это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3402712
Ознакомительный фрагмент работы:
Кризис – сосредоточение резких и капитальных сдвигов, изменений и переломов в
личности. Основой каждого кризиса становится выбор перед человеком, который он
должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения. Именно это решение
может повлиять на результат дальнейшего развития в будущем на всех этапах взросления
личности 1
Как утверждал немецко-американский психолог развития и психоаналитик Эрик
Хомбургер Эриксон кризис - это конфликт противоположных тенденций, возникающих
вследствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных
требований, предъявляемых к индивиду. Кризис не является чем-то деструктивным (т.е.
направленный на разрушение, нарушение) 2 . Похожего мнения были Лев Семенович
Выготский (советский психолог), Лидия Ильинична Божович (советский психолог)—
считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой
личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного
противоречия. А Сергей Леонидович Рубинштейн (советский психолог и философ),
Александр Владимирович Запорожец (советский психолог) считали это проявлением
девиантного (т.е. отклоняющегося), злокачественного проявления.
Достаточно подробно проблема кризисов развития рассматривается в теории
психосоциальных кризисов Эрика Эриксона. По мнению психолога человек на
протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для
каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет
возможность последующего расцвета личности 3 . Неудачное разрешение одного из этих
кризисов приводит к тому, что, разрешая следующий кризис, человек вынужден
разрешать противоречия, свойственные не только для данного кризиса, но и для
предыдущего. Однако это дается гораздо труднее. Это затрудняет процесс социализации
и, например, объясняет такое социально-психологическое явление, как позднее
взросление, социальная пассивность и др.
Первый кризис (доверие – недоверие) человек переживает на первом году жизни.
Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности
ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство
глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.
Таким образом, развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним
взрослых людей, в первую очередь матери. В процессе разрешения первого кризиса уже
могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или
отстраненности от них.
Второй кризис (самостоятельность – сомнения в себе и стыд) переживается в
раннем детстве – в возрасте от 1 года до 3 лет. Связан с первым опытом обучения,
особенно с приучением ребенка к чистоплотности.
Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные
отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или
слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда
или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над
собственным организмом. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в
1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.
2 См.: Кузьменко В.В. Манахов С.В. Личностный кризис: особенности, критерии, понятие./
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА сборник
материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. 2016 Издательство: Московский
государственный областной университет (Москва)
3 См.: Столяренко, Л.Д Основы психологии/ Л.Д. Столяренко, Л.Д.– Ростов на Дону: Издательство «Феникс»,
2000
своих способностях, испытывает лишения. Слабо развита речь, сильное желание скрыть
свою ущербность от окружающих.
Третий кризис (инициатива, активность – чувство вины, пассивность)
соответствует второму детству (с 3 до 6 лет).
В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («Я – сам»). Планы, которые он
постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него
чувства инициативы, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым,
включение в полоролевое поведение (например, напоминания мальчикам «Ты же
мужчина, а мужчины не плачут» зачастую помогают гораздо больше других
воспитательных средств). Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности
могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис (трудолюбие – чувство собственной неполноценности)
происходит в младшем школьном возрасте (от 6 до 11 лет).
В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. Расширяется
круг его интересов, блекнет ранее незыблемый родительский авторитет, он учится
формировать собственные мнения и совершать самостоятельные поступки, а также
отвечать за них. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов
воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство
неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане
собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис (жизненное самоопределение – путаница ролей) переживают
подростки (11 и 16–18 лет). Поиски идентификаций (усвоения образцов поведения
значимых для подростка людей).
Этот период характеризуется появлением чувства своей неповторимости,
индивидуальности, непохожести на других. Типичная черта этого периода – «ролевой
мораторий» (от лат. moratorium – отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется,
но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к
себе. В этот же период происходит поиск идеалов и примеров для подражания,
строительство планов на будущее, самоопределение в вопросах «каким быть?», «кем
быть?». Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его
потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать.
При успешном разрешении кризиса подросток формирует мировоззрение, заявляет о себе
как об индивидуальности, осуществляет четкую половую поляризацию в формах
поведения. Неспособность подростка к идентификации или связанные с нею трудности
могут привести к ее «распылению» или же путанице ролей, которые подросток играет или
будет играть во всех сферах жизнедеятельности. Может наступить выраженное
стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром (в частности,
непонимание форм поведения, соответствующих данному полу), застревание на прошлом
вместо мыслей обудущем и др.
Шестой кризис (близость к людям – изоляция от людей) свойствен молодым
взрослым людям в возрасте 18–25 лет.
Эриксон утверждал, что это очень важный период в психосоциальном развитии. Самый
главный результат, к которому человек должен прийти за этот период – достижение
личностной зрелости, сюда относится и самостоятельность, контроль над своим
поведением, осмысление своих ценностей, убеждений и моральных норм 4 .
Этот возрастной период сопровождается частыми стрессовыми ситуациями и
состояниями.
1. стремление к идентификации с собой, а также друг с другом.
2. появление ответственности, которой до этого момента не было и страх перед ней.
4 См.: Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 213 с.
3. Появление проблем, связанных с выбором жизненных ценностей. Тем самым
происходит формирование внутренней позиции по отношению к себе и другим.
4. низкая удовлетворенность собой и неуверенность в своем будущем 5 .
Решающим звеном на данном этапе является кризис идентичности. Под воздействием
новых социальных и биологических факторов, молодые люди определяются с выбором
своей будущей профессией. Эриксон говорил, что только кризис идентичности может
создать основу для выбора успешной профессии в будущем. Образ будущей профессии
влияет на характер протекания данного возрастного кризиса. Сложнее кризис протекает
тогда, когда будущая профессия не до конца прояснена и раскрыта, когда нет
соответствующих условий для освоения практических навыков. И наоборот, когда в
рамках учебного процесса предусмотрено практическое усвоение профессиональных
навыков и применение их на практике 6 .
Также данный период времени связан с поиском любимого человека, вместе с которым
предстоит прожить семьей продолжительное время. При успешном разрешении кризиса
выражено стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям.
Отсутствие подобного опыта приводит к избеганию людей, к изоляции человека и его
замыканию в самом себе, к состоянию одиночества.
Седьмой кризис (творчество, жизненная активность – застой,
сосредоточенность на себе, на своих проблемах) переживается человеком в возрасте
40–45 лет, а иногда и позднее.
Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности),
выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его
воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и
созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, супружеская жизнь идет
иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает
супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных
отношений
Его успешное разрешение характеризуется продуктивной и творческой работой над собой
и другими людьми, удовлетворенностью семейными отношениями, гордостью за своих
детей. В случае неразрешения этого кризиса у человека выражен эгоизм, эгоцентризм,
непродуктивность в работе, исключительная забота о самом себе.
Восьмой кризис (полнота жизни – отчаяние) переживается во время старения,
особенно с выходом человека на пенсию.
Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение
зависит от того, как этот путь был пройден. Человек постоянно раздумывает о прошлом,
но может приходить к различным итогам. Достижение человеком цельности основывается
на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в
котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые
поступки в единое целое, если он приходит к выводу, что жизнь прожита зря, что времени
осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро, то он завершает свою жизнь в
страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново, но вместе с
тем стремясь получить от жизни больше, чем было получено. Особенно остро в этот
период ощущение отсутствия в мире порядка, доброго, разумного начала.
Таким образом, каждый из этих кризисов является своеобразной ступенью в
восхождении к идеалу – гармонично развитой личности. Успешное преодоление этих
кризисов определяет гармоничность процесса социализации личности.
5 См.: Трофименкова А.Г. Особенности протекания кризиса юности/ Вестник экспериментального
образования. 2017
6 См.: Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов -
на-Дону: Рост. гос. строит. унт. 2005. - 60 с.
Динамическая функциональная структура личности
Советский психолог, доктор психологических наук Константин Константинович
Платонов понимал личность - как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся
во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при
сохранении функции.
Динамическая структура фиксирует основные компоненты в психике индивида в
непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный
момент своей жизни человек предстает как личность, пребывающая в определенном
психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении
индивида. Эта структура динамическая потому, что она не остается неизменной ни у
одной конкретной личности: с раннего детства до самой смерти она меняется
Функциональной является потому, что она как целое, так и составные её элементы
рассматриваются как психические функции.
Концепция Платонова выделяет детерминанты (т.е. обуславливающие факторы),
определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные
социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
Структура:
1) Направленность.
Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения,
мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности
личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды
потребностей.
2) Социальный опыт.
Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на
основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и
даже генетически обусловленных свойств личности.
3) Индивидуальные особенности психических процессов.
Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических
процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления,
эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. К.К. Платонов
намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу
биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В
наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась
на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать
другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они
свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их
развитие биологического фактора. Процесс формирования и развития индивидуальных
особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
4) Биопсихические свойства.
Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства
личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в
значительной степени зависят от физиологических особенностей мозга. Процесс
формирования этой подструктуры осуществляется путем тренировки.
В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.
Приведём пример:
убежденность и заинтересованность — относятся к первому элементу;
начитанность и умелость — ко 2-ому;
решительность и сообразительность — к 3-ему;
истощаемость и возбудимость — к 4-ому.
Другие лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей ряда
личных собственных подструктур. Примером может являться музыкальность как
взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур.
Критериями выделения подструктур являются:
1) отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного,
2) каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент
формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
3) объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.
Различные структурные связи координаций существуют и между
подструктурами, и внутри каждой из них. Связи субординации более отчетливо
выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой
одной подструктуры. При этом зависимость черт личности 1 -й подструктуры
от черт 2 -й, и вместе – от черт 3 -й, и их всех вместе – от черт 4 -й выражена
отчетливо и объективно.
Список литературы
1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов -
на-Дону: Рост. гос. строит. унт. 2005. - 60 с.
2. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 213 с.
3. Кузьменко В.В. Манахов С.В. Личностный кризис: особенности, критерии, понятие./
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. 2016 Издательство:
Московский государственный областной университет (Москва)
4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.
5. Столяренко, Л.Д Основы психологии/ Л.Д. Столяренко, Л.Д.– Ростов на Дону: Издательство «Феникс»,
2000
6. Трофименкова А.Г. Особенности протекания кризиса юности/ Вестник экспериментального
образования. 2017
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!