это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3381774
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и система социального партнерства………………………….4
2. Принципы социального партнерства……………………………….…..7
3. Формы социального партнерства……………..………………………11
Заключение………………………………..………………………………14
Список использованных источников………………..…………………..15
Введение
Трудовые отношения являются одной из важнейшей частью жизни
человечества. Регулирование трудовых отношений осуществляется
государством посредством принятия соответствующих нормативных актов,
реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод
субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений
является социальное партнерство в сфере труда.
Социальное партнерство в сфере труда является очень важной частью
отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек
на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и
позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень
важным для каждого из нас. Но, к сожалению далеко не каждый гражданин
Российской Федерации знает, что социальное партнерство в сфере труда
существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере
трудовых отношений.
Раздел II "Социальное партнерство в сфере труда" впервые включен в
ТК РФ. Он содержит наиболее существенные положения регулирования
общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд
других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми
отношениями, входят в предмет трудового права. О том, что отношения по
социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных
переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.
Цель исследования: проанализировать современное состояние
проблемы социального партнерства в Российской Федерации.
Задачи:
- исследоватьпонятие и система социального партнерства;
- изучить принципы социального партнерства;
- охарактеризовать формы социального партнерства.
1. Понятие и система социального партнерства
Становление отношений социального партнерства в условиях
современной российской действительности является их формирование в
условиях отказа государства от централизации регулирования трудовых
отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения
существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого
договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса
труда имеют определяющее значение 1 .
Трудовой кодекс Российской Федерации дает следующее определение
социального партнерства: социальное партнерство в сфере труда (далее
социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками
(представителями работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной власти, органами местного
самоуправления, направленная на обеспечение согласование интересов
работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственного связанных с ними отношений.
ТК РФ - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс
отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное
законодательство применялось в отношении отдельных проявлений
социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей
Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей,
относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального
партнерства».
Сторонами отношений социального партнерства в сфере труда
являются работники, работодатели и органы государственной власти.
Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно
связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо
работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя
1 Ловкова А.А. Социальное партнерство : учеб.-метод. пособие - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 63.
рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в
данном случае не происходит согласования интересов работников и
работодателей.
Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи
интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими
лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального
партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного
самоуправления, в случае если они выступают в качестве работодателей или
их представителей или в иных случаях предусмотренных федеральными
законами.
Стороны социального партнерства участвуют в конкретных
отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих
представителей, уполномоченных в установленном порядке 2 .
ТК РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях
социального партнерства органы государственной власти, органы местного
самоуправления. На практике от имени государства, местного
самоуправления в отношениях социального партнерства выступают
соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении
разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между
работниками и работодателями, государство, местное самоуправление
представляет особый орган - Служба по урегулированию коллективных
трудовых споров.
Система социального партнерства включает несколько уровней:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // "Российская газета",
N 256, 31.12.2001.
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень , устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные
обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
2. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство подчинено определенным принципам.
Принципы социального партнерства - правила, которым должны следовать в
ходе своей деятельности стороны социального партнерства.
Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального
партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального
партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров,
соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их
вине коллективных договоров, соглашений.
Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями
независимости представителей работников и представителей работодателей
друг от друга 3 .
Равноправие сторон социального партнерства также достигается
особой ролью органов государственной власти, органов местного
самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают
3 Гейхман В.Л. Трудовое право : учебник для среднего профессионального образования - 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. С. 142.
в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций
публичной власти, способных диктовать определенное поведение
участникам партнерских взаимоотношений.
Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы
стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам
пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном
уважении друг другу.
Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных
отношениях определяются самим характером отношений социального
партнерства, материальным продуктом которых является договор,
регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В
процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли
соответствующих сторон.
Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального
партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не
может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из
равноправных сторон социального партнерства и содействовать его
демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные
нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального
партнерства.
Соответствующие органы государственной власти, как правило,
обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-
трудовых отношений.
Государство также содействует сторонам социального партнерства в
разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных
переговоров.
Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми
актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением
юридической ответственности сторон социального партнерства.
Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что
соответствующие представители должны обладать полномочиями на
принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для
представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов
социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо
посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных
переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на
представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не
будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и
обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у
представителя, но не у представляемых им лиц.
Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов,
входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и
государственные органы, не вправе обязать представителей сторон
социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным
вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к
обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого
делать 4 .
Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств
говорит о том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не
вправе принудить к принятию решения, которые принимаются в партнерском
порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут
включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий,
установленный для работников трудовым законодательством.
В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя
сторонами следует включать в коллективный договор, соглашение только те
4 Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2019. С.
73.
обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или
иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных
переговоров на основании анализа представленной информации,
характеризующей экономическое положение организации, компетенцию
органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и
непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.
Принцип обязательности выполнения коллективных договоров,
соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения
как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения
(устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение
данного принципа обеспечивается установлением юридической
ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора,
соглашения.
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров,
соглашений - один из способов, обеспечивающих развитие отношений
социального партнерства. При надлежащей организации контрольной
деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление
оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между
представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав
работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением
коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их
выполнение.
Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение
по их вине коллективного договора, говорит о том, что стороны должны
понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая
ответственность, установленная законом. За нарушение трудового
законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены
к дисциплинарной и административной ответственности.
3. Формы социального партнерства
Формы социального партнерства - это способы осуществления
социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в
целях согласованного регулирования трудовых отношений 5 .
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных
договоров, соглашений и их заключению;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений,
обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования
трудового законодательства;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в досудебном
разрешении трудовых споров.
Основной и наиболее распространенной формой социального
партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом
которых является заключение коллективных договоров и соглашений.
Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам
регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними
отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников.
Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств
социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за
выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение
взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного
профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора
по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом.
Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон
5 Лушникова М.В. Социальное партнерство в сфере труда: учебно-методическое пособие / Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2018. С. 40.
социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных
формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок
проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства
самостоятельно.
Участие работников, их представителей в управлении организацией
осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными
документами организации, коллективным договором, локальным
нормативным актом организации.
Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в
число форм социального партнерства объясняется новым порядком
формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых
споров - комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа
представителей работников и работодателя, что позволяет рассматривать ее
как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.
Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем,
содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по
соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не
запрещенные законом.
Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по
вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с
ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным
законом в отношении:
- государственных служащих;
- работников военных и военизированных органов и организаций;
- работников органов внутренних дел;
- работников учреждений и органов безопасности;
- работников органов уголовно-исполнительной системы;
- работников таможенных органов;
- работников дипломатических представительств РФ.
Социальное партнерство может осуществляться на пяти уровнях:
На федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на
трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального
соглашения).
На региональном уровне стороны взаимодействуют также на
трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений, заключение
регионального соглашения).
Взаимоотношения сторон на отраслевом или межотраслевом уровнях
носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого
(межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования
труда в конкретной отрасли либо отраслях. Социальное партнерство на
уровне отрасли может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию
субъекта федерации или муниципального образования.
На территориальном уровне или уровне муниципальных образований
взаимоотношения сторон обычно складываются как отношения
трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего
отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).
На уровне конкретной организации отношения сторон носят
двусторонний характер (заключение коллективного договора,
устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие
которых ограничено рамками соответствующей организации).
Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную
систему социального партнерства, которая позволяет решать многие
вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений.
Заключение
Социальное партнерство - особый тип социально-трудовых отношений,
присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс
реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую
очередь наемных работников и работодателей. Система социального
партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты,
уровни, функции, формы и механизм реализации. Практика партнерских
отношений выработала такие формы их реализации, как коллективные
договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации
социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на
удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением
достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение
действующего законодательства.
Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на
федеральном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а
также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в
организациях и учреждениях.
По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут
быть трехсторонними и двухсторонними. Социальное партнерство
определяется следующими параметрами: наличие соответствующих
организаций для выражения интересов сторон; осуществление переговорного
процесса, в ходе которого происходит согласование позиций и поиск
вариантов решения проблемы; вклад каждой из сторон в решение проблемы.
Социальное партнерство - это сотрудничество и взаимодействие
заинтересованных сторон. Такой подход к социальному партнерству
признает, что профсоюзы заинтересованы в успешной работе организации,
так как это обеспечивает гарантированные рабочие места; сотрудничество
являются способом решения проблем, возникающих между работниками и
работодателями.
Список использованных источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 28.06.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
2. Гейхман В.Л. Трудовое право : учебник для среднего
профессионального образования - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2020. - 382 с.
3. Ловкова А.А. Социальное партнерство : учеб.-метод. пособие -
Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. – 95 с.
4. Лушникова М.В. Социальное партнерство в сфере труда: учебно-
методическое пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль:
ЯрГУ, 2018. - 64 с.
5. Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие –
Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2019. – 128 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!