правого. Также было выявлено, что у правшей произвольными процессами управляет левое полушарие, а непроизвольными – правое [20,27,40].
2. Второе направление связано с изучением, сопоставлением целостных нейропсихологических синдромов, которые возникают вследствие с поражением симметричных корковых зон левого и правого полушария. В настоящее время наука столкнулась с необходимостью разработки новых методов изучения непроизвольных процессов, например, восприятия, памяти, которые имеют преимущественно правополушарную организацию. Данная необходимость обусловлена несомненным отличием в парциальном участии правого полушария при реализации различных психических функций. В связи с последним необходимо отметить, что каждая психическая функция реализуется посредством участия всего головного мозга, но разные мозговые структуры полушарий играют различную (парциальную) роль в ее осуществлении [21,40].
В настоящее время, согласно исследованиям, проведенными учеными, существует ряд положений, которые являются закономерными и доказанными научными явлениями:
1. Как упоминалось выше, каждый отдел левого и правого полушария принимает парциальное участие в реализации той или иной психической функции. Участие каждого отдела полушарий в различных системах неоднозначно. Как правило, выделяют моторные, сенсорные и психические асимметрии. К моторной асимметрии, в частности, относится доминирование в двигательных актах левой либо правой руки. К сенсорным – зрительное, обонятельное, тактильное восприятие, к психическим – интеллектуальные, мнестические, перцептивные функции, мозговая организация речи [2: с. 51 -58,18,32].
2. А.П. Чуприков и его сотрудники, основываясь на трех видах асимметрии, связанных со зрением, слухом и ведущей рукой, выделил восемь типов межполушарной асимметрии. Можно сделать вывод, что, если учитывать другие типы асимметрий, видов межполушарной асимметрии можно выделить еще больше. Так, на основе моторной асимметрии в свою очередь можно выявить чистых правшей, у которых наряду с правой рукой, которая выступает в качестве ведущей, доминирующими также являются правый глаз и правое ухо при восприятии информации, поступающей извне. Также, среди правшей встречаются и такие, которые обладают ведущими левым глазом и ухом. Если рассматривать левшей и амбидекстров, то у них также можно выделить свои группы [10,27,37].
3. Каждая форма межполушарной асимметрии характеризуется своей степенью выраженности, которую, многие исследователи стали измерять при помощи специфичного количественного показателя – коэффициента межполушарной асимметрии. Поэтому качественное, содержательное описание парциальной асимметрии всегда должно быть дополнено количественными данными [29,40].
4. В основе формирования межполушарной асимметрии лежат биосоциальные факторы. Как показали исследования, у детей функциональная специализация обеих полушарий является врожденной, однако, с возрастом происходит дальнейшее развитие, усложнение механизмов межполушарной асимметрии [31]. Данный факт подтверждается измерением биоэлектрической активности мозга в разные возрастные периоды, а также экспериментально-психологическими данными, полученными, например, при дихотическом прослушивании. Раньше всего проявляется межполушарная асимметрия в моторных и сенсорных зонах коры головного мозга, позже – в ассоциативных зонах. Имеются данные о снижении ЭГГ-показателей в старческом возрасте.
Специфичность вклада правого и левого полушария в реализацию психических функций изучена в разной степени. Если по преимуществу левосторонняя организация речевой функции (открытие зоны Брока) как и доминирующая роль правого полушария в управлении невербальными гностическими процессами, являются доказанными научными фактами, то участие обеих полушарий в остальных психических функциях, в функционировании познавательной и эмоциональной сферы, изучено не столь детально [3,22].
В частности, исследования показали, что даже в реализации речевой функции есть такие уровни организации, которые осуществляются при незаменимом участии правого полушария. Также при зрительном восприятии и обработке зрительной информации, поступающей через зрительный анализатор, большую роль играет правое полушарие, вклад которого в отдельные процессы зрительного восприятия оказывается незаменимым [40].
Различные поражения головного мозга позволили выявить значение правого полушария в осуществлении элементарных и сложных познавательных функций. Изучение локальных симметричных поражений зон коры левого и правого полушария способствует открытию новых функций, которые укладываются в познавательную и эмоциональную сферу индивида. Таким образом, специфика работы полушарий мозга в осуществлении того или иного психического процесса является доказанным явлением [5,16,38].
Можно сделать вывод, что индивид с доминированием правого полушария, то есть, обладающий правосторонней асимметрией (левша), всегда отличается своим поведением от субъектов с левосторонней асимметрией. Такое отличие возникает вследствие отпечатка, который накладывает межполушарная асимметрия на познавательную и эмоциональную сферу. Комплекс, включающий моторную, сенсорную и функциональную асимметрию, дает основание причислить индивида к группе субъектов, имеющих определенный латеральный профиль. В настоящее время выделяют три основные, не включая второстепенные, группы, отличающиеся друг от друга типом мозговой организации: левополушарную, правополушарную и равнополушарную (амбидекстры) [19].
Рассмотрим подробнее левополушарную и правополушарную организацию, как наиболее распространенные типы.
У индивида с левополушарным типом организации доминирует левое полушарие. Левое полушарие отвечает за интеллектуальные операции со знаками (в том числе алфавитом): их анализа и последующего синтеза в определенные логические последовательности, которые носят закономерный характер. Вследствие чего у данных индивидов хорошо развито словесно-логическое, концептуальное мышление. При синтезе символов, слов в текст, правши придают однозначный смысл суждению, благодаря чему его трактование носит сугубо однозначный характер. Вследствие последнего можно сделать вывод, что правши обладают высокой способностью к анализу информации, однако, он носит достаточно специфичную узкоспециализированную форму. В отношении эмоциональной сферы охарактеризовать правшей можно как рационалистов, стремящихся к нахождению, прежде всего, смысла происходящих событий и мало интересующихся их эмоциональной стороной [7,25: с. 156-165].
Левшей – субъектов с доминированием правого полушария, можно охарактеризовать, как имеющих конкретно-образный, образно-абстрактный тип мышления, который также имеет дивергентный уклон. Такие индивиды всегда обладают способностью генерировать множество решений одной ситуации, для них нет рамок в преодолении негативных условий. Правое полушарие, осуществляя непрерывный контроль над подсознательными процессами и контроль над непроизвольным поведением, генерирует образные, структурированные преобразования информации, производит оценку сложности и наличия симметрии изучаемого предмета [41].
Левши способны быстро выявлять суть противоречивой напряженной ситуации, они проникают в суть события, видят не только «предмет», но и «фон» на котором он находится. Как правило, эмоциональная сфера взрослых левшей достаточно хорошо развита. Они характеризуются богатым комплексом различных эмоциональных оттенков, которые актуализируются при рассмотрении различных жизненных обстоятельств [39: с. 303-308,42].
Таким образом, можно сделать вывод, что правое и левое полушарие коры головного мозга принимают парциальное участие в реализации различных психических функций (познавательной и эмоциональной сферы). Необходимо отметить, что левое полушарие отвечает за речевую функцию, а правое – за регуляцию непроизвольных психических процессов. Межполушарная асимметрия имеет биосоциальную природу, которая заключается во врожденной специфике правого и левого полушария, развивающейся также под воздействием социальных факторов.
1.2 Взаимосвязь межполушарной асимметрии с познавательной и эмоциональной сферой детей старшего дошкольного возраста
В предыдущем параграфе мы выяснили, что межполушарная асимметрия влияет на развитие познавательной и эмоциональной сферы, что каждое полушарие вносит свой парциальный вклад в реализацию каждой психической функции, эмоциональное реагирование на окружающие условия. Рассмотрим взаимосвязь межполушарной асимметрии с познавательной и эмоциональной сферой у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение такой психической функции, как внимание при помощи методики «Корректурная проба» показало, что концентрация, распределение, продуктивность данной функции у леворуких детей (доминирование правого полушария) находятся на значительно более низком уровне, чем у правшей. Результаты данного исследования статистически достоверны в соответствии со статическими критериями. Исследование таких свойств внимания, как объем и переключение, также показало наличие отличий, которые оказались статистически значимы [12,15: с. 35-36,28].
В ходе исследования пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста было выявлено отличие такового по свойствам и уровню развития от взрослых людей.
Леворукие дети значительно хуже ориентируются в пространстве, чем их праворукие сверстники. Эффективность ориентировки в пространстве относительно какого-либо предмета, либо себя, уступает по качественным и количественным показателям (56,3% и 54,1% соответственно) уровню развития ориентировки у правшей. Такие же данные были получены и при изучении пространственной ориентировки среди близко расположенных объектов (например, игрушек), в комнате, на улице. Ориентировка в пределах собственного тела у леворуких находится на более высоком уровне в соответствии с правильными ответами, но латентный период правильного реагирования на стимулы у данных детей значительно больше, чем у праворуких [15: с. 35-36, 18].
Образовательная деятельность в детском саду и школе предполагает развитое умение детей ориентироваться на плоскости листа бумаги и высоко развитые другие виды пространственной ориентировки. При проведении теста Д.Б. Эльконина «Графический диктант» были получены следующие качественные и количественные данные:
1. Выполнение задания под диктовку психолога было реализовано обеими группами детей (левшами и правшами) на высоком уровне.
2. Самостоятельное выполнение графического диктанта позволило выявить существенные различия праворуких и леворуких детей по уровню развития пространственного мышления. Так, проведение данного исследования, показало, что дети с доминированием правого полушария значительно лучше выполняют графический диктант, чем праворукие. Возможно, это связано с тем, что дети с правополушарным типом асимметрии видят узор целиком и им не составляет особого труда провести линию, чтобы его правильно отобразить на бумаге. Последнее означает, что леворукие дети обладают высоким уровнем потенциальных возможностей к развитию психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения [6,14,36].
Различия в уровне развития психических функций (пространственного мышления, в частности) наблюдались и при выполнении методики «Кубики Кооса», теста Векслера на выявление особенностей интеллектуальных процессов, мыслительных операций. Леворукие дети при выполнении данных заданий меньше обращаются к помощи психолога, часто выполняют задание в уме, не прибегая к методу «проб и ошибок», не применяют сравнение результата выполнения с образцом, так как держат образ узора в памяти [30].
Высокий уровень развития некоторых операций пространственного мышления у левшей по всей видимости связан с наличием синтетического способа переработки информации: дети способны представить узор из кубиков, который требуется составить, как в двумерном, так и в трехмерном виде [35].
В результате исследования мнестической функции было выявлено преобладание у левшей образной памяти, причем уровень ее развития оказался выше, чем у детей с левополушарной асимметрией. Но различий в моторной, словесно-логической и эмоциональной памяти у детей старшего школьного возраста с обеими видами межполушарной асимметрии, выявлено не было, что расходится с результатами, полученными при проведении психодиагностики со взрослыми [33]. Данное отличие, по всей видимости, обусловлено тем, что развитие словесно-логической памяти, связанной с работой левого полушария, высокими темпами идет в более старшем возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом развитие познавательной сферы в зависимости от типа межполушарной асимметрии (доминирование правого или левого полушария) имеет свои отличия у детей разных категорий:
1. В связи с доминированием правого полушария, которое в большей степени связано с образным мышлением, леворукие дети лучше владеют некоторыми мыслительными операциями: синтезом отдельных частей изображения в целое, удержанием в памяти образца выполнения задания.
2. Вместе с тем, вследствие того, что мир приспособлен в большей степени для людей с доминированием правого полушария, леворуким приходится овладевать приемами преобразования моторных и интеллектуальных действий в рамки собственных умений и навыков [11].
3. Развитие образной памяти у детей с доминированием правого полушария находится на более высоком уровне, чем развитие словесно-логической [34].
Исследование эмоциональной сферы выявило, что, вопреки существующим в современной литературе данным об преобладании негативного фона настроения у леворуких детей, все старшие дошкольники (независимо от латеральности) обладают позитивным настроем, хорошим психофизиологическим самочувствием, за некоторыми исключениями: левши и правши обладают положительным эмоциональным состоянием, однако у детей с правополушарной асимметрией существует более выраженная направленность на отдых, покой, они менее оптимистичны и энергичны, чем правши (по результатам проведения теста Люшера) [1,4: с. 3-21].
Также, в целом дети всех категорий обладают средним уровнем тревожности, однако, если рассматривать содержательные характеристики этого качества и их соотнесенность к личности продиагностированных детей, можно сделать вывод, что леворукие дошкольники больше испытывают чувство тревожности при возникновении фрустрирующих ситуаций в общении со сверстниками. Наибольший уровень тревоги леворукие дети проявляют при возникновении агрессивных реакций со стороны ровесников, как ответ на их поведение.
Выявлен высокий уровень тревожности детей с доминированием правого полушария в бытовых ситуациях. По всей видимости данный факт связан с тем, что леворукий ребенок живет в мире, приспособленном для правшей, поэтому испытывает закономерные трудности в воспроизведении повседневных бытовых действий [29,43].
Более ярко отличия эмоциональной сферы у старших дошкольников с правополушарной асимметрией проявляются при проведении теста Розенцвейга, предполагающего изучение реакций ребенка на напряженные, фрустрирующие ситуации. Характер результатов, полученных при проведении этой методики, показало, что поведение данных дошкольников в экстренных ситуациях менее конструктивно, чем у правшей, и направлено, прежде всего, на защиту своего «Я». В целом, поведение детей с ведущей левой рукой отличается недостаточной гибкостью, трудностями в преодолении негативных условий окружающей среды, реакциями самообвинения и нарастающем чувстве вины при длительном воздействии стрессового фактора. Также было выявлено, что дети данной категории склонны к конфликтному поведению в ответ на сложные жизненные обстоятельства. Леворукие дети больше склонны к невротическим реакциям, у них часто присутствует неадекватная самооценка и уровень притязаний, внутренняя конфликтность, они больше, чем праворукие дошкольники нуждаются в помощи взрослого [17,20].
Таким образом, леворукие дети более склонны к таким мыслительным операциям, как анализ и, прежде всего – синтез, благодаря которым они способны представить предмет в различных пространственных положениях. В тоже время, у старших дошкольников более развита образная память, благодаря которой они способны оперировать с образцом задания в абстрактном плане. Однако эмоциональная сфера таких детей достаточно уязвима, они нуждаются в помощи взрослого.
Выводы по первой главе
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Межполушарная асимметрия включает, в свою очередь, разные типы асимметрий – моторную, сенсорную, асимметрию психических функций. Выделяют следующие типы межполушарной асимметрии, которые связаны с доминированием в действиях той или иной руки: правополушарную (левши), левополушарную (правши), равнополушарную (амбидекстры). В нашей работе рассматривается психика детей старшего дошкольного возраста с праворукостью и леворукостью, как наиболее распространенными видами межполушарной асимметрии.
2. В настоящее время доказанными научными фактами является доминирующее значение левого полушария, как мозговой основы речевых психических процессов, а правого – как фундамента для контроля над непроизвольными психическими актами. В тоже время участие левого и правого полушария в организации различных психических процессов, в том числе, речевых, не столь однозначно.
3. Межполушарня асимметрия накладывает свой отпечаток на развитие познавательной и эмоциональной сферы. В этих целях было произведено сравнение праворуких и леворуких детей. Последние обладают более низким уровнем развития зрительного внимания и восприятия, чем праворукие. Вместе с тем, следует отметить, что отдельные мыслительные операции, входящие в состав пространственного мышления, оказались даже более развитыми у леворуких, чем праворуких детей (пространственный анализ, синтез). Память у левшей развита прежде всего образная.
4. Старшие дошкольники с леворукостью обладают большей эмоциональной уязвимостью, чем праворукие, у них наблюдается более высокий показатель невротизации, конфликтности, тревожности, распространенность неадекватной самооценки и уровня притязаний.
Глава 2. Методические основы психологической диагностической и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих разные виды межполушарной асимметрии
2.1 Методы и приемы психодиагностической работы с данными категориями детей
Определение доминирования правого или левого полушария – типа межполушарной асимметрии, которая проявляется в том, какая рука у субъекта является ведущей, осуществляется при помощи специальных методик – нейропсихологических проб. Рассмотрим наиболее популярные, часто применяемые из них (в том числе для старших дошкольников):
1. «Переплетение пальцев рук». Тест выполняется быстро, без подготовки: у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.
2. «Поза Наполеона». У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть под правым предплечьем. У левшей левая кисть сверху, а под левым предплечьем правая кисть.
3. «Аплодирование». У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая [1,8].
4. Особенно информативными являются пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга). Движения ведущей руки могут быть более медленными, но одновременно более точными, правильными. Если изучать результаты рисования, можно выявить, что фигуры, нарисованные ведущей рукой, более правильны: линии аккуратно соединяются без расхождения, углы не сглажены, фигуры имеют соответствующую форму, без искажения, линии плавные, обусловленные отсутствием тремора руки. Еще более эффективной данная методика является при ее выполнении с закрытыми глазами, тогда точность и правильность отображения фигур ведущей рукой видна более явно, чем некорректность при изображении фигур неведущей рукой [34].
5. Учитывая, что скорость и сила ведущей руки превосходит таковые у неведущей, можно применять различные задания, которые предполагают высокую скорость и силу выполнения. Так, можно подсчитать среднее количество простукиваний ручкой, либо указательным пальцем, воспроизводимых три раза в течении десять секунд [1,34].
Силу ведущей руки можно определить при помощи ручного динамометра, замер показателей производится три раза, затем вычисляется среднее значение. Рука является ведущей, если ее сила выше неведущей руки на 2 кг.
Существуют авторские методики определения межполушарной асимметрии [8,17], такие как:
Методика Э. Кречмера. Данный ученый считал, что определение рукости необходимо осуществлять на основе наблюдения привычных для ребенка действий: как он поливает цветы, какой рукой достает книжку с полки, толкает палкой шарик, вынимает пробку из ванной, зажигает спичку, застегивает молнию и т.д. Ведущая рука может быть выявлена при помощи рисования ребенком кругов, узоров. Таким образом, если при выполнении вышеописанных действий ребенок выбирает левую руку и ее движения отличаются точностью и легкостью, то он скорее всего левша. Полную картину, дающую информацию о ведущей руке, можно получить, применяя дополнительные методы и приемы определения межполушарной асимметрии.
Методика М. Озьяс [30]. Данная нейропсихологическая проба основывается на наблюдении за ребенком при выполнении графических заданий и бытовых действий. Ученая рекомендует применять при сложных случаях определения рукости все 20 заданий теста, в иных ситуациях можно использовать сокращенный вариант методики. Приводим некоторые из этих заданий:
1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Разрезать бумагу ножницами.
3. Нанизать бусины на нитку.
4. Почистить обувь щеткой.
5. Намотать нитку на катушку.
6. Перелить воду из одного сосуда в другой.
7. Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.
8. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
9. Капнуть из пипетки в узкое горлышко бутылки.
10. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Во время выполнения методики психолог заполняет протокол, в котором каждый раз отмечает, какой рукой действовал ребенок (либо обеими).
Тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского [17,32]. Данная методика построена на заданиях, учитывающих способ манипулирования предметом. Комплекс заданий включает бытовые, некоторые действия при их осуществлении ребенок воспроизводит двумя руками, что затрудняет определение ведущей руки. Поэтому тест предусматривает проведение дополнительных проб, которые позволяют более точно определить ведущую руку. Эффективность проведения теста зависит от создания необходимых условий: важно продумать в какой комнате будет проходить тестирование, при проведении методики создать положительный эмоциональный фон, который поможет раскрыться ребенку.
Тест проходит один на один. Психолог сидит за столом, прямо напротив ребенка. Проведение начинается с произнесения психологом следующих слов: «Сейчас мы немного поиграем» или «Давай поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».
Весь стимульный материал необходимо класть строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка. Также временно не используемые методические пособия можно положить на маленький столик, рядом с столом, на котором проводится исследование, чтобы ребенок на них не отвлекался. Всего методика включает девять заданий, которые необходимо выполнить.
Задание №1. «Рисование». Перед дошкольников кладется лист бумаги и карандаш. Далее психолог просит нарисовать что-либо, что он хочет или может. Потом психолог просит нарисовать тот же рисунок другой рукой. Как правило, дети начинают говорить, что у них не получится, на что психолог отвечает: «Конечно, я понимаю, что это трудно, но ты все-таки постарайся выполнить это задание». При констатировании результатов, необходимо учитывать не только руку, которой работает ребенок, но и качество рисунка.
Рисунки, которые ребенок выполняет ведущей рукой, более точные, пропорциональные, менее заметен тремор, нет разрывов линий, лишних штрихов. При выполнении данной методики также следует учитывать, как сидит ребенок, напряжен ли он при выполнении задания, как держит карандаш или ручку.
Задание №2. «Открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка». Психолог предлагает ребенку раскрыть коробочки, чтобы найти спичку. При этом ведущая рука воспроизводит главные действия – открывает, закрывает коробки.
Задание №3. «Построение колодца из спичек». При выполнении данного задания ведущая рука используется более активно.
Задание №4. «Игра в теннисный мяч». Психолог кладет прямо перед ребенком мяч небольшого размера, например, теннисный. Просит дошкольника кинуть ему мяч через стол, броски повторяются три-четыре раза.
Задание №5. «Вырезание ножницами изображения из открытки». Психолог дает ребенку ножницы, открытки и просит вырезать ими изображения (узора, котенка, цветка). При этом ребенок более активно пользуется ведущей рукой и она не обязательно та, которая держит ножницы, а та, которой дошкольник поворачивает открытку. Данный тест не является информативным, если ножницы не подходят ребенку по размеру. Также вместо данного приема можно применить раскладывание карточек лото: испытуемый одной рукой держит карточки, а другой – раскладывает, как правило последняя рука является ведущей.
Задание №6. «Нанизывание бусин на шнурок». При выполнении данного задания ведущая рука осуществляет активные движения, независимо от того, в какой руке испытуемый держит шнурок.
Задание №7. «Выполнение вращательных движений». Респонденту предлагается открыть две-три бутылочки с завинчивающимися крышками. При выполнении данного задания ведущая рука более активна, не следует забывать, что крышка в руках ребенка может быть неподвижна, а вращаться может сама бутылочка.
Задание №8. «Развязывание узелков». Психолог заранее готовит стимульный материал – завязывает неплотно несколько узелков на веревке средней толщины. Далее он просит ребенка развязать узлы – при этом ведущая рука будет развязывать, а второстепенная – держать узел. Данное задание является не столь информативным, так как развязывание узелков – задача достаточно сложная и респондент может при этом применять две руки одновременно. Тогда можно предложить составить цепочку из скрепок – при этом ребенок держит одной рукой скрепку, а другой пытается присоединить (ведущая рука).
Задание №9. «Построение из кубиков узора, башни, ограды, складывание рисунка по образцу». При этом ведущая рука выполняет более активные действия, складывает, поправляет кубики.
Десятым пунктом является отметка о том, был ли кто из родственников ребенка леворуким. По ходу выполнения заданий психолог ведет протокол, отмечая каждый раз, какая рука ребенка была наиболее активна. Далее подсчитывается количество плюсов и делается вывод о виде межполушарной асимметрии, присущей данному ребенку.
При организации исследования необходимо создать соответствующую положительную атмосферу, учитывать индивидуальные особенности старшего дошкольника, его возрастные новообразования. Также важно учитывать более сложные случаи при определении вида межполушарной асимметрии – наличие графических и бытовых правшей, левшей.
2.2 Рекомендации к проведению диагностики и коррекции познавательной и эмоциональной сферы леворуких детей
Как отмечалось выше, диагностику познавательной и эмоциональной сферы у детей с разными видами межполушарной асимметрии необходимо проводить с учетом принципов психологии:
1. Учет индивидуальных особенностей.
2. Возрастных особенностей.
3. Принципа гуманности.
4. Построение заданий от простого к сложному [34].
В соответствии с выявлением леворуких детей старшего дошкольного возраста, их психологических особенностей, по результатам диагностики, составляется коррекционная программа, проведение которой способствует наиболее полной адаптации леворукого ребенка к социуму.
Результаты теоретического исследования показали, что у левшей на низком уровне развития находится такие психологические функции, как пространственное внимание и восприятие, пространственная ориентировка. Поэтому необходимо подобрать коррекционные задания для развития данных функций до оптимального уровня. Приведем некоторые задания и упражнения, которые способствуют достижению данной цели (коррекции внимания и восприятия) [6,9,35]:
1. «Классификация». Ребенку предлагается набор геометрических фигур, которые отличаются друг от друга по размеру, толщине, цвету. Затем психолог просит разложить данные фигуры по группам, характеризующиеся наличием определенного признака. Далее психолог задает следующие вопросы: 1) почему ты именно так разложил фигуры (выявление принципа классификации); 2) как еще можно разложить данные фигуры по группам?
2. «Определи форму». Дошкольнику дают набор картинок предметов, имеющих явную геометрическую форму (арбуз, тарелка, яйцо, пирамидка, аквариум), затем психолог просит к каждой картинке подобрать соответствующую геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
3. Детям предлагается набор зашумленных картинок, на которых изображены предметы в разных пространственных положениях, а также наложенные друг на друга, перечеркнутые, имеющие только контур. Просят ребенка назвать каждый предмет, если он затрудняется дать ответ, то психолог просит обвести соответствующую фигуру пальцем.
Также можно применять упражнения для развития зрительного анализа, синтеза, конструктивных действий [13]:
«Из каких фигур состоит рисунок». Ребенку предлагаются рисунки, которые составлены из отдельных геометрических фигур. Психолог задает вопросы следующего характера:
1. Из каких фигур состоит рисунок?
2. Сколько кругов, квадратов, треугольников содержит данный рисунок?
3. Скажи, какой рисунок состоит из четырех квадратов, двух треугольников, одного круга?
«Сложи картинку». Для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант данного задания: картинку заранее наклеивают на картон и разрезают на 15-20 частей. Далее психолог оповещает ребенка, что ему необходимо собрать морской пейзаж или морскую звезду либо что-то другое, после чего ребенок приступает к выполнению [26,30,35].
«Колумбово яйцо». Ребенку предлагается части фигуры Колумбового яйца и образцы узоров, которые можно из них сложить. Если ребенок затрудняется, то ему дается трафарет. При успешном выполнении задания, дошкольника просят сложить фигуры, применяя собственное воображение.
Упражнения для развития пространственных представлений:
1. Показать какой рукой нужно писать, есть, рисовать.
2. Показать левой рукой карандаш, показать левой рукой стирательную резинку.
3. Дифференциация правой, левой ноги, правого, левого глаза, уха.
Также необходимо проводить коррекцию эмоциональной сферы детей с правополушарной асимметрией в соответствии с необходимостью преодолеть такие качества, как тревожность, концентрация на собственном «Я», низкий уровень переносимости стресса, конфликтность, низкий уровень адаптации к окружающей среде. Для этого можно применять следующие методы и приемы:
Коррекция тревожности. Для коррекции тревожности можно применять различные виды психотерапии – арттерапию, танцевальную терапию, терапию музыкой, рисование, проигрыванием различных ролей (терапия театральной деятельностью). Изотерапия, как один из самых эффективных видов терапии для преодоления чувства тревоги, конфликтности, концентрации на собственной личности, предполагает раскрытие проблем ребенка при рисовании, осознание им собственных недостатков, неправильных действий, которые совершаются периодически. Тем более, что данный вид коррекционной работы способствует внутреннему расслаблению, снятию повышенного психоэмоционального напряжения [4: с. 3-21, 14,23].
Противострессовая работа должна включать различные виды психологических методов борьбы со стрессом (концентрация внимания на отдельных деталях комнаты, в которой находится ребенок с целью расслабления, снятия стрессового влияния и другие психологические техники расслабления, включающие релаксационные этюды, психогимнастику), а также психофизиологические методы – правильное питание, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, достаточная физическая активность [24,35].
Для коррекции пониженной самооценки, можно давать ребенку проигрывать роли положительных героев, сюжеты с героическими поступками, почерпнутые из русских сказок. Просмотр различных детских фильмов, телепередач с последующим обсуждением также способствует снижению напряженности, конфликтности, обидчивости либо, напротив, чувства вины.
Выводы по второй главе
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы по главе:
1. Существуют следующие методики определения типа межполушарной асимметрии: нейропсихологические пробы «Переплетение пальцев рук», «Поза Наполеона», «Аплодирование». Также в настоящее время применяются такие авторские методики, как тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского, методика Э. Кречмера, методика М. Озьяс. Данные методы дают возможность определить ведущую руку испытуемого, а также скорректировать результаты исследования при помощи проведения дополнительных нейропсихологических проб.
2. Для получения наиболее полноценных, достоверных результатов нейропсихологической диагностики на выявление типа межполушарной асимметрии, необходимо применять комплекс методик, а также соблюдать психологические принципы тестирования: создание положительной атмосферы при исследовании, учет личностных, возрастных особенностей испытуемого.
3. В результате выявленных психологических особенностей левшей (особенностей познавательной и эмоциональной сферы) строится коррекционная программа, которая включает приемы, упражнения и задания на коррекцию умения ориентироваться в пространстве, развитие до оптимального уровня таких функций, как зрительное внимание, восприятие.
4. Коррекция эмоциональной сферы: тревожности, конфликтности, защитного типа поведения, неадекватной самооценки и уровня притязаний, может производиться при помощи арттерапии, музыкотерапии, проигрывания сюжетов из различных детских литературных произведений, просмотра и дальнейшего обсуждения различных детских фильмов, телепередач.
Таким образом, выявление типа межполушарной асимметрии позволяет вовремя разработать различные методы коррекции познавательной и эмоциональной сферы с целью наиболее полной адаптации леворукого ребенка к социуму.
Общие выводы по курсовой работе
1. Можно сделать вывод, что участие правого и левого полушария в реализации психических функций, является дифференцированным. Левое полушарие является мозговой основой осуществления речевых процессов, однако, не стоит умалять значение правого полушария в реализации речи, так как и оно играет при этом определенную, хоть и парциальную роль. Правое полушарие ответственно за нормальное функционирование непроизвольных психических актов, также доказан вклад данного полушария в развитие пространственного мышления, образной памяти.
2. В соответствии с доминированием правого, левого полушария, или их равного участия, выделяют такие виды межполушарной специфики, как левополушарная, правополушарная и равнополушарная (амбидекстры). В данной работе рассмотрены правополушарная и левополушарная асимметрия, как наиболее распространенные типы межполушарной асимметрии. Данные типы были установлены при рассмотрении различных видов асимметрий – моторной, перцептивной и психической (асимметрии в реализации психических функций). Также исследователями были выявлены взаимосвязи между моторной асимметрией и асимметрией полушарий в осуществлении психических функций. Изучены особенности познавательной и эмоциональной сферы у субъектов с доминированием правой (правши), либо левой (левши) руки.
3. Исследователями была выявлена биосоциальная основа межполушарной асимметрии, которая проявляется в зависимости ее специфики от врожденных, генетически обусловленных признаков, а также от социальных факторов например таких, как воспитание, обучение, влияние социального окружения, ранняя психологическая помощь, коррекция уровня развития психических функций и т.д.
3. Как показали практические исследования, у детей старшего дошкольного возраста, с доминированием правого полушария, зрительные внимание и восприятие находятся на более низком уровне развития, чем у дошкольников с доминированием левого полушария. Данный недостаток заключается в низком уровне переключения, концентрации, продуктивности зрительного внимания. Недостатки зрительного внимания и восприятия влияют, в свою очередь, на уровень развития пространственной ориентировки. Старшие дошкольники с доминированием левой руки значительно хуже ориентируются в бытовых ситуациях (на улице, в комнате), чем правши. Также данные затруднения могут быть связаны с тем, что, как правило, окружающая обстановка подстроена под правшей, поэтому леворуким детям приходится применять усилия, умения и навыки для адаптации к привычным для праворуких бытовым действиям.
4. Вместе с тем, выявлены некоторые противоречия в осуществлении психических функций, связанных с пространственным мышлением, у детей с правополушарной асимметрией. Данные противоречия заключаются в более высоком, по сравнению с правшами, развитием интеллектуальных операций, связанных с пространственным синтезом образов. Так, было отмечено, что леворукие дети значительно лучше справляются с такими методиками, как «Графический диктант», «Кубики Кооса», «Тест Векслера». Дошкольники - левши лучше представляют образ, который необходимо изобразить в соответствии с инструкцией задания, поэтому провести нужную линию, чтобы нарисовать объект, им не составляет особого труда. В связи с развитой синтетической функцией, дети данной категории могут легко представить объект в различных положениях, в двумерном или трехмерном виде. По всей видимости правое полушарие играет значительную роль в развитии образного мышления, как отмечалось во втором параграфе первой главы данной работы.
5. В результате проведенных исследований, также было выяснено, что образная память у старших дошкольников с ведущей левой рукой развита гораздо лучше, чем словесно-логическая, что также может быть связано с психологическими особенностями старшего дошкольного возраста.
Таким образом познавательная сфера у детей с доминированием правого полушария по уровню развития в некоторых моментах оказывается недостаточно развитой (зрительное внимание, восприятие), чем у правшей, а в других, напротив, развита лучше (синтетические интеллектуальные способности).
Эмоциональная сфера детей с ведущим правым полушарием отличается меньшей пластичностью, чем у праворуких дошкольников, что проявляется в следующем:
1. Наличием повышенной тревожности в связи с необходимостью применять усилия для ориентировки в бытовых действиях, которые правши выполняют достаточно быстро и привычно.
2. Наличие защитного типа поведения, при котором ребенок стремится доказать, что он лучше, чем о нем думают окружающие.
3. Наличие невротических тенденций.
4. Конфликтность, уход в себя – отчужденность, неправильное отношение к критике.
5. Завышенная либо заниженная самооценка и уровень притязаний.
Можно сделать вывод, что существуют особенности познавательной и эмоциональной сферы, характерные для детей с доминированием левого либо правого полушария. Негативные проявления доминирования правого полушария необходимо вовремя диагностировать и корректировать при помощи различных методов и приемов нейропсихологической, психологической коррекции.
Для определения типа пежполушарной асимметрии существуют специальные нейропсихологические пробы: «Аплодирование», «Поза Наполеона», «Переплетение пальцев рук», и такие авторские методики, как тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского, методика Э. Кречмера, М. Озьяс. При реализации данных методов изучения «рукости», психолог отмечает и заносит в протокол данные о том, какой рукой больше всего действовал ребенок при выполнении заданий тестов, какая рука была ведущей. Если дошкольник пользовался преимущественно обеими руками при осуществлении необходимых действий, то проводятся дополнительные задания, чтобы однозначно выявить доминирование той или иной руки. Как правило, методики включают задания на выполнение действий, требующих определенной сноровки (нанизование бусов на нить, складывание узора из мелких деталей), поэтому необходимо учитывать возможности определенного возрастного периода, влияющего на способность ребенка выполнять те или иные действия. Методики, которые были приведены в данной работе адаптированы для детей старшего дошкольного возраста. При осуществлении диагностики необходимо учитывать принципы реализации психологических диагностических действий: учет возрастных и индивидуальных особенностей, гуманного отношения, построения заданий от простого к сложному, также необходимо учитывать закономерности нейропсихологии – доминирование правого полушария при ведущей левой руке и левого – при ведущей правой.
Коррекция недостатков познавательной сферы, обусловленных спецификой доминирования правого полушария, может осуществляться при помощи различных упражнений на развитие зрительного восприятия, внимания, пространственного мышления. Для коррекции эмоциональной сферы применяются различные виды психотерапии – арттерапия, изотерапия, терапия музыкой.
Заключение
Можно сделать вывод, что каждое полушарие головного мозга, вносит свой парциальный вклад в реализацию различных психических функций. В настоящее время также считается доказанным доминирующее значение левого полушария, содержащего зону Брока, в реализации речевых процессов, а правого - в регуляции непроизвольных психических актов. В соответствии с доминированием определенного полушария головного мозга выделяют следующие виды межполушарной асимметрии: правополушарный (леворукие), левополушарный (праворукие) и равнополушарный (амбидекстры). Вместе с тем деление на три группы является в отдельных случаях условным, так как встречаются более сложные случаи со смешанной специализацией полушарий (так, например, есть леворукие субъекты с доминированием правого уха и глаза и наоборот – праворукие с ведущими левыми глазом и ухом).
При рассмотрении других типов асимметрий полушарий: моторной, сенсорной, психической, можно выделить еще больше отдельных групп. Однако следует отметить, что предпочтение правой или левой руки практически всегда связано с доминирующей работой левого и правого полушария соответственно.
Современные исследования показали, что ЭГГ показатели активности одного из полушарий с возрастом претерпевают закономерные изменения: так, в старости наблюдается снижение показателя межполушарной асимметрии.
Также при изучении трудов ученых-психологов была рассмотрена взаимосвязь вида межполушарной асимметрии с особенностями познавательной и эмоциональной сферы. Для выявления данной взаимосвязи был взят старший дошкольный возраст и описание леворуких и праворуких детей, как наиболее распространенных категорий субъектов, имеющих правополушарную и левополушарную асимметрию. В результате были определены следующие особенности познавательной сферы:
1. У леворуких детей старшего дошкольного возраста развитие зрительного внимания и пространственного восприятия находится на более низком уровне, чем у праворуких.
2. Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные операции пространственного мышления у левшей развиты даже лучше, чем у детей с левополушарной асимметрией, что по всей видимости объясняется значительной ролью правого полушария в манипулировании образами (образное мышление). Данное отличие было выявлено исследователями при проведении методики «Графический диктант», «тест Векслера», «Кубики Кооса», которые были выполнены левшами лучше, чем старшими дошкольниками с праворукостью.
3. Следует отметить, что у леворуких старших дошкольников лучше, чем у правшей, развита образная память.
4. Относительно особенностей эмоциональной сферы можно сделать вывод, что леворукие дети более подвержены стрессу, более конфликтны и тревожны при взаимодействии со сверстниками, также они обладают защитным типом поведения, зачастую демонстрируют неадекватную самооценку и уровень притязаний.
Во второй главе были рассмотрены методы диагностики и коррекции познавательной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста. Так, такие методики, примененные в комплексе, как тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского, методика Э. Кречмера, М. Озьяс позволяют эффективно определять ведущую руку.
При коррекции познавательной сферы детей с леворукостью можно применять такие методики, как «Колумбово яйцо», «Сложи картинку», «Блоки Дьенеша» и т.д. Для коррекции эмоциональной сферы можно применять различные виды психотерапии – арттерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, различные релаксационные этюды, психогимнастику.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Список использованных источников:
1. Абрамова, А.Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3-х до 18 лет / А.Ю. Абрамова. – М.: «Onebook.ru», 2018. – 64 с.
2. Айрапетянц, В. А. Леворукий ребенок / В.А. Айрапетян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 3. - с. 51–58.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. – 3-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 320 с.
4. Аракелов, Г.Г. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей / Г.Г. Аракелов, Е.К. Шотт, Н.Е. Лысенко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2004. – № 2.– с. 3–21.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы психологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 468 с.
6. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 232 с.
7. Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л.И. Афтанас. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. – 126 с.
8. Баулина, М.Е. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте: учебно-методическое пособие / М.Е. Баулина. – М.: Lennex Corp, Подготовка макета: Издательство Нобель Пресс, 2013. – 80 с.
9. Башаева, Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 136 с.
10. Брагина, Н. Н., Доброхотова, Т. А. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 2014. - 208 с.
11. Беглова, Л. И., Скобенко, Л. Д. Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе / Л.И. Беглова, Л.Д. Скобенко // Инновационная наука. – 2018. - № 9. - с. 50–53.
12. Безруких, М. М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких М.: Вентана-Граф, 2008. - 240 с.
13. Белошистая, А.В. Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I—IV классов // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - с. 16 - 22.
14. Визель, Т.Г. Ребёнок и его развитие / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2016. – 140 с.
15. Власова, Л.П., Гольдфельд, И.Л., Минакова Л.К. Межполушарная асимметрия и особенности психики детей дошкольного возраста / Л.П. Власова, И.Л. Гольфельд, Л.К. Минакова // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 35-36;
16. Глозман, Ж.М., Соболева А.Е., Потанина А.Ю. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, А.Ю. Потанина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 80 с.
17. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных / Ж.М. Глозман. – М.: Смысл, 2012. – 264 с.18. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
19. Гудкова, Т.В. Особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. психологических. наук : 17.06.2010 / Т.В. Гудкова. - Санкт-Петербург, 2010. – 26 с.
20. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность / В.С. Дерябин. - Москва: Академия, 2016. - 200 c.
21. Доброхотова, Т.А. Нейропсихиатрия / Т.А. Доброхотова. – М.: БИНОМ, 2019. – 304 с.
22. Егоров, А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения / А.Ю. Егоров. – Спб: Речь, 2014. – 223 с.
23. Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
 24. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Д. Кошелева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
25. Клейберг, Ю. А., Сиротюк, А. Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга / Ю.А. Клейберг, А.Л. Сиротюк // Мир психологии. - 2001. - № 1. - с. 156–165.
26. Ковалец, И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений / И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 215 с.
27. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2014. – 384 с.
28. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / Под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 440 с.
29. Москвин, В. А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / В. А. Москвин, Н. В. Москвина. – М.: Смысл, 2011. - 367 с.
30. Николаева, Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция / Е.И. Николаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
31. Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. Некоторые доказательства генетической обусловленности латеральных предпочтений / Е.И. Николаева, Е.Г. Вергунов. - Асимметрия. – 2017. - т. 11, № 3. - с. 78–86.
32. Николаенко, Н.Н. Современная нейропсихология / Н.Н. Николаенко. - Спб.: Речь, 2013. - 266 c.
33. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2014. - 384 с.
34. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика углублённой психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста: Монография / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2016. – 560 с.
35. Семенович, А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники / М: Просвещение, 2017. – 240 с.
36. Семенович, А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей / А.В. Семенович. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2018. - 250 с.
37. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
38. Спрингер, С., Дейч, Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч; Пер. с англ. А. Н. Чепковой. – М.: Мир, 2001. - 256 с
39. Хватова, М.В. Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности /М.В. Хватова// Вестник ТГУ, т.10, вып.3, 2005. – С. 303-308.
40. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – Спб: Питер, 2008. – 496 с.
41. Чуприков, А. П., Волков, Е. А. Мир леворуких / А.П. Чуприков, Е.А. Волков. - 3-е изд. - Киев: Институт нейропсихиатрии А. Чуприкова, 2015. - 88 с.
42. Беломестнова, Н.А., Адмакина, Т.А. Эмоциональность в свете теории функциональной асимметрии полушарий головного мозга [электронный ресурс] / Н.А. Беломестнова, Т.А. Адмакина // Киберленинка: электрон. науч. проект. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnost-v-svete-teorii-funktsionalnoy-asimmetrii-polushariy-golovnogo-mozga/viewer (дата обращения: 14.09.2021).
43. Куликов, В.Ю., Антропова, Л.К., Козлова Л.А. Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации [электронный ресурс] / В.Ю. Куликов, Л.К. Антропова, Л.А. Козлова // Киберленинка: электрон. науч. проект. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-funktsionalnoy-asimmetrii-mozga-na-strategiyu-povedeniya-individa-v-stressovoy-situatsii/viewer (дата обращения: 12.09.2021).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.