это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3382743
Ознакомительный фрагмент работы:
Над тем, что следует понимать под «безопасностью»
задумывались многие ученые и философы: начиная от античного
периода и до настоящего времени размышления о данном вопросе не
прекращаются.
Так великий древнегреческий философ Платон под
безопасностью понимал предотвращение вреда. Это понятие у него
ассоциируется с такими понятиями, как «помощь», «спасать», что
видно из приводимых им определений: «помощь – препятствие для
существующего или возможного зла», «спасать – оберегать кого-
либо от вреда». Платон писал о том, что в идеальном государстве нет
места военным столкновениям.
Современные политологи определяют безопасность как
социальный феномен — свойство определенной системы и результат
деятельности ряда систем и органов государства, а также сам
процесс деятельности, направленный на достижение поставленных
задач по обеспечению защищенности личности, общества и
государства. 1
Понимание сущности категории «безопасность» необходимо
для познания выполняемых государством функций: обеспечение
национальной безопасности, защита конституционного строя, защита
прав и законных интересов граждан и др.
В настоящее время законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О
безопасности» закреплено легальное определение понятию
«безопасность». Итак, согласно ст.1 названного закона, безопасность
– «это состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». 2
1 Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации, 2019 год. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://be5.biz/pravo/a037/index.html (дата обращения: 10.09.2021 в
19 50).
Также закон разъясняет, что следует понимать под «жизненно
важными интересами» — совокупность потребностей,
удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества и
государства.
Однако понятие, закрепленное в Законе «О безопасности», не
является единственным. Так, в законодательстве РФ можно выделить
несколько подходов к понятию «безопасность»:
1. «Конституционный подход», основывающийся на пункте «м»
ст. 71 Конституции Российской Федерации: безопасность – предмет
ведения РФ наряду с обороной страны. Категория «безопасность»
раскрывается в соответствии с Конституцией Российской Федерации
Федеральным Конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации».
Так, согласно ст. 24 Федеральному Конституционному Закону
«О Правительстве Российской Федерации»: Правительство
Российской Федерации осуществляет меры по защите суверенитета и
территориальной целостности Российской Федерации, обеспечению
обороны страны и безопасности государства. 3 Также термин
«безопасность» широко употребляется в ряде нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации.
В теории современного конституционного и административного
права обеспечение безопасности рассматривается как осуществление
компетентными органами системы практических мер по охране
2 Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1 [Электронный ресурс]. Электронная
правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа:https://base.garant.ru/5224498/1cafb24d049dc
d1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 10.09.2021 в 19 20).
3 Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Электронная правовая система: «Консуль
тантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/
(дата обращения: 10.09.2021 в 19 20).
государственной тайны, пресечение деятельности иностранных
разведок и ряд других мер.
2. Следующий подход – безопасность в федеральных законах в
различных значениях, отличных друг от друга и от понятия
безопасности государства, а именно:
1) Безопасность зданий и сооружений – это способность
объекта, явления или процесса сохранять свои основные
характеристики, параметры, сущность, при вредных, разрушающих
воздействиях со стороны других предметов, явлений или процессов;
2)Информационная безопасность – это состояние защищенности
от внутренних и внешних угроз;
3)Безопасность дорожного движения – это состояние объектов,
явления или процессов, при которых обеспечивается отсутствие
опасности и создаются благоприятные условия для
функционирования субъектов.
Данные понятия безопасности не являются самостоятельными
сферами государственной деятельности и областями
государственного управления, а относятся, например, к
градостроительной деятельности, дорожному хозяйству, торговле и
другим.
3. Следующий подход к определению категории «безопасность»
содержится в Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Согласно Стратегии, «национальная безопасность Российской
Федерации - состояние защищенности личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз, при котором
обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан
Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни,
суверенитет, независимость, государственная и территориальная
целостность, устойчивое социально-экономическое развитие
Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и
все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде
всего государственную, общественную, информационную,
экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую
безопасность, безопасность личности». А «Обеспечение
национальной безопасности - реализация органами государственной
власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с
институтами гражданского общества политических, военных,
организационных, социально-экономических, информационных,
правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам
национальной безопасности и удовлетворение национальных
интересов».
В данном смысле безопасность — это состояние защищенности
субъекта от угроз, вреда или зла. С точки зрения политологии
понятие безопасности (национальной безопасности) обнаруживает
определенную универсальность, выражая собой идею единства
состояния безопасности. В работах политологов отмечено, что
национальная безопасность, как интегрированная категория,
включает в себя различные виды и подвиды безопасности,
защищаемые государством, которые связаны с жизнедеятельностью
людей, общества и государства. Выделяются такие основные
составные части национальной безопасности как военная
безопасность, безопасность общества, безопасность человека,
безопасность окружающей среды, экономическая безопасность,
информационная безопасность и другие виды безопасности.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации и
юридической литературе понятие безопасности (национальной
безопасности) упоминается в нескольких значениях, которые
отличаются друг от друга.
Итак, понятие «безопасность» является достаточно широким.
Безопасность – неотъемлемая часть жизни общества, поэтому она
является предметом многих сфер юриспруденции. В
административном праве понятие «безопасность» носит
основополагающий характер, выраженный в наличии определенных
предписаний, которые изложены в Кодексе об Административных
Правонарушениях Российской Федерации.
Так, например, примером может послужить наличие в КоАП РФ
главы 20 «Общественные правонарушения посягающие на
общественный порядок и общественную безопасность», из
содержания которой становится ясно, что безопасность является
многогранным определением и затрагивает собой не только
отклонения от предписаний, которые несут в себе особый характер
опасности, как в науке уголовного права, но и затрагивает
предписания при нарушении которых степень опасности для граждан
и ущерба является не таким большим, однако, в существенной мере
влечет за собой определенные последствия для общества.
Примером может послужить, мелкое хулиганство (ст. 20.1.
КоАП РФ), которое по своей сути не является достаточно опасным,
но влечет за собой нарушение в работе ряда субъектов.
В условиях действия ст. 2 Конституции Российской Федерации
особую значимость в сфере административно-правового
4 Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации, 2019 год. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://be5.biz/pravo/a037/index.html (дата обращения: 10.09.2021 в
20 30).
регулирования имеет такая специализированная деятельность
административных органов, как административно-публичное
обеспечение безопасности.
Под административно-публичным обеспечением безопасности
следует понимать урегулированную административно-правовыми
нормами внешневластную деятельность административных органов
по обеспечению исполнения общеобязательных условий и
требований безопасности, связанную с непосредственным
вмешательством в административно-хозяйственную,
организационно-распорядительную и иную деятельность физических
и юридических лиц, организационно не подчиненных данным
органам.
Общеобязательными требованиями безопасности следует
считать закрепляемые в законах и иных нормативных правовых актах
ограничения, запреты и дозволения, направленные на
предупреждение, выявление и нейтрализацию (устранение)
физическими и юридическими лицами вредоносных факторов
окружающей среды, связанных с использованием ими под контролем
государства, на законных основаниях и по назначению техногенных
и природных предметов, явлений и процессов, способных причинить
вред благам и ценностям личности, общества, государства и нации,
предусмотренным Конституцией РФ и текущим законодательством.
К общеобязательным требованиям можно отнести, например:
экологическую безопасность, безопасность дорожного движения,
промышленную безопасность и др.
Под общеобязательными условиями безопасности следует
понимать закрепляемые в законах и иных нормативных правовых
актах установления, предоставляющие возможность физическим и
юридическим лицам осуществлять деятельность или совершать
отдельные действия по использованию под контролем государства,
на законных основаниях и по назначению техногенных и природных
источников. К таким условиям можно отнести, например:
лицензионные, сертификационные, регистрационные и др.
Вышеназванные определения позволяют выделить ряд
отличительных признаков административно-публичного обеспечения
безопасности.
1. Во-первых, административно-публичное обеспечение
безопасности – это представляемая в административно-правовой
форме внешневластная деятельность административных органов,
благодаря которой реализуется обеспечение безопасности.
2. Во-вторых, административно-публичное обеспечение
безопасности – это деятельность административных органов,
обеспечивающих исполнение общеобязательных социальных и
технических условий, ограничений, запретов и дозволений,
установленных законом или иными нормативными правовыми
актами адекватно вредоносным природным и техногенным факторам
окружающей среды и которые охраняются мерами административно-
правового ограничения и принуждения.
3. В-третьих, административно-публичное обеспечение
безопасности – это особая внешневластная деятельность
административных органов, объектом которой являются
урегулированные общеобязательными условиями и требованиями
безопасности общественные отношения, складывающиеся с участием
физических и юридических лиц, которые организационно не
подчинены указанным органам, но наделяются административными
правами и несут административные обязанности по оказанию
содействия деятельности данных органов по обеспечению
безопасности.
4. В-четвертых, административно-публичное обеспечение
безопасности является деятельностью специализированных
административных органов, наделяемых в подведомственной сфере
общественных отношений государственно-властными полномочиями
по обеспечению исполнения общеобязательных условий и
требований безопасности, связанными с непосредственным
вмешательством в деятельность физических и юридических лиц,
организационно неподчиненных данным органам.
5. В-пятых, административно-публичное обеспечение
безопасности реализуется административными органами
посредством использования специальных административно-правовых
методов по обеспечению исполнения общеобязательных условий и
требований безопасности, связанных с непосредственным
вмешательством в деятельность физических и юридических лиц,
организационно неподчиненных данным органам.
Таким образом, систему административно-публичного
обеспечения безопасности образуют административные органы,
наделяемые полномочиями по обеспечению исполнения
общеобязательных условий и требований безопасности, которые
связаны с непосредственным вмешательством в деятельность
физических и юридических лиц.
Названные административные органы наделяются
полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных
условий и требований безопасности в целях охраны и защиты
конституционных и иных законных интересов личности, общества,
государства и нации от вредоносных природных и техногенных
факторов окружающей среды, связанных с правомерной
деятельностью физических и юридических лиц по использованию
техногенных и природных источников опасности, а также в целях
охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от
административных правонарушений и административно-правовых
казусов, способствующих возникновению и (или) развитию
вредоносных природных и техногенных факторов окружающей
среды.
Итак, важнейшими задачами системы административно-
публичного обеспечения безопасности являются охрана и защита
конституционных и иных законных интересов личности, общества,
государства и нации:
1) от вредоносных факторов окружающей среды, связанных с
правомерным использованием физическими и юридическими лицами
техногенных и природных источников опасности;
2) от административных правонарушений, способствующих
возникновению и (или) развитию вредоносных природных и
техногенных факторов окружающей среды;
3) от административно-правовых казусов, способствующих
возникновению и (или) развитию вредоносных природных и
техногенных факторов окружающей среды.
Полномочия административных органов, их системных
образований и должностных лиц, образующих систему
административно-публичного обеспечения безопасности в
Российской Федерации, представляют собой право и одновременно
обязанность издавать административно-правовые акты, заключать
административно-правовые договоры, совершать иные юридически
значимые (административно-правовые) действия по обеспечению
исполнения общеобязательных условий и требований безопасности.
Издание административно-правовых актов по обеспечению
исполнения общеобязательных условий и требований безопасности,
заключение административно-правовых договоров по обеспечению
исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, а
также иные административно-правовые действия по обеспечению
исполнения общеобязательных условий и требований безопасности,
по сути, порождают возникновение, изменение и прекращение
административных правоотношений, складывающихся между
государственными органами, органами местного самоуправления,
физическими и юридическими лицами по поводу предупреждения,
выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных
факторов окружающей среды, связанных с правомерным
использованием физическими и юридическими лицами техногенных
и природных источников опасности, а также влекут
административные правоотношения, складывающиеся по поводу
предупреждения, выявления и нейтрализации административных
правонарушений и административно-правовых казусов,
способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных
природных и техногенных факторов окружающей среды.
В силу специфического содержания указанные полномочия
административных органов можно назвать полномочиями по
административно-публичному обеспечению безопасности, а органы,
наделяемые такими полномочиями, логично назвать органами
административно-публичного обеспечения безопасности, или иначе
субъектами системы административно-публичного обеспечения
безопасности.
Обобщая изложенное, под органом административно-
публичного обеспечения безопасности следует понимать
административный орган, его системные образования и должностное
лицо, которые от имени или с санкции государства наделяются
правом (и одновременно несут обязанность) издавать
административно-правовые акты, заключать административно-
правовые договоры, совершать иные юридически значимые
(административно-правовые) действия по обеспечению исполнения
общеобязательных условий и требований безопасности, связанные с
непосредственным вмешательством в деятельность физических и
юридических лиц в целях охраны и защиты конституционных и иных
законных интересов личности, общества, государства и нации от
вредоносных факторов окружающей среды, связанных с
правомерным использованием физическими и юридическими лицами
техногенных и природных источников опасности, а также в целях
охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от
административных правонарушений и административно-правовых
казусов, способствующих возникновению и (или) развитию
вредоносных природных и техногенных факторов окружающей
среды.
Подводя итог нашему рассуждению, отметим, что безопасность
– важная категория права, затрагивающая все его сферы.
Безопасность в русском языке понимается в двух аспектах: как
состояние защищенности от опасности, защита от опасности,
отсутствие опасности, сохранность, надежность и как состояние, не
несущее опасности кому-либо или чему-либо. Какого-либо
обобщающего понятия, интегрирующего все понятия безопасности, в
Конституции Российской Федерации, не содержится. В связи с этим
каждый юрист, при обращении к понятию «безопасность» в том или
ином нормативно-правовом акте или юридическом источнике должен
четко понимать о какой категории безопасности идет речь и какой
смысл вкладывается в это понятие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]
(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с
поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14
марта 2020 г.). Электронная правовая система «ГАРАНТ». Режим
доступа: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 10.09.2021
в 21 00).
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм.
и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]
Электронная правовая
система «КонсультантПлюс». Режим доступа:http://www.consultant.r
u/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 10.09.2021 в 21
10).
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс].
Электронная правовая система: «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата
обращения: 10.09.2021 в 19 20).
4. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1
[Электронный ресурс]. Электронная правовая система «ГАРАНТ».
Режим
доступа:https://base.garant.ru/5224498/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9
858f/ (дата обращения: 10.09.2021 в 19 20).
Литература:
5. Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право
России. Учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. - М.:
Юрайт, 2016. - 342 c.
6. Краснов, А.С. Административная ответственность. Учебно-
методический комплекс. Сборник административно-процессуальных
документов / А.С. Краснов. - М.: Проспект, 2017. - 651 c
7. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие
для вузов / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2016. - 336 c.
8. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации,
2019
год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://be5.biz/pravo/a037
/index.html (дата обращения: 10.09.2021 в 19 50).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Курсовая работа предмет управление персоналом
Курсовая, Организация деятельности персонала производственного подразделения, менеджмент
Срок сдачи к 30 сент.
По книге сырых в. м. логические основания общей теории права.
Реферат, Теория государства и права
Срок сдачи к 17 сент.
Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности
Отчет по практике, Ознакомительная практика, бжд
Срок сдачи к 17 сент.
Управление прибылью финансового результата организации зао иркутские семена иркутской области.
Отчет по практике, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 24 сент.
Психологические особенности преодоления подростками сложных жизненных...
Диплом, Психология и педагогика
Срок сдачи к 29 нояб.
Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Курсовая, логопедия
Срок сдачи к 5 окт.
Практико-ориентированное задание «Проектирование программного обеспечения объекта автоматизации»
Решение задач, Основы проектирования ПО
Срок сдачи к 21 сент.
Решение задачи по уголовному процессу.
Решение задач, Судебные решения в уголовном судопроизводстве
Срок сдачи к 16 сент.
Анализ авторефератов по предмету исследования
Реферат, экономика и управление на предприятии
Срок сдачи к 26 сент.
Государственное регулирование валютного рынка, аниплагиат не менее 75%
Курсовая, Управление бизнесом и предпринимательство
Срок сдачи к 1 дек.
Составить Номенклатуру дел по экономической документации
Другое, делопроизводство
Срок сдачи к 19 сент.
Решить 15 задач, по 5 в одном задании. Рукописно
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 22 сент.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!