это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3383188
Ознакомительный фрагмент работы:
Как известно, общение занимает важнейшее место в педагогической
практике и оказывает серьезное влияние на мотивацию обучаемых.
Общение – сложный многогранный процесс, изучаемый разными
науками: психологией, социальной психологией, философией, педагогикой,
социологией, лингвистикой и др.
Термин «общение» происходит от латинского communis, означающего
общество, община, общий. Для того чтобы с кем-то обменяться
информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем
попытаться достичь взаимопонимания.
В психологической литературе практически отсутствует четкое
разделение понятий, включаемых в общение, что приводит к определенной
путанице; также нет четкого разделения между понятиями «общение» и
«деятельность». Среди специалистов по проблеме существуют следующие
точки зрения:
Общение есть вид деятельности, причем имеется в виду речевая
деятельность.
Общение – это часть (элемент, аспект) всякой деятельности, оно
включено в любую деятельность, в то время как сама деятельность выступает
в качестве условия общения;
Деятельность и общение – две разные и самостоятельные
стороны социального бытия человека, его образа жизни.
В психологическом словаре общением называют «процесс
установления и развития контактов между людьми, обусловленный
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание другого человека».
Именно психический контакт характеризует общение как
двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и
взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями,
сопереживание, сострадание и сорадость.
Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно
преследуют конкретные цели, в числе которых:
передача информации от обучающего к обучаемому;
формирование компетентностей, т.е. профессиональных умений
и навыков, развитие личностных и деловых качеств обучаемых;
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в
целом;
обмен деятельностью, разнообразными приемами и техниками,
средствами и технологиями;
осуществление коррекции, изменение мотивации обучения и
личностного поведения;
обмен эмоциональными состояниями и чувствами.
Диалектика общения отражается в том, что, с одной стороны, люди при
контактах вступают в противоречия, в конфликты интересов и мнений и
получают отрицательные эмоции, а с другой стороны, природа позаботилась
о самоценности общения, о том, чтобы люди получали удовлетворение,
порой даже комфорт и удовольствие от общения и тянулись друг к другу.
В большинстве случаев, несмотря на трудности реального общения,
многие все же предпочитают его, нежели такие асоциальные нормы
поведения, как «драться или бежать».
Однако хорошо известно, что эффективное межличностное общение
возможно лишь в ситуации, когда обе стороны стараются приложить все
интеллектуальные и психологические усилия, чтобы понять позицию и
поведение друг друга. Это имеет прямое отношение и к процессу
взаимодействия во время обучения.
Никогда прежде навыки эффективного общения не были столь важны и
актуальны для педагогов. Сегодня от них требуется умение эффективно
взаимодействовать с обучаемыми, а также с большим, чем раньше,
многообразием других людей: руководителей, коллег, родителей, деловых
партнеров и т.п.
Кроме того, взаимодействовать необходимо не только достаточно часто
и с разными людьми, но и более оперативно, с учетом бесконечно
изменяющейся информации. Профессиональное педагогическое общение
стало более гибким, мобильным и, к сожалению, менее предсказуемым.
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми
как равными партнерами и приводящая к возникновению психического
контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен
эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность,
взаимную связь между людьми.
Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и
развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в
практическое взаимодействие людей.
Общение может выступать в одно и то же время и как процесс
взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как
процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Данное определение ориентирует на системное понимание сущности
общения, его многофункциональность и деятельную природу.
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к
феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения
осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и
нахождением его места в иерархии других социально-психологических
феноменов, таких как «взаимодействие» , «восприятие» , «взаимоотношения»
и др.
Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев
понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный
феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно.
Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже
когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная
деятельность»; вне общественных отношений человеческая деятельность
вообще не существует…». В то же время он подходит к общению как к
условию «любой деятельности человека».
А.А. Леонтьев разграничивал между собой понятия «общение» и
«взаимодействие». Он, в частности, считал, что общение непосредственно
обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее – коллективную
деятельность. Весь процесс общения, по А.А. Леонтьеву, есть средство
обеспечения коллективной деятельности и выстраивается в своеобразную
«многоэтажную конструкцию: деятельность – взаимодействие – общение –
контакт». Значит, он определял общение, деятельность и взаимодействие в
качестве самостоятельных, но тесно взаимосвязанных между собой
категорий.
С этой позицией согласны многие авторы. Так, например, В.Н.
Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения».
Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он
подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия,
благополучного для процесса деятельности».
В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как
взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной
деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С.
Выготского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом
человеческой деятельности является общение.
Г.М. Андреева исследует взаимодействие как составную часть общения
людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно
существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти
понятия между собой достаточно трудно. Трактуя понятие «общение» как
«реальность межличностных и общественных отношений», она определяет
взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону
общения. По ее мнению, эта «та сторона, которая фиксирует не только обмен
информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих
партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность».
Подход к пониманию взаимодействия как интерактивной
составляющей общения позволяет, как представляется автору, с одной
стороны, исключить отрыв взаимодействия от коммуникации, а с другой –
избежать их отождествления.
И.М. Юсупов пишет, что общение выступает как специфическая форма
взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной
деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен
деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства,
установки, приемы, результаты. Общение охватывает особый класс
отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие или
противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или
эмоциональная глухота».
Фундаментальное исследование соотношения категорий
«взаимодействие», «общение» и «деятельность» осуществляется в ряде работ
А.А. Бодалева, который утверждает, что общение – это всегда
взаимодействие людей. Вместе с тем, говоря о соотношении понятий
«деятельность» и «общение», он пишет, что «межличностное общение по
основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть
которого составляет взаимодействие человека с человеком». Он раскрывает
характерные черты межличностного взаимодействия, в рамках которого
всегда происходит «взаимодействие людей, отличающихся особенностями их
эмоциональной сферы и воли». Это приводит к тому, что в процессе общения
«постоянно развертывается взаимодействие характеров и больше
взаимодействие личностей».
Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности
индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений
человека. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном
общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются
не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань
общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе
отношения.
Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась
определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и
понимания других социально-психологических феноменов как
взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения
принимается общение.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!