это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3397860
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc83594815 \h 2Глава 1. Теоретические основы изучения физики и астрономических явлений PAGEREF _Toc83594816 \h 4Глава 2. Методика ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями.Педагогический опыт по использованию экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физическими и астрономическими явлениями PAGEREF _Toc83594817 \h 7Заключение PAGEREF _Toc83594818 \h 12Список использованных источников PAGEREF _Toc83594819 \h 14
ВведениеДошкольное воспитание - начальное звено системы непрерывного образования. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям, ребенок начинает осознавать свое место в природе. Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются.
Потребность в передаче постоянно обновляющейся образовательной информации вытесняется необходимостью формирования средств и способов управления информационными потоками, т.е. вопрос стоит не столько о сообщении знаний, сколько о технологии формирования навыков мышления и деятельности.
К сожалению, в настоящее время недостаточно разработана методика ознакомления дошкольников с физическими явлениями и законами, астрономическими явлениями. Эти направления входят в общий курс по ознакомлению с окружающим и изучаются вскользь, большее внимание уделяется объектам и явлениям живой природы. В этом состоит актуальность проблемы.
Цель работы – провести обзор астрономических методов исследования, доступных для обсуждения с дошкольниками.
Задачи:
1.Охарактеризовать теоретические основы изучения физики и астрономических явлений.
2.Изучить методику ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями. Изучить педагогический опыт по использованию экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физическими и астрономическими явлениями
Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс дошкольников.
Предмет исследования - изучение физики и астрономических явлений.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ и синтез, обобщение и классификация, наблюдение.
Теоретическая база исследования - работы Волосниковой Т.В. [4], О.А. Еник [2], А.И. Ивановой [3], и др. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения физики и астрономических явленийПриродой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, воздух, горы, почва, радуга, вода, небо, камни, планеты и галактики и т.д.). Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Само понятие "неживая природа" настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины. При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует. В состав неживой природы учеными включены элементарные частицы; атомы; химические элементы; небесные тела, звезды; галактика; Вселенная [4, с.33].
Неживая природа - это то, с чем человек сталкивается с самого первого момента своей жизни и непроизвольно познает ее. С самого рождения дети днем видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая. Человечество научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта. Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Интересна программа "Детское экспериментирование", разработанная И.Э., Куликовской, Н.Н. Совгир. Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Известно, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Одной из реализуемых задач является расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
При систематизации и подборе разделов программы использован принцип "от простого к сложному". В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И.С. Фрейдкин "Ознакомление с неживой природой", В.Н. Аванесова, Г.В. Урадовских "Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности" и др., данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.
Данная программа содержит разделы "Измерение", "Земля и ее место в Солнечной системе", "Вещество", "Движение", "Свет и цвет", "Звук и слух", "Магнетизм", "В мире электричества", "Человек и законы природы". Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе "Развитие естественнонаучных представлений". При организации экспериментально - исследовательской деятельности используются различные методы и приемы: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование опыты, дидактические игры и др. [1]. Все это были парциальные программы развития, или специализированные, локальные, включающие экологическое воспитание ребёнка.
Глава 2. Методика ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями.Педагогический опыт по использованию экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физическими и астрономическими явлениямиДетское экспериментирование это длительный разносторонний процесс, включающий и живое наблюдение, и проводимые ребенком опыты. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает умением исследовательской деятельности - начиная от постановки проблемы и выдвижения гипотезы и последующей проверке ее с помощью опытов. Ему доступны приемы простого планирования эксперимента, сравнения и анализа наблюдаемых процессов с полученным результатом и т.д. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что у детей дошкольного возраста проведение экспериментов, наравне с игрой считается ведущим видом деятельности. Эксперименты стимулируют интеллектуальную активность и познавательный интерес ребёнка.
Необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы [5, с.142-143].
Педагогическая идея данного опыта:
-расширение знаний о роли экспериментирования для развития дошкольников;
-формирование представлений о правильной организации экспериментов с детьми-дошкольниками. Диапазоном опыта является целостная среда воспитательно-образовательных процессов (занятие, игра, упражнения, опыт, эксперимент).
Методологическую базу формирования у ребенка чувства природы, являющегося ядром экологического и эстетического воспитания ребёнка, представляет собой принцип отражения, ставящий в единую последовательность и связь чувственное и абстрактно-логическое постижение, обращенное, в конечном итоге, снова к практике, или к чувственной предметной деятельности людей. Чрезвычайно важно сохранение данного принципа в единстве экологического и эстетического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Не всякая деятельность может прямо выявить эстетические стороны природы для дошкольников. Для того, чтобы научиться оценивать красоту видов растений, контрасты цветов, света, симметрию явлений, созвучие звуков, свойства времени и пространства, надо участвовать в познании их как чувственном, так и в абстрактно-логическом. А это требует от воспитателей вовлечения дошкольников в наблюдения свойств ландшафтов, организации упражнений, которые развивают слуховое, а также зрительное восприятие, умения обобщать и анализировать собственные впечатления, свои оценки [3]. Дошкольникам необходимо наблюдать, а затем отмечать красоту лесов, лугов, садов, замечать красоту различных явлений и объектов окружающей среды: темные тучи, яркие небесные светила, разноцветные камушки в водоемах и т.д.; рассматривать узоры мороза на стекле, снежинки, замечать сверкание на снегу; отличать и сопоставлять виды цветов и листьев, видеть относительную величину, различную окраску, формы предметов; слышать красоту звуков природы: шум ветра, шелест листвы, звон весенней капели; отличать и уметь сопоставлять самые характерные особенности сезонных явлений в природе (краски, звуки, запахи).
Деятельность экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, развивает наблюдательность, мыслительную активность. Структура детского экспериментирования. Также как любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Его цель: развитие умений дошкольника взаимодействовать с исследуемыми предметами в "лабораторных" условиях, используя их как средства познания окружающего мира. Его задачи: развитие процессов мышления; развитие операций мышления; освоение методов познавательной деятельности; развитие причинно-следственных отношений и связей. Содержание: информация о явлениях и объектах, предметах. Мотив: познавательные "Это что?", "Что такое?". У старших дошкольников познавательная активность имеет направленность: "Узнаю - научусь - познаю" Средства: язык, речь, действия поискового характера. Формы: деятельность элементарно-поискового характера, опыты, эксперименты. Условия: постоянное усложнение, организация условий по самостоятельной учебной занятости, использование проблемных ситуаций Результаты: опыт самостоятельной деятельности, работы исследовательского характера, новые умения и знания, составляющие целый спектр новообразований для данного возраста. Цели опыта:
Выявление эффективности использования детского эксперимента как метода формирования познавательных интересов при ознакомлении с объектами и явлениями неживой природы.
Расширение знаний педагогов о формировании познавательных интересов и познавательной активности дошкольников с помощью средств экспериментальной деятельности.
Знакомство детей с объектами неживой природы в связи со средой обитания, а также формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающей его природой. Задачи опыта:
Учить дошкольников наблюдать за объектами и явлениями неживой природы.
Учить детей конкретным способам проведения экспериментов и исследований объектов неживой природы.
Учить детей проводить простейшие опыты, используя природные объекты, соблюдать правила безопасности [2, с.581]. Для того чтобы направить действия маленького исследователя в нужное русло, можно использовать особый тип игр-занятий, основу которых составляют действия экспериментирования, подводящие дошкольника к познанию мира природы, физическую сущность которого малыш будет понимать значительно позже, когда пойдет в школу, а пока только накопит практический опыт под руководством взрослого. Работая с детьми по ознакомлению с неживой природой можно использовать различные формы, приемы, методы работы: наблюдения, опыты, обучающие игры, беседы, прогулки, а также многое другое. Состав и структура зоны экспериментирования. Дидактический компонент: схемы, таблицы, модели, содержащие алгоритмы выполнения опытов; -серии картин, изображающих природные сообщества; -книги познавательного характера, альбомы. Компонент оборудования: -материалы распределяются по разделам: "Песок, вода, глина", "Звук", "Свет", "Магниты", "Бумага", "Стекло", "Резина"; -природные материалы: камни, ракушки, спилы, листья деревьев, мох, семечки, почва разных видов и т.д.; -утилизированный материал: куски проволоки, кусочки кожи, мех, ткань, пластмасса, дерево, пробки и др.;
-технические материалы: скрепки, гайки, болтики, гвоздь, винтик, шуруп, детали от конструктора и др.;
-разные виды бумаги: картон, обычная, наждачная, копировальная и др.;
-красители: пищевые, непищевые (гуашь, акварель, любые краски и т.д.); -медицинские материалы: пипетка с закругленным кончиком, колба, деревянные палки, мерная ложка, резиновая груша, шприц без иглы
- прочие материалы: зеркало, воздушный шарик, масло, мука, сахар, соль, цветное и прозрачное стекло, свечи и др.
-сито, воронка - половинки мыльницы, форма для льда - приборы-помощники: увеличительные стекла, песочные часы, микроскоп, лупа
Планирование работы со старшими дошкольниками по экспериментированию. Работа с детьми нужно направлять на уточнение всего множества свойств и признаков предметов и объектов, взаимосвязи и взаимозависимости предметов и явлений. Основная часть исследований, проводимых детьми, основывается на формировании у них следующих знаний:
О явлениях природы (погода, круговорот воды, движение небесных тел и солнца, снегопад) и явлениях времени (сутки, день-ночь, месяц, год, сезон). . Об агрегатном состоянии воды (вода - основа всего; как образуется снег, град, лёд, иней, роса, туман, радуга; рассматривание снежинки в лупу и т.д.) Важнейшая особенность детского эксперимента состоит в следующем - в нем встречаются две противоречивые тенденции: превращения раскрывают перед ребенком незнакомые стороны и свойства явлений и объектов, а с новыми знаниями рождаются новые вопросы. Наличие таких двух тенденций делает простой эксперимент ведущим методом продуктивного познания ребенком явлений неживой и живой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
ЗаключениеОзнакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления постоянно присутствует в ближайшем окружении дошкольника, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка.
Неживая природа - это то, с чем человек сталкивается с самого первого момента своей жизни и непроизвольно познает ее. С самого рождения дети днем видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Для знакомства с физическими явлениями в ДОУ активно используется поисково-познавательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого. Поисково-познавательная деятельность дошкольников протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуются в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе. Знакомясь с законами неживой природы, ребенок учится анализировать и сравнивать происходящие явления; понимать, почему они протекают так; устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Рекомендации по построению содержания занятий по формированию элементарных астрономических знаний
1. Ориентируясь на примерную тематику занятий, сформулировать программное содержание. Предусмотреть, чтобы каждое занятие решало триединство задач: развивающих, обучающих, воспитывающих.
2. В соответствии с тематикой занятия подготовить информационную справку для детей (то знание, которое будет сообщаться детям, или на основе которого будет построено обсуждение). Информационная справка готовится на основе справочной литературы: энциклопедий, учебников, словарей по проблеме.
Важно: информация должна быть научно обоснованной. Даже привычные и общепринятые на первый взгляд факты следует перепроверить с помощью справочных изданий [6].
Список использованных источников1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. - 112 с.
2.Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С.581-583.
3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
4.Казаручик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - с.33-37.
5.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу "Мир природы", утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. - сосТ.о.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
6.Тятюшкина Нина Николаевна, Ермак Оксана Анатольевна Серия «Творчество в детском саду» (соавторы) Тропинками Вселенной Методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знаний у старших дошкольников.Из опыта работы дошкольного учреждения № 464 г. Минска.Под редакцией А.В. Корзун/Мозырь
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!